Хэллоуин что говорить детям
Как развлекаются дети на Хэллоуин 2021 года, и что говорят, когда выпрашивают сладости
Хэллоуин — ежегодный праздник, который пришел к нам из запада и отмечается с 31 октября на 1 ноября. В нашей стране его празднуют относительно недавно, но полюбился он многим, особенно детям.
В каждой стране манера празднования Хэллоуина особенна и совершенно уникальна, однако традиция выпрашивания сладостей объединяет народы мира, в которых принято праздновать Хэллоуин, а это кроме англоязычных стран, Европы и Мексики, еще и Япония, Корея, Китай, Сингапур, Австралия.
Что принято говорить на Хэллоуин, соблюдая одну из традиций праздника – выпрашивание конфет и сладостей
На Хэллоуин дети любят играть в игру под названием «Trick or treat?», что означает «Шутка или угощение?». Суть игры состоит в том, что дети собираются небольшими группами, ходят по домам, стучат в двери и спрашивают: «Сладость или гадость?». Затем тот, к кому они пришли, выносит угощение. Это могут быть конфеты, печенья, пряники или пирожные. Получив сладости, дети уходят.
Тот, кто отказался порадовать гостей, на утро обнаружит, что его дверь измазана зубной пастой или изрисована мелками. Гадость, которую решают сделать расстроенные дети, зависит только от их фантазии.
Некоторые хозяева, чтобы избежать злой детской шутки, предпочитают просто оставлять сладости у входа в дом, а некоторые, более креативные и заинтересованные в игре, просят детишек выполнить какие-либо задания, чтобы получить желаемое.
Как появилась традиция выпрашивания сладостей в Хэллоуин
31 октября считается Днем памяти мертвых. В этот день каждый обязан накормить нищего, что постучал в дверь их дома. Поэтому и появилась традиция выпрашивания сладостей, когда одаривают детей конфетами и другими вкусняшками.
С утра бедняки ходили по домам и выпрашивали еду. Получив угощение, они узнавали у хозяев имена умерших родственников, чтобы молиться за упокой их душ. В конце 1920-х годов такая традиция в США стала повсеместной.
При этом, стоит отметить, желающие активно поучаствовать в данной традиции, а также пообщаться с детьми, украшают свои жилища атрибутикой Хэллоуина: тыквами, скелетами, фонариками, паутиной.
У славянских народов подобной традиции нет. К слову, Хэллоунские выпрашивания сладостей напоминают наши колядования, которые происходят на Рождество.
Что сказать ребенку про Хэллоуин
Хэллоуин – «праздник» не надуманный
Первое, что должен осознать любой родитель, беспокоящийся о влиянии хэллоуиновской традиции на его детей, – это то, что Хэллоуин нельзя рассматривать как некое искусственное явление в современном мире. Равно как нельзя и выделять этот день из всей остальной жизни, которой ребенок и его семья живут в течение года.
Священник Михаил Владимиров
Хэллоуин – это просто яркое проявление того, что на самом деле происходит в человеческой душе ежедневно.
Есть только одна дорога, по которой мы в жизни ходим, и каждый день мы делаем на ней шаг или к Богу, или в противоположном направлении. И чем дальше человек идет в противоположном направлении, тем ближе для него кажется то, что происходит на Хэллоуин – потому что он видит там свои собственные, ставшие для него родными страсти. В этот день люди публично исповедуют то, что хотят быть среди всей этой мерзости и хотят стать ее частью. В целом для цивилизации, все дальше уходящей от христианства, «праздник» нечисти становится, к сожалению, естественным, а не надуманным и не навязанным.
Хэллоуин также часто называют чужеродным явлением для России. К сожалению, это не так. Сегодня Хэллоуин не является чужеродным явлением ни для России, ни для Америки, ни для Англии, ни для какой другой страны в мире. Он является неотделимой частью современной массовой, антихристианской по своей сути культуры, в которую Россия, как и множество других стран, погружается все глубже. А рассуждения на тему того, что хэллоуиновская «зараза» пришла с Запада, являются зачастую просто уходом от проблемы и от личной ответственности. Эта традиция действительно пришла с Запада, но те, кто восприняли ее, были к ней готовы.
Большинство детей участвует в Хэллоуине каждый день
Ребенок, который сидит и смотрит мультфильмы про монстров, привидений, войны или играет в компьютерные игры подобного рода, каждый день участвует в Хэллоуине. Родители, которые этого не понимают, обрекают своих детей на катастрофическое будущее.
Участие детей в хэллоуиновских празднованиях – это, прежде всего, последствие безразличия или лени их родителей: лени разговаривать со своим ребенком, лени участвовать в его жизни. Вместо общения ребенку подсовывается планшетник. А в планшетнике есть выход в интернет, а в интернете – мультфильмы и видео про звездные войны, про «хороших» чудовищ, про «справедливых» супергероев, про порочных священников и распутных монахов. Причем все это подается очень весело и занимательно.
В результате ребенок воспитывается не родителями, а создателями этих фильмов. В соответствии с тем, что дети видят на экране, меняется их психика, жизненные ценности и приоритеты. А Хэллоуин становится лишь возможностью представить себя миру в образе героев своей мечты.
Фото: Сергей Мордвинов / sib.fm
А вот для родителей Хэллоуин это, прежде всего, экзамен. Экзамен на то, кого они воспитали в своем ребенке. Потому что маскарад дает человеку возможность спрятаться за маской и представить себя хотя бы в шутку тем, кем человек хочет себя видеть. Выбранный ребенком костюм — это как лакмусовая бумажка для родителей.
Запретить нельзя разрешить
Я против того, чтобы запрещать детям участвовать в Хэллоуине. Это ничего не даст, кроме развития комплексов и синдрома запретного плода. Дети должны САМИ НЕ ЗАХОТЕТЬ участвовать в этом «празднике». Если родители не в состоянии сделать так, чтобы дети этого не захотели, вопрос не к детям, а к родителям.
Конечно, если говорить о детях младшего и среднего школьного возраста, то родители могут бороться за запрет проведения в школе мероприятий по случаю Хэллоуина. Но это стоит делать только при условии, что сами отцы и матери не сидят сутками в интернете, не покупают детям компьютерные игры, а проводят с детьми минимум пять часов в день. Не рядом, а именно ВМЕСТЕ С детьми: разговаривают с ними, слушают и слышат их, с интересом играют в их игры, а также включают детей в свою взрослую жизнь, начиная с совместно приготовленного ужина и забитого гвоздя.
А вот в старших классах запрещать подростку участвовать в Хэллоуине уже поздно. Потому что если к 9 классу человеку не объяснили, что такое хорошо, а что такое плохо, то запретом проблему уже не решить.
Но решать ее, конечно, необходимо – просто начинать нужно не с Хэллоуина, а с дня после него, чтобы к следующему году подросток пришел уже с другим взглядом на этот «праздник».
То есть родителям нужно готовить ребенка к Хэллоуину триста шестьдесят четыре дня в году… Для того чтобы в триста шестьдесят пятый, день Хэллоуина, посмотреть, как они сдадут этот экзамен.
Личный опыт
Мои дети росли в Америке. Здесь является нормой, когда в Хэллоуин ученики приходят на занятия наряженные, а после школы вместе с родителями ходят по домам, собирают конфеты. Это делают все, особенно в начальных классах. Можно, конечно, физически исключить ребенка из этой игры, но это неправильно: тогда он на всю жизнь запомнит, что ему не дали поиграть в Хэллоуин, и начнет в него играть в 15-20 лет. Именно поэтому мы с женой не запрещали своим детям наряжаться и даже ходили собирать конфеты вместе с ними, но при этом планомерно, из года в год прививали им негативное отношение к этому «празднику».
Мои дети выбирали себе костюмы сказочных персонажей. В детстве они относились к этому исключительно как к озорству, как к возможности получить конфеты и посоревноваться, кто соберет больше сладостей. Но в какой-то момент, повзрослев, они по своему собственному желанию отказались участвовать в этом праздновании.
Фото из архива отца Михаила
Это произошло в 2001 году после теракта во Всемирном торговом центре. Сыну тогда было десять лет, а дочке шесть. Хэллоуин был вскоре после 11 сентября – все еще помнили этот кошмар, перед глазами стояли картины бегущих испуганных людей, фотографии с лицами погибших. В сердцах было ощущение ужаса и отчаяния. В тот год сын сказал, что больше не хочет участвовать в Хэллоуине – слишком уж перекликались псевдокомические хэллоуиновские ужасы с тем, что было на самом деле, с тем кошмаром, который был реальностью.
Фото из архива отца Михаила
Да, конечно, мы с женой готовили его к тому, чтобы он принял такое решение – до этого мы не раз разговаривали в семье о том, что игры, в которые люди играют на Хэллоуин, однажды могут превратиться в реальность. Но все же это стало его личным решением. А дочь последовала примеру старшего брата. С тех пор ни у одного из моих детей (а оба они уже взрослые люди) не возникало желания одеться в какой-то костюм или поучаствовать в т.н. хэллоуиновских вечеринках, которые были очень популярны среди их сверстников.
А чтобы не быть белыми воронами в школе, мои дети в последующие годы в день Хэллоуина одевали на занятия какую-нибудь смешную шляпу или кухонный фартук. Но это было не участием, а скорее нежеланием нарочито демонстрировать одноклассникам свое негативное отношение к празднику, который является неотъемлемой составляющей культуры страны, в которой они жили.
«Папа, мне это нравится»
В Америке очень много хэллоуиновской атрибутики, особенно в пригородах. Огромное количество соседних домов к концу октября обрастают снаружи жуткими инсталляциями – скелеты, мертвецы, кости, пауки, привидения. А в день самого «праздника», идя по улице, несложно встретить разодетых в страшные, мерзкие костюмы людей. И от этого никуда не деться.
Украшения на улицах Нью-Йорка. Фото: Максим Боровиков
Что же делать? Разговаривать! Когда ты проходишь с ребенком мимо «украшенных» домов, встречаешь ряженых на улице или видишь в магазине отдел с хэллоуиновскими декорациями, ты обсуждаешь это с ребенком, делишься своими чувствами и таким образом его учишь. И год за годом объясняешь ребенку, что это неприятно. Говоришь, например, что мне неприятно, когда на улице меня пугает скелет, встающий с земли при моем приближении. И мне неприятно смотреть на этот раскроенный череп. А если бы это был не пластмассовый, а настоящий череп? Постепенно у ребенка также закладывается негативное отношение к этому.
Нет ничего страшного в том, чтобы все называть своими именами. Даже если это касается конкретных людей. В этом нет осуждения человека. Это обсуждение и осуждение явления.
И второй вопрос, который я неизменно задавал своим детям перед тем, как они что-то делали, зачем? Например, зачем ты надеваешь этот костюм? В данном случае не почему, а зачем. «Почему» – тут понятно, потому, что все так делают. А ЗАЧЕМ конкретно ТЫ его надеваешь? Это уже персональная ответственность за свое действие.
Украшения на улицах Нью-Йорка. Фото: Максим Боровиков
7+ или когда начинать серьезно говорить о Хэллоуине с ребенком
Невозможно ребенку пяти лет объяснить, что такое Хэллоуин с духовной точки зрения — он не поймет.
Начинать серьезно говорить о Хэллоуине, пытаться объяснить духовную подоплеку явления можно только тогда, когда ребенок уже готов размышлять о духовных проблемах в принципе. И у каждого этот момент может наступить на разном этапе взросления. Формально этим возрастом считается семь лет, когда человек впервые допускается до исповеди. Но по моему священническому опыту знаю, что в семь лет дети еще зачастую не готовы говорить ни о каких-то духовных проблемах.
Фото из архива отца Михаила
Родители, прежде всего, своим поведением должны показывать ребенку пример духовной жизни. Ведь дети всегда подражают родителям. Но опять же, при условии, что родители дают возможность подражать – то есть показывают ребенку свою жизнь, включают ребенка в нее, а не усаживают его за телевизор или компьютер. Ну а если боятся показать свою настоящую жизнь – то лучше, конечно, не показывать, да и жить так не надо.
А о духовных проблемах с ребенком нужно начинать говорить тогда, когда он сам об этом попросит. Например, придет и задаст вопрос, почему у его друга Пети папа ушел от мамы. Такой вопрос – хорошая возможность завести с ребенком разговор о духовной жизни, ведь брак является ее важнейшей частью, отсюда и можно начать.
Ребенок не должен бояться спрашивать вас о любых вопросах взрослой жизни, которые его интересуют. А если он запуган демонизацией Хэллоуина, смысла которого он пока что не в состоянии понять, и воспринимает запрет нарядиться как несправедливое наказание, то вместо будущих вопросов о духовной жизни вас может ждать глухое молчание с его стороны.
Хеллоуин: как уберечь детей
Беседа со священником Павлом Гумеровым
– Отец Павел, совсем скоро часть нашего населения устремится в ночные клубы, выйдет на улицы, чтобы отметить «праздник» под названием Halloween. О том, что это плохо, всем православным христианам и так известно, поэтому хотелось бы поговорить о другом: как вести себя в той ситуации, когда часть родных и знакомых начинает сходить с ума?
Как в этом случае действовать? Во-первых, как мне кажется, нужно, прежде всего, разобраться в том, что вообще нам навязывают. Наверное, многим из различных источников известно, что праздник Хэллоуин имеет чисто языческие корни, хотя формально называется вечером накануне дня Всех святых. На самом деле – это чисто языческий праздник жертвоприношения кельтскому богу смерти во время праздника Самайн. Люди, служащие князю тьмы, надевали на себя маски всевозможных страшилищ, изображая мертвецов, которые вернулись в свои дома, если бог был удовлетворен. Постепенно этот языческий праздник фактически заменил и вытеснил память о празднике Всех святых, отмечаемом Западной Церковью в этот день, и не осталось между ними иной связи, кроме календарной. Так что Хэллоуин не имеет никакого отношения к христианству и является языческим праздником. А для каждого христианина даже формальное участие в язычестве, в языческих обрядах является изменой Христу.
Христианин должен всегда чувствовать свою ответственность за то, что происходит вокруг него, и в первую очередь – за свои собственные поступки. И как сказано в Священном Писании, человек даст ответ на Страшном суде не только за поступок, но даже за каждое праздное слово. Уж тем более за действие, связанное с языческим культом.
Вспоминаются жития мучеников за веру, которым предлагали формально (это известно из протоколов) отречься от креста. Им говорили: «Оставайтесь христианами, кланяйтесь Христу, молитесь Ему. Не надо даже никакого отречения произносить, просто опустите благовония на жертвенник Зевсу или Артемиде… Этим самым вы засвидетельствуете свое примирение с язычеством и законопослушность нашим языческим законам…» Но христиане не шли на это никогда, они понимали, что даже молчанием предается Бог, а не то что прямым участием в языческом культе.
Здесь – то же самое: нас пытаются втянуть в совершенно чуждое нам по культуре и по идеологии действие, чужое и по нашей национальной принадлежности, и по вероисповеданию. Мы, православные христиане, не можем участвовать в языческих обрядах. Известно, что данный «праздник» вышел из ирландских и кельтских культов и распространен в англоязычных странах, а нам-то он зачем?
Почему в Америке он настолько популярен? Когда происходит некое явление массового безумия, беснования, всегда следует задать вопрос: кому это выгодно? Это очень легко выяснить, потому что есть реальные цифры. Ежегодно шоу, аттракционы, связанные с Хэллоуином, дают доход от 300 до 500 млн. долларов, и это только в США. А ведь в других англоязычных странах этот праздник тоже весьма распространен. Только в 2006 году доходы от продажи костюмов, масок вампиров, оборотней и прочей нечисти в тех же Соединенных Штатах составили около 5 млн. долларов. Понятно, что Хэллоуин кроме совершенно безбожной, оккультной, темной основы имеет и чисто коммерческую составляющую, как и День святого Валентина. Это такой маркетинговый ход, необходимый определенной группе лиц, чтобы продать побольше товаров и развлечений.
Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что в любом случае даже формальное участие в язычестве всегда очень строго осуждалось Церковью и было равносильно измене вере.
– Но в некоторых школах могут настаивать на участии в Хэллоуине и православных детей – вместе со всеми другими одноклассниками. Что должны предпринять православные родители, чтобы уберечь своих чад от этого?
– Я думаю, что этот праздник совершенно не обязателен для всех, он не имеет никакого отношения к системе образования. Поэтому можно просто уклониться от участия в нем под каким-то предлогом или напрямую объясниться с учителями. Во времена не столь отдаленные многие мужественные верующие люди шли даже на то, что не соглашались на вступление своих детей в пионеры. Почему? Потому что там было нужно принести клятву «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия», красное знамя целовать, то есть тоже пройти своего рода языческие обряды посвящения. Некоторые принимали это, повязывали пионерский галстук, некоторые – стойкие люди – нет. Все зависело от степени веры и личного мужества. Но сейчас все гораздо проще: мы свободны в своем выборе. В нынешнее лукавое время, когда мир глубоко агрессивен духовности и нравственности, наша задача – все время в детях наших воспитывать твердость и силу духа, показывать, что христианин – это человек, который не может вести себя как все, жить как все, даже если никакого осуждения его поступкам нет. Как говорил преподобный Варсонофий Оптинский: «Старайся жить, как Бог велит, а не как все живут, потому что мир во зле лежит». Мир во зле лежит – это как раз про наше время.
И, может, будет еще предложен какой-то другой праздник, гораздо худший. Мы не знаем, что нас ожидает в будущем, «что день грядущий нам готовит», хотя все равно известно, что мировая история должна закончиться большими гонениями на христиан и пришествием антихриста. Может быть, мы не доживем до этого, может быть, наши дети или внуки до этого доживут. И наша задача – воспитать воинов Христовых, а не безвольных хлюпиков, которые будут толерантны к любой инфекции.
– Какими словами ребенку объяснить, что Хэллоуин – это не просто веселье? И как ему привить понимание того, что это чуждая нам традиция?
– В Интернете, в других источниках очень много рассказано о Хэллоуине, о его языческих, оккультных корнях – в наше время информация очень доступна. Но если мы хотим ребенку что-то запретить, несомненно, мы должны обосновать наш запрет. От ребенка просто окриком, принуждением ничего не добьешься. Мы должны с ним разговаривать как с личностью, как с взрослым человеком – обоснованно, аргументированно. Поэтому необходимо собрать побольше информации и провести с чадом беседу. У меня есть знакомый папа – можно сказать, подвижник семейного воспитания: у него не только свои, но и приемные дети, очень большая семья. Так вот, он регулярно после ужина проводит по вечерам беседы со всем своим многочисленным семейством: о вреде сквернословия, курения, винопития и т. д. – и это дает свои плоды. Тем самым он наносит вот такие упреждающие удары, потому что знает: дети все равно с этим столкнутся. Тем более это обязательно надо делать, если уже видишь у своих детей какие-то подобные проявления. Так что с детьми надо беседовать, и, конечно, рассказывать им о своих праздниках, о своих традициях.
Сейчас мы видим, как одна идеология, которая имела свои праздники, рухнула, и людям понадобились какие-то другие псевдопразднования, потому что «душа хочет праздника», как говорил главный герой фильма «Калина красная» В. Шукшина. Но этот персонаж, как и современный, оторванный от духовных корней человек, не знал, в чем настоящий праздник, что такое подлинная радость. А желание праздника, радости, чего-то яркого, каких-то переживаний, эмоций – обычное человеческое желание. И тем более этого жаждет детская душа. Детские впечатления о праздниках всю жизнь вспоминаются. Помните, у И. Шмелева, в его знаменитых книгах «Лето Господне» и «Богомолье», самыми радостными, запоминающимися воспоминаниями детства предстают именно праздники?
Мы, православные, – счастливые люди: недостатка в праздниках у нас нет. Только надо позаботиться об организации празднований. Например, скооперироваться с другими родителями и во время каникул организовать рождественский и пасхальный праздники для детей на приходе, со спектаклем, концертом, раздачей подарков. На Благовещение выпустить птиц после службы. У нас в храме приходские детишки каждый год обязательно помогают в Великую субботу при освящении куличей, поют кондак праздника и ходят с батюшкой, собирая в корзинку пожертвования – яйца и куличи. И конечно, ребенок должен почувствовать атмосферу праздника дома. Если детям будет интересно и радостно дома с родителями, братьями, сестрами и друзьями, они не захотят уже убегать на какие-то сомнительные школьные вечеринки.
Когда человек вступает во взрослую жизнь, что в основном остается из детства? Что-то такое яркое, позитивное. Плохое забывается – хорошее остается. И дай Бог, чтобы у наших детей было воспоминание о ночном пасхальном крестном ходе, о праздновании Рождества, о том, как вместе ездили с родителями в какую-нибудь поездку, например по Золотому кольцу, какие посетили святыни, как искупались в источниках. Вот это должно остаться в детской памяти, а не страшные уродливые маски и какие-то беснования.
Мне кажется, у любого нормального человека все эти беснования иных чувств, кроме отвращения, не вызывают. Хотя, конечно, у некоторых людей есть тяга ко всяким ужасам, миру инфернальному. А к чему это приводит, еще Николай Васильевич Гоголь очень хорошо описал в своей повести «Вий»: Хома Брут проявил любопытство, посмотрел на Вия, хотя ему был внутренний голос не глядеть, – и тем самым открыл двери нечистой силе, которая прорвалась через защищающий его барьер… Что дальше произошло, мы знаем. У каждого человека есть, конечно, определенная такая тяга к неизведанному, но это влечение совсем нездоровое и небезопасное.
– А какие примеры привести, объясняя, почему нельзя на себя надевать личины ведьм, вампиров, вурдалаков и просто нечистой силы?
– Иногда нам говорят, что, конечно, есть сатанисты, есть оккультисты, которые совершенно реально во все это верят, в этом упражняются, служат сатане и совершенно сознательно являются реальными почитателями нечистой силы, а Хэллоуин – это всего лишь некое шоу… Мол, и в Америке в нечисть тоже не верят. Но там, по-моему, скорее всего вообще ни о чем не задумываются: просто срабатывает очень мощная реклама, очень мощная пропаганда Хэллоуина. Но они все-таки связаны своими корнями с этим праздником, в отличие от нас. У нас в России тоже сохранились некоторые рудименты язычества: гадание на святках, сжигание масленицы, пляски на Ивана Купалу – и с этим тоже надо бороться.
Так вот, кто-то может сказать, что все это несерьезно, понарошку, и нет разницы, надевать костюм вампира или, скажем, костюм Чебурашки на утреннике. Однако разница большая. Не будем забывать, что для ребенка игра и реальность всегда немножко переплетены. Например, подсесть ребенку на компьютерную игру гораздо легче, чем взрослому, который и психически крепче, и для него виртуальная игровая реальность и реальность обычная всегда имеют четкую границу. А для ребенка эта грань очень сильно размыта, поэтому на нем даже косвенное участие в языческих обрядах может серьезно сказаться.
Так что даже на нервную систему взрослого человека, с уже сложившейся психикой, на его психическое и духовное, в первую очередь, здоровье лицедейство очень сильно влияет. Он становится уже своего рода носителем того образа, который воплощает, особенно темного. И очень многие верующие актеры отказываются, когда им предлагают играть нечистую силу; среди актеров также очень распространено, например, предубеждение к сценам, где надо играть собственную смерть: существует мнение, что это может плохо кончиться.
Повторюсь: человек за каждое праздное слово – не только за праздное действие – несет ответственность перед Богом.
Ничто не проходит бесследно. Любой человек, который смотрел фильм ужасов, тоже долго находится под впечатлением от увиденного, его долго потом преследуют эти образы, являются во снах. На то и эффект, чтоб пощекотать нервы человеку и серьезно повлиять на его ум, на его подсознание.
А личное участие в язычестве, оккультизме, даже просто формальное, безо всякой к тому веры, не может пройти даром. Люди открывают ворота этим самым сущностям, которых изображают, в которых дети пытаются играть, надевая личины демонов, вампиров и прочей нечисти.
Так что наша задача как родителей, как воспитателей непременно следить за тем, что смотрят наши дети, с кем они общаются, в какие игры они играют и какие праздники отмечают.