Химия 8 класс таблица что делали что наблюдали вывод
Ответ на Параграф 25 Практическая работа №3 из ГДЗ по Химии 8 класс: Рудзитис Г.Е.
Условие
Практическая работа 3
Получение и свойства кислорода
повторите правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
1. Получение и собирание кнаюрола
а) Соберите прибор, как показано на рисунке 25 (с. 73). и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте перманганат калия примерно на 1/4 её объёма и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирку н лапке штатива гак. чтобы коней газоотводной трубки почти доходил до дна стакана или цилиндра, и которой будет собираться кислород.
В пламени спиртовки сначала обогрейте всю пробирку, а затем нагревайте ее дно.
Полноту заполнения стакана (цилиндра) кислородом проверяйте тлеющей лучинкой. Как только сосуд наполнится кислородом, закройте его картоном или стеклянной пластинкой.
б) Соберите прибор, как показано на рисунке 26 (с. 74), и проверьте его на герметичность. В сосуд с водой опрокиньте пробирку с водой (или цилиндр, закрытый стеклянной пластинкой). Затем пробирку (цилиндр) с бодой наденьте на конец газоотводной трубки и шире войте пробирку с перманганатом калия. Когда сосуд заполнится кислородом, закройте его иод водой стеклянной пластинкой.
2. Горение в кислороде угля и серы
а) Положите в железную ложечку кусочек древесного угля и раскалите его в пламени спиртовки. Затем ложечку с тлеющим утлем внесите в сосул с кислородом и наблюдайте з» происходящим. Кош горение прекратится, илейте в сосуд немного известковой воды и взболтайте. Почему известковая вода мутнеет’ Запишите уравнение реакции юрения угля.
б) В железную ложечку положите кусочек серы и подожгите ею в пламени спиртовки. (Опыт провозится в вытяжном шкафу!) Понаблюдайте, как сера горит на воздухе. Затем поместите горящую серу в сосуд с кислородом. Как изменилось атамя? Почему? Запишите уравнение реакции юрения серы.
3. Отчёт о работе оформите в зиле таГшшы (см. § 5).
Что делали
Собрали установку как на рисунке, полноту заполнения стакана кислородом проверяли, вводя в него тлеющую лучинку.
Собрали установку как на рисунке, методом вытеснения воды наполнили пробирку кислородом.
Раскалили в пламени спиртовки древесный уголь, внесли его в пробирку с кислородом. Затем наполнили пробирку известковой водой и взболтали.
Подожгли кусочек серы в пламени спиртовки. Затем внесли серу в пробирку с кислородом.
Что наблюдали
Через некоторое время после начала реакции тлеющая лучина, введенная в стакан, загоралась.
По мере образования кислорода уровень воды в пробирке опускался.
Уголь горит в кислороде. Известковая вода помутнела.
Сера горит на воздухе медленно, в кислороде – интенсивно, синим пламенем. При этом появляется резкий запах.
Выводы
Получить кислород в лаборатории можно разложением перманганата калия:
О выделении кислорода можно судить по воспламеняющейся лучине (кислород поддерживает горение).
Кислород – газ, поэтому с увеличением его концентрации в пробирке возрастает давление, в результате чего, кислород вытесняет воду, наполняя пробирку.
Уголь горит в кислороде с образованием углекислого газа.
Помутнение известковой воды – качественная реакция на углекислый газ, что подтверждает, что горение угля происходит согласно этому уравнению реакции.
В воздухе концентрация кислорода небольшая – всего 21%. Поэтому сера горит в чистом кислороде гораздо интенсивнее.
Появление резкого запаха свидетельствует об образовании оксида серы (IV) в процессе горения серы в кислороде.
Практические работы за 8–9-е классы по темам: «Получение кислорода и изучение его свойства», «Получение водорода и его сжигание», «Обобщение сведений о классах неорганических соединений»
Разделы: Химия
Практическая работа №1 9-й класс.
Получение кислорода и изучение его свойств.
Приборы: пробирки, газоотводная трубка, стакан химический, ложечка для сжигания, стеклянная пластина, вата, пробка, сухое горючее, спички.
Реактивы: Перманганат калия, сосуд с водой, уголь.
Знакомство с инструкцией №1, №7.стр51.
Ход работы:
1. В пробирку с перманганатом калия положим комок ваты и закроем пробкой с газоотводной трубкой и проверим прибор на герметичность. Для этого, опустим газоотводную трубку в воду, нагреем ладонью пробирку. Если прибор герметичный, то из газоотводной трубки выйдет пузырек воздуха.
