Хемшил что за нация

Хемшилы

Хемшилы

Амшенцы/Хемшилы
Համշե(ն)ցիներ
Хемшил что за нация. Смотреть фото Хемшил что за нация. Смотреть картинку Хемшил что за нация. Картинка про Хемшил что за нация. Фото Хемшил что за нация
Хемшилская девушка в национальной одежде.
Общая численность:около 400,000 [1]
Расселение:Турция, Россия, Абхазия, Армения, и Центральная Азия
Язык:Армянский язык (Амшенский диалект) и Турецкий язык (Амшенский диалект)
Религия:Армянская апостольская церковь и Сунниты
Родственные народы:Армяне

Амше́нцы, хемши́лы, хемши́ны (самоназвания: хемшинли, хомшеци; арм. Համշե(ն)ցիներ ; тур. Hemşinli ) — субэтнические группы армян (или самостоятельная этническая группа). Область расселения — побережье Чёрного моря на территории Турции, Абхазии и России. После насильственной депортации с территории Грузии небольшое число проживает в Казахстане и (с 1990-х годов) во внутренних районах России. В России, согласно переписи 2002 года, проживает 1,5 тысячи хемшилов. Общая численность этноса может достигать 400 тыс. человек.

Говорят на диалектах турецкого и армянского языков. Большинство хемшилов, проживающих на территории Турции, исповедует ислам (сунниты ханифитского мазхаба), часть является приверженцами Армянской апостольской церкви.

Содержание

Этногенез

Согласно летописцу Леонтию Византийскому (англ.) (VI век н. э.), армянские князья Хамам и Шапух Аматуни, потеряв в сражении с арабами свои владения в Артазе, переселили 12 000 своих подданных в пределы Византийской империи. Они основали город Тамбур (Дампур) в Понтийских горах, позднее переименованный в Хамамшен и далее в Хамшен (таково армянское и местное название; официальное турецкое название — Hemşin). Данная этническая группа, практически отрезанная от остальной части армянского этноса, сохранила особый диалект.

Большинство амшенских армян были христианами и принадлежали Хачкарской епархии Армянской апостольской церкви. В 1461 году Амшен был захвачен Оттоманской империей. После османского завоевания на протяжении XVI—XVIII значительное число амшенцев приняло ислам, однако сохранило свой язык и культуру. Исламизированные амшенцы (хемшилы) не преследовались турецкими властями.

Амшенцы, не принявшие ислам, в большинстве своём переселялись в западную часть Понта: в Трабзон, Гиресун, Орду, Самсун, на запад Турции (Адапазары, Болу и др.), а позднее также на черноморское побережье Российской империи. Лишь в отдельных районах Амшена, например, в местечке Елевит (Елиовит), сохранялось христианское население. В начале XX века, в связи с геноцидом армян и войной за независимость Турции, большинство спасшихся амшенцев-христиан Турции эмигрировало в поселения на территории России. Группа амшенцев из Адапазары, согласно некоторым источникам, нашла убежище в Армении.

Этнические группы

Амшенцы делятся на три основные группы (согласно Берту Воксу, профессору Университета штата Висконсин в Милуоки).

Амшенцы (хемшилы) западной группы (хемшинли), или баша-хемшины, проживают в основном в горных деревнях иля Ризе. Это мусульмане-сунниты, представленные в большом количестве в районах Чамлыхемшина (Вийя) и Хемшина. Меньшие по численности общины хемшилов проживают далеко на западе Турции в илях Стамбул, Сакарья, Дюздже, Коджаэли и Зонгулдак. Западная группа использует особый диалект турецкого языка, называемый hемшинче.

Амшенцы восточной группы (хомшеци), или хопа-хемшины, также являются мусульманами-суннитами и проживают в иле Артвин, большей частью в городе Кемалпаша (Макриали), в районе Хопы, а также в посёлке Муратлы (Берливан) в районе Борчка. Большое число проживало в Аджарии (Грузии), но они, так же как и местные турки (в том числе турки-месхетинцы), во время Второй мировой войны подверглись депортации в Казахстан и Киргизию. Значительная часть этих переселенцев в 1989 году переселилась в Краснодарский край вместе с турками-месхетинцами. Разговорный язык восточных амшенцев — архаичный диалект армянского языка (hомшецма).

Восточные амшенцы подразделяются на следующие патронимические подгруппы:

Амшенцы северной группы (хамшенци) являются потомками неисламизированной части амшенцев, которые покинули Амшен в период обращения в ислам остального населения и обосновались поначалу в районах Самсуна (Джаник, Куршунлу, Чаршамба), Орду, Гиресуна и Трабзона (в долине Кара-дере, «Чёрной речки» к востоку от Трабзона). Большинство этих амшенцев сейчас проживают в Краснодарском крае, в частности в Сочи, и в Адыгее. Являясь христианами, они хранят самобытную культуру и особое амшенское самосознание. Как и амшенцы восточной группы, они говорят на амшенском диалекте, называя его hяйрен.

Амшенцы северной группы подразделяются на следующие патронимические подгруппы:

Культура

Амшенцы известны как рассказчики забавных анекдотов, загадок и историй. Некоторые из анекдотов, рассказываемых амшенцами-мусульманами, основаны на более древних армянских рассказах, претерпевших «дехристианизацию».

Свои танцы амшенцы сопровождают самобытной музыкой, используя тулум (понтийскую волынку, Западная группа), кеменче (народную понтийскую скрипку), шимшир-кавал (самшитовую флейту, Восточная группа) и hамшна-зурну (амшенскую зурну, Северная группа).

Традиционными занятиями амшенцев Турции является выращивание чая и кукурузы, животноводство и пчеловодство. Амшенцы северной группы, проживающие на юге России и в Абхазии, занимаются выращиванием цитрусовых, табака, кукурузы, чая, разведением тутового шелкопряда, а также рыбной ловлей. Некоторые из амшенцев (как мусульмане, так и христиане) известны в местах проживания как видные кондитеры, держатели ресторанов и транспортники. Амшенцы Турции являются отменными оружейниками.

Современное положение амшенцев в мире

Хемшил что за нация. Смотреть фото Хемшил что за нация. Смотреть картинку Хемшил что за нация. Картинка про Хемшил что за нация. Фото Хемшил что за нация

Амшенцы Турции

В настоящее время наблюдается всеобщий и значительный всплеск интереса к культуре амшенцев (хемшилов) в Турции. Первый игровой фильм на хемшинском диалекте, «Моми» («Бабушка»), был снят в 2000 году. Амшенский певец Гёкхан Бирбен (Gökhan Birben), представитель Западной группы, и лазский певец Кязым Коюнджу (Kâzım Koyuncu) также поют на хемшинском диалекте. В 2005 году вышел в свет первый альбом исключительно с народными песнями, исполняемыми в основном на хемшинском, под названием «Кто это? — Песни амшенцев» (Vova — Hamşetsu Ğhağ).

Старое поколение амшенцев-мусульман негативно воспринимает название «эрмени» (то есть «армяне»: так называют амшенцев их соседи лазы), однако молодёжь, особенно с сильными левыми политическими убеждениями, тяготеет к армянской самоидентификации.

Месут Йылмаз (Mesut Yılmaz), бывший премьер-министр Турции, уроженец Стамбула, происходит частично из западно-амшенской семьи. Другие известные амшенцы — министр образования Ахмет Тевфик Илери (Ahmet Tevfik İleri), родившийся в в деревне Ялткая (Гомно), и Мурат Караялчын (Murat Karayalçın), нынешний лидер Социал-демократической партии Турции (SHP) и бывший мэр города Анкара. Амшенцем был главный визирь Оттоманской империи накануне Крымской войны 1853 года Дамат Мехмет Али Паша (Damat Mehmet Ali Pasha).

