Хайшеньвей что это означает
Хайшеньвей что это означает
«А что, разве здесь не ходят юани?» — такой вопрос частенько задают переводчикам китайские туристы, заполнившие Владивосток. Многие из них искренне считают, что столица Приморья — древний китайский город Хайшенвай, который по нелепой случайности оказался на территории России. Так их учили в школе… Возможно, мы что-то знаем о своём любимом Владивостоке? Итак, есть ли основания считать Владивосток китайским городом? Этот вопрос мы решили обсудить с действительным членом Русского географического общества, известным краеведом, экс-руководителем управления внешних связей администрации Владивостока Андреем СИДОРОВЫМ.
Ничего личного, только бизнес
— Андрей Юрьевич, знаю, вы перевели увлекательную книгу британского военно-морского врача Джона Тронсона, написанную в 1859 году, которая как раз и объясняет, почему на берегу Тихого океана возник город Владивосток. И все же, каким боком здесь китайцы?
— Начнем с того, что территории Северного Китая, Северной Кореи, Приморья когда-то были землями племен чжурчжэней, которые в XVII веке стали называть себя маньчжурами. Они имели тесные торговые и дипломатические связи с китайцами. Однако народность хань, то есть китайцы, и племена, населяющие Дальний Восток, были совершенно разными — этнически и ментально. Ничего личного, только бизнес, в смысле — товарообмен, без которого жизнь в суровых условиях Приморского края была бы для чжурчжэней и маньчжур невыносима.
Поэтому когда китайцы беззастенчиво поставили ультиматум: либо вы признаёте себя нашими данниками, либо мы прекращаем с вами торговые связи, — маньчжуры вынуждены были согласиться. Это стало первым шагом для создания уверенности части современных китайцев в том, что Приморский край исторически является территорией Китая.
— Однако всё же этого не достаточно для такой твёрдой уверенности, вы не находите?
— Безусловно. И китайцы тоже это понимают. Поэтому следующим шагом они приравнивают маньчжуров, которые жили на нашей территории, к китайцам. Это и есть их главный аргумент в территориальных спорах.
— Но откуда у китайцев взялась эта свежая мысль?
— Ответ кроется в непростых отношениях маньчжуров и китайцев. Обратимся к истории. Династия Мин (1368-1644) постепенно начинала утрачивать свою силу. Страну раздирали противоречия и конфликты. В отчаянии, Минские императоры неоднократно обращались за помощью к маньчжурам. Маньчжуры приезжали, разбирались с проблемами китайцев, а сами смотрели по сторонам. Они быстро смекнули, что Мин уже не обладает прежней силой. Зато в избытке имеет денег, плодородных земель, городов и ресурсов.
У маньчжур же единственное богатство состояло в рыбе, шкурах и женьшене. Ни золота, ни населения, которое можно обложить данью. Только «море воды» и олени в тайге. Сложно было удержаться от искушения. И маньчжуры не удержались. Захватили Китай.
Так в XVII веке возникла последняя династия Цин. Она была основана маньчжурским кланом Айсин Гёро, и правила Китаем до начала XX века. Постепенно все маньчжуры стали переселяться со своих родовых земель в Китай. Это было логично. На их родине — долгая, холодная зима, дикие звери и успевшие надоесть эвенки-удэгейцы с оленями. В Китае — огромные города с высокой культурой, где народ пьет вино, а рядом танцуют прекрасные девушки. Выбор очевиден. Так родовые земли маньчжур, простирающиеся от Приморского края до Северного Китая, почти опустели.
Китайцам строго-настрого было запрещено поселяться на этой территории. Маньчжурская династия Цин оставила эти земли «про запас», если вдруг она повторит печальную судьбу Мин. Сейчас многие маньчжуры ассимилировались с китайцами. Всё, что от них осталось — маленькая группа численностью 10 млн. человек, проживающая в Китае. Исходя из всего этого, они и считают маньчжуров — китайцами. Во-первых, потому, что маньчжуры когда-то правили Китаем, во-вторых, потому, что сейчас они являются составной частью китайского народа.
Размер имеет значение
— По аналогии можно вспомнить татаро-монголов, которые когда-то захватили Русь, а потом частично ассимилировались и стали русскими князьями. Почему бы тогда не потребовать часть Монголии? Это же очевидно нелепый тезис, Андрей Юрьевич, разве нет?
— Разумеется. По факту, маньчжуры оккупировали территорию Китая, присоединив Поднебесную к своим родовым землям. Но китайцы в спорах пытаются выставить всё так, будто маньчжуры пришли и присоединили свою вотчину к огромному Китаю. Однако тут спор не о размерах, а о статусе. Во времена династии Цин, Китай был лишь завоёванной частью маньчжурской империи. Что касается ассимиляции китайцев и маньчжур, так это ещё одна восточная хитрость. Некоторые китайцы утверждают, что маньчжуры — часть китайского народа, и поэтому Владивосток исторически также является китайским. Они прикрываются тем, что хотят отстоять кровные территории национальных меньшинств. Но всё это абсолютная чепуха. Русские и корейцы, например, также проживают в Китае в качестве этнических меньшинств. Но никто в здравом уме почему-то не говорит о присоединении Кореи или России к Китаю.
— А что случилось с родовыми землями маньчжур?
— После свержения династии Цин, маньчжурские родовые земли оказались зажатыми между двумя сильными державами — Россией и Китаем. За отсутствием сильного лидера, который смог бы отстоять маньчжурскую вотчину, эти земли были поделены между двумя странами. Русские забрали территории Приморского края раньше, ещё до того, как пала династия Цин. Китайцы же получили земли нынешнего Северо-Восточного Китая, не без помощи СССР.
Вообще-то, Россия могла бы забрать эту территорию себе. Но, по «великой дружбе», наше правительство помогло Китаю обрести его нынешние очертания. Таким образом, «вассалам» — китайцам перешла большая часть земель сюзеренов «маньчжур». Да, мы забрали родовые земли у маньчжур. Мы поступили нехорошо. Но и китайцы, в свою очередь, вовсе не такие белые и пушистые. Они тоже отняли территорию у маньчжуров. В этом вопросе мы квиты. Мы поделили государство пополам. И любые территориальные претензии – смешны.
Тихим сапом — по холодку
— Давайте напомним, каким образом территории Амурского и Приморского краев вошли в состав Российской империи?
— Главной причиной продвижения русских в сторону Приморья был поиск новых путей сообщения с Русской Америкой, то есть с Аляской. В то время мы имели один путь — очень долгий, неудобный, с многочисленными «пересадками». В условиях Крымской войны (1853-1856 гг.), когда английский флот то и дело пытался перерезать пути сообщения, необходимость эта чувствовалась остро, как никогда. Кроме того, Россия искала выход к Тихому океану и место, где можно было построить незамерзающий порт.
Тихим сапом русские сплавлялись вниз по Амуру. Маньчжуры до поры до времени не обращали на это внимания. За земли эти они не цеплялись, потому что, как было сказано выше, тут не было ни ресурсов, ни населения. И действительно, прибыв на территорию Амурского края, русские не нашли там никого, кроме пресловутых эвенков и удэгейцев со своими оленями. Недолго думая, в 1851 году построили Николаевск-на-Амуре, хотя эта территория не принадлежала России.
Последовала ответная реакция — Цин прислала своего посланника из ближайшей крепости, которая сейчас является территорией Хунчуня, в Николаевск-на-Амуре. Однако назревающий конфликт был быстро улажен предложением, от которого Цины не смогли отказаться. Дело в том, что в это время в Китае шла Опиумная война. Юг Китая был атакован европейскими державами. Цин, имея устаревшее вооружение, не могло противостоять суровому натиску. Флот их состоял из джонок, которые могли только ходить торговать в Нагасаки.
Российская империя это прекрасно понимала. Цинского посланника подвели к окну и показали стоящие на рейде русские корабли с мощным вооружением. » Достаточно ли то, что вы видите, для урегулирования спора?»
Против таких аргументов возражений не было. Спортить с русскими кораблями было нечем. Китайцам, естественно, важнее было сохранить юг, чем малонаселённые, холодные территории. К тому же, они не понаслышке знали, что Россия — сильная европейская держава, и связываться с нами им не хотелось. Итогом стало подписание Айгунского договора в 1858 году, который установил границу по реке Амур.
В 1856-57 годы англичане стали осваивать земли Дальнего Востока. Они нашли удобные пути сообщения, места, где можно запасаться дровами, водой, укрыться от непогоды. Вскоре англичане издали карты этой области, которые получил наш военный атташе в Англии. Он переправил их в Петербург. Правительство решило, что нам эта местность нужнее. В 1859 году из Николаевска вышел пароход с десятками солдат на борту. Пароход этот направился в будущий порт Владивосток.
Официальная версия гласит, что порт был основан в 1860 году. Однако это не совсем верно. Ещё в 1859-м солдаты направились на территорию нынешнего Владивостока, чтобы подготовить высадку прапорщика Комарова — срубили казармы, баньки, построили огороды. Этим они нарушили Айгунский договор, по которому эта местность являлась территорией совместного пользования.
Можно было заниматься охотой, земледелием, рыболовством, но нельзя было создавать военные посты вроде этого. А военный пост, разумеется, был создан.
Также, мы тактично умалчиваем о разнице в числах. Всё-таки Владивосток некоторое, пускай недолгое время, был оккупированной у империи Цин территорией. Официальной датой основания Владивостока считается 2 июля 1860 года. Однако Пекинский трактат, по которому территория нынешнего Приморского края переходила в лоно Российской империи, был заключен 2 ноября 1860 году. Таким образом, территория на протяжении нескольких месяцев оставалась «незаконной». Наверное, это не очень хорошо. Но надо помнить, что мы, в конце-концов, зашли не в Китай, а в маньчжурскую империю Цин, которая развалилась.
Претензий друг к другу нет
— То, что многие китайцы считают Владивосток китайским городом, мне известно из опыта личного общения. Однако в последнее время всё чаще ходят слухи о выпуске карт для некоторых музеев, и учебников, где территория Приморского и Хабаровского края закрашена цветом Китая. Есть причины бояться, что Китай настроен серьезно и нехорошо?
— Бояться нет причин. И карты, и учебники могут выпускать все, кому не лень. Другое дело, если они одобрены Министерством образования. Но если бы такая ошибка встретилась в официально одобренном учебнике или карте, российский МИД давно бы уже отправил ноту. Если этого не происходит, то повода оскорбляться нет. Всё-таки официальная позиция КНР заключается в том, что мы не имеем друг к другу территориальных претензий. А такие недоразумения лишь выражают мнения простого китайца. Точнее, части китайцев.
— То есть, периодически поднимаемая тема о «желтой угрозе» — миф?
— Но почему тогда китайские туристы упорно повторяют, что Владивосток — бывшая территория Китая?
— Это следствие детской болезни. Да, сегодня Китай богатая, вторая экономика мира. Однако богатыми и сильными они стали совсем недавно, и пока чувствуют себя не в своей тарелке. Всё им хочется кому-то что-то доказать, самоутвердиться. Их «претензии» по поводу Владивостока — скорее желание похорахориться, самоутвердиться. Мол «старший брат стал младшим братом, мы всех обогнали и перегнали».
Конечно, взрослые люди так не делают. Но самосознание китайцев ещё формируется. Нужно простить им эти издержки роста. И всегда помнить, что Владивосток называют Хайшенваем лишь простые китайцы, которые мало что понимают и в истории, и в политике. Не стоит злиться на них из-за такой ерунды. Кто знает, быть может, ваша голова так же полна невероятных мифов о Китае. И в этом не ваша вина.
В конце прошлой недели стало известно, что половину Владивостока могут отдать в аренду Китаю на 75 лет. 16 сентября состоялось заседание рабочей группы по разработке “Стратегического плана развития города Владивостока до 2020 года”, которую возглавляет глава города Игорь Пушкарев, а также руководители структурных подразделений администрации Владивостока. Там была в целом одобрена концепция “Хай-Шень-Вэй”, предложенная “Леонтьевским центром”. Теперь руководство города должно передать свои предложения в Москву.
Эксперты из питерского экономического “Леонтьевского центра” предлагают разделить город на две части. Согласно проекту, Первомайский и часть Ленинского района отойдут Китаю. В этой части города предполагается создание китайской администрации, которая будет управляться чиновниками из китайского Харбина. Сообщение с другими частями города будет осуществлять через таможенные и пограничные посты.
Китай, как предлагают разработчики проекта, будет платить за аренду сумму в размере 130—150 млрд. рублей, которая в несколько раз перекрывает бюджет Приморского края. На эти деньги федеральный центр сможет содержать в регионе флот, армию, а также укрепить власть на местах. Кстати, “Хай-Шень-Вэй” в переводе с китайского означает “Залив трепанга”. Так в Китае называют Владивосток. В интернете этот текст уже активно распространяется.
Жители города и население России не поддерживают передачу половины города Китаю. В официальные госструктуры этот проект вообще пока не поступал. Но интересно, что возник он накануне 60-летия дипломатических отношений наших стран, которое отмечается 2 октября, и визита премьера России Путина в Китай, где данный проект также может обсуждаться. Большинство специалистов считает, что передачи города в этот раз не будет, но пробный шар запущен. И касается это не только Владивостока, но и всего Дальнего Востока и Сибири в целом.
В течение последнего времени в Китае появилось несколько статей видных деятелей, включая бывшего посла КНР в России Ли Фэн Линя, где он прямо говорит, что Россия не сможет освоить территорию Сибири и ее нужно отдать в аренду Китаю. Но не было случая, когда отданное в аренду Китай отдавал.
С 2008 года в Китае возобновилась программа по возвращению земель из-под юрисдикции России. В школьных учебниках рассказывается об отобранных Россией в XIX веке землях и попранном национальном достоинстве. В приграничных городах создаются музеи, где выставлены копии договоров и соглашений, старые карты, исторические хроники, из которых следует, что россияне живут на китайских землях. В Китае идет массовое производство документальных фильмов с русскими субтитрами по вопросам границы с Россией. Достаточно воспроизвести названия: “100 лет войны России и Китая”, “История КВЖД”…
Наше правительство всегда заявляло, что по договору 2001 года все вопросы с границей Китая решены. Но, видимо, Китай так не считает. Они не пытаются максимально захватить территорию. Они подготавливают почву, создают лобби, оплачивают поездки и научные конференции, предлагают совместные мониторинги по проблемам регионов. По словам известного российского китаиста Алексея Маслова, у нас сейчас практически нет специалистов, способных оценить сложившуюся ситуацию с непрокитайских позиций, поскольку большинство подготовленных специалистов учится по китайским программам, а китайцы их субсидируют.
И предложение по Владивостоку — только первый шаг.
Международный центр социально-экономических исследований “Леонтьевский центр” создан в 1991 году по инициативе мэра Санкт-Петербурга Собчака и лауреата Нобелевской премии по экономике Леонтьева. Основной задачей нового научного центра становится координация общероссийских и региональных исследований по проблемам экономики переходного периода. Руководит центром Ирина Карелина. Научные разработки курирует Леонид Лимонов.
Существовал ли на месте Владивостока китайский город Хайшэньвэй?
Проблема российско-китайской границы, решенная на государственном уровне, продолжает тревожить умы по обе ее стороны: одни опасаются соседской экспансии, другие покупают туристические путевки по “оккупированным территориям”. Зачем китайцы приезжали в этот северный для них город, чем здесь занимались и какие следы их присутствия можно найти до сих пор? В новом проекте Магазеты китайские страницы прошлого Владивостока раскрывает эксперт Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований дальневосточного отделения РАН Иван Зуенко.
Окраина Внешней Маньчжурии
Нужно начать с самого главного. Юг российского Дальнего Востока невозможно назвать «исконной русской землей». Русская переселенческая колония была основана здесь только в середине 19 века, хотя попытки проникнуть в Приамурье и обложить ясаком коренное население наблюдались и в 17 веке. Но и китайскими эти земли никогда не были.
Границы китайских империй вообще крайне редко выходили за пределы Великой стены. Фактически это удавалось только самым успешным династиями (Хань, Тан), которые ненадолго и некрепко устанавливали свой контроль над побережьем Бохайского залива и частью Корейского полуострова. В остальное время китайцы не имели власти к северу от Стены, что, конечно, не мешало им считать окрестные народы своими «вассалами» и периодически посылать к ним свои культуртрегерские [1] миссии.
Самая известная из них – экспедиция по Сунгари и Амуру во времена правления императора династии Мин, известного как Юнлэ (永乐, 1403—1424). Известно, что китайские корабли дошли до низовий Амура, где в районе нынешнего села Тыр построили храм и стелу. А после того, как местные жители сожгли храм и закопали стелу, повторили свои странные действия. Эти стелы сейчас хранятся в Арсеньевском музее во Владивостоке. Из иероглифического текста на них становится совершенно понятно, что это была разовая акция, и контролировать дальние земли китайские первопроходцы планировали не с помощью армии и бюрократического аппарата, а исключительно «светом добродетели».
Реально же китайцы не населяли даже территорию трех нынешних северо-восточных провинций КНР (Ляонин, Хэйлунцзян, Цзилинь). Здесь издревле жили и успешно воевали различные монгольские и тунгусо-маньчжурские народы. В 10-12 веках существовало государство киданей (契丹). По их названию в монгольском, а затем и русском языке появилось слово «Китай» для обозначения той территории, где они жили. В 12-13 веках здесь находился политический центр империи чжурчжэней (女真).
К середине 12 века чжурчжэни завоевали весь северный Китай и даже перенесли свою главную столицу в Пекин. Они порядком окитаизировались, но китайцами, конечно же, не были и воспринимались теми как враги (об этом подробно можно почитать, например, в Мавзолее генерала Юэ Фэя 岳飞 в Ханчжоу).
И китайцы, и чжурчжэни в свою очередь были завоеваны монголами. Так, будущий китайский Дунбэй (东北) на целый век впервые оказался в рамках государства, основную массу населения (но не правящий слой!) которого составляли китайцы (汉族).
После того, как китайцы свергли власть монгольских ханов, они снова стали управлять своей традиционной территорией, северная граница которой примерно проходит по Великой стене. В Монгольской степи сохранялось Монгольское государство. А на Маньчжурской равнине появилось Маньчжурское государство. В 17 веке маньчжуры (满族) завоевали и китайцев, и монголов (и, кстати, заодно еще и тибетцев, и уйгуров). Образовавшаяся многонациональная империя известна под названием «Великая Цин» (или Дайцинская империя 大清帝国).
Маньчжуры, которые составляли военную и политическую элиту государства, оказались тонким слоем размазаны по всей своей необъятной империи. Маньчжурские гарнизоны и общины появились во всех городах Китая, однако демографическая база самой Маньчжурии была подорвана.
В еще большей степени это касалось так называемой «Внешней Маньчжурии» (外满) – холодных и неплодородных земель за реками Амур и Уссури. Здесь проживали родственные маньчжурам народы: нанайцы, удэгейцы, орочи, которых Цины считали своими подданными, однако реальное хозяйственное освоение земель не велось, да и административный контроль был сугубо формальным.
Тем более здесь не было китайцев (хань). До 1860 года им вообще официально запрещалось селиться на землях исторической Маньчжурии – к северу от так называемого «Ивового палисада» [2] (柳条边). Так Цины хотели защитить свои родовые земли. Запрет (который, очевидно, нарушался и раньше) официально был снят только после того, как многократно усилилось дипломатическое и военное давление на эти земли России.
В 1858 году Россия и Дайцинская империя заключили договор о переходе в российское владение земель к северу от Амура (договор был написан на трех языках: русском, маньчжурской и монгольском, причем китайскую иероглифику, как мы видим, стороны использовать не посчитали нужным). А два года спустя, в ноябре 1860 года, в разгар Второй опиумной войны Цины уступили России и Приморский край, который ранее считался территорией «совместного владения».
За несколько месяцев до этого события в самой лучшей бухте побережья был основан пост Владивосток.
«Маньчжурские татары» на берегах бухты Порт-Мэй
Никаких китайских поселений на месте будущего Владивостока не существовало. Однако это не означает, что русские первопоселенцы нашли здесь стерильную пустоту. Здесь жили люди. Было расположено несколько небольших хуторов. Только вот к китайцам они никакого отношения не имеют.
Главный источник по тому, как выглядели эти земли к приходу русских, – это записки судового врача Джона Тронсона с британского парохода «Барракуда». Британцы побывали у здешних берегов в 1854-56 годах, когда в разгар Крымской войны вели разведку побережья и патрулировали берега Камчатки. Помимо прочего, они дали здешним землям несколько колоритных топонимов. Например, бухту Золотой рог назвали «Порт-Мэй», залив Петра Великого – залив Виктория, Амурский залив – бухта Герэна, Уссурийский залив – бухта Наполеона, многочисленные острова к югу от Владивостока – архипелаг Императрицы Евгении, а возвышенность на полуострове Песчаном – «Столовая гора» (совсем как в Кейптауне).
Дальний Восток он называет «Тартарией», местное население – «тартарами», иногда уточняя – «маньчжурские тартары». Также их называл и французский мореплаватель Лаперуз, с легкой руки которого пролив между континентом и островом Сахалин стал называться «Тартарским», что позднее модифицировалось в «Татарский». Заметим, что Тронсон, говоря о местном населении, не употребляет термина «Chinese», равно как и Han, Cathay, Mandarin. Для него, ранее бывавшего в Китае, было совершенно очевидно, что никакие они не китайцы.
Что же это за «маньчжурские татары»? Это собирательный термин, которым обозначались все аборигены, говорившие на тунгусо-маньчжурских языках. С началом активной колонизации их земель они оказались вытесненными в долины вдоль таежных рек, где проживают до сих пор. Их положение мало отличается от реалий североамериканских индейцев. Все та же деградация своего языка, культуры и традиционного образа жизни, все те же проблемы с алкоголем и безработицей, все те же льготы от государства, которые выглядят подачкой. Тем не менее, именно тунгусо-маньчжурские народы – подлинные «первые владельцы» как российского Дальнего Востока, так и китайского Дунбэя. Хотя их судьба сложилась так, что теперь они никогда не смогут предъявить права на свою былую собственность.
Тени ушедших народов
До того, как маньчжуры завоевали огромный Китай и за три века владения им растворились в китайской массе, именно здесь, на нынешней российско-китайской периферии, находился центр тунгусо-маньчжурского мира, со своей оригинальной культурой, характерной письменностью, военными традициями. Маньчжурские завоеватели не смогли «переварить» свою добычу. И постепенно «добыча» переварила их.
А в 20 веке тунгусо-маньчжурские народы и вовсе потеряли свою государственность. Сначала в 1911-12 годах в Китае свергли власть династии Цин, а на ее обломках основали Китайскую Республику (中华民国), которая стала предъявлять претензии не только на земли, населенные хань, но и те территории, которые контролировались Цинской империей, включая саму Маньчжурию.
Попытка восстановить маньчжурскую государственность оказалась дискредитирована. В 1932 году было создано государство Маньчжоу-го (满洲帝国 [4] ), правителем которого стал последний цинский император Айсиньгёро Пуи (爱新觉罗溥仪). Однако государство получилось марионеточным, и всеми делами в нем заправляло командование японской Квантунской армией. После того, как в 1945 году советские войска разгромили Квантунскую армию и захватили в плен императора Пуи, никакую Маньчжурскую Народную Республику здесь создавать не стали – на сей счет имелись четкие договоренности с союзниками, включая гоминьдановский Китай. Бывшая Маньчжурия окончательно превратилась в китайский «Дунбэй» (Северо-Восток).
А уже в 1960-е годы при Мао Цзэдуне в Пекине вдруг «вспомнили» про «миллионы километров утраченной китайской земли» на советском Дальнем Востоке. Даже Мао не предъявлял Москве официальных претензий, а всего лишь говорил, что за Амуром и Уссури расположены «бывшие китайские территории». В 2001 году Москва и Пекин официально закрыли все территориальные вопросы, однако по мере роста в Китае националистических настроений миф об «утраченных территориях» все больше и больше укреплялся в народном сознании. На нем спекулируют китайские гиды, рассказывающие о том, что «Владивосток – это никакой не Владивосток, а бывший китайский город Хайшэньвэй» (海参威). В этом уверен любой китайский турист, постящий в WeChat фоточку с видом на Золотой мост.
Правда же заключается в том, что до прихода русских китайцы здесь не жили. Но начали жить, как только Россия начала хозяйственное освоение этих земель – про это собственно весь наш цикл статей, посвященных китайской субкультуре Владивостока.
Вы спросите: «А как же Хайшэньвэй? Ведь у Владивостока есть китайское название?!» Да, есть. И не только у Владивостока. На многих китайских картах Уссурийск обозначен как Шуанчэн (双城), Хабаровск – как Боли (伯力), Сан-Франциско – как Цзюцзиньшань (旧金山), Сеул – как Ханьчэн (汉城), в конце концов. Сам факт наличия китайской версии того или иного географического названия ничего не означает. «Хайшэньвэй» значит «Бухта трепанга» – так начали называть бухту Золотой рог и строящийся на ее берегах город китайские гастарбайтеры 19 века, ринувшиеся во Владивосток в поисках заработка. Потому что выговорить «Фу-ла-ди-во-сы-то-кэ» они, конечно же, не могли. Но это уже следующая история.
Для заглавной иллюстрации использовано фото китайцев-разносчиков возле лавки торговца Ли-кию-вена во Владивостоке (1919 год). Источник: М. Хаскелл [5]
Wǒ Magazeta
Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.
Нихао! Меня зовут Полина, и я редактирую материалы на Магазете уже больше 10 лет.
Почти все авторы присылают нам свои статьи из чистой любви к Китаю, а мы предлагаем им площадку, на которой они могут поделиться своим уникальным опытом. Мы – сообщество энтузиастов.
Поддержите Магазету и помогите сохранить её бесплатной и без рекламы.
Примечания
Автор: Иван Зуенко
Живу во Владивостоке. Выпускник Восточного института ДВГУ 2005 года. Раньше преподавал историю и политику Китая на кафедре Тихоокеанской Азии ДВФУ. Сейчас занимаюсь научными исследованиями в Институте истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения Российской академии наук. Стараюсь работать в разных направлениях: академическая наука, публичная экспертиза, науч-поп. Основные направления интересов: китайское общество в 1980-90-е, политическое развитие Китая, российско-китайское региональное сотрудничество, трансграничные проекты, Китай на постсоветском пространстве. Любимый город в Китае – Харбин. Любимый деятель китайского искусства – Цзя Чжанкэ. Любимое занятие в Китае – путешествовать и есть.
18 комментариев
Спасибо, очень познавательно!
Хм. Маньчжуры это как бы тоже китайцы.
Вы же не отказываете чукчам и татарам в праве называться россиянами
符拉迪沃斯托克,原名海参崴,曾为中国领土,17世纪中期,沙俄皇朝伺机东侵,寻求在远东地区开拓港口。清康熙年间清政府和沙俄签订的《尼布楚条约》中明确订明海参崴所在地区属清朝,清朝中后期国势日衰,第二次鸦片战争中,1858年清政府和沙俄签订不平等的《瑷珲条约》,规定包括海参崴的乌苏里江以东地区为中俄共管。1860年俄国又逼迫清政府签订了不平等的《中俄北京条约》,清政府割让了乌苏里江以东包括库页岛在内的约40万平方千米的领土,其中包括海参崴。随后其成为沙俄在远东地区的一个重要的军事基地,不过由于距离俄国本部太远,所以该地的发展缓慢。1
1871年俄罗斯在此建设军港,将太平洋舰队驻地从尼古拉耶夫斯克(庙街)迁于此。[6] 1875年设镇。从1880年起升格为市。1888年成为俄国滨海省行政中心。
1891年西伯利亚铁路开通至此,亦开始有海运路线由其往返日本神户、长崎及中国上海等地。[7]
1903年起莫斯科至符拉迪沃斯托克直达铁路线建成后,城市发展迅速,成为俄罗斯在远东的重要城市和港口。苏联解体前,它是苏联俄罗斯联邦滨海边疆区首府。苏联解体后,仍是俄罗斯联邦滨海边疆首府,远东第二大城市。[7]
1904年至1905年间日俄战争中,其曾被日本海军派遣的分遣舰队突袭。由于俄军巡洋舰队坚守,使日本海军转移攻击目标。[8]
1917年俄国十月革命后,由于苏联国内战争的混乱情况,反共产党的势力在此和俄国远东地区白俄联合。当中包括一些外来势力如英国、美国和日本,日英联军在1918年4月借口当地有日资设施被袭,进驻金角湾和此城,1920年远东滨海地区建立“远东共和国”,持续至1922年由苏联收复。[5]
1930年代开始,此城成为苏联流放政治犯的主要地点,而在第二次世界大战前后,先后囚禁在这里的包括苏联和日本的战俘。
1954年苏共第一书记赫鲁晓夫到临此城,并表示其可以跟美国的旧金山相比,亦奠定了其作为苏联远东地区最重点的发展城市之地位。
1991年《中华人民共和国和苏维埃社会主义共和国联盟关于中苏国界东段的协定》(1991/05/16),明确和确定已达成一致地段的中苏国界东段边界线走向,正式承认符拉迪沃斯托克为苏联领土。
2001年7月16日,中国国家主席江泽民与俄罗斯总统普京,在莫斯科克里姆林宫签署《中华人民共和国和俄罗斯联邦睦邻友好合作条约》,缔约双方根据一九九一年五月十六日《中华人民共和国和苏维埃社会主义共和国联盟关于中苏国界东段的协定》 继续就解决中俄尚未协商一致地段的边界线走向问题进行谈判,正式承认符拉迪沃斯托克为俄罗斯领土。
Великолепная статья. Нечто похожее есть у В. К. Арсеньева в “Китайцы в Уссурийском крае”. Такие материалы нужно переводить на китайский и распространять среди китайцев.
Спасибо большое за такую хорошую статью! И так как эта тема и моя любимая, то хотела бы немного добавить. Думаю, что Иван намеренно не стал говорить о том, что я напишу, потому что невозможно в таком малом формате сказать обо всем, но я в комментарии могу чуть дополнить картину. Я полностью согласна с Иваном, что во “Внешней Маньчжурии” китайцев не было, но с небольшой оговоркой, на левом берегу Амура напротив города Айгунь с XVII века и до 1900 года жили цинские подданые, среди которых были и этнические китайцы, да их было немного, но они были. В основном, это были “знаменные” войска с семьями, которые занимались сельским хозяйством, и ссыльные. И именно об этой небольшой территории “вспомнило” китайское правительство во время одних дипломатических переговоров в период ухудшения советско-китайских отношений во время культурной революции. И в Уссурийском крае до 1860 года тоже проживало небольшое количество китайцев, которые не играли большой роли в освоении этих земель, их было мало, особенно если посмотреть на размер территории, но они тоже были. И про “Внутреннюю Маньчжурию” добавлю, ведь там сложилась уникальная ситуация, когда с одной стороны действовал запрет на поселение этнических китайцев за “ивовым палисадом”, а с другой стороны именно эта территория стала местом ссылки для многих китайцев, а также местом, где можно было скрыться от маньчжурских властей, стать людьми “вне закона”. Но, конечно, активная колонизация Дунбэя началась именно со второй половины XIX века.
Анастасия, спасибо за справедливые комментарии! Да, полностью согласен как с их содержанием, так и с объяснениями, почему в самом тексте этому не уделено должное внимание. У меня в “фэйсбуке” сейчас как раз на эту тему небольшая рубка идет. Общий смысл – массовой ханьской колонизации как Внешней, так и Внутренней Маньчжурии до 1860-х годов не было. Именно массовой, тогда как спорадическое население могло быть, что для материалов последующих статей в общем-то не имеет особого значения. Опять же важно понимать, что функция именно этого материала – подготовить читателя непосредственно к рассказу о жизни владивостокского чайна-тауна в 1860-1930-е годы. Чтобы не возникло ложного ощущения, что русские приехали в некое готовое китайское поселение. Его не было. Только и всего.
Послушать, таки прямо ляпота)))Вы себя слышите? Давайте медленнее… Маньчжуры завоевали Китайцев 400(четыреста. ) лет назад, верно? Но. По сути Маньчжуры:
1.Оставили(скажем забросили=немножко забыли, не было времени ими заниматься))) СВОИ(Маньчжурские) территории.
2.Перенесли свои интересы(и сами переселились по сути) с Маньчжурии в Китай.
Вот тут то и парадокс…В изложенных пунктах ГДЕ правоприменимость тезиса о том, что Маньчжурия не принадлежит Маньчжурам находящимся в Китае? Или иначе= китайским Маньчжурам, даже если немножко ассимилировавшимся возможно )))
Другой вопрос, если Китай уже захвачен по алгоритму изложенному в Библии, когда Иудеи захватили 2500лет назад Персию, вырезав там 75ТЫСЯЧ Персов=см. ежегодный иудейский праздник ПУРИМ)))
Даже стесняюсь спросить, а ФИО Премьера Китая Ли Кэцян, не производная от ФИО Кац?
Ибо в 1936-1941г.г. шло массовое переселение евреев из Европы через СССР в Китай, см. соглашение Германии и СССР по данному вопросу.
Может быть поэтому Дунбэйцы “как бандиты”, такие своеобразные “ковбои дикого китайского севера”?
В Фейсбуке пишет Дмитрий Напара: а не ХайшэньвАй? Что-то, как мне помнится, в данном случае 崴 произносится так. Возможно ошибаюсь, давно не общался. Так, для академического интереса :-))))
По правилам, пожалуй, что и “вай”. Но в просторечье укоренилось “вэй”. Наверное, что неправильно. Устно даже китайские туристы произносят чаще всего так. Хотя на самом деле там нечто среднее, чем “вай” и “вэй”, что вообще нормально для китайского языка.
В общем, я написал “Хайшэньвэй” совершенно не задумываясь, чисто на автомате, настолько для меня это естественно. Может быть, лучше и исправить ))
Я тоже не стала исправлять, потому что обычно слышу “вэй”.
Вот и я о том же. И по-моему Илья Игоревич Лагутенко в “Думах о девушке из города центрального подчинения Китайской Народной Республики” поёт “вэй”. А других свидетельств упоминания этого термина я вспомнить не могу )))
Благодарю за статью! Единственное, хотел бы сказать, что китайцы стали утверждать, что это исконно ИХ земли вовсе не в 60-ые годы 20 столетия, и даже не после Синьхайской революции. Сейчас занимаюсь исследовательским проектом в Гейдельбергском университете и исследую китайские учебники по истории от 1900 по 1949. Так вот, во всех этих учебниках об этих землях говорится как об “исконно китайских”. В одном из них есть отсылка к упомянутой Вами династии Тан, что дескать уже с тех времен… А вот потом пришли злые русские и напали на “наши земли”. Впрочем, в 30-ые годы “образ” русских и интерпретация столкновения манчжуров и русских казаков в конце 17 века начинает менятся, но это, как говорится, отдельная история.