Харезмец что за нация

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

Харезмец что за нация. Смотреть фото Харезмец что за нация. Смотреть картинку Харезмец что за нация. Картинка про Харезмец что за нация. Фото Харезмец что за нация

ХОРЕЗМИЙЦЫ

ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм в Средней Азии, слившийся затем с другими народами.

Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до нашей эры. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля». С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам. (Срав.осет. хори зæнхæ — земля солнца) Около VIII—VII вв. до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI вв. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

Харезмец что за нация. Смотреть фото Харезмец что за нация. Смотреть картинку Харезмец что за нация. Картинка про Харезмец что за нация. Фото Харезмец что за нация

Представители народов Средней Азии в древности (по ахеменидским рельефам):
1 — сак, 2 — бактриец, 3 — согдиец, 4 — хорезмиец.
По книге: Б. Г. Гафуров. Таджики. М., 1972

В середине VI в. до н. э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Видимо, он был завоеван Киром. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается вБехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполь. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидской армии в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.

Еще до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрел независимость от Ахеменидов. В V в. до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм. При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей.

В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено. В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.

Источник

Хорезмийцы

Харезмец что за нация. Смотреть фото Харезмец что за нация. Смотреть картинку Харезмец что за нация. Картинка про Харезмец что за нация. Фото Харезмец что за нация

Правители Хорезма

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Хорезмийцы» в других словарях:

ХОРЕЗМИЙЦЫ — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм, слившийся затем с другими народами … Большой Энциклопедический словарь

хорезмийцы — древний ираноязычный народ, населявший Хорезм, слившийся затем с другими народами. * * * ХОРЕЗМИЙЦЫ ХОРЕЗМИЙЦЫ, древний ираноязычный народ, населявший Хорезм, слившийся затем с другими народами … Энциклопедический словарь

Хорезмийцы — название древнего народа Средней Азии, входившего в массагетский союз племён (см. Массагеты) и населявшего Хорезм. Говорили на языке Иранской языковой группы. Впервые упоминаются в Бехистунской надписи (См. Бехистунская надпись) … Большая советская энциклопедия

хорезмийцы — хорезм ийцы, ев, ед. ч. иец, ийца, твор. п. ийцем … Русский орфографический словарь

Хорезм — 1920 … Википедия

Бухарские евреи — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Мубарак-шах — правитель Хорезма в 1410/1411 1413/1414 гг., сын Едигея. Едигей захватил Хорезм, воспользовавшись смутой наступившей после смерти Тимура в 1406 году, изгнав оттуда Мусаку, наместника назначенного Тимуром. Сначала правителем Хорезма был назначен… … Википедия

Узбекский национальный костюм — Узбекcкий традиционный костюм (1845 1847) Узбекский национальный костюм созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского н … Википедия

Чингисхан (сериал, 2004) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чингисхан (значения). Чингисхан кит. 成吉思汗 Жанр исторический Режиссёр Ван Вэньцзе … Википедия

Азия (часть света) — Азия (греческое Asía, вероятно, от ассирийского асу ‒ восток), самая обширная часть света (около 30% площади всей суши), часть материка Евразии. I. Общие сведения А. расположена во всех географических поясах Северного полушария; Малайский… … Большая советская энциклопедия

Источник

Хорезм до ислама. Немного о тысячелетней Империи Востока

Могущественная Империя Хорезмшахов, стоявшая на месте современного Узбекистана, была уничтожена монгольской ордой в XIII столетии. Последующим государствам в этих местах было очень далеко до истинного величия Хорезма. Но мало кто знает, что сама история этой страны началась ещё задолго до ислама и даже до империи Ахеменидов, за сотни лет до пришествия к власти Кира Великого.

По древним легендам Хорезм существовал как государство ещё во времена Троянской войны. Наиболее мощным объединением он стал в периоде с VIII по VII века до нашей эры. Царство обладало сильной централизованной властью в лице шаха (государя) и продвинутыми по тем временам технологиями. Археологи не раз обнаруживали грандиозные ирригационные постройки в областях нынешнего Узбекистана. Их возраст уже довольно древний, почти три тысячи лет. Сами хорезмийцы принадлежат то ли к тюркам, то ли к индоиранским народностям. Точное их происхождение пока не определили. Лишь только их язык был более-менее изучен и его отнесли к индоиранской группе.

Харезмец что за нация. Смотреть фото Харезмец что за нация. Смотреть картинку Харезмец что за нация. Картинка про Харезмец что за нация. Фото Харезмец что за нация

Хорезм долгое время был независимым государством, пока не пришли персидские войска. Кир Великий в результате своих походов подчинил себе эту страну. Он не стал устраивать полное истребление местных жителей, а лишь установил там персидский контроль, и заодно распространил зороастризм. Наместником Хорезма стал Таноксиарх, сын Кира. Он обладал контролем ещё и над другими провинциями, вроде Бактрии и Парфии. С тех пор хорезмийцы пополняли ряды могучей персидской армии. Их воины участвовали во многих сражениях. Известно то, что жители Хорезма принимали участие в походах на Грецию и Египет, а также участвовали в строительстве Персеполя, великой столицы Ахеменидов. Они противостояли и могучему Александру Македонскому, сражаясь за Дария Кодомана.