2.Закрепим пробирку в штативе в горизонтальном положении. Сначала прогреем всю пробирку, затем прокалим ту часть, где находится перманганат калия. Кислород плохо растворяется в воде, поэтому пузырьки кислорода, выходящие из газоотводной трубки, будут вытеснять воду из пробирки. Газоотводную трубку следует вынуть из воды, не прекращая нагревания пробирки с перманганатом калия. Если вы собираете кислород методом вытеснения воды, то не прекращаете нагревание, пока газоотводная трубка находится под водой!
4. Получение кислорода. Нарисовать рис.37 и 38. Стр. 111!
5. Горение угля, простого вещества в кислороде.
6. Горение сложного вещества, метана в кислороде.
Вывод. Научились получить кислород 2 спосабами: методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды. Познакомились физическими свойствами кислорода. Научились составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства кислорода. Вещества в кислороде горят лучше. При взаимодействии сложных веществ с кислородом образуются углекислый газ и вода.
Отчет можно оформить в виде таблицы.
2Горение угля в кислороде
3 Горение лучины в кислороде
Получение водорода и его сжигание.
Приборы: пробирки, газоотводная трубка, спички, штатив.
Реактивы: цинк, соляная кислота.
Требование безопасности при работе: осторожно с кислотой, с огнём, стеклянной посудой, вещества брать в малой дозе, соблюдать порядок и тишину, не мешать соседа.
Ход работы:
Физические свойства
Химические свойства
Молекула водорода двухатомна-H2. При обычных условиях – это газ без цвета, запаха и вкуса. Самый легкий газ, его плотность в 14,5 раза меньше плотности воздуха. Обладает высокой теплопроводностью, как самые легкие молекулы движутся быстрее. По распространенности во Вселенной занимает первое место. На Земле находится в виде соединений. Значение водорода велико, как и кислорода.
Молекулы водорода довольно прочны. Чтобы водород мог вступить в реакцию, должна быть затрачена большая энергия. Реагирует только с очень активными металлами, образуя гидрид.
Взаимодействует с неметаллом-фтором, образуя фтороводород.F2+H2=2HF
При нагревании он отнимает кислород от некоторых оксидов.
Осторожно опускаем в пробирку 3-4 кусочков цинка, закрепим пробирку в штативе. Наливаем соляную кислоту (2–3 см.). Пробирку закрываем пробкой с газоотводной трубкой. На верхний конец трубки надеваем сухую пробирку.
2.Проверка водорода на чистоту. Через минуту снимаем пробирку с трубки и, не переворачивая, поднесем её отверстием к пламени.
Поднесем горящую спичку к концу газоотводной трубки.
4.Над пламенем горящего водорода держим перевёрнутый вверх дном стакан.
1.Выделяется газ. Так как газ легче воздуха, поэтому пробирку-приемник устанавливаем вверх дном.
2. Если водород сгорит с легким глухим хлопком, то это доказывает, что он чистый. Если раздастся свистящий звук, то водород смешан с кислородом воздуха. Поджигать такой водород нельзя. Он может взорваться.
3.Водород горючий газ, поэтому горит.
4. Внутренняя стенка стакана запотевает.
Zn+2HCl=ZnCl2+H2
Атомы металла вытеснили атомы водорода из молекулы кислоты.
При взаимодействии молекул водорода с молекулами кислорода образуется молекулы воды в виде пара.
Промышленный способ получения водорода. Реакция метана с водой при высокой температуре.CH4+2H2O=CO2+4H2 — 165кДж.
Лабораторный способ. Разложение воды электрическим током. 2H2O=2H2+O2
Вывод работы. Научились получать водород. Изучили физические и химические свойства водорода.
Практическая работа №6, химия 8 класс. Автор – Минченков Е.Е.
Обобщение сведений о классах неорганических соединений.
Оборудование и реактивы: cпиртовка, держатель, предметное стекло, пробирки, СuO, HCl, NaOH, Mq, CuSO4.
Требования безопасности при работе: Осторожно с кислотой, щелочью, спичкой и стеклянной посудой; вещества брать аккуратно в малой дозе, соблюдать порядок и тишину, не мешать соседа.
