Харизматичная церковь что это значит
Харизматы
Харизматическое движение (англ. Charismatic movement — от греч. χαρισμα ; дар (благодати), дарование; также называемое Неопятидесятничеством) — движение внутри христианства, в основном среди протестантских общин, но также получило распространение среди католиков и незначительно среди православных. Во многом учение и богослужебная практика пересекается с пятидесятничеством, но существуют и значительные различия. В русском языке существует также термин неопятидесятники, который обычно применяется по отношению к харизматическому движению представителями сектологии, которые, по большей части, являются представителями православной Церкви. Сами харизматы относятся негативно к употреблению этого термина применительно к своим общинам. В зарубежном религиоведении данный термин не применяется.
В России обычно сами представители харизматического движения называют себя Христианами Веры Евангельской (пятидесятники), против чего, в свою очередь, выступают представители классических пятидесятников. В некоторых регионах для того что бы не путать пятидесятников и харизматов — харизматы называют себя Христианами Евангельской Веры (ХЕВ).
Содержание
Течения
Харизматическое движение не представляет собой одной деноминации или одного объединенного вероучения. Оно делится на несколько направлений, которые зачастую имеют больше различия в богословии, в то время как форма проведения богослужений практически не отличается.
Среди основных движений можно выделить (в мировом масштабе): «Движение веры» (лидеры: Кеннет Хейгин, Кеннет и Глория Коупленд, Джерри Савелл, Джесси Дуплантис, Крефло Доллар, Кейт Батлер); Католическое харизматическое движение; движение «Виноградник»; Движение Обновление («торонтовское» благословение) и независимые харизматические Церкви. Этим список не ограничивается, в действительности их намного больше.
Особенности вероисповедания
Трудно выделить все особенности вероучения Харизматического движения ввиду того, что оно делится на множество течений. Однако подавляющее большинство Харизматических Церквей согласны с утверждениями Апостольского символа веры. Большинство являются тринитариями.
Также они разделяют большинство догматов протестантизма об «оправдании верой» и «только Писание».
Глоссолалия
Практика глоссолалии является общей для харизматического движения, как и для пятидесятников. Её суть заключается в убеждении харизматов в том, что каждый верующий человек, переживший «Крещение Святым Духом» может получить сверхъестественный дар от Бога говорить (или молиться) на языках, которых он никогда не понимал, или тех, которые понимал. Например, на английском, немецком, итальянском и других. А также на ангельских языках. Крещение Духом Святым по мнению харизматов, пятидесятников и других членов пятидесятнического движения сопровождается знамением говорения на иных языках. Это основано, например, на этих местах Библии:
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками |
Итак языки суть знамение… |
Эта вера строится на некоторых местах из Нового Завета, а именно из книги Деяний и 1-го Послания апостола Павла Коринфянам. Так, например во 2-й главе Деяний описывается, как Дух Святой сошёл на Апостолов в День Пятидесятницы:
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать |
Харизматы, как и пятидесятники, верят, что это особенные языки на которых может молиться Дух Святой в человеке, а говорить слова человек. Например, это основывается на данном тексте:
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными |
Смысл произнесенной молитвы, по мнению харизматов и пятидесятников, может истолковать Дух Святой в человеке через дар истолкования языков:
А потому, говорящий на [незнакомом] языке, молись о даре истолкования |
История
В 1901 году в баптистских общинах США возникло течение под названием «Движение святости», положившее начало быстро распространившемуся движению пятидесятников, получившему название харизматического (греч. χάρισμα — харизма, — теологический термин, для обозначения особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов).
Своему возникновению оно обязано группе студентов во главе с методистским пастором Чарльзом Пархемом (1873—1929). В канун нового 1901 года, рассуждая о причинах упадка христианской веры в протестантском мире, они пришли к выводу, что скорей всего причина этого упадка кроется ни в чём ином, как в отсутствии явно выраженного «дара говорения на иных языках».
В Библейском институте Бетел в г. Топика штата Канзас (США) в 1901 году группа верующих вдруг стала молиться глоссолалией. Спустя девять лет Миссия с ул. Азуза в г. Лос-Анджелес повторила то же самое. Полностью это движение расцвело между 1920 и 1940 гг. под руководством методистской проповедницы из Лос-Анджелеса Эми Семпл МакФерсон. В 1945 году это необычное явление проникает в Христианское Общество деловых людей, которое затем переименовывается в «Общество Полного Евангелия».
