Ханума о чем произведение
Показом спектакля «Ханума» завершился 157-й сезон в тюменском драмтеатре. Похоже что труппа окончательно обжилась на новом месте. В репертуаре театра только один спектакль из созданных на старой сцене, а новые постановки учитывают технические возможности нового театра.
После смерти Цагарели в 1902 году его произведения почти забыли, однако «Ханума» остается в репертуаре грузинских театров. В 1972 году в ленинградском большом драматическом театре пьесу «Ханума» ставит Георгий Товстоногов, который несколько переработал ее сюжет, а русский текст и слова песен написали Борис Рацер и Владимир Константинов. Оригинальную музыку к спектаклю написал Гия Канчели. Спектакль, в котором роль Вано Пантиашвили играл Владислав Стржельчик, тепло принимался публикой, не сходил со сцены много лет. БДТ во время гастролей показывал этот спектакль и в Тюмени.
Вызывает недоумение подбор актеров на роли в спектакле.
Пусть заглавная роль Ханумы — безусловная удача молодой актрисы Эвилины Ризеповой. наблюдая за ее игрой даже забываешь, что Ханума написана для амплуа комичных старух. Повторюсь, Эвилина — молодая актриса, старух она поиграть еще успеет. Хорошо, трактуйте Хануму, как молодую, но перепишите ее диалоги, не отправляйте ее на пенсию, и замените ей партнера. Константин Антипин — актер еще не старый, но его комплекция делает его старше своих лет. Каждый актер играет свою роль очень хорошо, а дуэт не получается. Интересный дуэт мог бы получиться у актрис Ризепова — Игонина. Но молодая, начинающая сваха в темпераментном великолепном исполнении Игониной, все равно получается старше Ханумы, а надо наоборот! Если бы их поменяли ролями, уверен, что спектакль хуже бы не стал, и Антипину бы играть было проще.
Скобелев — актер любимый публикой, особенно женщинами. Многие его роли — несомненные актерские удачи, но Вано Пантиашвили не из их числа. У Сергея получается постаревший и погрузиневший Голохвастов. Если уж так хотелось занять Скобелева в этом спектакле, то можно было бы предложить ему другую роль, или переписать эту под молодого. Поверьте, молодость — недостаток, который с годами проходит. Пройдут годы, и очень скоро — лет через 20 — старики станут основой репертуара для Скобелева, и молодых ролей ему, пожалуй, уже никто не даст. А пока — играй молодых, пока сам молодой, Сережа!
После спектакля на сцену вышли все актеры тюменского театра — как занятые в спектакле «Хануме», так и не занятые в нем. Актеры посмотрели на зрителей, мы на актеров — мы похлопали, они поклонились и на сим расстались до сентября.
Ханума (спектакль)
«Ханума» — музыкальный спектакль Ленинградского Большого драматического театра, поставленный режиссёром Георгием Товстоноговым в 1972 году. Спекталь был записан для телевидения в 1978 году.
Содержание
История спектакля
Взяв за основу классический водевиль «Ханума» Авксентия Цагарели, Георгий Товстоногов его переработал: текст актуализировали популярные в то время комедиографы Борис Рацер и Владимир Константинов, и конечно, в оригинальной версии не было стихов Григория Орбелиани, которые читает в спектакле сам Товстоногов. Воссоздание грузинского колорита было возложено на художника Иосифа Сумбаташвили, создавшего превосходные декорации старого грузинского города, и композитора Гию Канчели.
Сюжет
Действие происходит в конце ХIХ века в Тифлисе (Грузия), где соперничают две свахи — Ханума (Людмила Макарова) и Кабато (Валентина Ковель).
Старый князь Вано Пантиашвили (Владислав Стржельчик), пропивший и прогулявший всё, что можно и что нельзя, ищет богатую невесту, чтобы оплатить долги и выкупить заложенное имущество. Ханума подыскала ему не слишком молодую и, как позже выяснится, некрасивую невесту с приличным приданым — Гулико; князь знает невесту только по описаниям Ханумы (причём возраст её в этих описаниях постепенно увеличивается), но его интересует главным образом приданое.
Кабато сватает князю юную и прекрасную дочь купца из Авлабара [4] Микича Котрянца. Нувориш, сын бедного сапожника, Микич Котрянц мечтает выдать свою дочь Сону замуж за аристократа, чтобы получить доступ в высшее общество и ездить по городу в карете с гербом; в то же время он считает такой брак, независимо от возраста жениха, истинным счастьем и для самой Соны. Ради достижения своей цели он нанял дочери учителя — Котэ Пантиашвили (Геннадий Богачёв), племянника Вано, тоже князя, но об этом не знают ни Сона, ни её отец. Котэ обучает Сону французскому языку, пению, танцам, хорошим манерам, — за этими занятиями учитель и ученица уже давно полюбили друг друга.
Кабато убеждает князя Вано в том, что у Гулико никакого приданого нет, и приводит к нему Микича Котрянца. Дочь купца из Авлабара представляется князю не лучшей партией, но размеры приданого поражают его воображение. Князь и купец заключают предварительный договор, и Микич приглашает будущего зятя на смотрины.
Сона (Елена Алексеева) в отчаянии: она хочет выйти замуж за Котэ и ни за кого другого; Ханума, имеющая в этом деле свой интерес, берётся помочь влюблённым.
Когда, в отсутствие Микича, в его дом приезжает князь, перед ним, надев свадебное платье с фатой, скособочившись и сильно хромая, вместо Соны предстаёт Ханума. Шокированный как обликом невесты, так и её вульгарными манерами, князь в ужасе покидает дом, не дождавшись хозяина.
Вечером к князю Вано приходит Ханума и уговаривает его жениться на Гулико; тем временем мимо дома князя в фаэтоне проезждает юная красавица; это Сона, но Ханума выдаёт её за Гулико. Князь очарован, — если бы он с самого начала знал, что Гулико так юна и хороша собой. Он без колебаний подписывает брачный договор.
Решив сделать это в городской бане, Вано Пантиашвили созывает друзей, чтобы проститься с ними как подобает. Но самоубийство князя не входит в планы Ханумы; с её подачи Котэ объявляет, что готов пожертвовать собой ради любимого дяди и жениться вместо него на дочери Котрянца, — в конце концов, он тоже князь. От души сочувствуя племяннику, Вано принимает жертву.
В финале Микич Котрянц с радостью обнаруживает, что возлюбленный его дочери — самый настоящий князь, и притом, в отличие от дяди, не тунеядец и не пропойца; а князь Вано с огорчением узнаёт в невесте племянника свою Гулико, — в то время как истинная Гулико, на которой ему приходится жениться, оказывается пострашнее «каракатицы». За всеми этими событиями и Ханума находит себе достойного жениха в лице приказчика Микича, Акопа (Николай Трофимов), и передаёт своё дело неудачливой Кабато.
Действующие лица и исполнители
Стихи Григола Орбелиани («Мухамбази», 1861) в переводе Николая Заболоцкого читает Георгий Товстоногов.
Спектакль «Ханума»
Источник:
Как стола без тамады,
Как Арагви без воды,
Как базара без хурмы,
Свадьбы нет без Ханумы!
Этот текст автора пьесы Цагарели «Ханума» звучит уже более 20 лет на сцене Нижегородского государственного академического театра кукол. Высокий заряд позитивных эмоций, искрометный грузинский юмор, красочные декорации, захватывающий своей интригой сюжет обеспечивают популярность спектакля уже четверть века. Успех спектаклю гарантирован и благодаря мастерству актеров-кукольников, исполняющих роли в спектакле, а задействовано 20 человек. Виртуозная игра артистов, мастерство вождения тростевой куклы завораживают зрителя, особенно в сценах массового характера. Тонким юмором, необыкновенной пластикой пронизаны сцены грузинского базара или грузинской бани.
Художнику и режиссеру спектакля удалось решить сложную задачу – научить кукол двигаться с такой точностью, что зритель просто поражен танцами в исполнении кукол.
Да разве может кого-то оставить равнодушным искрометный водевиль на музыку Гия Канчели! На целых 2 часа вы забудете о своих проблемах, окунетесь в атмосферу солнечной Грузии, окажетесь на улицах Авлабара, попадете на шумный рынок и увидите историю сватовства и грандиозного обмана, который, однако, заканчивается шумной свадьбой. В этой истории победу одержит не богатство и знатный род, а доброе сердце. Если вы любите весело проводить время, этот спектакль определенно для вас.
Более подробную информацию можно посмотреть на сайте театра.
«Сведения предоставлены организацией ГБУК НО «Нижегородский государственный академический театр кукол» посредством АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры»
Минкультуры России не несет ответственность за размещенные информационные материалы, в том числе за тематику и содержание анонсируемых мероприятий. Размещение сведений на сайте производится автоматически и не является одобрением или рекомендацией анонсируемых мероприятий Министерством культуры Российской Федерации». Для размещения информации в данном разделе зарегистрируйтесь в АИС ЕИПСК по адресу: https://pro.culture.ru
© 2004 – 2021, Министерство культуры
Российской Федерации (Минкультуры России)
Ханума
Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова
И з статьи Оксаны Мерзликиной «Ханума» в газете «Московская правда» (2010 г.):
Спектакль по пьесе Авксентия Цагарели «Ханума». Комедия написана грузинским драматургом более ста лет назад. Она неоднократно воплощалась: сначала на сцене драматического театра, потом музыкального, потом появилась на киноэкране. Пожалуй, все воспринимают ее не просто как водевиль с куплетами, а как настоящий своеобразный мюзикл с песнями, танцами и пантомимой. Музыка народного артиста Грузинской ССР Гии Канчели, написанная в 1973 году к спектаклю АБДТ им. А.М. Горького, вполне популярна и узнаваема. Особенно после того, как на всю страну была показана телеверсия «Ханумы».
Из статьи Евгения Авраменко «Артисты товстоноговской «Ханумы» поздравили «Мастерскую» с премьерой» в арт-журнале «Около» (2012 г.):
В театре подсчитали, что 2012 год объединил несколько круглых дат, связанных с «Ханумой». В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения и 110 лет со дня смерти Цагарели — грузинского драматурга, режиссера и актера; 130 лет прошло с даты написания «Ханумы»; и, наконец, 40 лет назад состоялась премьера знаменитого спектакля БДТ.
У Товстоногова были прекрасные соавторы: музыку сочинил Гия Канчели, а пространство, в котором разворачивалось действие, оформил художник Иосиф Сумбаташвили. Его сценография была «фантасмагорией в духе Пиросмани». Как часть старинной атмосферы выступали кинто (это в Грузии мужчины, занимающиеся торговлей или без определенного занятия), в «Хануме» — безымянные персонажи, исполнявшие музыкальные номера и участвовавшие в перестановках, отчасти служители просцениума.
Конечно, в разговоре о «Хануме» нельзя не вспомнить самое начало спектакля, излюбленный момент театральных мемуаров. Голос самого Товстоногова, записанный на пленку, воскрешал строки грузинского романтика Орбелиани:
Только я глаза закрою — передо мною ты встаешь!
Только я глаза открою — над ресницами плывешь!
О, царица, до могилы я — невольник бедный твой…
Для русских артистов это явилось в каком-то смысле испытанием: соответствовать духу грузинской культуры, этому особому поэтическому восприятию мира. Но предложенная Товстоноговым игра в старину, веселая стилизация увлекала, затягивала и раскрепощала.
Интервью с Людмилой Макаровой в газете «Восточно-Сибирская правда» «Всех сводит с ума Ханума» (2003 г.):
Кто не знаком с Ханумой? Этой ролью прославилась блистательная, неподражаемая Людмила Макарова, петербургская актриса.
Спектакль, ставший классикой, театральным бестселлером, поставил выдающийся режиссер Георгий Товстоногов. Он долго шел в Ленинградском БДТ им. М. Горького, позже была сделана его телевизионная версия, и со знаменитой свахой познакомилась вся страна. Я посмотрела фильм по ТВ в Иркутске. А вскоре увидела народную артистку СССР Л. Макарову «живьем» — в спектакле-бенефисе «Дорогая Памела» на сцене ее родного БДТ им. Г.А. Товстоногова.
Могла ли я не напроситься на интервью к актрисе-легенде? Шутка ли: Людмиле Иосифовне 82 года, и она 65 лет служит в театре! 34 года из них работала с Товстоноговым… Была женой знаменитого актера Ефима Копеляна…
Мы встретились в ее гримерке. Когда-то тут «царствовала» знаменитая Мария Александровна Призван-Соколова, любимая актриса Макаровой. Здесь есть и ее снимки…
— А среди «всего прочего», конечно, Ханума. Визитная карточка актрисы. Любимый спектакль. Удивительно, как в такой русской актрисе Товстоногов разглядел Хануму!
— Актриса должна все уметь, перевоплощаться в кого угодно. И потом, когда проведешь столько лет с Георгием Александровичем и в большой дружбе с актерами… Было очень легко играть и репетировать. У нас собралась грузинская группа: художник, балетмейстер, композитор. Мы так весело и интересно репетировали! И довольно быстро сделали спектакль. Публика до сих пор о нем вспоминает. Даже сейчас в кассе спрашивают: «А когда «Ханума» будет?»
— Сколько вы ее играли?
— Очень долго и много, больше 300 спектаклей, наверное. Пока не начались печальные события в нашем театре — один за другим стали уходить из жизни актеры: Копелян, потом Стржельчик. Короче говоря, спектакль сошел. Восстанавливать его было трудно. Несколько раз пытались, но не получилось. Хорошо, что остались воспоминания. И до сих пор зрители смотрят «Хануму» по телевизору. Мне даже из Тель-Авива звонили и говорили, что смотрели (там же много наших, ленинградцев), и в таком восторге все! Это был наш любимый спектакль. Так что если вы его посмотрели, я очень рада за вас.
Светлана Мазурова
ханума
Смотреть что такое «ханума» в других словарях:
Ханума — Ханума: Ханума пьеса А.А. Цагарели. Ханума грузинская экранизация пьесы Цагарели, другое название «Кето и Котэ». Ханума спектакль БДТ Товстоногова по пьесе Цагарели, записанный в 1978 году для телевидения. См. также Ханум… … Википедия
ханума — провал, капут, конец, хана, тетя ханум Словарь русских синонимов. ханума сущ., кол во синонимов: 5 • капут (32) • конец … Словарь синонимов
ХАНУМА — пришла кому. Жарг. мол. Шутл. ирон. О чьём л. провале, крахе. Елистратов 1994, 517. /em> Ханума по созвучию с хана … Большой словарь русских поговорок
ХАНУМА — «ХАНУМА», СССР, БДТ ИМ.ГОРЬКОГО/ЛЕНФИЛЬМ, 1978, цв., 147 мин. Телеспектакль, драма. По одноименной пьесе А.Цагарели. Спектакль ГАБДТ им. М.Горького (премьера 1972).Постановка Г.Товстоногова, художник И.Сумбаташвили, композитор Г.Канчели,… … Энциклопедия кино
Ханума (фильм) — Ханума Жанр комедия Режиссёр Георгий Товстоногов Юр … Википедия
ханума пришла — пришел конец, тетя ханум пришла Словарь русских синонимов. ханума пришла прил., кол во синонимов: 2 • пришел конец (18) • … Словарь синонимов
Ханума (спектакль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ханума. Ханума Жанр … Википедия
Ханума (фильм, 1978) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ханума. Ханума Жанр комедия … Википедия
Ханума (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ханума. «Ханума» пьеса Авксентия Цагарели, написанная в 1882 году. Содержание 1 Сюжет 2 Театральные постановки 3 … Википедия
- Ханума еда что это
- Ханума про что спектакль