Зад. 1. СuO CuCl2
Cu(OH)2
Cu
В пробирку ложу оксид меди и приливаю соляную кислоту
Оксид меди растворяется
Идёт реакция нейтрализации с образованием соли и воды
К образовавшемуся раствору добавляю щелочь гидроксид натрия
Выпадает синий осадок
CuCl2+2NaOH=Cu(OH)2+2NaCl
В результате связывания ионов меди и ионов ОН образуется нерастворимое основание гидроксид меди
На предметное стекло капаю раствор гидроксида меди и держу над пламенем спиртовки
Cu(OH)2CuO+H2O
Зад. 2. Mg MgO
MgCl2
Mg(OH)2
Сжигаю магний в ложке
Магний сгорает ярким пламенем
Образуется твердое белое вещество –оксид магния
Порошок оксида магния ложу в пробирку и приливаю соляную кислоту
Оксид магния растворяется
Идёт реакция нейтрализации с образованием соли и воды
К образовавшемуся раствору приливаю щелочь
MgCl2+2NaOH=Mg(OH)2+2NaCl
В результате связывания ионов магния и ионов ОH образуется нерастворимое основание
Зад. 3. СuSO4 Сu(OH)2
CuO
CuCl2
К раствору медного купороса наливаю щелочь
Выпадает синий осадок
CuSO4+NaOH= Cu(OH)2+Na2SO4
В результате связывания ионов меди и и ОН образуется нерастворимое основание
Нерастворимое основание при нагревании разлагается на оксид меди и воду
К осадку добавляю соляную кислоту
Осадок растворяется
Идёт реакция нейтрализации с образованием соли и воды
Изучили физические и химические свойства основных классов неорганических веществ. Выяснили существование генетической связи между классами неорганических веществ. Из оксидов получили соли, из солей основания, а из оснований оксиды. Ещё раз вспомнили основные признаки и условия протекания химических реакций.
Практические работы по химии 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25»
к выполнению практических работ по химии
Составитель: Т.Г. Ожерелкова
Правила техники безопасности при проведении практических работ по химии
Выполняйте лишь те опыты, которые описаны в инструкции или предложены учителем. Запрещается проводить посторонние опыты.
Химические вещества для опытов берите в количествах, указанных в инструкции. Твёрдые вещества отбирайте с помощью ложечки или шпателя, а жидкость – пипетками или стеклянными трубочками.
Правильно обращайтесь со спиртовкой. Помните, как зажигать и гасить пламя спиртовки. Экономьте горючее.
Нагревание веществ и смесей начинайте со слабого прогревания всей пробирки (3-4 движения пламени), а затем пламя переместите в то место, где находится вещество. Такой приём уменьшает возможность растрескивания пробирки или выброса жидкости.
При нагревании жидкости направляйте отверстие пробирки в сторону от себя и соседей, так как жидкость может выплеснуться из пробирки.
Не заглядывайте в нагреваемый сосуд или пробирку, так как возможен выброс горячей массы.
Не берите вещества руками, пользуйтесь только ложечкой или шпателем.
Не меняйте крышки от различных склянок. Не набирайте одной и той же пипеткой растворы различных веществ.
Не выливайте излишек реактива в склянку, из которой он был взят.
Не пробуйте вещества на вкус. Помните: многие вещества ядовиты.
При определении вещества по запаху не наклоняйтесь над горлом сосуда, не вдыхайте пары и газы полной грудью.
Запрещается выливать в раковину отходы соединений серебра, свинца, бария, растворы органических веществ (фенола, анилина и др.). Сливайте их только в специальные банки-сливы.
Осторожно обращайтесь с растворами кислот и щелочей: они могут вызвать ожоги, порчу одежды. В случае попадания капель этих веществ на стол, одежду или руки немедленно смойте их водой и сообщите учителю.
Во время работы соблюдайте осторожность, чистоту рабочего места и тишину. Помните, что невнимательность, поспешность, небрежность могут привести к нарушению правил техники безопасности и несчастным случаям.
В случае порезов, ожогов или других повреждений немедленно сообщите учителю.
Правила обращения со спиртовкой
Сняв колпачок, обратите внимание на то, чтобы диск с трубкой плотно прикрывал отверстие резервуара спиртовки: иначе во время работы может воспламениться спирт.
Зажигайте спиртовку только спичкой.
Нагревание проводите в верхней части пламени, так как оно самое горячее.
Пламя спиртовки гасите колпачком.
Если не пользуетесь спиртовкой, закройте её колпачком во избежание испарения спирта через фитиль.
Практическая работа №1
Тема: Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при проведении практических работ по химии
Цель: ознакомиться с основным оборудованием и химической посудой, изучить приёмы правильного обращения с ними, изучить строение пламени.
Оборудование: лабораторный штатив с кольцом и лапкой, спиртовка, пробиркодержатель, пробирка, химические стаканы, колбы, воронки, мерная посуда (цилиндр, мензурка, градуированная пробирка), фарфоровые чашки, ступки с пестиками, тигли, тигельные щипцы, шпатели, микроложечки, стеклянные палочки и трубочки, пипетки.