В последнее время в местах традиционного расселения амшенцев в Турции возросло число туристов, которых привлекает красота таких мест как Ризе, Хопа и Айдер. Многие амшенцы возмущены таким внезапным туристическим бумом, из-за которого подвергаются опасности местная природа и культура. «Айдер начал вырождаться после того, как дорога соединила его с соседним городом Чамлыhемшином» — говорит местный амшенский активист Сельчук Гюней, который считает своей целью охрану родных мест — долины Фыртына (Fırtına, Furtuna), находящейся по соседству.

Амшенцы в России и бывшем Советском Союзе

В конце 1980-х годов хемшилы Казахстана направили петицию правительству СССР с просьбой разрешить им переселиться в Армению. Однако данная просьба была отвергнута Москвой ввиду опасений, что переселение мусульман в Армению может вызвать конфликт с христианским населением.

После распада Советского Союза большинство амшенцев жили в относительном спокойствии, однако амшенцы Абхазии оказались втянутыми в грузино-абхазскую войну и воевали на стороне абхазов.

В связи с турко-месхетинской проблемой с 2000 года несколько сотен амшенцев-мусульман, переселившихся из Казахстана и Киргизии в Краснодарский край (в основном в район Апшеронска), пытались получить формальное признание со стороны местных властей, но получили отказ от краснодарских чиновников. Другие амшенские организации обратились в защиту своих братьев по этносу, направив письма в адрес Российского посла в Ереване с просьбой о вмешательстве Москвы в дело предоставления амшенцам-мусульманам законного статуса.

Среди амшенцев-христиан растёт интерес к своей культуре и истории. В 2006 году в Краснодаре вышел первый музыкальный альбом на амшенском языке с фольклорными песнями в исполнении группы «Караван». Научно-информационный и культурный центр начал работу по восстановлению культурного наследия амшенцев, проживающих в регионе. В Сухуми издаётся газета «Амшен».

Признание в армянском обществе

Большинство армян признаёт амшенцев, как мусульман, так и христиан, своими этническими родственниками.

В октябре 2005 года в г. Сочи состоялась научная конференция по вопросам Амшена. Конференция была организована Институтом истории Академии наук Республики Армения, Московской региональной общественной организацией «Русско-армянское содружество» (комиссия Ай Дата АРФ Дашнакцутюн) при содействии Армянского научного информационно-культурного центра «Амшен» и газеты армян России «Еркрамас».

Учёные из разных стран (Армении, России, США, Германии и Ирана) собрались для обсуждения истории Амшена. В докладах рассматривались такие темы, как «Состояние Понта и Армении в период с 1914 по 1921 год», «Геноцид армян Амшена с 1915 по 1923 гг.», «Армяне Абхазии на стыке столетий», «Амшен: историко-географический обзор». Конференция завершилась выступлениями амшенских музыкальных коллективов Кубани.

Источник

Хемшилы — между двух народов

На побережье Черного моря живет уникальный народ — хемшилы. Они также известны как амшенцы. Их особенностью является ветвь предков, начавших свою историю еще с Древней Греции.

История

Предками современных хемшилов являются амшенцы, переселившиеся к приграничным территориям Византийской империи. Переселение произошло из-за столкновения с арабскими завоевателями. Ими был основан город Тамбур, позднее переименованный в Хамшен. Здесь хемшилы обособленно жили долгое время, что сделало их жизненный уклад отличным от прочих армян. Например, своей религией они избрали христианство в составе Хачкарской епархии. Им пришлось вновь столкнуться с агрессором в середине 15 века, но на этот раз на хемшилов нападают турки. Османское иго продлилось несколько веков — вплоть до 18 столетия.

Хемшил что за нация. Смотреть фото Хемшил что за нация. Смотреть картинку Хемшил что за нация. Картинка про Хемшил что за нация. Фото Хемшил что за нация

Это привело к массовой исламизации, однако народ сумел сохранить культурные особенности и язык. Принимая ислам, амшенцы уберегали себя от гнева турок. Те, кто осмелился отказываться, бежали в Западный Понт. Позднее переселение затронуло Черное море — амшенцы оказались во владениях Российской империи. Многим из них пришлось остаться в России, так как в 20 веке начался массовый геноцид армянского населения. Ситуацию усугубляла война за независимость в Турции. Часть хемшилов сумела спастись в Армении.

Характер

Амшенцы, которые живут в Трапезунде, отличаются меланхоличностью и даже несколько ленивы. Ордусцы, наоборот, агрессивны, активны, весьма эмоциональны. Причем эти особенности касаются не только мужчин, но и женщин. Девушки из Орду способны удивить своим острым языком и агрессивностью.

Нация

Нация хемшилов насчитывает 3 группы:

Баш-хемшины являются мусульманами, которые живут на западе Турции и говорят на турецком языке. Хопа-хемшины являются представителями восточной ветви амшенцев. Они также относят себя к мусульманам и разделяются на несколько дополнительных групп, крупнейшей из которых является турцеванцы.

Северные хемшилы не являются мусульманами. Исламизации им удалось избежать благодаря обособленному существованию в Самсуне. Часть переселилась в Орду и Трабзон. Сейчас многие северные амшенцы живут в Абхазии, Адыгее, Сочи. Основной их религией стало христианство.

Жизнь в разных странах

В Турции к хемшилам проявляют повышенный интерес. Это касается многих деятелей культуры. Режиссеры, эстрадные исполнители и лингвисты проявляют большую любознательность в отношении народа. Удивительно, но многие амшенцы с неприязнью воспринимают ассоциацию с армянами, хотя это касается преимущественно старшего поколения. Среди молодежи есть представители левых, которые стараются идентифицировать себя как армяне. Турецкие власти лояльны к амшенцам, хотя бы по той причине, что бывший премьер-министр имеет корни западных хемшилов. Сейчас резко увеличилось число туристов, которые отправляются в края амшенцев. Некоторые воспринимают туристическую активность негативно, ведь это ставит под угрозу культуру и природу. Большие споры вызвала строящаяся дорога до Айдера. Активисты среди хемшилов призывают местное население вставать на охрану родных краев, чтобы бороться с притоком туристов.

Хемшил что за нация. Смотреть фото Хемшил что за нация. Смотреть картинку Хемшил что за нация. Картинка про Хемшил что за нация. Фото Хемшил что за нация

В Советском Союзе амшенцам пришлось пережить депортацию. Большинство жили в Южной Киргизии, причем им пришлось сталкиваться со строгим надзором, что практически означало лишение свободы. Только в 1956 году хемшилы освободились от надзора, но вернуться в родные края им не дали. В 80-х годах прошлого столетия народ отправил петицию в правительство СССР, чтобы им разрешили переехать в Армению, однако петиция оказалась отвергнута, что было связано с наличием мусульманского населения в Армении. Хемшилы исповедовали христианство, а это могло обернуться серьезным конфликтом. Распад Советского Союза привел к втягиванию народа в грузино-абхазскую войну. Многие из них столкнулись с настоящей дискриминацией в Краснодарском крае. Хемшилы не получали паспортов, не имели прописки, даже не признавались на формальном уровне. Люди оказались вынуждены просить зашиты у Армении, чтобы получить законный статус.

Хемшилы говорят на амшенском диалекте, который относится к армянскому наречию. Большинство армян понимает данный диалект. Примечательной особенностью является использование турецкой письменности. В ряде случаев они также используют кириллицу. Это связано с приверженностью к христианству.

Культура

Престиж хемшилов — рассказы, загадки и анекдоты. Все они основываются на армянской прозе. Другой культурной особенностью можно назвать музыку.

Жизнь

Народ занимается выращиванием кукурузы и чая. Хемшилы стали опытными пчеловодами, традиция пчеловодства насчитывает несколько поколений. Разводят рогатый скот. Проживающие на юге России хемшилы специализируются на выращивании цитрусовых и табака. Довольно редкое занятие для представителей данного региона — разведение тутового шелкопряда. Развито также рыболовство.
Основными видами деятельности горожан является изготовление кондитерских изделий, ресторанный бизнес и транспортные перевозки. В Турции хемшилы прославились в качестве великолепных оружейников.

Хемшил что за нация. Смотреть фото Хемшил что за нация. Смотреть картинку Хемшил что за нация. Картинка про Хемшил что за нация. Фото Хемшил что за нация

В типичном хемшилском ресторане искушенного гурмана вряд ли удивит интерьер. Однако амшенцы научились готовить еду по собственной рецептуре, что сделало их кухню действительно интересной. Например, у них есть собственный путук (особый суп), который отличается уникальным способом приготовления. Каким именно, повара держат в секрете. При этом даже армяне находят во вкусе явные отличия от привычного путука.

Внешность

Путешественники отмечают у хемшилов сходство с турками и армянами. Они выделяются цветом лица и формой носа. Однако не существует точных антропологических исследований, способных охарактеризовать портрет, в котором угадываются черты самых разных народов. В том числе кавказских.

Одежда

Хемшил что за нация. Смотреть фото Хемшил что за нация. Смотреть картинку Хемшил что за нация. Картинка про Хемшил что за нация. Фото Хемшил что за нация

Девушки пользуются платками, которые они повязывают весьма необычным способом. Сами платки похожи на нечто среднее между платком и тюрбаном. Одежда хемшилов соответствует их образу жизни. Народ живет в горной местности, где требуется носить теплую и удобную одежду. Мужчины надевают кафтаны, женщины —безрукавки и платья с широким подолом. На ногах носят сапоги и шаровары. Сейчас даже у сельских жителей можно увидеть современную одежду.

Многие хемшилы называют армян своими братьями. Однако подчеркивают важность Турции, как родной земли. Это удивительное явление, когда происхождение народа так отличается в сравнении с его современной идентификацией. Получается, что хемшилы произошли от одного народа, а живут в самых разных краях. Важно указать, что сейчас амшенцы есть на территории России, Турции и Армении. Однако владение армянским и турецким языками напрямую указывает на их происхождение и одновременно тяготение к конкретным странам.

Видео

Источник

Краткая история Амшена — Хемшилы — чистокровные армяне!

Хемшил что за нация. Смотреть фото Хемшил что за нация. Смотреть картинку Хемшил что за нация. Картинка про Хемшил что за нация. Фото Хемшил что за нация

18-13 века до нашей эры — юго-восточное побережье Черного моря (современное Черноморское побережье Турции) находится в составе государства Хайаса.

8-7 века до нашей эры — в Халдии расселяются греческие колонисты из Македонии, которые основали на морских берегах Халда несколько греческих городов-портов (крупнейший из которых — Трапезунд)

6-2 века до нашей эры — Халдия входит в состав Малой Армении.

2-1 века до нашей эры, вся Малая Армения (включая Халдию) входят в состав Греческого Понтийского царства.

1-5 века — Халдия находится в составе Римской империи.

5-11 века — Халдия входит в состав Византийской империи, в составе которой, то выделяется в отдельную фему (автономию византийского образца), то включается в состав большой армянской фемы Армениакон

Крепость Амшен с его войском контролировали всю территорию провинции Халдия, отчего вся провинция со временем стала именоваться Амшеном (Хемшином).

Амшен составлял восточную часть Трапезундской империи, где свыше 90% населения составляли армяне-амшенцы (потомки древних халдов и воинов Амама Аматуни)

В 1461 году Амшен (как и все Черноморское побережье) были захвачены войском турок-османов.

В начале 1500-ых годов османы провели карательные рейды среди населенных пунктов Амшена. Цель этих рейдов-заставить местных жителей принять Ислам. Часть амшенцев была убита, другая часть бежала в горы на западе. Те, кто остались непосредственно в районах Амшена — были исламизированы.

Так, в результате турецкой военной агрессии, амшенцы в 16 веке разделились на 3 части:

Амшенцы — до геноцида 1876-1915 годов, жили в районах Джаник (Самсун), Трапезунд и Орду. Исповедуют христианство Армянской Апостольской церкви, говорят на армянском языке и осознают себя армянами.

В 1876-1908 годах, в годы султанского правления и русско-турецких войн, османские власти провели ряд «карательных операций» против мирного населения Амшена, исповедовавшего христианство. В результате тысяч амшенцев были убиты. В их домах искусственно заселяли черкесов-мухаджиров, бежавших с Северного Кавказа (территория современного Краснодарского края) от русских войск.

Амшенцы же, вынуждены были покидать свои дома в Трапезундском вилайете и уезжать в пределы Российские, именно в те аулы, откуда приходили потоки черкесских мухаджиров. То есть происходил своего рода обмен населением между Российской и Османской империями.

В 1915 году младотурки организовали геноцид армян в ходе которого все амшенцы-христиане оказались лишены своей Родины и в количестве 75,000 человек бежали в Российскую империю, на территорию современного Краснодарского края и Абхазии.

Однако исламизированной части амшенцев геноцид миновал.

На сегодняшний день, в Краснодарском крае и в Абхазии, живут до 400,000 амшенцев-христиан, они составляют 30% населения Большого Сочи, 35% населения Туапсе, 20% населения Новороссийска и Анапы, 60% населения Сухумского района, свыше 50% населения Гагрского района и тд.

При этом, турецких «исследователей» не смущает ни антропологические особенности хемшил (уж совершенно не похожих на алтайцев, а отличающихся белой кожей и европейскими чертами лицами), ни язык на котором они говорят (многие хемшилы даже не подозревают, что они говорят на том же языке, на котором говорят армяне всего мира).

Путем фальсификаций и искажения истории, Турция хочет окончательно завладеть Анатолией (Армянским нагорьем) — землей, которая турками просто аннексирована и исторически им не принадлежит.

Источник

Важнейшие исторические события

Хемшил что за нация. Смотреть фото Хемшил что за нация. Смотреть картинку Хемшил что за нация. Картинка про Хемшил что за нация. Фото Хемшил что за нация

Хемшилы — «дрейфующее самосознание»

Армянская община Краснодарского края РФ многочисленна и представлена различными субэтническими и этнографическими группами армянского народа, но, пожалуй, наиболее интересная среди них — это субэтническая группа амшенских армян. Во многих аспектах эта группа армянского народа уникальна, она является носителем самобытной культуры и диалекта западных армян. По численности амшенцы самая многочисленная из субэтнических и этнографических групп армянского населения края — около 150000 человек, а в месте с амшенскими армянами Абхазии и Адыгеи — более 200000 человек.

В Краснодарском крае также представлена небольшая этнографическая группа исламизированных армян, турецкая форма их названия – Hemshili (Хемшил), но в качестве самоназвания ими употребляется (эндоэтноним) – Homshenci (Амшенец), большинство исследователей считают их частью общности амшенских армян. Хемшилы (Хомшеци) – все без исключения мусульмане суннитского направления в исламе, представлены двумя группами: Ardileci (Ардилеец) и Turcevanci (Турцеванец).

Хемшилы, также как и амшенские армяне, являются выходцами из области Амшен, расположенной на территории современной Ризейской области Турции (северо-восток Турции). По мнению большинства ученых, которые основываются на данных лингвистики и исторических фактах, на территории Амшенского княжества к XV-XVI вв. из различных групп представителей армянского этноса сформировалась Амшено-Армянская общность со своим вариантом западно-армянского диалекта, самосознанием и использующим в качестве самоназвания эндоэтноним Hamsheci Hay (Амшенский армянин).

С конца XVI в. турецкие власти по отношению к христианам Понта, стали проводить политику насильственной исламизации. По свидетельству христианских источников того времени, следует, что население Амшена в 1630 г. еще оставалось полностью христианским. Приблизительно в середине XVII века, часть населения Амшена, под давлением захватчиков, приняла ислам, другая часть покинула родной край и расселилась по всей территории Понтийского культурного ареала. Эти трагические события привели к распаду амшенской общности на две части: амшенские армяне и амшенцы (хемшилы) – мусульмане, первые сохранили христианскую веру, вторые сохранили свой родной край.