Харезмец что за нация. Смотреть фото Харезмец что за нация. Смотреть картинку Харезмец что за нация. Картинка про Харезмец что за нация. Фото Харезмец что за нация

Вот только после убийства Дария шах Хорезма Фаразман пошёл на сотрудничество с македонянами. Он даже предлагал Александру совершить с ним совместный поход на Кавказ, но у эллинского царя имелись собственные планы, и потому он отказался. После смерти самого правителя Македонии Хорезм так и оставался независимым государством. Он снова обрёл былое могущество, обзавёлся хорошей армией по персидскому образцу. Но уже ко II веку до н.э. появились множество других угроз. Селевкиды и Греко-Бактрийское царство разумеется вступали с Хорезмом в конфронтации. Но вскоре пришли орды кочевников из тюркских земель. Тюрки какое-то время правили Хорезмом и даже создали там своё государство под названием Кангюй. Но уже к I веку нашей эры влияние Кангюя слабеет. Хорезм оказывается под властью правителей Юечжи, создавших великое Кушанское царство.

Харезмец что за нация. Смотреть фото Харезмец что за нация. Смотреть картинку Харезмец что за нация. Картинка про Харезмец что за нация. Фото Харезмец что за нация

При Кушанах в Хорезме было построено немало крепостей и фортов, в которых можно было выдержать даже многолетние осады. Но правители Юечжи имели врагов во всех частях света, и потому долго они не выдержали и вскоре пали под их ударами. После уничтожения Кушанского царства Хорезм был снова предоставлен сам себе. В начале IV века в государстве воцаряется династия падишахов Афригидов, которая ведёт осторожную политику и старается не воевать с могущественными империями. Им постоянно угрожают гуннские и тюркские народности. Опасность уничтожения государства нависает над Хорезмом многие века. Держава попадает под сюзеренитет империи Эфталитов, стремящейся расширить свои владения над всей Азией.

Харезмец что за нация. Смотреть фото Харезмец что за нация. Смотреть картинку Харезмец что за нация. Картинка про Харезмец что за нация. Фото Харезмец что за нация

Харезмец что за нация. Смотреть фото Харезмец что за нация. Смотреть картинку Харезмец что за нация. Картинка про Харезмец что за нация. Фото Харезмец что за нация

Многие персидские сказки, известные общественности, повествуют о событиях в Хорезме. Из этой страны были родом многие известные учёные, вроде Ибн-Ирака или Аль-Бируни. Империя Хорезмшахов, возглавляемая мусульманскими правителями (в основном тюрками), какое-то время пыталась восстановить своё былое могущество, однако планам помешала Монгольская орда. В 1220 году Хорезм окончательно вошёл в Монгольскую империю, став частью улуса Джучи.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Хорезмский язык

Хорезмский язык нужно отличать от иранского хорезмийского языка

Хорезмский язык
Страны:
См. также: Проект:Лингвистика

Хоре́змский язык (хорезмско-тюркский язык) входит в огузскую (юго-западную) группу восточноогузской подгруппы тюркских языков. Является диалектом узбекского языка.

К хорезмскому языку примыкают также некоторые говоры на северо-западе и юго-западе Узбекистана и два говора Казахстана.

В классификации А.Н. Самойловича эти диалекты описываются как хивинско-узбекское и хивинско-сартовское наречия и выделены в самостоятельную группу, названную кыпчакско-туркменской.

По свидетельству Плано-Карпини, уже в XIII в. тюркская речь стала доминирующей среди хорезмийцев. И в то время, как для Бухары и Коканда вплоть до XIX и даже XX в. характерно сохранение персидского языка в качестве языка канцелярий и преобладающего языка литературы, — в Хорезме уже в XVII в. этот язык почти полностью сходит со сцены.

При делении Туркестана на республики по национальному принципу Советские власти первоначально определяли Государство Хорезм как отдельную нацию, [источник не указан 64 дня] с государственным языком — хорезмским. [источник не указан 64 дня] Хорезмская Народная Советская республика (ХНСР), была образована в феврале 1920 в результате победы в Хорезмском государстве народной революции, поддержанной частями Красной Армии. В феврале 1920, когда хан отрёкся от престола, 26 апреля 1920 официально был объявлен Первый Хорезмский Курултай (Собрание). 20 октября 1923, была преобразована в Хорезмскую Социалистическую Советскую Республику. В процессе национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии ХССР была ликвидирована.