Задание 1. Изучите устройство штатива и приёмы его использования.
Составные части штатива:
Сделайте рисунок штатива и подпишите на рисунке части штатива.
Поменяйте высоту, на которой укреплены лапка и кольцо. Для этого ослабьте винты муфт, переместите их по стержню до нужного уровня и закрепите.
Поверните лапку и кольцо в креплении муфты. Для этого ослабьте другие винты муфт, поверните лапку или кольцо и закрепите винты вновь.
Задание 2. Изучите устройство спиртовки и правила обращения с ней.
Составные части спиртовки:
Резервуар со спиртом
Сделайте рисунок спиртовки, указав её части.
Проверьте, плотно ли прилегает диск к отверстию резервуара. Зажгите спиртовку спичкой, рассмотрите строение пламени. Погасите спиртовку колпачком.
Сделайте рисунок пламени, подпишите его части.
Нижняя часть (тёмная зона)
Средняя часть (яркая зона)
Подпишите, какая из частей пламени самая горячая? Какая самая холодная?
После окончания работы приведите в порядок рабочее место.
Практическая работа №2
Тема: Очистка загрязнённой поваренной соли
Цель: ознакомиться со способами разделения смесей: фильтрованием, выпариванием.
Оборудование и реактивы: штатив с малым кольцом, 2 стакана, микроложечка, воронка, фильтровальная бумага, выпарительная чашка, стеклянная палочка, спиртовка, спички, загрязнённая поваренная соль.
Растворение загрязнённой соли. В стакан налейте 5-6 мл воды, добавьте ложечку соли и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения соли.
Фильтрование. Приготовьте фильтр, вставьте его в воронку, смочите фильтр водой, чтобы он плотно прилегал к стенкам воронки . Вставьте воронку в кольцо штатива, подставьте стакан так, чтобы конец воронки соприкасался с внутренней стенкой стакана. Загрязнённый раствор наливайте небольшими порциями на фильтр по стеклянной палочке, направленной к стенке воронки.
Выпаривание очищенного раствора соли (фильтрата). В выпарительную чашку налейте 1 мл фильтрата и выпарьте его.
Отчёт: оформите в виде таблицы
1.В каком случае смесь разделяют фильтрованием?
2.Какие вещества выделяют из раствора выпариванием?
После окончания работы приведите в порядок рабочее место. J
Практическая работа №3
Тема: Приготовление раствора соли с определённой массовой долей растворённого вещества.
Цель: научиться готовить растворы определённой концентрации, закрепить умение отмеривать объём жидкости, взвешивать твёрдые вещества, растворять.
Оборудование и реактивы: стакан химический, стеклянная палочка с резиновым наконечником, весы с разновесами, шпатель или лопаточка, мерный цилиндр, соли, холодная кипячёная вода.
Приготовьте 20 г водного раствора поваренной соли (хлорида натрия) с массовой доли соли 5%.
Приготовьте 25 г водного раствора сульфата меди с массовой долей соли 4%.
Приготовьте 25 г водного раствора соды (карбоната натрия) с массовой долей соли 8%.
Произведите расчёты: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления раствора, указанного в условии задачи.
Отвесьте соль и поместите её в стакан. Отмерьте мерным цилиндром необходимый объём воды и вылейте в стакан. Содержимое перемешайте палочкой до полного растворения соли.
В отчёте приведите расчёты, последовательность действий и сделайте рисунок сосуда, в котором вы приготовили раствор. На рисунке обозначьте массовую долю соли и её химическую формулу.
Приведите в порядок рабочее место J
Практическая работа №4
Цель: изучить признаки химических реакций, доказывающие образование новых веществ.
Оборудование и реактивы: кусочки мела, соляная кислота, растворы роданита аммония, хлорида железа( III ), сульфата меди, гидроксида натрия, железный гвоздь, четыре пробирки.
Опыт 1. Взаимодействие раствора сульфата меди с железом
В пробирку налейте 1,5 мл раствора сульфата меди. Отметьте его цвет. Опустите в раствор очищенный железный гвоздь. Окончательный вывод о продуктах реакции сделайте через 5 минут.
Какие признаки химических реакций вы наблюдаете? Запишите её уравнение и укажите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Опыт 2. Взаимодействие хлорида железа ( III ) с роданитом аммония
В пробирку налейте 1 мл раствора хлорида железа( III ) и добавьте по каплям раствор роданита аммония.
Какие признаки химических реакций вы наблюдаете? Запишите её уравнение и укажите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Опыт 3. Взаимодействие сульфата меди со щёлочью
В пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди и добавьте несколько капель раствора гидроксида натрия.
Какие признаки химических реакций вы наблюдаете? Запишите её уравнение и укажите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Опыт 4. Взаимодействие мела с кислотой
В пробирку положите 1-2 кусочка мела и прилейте соляной кислоты столько, чтобы она покрыла кусочки мела.
Какие признаки химических реакций вы наблюдаете? Запишите её уравнение и укажите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Уравнения реакций. Выводы.
Приведите в порядок рабочее место
Практическая работа №5
Тема: Реакция обмена между оксидом меди ( II )) и серной кислотой. (Получение медного купороса)
Цель: закрепить знания о свойствах кислот и способах получения солей путём реакций обмена между основным оксидом и кислотой.
Оборудование и реактивы: порошок оксида меди, раствор серной кислоты, спиртовка, пробиркодержатель, 2 пробирки, штатив с кольцом, выпарительная чашка, воронка, фильтровальная бумага, спички.
Получение раствора сульфата меди (медного купороса). На дне выданной пробирки находится порошок оксида меди. Прилейте к нему 1 мл раствора серной кислоты и нагрейте смесь, не доводя до кипения.
Кристаллизация сульфата меди. Горячую смесь профильтруйте в выпарительную чашку и нагрейте её до появления первых кристаллов. Дальше нагревать не следует. При остывании раствора наблюдается кристаллизация.
Уравнения реакций. Выводы.
Приведите в порядок рабочее место J
Практическая работа №6
Тема: Ионные реакции. Свойства кислот, оснований, солей
Цель: исследовать вопрос необратимости реакций ионного обмена, закрепить умение составлять молекулярные, полные и краткие ионные уравнения.
Оборудование и реактивы: растворы сульфата меди, карбоната натрия, гидроксида натрия, серной кислоты, фенолфталеина, 3 пробирки; таблица растворимости.
Задание: провести опыты в соответствии с инструкцией, соблюдая меры предосторожности; составить уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде.
Опыт №1. Взаимодействие соли и щёлочи.
В пробирку налить 1 мл раствора сульфата меди и добавить по каплям раствор гидроксида натрия до образования осадка.
Вывод: образование осадка – условие необратимости реакций ионного обмена.
Опыт №2. Взаимодействие соли и кислоты.
К 1 мл раствора карбоната натрия добавить по каплям раствор серной кислоты. Содержимое пробирки взболтать.
Вывод: образование газа – условие необратимости реакций ионного обмена.
Опыт №3. Взаимодействие щёлочи и кислоты – реакция нейтрализации.
К 1 мл раствора щёлочи добавить 1 каплю раствора фенолфталеина, отметить окраску индикатора. Затем добавить по каплям раствор серной кислоты до обесцвечивания.
Вывод: индикатор показывает щелочную среду, затем при добавлении кислоты среда становится нейтральной, образуется соль и малодиссоциирующее вещество – вода. Образование малодиссоциирующего вещества – условие необратимости РИО.
Отчёт: результаты работы оформить в виде таблицы.
Уравнения реакций. Выводы.
После окончания работы приведите рабочее место в порядок.
Практическая работа №7
Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»
Цель: закрепить знания о свойствах кислот, оснований, солей, об условиях необратимости реакций ионного обмена, закрепить умение составлять уравнения реакций ионного обмена, уравнения ОВР методом электронного баланса.
Оборудования и реактивы: растворы серной кислоты, хлорида бария, нитрата серебра, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида натрия, гранулы цинка; 3 пронумерованные пробирки с испытуемыми растворами, 7 чистых пробирок.
Опыт 1. Реакция серной кислоты с цинком
Налейте в пробирку1 мл раствора серной кислоты и опустите в неё гранулу цинка. Что наблюдаете? Какой газ выделяется? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде и рассмотрите его как окислительно-восстановительное.
Опыт 2. Распознавание карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида натрия.
Распознавание карбоната натрия: из 3-х пронумерованных пробирок взять пробы и испытать их раствором серной кислоты.
Распознавание сульфата натрия: из 2-х оставшихся пробирок взять пробы и испытать их раствором хлорида бария.
Распознавание хлорида натрия: из 1-й оставшейся пробирки взять пробу и испытать её раствором нитрата серебра.
Напишите уравнение реакций в молекулярном и ионном виде.
Вывод: распознавание проводится при помощи качественных реакций на анионы.. Реактивом для карбонат-аниона является катион водорода; реактивом для сульфат-аниона является катион бария; реактивом для хлорид-аниона является катион серебра.
Отчёт: результаты работы оформить в виде таблицы.