Хайсайд на мотоцикле что это такое
Что такое хайсайд (Highside)
Мотоспорт — очень опасная штука, тем более при несоблюдении правил безопасности. Существуют безопасные падения, а бывают довольно опасные падения, их и назвали хайсайд. Очень часто на треке можно увидеть гонщиков, летящих лицом в асфальт со своего мотоцикла. Есть даже те, кто умудряются упасть с небольших как по размеру, так и по лошадиным силам мотоциклов. В прошлом сезоне у нас был пилот-самурай, специально демонстрирующий причины и всевозможные падения с мотоцикла. Следует отметить, что дорожное покрытие имеет хорошее качество и не влияет на ухудшение сцепления колес с асфальтом.
Типичной ситуацией будет вхождение в поворот. Вот наш пилот входит в поворот, резко жмет газ, при этом заднее колесо буксует, и мотоцикл естественно уходит в занос. Во время заноса наш пилот сбрасывает газ и этим самым восстанавливает сцепление заднего колеса с асфальтом. При этом резко снижается скорость движения мотоцикла и это все приближает нашего пилота к так называемому хайсайду. Дальше все понятно, железный конь выбрасывает пилота из седла, его подбрасывает вверх и вперед на скорости всего 50 километров в час.
Представим, что наш пилот бесстрашен и входит в повороты на максимально возможных углах, при правильном исполнении ничего страшного не произойдет. Здесь присутствует понятие lowside, в переводе «низкое падение». Это происходит когда колеса соприкасающегося с асфальтом недостаточно.
Далее рассмотрим ситуацию с резким ускорением. Во время поворота или сразу после него этого делать не стоит. Вследствие недостаточного сцепления колеса с асфальтом получим пробуксовку, а сразу за ней занос. В таком случае как бы пилот-самурай не пытался исправить ситуацию, уже поздно.
Занос ловится поворотом руля в сторону заноса. Но в нашем случае это не помогает. Хотя может сработать, только на очень ранних стадиях заноса. Наш пилот все сделал правильно, если бы он ехал на заднеприводном автомобиле, то он бы справился с заносом, но не на байке. В результате мы получили классический хайсайд. Такого рода падения очень опасны, во время полета можно перегнуться и повредить спину, растянуть или даже перебить связки и, не смотря на шлем, получить травму головы.
Единственным спасение от таких падений из-за заноса будет активное использование ручки газа. Достаточно будет понаблюдать за профессиональными гонщиками. Они во время заноса в повороте прибавляют газа. В 90% случаев это выравнивает хвостовую часть мотоцикла и позволяет продолжить движение по треку.
А теперь несколько слов о тех, кто ездит по дорогам общего назначения на скутерах и маломощных мотоциклах. Отсутствие мощного мотора не дает гарантии, что с вами не случится подобное. Это касается абсолютно всех владельцев двухколесных коней. Ведь нет гарантии, что на повороте на дорожном покрытии не лежит банан или не разлито масло. В таком случае и вам придется бороться с заносом. Отмечу, что не пострадать во время хайсайда — это чистое везение, а в основном все заканчивается больничной койкой.
Значение терминов хайсайд и лоусайд. Как предотвратить эти разновидности вылета из седла мотоцикла?
Хайсайд случается при совокупности трех причин: потеря сцепления заднего колеса с дорожным покрытием, значительный уход его от траектории, резкое восстановление сцепления. Если убрать одну из этих причин, то хайсайда не произойдет. Чаще всего это происходит в повороте или на выходе из него и чаще всего по ошибке пилота.
В чем заключается роль пилота? Многие уличные водители при прохождении скоростного поворота инстинктивно сбрасывают газ и зажимают тормоза, заднее колесо разгружается и если еще к нему приложено тормозное усилие, то его начинает сносить, водитель инстинктивно отпускает задний тормоз и колесо получает сцепление с дорогой, получаем хайсайд. Некоторые проходят поворот без торможения (что, в общем в среде уличных водителей редкость), после руления добавляют газ, но достаточно резко или чрезмерно и, почувствовав, что колесо сносит, резко его закрывают, колесо получает сцепление и мы получаем тот же хайсайд. Разница между ними только в том, что одни получают его раньше, другие позже. Как это предотвратить? Вопрос достаточно сложный и однозначного ответа вы не получите. Если вы смотрели гонки профессионалов, то наверняка видели, что хайсайд происходит и там.
Наиболее правильным мне представляется попытаться свести к минимуму риск возникновения каждой из трех причин хайсайда. Снос заднего колеса в повороте происходит в первом случае из-за неправильной развесовки, то есть на торможении нагрузка на переднее колесо возрастает, а на заднее уменьшается, во втором из-за неправильной дозировки газа. (Для справки: Для того чтобы не заблокировать заднее колесо мы должны входить в поворот на включенной передаче. Помимо прочего, гироскопический момент, создаваемый вращающимся задним колесом добавляет устойчивости мотоциклу.)
Для того чтобы уменьшить риск сноса мы должны переместить массу тела назад (до поворота) и нагрузить заднее колесо путем плавного добавления газа или, хотя бы не тормозить активно предним. Когда вы почувствовали, что заднюю часть мотоцикла сносит, и она начинает поворачиваться относительно рулевой колонки, то ни в коем случае не пытайтесь прикладывать усилия к рулю. У вас еще есть шанс, что так же плавно, в заносе вы выйдете из этого положения или, в крайнем случае, получите лоусайд (Lowside) если величина заноса – ухода от траектории будет значительной. Если вы выходите из поворота с тягой, то не бросайте резко газ, а просто перестаньте его добавлять. Не поддавайтесь панике. По мере выхода из поворота угол наклона мотоцикла и, следовательно заноса уменьшается и при условии, что вы не прикладываете никаких усилий к рулю, сцепление заднего колеса с дорогой усиливается и толчок, который вы получите в момент полного контакта резины с асфальтом будет не столь ощутимым и вам удастся избежать Хайсайда.
Помните, что Хайсайд может случиться и при движении по прямой, если заднее колесо ощутимо снесет. Помните так же, что при заносе колесо не теряет сцепления с дорогой а только ослабляет его, даже если вы заехали на песок или в лужу масла.
Значение терминов хайсайд и лоусайд. Как предотвратить эти разновидности вылета из седла мотоцикла?
Хайсайд случается при совокупности трех причин: потеря сцепления заднего колеса с дорожным покрытием, значительный уход его от траектории, резкое восстановление сцепления. Если убрать одну из этих причин, то хайсайда не произойдет. Чаще всего это происходит в повороте или на выходе из него и чаще всего по ошибке пилота.
В чем заключается роль пилота? Многие уличные водители при прохождении скоростного поворота инстинктивно сбрасывают газ и зажимают тормоза, заднее колесо разгружается и если еще к нему приложено тормозное усилие, то его начинает сносить, водитель инстинктивно отпускает задний тормоз и колесо получает сцепление с дорогой, получаем хайсайд. Некоторые проходят поворот без торможения (что, в общем в среде уличных водителей редкость), после руления добавляют газ, но достаточно резко или чрезмерно и, почувствовав, что колесо сносит, резко его закрывают, колесо получает сцепление и мы получаем тот же хайсайд. Разница между ними только в том, что одни получают его раньше, другие позже. Как это предотвратить? Вопрос достаточно сложный и однозначного ответа вы не получите. Если вы смотрели гонки профессионалов, то наверняка видели, что хайсайд происходит и там.
Наиболее правильным мне представляется попытаться свести к минимуму риск возникновения каждой из трех причин хайсайда. Снос заднего колеса в повороте происходит в первом случае из-за неправильной развесовки, то есть на торможении нагрузка на переднее колесо возрастает, а на заднее уменьшается, во втором из-за неправильной дозировки газа. (Для справки: Для того чтобы не заблокировать заднее колесо мы должны входить в поворот на включенной передаче. Помимо прочего, гироскопический момент, создаваемый вращающимся задним колесом добавляет устойчивости мотоциклу.)
Для того чтобы уменьшить риск сноса мы должны переместить массу тела назад (до поворота) и нагрузить заднее колесо путем плавного добавления газа или, хотя бы не тормозить активно предним. Когда вы почувствовали, что заднюю часть мотоцикла сносит, и она начинает поворачиваться относительно рулевой колонки, то ни в коем случае не пытайтесь прикладывать усилия к рулю. У вас еще есть шанс, что так же плавно, в заносе вы выйдете из этого положения или, в крайнем случае, получите лоусайд (Lowside) если величина заноса – ухода от траектории будет значительной. Если вы выходите из поворота с тягой, то не бросайте резко газ, а просто перестаньте его добавлять. Не поддавайтесь панике. По мере выхода из поворота угол наклона мотоцикла и, следовательно заноса уменьшается и при условии, что вы не прикладываете никаких усилий к рулю, сцепление заднего колеса с дорогой усиливается и толчок, который вы получите в момент полного контакта резины с асфальтом будет не столь ощутимым и вам удастся избежать Хайсайда.
Помните, что Хайсайд может случиться и при движении по прямой, если заднее колесо ощутимо снесет. Помните так же, что при заносе колесо не теряет сцепления с дорогой а только ослабляет его, даже если вы заехали на песок или в лужу масла.
sixbisix
Good moto practice
Когда мотоцикл заваливается, или ложиться, он падает благодаря силе притяжения и все заканчивается тем, что мотоцикл лежит на боку. Падение на низкой скорости обходится обычно без или с небольшими последствиями для мотоцикла и мотоциклиста. Даже на высоких скоростях, при условии, что мотоциклист одет в соответствующую экипировку, последствия ограничиваются лишь повреждением мотоцикла. В обоих случаях, это падение называется лоусайд (lowside) – означающее, что мотоциклист отделился от мотоцикла в направлении падения: вниз.
Очевидно, что хайсайд означает, что Вы отделились от мотоцикла вверх и перелетели через наивысшую точку мотоцикла. По своей сути это не смертельно, но случается, что мотоцикл подлетает в воздух вслед за мотоциклистом и затем падает, часто на мотоциклиста. Не так много людей выжило после такой случайной встречи.
Итак, каковы причины хайсайда? Что приводит к хайсайду и что можно предпринять для предотвращения хайсайда?
В этот момент задний тормоз заблокирован и переднее колесо значительно теряет сцепление с дорогой (как минимум на 20%). Это приводит к отклонению наружу от центра поворота.
Мотоциклист не препятствует повороту переднего колеса в сторону заноса. Таким образом, направление движения мотоцикла изменяется. Тем временем, заднее колесо продолжает движение в заносе и двигается БЫСТРЕЕ переднего колеса. Мотоцикл пытается «завалиться» (заднее колесо не имеет сцепления с дорогой из-за чего отсутствует тяга, обеспечивающая стабильность) и мотоцикл упадёт, если в этот момент ничего быстро не предпринять.
Однако мотоциклист, понимая, что скольжение заднего колеса вышло из-под контроля, решает отпустить задний тормоз для того, что бы восстановить контроль над задним колесом. В момент, когда мотоциклист отпускает задний тормоз заднее колесо, которое скользило вперед и в сторону, внезапно начинает вращаться снова. Это позволяет заднему колесу двигаться вперед гораздо проще, чем в мгновение до этого, и неожиданно у заднего колеса восстанавливается сцепление (заметьте, снижение сцепления колеса с дорогой примерно на 20% привело к его заносу и сцепление с дорогой восстановилось благодаря увеличение сцеплению с дорогой всего на 20%).
Не имеет значения вращает ли двигатель заднее колесо, потому что мотоцикл не просто «буксует/стирает» заднее колесо (потому что колесо теперь вращается), мотоцикл начал двигаться быстрее (в действительности замедлилось торможение) в направлении траектории переднего колеса. В то же самое время, в связи с восстановлением полного сцепления с дорогой, занос заднего колеса мотоцикла внезапно прекращается. И все что дальше происходит и есть хайсайд!
Не имеет значения причина, за-за которой занос заднего колеса внезапно прекратился. Это может быть как неровность на дороге, так и восстановление сцепления колеса с дорогой. Результат внезапного прекращения заноса всегда один:: центробежная сила вместе с инерцией, стараются сохранить движение центра тяжести мотоцикла по траектории его движения. В связи с тем, что занос нижней части заднего колеса прекратился, (все силы торможения сконцентрированы в пятне контакта), развивается крутящий момент. В результате чего мотоцикл сильно закручивается в направлении первоначального заноса. Переднее колесо способствует развитию крутящего момента, благодаря подшипникам оси. Мотоцикл просто вращается вокруг оси переднего колеса.
Естественно, что мотоциклист двигается в том же направлении, что и закручивающийся мотоцикл.
Ослабление давления на задний тормоз, конечно, было ошибкой. Другими словами, если заднее колесо начало движение в неконтролируемом вами заносе, независимо от поворота переднего колеса в сторону заноса, самым безопасным действием будет ПОЛОЖИТЬ МОТОЦИКЛ НА ЗЕМЛЮ – выполнить лоусайд (т.е. НЕ ослабляйте давление на задний тормоз).
Позвольте добавить еще одну деталь, которая поможет избежать хайсайда описанного выше: ПЕРЕД НАЧАЛОМ интенсивного торможения в повороте всегда выпрямляйте мотоцикл.
Если мотоцикл двигается прямо, особенно если мотоцикл оборудован интегрированной системой торможения, и заднее колесо пошло юзом (скольжение) у вас все еще есть возможность выполнить хайсайд, но вероятность этого намного меньше, чем в повороте (чем выше скорость и круче поворот (большой наклон) дороги, тем вероятность хайсайда выше). Как и прежде, лучшее решение, которое может принять мотоциклист – НЕ ОТПУСКАТЬ задний тормоз, если он заблокирован для предотвращения хайсайда.
Внезапное прекращение торможения передним тормозом в момент, когда заднее колесо заблокировано и идёт юзом (скользит), также может привести к хайсайду, т.к. это увеличивает нагрузку на заднее колесо и, следовательно, увеличение сцепления заднего колеса с дорогой. Тем не менее, единственный способ «выйти сухим» из этой ситуации заставить переднее колесо мотоцикла двигаться быстрее заднего в направлении юза. Значит, плавное снижение давления на рычаг переднего тормоза является рациональным. (Однако, имейте ввиду, что с любой системой интегрированного торможения, это фактически бесполезно потому, что в момент торможения задним тормозом, происходит торможение и передним). Усиление торможения передним тормозом, с другой стороны, приведет к почти гарантированному немедленному падению и лоусайду.
Может ли возникнуть хайсайд если вы не будет прекращать тормозить задним тормозом? Не сомневайтесь! Если вы были очевидцем «прямолинейного» хайсайда, вы запомните, что след от юза (скольжения) был прямой линией почти до конца, пока не стал похож на букву «J». Это означает, что мотоциклист успешно сохранял траекторию движения переднего колеса в направлении юза (скольжения) до тех пор, пока руль не был повернуть до ограничителя (достигнут максимальный угол поворота). В этот момент мотоциклист, конечно, не мог дальше поворачивать руль в сторону юза (скольжения) и направление движения мотоцикла мгновенно изменилось – юз (скольжение) увеличивалось до тех пор, пока угол между траекторией движения мотоцикла и задним колесом не достиг 90 градусов. В этот момент пятно контакта заднего колеса максимально и направлено перпендикулярно направлению движения мотоцикла и, следовательно, увеличивается вероятность восстановления контакта колеса с дорогой. Это примерно тот самый момент, когда мотоцикл прекращает юз (скольжение) и резко взмывает вверх.
Понимая, что юз (скольжение) заднего колеса требует от вас плавно отпускать передний тормоз и сохранять прежнюю интенсивность торможения задним тормозом в надежде, что переднее колесо сможет вернуться на одну ось с задним колесом (медленно еще медленнее). Что же вы можете сделать в случае если не заднее, а переднее колесо уходит в юз (скольжение)? ДЕЛАЙТЕ ТО ЖЕ САМОЕ! Плавно отпускайте передний тормоз и продолжайте тормозить задним! Следовательно, у вам не нужно принимать решение, в зависимости от того, какое колесо начало скользить. Действие одно и то же.
Выше я упомянул, что если у вас есть выбор, то вы должны положить мотоцикл на землю, а не выполнять хайсайд. Также было отмечено, что динамика движения мотоцикла непременно приведет к хайсайду, даже если вы все сделаете правильно – повернёте в сторону заноса и правильно укротите передний тормоз. Все так безнадёжно? Должны ли вы сделать хайсайд? Вовсе нет! Это значит, что как только вы поняли, что попытка исправить ситуацию не удалась, сразу ЖМИТЕ НА ПЕРЕДНИЙ ТОРМОЗ! Это ПРИВЕДЕТ к лоусайду. (Если мотоцикл оборудован интегрированной системой тормозов, то лоусайд можно выполнить просто УВЕЛИЧИВ давление на задний тормоз, потому что это увеличит торможение и передним тормозом).
Пожалуйста, не нужно возмущаться, что я предлагаю вам активно делать лоусайд! Если вы когда-нибудь видели результаты хайсайда, вы должны расцеловать землю за то, что у вас есть возможность положить мотоцикл на неё. Если вы можете положить мотоцикл, сделайте это! Если не можете … в любом случае удачи вам.
(Меня спрашивали, почему интенсивное торможение пердним тормозом приводит к лоусайду, в отличие от хайсайда, который должен был бы вот-вот случиться. Это происходит потому, что используя передний тормоз вы можете перенести вес, что приведет к снижению сцепления заднего колеса с дорогой. Это в свою очередь снижает вероятность возникновения хайсайда и замедление мотоцикла происходит быстрее, а значит он быстрее упадет (лоусайд)).
Таким образом, мой совет не отпускайте задний тормоз, когда он заблокировал колесо в случае ЕСЛИ НАЧАЛСЯ ЗАНОС. Для большинства это означает НИКОГДА НЕ ОТПУСКЙТЕ ЗАБЛОКИРОВАННЫЙ ЗАДНИЙ ТОРМОЗ, потому что занос начинается ОЧЕНЬ БЫСТРО и в реальной ситуации большинство мотоциклистов не смогут достаточно быстро среагировать или даже распознать, что заднее колесо находится в заносе – это глупо в экстремальной ситуации претворяться, что вы представляете собой исключение и можете распознать момент начала заноса.
Это не правда, что хайсайд может возникнуть только в повороте. Ниже представлена приемлемая схема динамики хайсайда подготовленная Кэшем и мной.
Новости мотоспорта: мotoGP, супербайк, мотокросс
Никогда не пытайтесь повторить это сами ни в домашних, ни в каких-либо других условиях!
Потрясающе обширна и разнообразна палитра всевозможных падений, периодически постигающих мотоциклистов в той или иной ситуации. Но есть среди них одно из наиболее тяжелых и опасных по степени наступающих последствий, для обозначения которого западные коллеги ввели даже специальный термин – highside.
Наиболее часто «исполнителей» полета на сверхмалых высотах можно наблюдать на треке. Впрочем, это не исключает полностью возможность вникания в суть модного английского понятия и хозяев дорожных мотоциклов или, при определенных и крайне неблагоприятно сложившихся обстоятельствах, даже укротителей всяческого рода малокубатурных «тошнилок».
В чем суть происходящего действа? Рассмотрим на примере специально тренированного пилота-самурая, «развлекавшегося» подобным образом на одном из моих мастер-классов по технике трековой езды в прошлом сезоне.
Если принять в расчет, что асфальтовое покрытие не изобилует различными составляющими, заметно ухудшающими его сцепные свойства, то для наступления «звездного момента» летчика-истребителя потребуется несколько факторов.
1. Пилот входит в поворот.
2. На выходе из поворота пилот резко «открывает» «газ». Заднее колесо пробуксовывает, и мотоцикл уходит в занос.
3. Мотоцикл заносит. Пытаясь «поймать» аппарат, пилот сбрасывает газ и сцепление заднего колеса с асфальтом восстанавливается.
5-7. Пилота выбрасывает из седла мотоцикла вверх и вперед. Обратите внимание : «хайсайд» случился на скорости всего около 50 км/ч.
Предполагается, что наш герой априори бесстрашен, поэтому повороты на своем спортбайке он проходит практически в запредельных углах. Обратите внимание, что Suzuki GSX-R1000 полностью уложен до подножки водителя, расположенной, кстати, довольно высоко. Но поскольку пилот довольно грамотно свешен и не «клизмотронит», то даже в таком варианте ничего страшного не происходит, мотоцикл упорно не желает встречаться с асфальтом, неся своего седока к моменту славы. Если же в такой ситуации той небольшой площади резины, которая «работает» с поверхностью, все же окажется недостаточно, то мотоцикл мягко, насколько вообще это слово здесь применимо, соскользнет. В данном случае падения на правую сторону – типичнейший пример lowside. В переводе – «низкое падение». Единственные возможные варианты при этом – какое из колес первым потеряет контакт с асфальтом. Но для рассматриваемого нами процесса одного только критичного угла наклона мотоцикла недостаточно, потребуется еще несколько составляющих.
Вот чего никогда не следует делать при таком серьезном наклоне аппарата – опрометчиво и бесстрашно «открываться»! Итак, что же произошло? Могучий Suzuki GSX-R1000, запросто срывающий заднее колесо в пробуксовку порой и на третьей передаче при прямолинейном движении, на столь панибратское отношение ответил, в общем-то, согласно всем законам физики…
То есть, сила сцепления заднего баллона, напомню, заметно уменьшенная ввиду большого угла наклона мотоцикла, а значит и меньшей площади контакта резины с асфальтом, оказалась явно меньше силы тяги, приложенной все к тому же заднему колесу. В результате этого локального конфликта случилась пробуксовка, немедленно повлекшая за собой занос.
До кульминации осталось совсем немного. Райдер чувствует, что задняя часть мотоцикла начинает «плыть», и инстинктивно (страшно все-таки!) доводит дело до логического завершения – «закрывается» и одновременно пытается «поймать» заблудший хвост, повернув руль в сторону заноса. Но, согласно одной старой советской поговорке: «поздно пить боржоми, если почки отказали!».
Вот теперь у нас есть полный набор для того, чтобы столь беззастенчиво попранные законы физики смогли катапультировать около 300 кг (приблизительный вес пилота и мотоцикла) в воздух даже с «безобидных» 50-ти км/ч! В принципе, все делалось правильно, именно так занос и ловится, но… на заднеприводном автомобиле. На мотоцикле такая схема тоже работает, но только на очень ранних стадиях, особенно это касается мощных спортбайков! Однако вернемся к нашему герою. Процесс достиг своего апогея, настойчивый пилот сумел-таки погасить возникший занос и даже восстановить утерянный контакт задней резины с асфальтом. Единственное, что он не сумел сделать, так это договориться с сэром Исааком Ньютоном, еще за сотни лет до этих драматических событий справедливо заметившим, что единожды приложенная сила не может раствориться волшебным образом «в никуда».
В нашем случае это серьезный вращательный момент, возникший при заносе мотоцикла. Именно он не дал продолжить возможность безнаказанного дальнейшего перемещения в горизонтальном положении, выплеснув, согласно базовым законам физики, сгусток накопленной кинетический энергии вперед – вверх.
В итоге получился классический highside – высокий полет, надо заметить, весьма и весьма точное определение… Для достижения еще более впечатляющих «высот» орбитального пилотирования конструкторами «предусмотрена» подвеска, на ходе отбоя работающая не хуже иной катапульты!. Удержаться в такой ситуации на мотоцикле, мягко говоря, очень проблематично…
А почему последствия такого рода падений бывают наиболее тяжелыми, красноречиво говорит все та же фотография. Напомню, что скорость при «выполнении» этого показательного выступления из серии «То, чего вы меньше всего хотите, чтобы с вами произошло» была всего 50 км/ч!
Возникает вполне закономерный вопрос: как правильно бороться с возникающим заносом, чтобы впоследствии не наблюдать собственный мотоцикл с высоты птичьего полета?
Как бы абсурдно это ни звучало, но единственным возможным способом избежать highside при столь запущенном боковом скольжении… будет активная работа «газом»! Посмотрите, как это делает почти половина гонщиков MotoGP, а теперь подумайте о том, способны ли вы вопреки собственным инстинктам самосохранения, уловив начавшееся боковое скольжение, еще больше открутить ручку «газа»…
Так что действительно реальной возможностью избежать сомнительного счастья бреющего полета будет жесткое пресечение малейших попыток «хвоста» уйти на сторону еще в самом зародыше!
Тогда, и только тогда, можно смело прикрываться, не боясь взмыть в воздух.
А как же гонщики на супермото, ездящие в боковом скольжении чуть ли не всю дистанцию трассы? А вот здесь все несколько по-иному. Во-первых, срыв заднего колеса они всегда провоцируют преднамеренно, используя для этого как двигатель (получите пару передач вниз и полный «газ»!), так и задний тормоз. А во-вторых, эти ребята хорошо представляют, что будет, если в этот момент пойти на поводу инстинкта самосохранения, так нам порой мешающего в управлении мотоциклом, и «закрыться»…
Теперь хотелось бы вернуться к началу статьи, чтобы у перемещающихся на «гражданских» дорожниках и скутерах не возникло ложного представления о том, что этот материал представляет для них исключительно факультативный интерес. Ведь отсутствие мощного двигателя отнюдь не является гарантом того, что ЭТОГО с вами не случится. Ведь никто и никогда (во всяком случае, в нашей стране) не может гарантировать, что в повороте заднее колесо вашего Dragster! (хе-хе) не попадет на заботливо оставленный дорожниками гудрон или другую склизкую мерзость, вы начнете активно бороться с заносом, а дальше вам снова придется освежить полученные знания по физике за шестой класс…
P. S. «Учебный» highside был «профессионально» исполнен не знающим и тени сомнения и страха Дмитрием, магическим образом ухитрившимся не пострадать в столь тяжелейшей передряге, чего стоит одно только приземление!.
Но, смею вас заверить, такой благополучный исход – это просто счастливое исключение, так что учитесь на чужих ошибках.