Хармандали что это танец
Турецкий танец жениха и невесты на свадьбе
Музыка на свадьбах была и остается даже более важной, чем свадебный торт и некоторые другие аксессуары, которые были переняты с Запада. В старые времена свадебные церемонии проводились в двух разных местах. Раньше женщины праздновали отдельно, в сопровождении слепого скрипача, чтобы не стесняться демонстрировать свои танцевальные навыки, не будучи замеченными мужчинами. Мужчины обычно проводили церемонию на открытом воздухе в саду в сопровождении группы из двух частей «Zurna» (деревянный инструмент, немного похожий на кларнет) и большого барабана.
Отметим с самого начала, что следующая информация о свадебных церемониях относится к старым, сельским и консервативным традициям в Турции. Свадьбы сегодня в городах и более современных кругах намного больше похожи на свадьбы в западном стиле, со свадебным банкетом или приемом, объединяющим семью и гостей.
Турецкий национальный свадебный танец и халай
В ночь с хной невеста и жених танцуют не так, как свадьба. Они танцуют друг напротив друга, играя традиционную музыку. После ухода жениха вечер хны продолжается традиционными танцами. Самый популярный турецкий традиционный народный танец «халай» является обязательным во всех видах праздников, таких как помолвки, свадьбы и вечера хны. Как вы видели на видео, группа людей танцует с одинаковыми фигурами, держа руки в кругу. В Турции халай можно танцевать с разными фигурами под разную музыку в разных регионах. Даже способ, которым люди держатся за руки, может отличаться в разных регионах. Особенно Черноморский регион, Фракия, Восточная и Юго-Восточная Анатолия имеют различные типы халая, чем другие регионы.
Хна ночи не длятся долго. Это обычно заканчивается после танцев, так как невеста не должна сильно уставать и должна готовиться к свадьбе. В Турции обычно нет особого праздника для жениха перед свадьбой. Иногда можно увидеть, как жених празднует со своими друзьями, как «мальчишник», но в Турции это не обычный ритуал.
Халай – самый распространенный танец во всей Анатолии. Почти каждая деревня в большинстве частей Центральной Анатолии, Восточной Анатолии и Юга имеет собственный танец (галау) со своей особой мелодией. Танцоры обычно ставят себя в линию или полукруг, держа друг друга за руки или за плечи. Один танцор выступает в качестве их лидера. Он регулирует шаги и направляет фигуры, а иногда он отрывается от линии и исполняет сольные танцы лицом к линии. Там танцуют мужчины и женщины вместе; Тем не менее, есть праздники, которые выполняются только мужчинами или женщинами, и они меняются по манере, стилю и фигурам.
В основном турецкие свадьбы основаны на большом количестве народных танцев. Всю ночь все танцуют как сумасшедшие. В деревнях семья жениха традиционно предоставляет обед для гостей, но в большинстве городских браков – обеда нет, только чипсы и орехи. Почти ни в одном турецком браке не подают алкоголь. Есть две причины отсутствия алкоголя: большинство турецких людей не пьют, а алкоголь очень дорогой в Турции. Кто-то, кто хочет выпить, идет в бар, чтобы купить алкоголь, если свадьба организована в отеле.
В основе каждой турецкой свадьбы лежит турецкий танец жениха и невесты. Хотя музыканты обычно исполняют музыку из любого региона, откуда родом жених и невеста, в данном случае с Черного моря, в репертуаре группы, тем не менее, есть около десятка песен, которые все знают. Хотя часто будут электрический саз (гитара в анатолийском стиле) и клавиатура, всегда присутствуют зурна, трубчатый кларнет с упорами вместо клавиш и давул, без которых многие не могут обойтись без турецкой свадьбы. Музыканты (зурне и давул) сопровождают невесту из ее дома в свадебный салон, и есть даже истории об отмене свадеб, потому что музыканты не появлялись по каким-то причинам.