История и генезис оставшегося в Амшене (Хемшине) населения пошли своим путем, процесс ассимиляции, исламизации и потери языка, был более ощутим в «Нижнем Амшене». В горных районах население продолжало говорить на армянском языке, а многие исповедовали христианство, это не устраивало мусульманское духовенство и правителей области, была введена практика притеснения армяноязычного мусульманского населения. Все это, привело к тому, что многие семья, продав дома и земли, стали покидать Амшен (Хемшин) и селиться в районах современной Артвинской области. Таким образом, в конце XVIII начале XIX веков произошло деление амшено-мусульман на две группы: отказавшихся от армянского языка, но оставшихся в Амшене хемшилов и покинувших область армяноязычных хемшилов. В XIX веке армяноязычные Хемшилы населяли восточные районы Трапезундского вилайета, сегодня, это Хопский и Борчхский районы Артвинской области, где в тридцати населенных пунктах проживает 15-20 тысяч хемшилов. Вероятно, по территориальному признаку в XX веке стало принято проживающих в Амшене (Хемшине) хемшилов называть баш-хемшилами, а живущих в Артвинской области хопа-хемшилами.

После утверждения границ между СССР и Турцией в 1921 г., около шести сел: Чарнали, Кориат, Авка, Гонио, Кызылтопрак и Сарпи, с проживающими в них хопа-хемшилами остались в составе СССР (Грузинской ССР, Аджарской АССР). 25 — 26 ноября 1944 г. хемшилы вместе с турками, курдами, лазами и др. народами были высланы из Аджарии в Южную Киргизию, а небольшая их часть в Казахстан.

Начиная с середины 80-х гг. несколько десятков семей хемшилов переселилось из Киргизии в Апшеронский район Краснодарского края, а после узбекско-киргизского конфликта в 1989 г., из Ошской и других областей Киргизии сюда вынужденно переехало более сотни семей хемшилов. В настоящее время, продолжают жить в Кыргызстане около 300 семей и в Казахстане около 200 семей. Таким образом, часть хемшилов, около 5000 человек оказались разбросаны на постсоветском пространстве и оторваны от своих сородичей из Турции на многие годы.

Этот краткий исторический обзор наглядно показал основные этапы истории хемшлов (хомшеци):

а) Исламизация Амшенской области с середины XVII века.
б) В конце XVIII начале XIX веков переселение из Амшена в восточные районы Трапезундского вилайета, армяноязычных хемшилов.
в) После установления границ между Турцией и СССР в 1921 году, часть хешилов (хомшеци) остались в составе Грузинской ССР.
г) 25 — 26 ноября 1944 г. хемшилы вместе с турками, курдами, лазами и др. народами были высланы из Аджарии в Среднюю Азию.
е) В 80-ых годах ХХ века переселение части хемшилов из Средней Азии в Россию.

На сегодняшний день большинство российских хемшилов проживают в Апшеронском районе в следующих населенных пунктах: х. Калинин, пос. Вперед, пос. Ерик, ст. Кубанская. Согласно данным на начало 2005 года их численность составляет 824 человека. Так же в соседнем Белореченском районе в ст. Пшехской проживает более 200 человек, по данным информантов общее их количество 150 семей. Кроме Краснодарского края, на территории РФ хемшилы проживают в Ростовской (Каменский район) – около 30 семей и Воронежской областях (Грибановский район) – примерно 40 семей.

Исследованием и изучением хемшилов Краснодарского края в 1988 г. начал заниматься этнограф из Кубанского Государственного Университета Игорь Кузнецов. В 1997 – 1998 гг. была организована группа этнографов КубГУ (А.Попов, А.Тулумджян, К.Григорян, Д.Бережнова и др.), которая во главе с И.Кузнецовым занималась изучением хемшилов Апшеронского района. В марте и апреле 2001 г. Армянским научным информационно-культурным центром «Амшен» были организованны ряд этнографических экспедиций в составе А.Тулумджян, А.Лейбовский, С.Свердлов. В 2004 г. при содействии центра «Амшен» была проведена встреча историка и общественного деятеля из Еревана Айказуна Алврцяна с лидерами и старейшинами Хемшилов Краснодарского края.

В вопросе этнической идентичности у хемшилов «Хомшеци» Краснодарского края существует двойное и даже тройное самосознание, так называемое «дрейфующее самосознание». Еще в 80-90-х гг. ХХ века в их среде преобладало мнение, что они турки или турки-хемшилы, но уже на стыке двух тысячелетий стало доминировать мнение, что они амшенцы, а некоторые считают себя амшенскими армянами, родственными амшенцам-христианам.

Каким образом произошла данная трансформация за столь короткий срок? Хемшилы Краснодарского края — единственная группа хемшилов, которая соседствует с амшенскими армянами, более того, некоторая их часть проживает в одном населенном пункте х. Калинин Апшеронского района. Конечно, живя в Средней Азии, хемшилы не могли не знать, что «их язык» похож на армянский, но сильное отличие говора от литературного армянского и случайные встречи с носителями армянского языка не давали им возможности осознать свою близость. Тем не менее, в 1966 г. у лидеров хемшилов были контакты с амшенским краеведом Барунагом Торлакяном, при участии которого была организованна их поездка в Армению, с целью поиска места для переселения, но последовавшие события конца 80-х гг. не позволили исполниться этим планам. Нужно добавить, что в 1984 г. первым кто встречался с хемшилами с целью исследования, в период проживания последних в Средней Азии, был журналист из Армении Сергей Вартанян.

После того, как хемшилы поселились рядом с амшенскими армянами, они могли говорить и понимать друг друга. Не смотря на это, осознание родства пришло не сразу, значительные культурные отличия, в первую очередь в религии, доминировали над лингвистическим родством. Свое будущее хемшилы Краснодарского края видели с турками-месхетинцами, с которыми они были сходны верой, общей трагической исторической судьбой и похожими политическими проблемами, касающимися проживания в крае. Общественные лидеры хемшилов в 1994 г. вынашивали планы основания хемшилской общественной организации, но остановились на том, что будут защищать свои права вместе с турками-месхетинцами через общество «Ватан».

После 2002 г. стало ясно, что турки-месхетинцы по программе Госдепартамента США в большинстве своем покидают Краснодарский край, а хемшилы не попадают в эту программу. Не имея других союзников, хемшилские лидеры стали с большим интересом относиться к связям с армянской общественностью. Начался поиск своей идентичности, следствием чего стало ходатайство в институт этнологии им. Миклухи Маклая РАН с просьбой оказать содействие в получении исторической справки, в которой бы подтверждалось этническая самобытность хемшилов. Лидеры хемшилов, с помощью армянских организаций, попытались также зарегистрировать Краевую общественную организацию «Хомшеци», но безуспешно.

Ситуация изменилась и в бытовом сожительстве. Если в конце прошлого века о совместных браках между хемшилами и амшенскими армянами не могло быть и речи, то сегодня они происходят. Обучаясь в одной школе с детьми амшенских армян, хемшилские дети посещают факультативы по изучению армянского языка. Несколько лет назад, при участии Армянского научного информационно-культурного Центра «Амшен», был организован армянский народный танцевальный коллектив «Фуртуна», где выступают вместе дети хемшилов и амшенцев.

Все это говорит о наметившихся сдвигах в культурном диалоге, но нужно быть осторожными при оценке этих событий и понимать всю деликатность происходящих процессов. Культурные связи амшенских армян с хемшилами могут стать тем мостом, через который можно будет стать ближе к нашим соотечественникам армяно-мусульманам.

Ардаваст Тулумджян,
председатель Армянского научного информационно-культурного Центра «Амшен»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *