Хельсинки столица чего столица

Хельсинки столица чего столица

Хельсинки: восемь причин приехать в столицу Финляндии

На берегу Финского залива, в 400 км от Петербурга, находится один из самых любимых российскими туристами европейских городов — Хельсинки, столица и крупнейший город Финляндии.

Почетных званий и наград у столицы несколько: первое место в рейтинге лучших городов мира (2011 год), один из самых безопасных городов планеты (2011 год), один из самых туристически-привлекательных городов мира (2012 год). Основан город Хельсинки в 1550 году — по легенде место для поселения выбрал лангман Эрик Флеминг, ослушавшийся шведского короля Густава Первого, предложившего построить порт и город Гельсингфорс на острове Сатамахамина.

Достопримечательности Хельсинки, подавляющая их часть, находятся в самом центре города, что делает столицу Финляндии просто меккой пешего туризма. Ну, или туризма велосипедного — в теплое время года в Хельсинки работает служба проката велосипедов CityBike. Всего под два евро в залог можно взять напрокат стального коня и колесить на нем по центру города. Ради чего стоит приехать в Хельсинки?

Во-первых, ради городской архитектуры, ярко представленной в историческом центре. Это Сенатская площадь; Кафедральный собор; здание Ратуши; Музей города Хельсинки; Дом Сёдерхолма; Торговая площадь; Старый Крытый рынок; Парк Эспланады; бронзовый фонтан Хавис Аманда; Президентский дворец и Успенский кафедральный собор. Образцом византийско-русской архитектуры называют Успенский кафедральный собор, ярким представителем архитектурного стиля югенд можно назвать Национальный музей и Центральный железнодорожный вокзал. Деревянная архитектура сохранилась в районах Кяпюля, Эту-Тёёлё и Пуу-Валлила.

Во-вторых, ради прогулки по бульвару Эспланада. Даже если вы арендовали квартиру на сутки в Хельсинки где-нибудь на окраине, не поленитесь добраться до Торговой площади, откуда начинается бульвар. Он, кстати, считается одной из самых красивых улиц столицы Финляндии.

В-третьих, ради национальной кухни, которую не найти больше нигде. Основой финской гастрономии с давних времен являются свежие натуральные продукты: овощи, ягоды, рыба. Отдельные рестораны Хельсинки принимают участие в проекте «Меню Хельсинки», запущенном в 2000 году. Узнать их можно по эмблеме, изображающей «вилку изобилия». Находясь в Хельсинки, обязательно попробуйте местную рыбу, жареную во фритюре или копченую с пряностями. Любителям мяса понравятся необычные блюда из оленины и медвежатины. На десерт попробуйте блинчики с брусничным вареньем.

В-четвертых, приехать в Хельсинки стоит ради легендарной крепости Суоменлинна. Построена она в 18 веке шведским королем на небольшом архипелаге из шести островков. Суоменлинна внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО и каждый год привлекает тысячи туристов. Приезжать сюда стоит на целый день — не так-то просто обойти все семь музеев, парки и театральные площадки, не говоря уже про рестораны, кафе и пляжи. Добраться до крепости можно только по воде: от Рыночной площади регулярно отходят водные «такси», билет туда-обратно обойдется почти в семь евро.

В-пятых, ради посещения парка с непроизносимым для россиян названием Töölönlahti Bay. Между тем это самый крупный парк в городе, куда любят приходить не только вездесущие туристы из своих арендованных комнат посуточно в Хельсинки, но и местные жители. В парке есть своя морская бухта и несколько пляжей. Здесь можно кормить белок и птиц с рук или посидеть на полянке по соседству со смелыми зайцами. Помимо этого в парке есть великолепный зимний сад, Музей спорта, концертный зал и Финская Национальная опера.

В-шестых, приехать в Хельсинки стоит ради острова Сеурасаари. Это не просто остров, а настоящий музей под открытым небом, в котором собраны деревянные образцы финской архитектуры. Самая древняя постройка — Karuna Church — была создана в 17 веке. Кстати, на острове есть специальные места для пикников, однако учтите, что Суерасаари открыт только в теплое время года, с мая по октябрь. Исключение — дни празднования Рождества и Пасхи, когда на острове устраиваются красочные гуляния и фольклорные праздники.

В-седьмых, Хельсинки стоит посетить ради Temppeliaukio Kirko, церкви, вырубленной в…скале. Ее внутренние стены не обработаны, иконостас располагается у стены, образовавшейся в результате таяния древнейшего ледника. В церкви, которая действительно находится внутри скалы, фантастическая акустика. В 2005 году именно здесь прошла первая «Металлическая месса» — настоящая церковная служба шла под аккомпанемент тяжелого рока.

В-восьмых, в Хельсинки непременно стоит приехать ради удивительного музея Heureka! Это один из самых поразительных музеев во всей Европе, и посвящен он науке и научным достижениям. Здесь все можно крутить, трогать и пробовать на зуб. Законы науки в музее проверяются в действии, и это приводит в восторг не только детей. Даже студенты-скептики, предпочитающие останавливаться шумными компаниями в коттеджах на сутки в Хельсинки, и те не прочь пройтись по поверхности Луны или прокатиться на велосипеде по натянутому под потолком стальному тросу. Кстати, входные билеты для студентов, безработных и пенсионеров стоят всего 11 евро. В заключение отметим, что добраться до столицы Финляндии можно на автобусе из Петербурга, на поезде или самолете из Москвы и Питера. В самостоятельном изучении города отличным подспорьем станет туристический трамвай маршрута 3T. В теплое время года от Торговой площади регулярно отходят круизные суда.

Какой бы способ передвижения по городу вы ни выбрали, портал Суточно.ру уверен, путешествие по Хельсинки станет настоящей сказкой. Мы желаем вам только ярких впечатлений!

Источник

Хельсинки

шведский Гельсингфорс (Helsingfors), столица Финляндии, её главный экономический и культурный центр. Административный центр ляни (губернии) Усима. Расположен на Ю. страны, на берегу Финского залива Балтийского моря. Занимает небольшой гранитный полуостров Эстнес, мелкие островки и шхеры, отделяющие бухты от открытого моря. Высота над уровнем моря до 75 м. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному; средняя температура января —9,7°С, июля 16,8°C, в среднем в год выпадает около 700 мм осадков. Лето относительно тёплое, зима холодная, однако бухта замерзает ненадолго. В пределах административных границ площадь столицы 181,2 км­ 2 (учитывая воды — 448 км 2 ); Х. и отнесённая к нему территория, включающая города-спутники (коммуны) — Эспо (около 120 тыс. жителей), Ванта (около 120 тыс. жителей), Кауниайнен (около 7 тыс. жителей), образуют столичную область (площадью 2623 км 2 ). Сравнительно быстрый рост собственно Х. в середине 1970-х гг. стал приостанавливаться, причём численность населения пошла даже на убыль. Рост населения продолжался в окрестностях, особенно наиболее отдалённых (Керава, Ярвепня, Тусула, Нурмиярви, Вихти и др.). Х. — самый крупный по числу жителей город Финляндии, в городских границах проживает 495 тыс. чел. (1976). На столичную область приходится 16% всего населения страны и свыше 30% её горожан. Динамика населения собственно Х.: 4,0 тыс. чел. в 1812, 20 тыс. в 1850, 79 тыс. в 1900, 205,8 тыс. в 1930, 368,5 тыс. в 1950, 448,3 тыс. в 1960, 523,7 тыс. в 1970.

В составе экономически активного населения столичной области Х. (свыше 400 тыс. чел., 1970): 63% занято в сфере обслуживания, 25,4% в промышленности (около 12% в собственно Х. и 20% в столичной области от всех занятых в промышленном производстве Финляндии) и 8% в строительстве.

Городское управление. Х. является городской коммунальной общиной. Население избирает на 4 года орган местного самоуправления Х. — Совет уполномоченных. Совет избирает городское управление в составе обербургомистра Х., его заместителей (директоров Х.) и членов. Совет уполномоченных учреждает специальные комиссии и правления по отдельным отраслям городского управления: по социальному обеспечению, здравоохранению, народному образованию, строительству, налоговым вопросам и т.п.

Историческая справка. Основан в 1550 по указу шведского короля Густава Вазы. В 1641 перенесён на 5 км южнее, к оконечности полуострова Эстнес. Во 2-й половине 18 в. город расширился благодаря возведённой шведами крепости Свеаборг. После присоединения Финляндии к Российской империи (1809) и создания Великого княжества Финляндского царские власти в 1812 перенесли столицу Финляндии из Турку в Х. В 1862 город был связан железной дорогой с внутренней частью страны, в 1870 — с Петербургом. К концу 19 в. стал важным торгово-промышленным и культурным центром. В ноябре 1905, январе (феврале), марте — апреле 1906, ноябре и декабре 1907 в Х. жил В. И. Ленин. В 1917 здесь находился Центробалт. Х. — крупный центр рабочего и демократического движения страны: рабочие города активно участвовали в революционных выступлениях 1905—07 (в частности, в поддержку Свеаборгского восстания 1906 (См. Свеаборгское восстание 1906)), 1917, в Финляндской революции 1918 (См. Финляндская революция 1918). После провозглашения независимости Финляндии (декабрь 1917) Х. — столица Финляндской республики. Место пребывания секретариата Всемирного Совета Мира (См. Всемирный Совет Мира). В Х. состоялись 15-е Олимпийские игры (1952), многие международные форумы: Всемирная ассамблея мира (1955), Всемирный конгресс за мир, национальную независимость и всеобщее разоружение (1965), 1-й (июль 1973) и 3-й (июль — август 1975) этапы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Всемирная конференция за прекращение гонки вооружений, за разоружение и разрядку (1976) и др.

Экономика. Х. — основной торгово-финансовый и промышленный центр Финляндии. Здесь размещены крупные банки — Государственный банк Финляндии, Национальный банк, Объединённый банк Финляндии и другие; страховые компании; конторы, склады многих торговых фирм.

Валовая стоимость промышленного производства столицы составляет около 12% промышленного производства страны; в Х. сосредоточено свыше 1 /7 всех промышленных предприятий страны. Промышленность весьма многообразна. Валовая стоимость промышленного производства непрерывно возрастает, хотя число предприятий несколько сокращается (в 1960 в столице было 1129 промышленных предприятий, использующих наёмную силу, 1037 в 1970). Некоторое перемещение промышленности из Х. началось с 1960-х гг. Ведущая отрасль — машиностроение, особенно электротехническая и электронная промышленность, судостроение, приборостроение. Развиты химическая, текстильная, швейная, трикотажная, кожевенно-обувная, мебельная, бумажная, полиграфическая, пищевкусовая промышленность. В числе крупнейших предприятий — судостроительные верфи концерна «Вяртсиля», заводы подъёмно-кранового оборудования и государственного концерна «Валмет» (производство бумагоделательных машин и др.), электроламповый и кабельный заводы, фарфорово-фаянсовая фабрика «Арабиа» и др. Близ Х. строится (1977) АЭС. В экономике видное место занимает портовое хозяйство и судоходство. Х. — главный порт страны, через него проходит свыше 1 /2 импорта и около 15% экспорта страны. Ввоз нефти, угля, чёрных металлов, проката, машин, химических товаров; вывоз лесоматериалов, бумаги, судов, промышленного оборудования и др. Грузооборот порта 5,8 млн. т в 1975. Х. связан паромными и судоходными линиями со Стокгольмом (Швеция), Копенгагеном (Дания), Травемюнде (ФРГ), Таллином, Ленинградом (СССР). Хельсинкский порт удобен, имеет несколько гаваней. Его причалы (общая длина свыше 9 км) подходят к центру города. Судоходство круглый год (в зимнее время используются ледоколы). Всё более увеличиваются паромные и контейнерные перевозки, объём пассажирского движения.

В Х. сходятся важнейшие ж.-д. линии и автомагистрали; аэропорт международного значения. Окружная автомобильная дорога связывает между собой гавани и отдельные районы столицы. В автопарке (начало 1972) зарегистрировано около 88,2 тыс. легковых машин, около 1,5 тыс. автобусов, 16 тыс. грузовых автомашин. В городе трамвайное и автобусное сообщение. Расширение сети транспорта общего пользования планируется за счёт метро, электрических железных дорог, автобусного и трамвайного сообщения. Сооружаются (1977) метрополитен (соединит западные и восточные районы города) и линия электрифицированной железной дороги, а также автомагистраль, которые свяжут старый центр столицы с новыми строящимися периферийными центрами.

Х. — центр туризма. Ежегодно его посещают 3 млн. туристов, в том числе около 1 /3 иностранных.

Планировка и архитектура. Планомерная застройка велась с начала 19 в. по регулярному плану, разработанному комиссией под руководством И. Эренстрёма (1808—17). Памятники архитектуры: классицистической постройки — бывший Сенат (1818—22), собор св. Николая (1830—52), Хельсинкский университет с обсерваторией и библиотекой (1828—45) — всё архитекторы К. Энгель, Фин. Национальный театр (1901, архитектор О. Тарьянне, новая пристройка, 1954, архитекторы К. и Х. Сирен), Национальный музей (1906—09, архитекторы Э. Сааринен и др.), Центральный вокзал (1904—14, архитектор Э. Сааринен), парламент (1927—31, архитектор И. Сирен), комплекс Олимпийского стадиона (1934—40, архитекторы Ю. Линдегрен и Т. Янтти) и Олимпийской деревни (1938—40, архитекторы Х. Экелунд, М. Вяликангас), Дом культуры рабочих (1955—58), дворец «Финляндия» (1967—71, оба — архитектор А. Аалто). Генеральный план Х. (1970) предусматривает создание, помимо существующего главного центра города, трёх периферийных центров, крупнейшим из которых станет Пасила. Предпринимается реконструкция исторического центра Х. (автор проекта А. Русувуори), ведётся интенсивное жилищное строительство: районы Маунула (1951—56), Мунккивуори (1962—65), Тапиола, Отаниеми и др. Памятники: Э. Лёнроту (1902, скульптор Э. Викстрём), Я. Сибелиусу (1961—67, скульптор Э. Хилтунен) и др. В городе много парков, бульваров, зон отдыха, широкая сеть отелей, гостиниц, ресторанов, туристских баз и кемпингов.

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Х. находятся: Хельсинкский университет, Высшая техническая школа, Высшие финские и шведские коммерческие школы, Ветеринарная школа, Академия музыки им. Я. Сибелиуса, Академия изобразительных искусств и др. специальные высшие учебные заведения; научные учреждения — Академия Финляндии, Центр технических исследований, научно-исследовательские институты (леса, экономики, сельского хозяйства, биохимии и др.), большое число научных обществ, библиотека университета, Городская библиотека, библиотека парламента и др., Национальный музей, Зоологический музей университета, Ботанический сад и др., Финляндская Национальная опера, Финляндский Национальный театр, Национальный шведский театр. Народный рабочий театр, Интимный театр и др.

Лит.: Иконников А., Хельсинки, Л., 1967; Helsinki, Arkkitehtuuriopas, Helsinki, 1963.

Хельсинки столица чего столица. Смотреть фото Хельсинки столица чего столица. Смотреть картинку Хельсинки столица чего столица. Картинка про Хельсинки столица чего столица. Фото Хельсинки столица чего столица

Хельсинки. Управление государственного пенсионного обеспечения. 1952—56. Архитектор А. Аалто.

Хельсинки столица чего столица. Смотреть фото Хельсинки столица чего столица. Смотреть картинку Хельсинки столица чего столица. Картинка про Хельсинки столица чего столица. Фото Хельсинки столица чего столица

Хельсинки. Начальная школа в районе Мейлахти. 1953. Архитекторы В. Ревель, О. Сипари.

Хельсинки столица чего столица. Смотреть фото Хельсинки столица чего столица. Смотреть картинку Хельсинки столица чего столица. Картинка про Хельсинки столица чего столица. Фото Хельсинки столица чего столица

Хельсинки. Олимпийский стадион. 1934—40, перестраивался в 1952. Архитекторы И. Линдегрен, Т. Янтти.

Хельсинки столица чего столица. Смотреть фото Хельсинки столица чего столица. Смотреть картинку Хельсинки столица чего столица. Картинка про Хельсинки столица чего столица. Фото Хельсинки столица чего столица

Хельсинки. Административное здание фирмы «Энсо-Гутцайт».

Хельсинки столица чего столица. Смотреть фото Хельсинки столица чего столица. Смотреть картинку Хельсинки столица чего столица. Картинка про Хельсинки столица чего столица. Фото Хельсинки столица чего столица

Хельсинки. Универсальный магазин Штокмана. 1929—30. Архитектор С. Фростерус.

Хельсинки столица чего столица. Смотреть фото Хельсинки столица чего столица. Смотреть картинку Хельсинки столица чего столица. Картинка про Хельсинки столица чего столица. Фото Хельсинки столица чего столица

Хельсинки. Здание парламента. 1927—31. Архитектор Й. Сирен.

Хельсинки столица чего столица. Смотреть фото Хельсинки столица чего столица. Смотреть картинку Хельсинки столица чего столица. Картинка про Хельсинки столица чего столица. Фото Хельсинки столица чего столица

Хельсинки. Здание университета с обсерваторией и библиотекой. 1828—45. Архитектор К. Энгель.

Хельсинки столица чего столица. Смотреть фото Хельсинки столица чего столица. Смотреть картинку Хельсинки столица чего столица. Картинка про Хельсинки столица чего столица. Фото Хельсинки столица чего столица

Хельсинки. Дворец «Финляндия». 1967—71. Архитектор А. Аалто.

Хельсинки столица чего столица. Смотреть фото Хельсинки столица чего столица. Смотреть картинку Хельсинки столица чего столица. Картинка про Хельсинки столица чего столица. Фото Хельсинки столица чего столица

Хельсинки. «Дом-змея». 1951. Архитектор И. Линдегрен.

Хельсинки столица чего столица. Смотреть фото Хельсинки столица чего столица. Смотреть картинку Хельсинки столица чего столица. Картинка про Хельсинки столица чего столица. Фото Хельсинки столица чего столица

Хельсинки. «Рыцарский дом». 1858—61. Архитектор Г. Т. Хейвитц.

Хельсинки столица чего столица. Смотреть фото Хельсинки столица чего столица. Смотреть картинку Хельсинки столица чего столица. Картинка про Хельсинки столица чего столица. Фото Хельсинки столица чего столица

Хельсинки. Памятник А. Киви. Бронза, гранит. 1932—34. Скульптор В. Аалтонен.

Источник

Хельсинки столица чего столица

Х ельсинки – самая молодая столица Скандинавии. Город младше, к примеру, Осло на 500 лет, или соседствующего Стокгольма, на 300. Но, не смотря на это, Хельсинки имеет свою, богатую, как и на славные, так и на драматические моменты, историю.

Шведский период Х ельсинки

Что выгодно отличает столицу Финляндии, так это точная дата его основания. Если у великовозрастных соседей отсчет ведется от первого упоминания города в летописях или нанесения на древние карты, то с Хельсинки всё более чем определенно.

12 июня 1550 года могущественный шведский монарх Густав Ваза приказывает купцам городов Раума, Улвила, Порвоо и Таммисаари переселиться в район Гельсингфорса.

Город получил свое шведское название (Helsingfors) по имени земель в этой местности (Helsinge) и водопада неподалеку («fors» на шведском языке – водопад).

В замыслах короля было основание мощного центра торговли на Севере, способного противостоять ливонскому Ревелю (ныне Таллин). Местом основания стал берег реки Вантаа в районе, где она впадала в мелководную бухту (ныне район Vanhakaupunki).

Но по одному только указу монарха, пусть даже и очень могущественного, вековые традиции и торговые пути не рушатся. Город рос медленно.
Спустя почти сто лет с момента основания шведский генерал-губернатор Финляндии граф Пер Браге обратил внимание на плачевное состояние города, отсутствие в нем значительной торговли и промышленности. Выяснилось, что причиной является неудачное расположение – заболоченность местности осложняет строительство, а бесчисленное множество мелких островков и узких проливов мешает судоходству, заставляя суда демонстрировать чудеса навигации.

В 1640 году было принято окончательное решение о переносе города на пять километров южнее – на мыс Виронниеми полуострова Эстнес, где сейчас и находится самое сердце Хельсинки – район Круунунхака.

Спустя 17 лет успешного и бойкого строительства уже на новом месте, город был уничтожен сильнейшим пожаром 1657 года, но быстро отстроен вновь, расширяясь к югу и подходя к берегам глубоководной гавани, которая и сыграла определяющую роль в выборе морской судьбы Хельсинки.

Основание в 1703 году Санкт-Петербурга, означавшее выход и закрепление Российской Империи на Балтике, прошло красной нитью, как в военном противостоянии двух сверхдержав того времени – Швеции и России, так и в истории двух городов. В ходе изнурительной Северной войны(1700-1721) в середине июня 1713 года русские войска под командованием генерал-адмирала Фёдора Апраксина осадили Гельсингфорс, и июня месяца 15 числа заняли его. Отступая, шведы сожгли город дотла. После подписания Ништадсткого мира, Российской империи отошли Ингерманландия, части Карелии, Эстляндии и Лифляндии, острова Эзель и Даго. Россия выплатила за эти земли 2 млн. ефимиков и обязалась вернуть Финляндию под власть шведской короны.

На месте бывших пепелищ стали расти здания. Город отстраивался вновь. Но период затишья оказался недолгим. Уж очень сильными оказались противоборствующие державы. По силам были и амбиции. В ходе новой войны 1741-43гг. получившей название «Войны шляп», на территории нынешнего городского района Хельсинки Камппи, русские войска во главе с фельдмаршалом Петром Ласси пленили армию шведского генерала Левенгаупта. Город опять горел и капитулировал 24 августа 1742 года.

Шведских генералов подписавших капитуляцию осудили и казни в Стокгольме, а сама Швеция была вынуждена пойти на мирные переговоры, и подтвердить подписанием Абоского трактата условия Ништадсткого мирного договора. Обязалась посадить на шведский престол двоюродного дядю российского цесаревича — гольштейнского принца Адольфа Фридриха и уступить российской короне часть территорий Финляндии до реки Кюмене. Хельсинки вновь возвращался Швеции.

Хоть в Абоском трактате и говорилось о «вечном мире и дружбе», но после двух крупных поражений Швеция грезила реваншем. В противовес строительству на о.Котлин военной базы Кронштадт, призванной охранять морские подступы к российской столице, в 1748 году шведский парламент принимает решение о строительстве мощной морской крепости вокруг Гельсингфорса. Свеаборг, или по-фински Виапори, возводили на французские деньги порядка 40 лет под руководством шведского графа и офицера-фортификатора Августина Эренсвялда.

Крепость (нынешнее название Суоменлинна) стала самым крупным строительным объектом в Европе второй половины XVIII века, и поворотным моментом в новой истории Хельсинки.

Из исключительно торгового, город превратился в промышленно-экономический центр, который должен был обеспечивать крупномасштабное строительство и кормить более чем 6 000 человек, возводящих крепостные укрепления. В городе в это время были построены кирпичные заводы и верфи. Но в отличие от гарнизонного города Свеаборга, Гельсингфорс был невелик – в 1760 году он состоял всего из четырех кварталов деревянной застройки. Единственное каменное здание того времени, принадлежащее купцу Иоганну Седерхолму, сохранилось и поныне. Лишь после очередного крупного пожара 1761 года Гельсингфорс начал застраиваться более фундаментально. Однако на рубеже веков его численность всё равно не превышала трёх с половиной тысяч человек.

Русский период Хельсинки

В результате русско-французских политических интриг Россия вновь начала военную кампанию против Швеции. Сразу после начала войны Хельсинки был оккупирован русскими войсками, а последовавший за этим скорый Фридрихсгамский мир, завершил более чем 700-летний период шведского господства – Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи.

А через три года, 12 апреля 1812 года, крохотный провинциальный Гельсингфорс проснулся столицей.

И причины этого решения вполне объяснимы. Расположение Хельсинки по отношению к столице империи было более выгодно, чем предыдущий главный город Турку, ориентированный на бывшую метрополию – Швецию. К тому же Свеаборг надежно контролировал мореходство на Финском заливе. Да и самому императору Александру I, наверняка, хотелось повторить успех петровского опыта по строительству блистательного Санкт-Петербурга.

Для воплощения мечты монарха был учрежден комитет по реконструкции, который возглавил военный инженер Альбрехт Эренстрём. Он должен был отстроить парадную столицу Великого княжества в творческом союзе с архитектором Карлом Людвигом Энгелем. С этого времени начинается стремительная организованная застройка города.

Вскоре Хельсинки становится и образовательным центром страны. Сюда, после мощного пожара в Турку, в 1827 году перенесена Академия, получившая название Александринского Университета.

За четверть века под чутким руководством Энгеля выросли порядка 30 зданий, что сделало центр Хельсинки одним из лучших архитектурных ансамблей в стиле «ампир». В 1852 году было закончено строительство монументального Кафедрального собора, ставшего архитектурной доминантой города и его визитной карточкой.

Через 10 лет, в 1862 году была проложена первая железная дорога до Хямеенлинны, в 1870 до престольного Санкт-Петербурга. К середине XIX Хельсинки стал популярным местом отдыха петербургской знати. Стало модно ездить сюда «на воды».

Великое Княжество было куда ближе, чем Кавказ, а Николай I не приветствовал поездок в революционную Европу. И потянулись вереницы экипажей.

В Кайвопуйсто, в построенных купальнях с артезианской водой, принималось по 27 000 ванн ежегодно. Российская знать удивляла финнов роскошными нарядами и немыслимыми тратами. Город богател. На Эспланадах, Северной набережной и Алексантеринкату вырастают с размахом отстроенные здания в стиле «неоренессанс».

В 1868 году отстроен крупнейший в Западной Европе православный собор.

К 1900 году Хельсинки стал самым крупным городом страны – его население перевалило за 100 000 человек.

Финский период Хельсинки

За обретением в 1917 году Финляндией независимости последовала гражданская война. Отряды финской Красной Гвардии захватывают в Хельсинки правительственные учреждения и банки. Правительство во главе с премьер-министром Свинхувудом вынуждено бежать на север.

По сравнению с Тампере, который в ходе военных действий подвергся серьезным разрушениям, столица пережила этот тяжкий период истории без особых повреждений, и после победы правительственных войск во главе с генералом Маннергеймом, бывшая военная крепость Свеаборг приняла 13 300 человек в качестве заключенных.

И страна, и ее столица начинали писать свою собственную, теперь уже ни от кого не зависящую историю.

Хельсинки начинает готовиться принять Игры XII Олимпиады в 1940 году. Однако, однако, однако…
Планам этим не было суждено сбыться всё по той же, пронесенной через века, причине – сильные соседи.

30 ноября 1939 года начинается Зимняя война с Советским Союзом – самое драматическое и неоднозначное событие в новейшей истории страны. После ее окончания последовала еще одна – т.н. «Война реванш» 1941-44 гг.

А в 1952 году, на том самом стадионе, построенном к Играм 1940 года, зажегся огонь XV Летней Олимпиады. Город обзавелся к этому мероприятию соответствующей инфраструктурой и блестяще принял 5 000 атлетов со всего мира. Построенные специально к Играм «Олимпиатерминаали» и торговый центр с отелем «Сокос» и до сего дня продолжают исправно служить городу.

Дальнейший этап развития Хельсинки прошел под предводительством флагмана финского дизайна, человека вписанного в сотню лучших архитекторов человечества – Алвара Аалто.

Город словно пытался наверстать упущенное время то на шведский, то на российский период своей истории и творил свой собственный облик.
Одно за другим стали появляться причудливые здания. Так, на берег залива Tёёлё в 1971 году «выплыла» белоснежная глыба Дворца-Финляндия, в котором 4 года спустя состоялось знаменательное Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием представителей 35-и государств и ставшей одной из основ современного мироустройства. Здесь родилось ОБСЕ.

Для простых же горожан вторая половина XX века прошла под флагом урбанизации. Город стремительно рос на север, восток и запад. Один за другим появлялись городские районы: Хертониеми, Маунула, Пихлаямяки – в 50-60-х, до Итякескус, Рухолахти и Вуосари в 90-х.

В столичной агломерации «Большой Хельсинки», поглотившей соседние города Вантаа, Эспоо и Кауниайнен, сейчас живет порядка 1,3 млн человек.
В 2000 году, словно подарок в 450-летнему юбилею, Хельсинки был объявлен одной из девяти культурных столиц Европы. Город стремительно развивается. Вместе с ростом новых жилых районов на окраинах города, преображается и центр. Так на месте старого Центрального автовокзала в кратчайшие сроки из стекла и стали был построен центр «Камппи». Этот амбициозный и дорогостоящий проект вобрал в себя и бизнес-центр с магазинами, ресторанами, квартирами и офисами, и подземный Центральный автовокзал по уровню соответствующий терминалу аэропорта, откуда уходят автобусы, как в предместья, так и в другие города Финляндии. Центр «Камппи» соединен также и с веткой метро.

А в планах грандиозное изменение облика центральной части города прилегающей к железной дороге. По проекту вдоль Маннерхейминтие будут выстроены кварталы общественных зданий и организована обширная парковая зона с водной тематикой. Прямо напротив здания Национального парламента уже появилось зеркальное здание Дома музыки.

А в современном городском сленге, Хельсинки получил короткое и демократическое название Стади (Stadi) от жителей самой столицы и Хеса (Hesa) – так называют Хельсинки люди, которые живут вне столичного региона.

Так что с возрастом, «Дочь Балтии», как часто называют столицу Финляндии, только молодеет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *