Халяльное кафе что это
Халяльное кафе что это
Можно ли есть в кафе, где подают и халяльную, и запретную еду?
Сейчас появилось много ресторанов, которые предлагают блюда с халяльным мясом наряду с блюдами, где используют запретные ингредиенты. Да и почти в любом обычном кафе можно найти рыбное или вегетарианское блюдо без мяса. Казалось бы, можно пойти и спокойно пообедать. Но все не так просто. Попробуем разобраться, можно ли в принципе ходить в такие места.
Мусульманину следует быть особенно внимательным, когда речь идет о еде, и отстраняться от запретного.
سنن الترمذي ت بشار (4/ 249)
قُلْتُ لِلْحَسَنِ بْنِ عَلِيٍّ: مَا حَفِظْتَ مِنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟ قَالَ: حَفِظْتُ مِنْ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: دَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لاَ يَرِيبُكَ،
مختصر صحيح الإمام البخاري (1/ 36)
عن النعمان بن بشيرقال: سمعتُ رسولَ اللهِ — صلى الله عليه وسلم — يقول: » الحَلالُ بين، والحرامُ بين
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ كُلُواْ مِمَّا فِى ٱلۡأَرۡضِ حَلَـٰلاً۬ طَيِّبً۬ا وَلَا تَتَّبِعُواْ خُطُوَٲتِ ٱلشَّيۡطَـٰنِۚ إِنَّهُ ۥ لَكُمۡ عَدُوٌّ۬ مُّبِينٌ
Не следует есть в таких местах, где подают запретную (харам) еду, ведь даже халяльная еда в таких заведениях может загрязниться при соприкосновении с запретной.
سنن الترمذي ت بشار (4/ 410)
حَدَّثَنَا القَاسِمُ بْنُ دِينَارٍ الكُوفِيُّ، قَالَ: حَدَّثَنَا مُصْعَبُ بْنُ الْمِقْدَامِ، عَنِ الحَسَنِ بْنِ صَالِحٍ، عَنْ لَيْثِ بْنِ أَبِي سُلَيْمٍ، عَنْ طَاوُوسٍ، عَنْ جَابِرٍ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ فَلاَ يَدْخُلِ الحَمَّامَ بِغَيْرِ إِزَارٍ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ فَلاَ يُدْخِلْ حَلِيلَتَهُ الحَمَّامَ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ فَلاَ يَجْلِسْ عَلَى مَائِدَةٍ يُدَارُ عَلَيْهَا بِالخَمْرِ
Более того, если в ресторане подают вино, то его владельцы, даже если они мусульмане, считаются грешниками (фасиками), поскольку постоянно совершают большой грех продажи вина. А прежде чем принять свидетельство грешника, необходимо тщательно изучить дело.
Имам ас-Сарахси пишет:
فإن اعتبار دينه يدل على صدقه في خبره واعتبار تعاطيه الكذب وارتكابه ما يعتقد الحرمة فيه دليل على كذبه في خبره فتتحقق المعارضة بينهما ولهذا أمر الله تعالى بالتوقف في خبر الفاسق بقوله تعالى
Таким образом, если владельцы ресторана, в котором подают вино, говорят, что у них мясо — халяль, им можно поверить, только скрупулезно проверив информацию. Просто так им нельзя верить на слово.
В любом случае будет правильно вообще не посещать кафе и рестораны со смешанным питанием, чтобы не делать ничего, что ассоциируется с грехом. Мы должны заботиться о своей репутации и о репутации Ислама.
عن علي بن الحسين أن صفية بنت حيي زوج النبي صلى الله عليه وسلم أخبرته أنها جاءت رسول الله صلى الله عليه وسلم تزوره وهو معتكف في المسجد في العشر الغوابر من رمضان فتحدثت عنده ساعة من العشاء ثم قامت تنقلب فقام معها النبي صلى الله عليه وسلم يقلبها حتى إذا بلغت باب المسجد الذي عند مسكن أم سلمة زوج النبي صلى الله عليه وسلم مر بهما رجلان من الأنصار فسلما على رسول الله صلى الله عليه وسلم ثم نفذا فقال لهما رسول الله صلى الله عليه وسلم على رسلكما إنما هي صفية بنت حيي قالا سبحان الله يا رسول الله وكبر عليهما ما قال إن الشيطان يجري من ابن آدم مبلغ الدم وإني خشيت أن يقذف في قلوبكما (رواه البخاري ؛ الرقم 5751)
Зейд ибн Сабит сказал:
إني لأكره أن أرى في مكان يساء بي الظن
رواه البيهقي في شعب الايمان ، فصل في من أبعد نفسه عن مواضع التهم ، الرقم: 6534
“Я не люблю, когда меня могут увидеть в месте, из-за которого обо мне могут подумать дурно”.
К тому же, никто из нас не защищен от греха. Кто даст гарантию, что шайтан его никогда не сможет соблазнить вкусной едой? Конечно, соблюдающий мусульманин вряд ли закажет свинину, если увидит ее в меню. Но вы можете со стопроцентной уверенностью сказать, что станете расспрашивать официанта обо всех ингредиентах, скажем, кусочка торта “Наполеон” (чтобы убедиться, что там нет запретного)?
Если же вы предполагаете, что вам захочется заказать что-то запретное, вам запрещено даже заходить в такой ресторан, чтобы защититься от соблазна.
На что обратить внимание
Разрешенное удовольствие. Что такое халяльная кухня?
Сегодня во многих супермаркетах можно встретить халяльные продукты. Мусульмане называют их «продуктами духовного происхождения», а сторонники правильного питания и продвинутые кулинары считают халяль своеобразным знаком качества и гарантией безопасности. Что же такое – халяль?
Это понятие пришло к нам из ислама. В священной книге мусульман – Коране объясняется, все, что разрешил Аллах – это халяль, то, что запретил, — харам, а то, о чем промолчал, — разрешено в качестве Его милости, но халяльная кухня – это не просто перечень того, что нужно исключить из рациона. Для халяльных продуктов установлен ряд особых требований, которые следует неукоснительно соблюдать, и практически все они связаны с безопасностью для здоровья человека.
Запретные плоды
Для начала о том, чего нельзя употреблять в пищу правоверному мусульманину.
1. Хищные животные и птицы, а также те, кто питается падалью (львы, волки, шакалы, кошки, собаки, обезьяны, ястребы, соколы, стервятники и пр.)
2. Любое животное, умершее своей смертью, убитое хищником, забитое палками и пр.
3. Ящерицы, змеи, черепахи.
4. Мулы и ослы. Запрещено также пить молоко ослицы. Мясо лошадей есть можно, но не очень рекомендуется.
5. Все обитатели моря, кроме рыбы и морских водорослей. Причем рыбу можно есть без условия, что она убита особым способом. Исключение – рыба, умершая своей смертью и плавающая на поверхности воды. Такая рыба – харам.
8. Продукты с кровью
Почему халяль – это полезно и безопасно
Особый момент – гуманное отношение к животным. Для халяльных птиц и скота создают максимально естественные и комфортные условия содержания, а выращивают их исключительно на экологически чистом корме.
Халяльных птиц выращивают исключительно на экологически чистом корме.
Случается, что обычные курицы едят много нечистой пищи, с халяльными птицами такое исключено – им дают лишь натуральные растительные корма без компонентов животного происхождения, ГМО, гормонов, стимуляторов роста и прочих вредных добавок. Например, Группа агропредприятий «Ресурс», выпускающая халяльный бренд «AN-NOOR», подбирает для своих кур индивидуальный рацион на основе зерновых и злаковых культур с добавлением витаминов и минералов, нужных для здорового развития птиц. Производят комбикорма на собственных предприятиях, расположенных в Краснодарском и Ставропольском краях, республике Адыгея и Тамбовской области. В качестве сырья для их выпуска используются сельскохозяйственные культуры, выращенные на пахотных землях ГАП «Ресурс», поэтому в кормах гарантированно отсутствуют импортные компоненты, которые могут содержать ГМО.
Перед забоем проверяется здоровье каждого цыпленка, а убой осуществляется наиболее гуманным способом – остро отточенным ножом быстро перерезается шейная артерия. Варварские способы убийства – размозжением черепа или забой электротоком запрещены. Оператор ручного убоя осуществляет надрез, поворачивая голову птицы в сторону Мекки и произнося «Биссмилях!». После этого естественным путем происходит сток крови.
Соблюдение гигиенических норм на всех этапах производства, включая хранение и логистику – жесткое требование для продукции халяль. Суть халяля не в ущемлении потребностей при помощи ограничения ряда продуктов, а в отказе от того, что может вам навредить. Именно поэтому, халяль и стал в наши дни своеобразным эталоном качества.
На что обратить внимание
В последнее время халяльная продукция стала популярной не только среди мусульман. Все больше людей расценивают ее как гарантию безопасности и пользы для здоровья. Халяль сегодня доступен в оптовых и розничных сетях, в некоторых магазинах появились даже специальные секции с халяльной продукцией. На волне моды некоторые производители пытаются использовать это слово в маркетинговых целях и предлагают товары, которые делают без соблюдения всех необходимых правил. Как не ошибиться в выборе халяльной продукции? Все просто – обратите внимание на специальную маркировку «халяль». Она может наноситься только на те продукты, которые прошли контроль центра сертификации «Халяль». Этот знак и означает соответствие высоким стандартам, других вариантов быть не может.
Знак «Халяль» украшает всю продукцию бренда «AN-NOOR» – и замороженную, и охлажденную. В удобных инновационных упаковках, разработанных в соответствии с последними мировыми тенденциями, в продаже есть охлажденные тушки, куриные бедрышки, ножки, голени и крылышки. А еще куриные сердца, печень и желудки, ведь субпродуткты халяльных птиц и животных тоже есть разрешается. Качество продукции «AN-NOOR» действительно на высоте, неслучайно бренд имеет не только маркировку от Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России, но и аккредитации Агентства по стандартизации и метрологии ОАЭ и Государственного управления по контролю пищевых продуктов и медикаментов Королевства Саудовская Аравия.
Всю продукцию бренда AN-NOOR украшает знак Халяль
Рецепты с курицей халяль
Шашлык из куриной печенки
Такой шашлык из куриной печени готовится очень быстро. При желании можно взять баранью или говяжью печенку. Здесь используется прием обертывания куска мяса в ломтик бараньего курдючного жира – шашлык получается нежнейший и ароматный.
Шашлык из куриной печенки
Запеченная курица с рисом и помидорами
Рис и курица – классическое сочетание. Но зачем готовить их отдельно, если можно сделать это вместе? Смешайте рис и овощи, добавьте курицу, а остальное за вас сделает духовка. Подарите себе час свободного времени, вечером в будни он никогда не бывает лишним.
Запеченная курица с рисом и помидорами
Джедлибже курица в сметане
Это самое вкусное на свете блюдо из курицы. Не верите? Скорее попробуйте его приготовить! Идеальное джедлибже получается из деревенской курицы, выросшей на вольном выпасе, и деревенской же сметаны.
Джедлибже курица в сметане
Цыпленок в тажине “Тунисская ночь”
Цыпленок в тажине “Тунисская ночь”
Курица с абрикосами и миндалем
Куриное мясо любят готовить во всем мире, но на Востоке оно получается особенно вкусным благодаря специям и приправам, которые добавляют во время приготовления. Попробуйте курицу с абрикосами и миндалем в восточном стиле.
ПРАВОВЕРНАЯ ЕДА
Самарский муфтий о том, что такое настоящий халяль
01 февраля 2017, 15:44 3 819
Автор: Антон Черепок
За последние годы во всём мире отмечается резкий рост популярности и производства халяльных продуктов, и это касается не только стран с подавляющим числом мусульман. Например, Бразилия, где мусульман насчитывается всего 0,0002% от общего населения страны, вошла в тройку мировых экспортёров продукции, приготовленной по канонам ислама.
В Самаре, где мусульманская община существует с конца XVIII века, долгое время не существовало каких-то особенных заведений с халяльной продукцией, зато сейчас точки продаж и кафе открываются практически на каждом шагу.
ДГ решил разобраться в причинах такой популярности и обратился за помощью к председателю Регионального Духовного Управления мусульман Самарской области, муфтию Талип-хазрат Яруллину.
— Слово «халяль» происходит от арабского al-halal — то есть то, что разрешено. Харам — то, что мусульманину запрещено.
Халяль, если говорить относительно пищи, то это дозволенные религией ислам животные и домашние птицы, которые были зарезаны с именем Аллаха. В основном это коровы, овцы, верблюды, домашняя птица и т. д. Их режут, произнося слова: «Бисмиллях, Аллаху Акбар» в переводе с арабского: «С именем Аллаха. Аллах Велик».
Для того, чтобы этот процесс был правильным, необходимо соблюсти определённые условия. Забой производится так: кадык животного должен оставаться на стороне головы, чтобы одновременно были перерезаны две артерии, пищевод и трахея. Таким образом вся кровь сходит, и мясо получается чистым, без плохого привкуса.
— Можно ли есть халяльную пищу немусульманам?
— Некоторые считают, что, если мясо заготовлено по мусульманскому обычаю, то оно подходит только для мусульман, но это не так. Все продукты, которые произведены из такого мяса, колбасы или нарезки, разрешены и для мусульман, и для других людей.
— Что точно не может быть халяльной продукцией?
— Харам для мусульманина — это, во-первых, свинина и все производные. Даже кожа, которая выделана, запрещена для использования у мусульман. Продажа свинины, покупка ее, забой, содержание — всё это запрещено.
Иногда можно слышать от людей: «Я сам не употребляю, но содержу и забиваю, продаю и тем зарабатываю». Но эти деньги являются харамными, то есть запрещёнными.
Запрещено то, что содержит алкоголь, наркотики, табак — то, что вредно для человека. Даже если капля спиртного есть, правоверный мусульманин такую пищу не употребляет. Даже возьмём хороший торт, если читаешь его состав, а там коньяк — всё, мы его уже не употребляем. Так что нам приходится выбирать из огромного количества продукции, что мусульманину разрешено.
Мы не можем употреблять в пищу мясную продукцию, если мясо в её составе не произведено по мусульманскому обычаю. Ограничений очень много.
Например, если в состав маргарина входит растительный жир — он разрешён, если не дозволенный религией животный жир — запрещён к употреблению. Ещё один пример: желатин производится из остатков животной продукции, но мы не знаем, как она была забита, — скорее всего, не халяльным способом, так что он тоже под запретом.
Нам приходится очень избирательно подходить к пище. Например, если какое-то застолье, то мы можем есть рыбу, овощи, фрукты. Но уже к колбасе и другим продуктам не притрагиваемся, если не знаем, халяль это или нет.
— Понятия «халяль» или «харам» касаются не только еды?
— Что ещё является харамом? Например, человек приобрёл что-то на средства, вырученные от продажи нехаляльной продукции, к примеру, алкоголя. Произвёл, продал, даже если сам не пьёт, но деньги получил и что-то купил, пусть даже одежду или пищу, — всё это является запретным. Харам — если человек даёт кому-то деньги под процент и этим пользуется — Аллах запрещает это. Человек, который даёт под проценты, берёт либо оформляет такую сделку, совершает грех.
— Как понять обывателю, халяльная продукция перед ним или нет?
— У нас при РДУМСО есть «Комитет халяль» с определёнными полномочиями, которые позволяют работникам комитета совершить проверку на соответствие стандарту «Халяль» продукцию, её производство и реализацию.
Сегодня бренд «Халяль» очень популярен, и часто, делая вывеску «Халяль», но никак её не оправдывая, люди открывают торговые точки. Ладно, если они продают заводскую продукцию, которая сертифицирована на соответствие стандарту «Халяль». Когда у продавцов спрашиваешь про мясо — они отвечают: «Конечно, халяль». Но оправдывающего документа у них иногда нет. Тут возникают сомнения, и мы надеемся на честность этого человека, но нажива, к сожалению, может пересилить моральные принципы.
Иногда, чтобы нажиться, перекупают где-то, не проверяя халяльность продукции. «Некогда ездить, забивать по-своему, вроде от того, что я скажу, что это халяль, ничего не изменится», — считают некоторые продавцы. Тем самым они заблуждаются и впадают в грех. Истинный мусульманин боится греха и ведёт праведный образ жизни.
Если у человека есть сомнения в халяльности продукции того заведения, где он хочет что-то купить или поесть, то он может попросить сертификат на соответствие стандарту «Халяль». Даже если вам скажут: «Ой, я такой правоверный», то всё равно должны быть доказательства.
— Как работает «Комитет халяль»?
—Сотрудники «Комитета халяль» приходят, смотрят место, где продаётся продукция, оборудование, как обрабатывается мясо. Потом проверяются поставщики, есть ли у них все справки. Если человек сам забивает и является имамом, то он расписывается в справке о забое.
Если мусульманин не является имамом, то он приглашает кого-то из священнослужителей и говорит: «Либо сами забейте, либо засвидетельствуйте, что забивается правильно и со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар». И вот он режет, а имам свидетельствует и ставит печать. Вот такое мясо является дозволенным.
Когда всё это проверяется, то выдается сертификат, и человек может продавать свою продукцию не только в нашей области, но и в другие регионы и даже за границу. Например, в арабских странах есть большая потребность в продукции птицефабрик, но наши птицефабрики, к сожалению, не могут обеспечить необходимый объём продукции халяль.
— А как производится забой на фабриках?
— У нас есть забойщики, которые в определённый день по договоренности делают забой. Если бы заводы переходили на массовый выпуск халяльной продукции, то и покупателей было бы больше. Ведь халяль берут не только мусульмане — это как значок экологически чистого продукта.
На птицефабриках отличие халяль-забоя от обычного в том, что, когда привозят кур на забой, наши забойщики проверяют, живы ли куры, здоровы, без повреждений ли.
— Во многих местных магазинах «Халяль» продают конину. Это халяльное мясо или традиционное татарское блюдо?
— Конина для российских мусульман является халяль.
Вообще, конина сегодня традиционно употребляется в пищу среди татар. Раньше коней использовали для войны или работы в качестве тягловой силы, поэтому некоторые учёные ислама не рекомендовали употреблять конину в пищу. Но в наше время, в век техники, мусульмане Волго-Уральского региона употребляют конину в пищу, так как кони сейчас не являются рабочей силой, их заменила техника.
— Как быть мусульманину, если нет возможности есть халяльную пищу?
— В экстренных случаях для сохранения жизни употреблять запретное дозволяется. Например, в армии или в заключении — ты же не можешь достать халяль и вынужден есть то, что дают. Но харамом нельзя насыщаться, а можно только поддержать жизнь. Как только у мусульманина появляется возможность выбора между халялем и харамом, он должен выбирать только разрешённое (халяль).
Это касается даже лекарств. Если в составе есть алкоголь, мусульманин должен найти замену, и только в том случае, если таковой нет, он может нарушить запрет. Опять же, только ради спасения жизни.
— Есть шутка, что свинину или алкоголь можно употреблять после захода солнца, будто «Аллах не видит».
— «Аллах не видит» — это как «родителей дома нет». Все нарушения — от слабости веры, ведь нельзя к каждому поставить сторожа. У истинного верующего есть внутренний стержень веры, который не позволяет человеку совершить греховное деяние. Каждый человек сам будет отвечать за свои поступки.
— Есть ли какие-то правила поведения в заведениях под вывеской «Халяль», где собирается много мусульман?
— Если человек заходит в заведение под вывеской «Халяль», то, конечно, лучше вести себя соответствующим образом, уважительно. И спасибо иноверцам, что они с пониманием относятся к нашим традициям. Например, в некоторых мечетях есть столовые, и они приходят туда, повязывают платки, заходят и обедают. Мы благодарны им, что они никоим образом в спор не вступают, а уважают порядок того народа, в чей дом они входят.
Одежда мусульманина — это прикрытость. Если человек мусульманин, он должен, по крайней мере, быть прилично одет в соответствии с его религией и традицией.
— Любой человек может прийти в столовую мечети?
— Столовая мечети открыта для всех людей в независимости от его мировоззрений и национальности. Например, когда мы проводим мероприятия, к нам приходят разные люди, совсем не обязательно мусульмане. Приглашаем своих родственников, знакомых, людей, с которыми вместе работаем. Гостеприимство, щедрость и радушие — визитная карточка мусульманина и показатель его искренней веры.
Где в Самаре можно поесть халяльной пищи?
Кафе «Аль-Халяль»
Одно из самых популярных заведений халяльной еды в Самаре — кафе «Аль-Халяль» на Коммунистической, 4Б.
Найти свободное место в обеденное время здесь практически нереально, а в зале царит атмосфера настоящей дружбы народов — за соседними столиками могут сидеть респектабельные бизнесмены, военные, стражи правопорядка, молодёжь всех мастей и приезжие рабочие.
Здесь очень демократичные цены: популярная самса с говядиной, которой можно пообедать, стоит 60 рублей, шурпа — 160 рублей, а самое дорогое блюдо, шашлык из баранины, обойдётся в 250 рублей.
На входе стоит умывальник и есть молельная комната.
Столовая при мечети
При Самарской исторической мечети на улице Алексея Толстого, 61 есть столовая, куда может зайти изголодавшийся странник любого вероисповедания либо вообще без такового. С 9:00 до 17:00 кроме выходных тут кормят вкусной домашней едой, большой ассортимент первых и вторых блюд и свежая выпечка.
Цены очень приятные — первое стоит 50 рублей, второе — 70 рублей, а выпечка — по 35 рублей.
Так как столовая находится прямо в мечети, на входе следует снять обувь. Ну, и лучше всего садиться за столы по правилам: мальчики отдельно, девочки отдельно и с покрытой головой!
Рядом с мечетью, кстати, есть продуктовый магазин с широким ассортиментом халяльной еды.
Фастфуд «Тюбетей»
В фудкорте ТЦ «Аврора Молл» на Аэродромной, 47 недавно открылся отдел «Тюбетей» татарской сети быстрого питания, отвечающей стандартам халяль. Очередь есть практически всегда, хотя обслуживают быстро. Самое популярное блюдо — «Кыстыбый» с различной начинкой, подозрительно напоминающее мексиканские такос. Например, «Батыр» за 135 рублей — две говяжьи котлеты с овощами, сыром и соусом в слегка обжаренной круглой лепёшке.
Также здесь кормят пельмешками ручной лепки «Кияу пильмэне» за 99 рублей и множеством других блюд вроде элеша, эчпочмаков с различной начинкой, а поят кофе и татарским чаем за 35 рублей.
Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»
Можно ли православным употреблять халяльную пищу?
Увидев на прилавке продукт со пометкой “Халяль” (Halal, Халал), несведущий человек вряд ли придаст этому значение, приняв эту надпись за простой знак фирмы. На самом деле стоило бы задуматься, т.к. это слово (от арабского al-halal — разрешенное) означает, что сей продукт не нарушает исламских запретов (“харам”). Постараемся разобраться что это за запреты, и можно ли нам, православным, вкушать халяльную еду.
Что такое халяльная пища?
В исламе “халяль” чаще всего означает разрешенную к употреблению пищу. В основном это относится к мясу.
У мусульман запрещены в пищу:
Есть ещё некоторые особенности: например, нельзя, чтобы животные были задушены, нельзя употреблять некоторые части животных (гениталии, эндокринные железы, желчный пузырь и пр.), нельзя употреблять в пищу плотоядных наземных животных (тигр, волк и др.).
Эксперты Комитета приготовления мяса по стандарту “Халяль” рассказывают об алгоритме производства:
Магазины с халяльной едой
Впервые законно халяльная пища появилась в столице нашей Родины в 80‑х годах прошлого века в киоске при Соборной мечети. Сегодня же открываются всё новые торговые точки с халяльной продукцией в каждом районе Москвы. Халяльное мясо весьма популярно среди потребителей, т.к. считается одним из наиболее безопасных продуктов. Изначально предполагается, что животное должно быть выращено на экологически чистом корме без применения гормонов и др. вредных добавок.
Мы можем встретить пометку “халяль” и на кондитерских изделиях. В данном случае она означает, что при приготовлении не использовался свиной жир.
Надо сказать, что халяльная еда стоит дороже обычной. С этим связаны случаи подделок халяль-продуктов, когда, например, в т.н. халяльных пельменях была найдена свинина. Поэтому теперь, чтобы на продукте была пометка “халяль”, необходимо получить специальный сертификат.
В Польше запрещено убивать скот халяльным путём
С 2013 года Правительство Польши запретило ритуальный забой скота — мусульманский халяль и иудейский кашрут. Это вызвало недовольство тех стран, которым Польша поставляла мясо, соответствующее ритуальным правилам забоя для иудеев и мусульман, а также еврейских и мусульманских организаций внутри самой страны.
Обоснование запрета — противоречие такого способа умерщвления животных конституции Польши. Ритуальный забой скота без оглушения животных считается жестоким, защитники прав животных категорически против этого. Заметим, что для стандартов халяль и кашрут животное, как было сказано выше, при забое должно быть в сознании и чувствовать боль.
Польша до 2013 года — один из крупнейших стран-экспортеров халяльного и кошерного мяса. Запрет производства такой продукции предвещал миллионы долларов убытка для этой европейской страны. Однако этот факт не заставил Польшу изменить взгляды и отменить данное постановление Конституционного Суда.
Фредерик Фред, глава одного из французских обществ защиты животных, рассказал в одном из интервью о процессе ритуального забоя скота: «Это связано с бОльшим страданием. Я регулярно бываю на бойнях и могу сказать, что, когда видишь быка, которому перерезают горло, становишься свидетелем агонии животного. Шокирует в первую очередь не сам акт перерезания горла, но агония животного в результате этого, которая может длиться до 14 минут».
Можно ли употреблять в пищу “халяль” православным христианам?
Теперь, когда у нас есть достаточно информации о халяльной пище, переходим к ответу на главный вопрос: можно есть халяль православным или нет? Для этого сначала разберёмся, является ли халяльная еда идоложертвенной?
Мусульмане приносят в жертву животных в определённое для этого время, читая ряд молитв и выполняя ритуальные действия. При производстве халяльного мяса этих действий не совершается, как и не произносятся те молитвы, которые совершаются при жертвоприношении. Например, при жертвоприношении нужно, чтобы животное лежало на левом боку и направление его головы тоже определено. Для производства разрешенного мусульманам мяса этого не требуется.
Таким образом, халяльное мясо идоложертвенным не считается в библейском понимании (в отличие от ритуально забитого барана на празднике Курбан-байрам).
И всё же, необходимо обратить внимание на то, что и при заклании животного для жертвы, и при производстве мяса “халяль” во время перерезания горла животному произносятся одни и те же слова: “Бисмиллях, Аллаху акбар” («С именем Аллаха, Аллах велик!»).
Вряд ли религиозные чувства православного христианина останутся спокойными при употреблении таких продуктов. Однако как быть в тех случаях, если православный в гостях у мусульманина? Не будет ли проявлением нелюбви к ближнему отказ от трапезы в подобной ситуации?
Бывает, что православный христианин живёт в стране, где невозможно купить другие продукты, кроме халяльных. Как быть?
Поэтому можем дать следующую рекомендацию: православный христианин может вкушать халяльную еду только, если нет возможности купить другую пищу (или православный в гостях у мусульман), и еда не куплена в мечети (имеется в виду, что сам православный не должен покупать еду в мечети).
И, конечно же, пища вкушается только после молитвы и крестного знамения (что принято для любой пищи).
В подобных случаях не стоит смущаться и бояться вкушать данную еду. Если же есть возможность купить обычный продукт без надписи “халяль”, православному христианину следует предпочесть его.