Конечно, турецкий свадебный и народный танец имеет давнюю традицию. Однако в последние годы набирает популярность относительно молодой вид танцев под названием «Колбасти», появившийся в 1930-х годах в городе Трабзон. Колбасти воодушевляет, и в этом танце традиционные и современные движения гармонируют друг с другом, поэтому танец стал настолько популярным среди молодежи.
Форум
Конкурсы
Новости
Отели Турции
Рейтинг
Турецкие танцы
Турецкие танцы
У турок, ведущих кочевой образ жизни, тесно связанный с природой, религией было шаманство. Шаман, который совершал ритуал и выступал как посредник между Богом на небесах и людьми, совершал ритуальные танцы под аккомпанемент тамбурина. Мистический танец шамана был частью его путешествия на небеса.
Шаман танцевал один во время этого ритуала и те, кто наблюдал за церемонией, не участвовали в обряде. Туркам нравилось выступать под инструментальную музыку на пирах, которые следовали за победой в боях и на свадьбах. Наблюдая за турками во время своего путешествия на Восток в 596г. н.э. византийский путешественник Земарк описал церемонию очищения, во время которой они танцевали и энергично кружились вокруг костра. Также хорошо известно, что танец имел важное значение в ритуале охоты, поскольку обычно танцевать было принято и до, и после охоты. В самом обычном танце мужчины и женщины вставали в круг и вместе совершали необычные движения ногами справа налево. Некоторые танцы, появившиеся 1500-2000 лет назад, в Анатолии исполняются до сих пор.
Покинув центральную Азию, турки поселились на территории современного Ирана, управляя этими территориями, как Турки-Сельджуки. Затем перебрались в Анатолию, которая стала их родиной почти на тысячу лет. Они уже приняли Ислам в качестве своей религии, но при этом не оставили свои старые традиции. У них были мирные отношения с Мусульманской империей, и они постепенно переняли некоторые элементы исламской культуры, с которой они познакомились в Иране.
Турки познакомились с восточным танцем в этих землях и, не смотря на то, что он не был частью их культуры, прошло немного времени, пока он не завоевал их симпатии благодаря своему очарованию. В летописях говорится, что восточные танцовщицы участвовали в празднествах, проводимых во Дворцах сельджуков и в других местах. Неся на себе влияние центрально-азиатской, персидской и мусульманской цивилизаций, турки обосновались в Анатолии, культура которой была сформирована Византийской империей, преемницей Римской империи, так же, как и десятками местных цивилизаций. Эта богатая структура способствовала формированию очень живописной атмосферы. Анатолийский полуостров — это часть земли, где танец играл огромную роль в повседневной жизни и в религиозных верованиях людей. В этом географическом регионе, где природа очень богата, времена года тоже как бы «танцуют» один за другим.
Турки продолжили свой исторический путь с доминированием Сельджуков и возникновением Оттоманской империи. Оттоманы расширили границы своей империи на Анатолию и Балканы, управляя огромной территорией, с центром в Стамбуле, который стал столицей после завоевания его в 1453 году. Султан и другие богатые люди жили в Стамбуле. Итак, не было ничего странного в том, что танцевальные представления развивались в столице и были очень любимы населением.
Стамбул был местом, где восточный танец, который также был сродни Византийскому наследию, сформировался с региональными и традиционными мотивами и получил новую форму. Вскоре он стал самым активным видом искусства в мире развлечений. Но мусульманская религия запретила полуобнаженным женщинам танцевать перед незнакомыми мужчинами. Мы должны отметить, что только цыгане и не мусульманские женщины могли нарушать законы и то лишь частично — на деревенских свадьбах и в священные дни, когда развлечения были обычным явлением.
Даже женщинам-немусульманкам не везде было разрешено танцевать перед мужчинами. Но люди, в сущности, склонны развлекаться и вскоре нашли пути выхода из этой ситуации. Ченгис или женщины — танцовщицы начали развлекать женщин, а Кочекс, мужчины-танцовщики делали то же самое для мужской аудитории. Ченгис и Кочекс завоевали множество сердец своими страстными танцами потому, что восточный танец основан на показе страсти и желании.
