Химический факультет мгу что сдавать
Перечень экзаменов в МГУ им. Ломоносова 2021-2022 гг.
Предлагаем актуальный перечень предметов для абитуриентов, поступающих на различные факультеты МГУ. Чтобы найти репетитора для подготовки к поступлению, воспользуйтесь услугами преподавателей нашей Ассоциации. Поиск репетиторов осуществляется по нескольким критериям: образование, стаж, станция метро, стоимость и т.п.
Перечень экзаменов в МГУ им. Ломоносова в 2021-2022 гг.
(по данным приемной комиссии МГУ за 2020 год)
Факультет/направление подготовки | Дополнительные вступительные экзамены | предметы ЕГЭ |
Механико-математический факультет | ||
Фундаментальная математика и механика | Математика | русский язык, математика, физика |
Прикладная математика и физика | Математика | русский язык, математика, физика |
Факультет вычислительной математики и кибернетики | ||
Фундаментальная информатика и информационные технологии | Математика | русский язык, математика, информатика, физика |
Прикладная математика и информатика | Математика | русский язык, математика, информатика, физика |
Физический факультет | ||
Астрономия | Физика | русский язык, математика, физика |
Физика | Физика | русский язык, математика, физика |
Химический факультет | ||
Фундаментальная и прикладная химия | Химия | русский язык, математика, физика, химия |
Биологический факультет | ||
Биология | Биология | русский язык, математика, химия, биология |
Экология и природопользование | Биология | русский язык, математика, география, биология |
Факультет почвоведения | ||
Почвоведение | Биология | русский язык, математика, биология, химия |
Экология и природопользование | География | русский язык, математика, биология, география |
Геологический факультет | ||
Геология | Математика | русский язык, математика, физика |
Географический факультет | ||
Картография и геоинформатика | География | русский язык, география, математика |
География | География | русский язык, география, математика |
Гидрометеорология | География | русский язык, география, математика |
Экология и природопользование | География | русский язык, география, математика |
Туризм | История | русский язык, история, обществознание |
Факультет наук о материалах | ||
Химия, физика и механика материалов | Математика | русский язык, математика, физика, химия |
Факультет фундаментальной медицины | ||
Лечебное дело | Химия | русский язык, математика, химия, биология |
Фармация | Химия | русский язык, математика, химия, биология |
Исторический факультет | ||
История | История | русский язык, иностранный язык, история |
История искусства | Творческий конкурс (письменно и устно) | русский язык, иностранный язык, история |
Филологический факультет | ||
Филология (отделение русской филологии) | Литература | русский язык, литература, история |
Филология (отделение зарубежной филологии) | Литература | русский язык, литература, иностранный язык |
Фундаментальная и прикладная лингвистика | Иностранный язык | русский язык, математика, иностранный язык |
Философский факультет | ||
Философия | Обществознание | русский язык, история, обществознание |
Религиоведение | История | русский язык, история, обществознание |
Культурология | Обществознание | русский язык, история, обществознание |
Реклама и связи с общественностью | Обществознание | русский язык, история, обществознание |
Политология | История | русский язык, история, обществознание |
Экономический факультет | ||
Экономика | Математика | русский язык, математика, иностранный язык |
Менеджмент | Математика | русский язык, математика, обществознание |
Юридический факультет | ||
Юриспруденция | Обществознание | русский язык, история, обществознание |
Факультет журналистики | ||
Журналистика | Творческий конкурс (письменно и устно) | русский язык, литература, иностранный язык |
Факультет психологии | ||
Клиническая психология | Биология | русский язык, математика, биология |
Психология служебной деятельности | Биология | русский язык, математика, биология |
Педагогика и психология девиантного поведения | Обществознание | русский язык, математика, обществознание |
Институт стран Азии и Африки | ||
Востоковедение и африканистика | История | русский язык, история, иностранный язык |
Социологический факультет | ||
Социология | Обществознание | русский язык, обществознание, математика |
Менеджмент | математика | русский язык, обществознание, математика |
Факультет иностранных языков и регионоведения | ||
Лингвистика | Иностранный язык | русский язык, история, иностранный язык |
Регионоведение России | Иностранный язык | русский язык, история, иностранный язык |
Зарубежное регионоведение | Иностранный язык | русский язык, история, иностранный язык |
Культурология | Иностранный язык | русский язык, обществознание, иностранный язык |
Перевод и переводоведение | Иностранный язык | русский язык, история, иностранный язык |
Факультет биоинженерии и биоинформатики | ||
Биоинженерия и биоинформатика | Математика | русский язык, математика, химия, биология |
Факультет фундаментальной физико-химической инженерии | ||
Прикладная математика и физика | Математика | русский язык, математика, физика |
Фундаментальная и прикладная химия | Химия | русский язык, математика, физика, химия |
Высшая школа государственного аудита | ||
Юриспруденция | Обществознание | русский язык, обществознание, история |
Экономика | Математика | русский язык, математика, обществознание |
Высшая школа телевидения | ||
Телевидение | Творческий конкурс(письменно и устно) | русский язык, литература, история |
Высшая школа современных социальных наук | ||
Социология | Обществознание | русский язык, математика, обществознание |
Менеджмент | Обществознание | русский язык, математика, обществознание |
Факультет политологии | ||
Политология | История | русский язык, история, иностранный язык |
Конфликтология | Обществознание | русский язык, история, обществознание |
Факультет искусств | ||
Изящные искусства | Творческий конкурс (письменно и устно) | русский язык, литература, история |
Факультет государственного управления | ||
Политология | История | русский язык, история, обществознание |
Менеджмент | Математика | русский язык, математика, иностранный язык |
Управление персоналом | Математика | русский язык, математика, иностранный язык |
Государственное и муниципальное управление | Математика | русский язык, математика, иностранный язык |
Высшая школа бизнеса | ||
Менеджмент | Математика | русский язык, математика, обществознание |
Факультет мировой политики | ||
Международные отношения | История | русский язык, иностранный язык, история |
Московская школа экономики | ||
Экономика | Математика | русский язык, математика, обществознание |
Факультет глобальных процессов | ||
Международные отношения | История | русский язык, иностранный язык, история |
Высшая школа перевода | ||
Перевод и переводоведение | Иностранный язык | русский язык, история, иностранный язык |
Лингвистка | Иностранный язык | русский язык, история, иностранный язык |
Высшая школа управления и инноваций | ||
Инноватика | математика | математика, физика, русский язык |
Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере | ||
Продюсерство | Творческий конкурс (письменно и устно) | литература, иностранный язык, русский язык |
Менеджмент | математика | математика, иностранный язык, русский язык |
Биотехнологический факультет | ||
Биология | биология | биология, математика, химия, русский язык |
Биотехнология | биология | биология, математика, химия, русский язык |
5 причин, почему надо искать репетитора у нас
Как готовиться к ДВИ по химии в МГУ
Чем поможет математика и как готовиться самостоятельно
Изначально дополнительное вступительное испытание по химии в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова сдавали устно, но с 1990 года экзамен стал письменным — для большей объективности оценки. ДВИ по химии обязательно для абитуриентов трёх факультетов: факультета фундаментальной медицины, химии и физико-химической инженерии.
Последние несколько лет экзамен состоит из 10 заданий. Они охватывают темы школьного курса химии, но требуют более глубоких знаний. На выполнение работы отводится 4 часа. С собой можно принести ручку и непрограммируемый калькулятор. Справочные материалы «Периодическая система химических элементов», «Растворимость оснований, кислот и солей в воде», «Ряд стандартных электродных потенциалов» предоставляются.
Задания экзамена расположены в порядке увеличения сложности, но темы не закреплены так жёстко, как в ЕГЭ, ведь ни кодификатора, ни спецификации по ДВИ нет.
Помимо знания разных разделов химии: общей, органической и неорганической, физической, выпускнику необходимо понимать, как протекают химические реакции и мыслить самостоятельно и уметь учиться.
Не стоит приходить на экзамен без подготовки. Шансы на успех высоки у тех, кто выполнял задания ДВИ прошлых лет и знает математику. На экзамене по химии пригодится умение решать квадратные уравнения и системы, а также устный счёт.
В процессе подготовки к ДВИ у школьников возникают вопросы «верно ли я решаю?», «так ли я рассуждаю?» и здесь помощь преподавателя будет очень кстати. По вопросам и ошибкам ученика преподаватель быстро поймёт, каких знаний и умений не хватает абитуриенту, и предложит тренировочные упражнения или теоретический материал. С преподавателем учащиеся за короткое время могут повторить темы, которые могут встретиться на экзамене и отработать практические навыки решения заданий.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Кругом одна химия: как химфак МГУ строит бизнес и борется с фобиями
К руководителю химфака МГУ — члену-корреспонденту РАН Степану Калмыкову — очередь из журналистов. Опасен ли обнаруженный при строительстве шоссе в Москве радиоактивный отвал? Можно ли спасти загрязненную нефть из «Дружбы»? Когда в России появятся левитирующие поезда? Сегодня все эти вопросы адресованы специалистам-химикам, которые оказались на острие технологического прогресса. И.о. декана химфака рассказал «Инвест-Форсайту», каково это — быть в авангарде науки и бизнеса.
Россия — пока страна дженериков
— Степан Николаевич, как химфак МГУ включен в инновационную экосистему России?
— Инновационный цикл начинается с подготовки квалифицированных кадров, поэтому, конечно, Московский университет как учебное заведение участвует в инновационном развитии страны. Ежегодно на химический факультет мы принимаем больше 250 человек, причем большую часть — на бюджетные места. Из-за специфического набора вступительных испытаний (надо одновременно сдавать ЕГЭ по физике и химии) конкурс меньше, чем на многих факультетах МГУ: около трех человек на место, но по востребованности наши выпускники сегодня в лидерах. По опросам экс-студентов нашего факультета 2014–2018 годов выпуска, две трети идут в аспирантуру, а среди остальных больше 80% работают по специальности. Отчасти востребованность нашего образования подтверждает то, что химфак — на первом месте в Университете по привлеченным внебюджетным средствам. Государство, от которого мы получаем госзадание, финансирует нашу работу примерно на 30-40%. Остальное — деньги научных институтов развития, например Российского фонда фундаментальных исследований, Российского научного фонда, программы мегагрантов. Внебюджет формируют также «поисковые» деньги от Министерства науки и высшего образования, которые идут на прикладные исследования через Федеральную целевую программу «Исследования и разработки». Наконец, бизнес заказывает у нас те или иные научные работы. Некоторые компании на аутсорсинге развивают с нами совместные лаборатории.
— Как часто бизнес обращается к вам с какими-то заказами, компании какого профиля заинтересованы в сотрудничестве?
— Приведу несколько примеров крупных проектов, которые осуществляет химический факультет МГУ в сотрудничестве с постоянными партнерами. Одно из самых востребованных и экономически растущих направлений — это сельскохозяйственная химия: удобрения и средства защиты растений. С основными игроками этого рынка — компаниями «Уралхим», «Еврохим», «Фосагро», «Август» — у нас долгосрочные контракты. Скажем, три года назад наши сотрудники разработали новую технологию производства карбамида для компании «Уралхим» — это широко освещалось в СМИ.
Другой пример связан с фармакологическим бизнесом. Россия, к сожалению, — страна дженериков, но государство развивает различные целевые программы, которые в том числе стимулируют создание собственных больших фармацевтических производств. Сразу несколько наших кафедр — органической химии, медицинской химии и тонкого органического синтеза, химии нефти и органического катализа, энзимологии и химии природных соединений в виде отдельных групп и лабораторий участвуют в направлениях, связанных с фармацевтикой.
— Вероятно, и разработки кафедры, которую вы возглавляете — радиохимии, востребованы?
Третье направление связано с ядерным наследием. В России множество старых предприятий, реакторов, которые уже отслужили свое, и их нужно эффективно, то есть недорого и экологично, вывести из эксплуатации. Очистка загрязненных почв, безопасное обращение с металлоломом, с какими-то конструкционными материалами — это очень масштабная задача, которая обозначена в федеральных целевых программах по радиационной безопасности и, соответственно, на эти работы тоже большой спрос. Именно здесь пригодятся опыт и компетенции сотрудников химфака, их разработки будут потом использоваться в промышленном масштабе.
Разговор на птичьем языке
— Одно дело разработать, другое — внедрить…
— Да, и здесь мы сталкиваемся с национальной проблемой: в России есть предприятия, которые могут потреблять новейшие технологии, но им для этого нужны высококвалифицированные инженеры, например те, кто способен работать на современных аддитивных станках и владеет технологиями 3D-печати. Таких просто нет: это сложное наследие 1980-х и 1990-х годов, когда фактически была разрушена система инженерного образования, поэтому приходится с нуля создавать учебные программы среднего образования.
В рамках проекта «Композитная долина» в Тульской области МГУ, РХТУ и НПО «Унихимтек» — дочка химфака — поддерживают создание колледжа. Результатом этого тройного взаимодействия должна стать магистерская программа, по которой будут готовить основной трудовой ресурс «Композитной долины».
Таких примеров достаточно много: мы сейчас разрабатываем магистерские программы для высокотехнологичных компаний. Все они сталкиваются с тем, что на одном предприятии работают очень хорошие специалисты в области, например, радиохимии, и высококлассные менеджеры, но первые и вторые не понимают друг друга, как будто говорят на птичьем языке. Мы придумали, как это непонимание устранить — предложили проект для «Росатома», он нашел поддержку и в ближайшие несколько лет будет осуществлен… Речь идет о магистерской программе, где одновременно развиваются компетенции по естественным и инженерным наукам и по основам менеджмента больших инфраструктурных проектов. То есть это своеобразное MBA в области ядерной инфраструктуры. На выходе мы получаем специалистов, которые в состоянии управлять большими проектами, в том числе за рубежом, так как программа англоязычная.
— Вы упомянули «дочку» химфака. Как часто вообще появляются стартапы в факультетской среде?
— «Унихимтек» — успешная компания, которая занимается новыми композитными материалами и является основным подрядчиком по созданию композитного крыла для российского авиалайнера МС-21. Ее сложно назвать стартапом: это средний по масштабам бизнес со своими производственными мощностями. В целом на химфаке не так много рождается предприятий, зато те, что появляются, очень востребованы. Например, прямо во дворе кафедры в одном из корпусов находится компания, которая занимается тест-системами для диагностики различных заболеваний. Основные потребители этих сенсорных материалов — лаборатории типа «Инвитро» и клиники. Это простые с точки зрения реализации методы, когда достаточно капнуть ту или иную биологическую жидкость на пластинку и по изменению каких-то параметров, скажем, окраски, судить о наличии заболевания или о стадии его развития.
Еще хотел бы заметить, что на химфаке учиться достаточно сложно: очень много математики, очень много физики, то есть образование по-настоящему фундаментальное. Поэтому многие люди, которые заканчивали химфак, особенно в 1980-90-е годы, когда в химию было сложнее намного устроиться, стали успешными предпринимателями в самых разных областях. Выходцем с химфака является Борис Ким, сооснователь и председатель Совета директоров компании Qiwi. Наш выпускник — Александр Даванков, стоявший у истоков «Фаберлик». Я уже не говорю про члена списка Forbes Григория Березкина…
Искусственные кости и левитирующие поезда
— Сегодня много информации о новых материалах, которые изменят целые индустрии. Расскажите, пожалуйста, о разработках факультета.
— На химфаке очень сильная кафедра неорганической химии, она связана с новым факультетом, который из нее вырос — это факультет наук о материалах. Они работают в том числе с медицинской темой — разрабатывают костные импланты, которые можно создать на 3D-принтере, внедрить в кости, где они легко приживаются, за счет пористой структуры обрастают сосудами и мышечной тканью. Сейчас у химфака есть контракты на научно-исследовательские работы от Федерального медико-биологического агентства, в ведении которого находится спортивная медицина и медицина катастроф.
Еще одно направление — разработка сенсорных систем для определения, например, опасных технологических компонентов в нефтепродуктах или в серосодержащих соединениях. Сегодня это можно делать без применения громоздкого оборудования, а на месте с помощью Laboratory-on-chip (лаборатория на чипе) — совсем небольшого устройства, которое позволяет проводить экспресс-диагностику.
Кстати говоря, именно наши специалисты совместно с коллегами из Российской академии наук проводили анализ грязной нефти в истории с «Транснефтью» — выявили загрязнитель, его содержание, точку, где произошел вброс… Теперь важнейшая задача — как рентабельно перерабатывать эту нефть, учитывая ее большие объемы.
Еще одна популярная тема — сверхпроводящие материалы. У стенда одной из наших компаний — SuperOx — всегда аншлаг: они обычно демонстрируют левитирующий поезд, который фактически летит над рельсами. Пока это макет, но выход в реальное производство — вопрос ближайшего будущего. А другая разработка компании уже установлена на подстанции в Мневниках — это токоограничитель на сверхпроводниках, который позволяет избежать веерных отключений. Наши новые материалы меняют будущее транспортной отрасли, способы передачи энергии. Излишне говорить, что есть материалы особого назначения, например для токамаков. Одним словом, направление сверхпроводников очень активно у нас развивается — тоже такая очень успешная кафедра, которая много контактов имеет с реальным сектором экономики.
— И никакие санкции не страшны?
— В санкциях есть и позитивный, и негативный аспекты. Позитивный аспект заключается в том, что это стимулирует национальное развитие и создание новых технологий. Причем государство поворачивается лицом к производителям, делает им преференции. Мы видим, как многие секторы экономики растут именно за счет этого, например сельское хозяйство. Негативный эффект тоже абсолютно однозначный: санкции выводят Россию из глобальной среды технологического развития, то есть лишают доступа к современным технологиям, которые разрабатывались десятилетиями, к передовому оборудованию… Приходится велосипед изобретать, а для этого не всегда есть компетенции и время.
— В каких областях российская химическая школа может совершить прорывы в ближайшее время?
— Первое — это, конечно, органическая химия и то, что называется тонкий органический синтез. Без него невозможно развитие фарминдустрии, создание новых полимерных материалов. Речь идет о малотоннажной химии и продуктах с высокой добавленной стоимостью. Наши очень серьезные компетенции — мы можем собирать молекулы с атомарной точностью. Изменив какую-то небольшую часть молекулы, мы получаем принципиально новые свойства вещества.
Очень хорошие компетенции у российских ученых в области квантовой химии: мы умеем без проведения дорогостоящих и сложных экспериментов, исходя только из суперкомпьютерного моделирования, предсказывать свойства очень многих соединений. На любой из наших кафедр считается неприличным не иметь специалиста или научной группы, связанных с квантовой химией, и не только потому что это стало модным, а потому что это сильно экономит ресурсы и время химиков в лаборатории: не надо синтезировать тысячи соединений, чтобы найти самое подходящие, если можно заранее с помощью ИИ выбрать десять, обладающих нужными свойствами, и работать только с ними.
— Как факультет взаимодействует с инвестиционными фондами?
— Со многими фондами мы контактируем и взаимодействуем. Уже осуществляли проекты для Фонда инфраструктурных и образовательных проектов, входящего в структуру «Роснано». В том числе была очень успешная программа для частного бизнеса по ядерной медицине — мы готовили ребят для работы в центрах позитронной эмиссионной томографии.
У нас несколько молодых компаний, которые были созданы при участии Фонда содействия малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Кстати, с Иваном Михайловичем Бортником я очень хорошо знаком, и сейчас мы помогаем фонду с экспертизой химических проектов, участвуем в разработке так называемого экологического портфеля школьника.
Кроме того, и химфак, и Университет в целом активно работает с Российской венчурной компанией, а также с другими фондами, как напрямую, так и через специально созданную для этого компанию «Иннопрактика».
Отходы бытовые и ядерные
— Про химию мусора хочется поговорить, участвуете ли как-то в этой проблеме?
— Сегодня мусор — это боль уже не с химической точки зрения, а с технологической. В Швеции перерабатывается 98-99% мусора — перерабатывается не просто для захоронения, а с получением каких-то полезных продуктов, например биотоплива, полимеров, стекла. Мне сложно сказать, когда такие технологии могут прижиться в нашей стране. Но, вероятно, без государственного стимулирования не обойтись — может быть, путем субсидирования, созданием каких-то государственных компаний удастся перенести эти технологии и в Россию.
— На повестке дня ситуация с обнаружением радиоактивных отвалов на стройке недалеко от Коломенского. Стоит ли волноваться москвичам, и возможно ли появление подобных точек на карте?
— Точки иногда находятся: при любой застройке происходит обязательное обследование территории, и далеко не только на радиоактивность, а вообще на все возможные токсиканты. По правилам должна идти пошаговая съемка, нужно отбирать пробы почвы. К примеру, в Санкт-Петербурге на Васильевском острове бывшая территория химического института несколько лет огорожена, и застройка там пока не началась, потому что в почве были найдены отравляющие химические вещества, и идут работы по очистке.
Что касается Коломенского, то это далеко не самый сложный обнаруженный объект ядерного наследия. Там выявлены природные радионуклиды: уран, торий, радий-226, их содержание повышенное, но у нас в «Росатоме», в НПО «Радон», есть технологии обращения с такими отходами. План работ по этой территории давно разработан, идет плановое изъятие загрязненного грунта, его переработка, изоляция — это достаточно рутинная процедура. Игру на радиофобии используют различные активисты. Но нет худа без добра: это хороший повод кусочек территории Москвы очистить. Мне кажется, здесь вопрос простой и, в общем, достаточно легко может быть решен.
— Насколько, по-вашему, сильна химофобия?
— Очень сильна! И это мнение стабильно. Наверняка в транспорте, по телевизору вы сами не раз слышали: «Это все химия!» — и всегда с негативным оттенком. Но все, что нас окружает, — это химия, и она делает нашу жизнь комфортной, более продолжительной, лечит от болезней. Да, среди химических веществ есть отравляющие, взрывчатые, радиоактивные, но выявить влияние только одного фактора на здоровье человека очень сложно: нельзя вычесть то, что мы едим, пьем, чем мы дышим и лечим, какую одежду носим. Да и стресс наконец… Другое дело, что по всем факторам надо работать по принципу ALARA (As Low As Reasonably Achievable) и добиваться минимальных показателей, в том числе по факторам ионизирующих излучений.
Беседовала Анна Орешкина
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»