Хармса что это было стихотворение
Даниил Хармс — Что это было
Даниил Хармс — Что это было
Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических
крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!»
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>);
Анализ стихотворения «Что это было» Хармса
Стихи «Что это было» Даниила Хармса впервые увидели свет на страницах журнала «Чиж».
Стихотворение «Что это было» Д. Хармса отличается непривычным взглядом лирического героя на вроде бы привычные вещи.
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Даниил Хармс Врун
— Вы знаете? Вы знаете? Вы знаете? Вы знаете? Ну, конечно, знаете! Ясно, что вы знаете! Несомненно, Несомненно, Несомненно знаете!
— Нет! Нет! Нет! Нет! Мы не знаем ничего, Не слыхали ничего, Не слыхали, не видали И не знаем Ничего!
— А вы знаете, что У? А вы знаете, что ПА? А вы знаете, что ПЫ? Что у папы моего Было сорок сыновей? Было сорок здоровенных — И не двадцать, И не тридцать,- Ровно сорок сыновей!
— Ну! Ну! Ну! Ну! Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Еще двадцать, Еще тридцать, Ну еще туда-сюда, А уж сорок, Ровно сорок,- Это просто ерунда!
— А вы знаете, что СО? А вы знаете, что БА? А вы знаете, что КИ? Что собаки-пустолайки Научилися летать? Научились точно птицы,- Не как звери, Не как рыбы,- Точно ястребы летать!
— Ну! Ну! Ну! Ну! Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Ну, как звери, Ну, как рыбы, Ну еще туда-сюда, А как ястребы, Как птицы,- Это просто ерунда!
— А вы знаете, что НА? А вы знаете, что НЕ? А вы знаете, что БЕ? Что на небе Вместо солнца Скоро будет колесо? Скоро будет золотое — Не тарелка, Не лепешка,- А большое колесо!
— Ну! Ну! Ну! Ну! Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Ну, тарелка, Ну, лепешка, Ну еще туда-сюда, А уж если колесо — Это просто ерунда!
— А вы знаете, что ПОД? А вы знаете, что МО? А вы знаете, что РЕМ? Что под морем-океаном Часовой стоит с ружьем?
— Ну! Ну! Ну! Ну! Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Ну, с дубинкой, Ну, с метелкой, Ну еще туда-сюда, А с заряженным ружьем — Это просто ерунда!
— А вы знаете, что ДО? А вы знаете, что НО? А вы знаете, что СА? Что до носа Ни руками, Ни ногами Не достать, Что до носа Ни руками, Ни ногами Не доехать, Не допрыгать, Что до носа Не достать!
— Ну! Ну! Ну! Ну! Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Ну, доехать, Ну, допрыгать, Ну еще туда-сюда, А достать его руками — Это Просто Ерунда!
Нажмите «Мне нравится» и
поделитесь стихом с друзьями:
Почему
ПОЧЕМУ:
Повар и три поварёнка,
повар и три поварёнка,
повар и три поварёнка
выскочили на двор?
ПОЧЕМУ:
Свинья и три поросёнка,
свинья и три поросёнка,
свинья и три поросёнка
спрятались под забор?
ПОЧЕМУ:
Режет повар свинью,
поварёнок — поросёнка,
поварёнок — поросёнка,
поварёнок — поросёнка?
Почему да почему? —
Чтобы сделать ветчину.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Даниил Хармс не советский
Даже в современной рекламе можно найти подчерк, элементы творчества Хармса. Хотя Даниил писал иногда такое, что меня лично заставляло усомниться в его психическом здоровье. Дело даже не в той словесной абстракции, которая скорее интересна психиатрам, чем литераторам, но даже в темах его сочинений. В его произведениях слишком много насилия и вульгарной грубости. Думаю, это советское время отложило на писателя свою печать. Слишком много насилия, убийств происходило в стране и в частности в Питере в революцию. От таких ужасов не то что у юноши крыша поехать может, но и у более закалённых жизнью людей.
Как бы то ни было, Хармс писал очень не советские вещи. В его произведениях нет восхваления нового строя, а это уже по понятиям советской власти преступление. Да, появилось у Даниила в 1941 году несколько стихотворений, воспевающих советскую власть, Сталина, Ворошилова, но уже было слишком поздно что-либо изменить. Хотя в одном из стихотворений герой спешит на демонстрацию, чтобы раньше всех прокричать ура товарищу Сталину. В конце концов, все советские писатели славословили советской власти и её вождям, но Хармс с этим явно запоздал. А не петь славу власти вовремя уже преступление.
Вот, к примеру, короткий рассказ Хармса, в котором говорится о том, как народ спокойно смотрит на тонущего командира красной армии и при этом хладнокровно рассуждает, утонет командир или не утонет. Командир утонул. А ведь этот рассказ просто антисоветчина, по большому счёту. Этот рассказ был написан в 1929 году. Хармс был арестован в 1931 первый раз. Его приговорили к трём годам концлагеря. Так в приговоре и было написано, концлагеря. Другое дело, что концлагерь Хармсу заменили на ссылку. Так почему Даниила не арестовали в 1929 году, когда он написал этот крамольный рассказ о тонущем командире красной армии, которому никто не помог и своей пассивностью народ дал утонуть народному герою. Навряд ли чекисты ничего не ведали об этом рассказе, даже если он и не был опубликован в то время. Скорее всего, такой сюжет в то время посчитали не только не вредным, но даже полезным. Дело в том, что правительственными войсками, которых в советской литературе называют белогвардейскими, была организована специальная комиссия по расследованию зверств чекистов и красноармейцев, которая без труда собрала множество неопровержимых свидетельств зверств и немыслимой жестокости, творимых большевиками, осуществляющими планомерно и последовательно политический геноцид по отношению к своему народу. Чекистам и красноармейцам Москва рекомендовала маскировать убийства под несчастные случаи, например, топить людей. Что и делалось в широком масштабе. Например, писатель Аркадий Гайдар на этой почве даже свихнулся. Он очень много потопил народа. А ему было в то время всего-то шестнадцать лет. Подросток. Эти люди утопшие потом ему являлись в глюках. Именно поэтому Гайдар и провёл несколько лет в советских психушках. Вот поэтому, я думаю, этот рассказ для Хармса и не имел последствий.
Кстати, в Питере революционные матросы ещё до революционной рекомендации уже очень любили топить офицеров в дни славной революции в Неве. Хотя матросы в те дни сначала закалывали свои жертвы штыками. Пользовались своей безнаказанностью. Река была красная от крови. Хармс наверняка был свидетелем этих кошмаров. Одна из причин, почему он так не любил коммунистов.
Но продолжим.
Хармс, описывая в своём стихотворении «Разрушение» окончание недели, говорит: «теперь можно приступать к следующему разрушению». Описывать эпоху не созидающей, а разрушающей. Да Хармс просто камикадзе. Так рисковать.
И, казалось бы, вроде правильно понимал ситуацию, правильно понимал время. Вот его стихотворение «Месть». Тут писатели и бояться, и каются, и объявляют себя скромными, тихими.
мы боимся мы трясёмся.
Мы те те те те те те
те теперь всё поняли.
но никто нас не осудит
мы и скромны и тихи.
Конечно, здесь писатели вроде бы ведут разговор с Фаустом, но ведь ясно же, к чему эта аллегория.
И, тем не менее, ведёт себя Хармс крайне рискованно. Неправильные произведения создаёт. Такие, за которые в СССР просто убивали.
Вот, например, такое стихотворение Хармса.
Полубог и полуплешь.
Хоть и жид, а всё же лыс.
Ведь в этом стихотворении легко можно узнать Ленина. Речь то о лысом полубоге. А Ленин
Ленин ведь был и еврейской крови частично. Впрочем, это стихотворение было написано в 1930 году. Но, тем не менее, речь то о лысом полубоге.
Чудны дела твои, Господи. И как такие строчки проходили.
Меня у Хармса поразила одна миниатюра о неком инженере. Личность самого инженера меня не очень заинтересовала, а вот постройка в городе стены за одну ночь, разделившую город, весьма удивила и впечатлила. Я невольно подумал, интересно, читали ли этот рассказ те, кто приказал возвести стену в Берлине в 1961 году?
А вот ещё одна не менее интересное, казалось бы, совершенно советское стихотворение, где сын вызывает на соревнование отца.
И тебя я вызываю,
вызываю, мой отец,
будь ударником в колхозе
в самом деле, наконец.
О чём вообще эти строчки. Они о том, что крестьянин работает неохотно, плохо и сын просто умоляет отца работать хорошо. Вот поэтому-то советская система и не жизнеспособна, потому что люди могут работать плохо. Советское стихотворение, на деле являющееся антисоветским.
На эту же тему и стихотворение о Власе и Мишке, двух колхозниках, один из которых лодырь и не работает, а другой трудится. Вот в том то и дело, что в нормальной системе фермера не надо подгонять и упрашивать работать, там просто нет фермеров, которые работают спустя рукава.
А вот стихотворение про пионеров. Вроде бы хорошее дело делают дети, собирают малину, клубнику, хотя, если честно, в СССР найти банку с вареньем или джемом в магазине было попросту невозможно. Но меня в этом стихотворении о пионерах привлекли строчки о тараканах, которых пионеры ловят и сушат. Это они делают для того, чтобы обеспечить колхозных кур на зиму кормом. Представляю, сколько было в то время в домах колхозников тараканов. Но, да бог с ней, с гигиеной и санитарией. Я, прочитав о тараканах, которых заготавливают на зиму, подумал совсем не об отсутствие санитарии. Я невольно вспомнил не раз наблюдаемые мною в колхозах, когда нас посылали на сельхозработы с предприятий, сцены расхищения колхозниками комбикормов для своих личных животных, вспомнил я и колхозную скотину, грязную, худую, в общем, имеющую самый неприглядный, жалкий вид. И когда я вспоминал эти колхозные картины, мне совсем не представлялся памятник пионеру, который возведут благодарные потомки пионеру, как это изображено в стихотворении.
На что я обратил внимание, читая произведения Хармса, так это на домашний нудизм, описанный неоднократно Даниилом. Многие персонажи его произведений ходят в собственных квартирах абсолютно голыми. Люди ходят обнажёнными не потому, что им так удобнее, а потому, что просто нечего одеть. Если женщина имеет единственное платье, то она его бережёт и не одевает дома. Например, в комедии «Фома Бобров и его супруга», супруга этого Фомы как раз и ходит по своей коммунальной комнате в чём мать родила. У женщины нет возможности даже купить себе нижнее бельё, нет возможности даже помыться, что вызывает гнев соседей, которые недовольны резким запахом, исходящим от соседки по коммуналки.
Что поделаешь, советский быт без прикрас, в прямом смысле этого слова. Хотя писатели, изображающие советскую действительность в таком неприглядном, в буквальном смысле обнажённом виде, долго в СССР не жили. Что и случилось с Даниилом Хармсом.
А вот другой рассказ Хармса под названием «История». Это рассказ притча. Но я не буду останавливаться на философской стороне произведения, скажу лишь о том, что автор здесь изобразил ужасающую бедность народа. Герой рассказа слепец Абрам Понтопасов получает пенсию в 36 рублей в месяц. И это при том, что буханка хлеба стоит один рубль десять копеек. Другими словами, человеку его пенсии хватает лишь на буханку хлеба в день, больше ни на что. А ведь наши советские пенсии были всё время такие мизерные. А в колхозах вообще пенсию стали получать лишь в шестидесятые годы. Да, на фоне лакированных лубочных картинок о счастливом образе жизни в славном СССР такие рассказы звучали опасным диссонансом, опасным в первую очередь для самого писателя.
А вот другой рассказ Хармса, про Ивана Яковлевича Бобова у которого настолько износились его единственные штаны, что сквозь прорехи было видно его столь же износившееся нижнее бельё. Надо покупать штаны. Решил Бобов купить штаны в полосочку. Но во всех магазинах Ленинграда не смог отыскать таких. Не было в магазинах и штанов в клеточку. В общем, все мечты о штанах разбивались у несчастного Ивана Яковлевича о советский дефицит. Хотя герою всё же удаётся достать себе штаны, но были они жёлтые в зелёный горошек.
Смешно, конечно. Но ведь если вдуматься, то, что же получается? Человек в крупнейшем городе СССР не может себе приобрести штаны. Невольно вспомнил о том, что Гагарину после его полёта в космос были выделены талоны на покупку помимо прочих вещей и талоны на трусы. Так же были выделены талоны на покупку нижнего белья и для его супруги. А ведь это уже не тридцать седьмой год. Да, как то даже и смеяться не очень хочется, читая такие рассказы, хотя написано очень смешно.
А вот другой рассказ Хармса, где по одной из центральных улиц Ленинграда можно было наблюдать вереницу женщин милиционеров, которые шествовали с младенцами, завёрнутыми в одинаковые красные одеяла. Эти женщины милиционеры шли из отдела «Охраны материнства и младенчества», где им выдали эти одеяла. Нет, чтобы восхищаться щедростью советской власти, заботящейся о матерях и их детях, Хармс делает из этого благородного явления насмешку. Да, понятно, почему писатель очень плохо завершил свой жизненный путь.
