Химия 8 класс что такое степень окисления
Химия 8 класс что такое степень окисления
Ключевые слова конспекта: степень окисления химических элементов.
Атом в целом электронейтрален. Однако при образовании химических связей с атомами других элементов атом, как правило, приобретает частичный заряд. Например, при образовании ковалентной полярной связи между атомами водорода и хлора одноэлектронное s-облако атома водорода перекрывается одноэлектронным р-облаком атома хлора:
При этом общая электронная пара смещается в сторону более электроотрицательного атома хлора, но электрон атома водорода перейдет к атому хлора лишь частично, формируя тем самым частичные заряды атомов δ:
Если общую электронную пару в молекуле хлороводорода полностью «передать» атому хлора, то атом хлора «получит» назад собственный электрон и электрон от атома водорода, принимающий участие в ковалентной связи. Электрон атома водорода сформирует на атоме хлора отрицательный заряд, равный —1. А атом водорода, «потерявший» свой электрон, в этом случает приобретает заряд, равный +1. Эти заряды условны, их называют степенью окисления (СО).
Принято условно считать, что в соединениях с ковалентными полярными связями общие электронные пары полностью переходят к более электроотрицательному атому, а потому такие соединения состоят только из положительно и отрицательно заряженных ионов.
СО может иметь отрицательное, положительное или нулевое значения. Значения СО принято записывать сверху над символами элемента, при этом вначале указывается знак условного заряда, а затем его величина:
При определении СО элемента в химическом соединении необходимо учитывать, что:
При рассмотрении неорганических соединений, большинство из которых имеет ионное строение, обычно используют понятие степень окисления, а в органической химии, где большинство соединений имеют молекулярное строение, как правило, используют понятие валентность.
Пример Пример. Определить СО марганца в соединении K2MnO4.
Пользуясь правилом электронейтральности вещества, составляем уравнение:
(+1) • 2 + х + (–2) • 4 = 0;
х = 8 – 2 = 6.
Таким образом, СО марганца +6:
Конспект урока «Степень окисления химических элементов».
Темы, связанные с настоящим конспектом:
Валентность и степень окисления
Валентность
Определяют валентность по числу связей, которые один атом образует с другими. Для примера рассмотрим две молекулы
Для определения валентности нужно хорошо представлять графические формулы веществ. В этой статье вы увидите множество формул. Сообщаю вам также о химических элементах с постоянной валентностью, знать которые весьма полезно.
В электронной теории считается, что валентность связи определяется числом неспаренных (валентных) электронов в основном или возбужденном состоянии. Мы касались с вами темы валентных электронов и возбужденного состояния атома. На примере фосфора объединим эти две темы для полного понимания.
Подавляющее большинство химических элементов обладает непостоянным значением валентности. Переменная валентность характерна для меди, железа, фосфора, хрома, серы.
Степень окисления
Численно степень окисления равна условному заряду, который можно приписать атому, руководствуясь предположением, что все электроны, образующие связи, перешли к более электроотрицательному элементу.
Зная изменения электроотрицательности в периодах и группах периодической таблицы Д.И. Менделеева, можно сделать вывод о том какой элемент принимает «+», а какой минус. Помогают в этом вопросе и элементы с постоянной степенью окисления.
Самостоятельно определите степени окисления атомов в следующих веществах: RbOH, NaCl, BaO, NaClO3, SO2Cl2, KMnO4, Li2SO3, O2, NaH2PO4. Ниже вы найдете решение этой задачи.
Сравнивайте значение электроотрицательности по таблице Менделеева, и, конечно, пользуйтесь интуицией 🙂 Однако по мере изучения химии, точное знание степеней окисления должно заменить даже самую развитую интуицию 😉
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Блиц-опрос по теме Валентность и степень окисления
Степень окисления
Темы кодификатора ЕГЭ: Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.
Степень окисления – это вспомогательный условный заряд атома элемента в соединении, вычисленный из предположения, что все соединения состоят из ионов (все полярные связи – ионные).
Что значит «условный заряд»? Мы просто-напросто договариваемся, что немного упростим ситуацию: будем считать любые полярные связи полностью ионными, и будем считать, что электрон полностью уходит или приходит от одного атома к другому, даже если на самом деле это не так. А уходит условно электрон от менее электроотрицательного атома к более электроотрицательному.
Наверняка, у вас возник вопрос — зачем же придумывать то, чего нет? Это не коварный замысел химиков, все просто: такая модель очень удобна. Представления о степени окисления элементов полезны при составлении классификации химических веществ, описании их свойств, составлении формул соединений и номенклатуры. Особенно часто степени окисления используются при работе с окислительно-восстановительными реакциями.
Степени окисления бывают высшие, низшие и промежуточные.
Высшая степень окисления равна номеру группы со знаком «плюс».
Низшая определяется, как номер группы минус 8.
И промежуточная степень окисления — это почти любое целое число в интервале от низшей степени окисления до высшей.
Для нахождения степеней окисления используют следующие правила :
Примеры :
Задание: определите степени окисления элементов в молекуле дихромата калия: K2Cr2O7.
В бинарных соединениях более электроотрицательный элемент характеризуется отрицательной степенью окисления, менее электроотрицательный – положительной.
Обратите внимание, что понятие степени окисления – очень условно! Степень окисления не показывает реальный заряд атома и не имеет реального физического смысла. Это упрощенная модель, которая эффективно работает, когда нам необходимо, например, уравнять коэффициенты в уравнении химической реакции, или для алгоритмизации классификации веществ.
Степень окисления – это не валентность! Степень окисления и валентность во многих случаях не совпадают. Например, валентность водорода в простом веществе Н2 равна I, а степень окисления, согласно правилу 1, равна 0.
Это базовые правила, которые помогут Вам определить степень окисления атомов в соединениях в большинстве случаев.
В некоторых ситуациях вы можете столкнуться с трудностями при определении степени окисления атома. Рассмотрим некоторые из этих ситуаций, и разберем способы их разрешения:
Потренируемся определять степень окисления атомов в органических соединениях. Для этого необходимо нарисовать полную структурную формулу атома, и выделить атом углерода с его ближайшим окружением — атомами, с которыми он непосредственно соединен.
Урок по теме: «Степень окисления»(8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Место проведения урока: МОУ “ Буранная СОШ им.В.М. Волынцева ”
Преподаватель: Азанбаева Гулзада Жумабековна
Тема урока: Степень окисления
Создать условия для формирования понятия степень окисления, самостоятельного определения учащимися необходимых условий и порядка действий для определения степени окисления эллемента по химической формуле.
Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку целей урока, деятельности в группе; преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно контролировать время, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Воспитательные: Способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения, организовывать совместную деятельность в группе, осуществлять взаимный контроль.
Планируемые результаты урока
Предметные : определение понятия «степень окисления», уметь определять степень окисления по формуле вещества, состоящего из двух и трёх химических элементов
Метапредметные : уметь получать информацию из разных источников, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе; уметь использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
Личностные : формирование познавательного интереса, самоконтроль для достижения положительного результата при индивидуальной и групповой работе.
УУД: Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);
Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Тип урока: комбинированный урок.
План изучения нового материала:
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Изучение нового материала.
Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов урока).
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Учитель предлагает вспомнить
— типы химической связи (ковалентная неполярная и полярная);
— что такое электроотрицательность, как она изменяется в периодах, в главных подгруппах,
— ионная связь, что такое ионы, какие они бывают по заряду;
— определение формулы вещества
и предлагает определить тип х.с. для следующих веществ: Н2; НСl; NaCl; Са
Далее учитель даёт задание: определить заряды атомов в соединениях.
Этап 3 . Восприятие и осмысление учащимися нового материала
1. Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения (и ионные, и ковалентные полярные) состоят из ионов.
2. С.О. положительная “+” и отрицательная “-” ставится над знаками элементов перед цифрами, в том числе и единицей.
. Степень окисления свободных атомов и простых веществ равна 0: (Zn 0 ;Mg 0 )
. Суммарная степень окисления всех атомов в молекуле равна 0.
. Высшая степень окисления элемента равна (+№ группы).
. Элементы в высшей степени окисления могут только принимать электроны
. Элементы в низшей степени окисления могут только отдавать электроны
. Элементы в промежуточной степени окисления могут и принимать, и отдавать электроны.
. Определить степени окисления элементов в веществах: Na2O; O2; H2SO4; N2; S; H2O; Al; Cu; HNO3; F2; Ca.
. Подчеркнуть бинарные соединения.
(указывается в скобках римской цифрой)
элементы I-А, II-А, III-А– группы
Бинарные соединения (“би” – два) – состоят из двух химических элементов.
В соединениях на первом месте пишется элемент (или частица) с положительной степенью окисления, а на втором — с отрицательной с.о.
Алгоритм определения степеней окисления по формуле:
. Умножить эту С.О. на индекс атома (или группы) (– 2 * 5 = – 10);
. Полученное число разделить на индекс второго элемента (или группы) (– 10 / 2 = – 5);
Упражнение (уч-ся по одному выходят к доске)
-Вам удалось выполнить задание?
-Не возникло ли у вас трудностей?
— Если да, то в чём они заключаются?
Этап 4 Закрепление пройденного:
Задание для сильных уч-ся: решить тест
1.Степень окисления магния в формуле MgO
2. Степень окисления кислорода в оксидах
3. Степень серы в сульфидах
4.Формула оксида азота (IV)
5. Формула СО2 имеет название
1. На уроке я узнал ….
2. На уроке я научился
3. Сегодня мне удалось
4.При подготовке домашнего задания мне надо обратить внимание на ….
1.Выучить определение степени окисления
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Таблица окисления химических элементов (8 класс, химия)
Чтобы определить условный заряд атомов в окислительно-восстановительных реакциях, используют таблицу окисления химических элементов. В зависимости от свойств атома элемент может проявлять положительную или отрицательную степень окисления.
Что такое степень окисления
Условный заряд атомов элементов в сложных веществах называется степенью окисления. Значение заряда атомов записывается в окислительно-восстановительных реакциях, чтобы понять, какой элемент является восстановителем, а какой – окислителем.
Степень окисления взаимосвязана с электроотрицательностью, которая показывает возможность атомов принимать или отдавать электроны. Чем выше значение электроотрицательности, тем больше способность атома отнимать электроны в реакциях.
Рис. 1. Ряд электроотрицательности.
Степень окисления может иметь три значения:
Например, степени окисления в реакции натрия с хлором выглядят следующим образом:
2Na0 + Cl20 → 2Na+1Cl-1
В реакции металлов с неметаллами металл всегда является восстановителем, а неметалл – окислителем.
Как определить
Существует таблица, в которой указаны все возможные степени окисления элементов.
Название
Символ
Степень окисления
1, 0, +1, +3, +5, +7, редко +2 и +4
Или использовать на уроках этот вариант таблицы.
Рис. 2. Таблица степеней окисления.
Кроме того, степени окисления химических элементов можно определить по периодической таблице Менделеева:
Рис. 3. Таблица Менделеева.
Второе правило не работает для щелочных и щелочноземельных металлов, которые всегда имеют одну положительную степень окисления, равную номеру группы. Исключения составляют магний и бериллий (+1, +2). Также постоянную степень окисления имеют:
Остальные металлы имеют непостоянную степень окисления. В большинстве реакций выступают в качестве восстановителя. В редких случаях могут быть окислителями с отрицательной степенью окисления.
Что мы узнали?
Из урока 8 класса узнали о степени окисления. Это условная величина, показывающая, сколько электронов может отдать или принять атом в ходе химической реакции. Значение связано с электроотрицательностью. Окислители принимают электроны и имеют отрицательную степень окисления, восстановители отдают электроны и проявляют положительную степень окисления. Большинство металлов – восстановители с постоянной или переменной степенью окисления. Неметаллы могут проявлять свойства окислителя и восстановителя в зависимости от вещества, с которым реагируют.