Хатифнатты что это такое

Хатифнатты

Содержание

Характеристика

На вид хатифнатты белые, продолговатые, внешне немного напоминают шампиньоны. Имеют короткие руки и ноги. Появляются на свет из семян в день Летнего Солнцестояния. Хатифнатты плохо видят, не слышат. Зато они способны хорошо осязать (орган осязания находится у них в животе). Хатифнатты странствуют по свету в поисках электрических бурь. Во время большой бури они собираются вместе на каком-нибудь пустынном острове и заряжаются энергией. Наэлектризованные хатифнатты излучают призрачное сияние и больно бьются током. В книге «Маленькие тролли и большое наводнение» говорится, что хатифнатты большей частью невидимы (в других книгах об их невидимости ничего не упоминается), и что некоторые хатифнатты живут в домах людей, прячась под половицами. В книге «Шляпа волшебника» зафиксирован случай поклонения хатифнаттов анероидному барометру.

Упоминание в книгах

Хатифнатты впервые упоминаются и появляются в книге «Маленькие тролли и большое наводнение» — по словам Муми-мамы именно с ними отправился путешествовать Муми-папа и исчез. Они присутствуют также в книгах «Муми-тролль и комета», «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника» и «Опасное лето», а также в рассказе «Секрет хатифнаттов».

Хатифнатты на других языках мира

Хатифнатты что это такое. Смотреть фото Хатифнатты что это такое. Смотреть картинку Хатифнатты что это такое. Картинка про Хатифнатты что это такое. Фото Хатифнатты что это такое

Хатифнатты что это такое. Смотреть фото Хатифнатты что это такое. Смотреть картинку Хатифнатты что это такое. Картинка про Хатифнатты что это такое. Фото Хатифнатты что это такое

Иврит שמנטפים (шмантафѝм)

Немецкий Hatifnatten или Hattifnatten

Французский les Hatifnattes

См. также

Ссылки

Хатифнатты что это такое. Смотреть фото Хатифнатты что это такое. Смотреть картинку Хатифнатты что это такое. Картинка про Хатифнатты что это такое. Фото Хатифнатты что это такое Муми-тролли
От Туве Янссон и Ларса Янссона
КнигиМаленькие тролли и большое наводнение (1945) • Муми-тролль и комета (1946) • Шляпа волшебника (1948) • Мемуары Муми-папы (1950) • Опасное лето (1954) • Волшебная зима (1957) • Дитя-невидимка (1962) • Муми-папа и море (1965) • В конце ноября (1970)
Книжки-картинки, комиксы
и другие книги
The Book about Moomin, Mymble and Little My (1952) • Кто утешит малютку? (1960) • Жуткое путешествие (1977) • Мошенник в доме муми-троллей (1980) • Songs from Moominvalley (1993) • Moomins Cookbook (2010)
ПерсонажиМуми-тролль • Муми-мама • Муми-папа • Снифф • Снусмумрик • Малышка Мю • Хемули • Морра • Хатифнатты • Фрёкен Снорк • Снорк • Мюмлы
Локации
ВымышленныеМуми-дол • Муми-дом
РеальныеМузей муми-троллей • Страна муми-троллей
МультсериалыDie Muminfamilie/Sturm im Mumintal (1959-60) • Moomin (1969-70) • Mumintrollet (1969) • New Moomin (1972) • Mumindalen (1973) • The Moomins (1977-82, HD 2010) • Moomin (1990-1991) • Delightful Moomin Family: Adventure Diary (1991-92)
МультфильмыMoomin (1971) • Moomin (1972) • Муми-тролль и другие (1978) • Муми-тролль и комета (1978) • Муми-тролль и комета: Путь домой (1978) • Who Will Comfort Toffle? (1980) • Shlyapa Volshebnika (1980-83) • Comet in Moominland (1992) • Moomin, Mymble and Little My (1993) • Moomin and Midsummer Madness (2008) • Муми-тролли и комета (2010)
Знакомые и друзья
Янссон
Виктор Янссон • Сигне Хаммарштен-Янссон • Тууликки Пиетиля • Пер-Улоф Янссон • София Янссон • Атос Виртанен
Книги Туве Янссон
не о муми-троллях
Дочь скульптора (1968) • Зимняя книга (1968-96) • Летняя книга (1972) • Fair Play (1989) • Город солнца (1989) • The True Deceiver (2009) • Путешествие налегке (2010)

Полезное

Смотреть что такое «Хатифнатты» в других словарях:

Хатифнатт — Хатифнатты (в оригинале на шведском Hattifnattar, по фински Hattivatit) вымышленные существа из сказок о муми троллях финской писательницы Туве Янссон. Хатифнатты На вид хатифнатты белые, продолговатые, внешне немного напоминают шампиньоны. Имеют … Википедия

Хаттифнаты — Хатифнатты (в оригинале на шведском Hattifnattar, по фински Hattivatit) вымышленные существа из сказок о муми троллях финской писательницы Туве Янссон. Хатифнатты На вид хатифнатты белые, продолговатые, внешне немного напоминают шампиньоны. Имеют … Википедия

Муми-дол — Карта Муми дола Долина муми троллей (швед. Mum … Википедия

Муми-тролли — (швед. Mumintroll) центральные персонажи серии книг, написанных финской писательницей Туве Янссон, первоначально изданной на шведском языке. Муми тролли далекие потомки скандинавских троллей, внешне белые и округлые, с большими… … Википедия

Шляпа волшебника — Trollkarlens hatt … Википедия

Маленькие тролли и большое наводнение — Småtrollen och den stora översvämningen Автор: Туве Янссон Жанр: Сказка … Википедия

Янссон, Туве — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Янссон. Туве Марика Янссон Tove Marika Jansson … Википедия

Муми-тролль и комета — Kometen kommer … Википедия

Морра — Авторская иллюстрация к повести «Волшебная зима» Вселенная Муми тролли Официальное название … Википедия

Муми-мама — Вселенная сказки о Муми троллях Официальное название … Википедия

Источник

Хаттифнаты

Хатифнатты что это такое. Смотреть фото Хатифнатты что это такое. Смотреть картинку Хатифнатты что это такое. Картинка про Хатифнатты что это такое. Фото Хатифнатты что это такоеНемного терпения, ведь здесь проводится работа.
Любая информация может исчезать и появляться в процессе переписывания.

Хатифнатты что это такое. Смотреть фото Хатифнатты что это такое. Смотреть картинку Хатифнатты что это такое. Картинка про Хатифнатты что это такое. Фото Хатифнатты что это такое

Хаттифнаты (швед. Hattifnattar, фин. Hattivatit) — мелкие волшебные существа придуманные Туве Янссон. Загадочные вечные странники.

На вид хаттифнаты белые, продолговатые, и немного напоминают шампиньоны. Обладают короткими ручками и ножками. Они плохо видят, не умеют говорить и ничего не слышат. Но зато они способны хорошо осязать (орган осязания находится у них в животе), и могут читать чужие мысли.

Хаттифнаты абсолютно неутомимы. Они всегда странствуют по свету в маленьких лодочках в поисках электрических бурь. Во время бури они собираются вместе на каком-нибудь пустынном острове и питаются энергией. Наэлектризованные хаттифнаты излучают призрачное сияние и больно бьются током. В книге «Маленькие тролли и большое наводнение» говорится, что хаттифнаты большей частью невидимы (в других книгах об их невидимости ничего не упоминается), и что некоторые хаттифнаты живут в домах людей, прячась под половицами. В книге «Шляпа Волшебника» зафиксирован случай поклонения хаттифнатов анероидному барометру.

Хаттифнаты появляются на свет из семян в день Летнего Солнцестояния.

Остров хаттифнатов [ ]

Хатифнатты что это такое. Смотреть фото Хатифнатты что это такое. Смотреть картинку Хатифнатты что это такое. Картинка про Хатифнатты что это такое. Фото Хатифнатты что это такое

Раз в год, во время грозы, хаттифнаты собираются на пустынном острове хаттифнатов. Они заряжаются электричеством и начинают светиться, раскачиваясь взад и вперёд, и собираются вокруг синего столба с прикреплённым к нему барометром.

В «Невидимой девочке» Муми-папа путешествует с хаттифнатами на остров. Позже он понимает, что единственное, что оживляет обычно спокойных невыразительных хаттифнатов — сильная гроза.”

Появления [ ]

Хаттифнаты впервые упоминаются и появляются в книге «Маленькие тролли и большое наводнение» — по словам Муми-мамы именно с ними отправился путешествовать Муми-папа и исчез. Они присутствуют также в книгах «Когда прилетит комета», «Мемуары Муми-папы», «Шляпа Волшебника» и «Опасное лето», а также в рассказе «Секрет хаттифнатов».

Источник

Метафизика хатифнаттов, или сакральный традиционализм муми-дола

В статье «Десакрализация быта южных славян», опубликованной в номере 5 журнала «Арт», г-н Гуллд пишет о так называемой «вывернутой» литературе, включая в нее все жанры, так или иначе связанные с передачей традиционных знаний в скрытой форме. Приводя примеры такого рода книг, г-н Гуллд упоминает «Сагу о мумии», которую он, похоже, относит чуть ли не к рекламным брошюрам о морских путешествиях. Г-н Гуллд проявляет невероятное невежество во всем, что не касается материального быта южных славян. Нам остается недоумевать, как редакторы журнала пропустили эту весьма поверхностную статью. Данной работой мы ставим себе цель опровергнуть мнение г-на Гуллда о «Саге о мумии», а также предъявить читателям доказательства того, что не только эта сага, но и все остальные сказания древнего извода о Муми-троллях тесно связаны с передачей традиционных знаний, с их сохранением, а не уничтожением, как полагает г-н Гуллд.

Прежде всего необходимо указать на то, что «мумия», фигурирующая в названиях большинства саг, на самом деле искаженное имя «Муми», родовое имя троллей, героев сказаний. Позднейшее искажение – следствие непонимания изначального смысла имени и идентификации его со словом «мумия», схожим по звучанию. Ко всему прочему, «Саги о Муми-троллях» не сохранились целиком, о чем мы можем судить по найденному предположительно полному их списку, который был напечатан в перечне издательского дома «Dagon Publishing House», закончившего свое существование почти 4 века назад. Сейчас «Саги о Муми-троллях» практически забыты все, кроме вышеупомянутой «Саги о путешествии Муми-отца» – именно так называется на самом деле «Сага о мумии», критикуемая в числе прочих г-ном Гуллдом. Приходится с сожалением констатировать, что десакрализация затронула не только быт южных славян: мало кто сейчас помнит об этих «Сагах». К тому же не приходится сомневаться, что почти никто в современном мире не способен расшифровать сколь нибудь значащий традиционный текст, к каким относятся «Саги о Муми-троллях». Поэтому мы берем на себя смелость попытаться раскрыть значение Муми-дола и его связь с Традицией в работе, которую представляем вниманию интересующейся публики.

Поскольку эта работа начиналась с упоминания «Саги о путешествии Муми-отца», то в первую очередь следует рассмотреть именно ее. Совершенно очевидно, что наиболее сильные сакральные посылы сохраняются дольше остальных. Мы полагаем, что именно поэтому «Сага о путешествии..», правда, в весьма искаженном виде, известна до сих пор. Эта сага – классический пример инициации в ее чистом виде, а не реклама путешествия, как по недомыслию полагает г-н Гуллд. И тем более к ней нельзя подходить с позиций снова вошедшего в моду увлечения 20 века – психоанализа, т.е. рассматривать инициационное путешествие как процесс самопознания индивида.
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что Муми-троллей трое. Ни в одном тексте, где есть сакральные мотивы, не бывает случайностей. Хотя аналогия с христианской Троицей напрашивается в первую очередь, на наш взгляд, она здесь все-таки неуместна. Следует помнить, что здесь описывается дохристианский мир, из которого позже выросли все сколь нибудь значимые религиозные системы. Однако число 3, священное почти во всех культурах, появляется тут как логическое продолжение исходной концепции Муми-дола как Центра Мира.
Дом муми-троллей и есть неподвижный центр. Отсюда все исходит и сюда все возвращается. Здесь присутствует стабильность, которой нет во «внешнем мире». Из этого неподвижного мира и исходит его Создатель, Муми-отец, строитель Дома, с тем, чтобы обрести инициацию. Муми-отец испытывает беспокойство и безотчетную тревогу, прежде чем покинуть созданную им самим Вселенную с тем, чтобы обрести нечто большее. Всё, что он видит вокруг себя, связано с ним самим и вращается вокруг его Дома. И есть только один вид, существующий сам по себе. Это хатифнатты.

Хатифнатты, по нашему мнению, являются реликтовыми демонами, выродившимися в процессе изменения духовного и материального состояния мира. Они единственные, кто остался на земле – остальные основали свои королевства в ином, но близком к нашему, измерении. Их можно вызвать при помощи Готических ритуалов (другой вариант – Гоэтических, но мы полагаем, что первый вариант точнее, поскольку в своем названии отражает саму сущность вышеупомянутых ритуалов). Хатифнатты, одни из Изначальных демонов (однако мы просим не путать значение слова «демон» в данном контексте с его христианским, искаженным значением), хранители Тройной ограды, деградировали до полувидимости и лишены возможности передавать свои знания кому бы то ни было. Из текста саги, а также обратившись к некоторым другим сагам цикла, мы узнаем, что хатифнаттов считают опасными и непонятными, что говорить о них не совсем прилично, и что они бессловесны и стремятся уплыть за горизонт.
Очевидно, что в этих неодобрительных мнениях отражаются древние табу, связанные с охранительными демонами, которые действительно когда-то представляли опасность для непосвященных. Теперь же о них толком никто ничего не знает, но ореол тайны, окружающий их, привлекает к ним ищущего освобождения от метафизической тоски Муми-отца.

Он встречает своих проводников на берегу моря, сидящими в белой лодке с белыми парусами. Сами хатифнатты тоже белые. Вульгарный дуализм, по нашему мнению, здесь неуместен. Нам нечему противопоставить белых хатифнаттов. А потому их цвет следует рассматривать как непроявленный спектр, соединение всех цветов в видимое глазу белое изображение. Реликтовые демоны выглядели иначе, нежели хатифнатты, но необходимо помнить то, что физические параметры нашего мира изменились с течением времени, а потому изменились и сами демоны. Теперь они своим внешним видом напоминают крест. Если обратиться к древней латинской рукописи «Mysterium Hatifnattorum», детально описавшей этих созданий, то именно Хатифнатт первым предстал перед Радамантом, Миносом и Эаком в качестве советника и наставника в Аиде. Оттуда же мы можем узнать, как выглядели хранители Тройной ограды до вырождения. Нет ничего удивительного, что здесь мы встречаем пирамидальную форму: именно этим объясняется обилие построек в виде пирамид в древних царствах, где еще не забыли об Изначальных демонах, которые, по легенде, описанной в «Mysterium Hattifnatorum», даровали людям способность молчать.

Лодка, море и два берега; герой, переправляющийся с одного на другой, ведомый своими наставниками – типичный пример инициации второго вида. Такого рода инициация обнаруживается во многих локальных традициях, являющихся, без сомнения, ветвями одной общей для всех Традиции. Спасительная ладья, на которой неофит движется от берега незнания к берегу познания, от обыденной, мирской жизни к священной, одновременно является и ладьей Харона, переправляющей умершего в Аид.
Вода играет большое значение в «Сагах о Муми-троллях». Но о символике воды речь пойдет позже. Сейчас же нас интересует инициация Муми-отца, а также три его спутника хатифнатта.
Примечательна попытка Муми-отца приветствовать хатифнаттов. Пожатие руки, распространенное ныне, было приветствием только среди военных. Простолюдины вообще не здоровались друг с другом, поскольку для них сакральный смысл приветствия был непонятен. Поклоном приветствовали друг друга жрецы, наставники и их ученики. Хотя с тех пор до времени написания Саг прошло много тысячелетий, на их примере видно, как знания и символы Традиции передаются из поколения в поколение с помощью легенд и сказочных историй, в зашифрованном виде и практически без изменений. Профаническое сознание передает их в форме мифов и легенд, не понимая истинный смысл передаваемого. Вернемся, однако, к тексту саги.

Сага упоминает о том, что хатифнатты путешествуют в лодках (подобно некоторым богам) в нечетном количестве. Нечетное число в традиционных нумерологических системах является символом неба, а четное – символом земли. Хатифнатты путешествуют и по земле. Но дороги их ведут только к морю. Они лишены возможности покинуть наш плотный мир, но всем своим существом стремятся показать, что не принадлежат ему. Потому число хатифнаттов в лодках – любое нечетное. Все их действия отражают божественный порядок, и стремятся они ко всеобщему единению: друг с другом и с Небом; во всем для них проявляется священное. Поскольку реликтовые демоны взаимодействуют на уровне электромагнитных полей, вполне естественном, что именно таким способом впитывают они божественную запредельность.
Гроза, космическая буря над островом хатифнаттов, соединила молниями небо и землю, и Муми-отец совершенно правильно понял, что гроза поддерживает в них жизнь – но не физическую жизнь. Однако для него прорыва не происходит. Он не принимает их белого дара. Их электрическая молитва ему не понятна. Он так и не входит в тот мир, где любое движение священно, а любое слово – мантра. Муми-отец со свойственной мирскому сознанию жалостью к одиноким оставляет своих учителей и возвращается обратно, к своей семье. Он понимает, к чему привела бы инициация. Действительно, Муми-отцу в качестве проявившегося, специфического существа, не пришлось бы ни грустить, ни веселиться, ни сердиться, ни прощать. Все ложные и суетные эмоции и дела ушли бы в прошлое. Он достиг бы состояния читтавриттаниродха, «уничтожения состояний сознаний». Однако для полного слияния с Космосом ему не хватило мужества, он не смог обнаружить в себе то святое начало, которое существует во всех архатах, демонах, а также во всех людях, троллях и иной так называемой «нечисти»; но именно потому, что это «нечисть», то есть не проявленные существа, им требуется много усилий, чтобы открыться Миру и открыть Мир для себя.
Однако же то общество, в которое Муми-отец возвращается, разительно отличается от современного. Из Малых саг мы можем многое узнать о том, насколько важное значение мифы, ритуалы и древние культы имели для традиционного типа общества. В качестве примера возьмем «Сагу о Рождестве».

В ежегодно повторяющихся праздниках отражается идея временных циклов. Циклическое время, а не линейное – именно так воспринимали ход бытия традиционные общества. Каким бы ни был этот цикл: месяц, год или тысячи лет, жители в традиционных обществах соблюдали необходимые ритуалы, поддерживая священное время замкнутым, дабы не произошло разрыва и, следовательно, разрушения окружающего их мира. Интересующихся проблемой циклов мы отсылаем к трудам Отцов-Отшельников, а сами возвращаемся к тексту Саги.

Время для Муми-троллей, безусловно, циклично. Они впадают в спячку в конце ноября и просыпаются лишь весной. То, что происходит зимой, им не знакомо. Зима – особый для них мир, особый мир для тех существ, которые в это время обычно спят. Муми-тролли не знакомы с зимними ритуалами, а потому, однажды вдруг разбуженные безумным Хемулем, оказываются как бы не в своем пространстве.
Все вокруг готовятся к ритуалу встречи Рождества. Известно, что уточнение праздника как рождества произошло позже написания самих саг – в те времена не было еще никакого Рождества. Самым главным зимним праздником было солнцестояние.
Поскольку семейство Муми-троллей не было знакомо с зимними ритуалами, оно почувствовало себя совершенно беспомощным. Тролли знали, что может ожидать тех, кто неправильно исполнит ритуал солнцестояния. Естественно, что ритуал зимнего и летнего солнцестояния разный, а потому Муми-троллям пришлось отправлять ритуал, ориентируясь на обрывочные сведения окружающих.

Они срубили елку и благоразумно послушались совета Кнютта, сказавшего им, чтобы они нарядили ее красивыми вещами. Мы хотели бы напомнить, что ель во все времена являлась символом восхождения: именно имитируя ветви ели, изготавливали северные шаманы свои лестницы, ведущие в мир духов. Итак, ель символизирует поворот, изменение положения Земли по отношению к Солнцу. Оно теперь будет всё чаще появляться на небе. Время зимы уходит, и высшая точка преодолена. Чтобы колесо покатилось дальше, необходимо принести жертвы, что и делают все жители, включая Муми-троллей.
На верхушку ели семья водружает красную розу, замещающую традиционную звезду. Символика звезды и розы известна всем. Не зря на вершине ели оказалась именно Роза, предвещающая грядущие перемены. Это цвет крови; красная роза являет собой символ грядущего пришествия Божества, это эквивалент лотоса, олицетворение синтеза стихий, и в качестве символа солнцестояния трудно подобрать более уместное украшение.
Поскольку объемы данной работы ограничены, нам хотелось бы перейти к следующим, более важным и насыщенным традиционалистским духом сагам. Мы ни в коем случае не умаляет Малых саг, но Большие саги представляют собой неисчерпаемый источник сведений.

Одна из самых важных Саг – Сага о Муми-тролле и комете. Она не обладает четкой повествовательной и смысловой структурой, являя собой в сюжетном отношении так называемое нанизывание событий-приключений. Однако ее сущностные аспекты лежат далеко от жанровой окраски саги. Буквально на каждой странице мы видим священные образы и ритуалы. За внешним, привлекательным для читающих и слушающих, кроется глубинное знание, зашифрованное, а иногда представляемое прямо.
Сага начинается с того, что Снифф обнаруживает уходящий в лес Таинственный путь. Именно с обнаружение входа начинается движение по инициатическому лабиринту, внешнему и внутреннему, к его центру ради обретения целостности. Внутри этого лабиринта проходящий инициацию может встречать как созюников, так и противников; противники ему нужны для обретения силы, союзники – для ее применения.
Мартышка, путающая Сниффа и Муми-тролля, не враг. Напротив, в ней воплощается образ священного дурака, джокера, шута, трикстера; этот же образ присутствует, например, в колоде Таро. «Дурак» – это интуиция и смелость, «Дурак» трансцендентен, беспределен и часто, сам того не подозревая, помогает следующим за ним в его кажущемся хаотическим походе. Так происходит со Сниффом и Муми-троллем. Именно Мартышка выводит их к морю и показывает Сниффу пещеру. Для Мартышки не имеет значения, что она нашла ее: ей чужды какие-либо привязанности, в отличие от Сниффа.
Герои саг постоянно сталкиваются с ситуациями, способными пробудить их, но мало кто пользуется ими. Пещера находится в горе, а гора, как нам хорошо известно, символизирует центр мира. Пещера дополняет гору и является местом инициатической смерти и рождения. Нам представится еще возможность убедиться в том, что пещера выступает в качестве места «второго рождения» и спасения от «внешнего мира».

Герои саги тоже не ждали ничего хорошего от кометы. Везде они видят знаки приближающейся опасности, и Ондатр, философ-неудачник, советует Муми-троллю узнать о траектории кометы у профессоров Обсерватории в Одиноких горах. Мы снова встречаемся с символикой горы, восходящего треугольника, однако в данном случае мы имеем дело не с Центром мира, а с частью лабиринта как отражения Пути, ведущего наверх, а горы здесь несут примерно такую же функцию, как в дзенских коанах: именно в горы уходили монахи, обретшие (или желающие обрести) просветление. Профессора здесь – алхимики-отшельники, творящие свой Opus Magnum, привлекающие космические энергии себе в помощь и преобразующие материю. И, как в любом пути, идущие и ищущие идут и находят.
В самом начале пути им встречаются хатифнатты в своих маленьких лодочках. Они и без профессоров-алхимиков знают, что грядет катаклизм, а потому собираются группами, чтобы направиться на тот остров, о котором мы рассказывали ранее. Если представить лабиринт трехмерным, простирающимся по всем трем осям координат, а не только по двум – то есть уходящим вверх, то во время встречи с реликтовыми демонами путешественники оказались у самого подножья этого лабиринта. А когда встретили Мастера, они прошли уже половину пути.

На фигуре Мастера остановимся подробнее. Дзенские мудрецы, русские странники и индийские святые унаследовали метафизику их первого учителя Снусмумрика. Несмотря на то, что догматизм нового общества был гораздо строже, нежели устои традиционного, в целом наследникам Мастера удавалось реализовать себя в качестве его последователей. Дзен-буддизм в полной мере может считаться его наследной философией. Помимо этого, в Малых сагах Снусмумрик предстает перед нами в качестве шамана, способного наделять существ их истинными именами. Недаром он никогда подолгу не задерживается на одном месте – он знает, что лишь в движении может реализоваться и исполнить свою задачу. Встреча Муми-тролля со Снусмумриком означает для первого очень много: найти своего Учителя дано в жизни не каждому.

Преподав урок непривязанности к вещам Сниффу, Снусмумрик, присоединившись к путешественникам, двигается дальше. Сейчас мы не будем подробно объяснять символику драгоценных камней, скажем только, что ящер – синоним дракона, а, как известно, первый Дракон, архидемон, был побежден богами в начале времен. Его приверженцы, демоны, воплощаются на земле в образе ящеров и драконов. Когда Дракон восстает на сакральный мир, в символическом описании это выглядит как возвращение Хаоса и падение Порядка. Именно поэтому во все времена существовали герои или боги, которые боролись с драконами. В следующей Саге мы встретимся с победителями Водного дракона и с его символическим расчленением (именно отсюда последующие мифологические системы возьмут образ сотворения мира из расчлененного Дракона (например, Мардук слепил мир из тела Тиамат). Отметим напоследок то, что однажды Хаос победить не удалось, и сейчас все мы являемся свидетелями обратного процесса – расчленения Порядка.

Речной путь, путь по поверхности, внезапно обрывается, и герои оказываются под землей, в реке, являющейся как бы отражением наземного потока. Подземные реки ведут в Аид, в царство мертвых; также это погружение в изначальную тьму или тот процесс, который позже принял вид крещения. Не страшась подземных «темных» первобытных чудовищ, посвящаемый должен погрузиться в воду. Если рассматривать путешествие героев с позднейшей, христианской точки зрения, то это путь Спасения души, усеянный препятствиями. В оду погружается одно существо – из воды выходит совсем другое. Помня об угрозе кометы, или огненного шара – или Люцифера (несущего свет испепеляющий), мы можем придти к выводу, что комета, или огонь, принадлежность христианского и буддийского адов, угрожает водному миру, миру, где море является его центральной частью; в этой связи стоит вспомнить сакральную символику вод: вода предшествовала творению, вода породила формы, вода обновляет и восстанавливает миры, в воде происходит ритуальное очищение, после которого возникает новый мир или его какая-либо живая составляющая. Вспомним Кирилла Иерусалимского: «Затаился на обочине дороги дракон, подстерегая прохожих, берегись же, чтобы он тебя не пожрал! Ты идешь к Отцу Небесному, тебе придется пройти мимо этого дракона».
Известно, что христианство восприняло множество образов-символов древнего мира, и теперь нам становится понятно, откуда взялось это описание. Действительно, образ затаившегося дракона, подстерегающего путников, восходит к изначальной схватке героя-бога и Хаоса. Конкретным воплощением здесь и служит сцена с ящером, подстерегающим путников у своего сокровища – драгоценных камней. Муми-тролль со Сниффом идут, конечно, не к Небесному Отцу, но их вопрос прямо касается неба и наступающего Хаоса, а потому наверх они могут добраться только спустившись вниз.

Очутившись на краю бездны, путники возносят ритуальные песнопения и оказываются спасенными. Фигура их спасителя глубоко символична. Это Хемуль, собиратель насекомых, в частности, бабочек. Бабочки – цель и смысл его существования. Кроме них Хемулю нет дела ни до чего. С одной стороны, в его лице мы видимо очередного ищущего философский камень отшельника, но с другой – это не кто иной как собиратель душ, поскольку бабочка в некоторых древних культурах символизировала душу (анимэ). Его деятельность – ритуал, направленный на открытие высшего мира, на спасение тех, кто находится во тьме подземной, среди первозданного хаоса. Мы видим, что Хемуль выступает в качестве творца, населяющего освящаемое им пространства. Хемуль, сборщик бабочек, кажется нам одним из самых важных образов Саг, который позже нашел свое отражение во множестве культур и религий.

Теперь нам хотелось бы перейти к самой важной части Саги о комете, минуя часть центральную, где повествование в основном не несет в себе символической нагрузки.
Вторая встреча с хатифнаттами, направляющимися уже от моря, не предвещает путникам ничего хорошего. Море исчезло, битва Хаоса и Порядка, огня и воды, началась. Путешествуя по миру, когда-то бывшему под-водным, они снова встречают дракона, на этот раз морского, что является своеобразным завершением похода – не физическим, но символическим. Дракон встретил их на входе в подземный мир, теперь дракон встречает их на выходе из мира подводного. Оказавшись на земле, они сталкиваются со множеством признаков наступающих сил Хаоса: помимо всеобщей паники, бедствия самого по себе достаточно серьезного, они видят саранчу, поедающую лес. Саранча, напасть номер один во все времена, несущая гибель, голод и болезни, фигурирует во многих священных текстах, и мы не будем останавливаться на ее апокалиптической символике. Более важным нам кажется то, что происходит дальше, когда семья Муми-троллей и их друзья уходят в грот.

Отдельно следует сказать о его родителях. Поскольку мы рассматриваем в этой работе не все Саги о Муми-троллях, то упускаем из нашего анализа те из них, в которых происходила инициация Муми-матери и Муми-отца. Стоит отметить, что цикл Саг начинается с Наводнения, иначе – с Потопа. Это весьма показательная и важная точка отсчета. После него начинается новый цикл исторической жизни. В поисках Муми-отца, ян, мужского начала, Муми-тролль и Муми-мать, начало женское, инь, находятся вне времени, в нулевой точке, когда отсчет еще не начался. Муми-мать – хранитель, а не инициатор, и как только они находят Муми-отца, двигателя времени, они обретают дом, сакральное пространство и свою историю. Путешествия Муми-матери и Муми-отца (подробно описанное в другой саге) и являются их инициатическими путешествиями, в которых они обретают весь мир и начинают новый отсчет собственного времени.

Таким образом мы видим, что за внешним слоем этих историй, за событиями, приключениями героев и подробным описанием бытовых ситуаций скрываются тайны древней Традиции, которые все мы желаем сохранить и вернуть в повседневную жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *