Хазарский каганат что это
Могучая Хазария: история исчезнувшего государства
Со школьной скамьи мы помним пушкинские строки: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Для большинства из нас эта поэтическая формула является едва ли не единственным напоминанием об исчезнувшем народе и государстве. Зато наука знает о них гораздо больше. Наш собеседник Всеволод ВИХНОВИЧ, сотрудник Петербургского института иудаики, как раз и принадлежит к числу тех исследователей, которые изучают источники, связанные с историей хазарского государства.
Только в последние годы подтвердился известный по письменным источникам факт, что дельта Волги была одним из центров Хазарского царства. ФОТО Григория ВИХНОВИЧА
— Всеволод Львович, так кто же такие хазары и почему им непременно надо отомстить?
— Понимаете, для Пушкина главным источником была «История государства Российского» Карамзина. В ту пору о хазарах еще толком ничего не знали: ученые лишь подступали к изучению этой темы. И Пушкин, по всей видимости, посчитал хазар одним из кочевых народов, нападавших на Русь. Что было несправедливо. Хазария, наоборот, служила буфером между Русью и кочевниками, тем самым защищая славян от набегов печенегов и тюрков.
Примерно в 630 году, после длительных походов в Закавказье, в которых главной ударной силой были хазары, Тюркский каганат распался. Началась ожесточенная борьба за его наследие и территорию.
Территория Хазарии доходила почти до нынешнего Киева (поселение на его месте тогда уже, несомненно, существовало), хазары подчинили себе Северный Кавказ и большую часть Крыма. Доминирование хазар в этом регионе было настолько велико, что арабо-персидский географ IX века Ибн-Хордадбех даже называл Черное море Хазарским. Арабский автор Х века Ибн ал-Факих обозначал Азовское море как «залив хазар».
— Сколько же времени просуществовала Хазария?
— Почти триста лет, до середины Х века, и она была сильнейшей империей, такой же, как Византия и Арабский халифат. С православной Византией отношения у нее складывались добрососедские, хотя тайные интриги и случались. А вот с Арабским халифатом, устремившимся после завоевания Закавказья на север, все было не так однозначно.
Впервые арабское войско, покорившее прежде Северный Кавказ, попыталось завоевать хазар в 653 году, но получило от них серьезный отпор. Арабо-хазарские войны длились с переменным для каждой стороны успехом до 730 года. При этом хазары оттягивали на себя лучшие арабские войска, угрожавшие Византии.
Благодарность Византии была настолько велика, что император Лев Исавр в 732 году женил своего сына на сестре хазарского кагана Чичак (по-тюркски «цветок»), принявшей после крещения имя Ирина. Позднее ее сын стал императором Византии под именем Лев Хазар.
Впрочем, после ухода Марвана с добычей каган и его подданные вернулись к прежним порядкам жизни.
— Ислам хазары не приняли, зато перешли в иудаизм. Почему?
Вот так верхушка государства приняла иудаизм, ставший официальной, господствующей государственной религией мощного государства, в состав которого входили десятки племен и народов. И сам термин «хазары» стал не только названием народа, но и общим именем подданных хазарского правителя.
Однако, даже приняв иудаизм, Хазария отличалась религиозной веротерпимостью. В городах и армии наряду с иудеями совершали свои обряды мусульмане, христиане и язычники. В Итиле, как сообщал арабский географ Масуди, существовало даже отдельное судопроизводство для приверженцев каждой религии: по двое судей для иудеев, христиан, мусульман и даже один для язычников.
Некоторые исследователи полагают, что принятие Хазарией иудаизма продемонстрировало ее духовную независимость от Византии и Исламского халифата. Хазария стала единственным на тот момент иудейским государством в мире. И оказалась убежищем для многих иудеев, которых преследовали в Византии и мусульманских странах. Здесь складывается большая и сильная еврейская община, в большом количестве появляются синагоги.
— По каким источникам кроме археологических мы можем судить о Хазарии?
— Есть много свидетельств письменного характера: это арабские, персидские, сирийские, армяно-грузинские, китайские, европейские источники. И даже русская «Повесть временных лет».
Самые подробные сведения об этом государстве содержатся в письме хазарского правителя Иосифа, адресованном знатному еврейскому вельможе при дворе халифа мусульманской Испании Хасдаю ибн Шапруту. Тот узнал от византийских посланцев о существовании в 15 днях пути от их страны иудейского царства хазар, которые, по их словам, «обладают военной силой и могуществом, полчищами и войсками» и «выступают на войну по временам».
Заинтересовавшись, Хасдай через ученых отправил письмо хазарскому кагану с просьбой рассказать о его царстве. И получил ответ, написанный на общем в то время для всех общин иудеев еврейском языке Библии (метаязыке еврейской цивилизации). Эта переписка и связанные с ней документы, которые хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, были собраны, переведены на русский язык, прокомментированы и изданы в 1932 году в Ленинграде академиком Павлом Коковцовым.
Что касается экономики, то в письме цитировались слова византийских посланников о торговых отношениях между Византией и иудейской Хазарией: «Корабли приходят к нам из их страны и привозят рыбу и кожу и всякого рода товары». Отмечу, что если северных варваров (пришлые кочевые племена, например, печенегов) культурная Византия обычно подкупала, то на юге, с балканскими славянами, старалась выстраивать взаимовыгодное сотрудничество.
— Не могу не вернуться снова к пушкинскому Вещему Олегу. Какие же все-таки его действия имелись в виду?
— Начнем издалека. Письменные источники свидетельствуют, что значительную часть населения Хазарской державы составляли славяне. Археологические памятники также свидетельствуют о мирном сожительстве славян с носителями культуры, считающейся характерной для Хазарии.
Однако поскольку славяне овладели Средним Приднепровьем с согласия хазар и при их содействии, то, поселившись там, они оказались данниками Хазарского каганата. По сообщению русской летописи, дань хазарам платили поляне, северяне, радимичи и вятичи.
Что же касается князя Олега. В конце IX века он, получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, овладел Киевом, который находился под контролем варяжских князей Аскольда и Дира, перенес туда столицу и подчинил себе соседние славянские племена северян и радимичей. Прежде они находились в зоне хазарского влияния.
Олег прославился походом на Византию в 907 году: именно он прибил щит к вратам Царьграда. В то же время сошлюсь на слова современного историка Евгения Пчелова: он указывает, что летопись ничего не говорит о военном конфликте Руси и хазар во время Олега.
Киевский князь Святослав, правивший с 945 года, как сообщается в «Повести временных лет», пошел на вятичей и спросил: «Кому платите дань?». Они ответили: «Козарам». Как сказано далее, Святослав победил вятичей и возложил на них свою дань. То есть вывел территорию вятичей из-под хазарского контроля.
Один из первых русских историографов Василий Татищев в своем труде «История Российская с самых древнейших времен», основываясь на летописных источниках, отмечал, что после этого разгрома значительная часть хазар, спасаясь от печенегов, переселилась на Русь. Другие ушли на Кавказ и в Предкавказье.
На мой взгляд, политику Святослава вряд ли можно было назвать дальновидной. Он сокрушил сильное государство, служившее буфером между Русью и кочевниками. Теперь она оказалась с кочевниками лицом к лицу, и те начали осаждать Киев. Собственно говоря, Святослав сам погиб именно от рук печенегов.
— Но если Хазария была такой могучей, то где же зримые следы ее наследия?
— Материальных свидетельств сравнительно мало. Почему? Одна из причин в том, что в иудаизме главным являются не молитвенные здания, а священные тексты.
Тем не менее на Кавказе сохранились иудейские надгробные камни. В южной Венгрии при раскопках в местечке Челарево были обнаружены хазарские захоронения. Там нашли обереги с иудейскими символами.
— Вы придерживаетесь той точки зрения, что Хазария сыграла для Руси позитивную роль. Но ведь есть и ученые, оспаривающие эту концепцию.
— Историческая оценка Хазарского каганата многие годы зависела от господствовавшей в нашем государстве идеологической установки. Я уже упоминал об основателе советской школы хазароведения археологе Михаиле Артамонове, директоре Государственного Эрмитажа. В книге 1939 года «История СССР с древнейших времен до образования древнерусского государства» он доказывал, что Хазария сыграла важную позитивную роль в истории народов Восточной Европы и Закавказья, заслонив их от арабского нашествия.
Однако после Великой Отечественной войны на фоне борьбы с космополитизмом иудейская Хазария уже не могла рассматриваться со знаком «плюс». В декабре 1951 года в газете «Правда» появилась заметка «Об одной ошибочной концепции». В ней Артамонов был обвинен в том, что, настаивая на позитивном значении Хазарии для Древней Руси, он слепо следует «порочным взглядам буржуазных историков», умаляет достижения русского народа. В статье в центральной партийной газете хазары были названы дикими ордами разбойников, которые терроризировали Русь опустошительными набегами.
Именно эта оценка никому не известного автора (по фамилии Иванов) послужила сигналом к разгромной критике Артамонова в академических учреждениях Москвы и Ленинграда. Крупные ученые как по команде выступили против «идеализации Хазарии» и «искажения истории Родины». Более того, такое утверждение на некоторое время определило отношение советской науки к историческому наследию Хазарского каганата. Артамонову пришлось покаяться в «порочности» своей концепции.
Во время оттепели отношение к хазарам смягчилось. В 1962 году увидел свет фундаментальный на тот момент труд Артамонова «История хазар», в котором он вернулся к своим прежним взглядам. Впрочем, это не мешало, например, историку Льву Гумилеву называть Хазарию паразитическим государством, угнетавшим славян и установившим «хазарское иго». Правда, концепция Гумилева в ученых кругах никогда не доминировала.
Много лет археологи искали древний город Итиль. В конце 2000-х годов было объявлено, что его обнаружили на Самосдельском городище близ Астрахани. Мне довелось побывать там на раскопках. Величавая картина: притоки Волги, степь, степное раздолье. и находка Итиля действительно стала событием мирового значения, сравнимым с обнаружением берестяных грамот Великого Новгорода.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6418) от 10.04.2019 под заголовком «Благодарность «неразумным хазарам»».
Хазарский каганат что это
Уже с VI века н. э. появляются в сирийских, армянских, византийских, латинских и китайских рукописях первые сведения о неизвестном до того народе, который поселился на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. А в последующие века есть много упоминаний о них в арабских и персидских источниках. Арабы в своих летописях называли их — «алхазар», армяне называли их — «хазирк», в «Начальной русской летописи» они названы — «козаре», в еврейской средневековой письменности они появились под именем «кузар», «кузарим». В современном русском языке этот народ называется — «хазары».
Византийские писатели тех времен причисляли хазар к тюркским народам. Так же полагали и многие арабские писатели, хотя были среди них и такие, что относили хазар к грузинам или к армянам; а в одном армянском источнике их связывали с китайцами; а в грузинской летописи — со скифами; были и такие случаи, когда их считали народом, сходным со славянами. На самом же деле название «хазары» охватывало многие племена различного происхождения, многочисленные кочевые и полукочевые народы, остатки прошедших через южнорусские степи гуннов, — и тюркские элементы там преобладали.
Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Предкавказья, то есть территория современного Дагестана. Хазары были воинственным народом, еще в VI веке — в составе других тюркских племен — они ходили походами в Закавказье и временно захватывали Грузию и Армению, а персидский шах для защиты от них даже построил гигантскую стену со многими оборонительными башнями.
Хазарский каганат образовался в середине VII века н.э., и его столицей был сначала город Семендер на территории теперешнего Дагестана, а затем Итиль — на Нижней Волге. В седьмом веке хазары оттеснили на запад, к Дунаю, болгар и захватили приазовские степи. Северное Причерноморье и часть степного Крыма. Так возникла федерация разных племен, которая возглавлялась хазарским (тюркским) родом, и все племена и народы, что входили в нее, пользовались достаточной свободой, вплоть до того, что они могли самостоятельно ходить в походы, заключать свои договоры и принимать ту религию, которую они желали.
В хазарском каганате было два верховных правителя. Один из них — главный царь, каган, который всегда принадлежал к одной и той же фамилии знатного происхождения, — и обычай его избрания описал арабский географ Истахри: «Когда они желают поставить кого-нибудь каганом, то приводят его и начинают душить шелковым шнурком. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух, говорят ему: «Как долго желаешь царствовать?» Он отвечает: «Столько-то и столько-то лет. » Этот обычай был связан с верой в божественную силу кагана: он сам определял в полузабытьи срок пребывания в его теле этой божественной силы. Если на страну обрушивалось несчастье — засуха, разорение, поражение в войне, то этого кагана убивали, потому что в нем иссякла божественная сила, — и вместо него выбирали нового кагана, которому начинали поклоняться. Но фактическая власть в стране принадлежала другому царю — каган-беку.
Хазары входили в контакт со славянскими племенами: поляне, северяне, вятичи и радимичи в разные времена видели у себя хазар и платили им дань. Они вели долгие войны с арабским халифатом, и сыграли важную роль в истории восточноевропейских народов, заслонив их от арабов и выдержав атаки неодолимых прежде арабских армий. Хазария помогла и Византии, потому что оттягивала на себя арабские силы, которые в противном случае угрожали бы Византийской империи. К VIII веку Хазарское государство стало самой могущественной политической и военной силой Восточной Европы, и за защитительной этой оградой могла впоследствии возникнуть и развиваться Киевская Русь.
Хазары были поначалу язычниками, одним из многих языческих народов Восточной Европы, приносили жертвы огню и воде, поклонялись луне, деревьям, наиболее почитаемому божеству Тенгри-хану. В первой половине VIII века н.э. часть хазар Северного Предкавказья во главе со своим правителем по имени Булан (Савриил) приняли иудаизм. В тех местах тогда жили евреи, изгнанные из Сасанидского Ирана, и от них-то, скорее всего, и пришла к хазарам еврейская религия.
Легенда рассказывает, что хазарскому правителю Булану явился во сне ангел и сказал: «О, Булан! Господь послал меня к тебе сказать: Я услышал молитву твою и моление твое. Вот Я благословляю тебя и умножу тебя, продолжу царство твое до конца веков и предам в руку твою всех врагов твоих». Ангел пообещал Булану власть и славу, если он примет еврейскую религию, и после этого Булан отправился походом на Кавказ и действительно одержал там несколько внушительных побед. Из многих источников известно, что в 730—731 годах н.э. хазары одержали крупные победы в кавказской Албании (нынешний Азербайджан), — к этим годам и приурочивается принятие Буланом иудаизма. Но прежде чем он это совершил, император Византии и правитель мусульман прислали ему богатые подарки и послали ученых мужей, чтобы склонить его к своим религиям. Булан устроил диспут, в котором участвовали христианин, мусульманин и еврей, но не принял никакого решения. И тогда он спросил христианского священника: «Как ты думаешь, какая религия лучше — израильтян или исмаильтян?». На это священник ответил: «Вера израильтян лучше веры исмаильтян». Тогда Булан спросил мусульманского кадия: «А ты как думаешь, какая вера лучше — христианская или израильская?» Кадий ответил: «Израильская лучше». И тогда Булан сказал: «Если так, то вы сами признали, что религия израильтян самая лучшая, и потому я выбираю веру Израиля, которая была верой Авраама. Да поможет мне всемогущий Бог!»
Вся эта история про Булана стала нам известна из письма хазарского кагана Йосефа испанскому еврею из Кордовы по имени Хасдай ибн Шапрут.
До наших дней дошли два варианта его письма Йосефа к Хасдай ибн Шапруту: краткая и пространная редакции его I письма. Оно было написано на иврите, и, возможно, что писал его не сам каган, а один из его приближенных — евреев. Йосеф сообщал, что его народ происходит из рода Тогармы. Тогарма был сыном Яфета и внуком Ноя. У Тогармы было десять сыновей, и одного из них звали – Хазар. От него-то и пошли хазары. Сначала, сообщал Йосеф, хазары были малочисленны, «они вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью Бога прогнали их и заняли всю страну. После того прошли поколения, пока не явился у них один царь, имя которого было Булан. Он был человек мудрый и богобоязненный, уповавший всем сердцем на Бога. Он устранил из страны гадателей и идолопоклонников и искал защиты и покровительства у Бога». После Булана, принявшего иудаизм, царь Йосеф перечислил всех хазарских каганов-иудеев, и у всех у них — еврейские имена: Овадия, Хизкиягу, Менаше, Ханука, Ицхак, Звулун, снова Менаше, Нисим, Менахем, Биньямин, Аарон и наконец автор письма — Йосеф. Он писал про свою страну, что в ней «никто не слышит голоса притеснителя, нет противника и нет дурных случайностей. Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников и садов. Все они орошаются из рек. У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев. С помощью Всемогущего я живу спокойно».
Йосеф был последним правителем могущественного Хазарского каганата, и когда он отправлял в далекую Испанию свое письмо — не позже 961 года н.э., то не знал еще, что дни его царства уже сочтены.
В конце VIII — начале IX века н.э. хазарский каган Овадия сделал иудаизм государственной религией. Это не могло произойти случайно, на пустом месте: наверняка уже тогда в Хазарии было достаточное количество евреев, говоря сегодняшним языком — некая «критическая масса», приближенных ко двору правителя, которые и повлияли на принятие такого решения.
Еще при Булане, который первым принял иудаизм, многие евреи переселились в Восточное Предкавказье, спасаясь от преследования мусульман. При Овадии, как отмечал арабский историк Масуди, «много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство». Евреи заселили целые кварталы хазарских городов, особенно в Крыму. Многие из них осели и в столице Хазарии — Итиле. Каган Йосеф писал про те времена: Овадия «поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему двадцать четыре книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв».
Эта реформа Овадии, очевидно, не прошла спокойно. Хазарская аристократия в дальних провинциях восстала против центральной власти. На ее стороне были христиане и мусульмане; восставшие призвали на помощь мадьяр из-за Волги, а Овадия нанял кочевников-гузов.
Иудаизм продолжал оставаться государственной религией, и евреи жили в спокойствии на территории Хазарского каганата. Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи, христиане, мусульмане и язычники.
Были попытки сделать христианство государственной религией Хазарии. С этой целью отправился туда в 860 году н.э. знаменитый Кирилл — создатель славянской письменности. Он принял участие в диспуте с мусульманином и иудеем, и, хотя в его «Житии» и написано, что он победил в споре, но каган все-таки не переменил религию, и Кирилл вернулся ни с чем. Узнав о том, что мусульмане в своих землях разрушили синагогу, хазарский каган даже приказал разрушить минарет главной мечети в Итиле и казнить муэдзинов. При этом он сказал: «Если бы я, право же, не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть».
После принятия иудаизма у Хазарии сложились самые неприязненные отношения с Византией. Сначала Византия натравила на хазар аланов, затем печенегов, потом киевского князя Святослава, который и победил хазар.
По-разному объясняют сегодня историки причины падения Хазарского каганата. Одни считают, что это государство ослабело в результате постоянных войн с окружающими его врагами. Другие уверяют, что принятие хазарами иудаизма — миролюбивой религии — способствовало снижению боевого духа кочевых воинственных племен. Есть сегодня и такие историки, которые объясняют это тем, что евреи со своей религией превратили хазар из «нации воинов» в «нацию торгашей». Русская летопись сообщает, что киевский князь Святослав взял столицу хазар Итиль, взял Семендер на Каспийском море, взял хазарский город Саркел на Дону — он же впоследствии Белая Вежа — и вернулся в Киев. После этого еще несколько лет подряд племена гузов беспрепятственно грабили беззащитную землю.
Хазары вернулись вскоре в свою разрушенную столицу Итиль, восстановили ее, но, как отмечают арабские историки, там уже жили не иудеи, но мусульмане. В конце десятого века сын Святослава Владимир снова пошел на хазар, овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены, столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря. В 1016 году н.э. греки и славяне разрушили в Крыму последние хазарские укрепления и взяли в плен их кагана Георгия Цулу, который был уже христианином.
Караимы в Крыму – по одной из версий, потомки хазарских племен
Некоторые исследователи теперь считают, что Хазарский каганат не распался окончательно в конце десятого века, но продолжал существовать как самостоятельное, небольшое государство вплоть до нашествия монголов. Во всяком случае, в одиннадцатом веке о хазарах еще упоминается в русской летописи, как об участниках заговора против князя Олега Тмутараканского, но это последнее упоминание о них в европейских источниках. И лишь в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией.
Хазарский каганат. Государство-призрак
Во времена А.С. Пушкина никто толком не знал, кто такие хазары, но помнили, что с ними связано начало собственно русской истории. Хазары, о которых упоминает великий поэт в «Песне о вещем Олеге», и доныне одна из загадок истории. Сюжет пушкинских строк совсем не связан с хазарами, ведь речь идет о смерти Олега, исходящей от любимого коня. Однако начало любого повествования всегда запоминается в первую очередь.
До недавнего времени историками-славяноведами считалось, что в Х веке славяне были биты хазарами и потому платили им дань. Однако хазарское влияние на Русь было недолгим.
На стыке VIII-IX веков князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. Нестор-летописец в Начальной летописи — «Повести временных лет» — рассказывает, как степняки-хазары подошли к земле полян — жителей Киева — и потребовали с них дань, и поляне дали им дань — мечами.
В 884 году князь Олег добился того же для радимичей. Хотя о мести хазарам вещего Олега в летописи ничего не говорится — это поэтическая «реконструкция» истории: в самом деле, «неразумно» было угнетать славян и совершать «буйные набеги». Летопись описывает отношения Олега и хазар по-иному: князь был варягом, наследником новгородского князя Рюрика. Тот был призван из-за моря со своей скандинавской (варяжской) дружиной, называвшейся русью, в Новгородскую землю, чтобы править там по славянским обычаям — «по ряду, по праву».
Известный востоковед А.П. Новосельцев считал даже, что славяне призвали варягов-викингов в Новгород, чтобы избежать хазарской угрозы. Так или иначе, первый князь отправил своих дружинников на юг — на Царьград, по знаменитому пути из варяг в греки. Они обосновались в Киеве, а после смерти Рюрика туда пошел и Олег с малолетним Игорем Рюриковичем. Явился он в Киев 880-е годы, провозгласил новую столицу «матерью городов русских» и договорился со славянскими племенами — данниками хазар, что дань они будут теперь платить русскому князю.
Затем киевский князь Святослав спустился из дельты Волги вдоль берега Каспия на юг, к городу Семендеру, который постигла печальная участь Белой Вежи.
Само описание событий в «Повести временных лет» говорит о том, что Хазария представляется обширной державой, «села и нивы» которой киевский князь «обрек мечам и пожарам». Что же представляло собой Хазарское государство?
Как гласят исторические источники, Хазария, Хазарский каганат — государство, возникшее в середине VII века в Нижнем Поволжье и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западного Тюркского каганата. В начале VIII века хазары владели Северным Кавказом, Приазовьем и большей частью Крыма, а также степями Восточной Европы до Днепра, воевали с арабами за закавказские земли. В годы расцвета Хазарского каганата его территория простиралась от Черного до Каспийского морей.
Кажется, не было такого евразийского народа, хроники которого не упоминали бы о хазарах. Летописи арабов утверждали, что кагану (царю) платили дань племена от Дуная до Северного Урала и он был посредником в торговле между Византией и Китаем. Армяне и тюрки вспоминали о частых вторжениях хазар в Закавказье, а грузины писали, что каган, не добившись миром руки их царевны, разрушил Тбилиси.
Византийцы пишут о Хазарии как о союзном им государстве (на троне в Константинополе сидел даже ставленник кагана Лев Хазар): «Корабли приходят к нам из их стран и привозят рыбу и кожу, всякого рода товары. они с нами в дружбе и у нас почитаются. обладают они военной силой и могуществом, полчищами и войсками». Летописцы рисуют величие столицы Итиль, описывают утопающие в садах Семендер и крепость Беленджер, стена которой мощнее знаменитых стен Хорезма.
Международное значение Хазарского каганата нередко чрезмерно преувеличивалось. Бесспорно, полукочевническое государство не могло даже и думать о соперничестве с Византией или Халифатом. Однако в числе подданных хазарского царя были камские болгары, буртасы, сувары, мордва-эрьзя, черемисы, вятичи, северяне и славяне-поляне.
Производительные силы Хазарии находились на слишком низком уровне для того, чтобы обеспечить нормальное ее развитие. В древней книге можно прочесть: «Страна хазар не производит ничего, что бы вывозилось на юг, кроме рыбьего клея. Хазары не выделывают материй. Государственные доходы Хазарии состоят из пошлин, платимых путешественниками, из десятины, взимаемой с товаров по всем дорогам, ведущим к столице. Царь хазар не имеет судов, и его люди непривычны к ним». В качестве статей собственно хазарского экспорта автор указывает только быков, баранов и пленников.
Примерно до VII века хазары мало чем выделялись среди прочих тюркско-монгольских народов. Значительные изменения произошли после того, как высший класс Хазарии перешел в иудейство. Хазары не принадлежали к еврейскому племени, а были народом тюркско-монгольской ветви.
В «Еврейской энциклопедии» пишется о том, как хазарский каган, вероятно, около 679 года нашей эры, «вместе со своими вельможами и большей частью до тех пор языческого народа перешли в иудейскую веру». По другим источникам, около 740 года хазары приняли измененный иудаизм, а примерно в 800-м году — раввинский. Причем вначале правящий класс Хазарского каганата держал в тайне свое обращение в иудаизм, скрывая это даже от своего народа.
Правда, существует радикальное мнение, что иудаизм, который якобы существовал в Хазарском каганате, это не более чем средневековая мистификация, исходящая из Кордовы, от еврейского врача Хасдая бен Шапрута, влиятельного человека при дворе правившего там в Х веке халифа. Хасдай написал письмо на иврите, обращенное к хазарскому царю Иосифу, передал с путешествующими купцами и получил ответное письмо от Иосифа, написанное на иврите. Но подлинников этих документов нет, сохранились только поздние копии или пересказы, найденные в каирской генезе и в других хранилищах. Оспаривается, что ответ царя Иосифа, дошедший до нас в нескольких вариантах, написан им, а не самим Хасдаем. Хасдай хотел верить, что есть где-то страна, где принят иудаизм, есть, по сути, еврейское государство, и выдал чаемое за действительность. Документов того времени на иврите, доподлинно написанных хазарами, нет. Нет находок с иудейской символикой. Среди археологических находок нет и намека на такую символику, но есть многое другое, от креста до изображения лотоса. Не найдена ни одна хазарская синагога. Доподлинно известно лишь, что на землях, контролируемых каганатом, жили евреи, объединенные в общины. Но нет материальных данных, по которым можно сделать научное заключение, что иудаизм тюркоязычных хазар — факт, а не легенда.
Однако несколько лет назад было сделано открытие, которое подтвердило данные еврейско-хазарской переписки. Были обнаружены хазарские подражания арабским монетам. Хазарские монеты выполнены в арабском куфическом стиле, но легенда на них гласит: «Муса расуль Алла», что значит «Моисей — посланник Божий». На нормальных арабских дирхемах можно прочесть: «Мухаммед расуль Алла». Таким образом, хазары заменили Мухаммеда Моисеем. Это убедительно доказывает то, что иудаизм в Хазарии существовал. Официальный чекан зависел от властей. Значит, власти хотели показать, что они — приверженцы Моисеева закона. Но при этом они должны были заботиться, чтобы монету принимали на рынке, для этого она должна быть выполнена в традициях арабской нумизматики. Поэтому надписи были по-арабски и куфическим шрифтом, не «Моше», как на иврите, а «Муса». Та же хитрость присутствует и в еврейско-хазарской переписке, где по-арабски писали «Муса расуль Алла», подчеркивая приверженность иудаизму.
Еще одним доказательством иудаизма в Хазарии — имена хазарских царей. Все царские имена — Иосиф, Давид, Аарон, Обадья — библейские. Причем Обадья — имя, даваемое новообращенному, который не был рожден евреем.
Итак, Хазарский каганат — иудейское государство, существовавшее в степях юго-восточной части Европейской России в VII-X веках, объединявшее под своей властью тюркские кочевые племена и пытавшееся поработить Русь.
Принятие иудаизма изменило характер власти в каганате. Каган теперь избирался из представителей одного и того же знатного еврейского рода. Избранием руководил другой иудей — царь-бек. Последнему фактически и принадлежала настоящая власть. Царьбек мог не только назначать кагана, но и в любое время устранить его. Он также распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных финансов.
Среди современных ученых есть мнение, что под водительством иудейской религии Хазарский каганат превратился в военно-разбойничье и торгово-паразитическое государство, занимавшееся сбором грабительских даней, посреднической торговлей, сбором пошлин с купцов. Торговля в Хазарии находилась исключительно в руках иудеев, главным источником дохода которых была торговля рабами из славянских земель.
По свидетельству Ибрагима Ибн Якуба, иудеи вывозили из славянских стран не только воск, меха и лошадей, но, главным образом, славян-военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей для разврата и гаремов. Практиковалась торговля кастрированными славянскими юношами и детьми. Для кастрации иудеи оборудовали в Кафе (Феодосии) специальные заведения. Организованная иудеями массовая торговля рабами-славянами привела к тому, что в языках народов мира того времени слово «славянин» стало синонимом слова «раб».
Все говорят о хазарах, и только хазары ничего не говорят о себе. Быть может, их летописи просто не сохранились? а может, не было у них ни письменности своей, ни языка? И все же от могучей страны должно же было хоть что-то остаться — развалины крепостей, захоронения, черепки посуды и т.д. Археологи копали на Дону, на Волге, на Кавказе — увы, ничего. Словно хазары были не люди — а призраки, а города их, словно мистический Нижегородский город Китеж, бесследно провалились сквозь землю.
Но вот, наконец-таки, в руки историкам попадает письмо хазарского царя Иосифа, в котором говорится: «Я тебе сообщаю, что я живу у реки по имени Итиль, в конце реки Г-р-ган. У этой реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных стенами городах. Все они мне служат и платят дань. Оттуда граница поворачивает по пути к Хуверезму (Хорезму), доходя до Г-р-гна. Все живущие на берегу этого моря на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань. А еще на южной стороне — Самандар в конце страны. а он расположен на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам».
Далее хазарский царь в письме к арабскому сановнику Хасдаи ибн Шафруту перечисляет подвластные ему племена: «Они многочисленны, как песок. Все они служат мне и платят мне дань. Место расположение их и место жительства их простирается на протяжении четырех месяцев пути. Знай и уразумей, что живу я у устья реки с помощью всемогущего. Я охраняю устье реки и не пускаю русов. идти на исмальтян и точно так же врагов их (исмальтян) на суше приходить к Воротам. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмальтян до Багдада.
Ты еще спрашивал меня о моем местожительстве. Знай, что я живу у этой реки, с помощью всемогущего, и на ней находится три города. В одном живет царица; этот город, в котором я родился. Он велик, имеет 50 на 50 фарсахов в длину (и ширину). Во втором городе живут иудеи, христиане и исмальтяне. Он средней величины, имеет длину и ширину 8 на 8 фарсахов. В третьем городе живу я сам, мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 на 3 фарсаха. Между этими стенами тянется река. Это мое пребывание до зимы.
С месяца нисана мы выходим из города и идем каждый к своему винограднику и своему полю и к своей полевой работе. Каждый из наших родов имеет еще наследственное владение, полученное от своих предков, место, где они располагаются. И я, мои князья и рабы идем и передвигаемся на протяжении 20 фарсахов пути, пока не доходим до большой реки, называемой В-д-шан, и оттуда идем вокруг нашей страны, пока не придем к ее концу.
Таковы размеры нашей области и места наших стоянок. Страна (наша) не получает много дождей. В ней имеется много рек, в которых выращивается много рыбы. Есть также в ней у нас много источников. Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников, садов и парков. Все они орошаются из нашей реки.
Я еще сообщаю тебе размеры пределов моей страны. В сторону востока она простирается на 20 фарсахов пути до моря Г-р-ганского; в южную сторону на 30 фарсахов пути до большой реки по имени Уг-ру, в западную сторону на 30 фарсахов пути до реки по имени Бузан и склона реки к морю Г-р-ганскому.
Я живу внутри острова, мои поля и виноградники и все нужное мне находится на островке. С помощью бога всемогущего я живу спокойно».
Многие историки сомневались в подлинности письма хазарского царя. Однако в Каире специалисты, как уже упоминалось, обнаруживают письма того самого Хасдаи ибн Шафрута, которому отвечал царь Иосиф. Сановник действительно жил в Х веке в Испании, при дворе халифа Абдрахмана ІІІ. Более того, эти письма имели прямое отношение к хазарам, и Хасдаи просил императора Византии Константина Багрянородного дать ему корабль, чтобы достичь Хазарии.
Некий адресат из Константинополя отвечает сановнику, что действительно существует страна, «называющаяся ал-Хазар, что между ал-Кунстантинией (Константинополем) и их страной 15 дней пути, но что сухим путем меж ими и нами находится много народов, что имя их царя Иосиф». Корабль выделить они не могут, так как находятся с хазарами в состоянии войны.
Тогда Хасдаи ибн Шафрут посылает свое письмо посуху через всю Европу и, вероятно, таким же образом получает из Хазарии ответ. Письму царя Иосифа можно доверять, многие факты из него подтверждаются русскими, арабскими, армянскими и византийскими источниками.
Что же специалисты по изучению Хазарского каганата имеют на сегодняшний день?
Совместная экспедиция археологов Астраханского госуниверситета и Института этнологии РАН работала на Самосдельском городище у села Самосделки Камызякского района Астраханской области. Исследователи пришли к выводу, что это городище и есть древняя столица Хазарии. Версия об идентификации развалин с Итилем была высказана в 2008 году. Астраханские археологи на основании находок на городище предположили, что они нашли исчезнувший Саксин, неоднократно упоминавшийся в старых источниках как важный торговый узел низовья Волги. Абсолютной уверенности в идентификации Саксина у исследователей, конечно, нет, но у них есть интересный косвенный аргумент. Арабский путешественник ал-Гарнати упоминал, что этот город стоял на развалинах хазарского Атиля (Итиля), а под предполагаемым Саксином действительно найдены следы хазарского поселения. Самым сильным аргументом археологов Самосдельской экспедиции является крепость: ее остатки найдены и идентифицированы. Она была сложена из кирпича, что было царской привилегией, и единственная известная археологам хазарская кирпичная крепость была в Саркеле. Радиоуглеродный анализ предполагаемых хазарских слоев на городище указывает на VIII и IX века, что соответствует времени расцвета каганата. Наконец, обнаруженные следы пожара тоже могут косвенно подтвердить исторические сведения о походе киевской дружины князя Святослава во второй половине 960-х годов против хазар. Хотя доктор исторических наук, профессор В.П. Петрухин утверждает: «Что такое Итиль, пока никто не знает. Вероятно, мы докопались до него в ходе исследований в рамках нашего хазарского проекта. Обнаружен древний город в дельте Волги, который может быть столицей. Но пока не найдены надписи, мы не можем утверждать, что это столица Хазарии Итиль. Однако в дельте Волги другого хазарского города нет. Все зависит от того, будут ли средства для продолжения раскопок. Поэтому мы стараемся привлечь внимание, в том числе и прессы, к хазарской проблеме, ибо хазарские памятники интенсивно разрушаются. Если мы не поторопимся, если не начнем действовать в ближайшее время, мы можем так ничего и не узнать».
Так где же все-таки находилась Хазария и велика ли она была?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, следует прежде всего уяснить, что за мера такая — фарсах. Если это мера длины, подобно арабскому фирсаху (около 13 километров), тогда хазарские города окажутся слишком большими, а сама страна маленькой. Если же это мера усилий, которые тратят люди на дорогу, вроде таджикского чакрыма (эта мера меньше в горах, больше на равнинах), то все запутывается чрезвычайно.
Если сверить сведения царя Иосифа с современной географической картой, выходит, что царь имел в виду какую-то совсем иную страну. Например, что такое Уг-ру? Рукав Волги или Кубань? Каким образом Бузан может вытекать из Уг-ру? Допустим, оба они — два рукава Волги, но тогда почему хазарский царь так долго путешествовал внутри такого относительно небольшого пятачка? Может, ответ кроется в секретах той местности, где проживали хазары?
Для современной науки доподлинно известен своенравный характер поведения Каспийского моря. С ним, естественно, тесно была связана и судьба прикаспийской Хазарии. Через определенные промежутки времени море то отступало, обнажая огромные площади берегов, то заливало низины степей. Сейчас уровень вод Каспийского моря примерно на 26 метров ниже поверхности Мирового океана. А каким он был во времена расцвета Хазарского каганата, то есть в VI-X веках нашей эры? К примеру, древнегреческие мифы повествуют, что Язон, который отправился за золотым руном в Колхиду, доплыл оттуда и до Каспия. Значит, вполне возможно, что Черное море и Каспий сообщались в те времена между собой. Более того, на некоторых древних картах Каспийское море простирается на север, сливаясь. с Балтийским.
Историк Аристобул и мореплаватель Патрокл, соратники Александра Македонского, отмечали, что в Каспий через пересохшее ныне русло Узбоя впадала Амударья, но при ее впадении образовывались водопады. Выходит, что уровень моря был ниже, чем сейчас.
Все это интересно и заслуживает дальнейшего тщательного изучения. Однако эти события относятся к временам двух-трехтысячелетней давности.
Поэтому необходимо в первую очередь разобраться, каким был Каспий в эпоху Хазарии, и постараться реконструировать климат, а значит, и природные условия той эпохи. Для этого целесообразно обратиться к летописям народов, проживавших в то время.
Упоминаемые в письме царем Иосифом «Ворота» — Дербент с его знаменитой стеной, запиравшей путь в Закавказье, — являются для исследователя самой удобной географической точкой для суждения о высоте Каспия.
Московский купец Федор Котов так писал об этих местах: «А Дербень город каменный, белый, бывал крепок, только не люден. А стоит концом в горы, а другим концом в море. А длиной в горы больше трех верст. И сказывают, что того города море взяло башен с тридцать. А теперь башня в воде велика и крепка». Если взять во внимание описание арабов, то Дербентскую стену соорудили в середине VI века по приказу персидского шаха Хосроя Ануширвана. Огромные плиты, одну из которых можно было сдвинуть только лишь силами 50-ти человек, погружали на плоты из надутых бурдюков, транспортировали в море, там бурдюки разрезали и опускали эти плиты на дно.
В достоверности этой версии усомнился ученый Л. Гумилев. Он предположил, что арабские историки увидели стену Дербента лишь в Х веке, когда она действительно выступала далеко в море. Но ведь за время с VI по Х век Каспий мог значительно изменить свой уровень. К тому же совершенно неясно, в каких целях понадобилось шаху перегораживать море, если стена — в первую очередь защита от сухопутного противника. После проведения подводной разведки Л. Гумилеву удалось обнаружить амфоры у самого основания стен. Значит, в VI веке в питьевой воде нуждались там, где сейчас плещется море?! Конечно же — нет, стену строили на суше. Из этих рассуждений выходит, что в пору зарождения Хазарии уровень Каспия был немного ниже, чем сейчас, и огромные площади, залитые ныне морем, были в те времена сушей.
Вероятно, в пору гибели Хазарского каганата Каспий продолжал наступать на берега, и уже к Х веку Дербентская стена была затоплена на протяжении около 300 метров.
Итальянский географ ХIV века Марина Сануто отмечает: «Каспийское море каждый год прибывает на одну ладонь, и многие хорошие города уже затоплены». В 1304 году под водой оказался персидский порт Абиверд.
Итак, история Хазарского каганата тесно связана с Каспием, и от его уровня изменялись размеры территории государства. В VII веке каганат владел огромными площадями плодородных земель. Обмелевшая Волга распадалась в дельте на множество протоков, непроходимых для кораблей. Хазары, прятавшиеся в густых камышах среди болот, были полными хозяевами волжского пути. При повышении уровня моря «села и нивы» хазар скрываются под водой. По многоводной Волге приходят на своих кораблях русские дружины. Святослав легко завоевывает хазарские города. Но владеть ими он уже не может; постепенно они становятся добычей моря. Так под водами Каспия погибает Хазарский каганат.
Как бы там ни было, Хазария была огромной страной, и хотя бы часть ее должна находиться там, где сейчас суша.
Местоположение одной хазарской крепости известно было довольно точно — это Саркел (Белая Вежа). Византийские хроники указывали, что она находится на Дону, по дороге в Итиль. Ее разрушил Святослав, возвращаясь в Киев. Нашел и раскопал Capкел профессор М. Артамонов, но обнаружить хазар ему, увы, не удалось. Крепость охраняли степняки, наемники хазар. Археологу пришлось констатировать то, что «археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной», и предлагал продолжать поиски в низовьях Волги. Работы продолжил его ученик — профессор Л. Гумилев. Он нашел захоронения, останки хазар на островках волжской дельты — в тех местах, которые не затоплялись водой, и пришел к выводу, что на востоке это царство граничило с Хорезмом, то есть владело Мангышлаком и Усть-Уртом, а значит, и всеми степями Южного Приуралья. На юге пограничным городом был Дербент, знаменитая стена которого отделяла Закавказье от хазарских владений. На западе весь Северный Кавказ, степной Крым и причерноморские степи до Днестра и Карпат подчинялись хазарскому царю, хотя их населяли отнюдь не хазары.
Вытесненный в VI-VII веках арабами, каганат переместился на Нижнюю Волгу. В конце VIII — начале IX веков усилилась борьба внутри каганата. В конце IX века на его территории в Северном Причерноморье и на Дону прорвались печенеги. В Х веке на хазар напали русские дружины. В это же время Хазария оказалась в осаде. С севера по высыхающим степям двигались кочевники, гонимые голодом и жаждой. С юга неуклонно наступала морская вода. Она медленно заливала плоский берег, губила посевы и сады, набегами разрушала деревни. К середине Х века уже две трети хазарской территории оказалось под водой. Море и засуха продолжали давить с двух сторон. В конце XIII века уже вся страна была покрыта морем.
Как правило, территорию, на которой обитал когда-то какой-либо народ, подлежащий изучению, находят без труда. Иногда бывают споры об определении границ области расселения и времени заселения тех или иных местностей, но это детали все той же проблемы. Зато восстановление истории народа встречается с разнообразными и не всегда преодолимыми трудностями. При разрешении хазарского вопроса все получилось как раз наоборот. Соседние народы оставили о хазарах огромное количество сведений. Из них можно узнать, какие победы одерживали хазары и какие поражения, но о том, где они жили, каковы были их быт и культура, представления до сих пор мы не имеем.