Когда читаешь Даниила Хармса, то порой создаётся впечатление, что автор просто не понимает, в какой ужасной системе он живёт, в системе, где быть писателем опаснее работы минёра. Хармс шутит, казалось бы, вполне безобидно, но эта безобидность слишком больно задевает народившийся социализм. Например, в одной из миниатюр Хармса его герой, Володя Зайцев задаёт вопрос:
— Где находится Австралия, в Африке или в Америке?
На что его дружок Вася Пирогов отвечает на полном серьёзе:
— Кажется в Африке.
Изображать жителей страны самого «передового строя» столь безграмотными, конечно, чистейшей воды безрассудство. Такие писатели в СССР долго не живут. Что и случилось с Хармсом.
А вот тоже картинка из быта, стихотворение Хармса о том, как горожане, весь народ на своих огородах дружно работают. Казалось бы, в этом стихотворении нет ничего плохого. Но, с другой стороны, вдумаемся, ведь нигде в другой системе горожане не имеют огородов, не сажают картошку, чтобы прокормить себя зимой. Это только при советской системе люди вынуждены сажать помидоры, огурцы «на зиму». В других странах фермеры обеспечивают горожан провизией полностью в полном объёме.
Или миниатюра о трамвайной остановке, где люди ждут трамвая так долго, что начинают расходиться, отчаявшись дождаться этого трамвая. Остаются всего два человека на остановке, которые рассуждают, стоит продолжать ждать трамвай или нет. Бытовая, что называется сцена, но эта сцена о нашем социализме, так пекущимся о народе. И никаких тебе соцсоревнований. А ведь это советский писатель. Нет, Хармс был неправильным советским писателем. Поэтому и погиб.
А вот рассказ о человеке, которому на голову сваливается кирпич. Гражданина убило? Нет, потому что он привык уже к подобным происшествиям. Человек спокойно вытирает платочком лицо от своих мозгов и продолжает идти дальше, как ни в чём ни бывало. Опять же чисто советская история. Это только у нас людям на головы падают сосульки, кирпичи, куски штукатурки.
Конечно, от эротики, от чёрного юмора Хармса порой оторопь берёт, но ведь это не повод убивать писателя. Но в нашей гуманной советской стране так не считали, поэтому и убили Даниила Хармса. Хороший Хармс писатель или плохой, но проявить себя ему просто не позволили самым надёжным способом – его убили, причём самым варварским способом, уморив голодом в советской психушке.
Как ты ответишь на вопрос в названии стихотворения «Что это было»?
Задания по литературе для 2 класса Как ты ответишь на вопрос в названии? Какое чувство ты передашь при чтении: удивление, радость, грусть?
Для меня сюжет стихотворения Хармса «Что это было» остается загадкой, мне кажется это просто игра воображения, стремление к оригинальности.
Что могло пронестись по реке на металлических крючках. И как это вообще представить? Рыболовные крючки у него были или просто крючки, что-то изогнутое? А дальше появляются странные дощечки и опять что это? Может скейтборд, и летающая доска как в «Назад в будущее». Тогда Хармс описывает встречу с инопланетянином или гостем из будущего.
Но скорее всего это шутка, литературное хулиганство, к которому так тяготел Хармс.
Поэтому читать это стихотворение можно и весело и с наигранным недоумением.
Что за существо пронеслось по реке и вышло на берег не ясно, но это не столь важно. Потому что на вопрос заданный поэтом мы ответим просто:
И это та эмоция, которую надо передать: удивление, изумление, недоумение.
В рассказе Толстого «Старый дед и внучек» маленький внук показал наглядный пример своим отцу и матери, как следует относится к своим родителям в старости. Он, посмотрев на отношение родителей к деду, решил, что это норма и что ему следует точно также относится в будущим к своим родителем. Урок был наглядным и родители мальчика поняли все неправильность и постыдность своего поведения.
Те, кто нас вырастил заслуживают нашей любви, какими бы старыми они не становились.
Одна из самых известных басен Ивана Крылова называется «Стрекоза и муравей». В этой басне рассказывается история стрекозы, которая весело провела летние месяцы, а когда наступила голодная осень потащилась за помощью к работящему муравью. Муравей удивляется, что стрекоза не подготовилась к зиме и спрашивает ее, чем же она занималась целое лето. Стрекоза отвечает, что все лето она пела.
И муравей довольно жестко предлагает ей теперь еще и поплясать.
Часто моралью этой басни называют слова:
Но это не совсем верно. Это просто совет, который дает муравей. Мораль же представляет собой урок, назидание. И в этой басне мораль явно не выражена, ее приходится домысливать самостоятельно.
Мораль здесь такова: Всегда следует думать о будущем, время проводить с пользой, а не тратить его на пустые забавы.