Проникновение в Россию
В Россию учение харизматов проникло в 1901 г. В г. Выборг прибыл проповедник Уршан и в 1913 г. им уже была основана в Хельсинки (бывшая территория Российской империи) первая пятидесятническая община. Уршан расколол большую баптистскую общину, после чего рукоположил в пресвитеры г-на Смородина, который вскоре перебрался в Санкт-Петербург и там активно распространял это учение. Эту ветвь пятидесятников называют «смородинцами». Свою вновь образованную в Питере общину он назвал «Христиане в Духе апостольском». Смородин сумел распространить учение по северным губерниям России: Новгородской, Тверской, Костромской, Псковской, Великоустской.
Другая крупная ветвь пятидесятников называется «воронаевской». Г-н Воронаев, бывший баптист, эмигрировавший в Америку, где закончил баптистскую семинарию и попутно познакомился с учением о «духовном крещении». Вскоре утвердился в необходимости последнего, принял харизматические дары, а в 1922 году прибыл в Одессу. Длительное время посещал молитвенные собрания баптистов, нелегально общаясь с ними индивидуально, наставляя в необходимости духовного крещения. Происходит раскол внутри баптистских общин Одессы, и Воронаев уже открыто заявляет о себе как лидере вновь образованной общины, которую он именовал «Христиане веры евангельской» (ХВЕ). Воронаев, в отличие от Смородина (последний лояльно был настроен к баптистам), как пресвитер и руководитель вновь созданной общины занял непреклонную позицию в том, что баптистские проповедники не могут быть братьями по духу и допускаться к кафедре «пока не осознают своих ошибок в вопросе крещения Духом». Вскоре это движение охватило юг Украины, и целые баптистские общины в полном составе переходили в харизматы. Уже к 1927 г. на Украине насчитывалось 350 общин воронаевского направления. В 40-х годах их насильственно влили во ВСЕХБ, так как государственные чиновники не видели большой разницы в учении тех и других.
Современность
Будущее теологии пятидесятничества (некоторые версии развития)
По версиям многих теологов, развитие современного пятидесятничества, скорее всего, придет к данным вариантам:
Основные различия между пятидесятниками и харизматами
Основные различия харизматической теологии с традиционной пятидесятнической лежат в плоскости придания акцента в ходе собраний общины действиям, направленным на возможные проявления действия Бога в каждом прихожанине.
Современное положение в обществе
Сегодня харизматические церкви играют довольно активную роль в современном обществе, стремясь оказать на него оздоравливающее влияние.
Дух Святой или истерия? Мои встречи с харизматами.
Я принадлежу к консервативным баптистам всю свою жизнь, а мои друзья-харизматы, с которыми я учился в школе, называли мою церковь не иначе как «замороженные избранники». Я не очень понимал, какой смысл они вкладывали в эти слова, до тех пор, пока не посетил одно из харизматических «служений пробуждения».
В свой церкви мы пели песни из сборника и тихо слушали проповедуемое Слово. Нашу идиллию могли нарушить лишь редкие «аминь!» или «давай, брат!», и уже это казалось хаосом.
Сказать, что харизматический опыт для меня оказался абсолютно новым, это ничего не сказать.
В первый вечер я услышал неисчислимое количество проповедей на языках. Я стал свидетелем неконтролируемого смеха (они называли это «святым смехом»), падений в обморок, обильного плача и стонов, пророчеств, включавших в себя предсказания об избавлении от головных болей и рака наравне с обещаниями Божьего гнева на все наши города. Я наблюдал, как женщина с мужчиной нарезали круги по залу. В углу молодой человек бился в конвульсиях, словно ухватился за электрический провод. Через ряд от меня женщина занялась физкультурой, совершая прыжки на месте с закидыванием рук за головой, одновременно прославляя Господа.
В какой-то момент ко мне подошла пожилая женщина и спросила, не позволю ли я ей возложить на меня руки, чтобы все мои нужды были утолены. Я нервно отказался.
После пары таких собраний мой друг, верящий в актуальность всех проявлений даров Духа сегодня, поинтересовался о моих впечатлениях. Я честно признался, что от увиденного мне не по себе, и что я не знаю, можно ли это все считать настоящей работой Духа. Относясь ко всему с большой долей скептицизма, я боялся возражать из страха не признать Бога во всем этом.
Он задал замечательный вопрос: «Если бы мы не говорили на языках, если бы не Святой Дух заставлял людей падать в обморок и вести себя подобным образом, что тогда делали все эти люди?» Я не смог ответить на этот вопрос. По сей день, придерживаясь мнения, что новозаветные проявления Святого Духа уже давно закончились, я не могу понять, что стоит за этими шумными волнениями тел и чувств.
Это все было в середине 90-х годов прошлого века. Похожие друг на друга группы пятидесятников и харизматов появлялись в Канаде и США. Аномальное поведение было объяснено работой Святой Духа. Туда попали и «святой смех», и «серфинг в Духе» и даже заявления о золотой пыли и перьях ангелов, падающих с неба.
Сегодня эти противоречивые проявления происходят в калифорнийской церкви Bethel и многих других харизматических церквях по всему земному шару.
Духов проверяйте
Несомненно, некоторые харизматические «проявления Духа» явно выходят за рамки Писания, но их постоянное присутствие в среде евангельских верующих приводит к вопросу, который мне задали мои друзья двадцать лет назад: «А что за этим стоит?» Можно ли все это считать проявлениями Святого Духа, или все это – плод нестабильного эмоционального состояния и силы самовнушения?
Писание увещевает нас испытывать духов, чтобы понять, происходят ли они от Бога (1 Иоанна 4:1). Главная угроза Израиля исходила не от языческих народов вокруг их лагеря, а от лжепророков, живших внутри. Эти лжепророки порой собирали вокруг себя больше людей, чем пророки настоящие.
На первый взгляд история с золотым тельцом походила по всем параметрам на духовное пробуждение в шумной, многочисленной и празднующей толпе (Исход 32). Но все это было прямой противоположностью ведомого Духом служения истинного поклонения.
«Отличительные черты» Эдвардса
Мы не первые, кому в голову начали приходить подобные вопросы. Любое пробуждение после дня Пятидесятницы казалось смесью золота и окалины, пшеницы и плевел, для понимания разницы между которыми зачастую требовались глубокие библейские и богословские знания.
Не исключением было и «Первое великое пробуждение», случившееся в Америке и Англии в 1730-1740-х годах. Проповеди Джонатана Эдвардса (1703–1758), Джорджа Уайтфилда (1714–1770) и других проповедников привели к всплеску работы Святого Духа, тысячи людей приходили к покаянию по обе стороны Атлантики.
Несмотря на то, что многие люди находились в Духе, Эдвардсу и остальным пришлось признать, что во время пробуждения были и искажения, и проблемы. Случались там и физические и эмоциональный проявления, о которых мы говорили выше. Некоторые лидеры церкви критиковали подобные собрания за «чрезмерный энтузиазм» в проявлении своей веры. Другие напрочь отвергали подобное, называя это работой сатаны.
Эдвардс дал свой письменный ответ на эту ситуацию, опубликовав «Отличительные черты работы Духа Божьего» (1741), свою оценку пробуждения в свете 1-го послания Иоанна 4. Он дал описание «нейтральным признакам», которые ни дают подтверждения, ни опровергают работу Духа.
«Отличительные черты» Эдвардса дают нам мудрые советы для сортировки зерен и плевел в вопросах, которые задал мне мой друг и многие другие люди на протяжении всей истории человечества.
Нейтральные признаки
В первом разделе своих «Отличительных черт» Эдвардс рассказывает о том, что нельзя с уверенностью назвать работой Святого Духа. В числе таких проявлений:
Телодвижения: эмоциональные или физические проявления, подобные крикам или обморокам, не обязательно являются знаками движения Духа. Во время Первого великого пробуждения были и конвульсии, и рывки, и смех, и многое другое, но Эдвардс предостерег, что подобное можно вполне отнести к особенностям характера, наклонностей в поведении под эмоциональным давлением. Совсем необязательно это следуют считать проявлением Духа. В Библии нет точной формулы влияния Духа на тело и чувства человека.
Взвинченные эмоции: Эдвардс говорит, что красота и любовь Христа вполне могут заставить человека «лить эмоции через край», «накручивать» себя. Именно поэтому проповедник предостерег от канонизации эмоциональных реакций, поскольку люди с другим темпераментом вполне могут не уметь «бурно реагировать» даже под воздействием Духа Святого.
Скорое личное откровение: Среди современных харизматов очень часто можно встретить фразу: «Брат, Бог сказал мне о тебе». Иногда это стих из Писания. Но Эдвардс напоминает, что сатана тоже знает Библию, может ее цитировать и даже искажать ее смысл, как это было в случае искушения Христа. Поэтому этим мысленным внушенимя, даже если в них звучат слова из Писания, не всегда можно доверять.
«Пробуждения всегда сопровождались ошибками лидеров и участников», – предостерегает Эдвардс. – «В итоге многие пострадали от лжи сатаны. Внимательность и проницательность всегда в цене».
Позитивные признаки
Итак, что входит в работу Духа? Эдвардс приводит пять пунктов-доказательств настоящего проявления присутствия Божьего Духа.
1. Глубокая и поддерживающая любовь к человеку и труду Христа.
Когда Святой Дух совершает свой труд, у человека появляется любовь к Евангелию Иисуса Христа. Христос – главный объект восхищения для христианина. Более того, Святой Дух включает прожектор не на Себя, а на Христа.
2. Желание расправиться с грехом и разорвать оковы суеты.
Святой Дух производит в возрожденных христианах ненависть к греху и одновременное стремление к святости. Их уважение к мирским удовольствиям, даже самым безобидным, в сравнении становится незначительным.
3. Глубочайшая любовь и желание питаться Божьим Словом.
Поскольку Слово Божье дано нам, чтобы приводить грешников ко Христу и ставить на путь святости, Эдвардс указывает, что сатана никогда не производит в людях желание читать Слово. «Дьявол всегда ненавидел Библию», – пишет Эдвардс. – «Он знает, что это тот самый свет, который разрушает царство тьмы».
4. Непоколебимая приверженность здравому учению.
Дух никогда не поведет верующего к принятию учения, которого нет в Писании. Когда Дух трудится, Он убеждает людей в святости Бога, реальности вечности и неизбежности Судного дня. Эти убеждения становятся основанием для тех, чьи незрячие глаза открылись и увидели духовный мир.
5. Возрастающая любовь к Богу и человеку.
Истинная работа Святого Духа в человеке производит смирение и нетерпимость к любым проявлениям «любви к себе». Любовь к Богу обязательно ведет к любви к ближнему. «От понимания чудесных богатств благодати и неизменности Божьей любви к нам во Христе Иисусе рождается любовь; далее приходит понимание нашей ничтожности, и мы, враги и ненавистники Бога и Христа, отрекаемся от собственных достижений и праведности».
Несколько мудрых слов на тему
Некоторые харизматы заявляли, что их богословские взгляды поддерживают теорию о продолжении взрывного проявления даров Духа в наши дни. Но в своей проповеди по 1-му посланию Коринфянам 13, которая опубликована под заголовком «Благотворительность и ее плоды», Эдвардс приводит аргументы в защиту теории о прекращении проявления даров. И тем не менее, мне кажется, в его словах есть здравые мысли в поддержку обоих теорий.
Какие советы дает Эдвардс об отношении к сегодняшним заявлениям о пробуждении? Мы не можем быть полностью уверены, но можем представить 4 тезиса, которые он вполне мог бы нам написать.
Во-первых, не все стоит сразу принимать как от Господа. Требуется взвешенных подход с учетом того, что говорится в Писании. Если что-то не сходится, следует отвергнуть подделку.
Во-вторых, не все духи святы. Р.Ч. Спроул пишет, что Дух святости есть Дух истины, чья деятельность подтвержается истинностью Писания, которое Он вдохновил и которое Он озаряет. Если вас не подталкивают к более глубокой любви к Писанию, к любви ко Христу, скорее всего вам подсовывают подделку.
В-третьих, стоит скептически относится к тем движениям, которые уводят внимание от поместной церкви и ее проповеднического служения. Современные движения пробуждения слишком часто формируются вокруг отдельных людей и проходят на нецерковных площадках. Вольно или невольно подобные мероприятия пренебрегают значением средств благодати, в особенности библейской проповеди, которые могут быть найдены в поместной церкви.
И последнее, такие движения зачастую воспитывают то, что я называю «духовностью грома и молнии». Приверженцы таких движений побуждаемы искать освящение через интенсивные эмоциональные переживания на особых мероприятиях и в кругу определенных учителей: вас поражает молния и в мгновение ока вы становитесь более освященным. Это идет вразрез с библейской картиной постепенного, прогрессивного освящения через обычные Божьи средства благодати, это освящение развивается на протяжении всей жизни человека. Что касается культов личности, Эдвардс уводил взгляд своих последователей от себя ко Христу, от собраний пробуждения к поместной церкви. Настоящая работа Святого Духа именно в этом и состоит. Как говорил Иисус о пророках, ложные они или истинные вы узнаете по плодам их (Мф. 7:16).
Итак, какой ответ мне дать моему другу? Я все еще скептически отношусь к тому, свидетелем чего я стал двадцать лет назад, и я, пожалуй, соглашусь с Эдвардсом в том, что близкий контакт с Богом приведет к радикальным переменам в жизни, будь то «замороженный избранник» или «зажженный харизмат».
Харизматические церкви
Харизматическое движение (англ. Charismatic movement — от греч. χαρισμα ; дар (благодати), дарование; также называемое Неопятидесятничеством) — движение внутри христианства, в основном среди протестантских общин, но также получило распространение среди католиков и незначительно среди православных. Во многом учение и богослужебная практика пересекается с пятидесятничеством, но существуют и значительные различия. В русском языке существует также термин неопятидесятники, который обычно применяется по отношению к харизматическому движению представителями сектологии, которые, по большей части, являются представителями православной Церкви. Сами харизматы относятся негативно к употреблению этого термина применительно к своим общинам. В зарубежном религиоведении данный термин не применяется.
В России обычно сами представители харизматического движения называют себя Христианами Веры Евангельской (пятидесятники), против чего, в свою очередь, выступают представители классических пятидесятников. В некоторых регионах для того что бы не путать пятидесятников и харизматов — харизматы называют себя Христианами Евангельской Веры (ХЕВ).
Содержание
Течения
Харизматическое движение не представляет собой одной деноминации или одного объединенного вероучения. Оно делится на несколько направлений, которые зачастую имеют больше различия в богословии, в то время как форма проведения богослужений практически не отличается.
Среди основных движений можно выделить (в мировом масштабе): «Движение веры» (лидеры: Кеннет Хейгин, Кеннет и Глория Коупленд, Джерри Савелл, Джесси Дуплантис, Крефло Доллар, Кейт Батлер); Католическое харизматическое движение; движение «Виноградник»; Движение Обновление («торонтовское» благословение) и независимые харизматические Церкви. Этим список не ограничивается, в действительности их намного больше.
Особенности вероисповедания
Трудно выделить все особенности вероучения Харизматического движения ввиду того, что оно делится на множество течений. Однако подавляющее большинство Харизматических Церквей согласны с утверждениями Апостольского символа веры. Большинство являются тринитариями.
Также они разделяют большинство догматов протестантизма об «оправдании верой» и «только Писание».
Глоссолалия
Практика глоссолалии является общей для харизматического движения, как и для пятидесятников. Её суть заключается в убеждении харизматов в том, что каждый верующий человек, переживший «Крещение Святым Духом» может получить сверхъестественный дар от Бога говорить (или молиться) на языках, которых он никогда не понимал, или тех, которые понимал. Например, на английском, немецком, итальянском и других. А также на ангельских языках. Крещение Духом Святым по мнению харизматов, пятидесятников и других членов пятидесятнического движения сопровождается знамением говорения на иных языках. Это основано, например, на этих местах Библии:
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками |
Итак языки суть знамение… |
Эта вера строится на некоторых местах из Нового Завета, а именно из книги Деяний и 1-го Послания апостола Павла Коринфянам. Так, например во 2-й главе Деяний описывается, как Дух Святой сошёл на Апостолов в День Пятидесятницы:
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать |
Харизматы, как и пятидесятники, верят, что это особенные языки на которых может молиться Дух Святой в человеке, а говорить слова человек. Например, это основывается на данном тексте:
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными |
Смысл произнесенной молитвы, по мнению харизматов и пятидесятников, может истолковать Дух Святой в человеке через дар истолкования языков:
А потому, говорящий на [незнакомом] языке, молись о даре истолкования |
История
В 1901 году в баптистских общинах США возникло течение под названием «Движение святости», положившее начало быстро распространившемуся движению пятидесятников, получившему название харизматического (греч. χάρισμα — харизма, — теологический термин, для обозначения особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов).
Своему возникновению оно обязано группе студентов во главе с методистским пастором Чарльзом Пархемом (1873—1929). В канун нового 1901 года, рассуждая о причинах упадка христианской веры в протестантском мире, они пришли к выводу, что скорей всего причина этого упадка кроется ни в чём ином, как в отсутствии явно выраженного «дара говорения на иных языках».
В Библейском институте Бетел в г. Топика штата Канзас (США) в 1901 году группа верующих вдруг стала молиться глоссолалией. Спустя девять лет Миссия с ул. Азуза в г. Лос-Анджелес повторила то же самое. Полностью это движение расцвело между 1920 и 1940 гг. под руководством методистской проповедницы из Лос-Анджелеса Эми Семпл МакФерсон. В 1945 году это необычное явление проникает в Христианское Общество деловых людей, которое затем переименовывается в «Общество Полного Евангелия».
Проникновение в Россию
В Россию учение харизматов проникло в 1901 г. В г. Выборг прибыл проповедник Уршан и в 1913 г. им уже была основана в Хельсинки (бывшая территория Российской империи) первая пятидесятническая община. Уршан расколол большую баптистскую общину, после чего рукоположил в пресвитеры г-на Смородина, который вскоре перебрался в Санкт-Петербург и там активно распространял это учение. Эту ветвь пятидесятников называют «смородинцами». Свою вновь образованную в Питере общину он назвал «Христиане в Духе апостольском». Смородин сумел распространить учение по северным губерниям России: Новгородской, Тверской, Костромской, Псковской, Великоустской.
Другая крупная ветвь пятидесятников называется «воронаевской». Г-н Воронаев, бывший баптист, эмигрировавший в Америку, где закончил баптистскую семинарию и попутно познакомился с учением о «духовном крещении». Вскоре утвердился в необходимости последнего, принял харизматические дары, а в 1922 году прибыл в Одессу. Длительное время посещал молитвенные собрания баптистов, нелегально общаясь с ними индивидуально, наставляя в необходимости духовного крещения. Происходит раскол внутри баптистских общин Одессы, и Воронаев уже открыто заявляет о себе как лидере вновь образованной общины, которую он именовал «Христиане веры евангельской» (ХВЕ). Воронаев, в отличие от Смородина (последний лояльно был настроен к баптистам), как пресвитер и руководитель вновь созданной общины занял непреклонную позицию в том, что баптистские проповедники не могут быть братьями по духу и допускаться к кафедре «пока не осознают своих ошибок в вопросе крещения Духом». Вскоре это движение охватило юг Украины, и целые баптистские общины в полном составе переходили в харизматы. Уже к 1927 г. на Украине насчитывалось 350 общин воронаевского направления. В 40-х годах их насильственно влили во ВСЕХБ, так как государственные чиновники не видели большой разницы в учении тех и других.
Современность
Будущее теологии пятидесятничества (некоторые версии развития)
По версиям многих теологов, развитие современного пятидесятничества, скорее всего, придет к данным вариантам:
Основные различия между пятидесятниками и харизматами
Основные различия харизматической теологии с традиционной пятидесятнической лежат в плоскости придания акцента в ходе собраний общины действиям, направленным на возможные проявления действия Бога в каждом прихожанине.
Современное положение в обществе
Сегодня харизматические церкви играют довольно активную роль в современном обществе, стремясь оказать на него оздоравливающее влияние.