Re: Турецкие танцы
Турецкие танцы можно разделить на 4 основные группы:
1.Религиозные танцы
2.Турецкие народные танцы
3.Современные танцы
4.Классические танцы
Эта разновидность танца, которая была частью религиозных ритуалов, до сих пор существует в современном турецком обществе. 99%турецкого населения- мусульмане и в Турции существует множество сект с различными видами обрядов. В некоторых из этих сект танец — главная определяющая в обрядах.
Самый известный из религиозных танцев в Турции — это «Возносящие молитвы небу» секты Мевлевидов, которая была основана Мевланой Саалетдином Руми (1207-1275) в Конии (в старинном Икониуме).
Как гласит легенда, по пути на рынок в Кони Мевлана Саалетдин услышал стук молота кузнеца и начал кружиться. Это дает нам ключ к гармонии ритма и танца. Вращение Мевланы, которое было усовершенствованно после его смерти, и выбрано сектой Мевлеви в качестве основополагающей формы единения с Богом, называется «сема» (небо).
Характерный инструмент для проведения ритуалов Мевлеви — «ней», дудка, изготовленная из тростника. Из других известных инструментов существуют ударные инструменты — куддум и тамбурин и струнные — уд и кеменче.
Танец «сема» танцуется в большом зале помещения дервишей (текке), называемом «семахане» (дом неба). Ритуалы поклонения небу происходят в священные для Ислама ночи, по пятницам и 17 декабря, в годовщину смерти Мевланы. В такие ночи совершаются молебны, проводятся ритуалы, а затем танцоры, «семазен», занимают свои места в зале и после разрешения шейха начинают кружиться.
Всегда есть руководитель, который ведет танец «семазенов». Они начинают танцевать под особую музыку по сигналу руководителя.
Танцоры, одетые в белое всегда мужчины. Однако с недавнего времени женщины также стали танцевать этот танец, только в своих красочных одеждах. Танцоры начинают кружиться внезапно с того места, где стояли. Их головы всегда чуть-чуть повернуты к правому плечу. Правая рука поднята к небу, ладонью вверх. Левая рука направлена вниз, ладонью к земле. Танцоры кружатся под мистическую музыку, которая усиливается специальными инструментами, о которых мы упоминали ранее. Такая танцевальная позиция является символом представления Мевлеви о жизни и смерти: положение рук означает, что мы приходим от Бога и уходим в землю или мы мост между Богом и человеком. Шейх, танцующий в центре, символизирует солнце, которое освещает вселенную, танцоры, которые кружатся вокруг него, означают планеты, вращающиеся вокруг солнца, а их белые наряды символизируют праведный мир и мир духов. Анатолийский п-ов прибежище различных верований, в том числе направлений Алеви и Бекташи.
Течение Бекташи было основано Хаси Бекташ Вели (1210-1271), который приехал в Анатолию из Хорезма в 13 веке. Это гуманистическая секта, ставящая человека в центр мироздания и приписывающая ему все положительные качества. Можно так суммировать основную идею данного направления: «Будь хозяином своей руки, языка и живота», и «Моя Кааба — человек сам по себе». Секта Бекташи, которая приняла более человечное мировоззрение по сравнению с жесткими принципами Ислама, воспринимается как еретическая другими исламскими направлениями. Течение Бекташи ценит поэзию и музыку больше всего, декламируя поэзию под музыку и через нее прославляя гуманистическую позицию. В течение длительного времени в прошлом они практиковали свой религиозный танец «сема» тайно. «Сема» — это религиозный танец, который танцевали или только мужчины или совместно женщины и мужчины. Это часть музыкального обряда, который они проводили в помещении Бекташи, и который служил сопровождением дружественных разговоров.
Танцоры формируют круг и постоянно поворачиваются с ритмичными движениями ног; они двигают руками и кистями рук, но никогда не нарушают круг. Они произносят предложения, которые в этот момент важнее, чем музыка. Было открыто, что этот танец также существовал в центральной Азии и был привезен в Анатолию. Слова «сема» (у Бекташи) и «сема» (небо) (у Мевлеви) так похожи, что ясно, что эти танцы имеют общий источник.
Re: Турецкие танцы
Турецкие народные танцы.
Региональные народные танцы в Турции — традиционные танцы, которые являются типичными для сельских районов. Существует почти 2000 народных танцев в Турции, которые распространенны на анатолийском полуострове, вместившем много различных культур.
Народные танцы, существующие на востоке, западе, к северу и к югу от страны сильно различаются по одежде, мелодии, ритму и хореографии. Одна из причин для такого широкого разнообразия — культурное наследие религиозных обрядов древних народов, которые здесь жили. Анатолийские народные танцы — танцы, которые местные жители исполняют в дни после сбора урожая. Со временем некоторые «военные» танцы перешли в разряд народных.
Народные танцы бывают разных видов, исполняемые равно как мужчинами, так и группами женщин или совместно — мужчинами и женщинами. Хотя Ислам запрещает мужчинам и женщинам танцевать вместе в общественных местах, многие национальные турецкие танцы представлены вместе благодаря старинным турецким традициям в мусульманской Турции.
Народные танцы исполняются под местную народную музыку. Большой барабан — традиционный инструмент и сопровождает почти все танцы. Так же обычными инструментами являются зурна (дудочка), саз (турецкая лютня), кеменч (маленькая скрипка), скрипка, теф (тамбурин), кларнет, тулум (турецкая волынка) и аккордеон.
Люди, которые собираются вместе для обручения, обряда обрезания, свадеб и других праздников, выражают свои чувства через танец. Географическая удаленность — основная причина, по которой ритмы так сильно отличаются. Люди с побережья Черного моря танцуют живой «хорон», в то время как местное население Эрзурума на высокогорных плато танцуют достаточно медленный «бар». На Эгейском побережье существует «зейбек», костюмы к которому относятся еще к временам бога Вакха.
Re: Турецкие танцы
Оттоманская империя начала строить более близкие отношения с западными странами с конца 18 века и постепенно приняла современный стиль жизни. Процесс введения западных норм приводит к изменениям в образе жизни и традициях, но также и к падению империи.
Почти каждый султан упорно старался спасти империю путем введения указов, которые, считалось, улучшат существующую систему.
Западные танцы в то же время появились в оттоманских дворцах. Историки говорят, что Селим III в гареме тайно наблюдал за танцами дочерей французского посла и приказал своим наложницам немедленно выучить этот вид танца. Первая реклама, размещенная в ежедневной газете преподавателями танца, появилась в Стамбуле в 1898 году.
Левантийские и христианские общины стали их первыми учениками.
Объявленные звезды стали танцевать в ночных клубах в Бейоглу (Пера) в начале 20 века и стали примером для энтузиастов танца. Богатое мусульманское население вскоре проявило интерес к западным стилям танца. Такие танцы как вальс, полька, кадриль стали обязательными на балах в 1905-1923гг.
В 1925 году был основан первый оркестр, исполняющий танго. Основание Турецкой республики в 1923 году и дальнейший процесс введения западных норм привели к принятию западного стиля жизни и к лучшим отношениям с европейскими странами. Интерес к современным танцам неуклонно возрастал и после 1935 года появились классический балет и современный балет.
Re: Турецкие танцы
Турецкие классические танцы — это восточные танцы, исполняемые танцовщицами «чингис» и «кочекс». Это также те танцы, которые дали начало танцу живота в том виде, в котором мы его знаем сейчас. Давайте сейчас позволим себе заглянуть в красочный мир ченгис и кочекс и на прославленное прошлое мира восточной мечты. Ченгис Незабываемых танцовщиц Востока называли «ченгис», и они были звездами Оттоманского мира развлечений. Существует две гипотезы объясняющие корень слова «ченги»: одна из них говорит, что слово образовалось из слова «чанг» — инструмента наподобие арфы, а другая относит его к слову «чингене», означающего цыган в Турции, с тех пор ченгис в основном были цыганками.
Обе гипотезы могут быть правдой: несомненно, что слова «инструмент» и «танцовщица» взаимосвязаны. Цыгане обосновались в Стамбуле после того как в 1453 году султан Мехмет II завоевал город. Поскольку большинство танцовщиц были цыганками, название «ченги» могло произойти от них. Цыгане приняли мусульманство, но неохотно подчинялись мусульманским законам.
Вместо этого они оберегали свои собственные традиции. Ченгис работали в организованных группах и были оплотом мира развлечений. Группа ченгис называлась «кол» (труппа). Каждая труппа состояла из руководителя, ее помощницы и 12 танцовщиц. Группа музыкантов, называемая «сирачи» аккомпанировали танцовщицам. 4 музыканта, которые играли на 2х бубнах, скрипке и маленьком двойном барабане с палочками, также были женщинами.
Руководитель группы была ченги и обычно женщина, которая прошла многое в жизни. Руководительница обычно была представительницей однополой любви и получала наслаждение в своей группе. Молодые и привлекательные девушки, которые хотели стать ченгис и те, которые хотели достичь совершенства в своей профессии, обучались руководительницей — лесбиянкой. Весьма правдоподобно, что помощницей руководителя была женщина средних лет. Обычно помощница танцевала первый танец, называемый «медленный танец».
Дом руководительницы труппы ченгис был достаточно приятным местом, полным красивых молодых девушек. Из окон доносилась веселая музыка. Это место всегда привлекало внимание соседей. Молодые люди в поисках развлечений и состоятельные ценители женщин толпились около таких домов. Но только в редких случаях ченгис встречались с мужчинами. Девушки ченгис имели любовные отношения только с представительницами своего пола, и лишь немногие из них наслаждались обществом, как женщин, так и мужчин. Обычно они предпочитали женщин с их щеками цвета «персик с молоком» и розовыми губами. В общем, оттоманские ченгис были знамениты из-за своей однополой любви.
Самые известные ченгис ждали приглашений на работу в Тантакале (район к югу от крытого базара) и в цыганском квартале на берегах бухты Золотой Рог.
Женщины, организующие вечеринки в общественных банях и те, кто вел мероприятия подобного рода, договаривались с руководительницей ченги и приглашали группу на работу. В договоре также указывалось, смогут ли ченгис собирать чаевые после того, как представление завершится. Некоторые старые и богатые хозяйки не разрешали собирать чаевые, считая, что это может побеспокоить гостей. Но женщины, которым нравились девушки, их выступление и которые танцевали вместе с ченгис во время представления, давали им чаевые или прикрепляли золотые монеты ко лбу танцовщиц. Эта традиция до сих пор жива, танцовщицы ходят мимо столиков и собирают чаевые. Раньше хозяйка вечера была обязана сама давать им на «чай».
Прогулка ченгис по улицу было мероприятием, которое все хотели посмотреть. Впереди процессии шла руководительница группы. На ней была одета паранджа, желтые туфли, прикрывающие щиколотку и веер. Позади нее шла ее помощница. А за ними шли красивые изящные девушки, одетые в красочную одежду (чаршаф) с тонкой чадрой. За ними следовали музыканты, которые нести инструменты в чехлах, служанки и женщины-носильщики, отвечающие за костюмы.
Во время прогулки кокетливые красавицы бросали манящие взгляды на мужчин, следующих за ними, подмигивали поклонникам. Раздавался серебристый смех. Ченгис и люди, идущие за ними, обменивались сигналами, замечаниями и таким образом подходили к дому, где ченгис показывали свои таланты. У хозяйки дома для ченгис всегда была комната на втором этаже. Танцовщицы удалялись туда для переодевания.
Было абсолютно запрещено входить в комнату танцовщиц, но некоторые любопытствующие женщины не могли удержаться от того, чтобы не подсматривать в замочную скважину.
Люди много сплетничали о танцовщицах. Говорили, что они пили крепкие алкогольные напитки перед выступлением. Также считалось, что дверь в их комнату закрывали, чтобы скрыть этот факт. Танцовщицы переодевались, надевали свои сценические костюмы, пудрили лица, подводили черным глаза и прикрепляли к лицам «мушки».
После того, как они заканчивали свой макияж, их костюмерша расчесывала их волосы, надевала на них тюлевые юбки, бархатные безрукавки и широкие юбки, сшитые из тафты. Их юбки были украшены золотой бахромой. Костюм завершался поясом, украшенным золотом. Танцовщицы носили специальные тапочки, называемее «филер» и завязывали их вокруг белых носков.
Руководительница группы была одета в более женственный наряд. Она принимала участие в танце, только если была одета в танцевальный костюм. После того, как ченгис были одеты и готовы к выступлению, музыканты входили в комнату и занимали свои места. Гости, в нетерпении ожидавшие начала, сидели на стульях или на полу, опираясь на большие подушки. Обычно музыканты «разогревали» публику, исполняя вступительные песни. Руководительница труппы и ее помощница здоровались с гостями и ходили по комнате, приветствуя остальных гостей. Это хождение было названо «медленный ритм». Женщины, исполняющие «медленный ритм» делали это достаточно медленно, держась прямо, вытянув руки вперед, а в руках держали бубны. Они обходили комнату четыре раза, что означало: «мы получаем так много хорошего от этого» (Турецкое идиоматическое выражение: мы стали четырехугольными от удовольствия).
Вся церемония была начальной частью выступления.
Во время второй части выступления танцовщицы исполняли танцы с сагатами, одетыми на пальцы. Руководительница и ее помощница не участвовали в этой части, но танцы исполнялись под их присмотром. Это была самая яркая часть представления. Ченгис делали волны животами, трясли бедрами и плечами, прыгали, быстро бегали, притоптывали каблуками, покачивали шеями, как в группе, так и по одной, заставляя публику вздыхать от удовольствия.
Третья часть называлась «танец кролика». Для этого танца ченгис переодевались. Они надевали мужские шаровары с подходящей по цвету безрукавкой, повязывали шарф на талию и надевали феску без тюрбана на голову. Сагаты оставались на пальцах. В этой части выступления было много прыжков, которые напоминали движения кролика, и эта хореографическая манера и послужила названию этой части представления.
Турецкий танец дервишей
Сегодня в качестве развлечения танец дервишей предлагают многие турецкие рестораны. Кто же такие дервиши и откуда появился этот танец?
Дервишем называли нищих людей, приверженцев суфизма. Чем-то они похожи на монахов. Однако они себя к таковым не относят.
У дервишей нет понятия собственности. Слово «мое» для них не применимо. Все, что есть – все во власти Бога. Дервиши могли странствовать по свету или вести оседлый образ жизни с женой и детьми. В их обязанности входил еженедельный сбор в обители для проведения совместного ритуала.
Танец дервишей
В танце большую роль имеет музыка. Дервиши полагали, что она помогает воссоединяться с Богом. В семе первыми выходят музыканты. Они могут быть наемными или дервишами. Музыка с первых нот увлекает слушателя и завораживает. Постепенно она начинает звучать не в ушах, а в грудной клетке. Серце становиться центром души.
Каждое движение имеет свою смысловую нагрузку.
Сперва происходит молчаливая молитва от 30 минут. Все танцоры в это время совершают вращательные движения. Если молитва длиться более часа, то допустимы остановки каждые полчаса. Смысл подобных действий – воссоединение Бога со Вселенной. Сегодня можно встретить в вступительной части декламацию священных текстов.
Во время вращения правая рука дервиша поднята вверх, а левая опущена вниз. Правой рукой принимается энергия Вселенной, а через левую отдается людям. Голову склоняют в правую сторону. Скорее всего это физическая потребность – так легче кружиться.
Дервиш совершает два вращательных движения одновременно – по кругу и вокруг своей оси.
Сема состоит из семи частей, у каждой свой смысл:
В финальной части танца дервиши падают на колени, что символизирует прояснение сознания и просветление человека.
Расцветка у каждого ордена своя. Форма одежды – хирки с тюрбаном на голове. Под хирки обязательно надевают нижнее белье. Каждая деталь в наряде имеет мистическое значение. Например, колпак символизирует надгробную плиту собственного эго, а черные накидки – могила эго.
В дервиши просто так не попасть. Для этого предлагают пройти ряд испытаний, которые занимали 1001 день. Ежедневно претендент отчитывается главе ордена – шейху. Он должен рассказать про искушения, которые его настигли, и про способ их одоления.
Дервиши существуют во большинстве стран, проповедующих исламскую веру.
Хармандали что это танец
Türk Külübü Moskova’da
Зейбек (zeybek): В старину слово «зейбек» (в Центральной Анатолии – «сеймен») означало «воин»; позже так стали называть бойцов народного ополчения в дни войн. Затем это слово осталось только в фольклоре. Это «мужской» танец, но иногда принимать в нём участие могут и женщины. Зейбек может быть как парным, так и групповым. Начинается танец с медленных движений, затем резко убыстряется вместе с музыкой. Основная фигура танца – поворот на одной ноге с одновременным выпадом второй ноги, согнутой в колене: это движение символизирует богатырскую силу. В некоторых версиях танца танцоры размахивают кинжалами или короткими мечами. Музыкальное сопровождение: давул (барабан) и зурна (вид свирели), в некоторых областях – баглама и саз (струнные инструменты).
Районы распространения: Айдын, Измир, Муула, Денизли, Биледжик, Эскишехир, Кютахья, Чанаккале, Кастамону, Ушак, Маниса, Балыкесир, Бурдур.
Халай (halay): История этого танца начинается со времён Ассирийского царства. Слово «халай» первоначально могло означать тягу бечевой. В настоящее время это танец, подобный хороводу. Танцы этого типа условно делятся на степной халай, Чукурова (по названию местности, где он пользуется наибольшей популярностью) халай и восточный халай. Фигуры и движения весьма разнообразны и в разных регионах могут иметь многие варианты, но в основном во время пляски танцоры (мужчины или / и женщины) образуют круг или ряд. Ведущие берут друг друга за палец или за плечо, иногда под руки, а замыкающие держат в руках большой разноцветный платок, который называется «мендиль». Музыкальное сопровождение – очень ритмичное, постепенно становящееся всё быстрее. Инструменты: давул, зурна, баглама, различные виды свирелей.
Районы распространения: Битлис, Бингёль, Диярбакыр, Элязый, Малатья, Кахраманмар, Газиантеп, Эрзурум, Эрзинджан, Сивас, Мардин, Муш, Йозгат, Чорум, Адана, Анкара, Сиирт, Хатай, Токат, Шанлыурфа.
Хорон (horon): Типичный танец Черноморского региона. Название его происходит от греческого слова Χορός, что переводится просто как «пляска». Это групповой танец. Танцуют как мужчины, так и женщины. Участники образуют круг или полукруг и танцуют, изгибаясь и кружась, а также вприсядку, выбрасывая ноги вперёд и притопывая. Музыкальное сопровождение – в очень быстром темпе. Инструменты: преимущественно давул и зурна; в некоторых районах тулумба, мей, джура (виды свирелей) и кеменче (смычковый инструмент).
Районы распространения: Трабзон, Самсун, Артвин, Орду, Ризе.
Бар (bar): Танец, популярный в Восточной Анатолии. Танец бар бывает женским и мужским. Мужчины обычно танцуют группами по 16 человек, женщины по – 12. Участники берут друг друга за руки, подобно тому, как это делается в халае, и танцуют, выстроившись в линию. Существует «закрытый» вариант бара (танцующие приближаются друг к другу почти вплотную) и «открытый» (на некотором расстоянии). Женский бар танцуется более плавно и может сопровождаться песнями, мужской – более жестко и ритмично. Музыкальное сопровождение: давул, зурна, кеменче.
Районы распространения: Эрзурум, Карс, Аары, Ардахан, Гюмюшхане, Байбурт, Эрзинджан.
Хора (hora): Общее название танцев, распространённых в области Тракия и некоторых районов Западной Анатолии. Для этого танца характерны очень быстрый темп и ритмичность. Мужчины или женщины выстраиваются в ряд, сплетают руки, и пляшут, приседая и выбрасывая ноги вперёд. Музыкальное сопровождение: давул, зурна.
Районы распространения: Эдирне, Кыркларели, Текирдаг, Чанаккале.
Каршилама (karşılama или karşılıklı oyunları): Название этого типа танцев можно условно перевести как «танцы взаимного приветствия». Это парный танец, фигуры которого могут варьироваться в зависимости от региона. Начинается в медленном ритме, темп возрастает постепенно. Мужчины и женщины в два ряда двигаются порознь, то поворачиваясь лицом к лицу, то обходя друг друга, опускаясь на колени и хлопая в ладоши.
Районы распространения: Эдирне, Кыркларели, Текирдаг, Измит, Адапазары, Чанаккале, Бурса, Биледжик.
Районы распространения: Эскишехир, Афьон, Кютахья, Биледжик, Кыршехир, Конья, Мерсин, Анталия, Болу, Бурса.
Бенги или бенг (beng(i): «Bengi oyunu» значит «пляска без конца». Круговой танец хороводного типа, похожий на халай и хорон. Танцующие образуют круг и пляшут – сперва медленно и плавно, а затем всё быстрее; движения становятся резче. Часто сопровождаются песнями или куплетами.
Районы распространения: Регион Мраморного моря, а также Балыкесир, Маниса, Бурса, Чанаккале.
Во многих анатолийских танцах разыгрываются маленькие сценки из повседневной жизни, рассказывающие об отношениях между людьми, о быте, о природных явлениях: халай «Работа» (Сивас), «Ревнивец» (Карс), бар «Кинжал» (Эрзурум), «Полоскание» (Кютахья), «Дождь идёт» (Невшехир), «Туман в горах» (Гиресун) и многие другие. Среди танцев подобной тематики выделяется черноморский танец «Колбасты». Танец этот достаточно современный – он зародился в Трабзоне в 30-е годы. Должна отметить, что ни к какой «колбасе» его название, разумеется, отношения не имеет. Дословный его перевод – kol bastı – «стукнул по плечу», то есть, «застукали (поймали)». Как говорят, это название придумали трабзонские портовые хулиганы, на которых устраивала облавы полиция. В их песнях (а разве могла классика турецкого блатного фольклора возникнуть не у Чёрного моря?) повторялись слова: ‘Geldiler, bastılar, vurdular..’ «Пришли, застукали, побили…» Когда в пивную он входил, надо думать. Что Одесса для нас, то для турок – Трабзон. Народу танец понравился, он быстро стал популярным не только в Трабзоне, но и во всей Турции, а если мы посмотрим начало видеоролика, то и в других странах.
Сема (sema): В ХII веке персидский религиозный философ и поэт Джелялеттин Руми (Мевляна), многие годы живший в Конье (Центральная Анатолия) основал суфийский орден Мевлеви. У дервишей – членов ордена был своеобразный ритуальный танец «сема» («небеса»), в котором танцующие его кружились, подобно древним жрецам тюркского культа.
По преданию, Руми, проходя по базару, услышал доносящийся из мастерской ювелира тонкий звон молоточка. Звук был настолько мелодичен, что философ (а ведь он был и поэтом!) закружился в танце, произнося стихи о поиске смысла бытия. После кончины Мевляны этот кружащийся танец был усовершенствован и принят в ордене Мевлеви как выражение духовного поиска и единения со Всевышним.
Круговые движения танца призваны олицетворять бесконечность Вселенной. Один из танцующих (Semazenbaşı) всегда находится в центре круга, символизируя Солнце, вокруг которого совершают оборот планеты, но глубинный смысл его роли – создание образа Бога, к которому приближен каждый человек, постигший Истину. Танец сема танцуют и в наши дни.
Музыкальное сопровождение: ней (тростниковая свирель), кудюм (род барабана), уд (лютня) и кеменче.