В произведении Махмуда Замахшари, жившего в XII в. в Хорезме, «Муқадимат-ул-адаб» насчитывается более 6000 слов, по которому хорезмский язык получил развитие в XIV—XIX вв.

Изучение созданных в Герате, Фергане, Бухаре, Таразе, Хорезме произведений показывает, что язык каждого из этих регионов несколько отличался друг от друга по диалектику и стилю. Если в произведениях, написанных в Герате, встречается множество арабо-персидских слов, арабских словосочетаний, взятых из Корана и Хадиса, то в произведениях из других регионов гораздо чаще вместо арабо-персидских слов употреблялись тюркские. Это свидетельствует скорее о развитии собственных языковых форм, нежели о языковых диалектах.

Хорезмский язык хорошо изображен в произведении «Ўтамишхон хожи тарихи» («История Утамишхана ходжи»), созданном в XVI в. в Хорезме. [источник не указан 64 дня] Анализ произведения указывает на то, что язык жителей Хорезма так же прост и близок народу. [источник не указан 64 дня]

Содержание

Фонетика

Хорезмский язык, в отличие от узбекского обладает фонетикой, очень сходной с туркменской. Еще большее сходство наблюдается с азербайджанским языком. [источник не указан 64 дня] На уровне бытового общения азербайджанский и хорезмский языки почти полностью взаимопонимаемы, в то время как туркмены и азербайджанцы на слух понимают друг-друга гораздо хуже. «Певучесть» (растягивание гласных, озвончение согласных) хорезмского языка, обусловленная влиянием иранских языков, сближает его больше с азербайджанским, нежели с литературным туркменским языком. [источник не указан 175 дней] Но так как после ликвидации Хорезм вошёл сначала в состав Узбекской ССР и теперь продолжает находиться в составе Узбекистана и Туркменистана, для того, чтобы избежать нежелательных политических выводов, язык жителей Хорезма не был оформлен в виде отдельного языка, а получил на бумаге статус отдельного диалекта узбекского языка в Узбекистане и статус отдельного диалекта туркменского языка в Туркменистане.

Фонетические отличия от литературного узбекского языка

а) в начале слова вместо звуков «к», «т» произносятся соответственно «г», «д»: тил (язык) — дил, тиш (зуб) — диш, кел (приди) — гел, керак (нужен) — герак;

б) «қ», «г», «к», «г» в конце слова опускаются: иссиқ (горячий) — исси, дирик — дири;

в) в формах местного и исходного падежей слов в форме принадлежности III лица перед падежным аффиксом добавляется звук «-н-«: ичинда (внутри), дишинда (в зубах);

г) существуют долгие гласные: уур — томон (сторона), уурт — лунж, уун — бугдой (пшеница), ўўж — ўч (месть).

Морфология

а) аффикс родительного падежа имеет форму «-инг»;

б) аффикс дательного падежа имеет формы «-а», «-я»;

в) окончание глагола в настоящем времени длительного действия имеет форму «-йатир»: гелайатир, барйатир (приходит, идет);

г) окончание глагола будущего времени имеет форму «-жак»: гележак, баражак (придет, пойдет);

В словаре хорезмского языка много специфических слов: занги (вместо «нарвон» — лестница), сўқи («ўгир» — решето), буват («тўгон» — плотина), йимирта («тухум» — яйцо), қумри («мусича» — горлинка), бурч («гар-мдори» — перец), дувақ («қопқоқ» — крышка), қаринджа («чумоли» — муравей), така («болиш» — подушка).

Источник

Хорезмийцы

Содержание

История

Хорезм

История периода до н. э., является неполной и рассеянной. В связи с географическим положением древнего Хорезма, территория всегда подвергалась нападению извне. Из некоторых исследований Хорезма по Авесте, в словаре учённого Деххода слово «Хорезм», описывается как сокращённое от «колыбель народов арии» [5] Однако существует много версий происхождения названия Хорезм, например, «кормящая земля», «низкая земля», «страна, где хорошие укрепления для скота». [6]

Народ

В своих исторических работах «Хронология» (Асар ал-бакийа ‘ани-л-курун ал-халийа) Аль Бируни, относит древних хорезмийцев к персидскому древу [2] Он пишет о тюрках как о древних жителях Хорезма. [7] Бируни отличал хорезмийский язык от персидского, когда он писал «поношение по-арабски милее мне, чем похвала по-персидски… этот диалект годится только для хосроевских повестей и ночных сказок». [8]

— [sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/horezmijskaa-civilizacia Толстов С.П.]

Литература

Хорезмийская литература, наряду c согдийской (иранские языки) считается самой древней в Центральной Азии. После завоевания региона в VIII веке арабами, начинает распространятся персидский язык, после чего все восточноиранские диалекты, и хорезмийский в том числе, уступают западноиранскому диалекту, [19] а также тюркскому языку.

См. также

Напишите отзыв о статье «Хорезмийцы»

Примечания

Отрывок, характеризующий Хорезмийцы

К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *