Хартий нам родственных связка что значит
«Москва» П. Вяземский
Город холмов и оврагов,
Город зеленых садов,
Уличных пестрых зигзагов,
Чистых и всяких прудов.
Город – церквей не дочтешься:
Их колокольный напев
Слушая, к небу несешься,
Душу молитвой согрев.
Гордым величьем красуясь,
Город с кремлевских вершин
Смотрит в поляны, любуясь
Прелестью свежих картин.
Лентой река голубая
Тихо струится кругом,
Жатвы, леса огибая,
Стены боярских хором.
Иноков мирных жилища,
Веры народной ковчег, –
Пристани жизни – кладбища,
Общий семейный ночлег.
Город причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзия здесь.
Город – восточная сказка!
Город – российская быль!
Хартий нам родственных связка!
Святы их ветхость и пыль.
Молча читает их время!
С заревом славных веков
Льется на позднее племя
Доблестный отблеск отцов.
Город минувшего! Старче
С вечно младою душой
Всё и священней, и ярче
Блещет своей сединой!
Город сердечных страданий!
Город – моя колыбель:
Здесь мне в года обаяний
Жизни мерещилась цель.
Сколько здесь жизни я прожил!
Сколько растратил я сил!
Мысли и чувства тревожил
Юный, заносчивый пыл.
Позже смирилась отвага,
Волны души улеглись,
Трезвые радость и блага
В светлом затишьи слились.
Думы окрепли, созрели
В опыте, в бденьи, в борьбе:
Новые грани и цели
Жизнь призывали к себе.
Дружбы звезда засияла,
Дружба согрела мне грудь,
Душу мою воспитала,
Жизни украсила путь.
Прелесть труда, наслажденье
Мысль в стройный образ облечь,
Чувству найти выраженье,
Тайнам сердечным дать речь!
Творчества тихая радость,
Внутренней жизни очаг,
Вашу вкусил я здесь сладость
В чистом источнике благ.
Ныне, когда мне на плечи
Тяжкие годы легли,
С ними надежды далече
В тайную глубь отошли.
В памяти набожной ныне
Прошлым нежней дорожу:
Старый паломник, к святыне
Молча к Москве подхожу.
Жертвы вечерней кадилом
Будет Москве мой привет,
В память о прошлом, мне милом,
Братьям, которых уж нет.
Манит меня их дружина,
Полный раздумья стою:
Благословила бы сына,
Милую матерь молю.
Анализ стихотворения Вяземского «Москва»
Среди множества стихотворений, посвященных Москве, произведение П. А. Вяземского по изяществу формы, силе воздействия и богатству выразительных средств не имеет себе равных. Оно было написано поэтом, умудренным жизнью, 1868 году, в преклонных годах и свидетельствует о необычайной остроте ума и огромном чувстве любви к родному городу, который он считает святыней. Это настоящий гимн и последний привет человека в финале его жизненного пути.
Стихотворение, «Москва» как драгоценное ожерелье, буквально собрано из тропов и риторических фигур, и поэт великодушно дарит его и читателям, и любимому городу. Здесь и анафора «Сколько … прожил! Сколько растратил …!», отражающая процесс осмысления поэтом прожитых лет, и метафоры – «душу молитвой согрев», «огибая жатвы (в значении несжатые поля)», и метонимия – «красуясь величьем», «струится лентой», «ковчег веры», «поэзия древности», «зарево веков», «волны души», «отблеск отцов».
Город – ключевое слово: поэт его употребляет в стихотворении 10 раз. При упоминании о Москве Вяземский использует антитезы – «старче с вечно младою душой», «Город – …сказка! Город – …быль!» – и огромное количество перифразов – «город холмов», «город зеленых садов», «милая матерь», «чистый источник благ», «красок и образов смесь», «связка хартий (в значении «собрание законов», ставших основой российской государственности)», «моя колыбель», «святыня».
Невозможно перечислить все найденные поэтом яркие эпитеты, среди которых – «колокольный напев», «свежая картина», «мирный инок», «благоуханная древность», «родственные хартии», «доблестный отблеск», «светлое затишье», «кремлевские вершины». Из других средств художественной выразительности можно выделить эллипсис – «город – церквей не дочтешься», аллитерацию – «доблестный отблеск», многосоюзие – «в опыте, в бденьи, в борьбе».
Олицетворения придают изложению теплоту и человечность – «красуясь, город …смотрит, любуясь», «смирилась отвага», дружба согрела, …воспитала, украсила», «время читает». Инверсия – «иноков мирных жилища», «внутренней жизни очаг», «в памяти набожной», «жертвы …кадилом будет Москве мой привет», «вашу вкусил я здесь сладость» – частый прием стихотворений-апологий, создающих у читателя настроение приподнятости. Поэт использует оксюморон «пристани жизни – кладбища, …семейный ночлег», странный только для неверующего человека.
Пространные ряды однородных членов – дополнений: город «холмов и оврагов, садов, … зигзагов, прудов», огибая «жатвы, леса, стены…, …жилища, …ковчег – пристани жизни – кладбища, ночлег », облечь в образ «прелесть труда, наслажденье, мысль», – сказуемых: дружба «согрела, воспитала, украсила» – позволяют описать предметы и явления во всей их полноте.
Утратившего влияние при дворе и в литературном мире поэта молодые демократы грубо критиковали за смену либеральных воззрений на консервативные, за тяжеловесность и архаичность слога. Его пародировали люди, имен которых сейчас не вспомнит никто, а стихи Петра Андреевича, истинного патриота и крупного самодостаточного поэта, навсегда вписаны в золотой фонд русской классики.
Молча читает их время, с заревом славных веков, льётся на позднее племя, доблестный отблеск отцов
Под хартиями еще можно понимать кремлевские стены и вообще памятники старины, которые были тоже своего рода летописями.
Пётр Вяземский
Москва
Город холмов и оврагов,
Город зеленых садов,
Уличных пестрых зигзагов,
Чистых и всяких прудов.
Гордым величьем красуясь,
Город с кремлевских вершин
Смотрит в поляны, любуясь
Прелестью свежих картин.
Лентой река голубая
Тихо струится кругом,
Жатвы, леса огибая,
Стены боярских хором.
Город причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзия здесь.
Молча читает их время!
С заревом славных веков
Льется на позднее племя
Доблестный отблеск отцов.
Город минувшего! Старче
С вечно младою душой
Всё и священней, и ярче
Блещет своей сединой!
Сколько здесь жизни я прожил!
Сколько растратил я сил!
Мысли и чувства тревожил
Юный, заносчивый пыл.
Позже смирилась отвага,
Волны души улеглись,
Трезвые радость и блага
В светлом затишьи слились.
Думы окрепли, созрели
В опыте, в бденьи, в борьбе:
Новые грани и цели
Жизнь призывали к себе.
Дружбы звезда засияла,
Дружба согрела мне грудь,
Душу мою воспитала,
Жизни украсила путь.
Прелесть труда, наслажденье
Мысль в стройный образ облечь,
Чувству найти выраженье,
Тайнам сердечным дать речь!
Творчества тихая радость,
Внутренней жизни очаг,
Вашу вкусил я здесь сладость
В чистом источнике благ.
Ныне, когда мне на плечи
Тяжкие годы легли,
С ними надежды далече
В тайную глубь отошли.
В памяти набожной ныне
Прошлым нежней дорожу:
Старый паломник, к святыне
Молча к Москве подхожу.
Жертвы вечерней кадилом
Будет Москве мой привет,
В память о прошлом, мне милом,
Братьям, которых уж нет.
Манит меня их дружина,
Полный раздумья стою:
Благословила бы сына,
Милую матерь молю.
Хартий нам родственных связка что это
«Москва» П. Вяземский
Город зеленых садов,
Уличных пестрых зигзагов,
Чистых и всяких прудов.
Город — церквей не дочтешься:
Их колокольный напев
Слушая, к небу несешься,
Душу молитвой согрев.
Гордым величьем красуясь,
Город с кремлевских вершин
Смотрит в поляны, любуясь
Прелестью свежих картин.
Лентой река голубая
Тихо струится кругом,
Стены боярских хором.
Иноков мирных жилища,
Веры народной ковчег, —
Пристани жизни — кладбища,
Общий семейный ночлег.
Город причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Город — восточная сказка!
Город — российская быль!
Хартий нам родственных связка!
Святы их ветхость и пыль.
Молча читает их время!
С заревом славных веков
Льется на позднее племя
Доблестный отблеск отцов.
Город минувшего! Старче
С вечно младою душой
Всё и священней, и ярче
Блещет своей сединой!
Город сердечных страданий!
Город — моя колыбель:
Здесь мне в года обаяний
Жизни мерещилась цель.
Сколько здесь жизни я прожил!
Сколько растратил я сил!
Мысли и чувства тревожил
Юный, заносчивый пыл.
Позже смирилась отвага,
Волны души улеглись,
Трезвые радость и блага
В светлом затишьи слились.
Думы окрепли, созрели
В опыте, в бденьи, в борьбе:
Новые грани и цели
Жизнь призывали к себе.
Дружбы звезда засияла,
Дружба согрела мне грудь,
Душу мою воспитала,
Жизни украсила путь.
Прелесть труда, наслажденье
Мысль в стройный образ облечь,
Чувству найти выраженье,
Тайнам сердечным дать речь!
Творчества тихая радость,
Внутренней жизни очаг,
Вашу вкусил я здесь сладость
В чистом источнике благ.
Ныне, когда мне на плечи
С ними надежды далече
В тайную глубь отошли.
В памяти набожной ныне
Прошлым нежней дорожу:
Старый паломник, к святыне
Молча к Москве подхожу.
Жертвы вечерней кадилом
Будет Москве мой привет,
В память о прошлом, мне милом,
Братьям, которых уж нет.
Манит меня их дружина,
Полный раздумья стою:
Благословила бы сына,
Анализ стихотворения Вяземского «Москва»
Среди множества стихотворений, посвященных Москве, произведение П. А. Вяземского по изяществу формы, силе воздействия и богатству выразительных средств не имеет себе равных. Оно было написано поэтом, умудренным жизнью, 1868 году, в преклонных годах и свидетельствует о необычайной остроте ума и огромном чувстве любви к родному городу, который он считает святыней. Это настоящий гимн и последний привет человека в финале его жизненного пути.
Стихотворение, «Москва» как драгоценное ожерелье, буквально собрано из тропов и риторических фигур, и поэт великодушно дарит его и читателям, и любимому городу. Здесь и анафора «Сколько … прожил! Сколько растратил …!», отражающая процесс осмысления поэтом прожитых лет, и метафоры — «душу молитвой согрев», «огибая жатвы (в значении несжатые поля)», и метонимия — «красуясь величьем», «струится лентой», «ковчег веры», «поэзия древности», «зарево веков», «волны души», «отблеск отцов».
Город — ключевое слово: поэт его употребляет в стихотворении 10 раз. При упоминании о Москве Вяземский использует антитезы — «старче с вечно младою душой», «Город — …сказка! Город — …быль!» — и огромное количество перифразов — «город холмов», «город зеленых садов», «милая матерь», «чистый источник благ», «красок и образов смесь», «связка хартий (в значении «собрание законов», ставших основой российской государственности)», «моя колыбель», «святыня».
Невозможно перечислить все найденные поэтом яркие эпитеты, среди которых — «колокольный напев», «свежая картина», «мирный инок», «благоуханная древность», «родственные хартии», «доблестный отблеск», «светлое затишье», «кремлевские вершины». Из других средств художественной выразительности можно выделить эллипсис — «город — церквей не дочтешься», аллитерацию — «доблестный отблеск», многосоюзие — «в опыте, в бденьи, в борьбе».
Олицетворения придают изложению теплоту и человечность — «красуясь, город …смотрит, любуясь», «смирилась отвага», дружба согрела, …воспитала, украсила», «время читает». Инверсия — «иноков мирных жилища», «внутренней жизни очаг», «в памяти набожной», «жертвы …кадилом будет Москве мой привет», «вашу вкусил я здесь сладость» — частый прием стихотворений-апологий, создающих у читателя настроение приподнятости. Поэт использует оксюморон «пристани жизни — кладбища, …семейный ночлег», странный только для неверующего человека.
Пространные ряды однородных членов — дополнений: город «холмов и оврагов, садов, … зигзагов, прудов», огибая «жатвы, леса, стены…, …жилища, …ковчег — пристани жизни — кладбища, ночлег », облечь в образ «прелесть труда, наслажденье, мысль», — сказуемых: дружба «согрела, воспитала, украсила» — позволяют описать предметы и явления во всей их полноте.
Утратившего влияние при дворе и в литературном мире поэта молодые демократы грубо критиковали за смену либеральных воззрений на консервативные, за тяжеловесность и архаичность слога. Его пародировали люди, имен которых сейчас не вспомнит никто, а стихи Петра Андреевича, истинного патриота и крупного самодостаточного поэта, навсегда вписаны в золотой фонд русской классики.
Поэтика и энергетика молитвенности
ПОЭТИКА И ЭНЕРГЕТИКА МОЛИТВЕННОСТИ
«Отче наш» и Русь Православная
Я слышал — в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
«Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика. Александр Сергеевич П У Ш К И Н. «ОТЧЕ НАШ».
Пушкин. Пушкин всегда и сегодня… Из сокровенных, родниковой чистоты, святой детской незамутненности, из самых интимных глубин памяти вызревает, высвечивается: румяной зарею покрылся восток; у лукоморья дуб зеленый; пленительная сладость русского слова; самосознание, самоопределение под небом голубым страны своей родной. Пушкинское озарение, причастие, приобщение к пушкинскому образу, пушкинскому слову, пушкинской метафоре: редеет облаков летучая гряда, наперсница волшебной старины, надеждой сладостной младенческой дыша, в крови горит огонь желанья, я помню чудное мгновенье…
Конечно же, говоря об эстетическом идеале Александра Сергеевича Пушкина, педагог и воспитатель обратится к его исповедально-автобиографическому «ОТЧЕ НАШ»
Отец Пимен, Григорий спящий.
(пишет перед лампадой)
Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною —
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…
Но близок день, лампада догорает —
Еще одно, последнее сказанье.
…Гордость старого Кочубея, его прекрасная дочь Мария («Как тополь киевских высот, она стройна. Её движенья то лебедя пустынных вод напоминают плавный ход, то лани быстрые стремленья»). «Бахчисарайский фонтан». «Цыганы». «Медный всадник». «Русалка». « Пиковая дама». «Капитанская дочка»… И — «Отцы пустынники…»: «Отцы пустынники и жены непорочны,Чтоб сердцем возлетать во области заочны. Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой…».
Гениальный пушкинский «Пророк»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
…Свято-Вознесенский храм — первый кафедральный собор в городе Л И П Е Ц К Е.
Обнаруженные на месте храма плиты-надгробия предков А.С. Пушкина свидетельствуют о глубинных истоках древнего рода, издревле жившего в Русском Подстепье… Капитанщино… Кореневщино… Сокольское… Пушкино… Доброе… Добринка…
О своей кореневщинско-липецкой бабушке МАРИИ АЛЕКСЕЕВНЕ ПУШКИНОЙ-ГАННИБАЛ устами автобиографического героя-повествователя поэт скажет:
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Под образом простой ночник из глины
Чуть освещал глубокие морщины,
Драгой антик, прабабушкин чепец
И длинный рот, где зуба два стучало, —
Все в душу страх невольный поселяло.
Я трепетал — и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…
Но вы прошли, о ночи безмятежны!
И юности уж возраст наступил…
МОЛИТВЕННАЯ ЭНЕРГЕТИКА СВЕТСКОЙ ДУХОВНОСТИ
Уроки пращуров, дедичей и отчичей… Уроки классики… Нравственно-духовная преемственность поколений… Что такое хорошо и что такое плохо? «Вечные», «проклятые вопросы» быта, бытия, бытийности сиюминутной… Кому живётся хорошо и кому существуется — совсем плохо? Что есть Истина? Кто виноват? Что делать? Не будем легкомысленно и безответственно уповать, что Школа общеобразовательная выполнит за нас образование, просвещение, воспитание отроков и отроковиц… Родительский Всеобуч… Человеком станешь лишь тогда, когда обогатишь свою индивидуальность духовными, нравственно-этическими энергиями тысячелетий… «Человек есть мера всех вещей» — прозрение Протагора. «Солнце, луна и звёзды — краса небес, цветы и ягоды — краса гор, краса государства — человек», — восточная мудрость. «Что за чудесное создание — Человек…»- шекспировское. «Конечный продукт развивающегося человечества есть прекрасный человек…»- гётевское. «И крестьянки чувствовать умеют…» — сделал «открытие» Карамзин. К душе, к сердцу, к разуму человеческому взывают Гомер и Конфуций, Владимир Красно Солнышко и Пушкин, Лермонтов и Тютчев, Тургенев и Лев Толстой, Достоевский и Бунин, Куприн и Леонид Андреев, Шолохов и Леонов, Твардовский и Рубцов…
Уроки духовности… Уроки нравственно-эстетического прозрения… Уроки художественно-психологической «диалектики души»… «Да ведают потомки православных…» — «В лесу, в горе родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты!» (Иван Бунин. 1905).
Когда входят в жизнь отроков и отроковиц нравственно-духовные уроки православной культуры? Вспоминая о детских годах, о первых уроках прекрасного и доброго, А.С. Пушкин называет самые яркие впечатления: «полные святыни словеса», «…чудесные творенья влекли… волшебною красой». Доброй наставницей его была бабушка Мария Алексеевна. Она жила в имении КОРЕНЕВЩИНЕ, в городах СОКОЛЬСКЕ и ЛИПЕЦКЕ, потом переехала в Москву, где родился ее внук, будущий великий поэт. Свою бабушку он с любовью называл «мамушкой моей»: «Но детских лет люблю воспоминанье. Ах! Умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет… Под образом простой ночник из глины Чуть освещал глубокие морщины»…
Нравственно-духовные уроки лермонтовской поэзии. Лермонтовская «Молитва»: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом…». Духовно-психологические и нравственно-философские уроки лермонтовской лирики. Ещё одна лермонтовская «Молитва»: «Не обвиняй меня, Всесильный…». И ещё одна лермонтовскапя «Молитва»:»В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко…»
Александр Проханов! Константин Душенов! Вы там совсем недалеко от Кремля, подскажите: издайте массовым тиражом «Молитвы» русских писателей! Не Блюхера, не милорда глупого, не «дамские» авантюрности, а именно «Молитвы»! Да ещё со вступительными словами заветными — того же Проханова, того же Фефелова, того же Душенова, того же Валентина Сорокина, Крупина, Личутина, Белова, непременно — Бондарева…
…Фёдор Тютчев: «Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется, — И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать»… Тютчевские «Два единства»:
Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши!
Славянский мир, сомкнись тесней…
«Единство, — возвестил оракул наших дней, Быть может спаяно железом лишь и кровью…»Но мы попробуем спаять его любовью, — А там увидим, что прочней…
…Движение жизни… Движение культуры… «Формы времени»… «Идеи времени»… Эстетическое отношение искусства к действительности…
В новых учебниках литературы, избавленных от вульгарно-социологических догматов, несомненно (хотя бы в обзорных
будут «вкючены» такие крупные Мастера Слова как П Ё Т Р В Я З Е М С К И Й…
Город холмов и оврагов,
Город зеленых садов,
Уличных пестрых зигзагов,
Чистых и всяких прудов.
Город — церквей не дочтешься:
Их колокольный напев
Слушая, к небу несешься,
Душу молитвой согрев.
Гордым величьем красуясь,
Город с кремлевских вершин
Смотрит в поляны, любуясь
Прелестью свежих картин.
Лентой река голубая
Тихо струится кругом,
Стены боярских хором.
Иноков мирных жилища,
Веры народной ковчег, —
Пристани жизни — кладбища,
Общий семейный ночлег.
Город причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Город — восточная сказка!
Город — российская быль!
Хартий нам родственных связка!
Святы их ветхость и пыль.
Молча читает их время!
С заревом славных веков
Льется на позднее племя
Доблестный отблеск отцов.
Город минувшего! Старче
С вечно младою душой
Всё и священней, и ярче
Блещет своей сединой!
Город сердечных страданий!
Город — моя колыбель:
Здесь мне в года обаяний
Жизни мерещилась цель.
Сколько здесь жизни я прожил!
Сколько растратил я сил!
Мысли и чувства тревожил
Юный, заносчивый пыл.
Позже смирилась отвага,
Волны души улеглись,
Трезвые радость и блага
В светлом затишьи слились.
Думы окрепли, созрели
В опыте, в бденьи, в борьбе:
Новые грани и цели
Жизнь призывали к себе.
Дружбы звезда засияла,
Дружба согрела мне грудь,
Душу мою воспитала,
Жизни украсила путь.
Прелесть труда, наслажденье
Мысль в стройный образ облечь,
Чувству найти выраженье,
Тайнам сердечным дать речь!
Творчества тихая радость,
Внутренней жизни очаг,
Вашу вкусил я здесь сладость
В чистом источнике благ.
Ныне, когда мне на плечи
С ними надежды далече
В тайную глубь отошли.
В памяти набожной ныне
Прошлым нежней дорожу:
Старый паломник, к святыне
Молча к Москве подхожу.
Жертвы вечерней кадилом
Будет Москве мой привет,
В память о прошлом, мне милом,
Братьям, которых уж нет.
Манит меня их дружина,
Полный раздумья стою:
Благословила бы сына,
«СРЕДИ НЕБЕС, СТЕЗЕЙ ЭФИРНОЙ, ВЕЧЕРНИЙ АНГЕЛ ПРОЛЕТАЛ»…
«Опять всем нутром своим ощутил я эту самую Русь…опять сильно чувствовал, как огромна, дика, пустынна, сложна, ужасна и хороша она…» — Великий труженик, подвижнически преданный искусству, Бунин дал блестящие образцы поэзии, художественного слова. Он призывал к благоговейно-бережному отношению к слову, к языку. В годы первой мировой войны, обозревая прошлое человечества, поэт-гуманист возвышает свой голос в защиту цивилизации, в защиту слова («Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бесценный — речь»).
В вечерний час, над степью мирной,
Когда закат над ней сиял,
Среди небес, стезей эфирной,
Вечерний ангел пролетал.
Он видел сумрак предзакатный, —
Уже синел вдали восток, —
И вдруг услышал он невнятный
Во ржах ребенка голосок.
Он шел, колосья собирая,
Сплетал венок и пел в тиши,
И были в песне звуки рая —
Невинной, неземной души.
«Благослови меньшого брата, —
Сказал Господь. — Благослови
Младенца в тихий час заката
На путь и правды и любви!»
И ангел светлою улыбкой
Ребенка тихо осенил
И на закат лучисто-зыбкий
Поднялся в блеске нежных крил.
И, точно крылья золотые,
Заря пылала в вышине,
И долго очи молодые
За ней следили в тишине!
Поднялся в блеске нежных крил.
И, точно крылья золотые,
Заря пылала в вышине,
И долго очи молодые
За ней следили в тишине!
На склоне лет Иван Алексеевич Бунин обратился к своему давнему рассказу «Бернар», заново отредактировал, стилистически откорректировал его. Рассказ этот считают как бы поэтическим завещанием великого русского писателя. В каждого человека вложен от рождения тот или иной талант, полагает Бунин, и вместе с дарованием — «священный долг не зарывать его в землю». Зачем, почему? Мы этого не знаем. Но мы должны знать, что всё в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл».
Зачем пленяет старая могила Блаженными мечтами о былом?Зачем зеленым клонится челом Та ива, что могилу осенила, Так горестно, так нежно и светло, Как будто все, что было и прошло,Уже познало радость воскресенья И в лоне всепрощения, забвеньяНебесными цветами поросло?
Иван Алексеевич прожил восемьдесят три года; из них шестьдесят пять лет он с удивительным трудолюбием, ответственностью работал на благо отечественной словесности и мировой культуры. Творения Бунина — слава России. Бунинское наследие — гордость земли Русской. «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической натуры», — говорил Максим Горький.
Явление Бунина России ещё не осознано нами во всей полноте. Бунина — Мастера, Пророка, Чародея Слова, Философа, Психолога, Педагога, Культуролога, Провидца. Бунин — оптимистичен, трагичен; горька и свята его любовь к Родине: «Синий ворон от падали алый клюв поднимал и глядел, а другие косились и прядали, а кустарник шумел, шелестел. Синий ворон пьёт глазки до донышка, собирает по косточкам дань. Сторона ли моя, ты сторонушка, вековая моя глухомань!». «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты!». **************************************************************** «Колокол дремавший разбудил поля»…
В отроческом, ещё несовершенном и подражательном стихотворении «Звёзды» (1911) Есенин устремляется к «звёздам, таящим мысли глубокие». «Чем увлекаете, звёзды небесные, силу великую знания жгучего?» — вопрошает есенинский герой, которого волнует тайна времени («В пряже солнечных дней время выткало нить…»), жизни и смерти. Его потрясла гибель прекрасной селянки («Хороша была Танюша…»). Он с болью видит, как «нежнопенная волна» ткёт саван «девушке-царевне» («Зашумели над затоном тростники…»). Он мечтает о счастье («О верю, верю, счастье есть…», «Вот оно, глупое счастье…»). Он устремлён в неведомое: «Глаза, увидевшие небо, в иную землю влюблены». Поистине космическую масштабность имеют строки «Пантократора»: О, вывези наш шар земной На колею иную… Гой ты, Русь, моя родная…
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
От русской классики минувших десятилетий, от Горького, Короленко, Куприна, Андреева, Бунина пришло к Есенину осердеченное, одухотворённое народной нравственностью, народной педагогикой и этикой мастерство живописания человеческих страстей, полнокровных характеров, интимнейших душевных движений. В противовес цинизму и бесстыдству декадентских излияний и деклараций реалистическая человековедческая поэзия раскрыла красоту души и тела человека, его жизнелюбие, «буйство глаз и половодье чувств».
Приветствую вас на своем блоге! Меня зовут Земцов Павел Юрьевич, и я практикую в травматологии уже больше 15 лет. На этом блоге я и мои коллеги хотим отражать самую важную и полезную информацию о растяжениях, связках, переломах и так далее.
Надеюсь, что мы будем вам полезны! Будьте здоровы вы и ваши родные!