Хиротония это в православии что такое

Таинство хиротонии

Одно из семи Таинств церковных, в котором дается Божественная Благодать на важное служение людям через священство. Оно совершается исключительно в алтаре, поэтому женщины не имеют права участвовать в нем.

Что такое хиротония в православии

Хиротония — это Таинство, в котором совершается возложение рук архиерея или патриарха на человека, собирающегося принять священный сан.

Рукополагать во все чины, кроме архиерея, может епископ, митрополит или патриарх. Архиерейскую хиротонию совершает только патриарх. Равный священный чин не может совершать хиротонию, но только высший.

Таинство берет начало с апостольских времен. В Евангелии описан случай насыщения нескольких тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами. Здесь ведётся аналогия с евхаристией , где апостолы – прообраз священников, раздающих причастие верующим.

Апостолы были первыми священнослужителями.

Требования к ставленникам

Человека, которого рукополагают, называют ставленником. Чтобы стать священником, надо пройти все хиротонии, начиная с рукоположения в чтеца.

Желающий стать диаконом или священником должен быть:

Кто не может быть священником:

Такие строгие ограничения налагаются на ставленников потому, что они должны стать примером остальным верующим. На иерейском наперсном кресте написаны такие слова: «образ буди верным чистотой, верою, житием».

Если чтец согрешит блудом (интимной жизнью до венчания) или другими смертными грехами, согласно апостольским правилам, не может стать ни иподиаконом, ни диаконом, ни священником. Тоже самое касается иподиакона и диакона. Жениться можно только чтецам и иподиаконам. Диаконы и священники уже вступать в брак не должны.

Как проходит иерейская хиротония

Все хиротонии происходят в разное время на Божественной литургии . Иерейская хиротония совершается после пения Херувимской. Два диакона берут ставленника, находящегося перед Царскими вратами, под руки и возглашают: «Повели. Повелите!».

Хиротония это в православии что такое. Смотреть фото Хиротония это в православии что такое. Смотреть картинку Хиротония это в православии что такое. Картинка про Хиротония это в православии что такое. Фото Хиротония это в православии что такое

Все трое входят в алтарь Царскими вратами, подходят к Престолу. Архиерей в это время сидит перед Престолом. Во время пения венчальных тропарей («Исайя ликуй») все трое обходят Престол трижды. При этом ставленник кладет земные поклоны перед алтарем и перед архиереем, целует Престол. Это повторяется трижды. Затем ставленник встает на колени перед Престолом, и архиерей читает специальную молитву, возложив на него руки.

Венчальные тропари поются в знак того, что происходит как бы венчание ставленника с церковью. Это образ того, что он теперь не принадлежит своей семье, но должен служить Богу и верующим ко спасению. В подтверждение тому он снимает с руки своей обручальное кольцо и больше не надевает его.

Архиерей призывает Божественную Благодать, «немощные врачующую и оскудевающия восполняющую». Это означает, что с этого момента Бог Сам будет подавать священнику силы для служения Церкви.

После прочтения молитвы архиерей выводит новоиспеченного священника Царскими вратами на амвон. Вопрошая народ: «аксиос?», что значит: «достоин?», он надевает на него по очереди элементы иерейского облачения (епитрахиль, поручи, фелонь), наперсный крест и дает в руки служебник. При этом хор должен ответить трижды «Аксиос», иначе рукоположение будет считаться недействительным.

Потом архиерей говорит новорукоположенному иерею: «Христос посреде нас» и целует его трижды братским целованием. Облачение у нового иерея должно быть только белого цвета. Это знак чистоты, святости.

Архиерей в алтаре поздравляет рукоположенного иерея и дает ему наставление к предстоящему служению. Священник стоит всю оставшуюся часть литургии возле алтаря и молится. Затем обычно он выходит читать заамвонную молитву.

С этого момента пресвитер может совершать все Таинства, кроме Хиротонии.

Может ли быть снят сан

Священный сан с человека не может никто кроме Ангелов и Бога. Но по совершении иереем тяжких грехов, несовместимых со священническим служением, архиерей может запретить священника к службе на некоторое время. Если же он упорствует в грехах, запрет может быть наложен навсегда.

Коротко о Таинстве Священства от иерея Василия Куценко

Источник

Хиротония

Хирото́ния (от греч. χειρ – рука и τονεω – пола­гаю, руко­по­ло­же­ние) – Таин­ство Свя­щен­ства (также Руко­по­ло­же­ние), в кото­ром хри­сти­а­нину сооб­ща­ется особая бла­го­дать для учения и свя­щен­но­дей­ствий.

Хиротония это в православии что такое. Смотреть фото Хиротония это в православии что такое. Смотреть картинку Хиротония это в православии что такое. Картинка про Хиротония это в православии что такое. Фото Хиротония это в православии что такое

Таин­ство Свя­щен­ства совер­ша­ется только над лицом муж­ского пола, при­над­ле­жа­щим к клиру, пра­во­славно веру­ю­щим, состо­я­щим в первом браке, освя­щен­ном Цер­ко­вью, или при­няв­шим мона­ше­ские обеты. Таин­ство Свя­щен­ства воз­во­дит в одну из трех сте­пе­ней цер­ков­ной иерар­хии: диа­кона, пре­сви­тера и епи­скопа.

Хиро­то­ния во свя­щен­ника может совер­шаться только во время Боже­ствен­ной литур­гии свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста или свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого и не может совер­шаться во время литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, так как на этой службе не бывает Евха­ри­сти­че­ского Канона, в кото­ром должен участ­во­вать ново­по­став­лен­ный иерей.

Хиро­то­ния во диа­коны может совер­шаться как на литур­гиях свя­ти­те­лей Иоанна Зла­то­уста и Васи­лия Вели­кого, так и на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.

Руко­по­ло­же­ние в диа­коны совер­ша­ется из ипо­ди­а­ко­нов, в свя­щен­ники – из диа­ко­нов, в архи­ереи – из мона­ше­ству­ю­щих свя­щен­ни­ков (архи­манд­ри­тов). Соот­вет­ственно этому суще­ствуют три чина Руко­по­ло­же­ния.

В диа­коны и свя­щен­ники руко­по­ла­гать может один архи­ерей. Руко­по­ло­же­ние в архи­ереи совер­ша­ется собо­ром епи­ско­пов (по 1‑му Пра­вилу Святых Апо­сто­лов, – по мень­шей мере, двумя епи­ско­пами). Посвя­ще­ние во диа­кона, пре­сви­тера и епи­скопа совер­ша­ется в алтаре, во время Литур­гии.

Став­лен­ник во свя­щен­ники при­ча­ща­ется вторым, после 1‑го свя­щен­ника. Ново­по­став­лен­ный иерей про­из­но­сит заам­вон­ную молитву. После окон­ча­ния он дает крест для цело­ва­ния народу.

В Таин­стве Свя­щен­ства через свя­ти­тель­ское руко­по­ло­же­ние на пра­вильно избран­ного нис­хо­дит Святой Дух и постав­ляет его совер­шать Таин­ства и пасти стадо Хри­стово.

К внеш­ней, види­мой сто­роне Таин­ства Свя­щен­ства отно­сятся воз­ло­же­ние рук архи­ерея на голову посвя­ща­е­мого и молит­вен­ное при­зы­ва­ние Свя­того Духа. Внут­рен­ним, неви­ди­мым дей­ствием руко­по­ло­же­ния (хиро­то­нии) явля­ется особая бла­го­дать Свя­щен­ства. Она воз­вы­шает избран­ных над осталь­ными веру­ю­щими и наде­ляет духов­ной силой и вла­стью учи­тель­ство­вать, свя­щен­но­дей­ство­вать и управ­лять паст­вой. Таин­ство Свя­щен­ства «может по спра­вед­ли­во­сти назваться венцом и связью всех других, ибо оно служит спа­си­тель­ным ору­дием для их сооб­ще­ния по бла­го­дати, данной апо­сто­лами и посте­пенно нис­шед­шей через непре­стан­ное руко­по­ло­же­ние до нынеш­них слу­жи­те­лей Хри­сто­вой Церкви». Свя­щен­ни­ками Бога Выш­него, слу­жи­те­лями Его тайн постав­ляет людей Сам Дух Святой и, по словам апо­стола, «никто сам собою не при­ем­лет этой части, но при­зы­ва­е­мый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ).

Руко­по­ло­же­ние в сте­пени Свя­щен­ства – это сакра­мен­таль­ный акт, в кото­ром, по словам Иоанна Зла­то­уста, «воз­ла­гает руку чело­век, а все делает Бог, и Его-то рука каса­ется главы руко­по­ла­га­е­мого, если руко­по­ла­га­ется, как должно» (На Деян. Апост., Беседы XIV, 4). Бла­го­дат­ная дей­ствен­ность Таин­ства Свя­щен­ства состоит во внут­рен­нем освя­ще­нии руко­по­ла­га­е­мого, в пре­об­ра­же­нии его души. Гри­го­рий Нис­ский гово­рит, что «постав­ля­е­мый в Свя­щен­ство по внеш­нему виду оста­ется преж­ним чело­ве­ком, но по душе пре­об­ра­зу­ется он на лучшее неви­ди­мое некоею силою и бла­го­да­тию».

Посвя­ще­ние в сте­пени свя­щен­но­слу­жи­те­лей есть дверь, через кото­рую пас­тырь входит «во двор овчий», обле­чен­ный духов­ной вла­стью над паст­вой и ответ­ствен­но­стью за нее перед Гос­по­дом. Поэтому в каж­до­днев­ном молит­вен­ном пред­сто­я­нии перед Богом он должен воз­гре­вать в своем сердце полу­чен­ную бла­го­дать, чтобы быть достой­ным При­звав­шего его. «Свя­щен­ство Пра­во­слав­ной Церкви должно быть светло, как солнце, по каче­ствам души своей и по жизни своей, и по высо­чай­шему небес­ному, свя­щен­но­на­чаль­ству­ю­щему и тай­но­дей­ству­ю­щему сану своему» (Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский).

Бла­го­дать Свя­щен­ства избран­ник Церкви полу­чает от Свя­того Духа по силе ее собор­ной молитвы. Хиро­то­нии совер­ша­ются поэтому в при­сут­ствии всей Церкви – народа Божия, с его согла­сия и одоб­ре­ния. Они про­ис­хо­дят в алтаре во время Литур­гии, кото­рая явля­ется высшим выра­же­нием собор­но­сти Церкви, объ­еди­няя веру­ю­щих в общем молит­вен­ном обра­ще­нии к Богу.

Термин “хиро­то­ния” (χειροτουτα), усво­ен­ный достав­ле­нию епи­ско­пов (также пре­сви­те­ров и диа­ко­нов), по сви­де­тель­ству Юстелла (толков. на V пра­вило Лаодик. Собора), заим­ство­вано Цер­ко­вью (“от внеш­них”). У клас­си­че­ских наро­дов хиро­то­ния имела зна­че­ние избра­ния, совер­ша­ю­ще­гося через подачу голо­сов, причем голоса пода­ва­лись через про­тя­ги­ва­ние рук, — отсюда с тече­нием вре­мени рас­смат­ри­ва­е­мый термин из свет­ского стал соб­ственно цер­ков­ным и полу­чил зна­че­ние, с одной сто­роны, избра­ния в клир, а с другой сто­роны — самого акта постав­ле­ния в ту или другую сте­пень. С таким зна­че­нием мы дважды встре­чаем его уже в Ново­за­вет­ном тексте ( 2Кор.8:19 и Деян. 14:23 ).

У гре­че­ских цер­ков­ных писа­те­лей, в апо­столь­ских и собор­ных пра­ви­лах слово “хиро­то­ния” тоже упо­треб­ля­ется в ука­зан­ном дво­я­ком зна­че­нии. Зонара в тол­ко­ва­нии на I апо­столь­ское пра­вило, кото­рое тре­бует, чтобы епи­скоп был постав­ляем двумя или тремя епи­ско­пами, пишет: Ныне хиро­то­нией назы­ва­ется совер­ше­ние молитв посвя­ще­ния над избран­ным во свя­щен­ство и при­зы­ва­ние на него Свя­таго Духа, потому что архи­ерей, бла­го­слов­ля­ю­щий руко­по­ла­га­е­мого, про­сти­рает руку ). А в древ­но­сти и самое избра­ние назы­ва­лось хиро­то­нией, как гово­рят, потому, что когда граж­да­нам раз­ре­шено было изби­рать епи­ско­пов и когда они соби­ра­лись все вместе, чтобы пода­вать свой голос за того или дру­гого, то они для того, чтобы узнать на чьей сто­роне боль­шин­ство голо­сов, про­сти­рали руки и по про­стер­тым рукам счи­тали изби­ра­те­лей каж­дого кан­ди­дата. Кан­ди­дат, полу­чив­ший боль­шин­ство голо­сов, счи­тался избран­ным в епи­скопы. Отсюда и взято слово “хиро­то­ния”. Это слово, в ука­зан­ном смысле, упо­треб­ляли и отцы разных собо­ров, назы­вая самое избра­ние “хиро­то­нией”. При­меры такого упо­треб­ле­ния можно ука­зать в 4 пр. I Все­лен­ского Собора, 13 и 19 пр. Антио­хий­ского Собора, 5 Лаоди­кий­ского и многих других. Однако, как видно уже из при­ве­ден­ных слов Зонары, термин “хиро­то­ния” с тече­ние вре­мени утра­тил свое древ­нее зна­че­ние стал упо­треб­ляться только для обо­зна­че­ния постав­ле­ния в сте­пени клира. Поэтому все чины постав­ле­ний в гре­че­ских и сла­вян­ских бого­слу­жеб­ных книгах и носят назва­нием чинов хиро­то­ний.

Источник

Православная Жизнь

Отвечает архимандрит Досифей (Михайлюк).

В Православной Церкви семь Таинств, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого верующего человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Брак, Елеосвящение, Священство. Конечно, каждое Таинство является особым по своей значимости и к любому может приступить православный христианин. Но не к Таинству Священства, ибо не каждого Господь сподобляет такой участи. Как говорит Иисус Христос: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал» (Ин. 15:16).

Также следует отметить, что цель всякого Таинства – освятить человека, сделать его соучастником церковной жизни, членом Церкви Христовой, которая всех своих верных чад ведет ко спасению и ради которого эти Таинства и совершаются. Абсолютно иная цель у Таинства Священства: не освящение и спасение ставленника – его рукополагают для того, чтобы через него спасались другие люди. Поэтому в данном Таинстве на первом месте стоит общецерковное служение. В этом и есть принципиальное отличие хиротонии.

Само Священство образовалось не в Новозаветной Церкви с приходом в мир Спасителя, а имеет ветхозаветные корни. Как повествует нам Священное Писание, еще со времен пророка Моисея по указанию Господню на священническое служение были избраны мужчины из колена Левия, которых отделил Господь из всего богоизбранного народа, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор. 10:8).

Пришедши в мир, Спаситель также избрал двенадцать учеников, а позже еще семьдесят, которых послал проповедовать человечеству о пришествии в мир Спасителя, о Его страданиях, смерти и Воскресении, о Царстве Божием. В день Святой Пятидесятницы Господь ниспослал на них Святого Духа и с этим Господним благословением они обрели способность низводить на других спасительную Божью благодать и управлять Церковью. Позже, когда возникла необходимость для достойного управления и наставления верующих, святые апостолы по примеру Иисуса Христа и по воле Святого Духа избирали себе преемников и учеников. Через рукоположение они посвятили их на служение Церкви и передали им преемство пастырского служения. Это рукоположение является непрерывной духовной связью, которая соединяет через все столетия современное священство с апостолами, а через них – и с Самим Христом. Такая непрерывная связь является указанием на каноническое достоинство священства, на их апостольскую преемственность, что является особенно важным сейчас – в эпоху расколов, ересей и других нападок на Святую Апостольскую Соборную Церковь.

Хиротония – это рукоположение в одну из степеней священства. Есть три степени священства: диаконская, священническая и высшая степень – епископская, через которую и сохраняется апостольская преемственность в Церкви.

Рукоположение диакона совершается в конце Литургии, после освящения Святых Даров, священника рукополагают после Великого Входа, а хиротония во епископа совершается после пения Трисвятого. Как видим, чем выше степень священства, тем раньше на Литургии она совершается.

Таинство Священства всегда вызывало радость у всех присутствующих, как в алтаре, так и в храме. Конечно, особую радость данное Таинство вызывает у священников, которые радуются за своего нового собрата. Следует также отметить, что все присутствующие в храме неким образом участвуют при хиротонии ставленника, поскольку каждый из них на возглас архиерея «Аксиос» отвечает троекратным возгласом «Аксиос». Слово «аксиос» в переводе с греческого означает «достоин», и когда народ говорит эти слова, то подтверждает достойность избранного кандидата, давая свое согласие на его пастырское служение. Данным возгласом люди показывают, что готовы уверить дело своего спасения в руки новопоставленного пастыря и идти за ним ко Христу.

Быть священником – это величайшая милость, но это и очень большая ответственность, ведь священник – пастырь, за которым следует паства. И для того чтобы привести ее к спасению, нужно намного больше прилагать усилий по отношению к себе. Отвечая на данный вопрос, мы, конечно же, обращаемся к святым отцам, к тем подвижникам благочестия, которые словом и собственным примером показали, каким надо быть и как достойно нужно нести это высокое звание.

Одним из таких ярких примеров является святой праведный Иоанн Кронштадтский, делающий огромный акцент на саморазвитии: «Чтобы управлять другими, надо научиться наперед управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобресть знание… Когда играют мною всякие страсти, – лучше мне не браться управлять другими…»

Миссия священника в этом мире трудна. Но святые отцы наставляют: какое испытание ни посылает Господь, Он всегда дарует силы для его прохождения, если человек всецело верит Ему. Нелегкой эта миссия является и сейчас, в современном мире. Вспоминается проповедь митрополита Бориспольского Антония, в которой он говорит, что быть священником во все времена было нелегко и это требует от нас огромных, нечеловеческих сил. Но чтобы стать достойным служителем Божиим, необходимо в первую очередь в своей жизни на первое место ставить Господа.

Источник

Хиротония – что это в Православии

Таинство Священства

Слово «хиротония» имеет греческое происхождение и переводится как «рукоположение». В античности так называли процедуру голосования поднятием рук при избрании государственных чиновников. Термин был позаимствован Церковью и со временем утратил своё первоначальное светское значение. Хиротония – что это в Православии? Это Церковное Таинство, которое заключается в посвящении христианина в духовный сан, то есть в одну из степеней священства.

Хиротония – что это в Православии?

В Православии существует три степени священства: диакония, пресвитериат (священник, иерей) и епископат (архиерей). Хиротония в каждую из них проводится по особому чину. Однако все они совершаются епископом, с возложением его рук на посвящаемого. Так поставляемому передаётся особая благодать (дар от Бога) для служения Церкви. Рукополагают всегда на Божественной литургии, в алтаре. Протоиерей Геннадий Нефедов объясняет, что хиротония – это Таинство, в котором избранник получает благодать священства по силе соборной молитвы Церкви.

Апостолы Христовы были наделены всей полнотой священнического служения. Соответствующую благодать они унаследовали от Самого Господа при сошествии на них Святого Духа на 50-й день после Воскресения Спасителя. Ученики Иисуса Христа передавали этот Божественный дар другим христианам через рукоположение их во епископы. Те, в свою очередь, поставляли новых архиереев.

Таким образом, епископы являются преемниками апостолов и проводниками их благодати. Эта священная связь выражена в особом церковном термине – «апостольская преемственность». Именно она обеспечивает канонический статус православных священнослужителей. Поэтому нарушение канонических связей с законным Священноначалием является отступлением от Господа и лишает благодати. Митрополит Иларион (Алфеев) отвечает на вопрос «хиротония – что это?»:

«Если таинство Священства бывает торжеством в жизни всей Церкви, то для самого посвящаемого оно является его личной Пятидесятницей, когда на него сходит Святой Дух и он получает многие благодатные дары».

Хиротония во диакона

Во диаконов поставляют тех, кто уже является служащим в храме, но находится на одной из начальных, не священнических ступеней церковной иерархии. Таковых именуют церковнослужителями или младшими клириками. К ним относятся чтецы и иподиаконы. Последние являются помощниками епископа на архиерейских богослужениях. Иподиаконы готовят облачение, подают предметы церковной утвари, открывают царские врата (центральные двери иконостаса).

Рукоположение христианина в диаконы даёт ему право помогать священнику на богослужениях и в проведении Церковных Таинств. Самостоятельно же совершать священнодействия диакон не может. Поставление совершается одним епископом на Божественной литургии любого чина. Согласно «Настольной книге священнослужителя»:

«Хиротония во диакона бывает на литургии после освящения Святых Даров, именно – после произнесения архиереем возгласа: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Посвящаемого трижды обводят вокруг престола. Будущий диакон при этом целует его углы, а затем склоняет на него свою голову, стоя на правом колене. Епископ возлагает на главу поставляемого свой омофор (часть облачения) и обе руки. Это знаменует возложение рук самого Христа, который незримо участвует в Таинстве. Архиерей читает специальную молитву, призывая на ставленника благодатные дары Святого Духа.

Хиротония – это священнодействие, которое также включает вручение новопосвященному атрибутов, соответствующих его новому сану. Диакону дают поручи, орарь (предметы облачения) и рипиду (предмет богослужебной утвари). Каждое вручение сопровождается возгласами епископа и остальных священнослужителей «Аксиос!» («Достоин!»).

Хиротония во пресвитера (священника)

Священником может стать лишь тот христианин, который был возведён в степень диакона. Рукоположенный во священники является представителем епископа и по его поручению совершает богослужения и Таинства. Однако пресвитер не может проводить хиротонии, то есть передавать другим христианам полученную благодать священства.

Хиротония во священника совершается одним епископом на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Ведь новопосвящённый пресвитер должен принять участие в главной части этого богослужения – Евхаристическом каноне. Он отсутствует в литургии Преждеосвященных Даров, поэтому хиротония во священника на ней невозможна.

«Рукоположение в священники совершается после перенесения Честных Даров с жертвенника на престол, после исполнения Херувимской песни, для того, чтобы и рукоположенный мог участвовать в освящении Даров» («Настольная книга священнослужителя»).

Поставление происходит аналогично диаконской хиротонии: с троекратным обходом вокруг престола, коленопреклонением, возложением рук епископа, чтением специальной молитвы, вручением священных атрибутов. Однако есть некоторые отличия. Например, священник, перед престолом становится не на одно, а на два колена. Разумеется, отличается и текст архиерейской молитвы.

Новопосвящённому иерею даруются такие предметы облачения как епитрахиль, пояс, фелонь и наперсный (нагрудный) крест. Также вручается «Служебник» – по этой книге поставленный священник в конце литургии читает заамвонную молитву.

Хиротония во епископа

Что такое хиротония во епископа? В эту высшую степень священства поставляют монашествующих пресвитеров, а именно архимандритов. По 1-му Апостольскому Правилу, данный чин может проводить лишь «собор епископов», то есть не менее двух архиереев. Рукоположенный наделяется всей полнотой священнического служения. Он может передавать её другим христианам, совершая хиротонии, и освящать храмы. Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:

«Хиротония во епископа отличается особой торжественностью: ей предшествует чин наречения, когда посвящаемый произносит присягу и исповедание веры».

Рукоположение совершается на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого после пения «Святый Боже», перед чтением Апостола. Посвящаемый склоняет перед престолом два колена. На поставляемого возлагаются раскрытое Евангелие и руки всех присутствующих епископов. Читаются особые молитвы, в которых у Господа просят, чтобы новопосвящённый стал достойным «подражателем истинного Пастыря», то есть Иисуса Христа.

Рукоположенному архиерею вручаются следующие предметы облачения: саккос, омофор, крест, митра (головной убор) и панагия (нагрудный образ Богоматери). После литургии дают чётки и жезл – символ пастырской власти. Новопосвящённый епископ принимает святую чашу на Великом входе и преподаёт её во время приобщения Святых Христовых Таин. В конце богослужения он благословляет молящихся.

В чём призвание священнослужителя?

Согласно «Настольной книге священнослужителя», дар священства не принадлежит его носителю лично. Это дар всей Церкви, которая вверяет его избранным Богом служителям для священнодействий от её имени. Священнослужитель – слуга Церкви, помощник Господа, проводник Его благодати, призванный ревностно исполнять возложенные на него обязанности:

«Вся человеческая личность священнослужителя должна без остатка быть отдана Церкви служащей, молящейся, совершающей Таинства… Чем выше его служение, тем прозрачней, чище должна быть его человеческая личность, дабы полнее в ней могло выразиться действие Церкви, а через Церковь – действие Самого Господа».

Священнослужитель проводит общие и частные богослужения, совершает Таинства, просвещает и наставляет мирян, заботится о вверенном ему храме или епархии. Служители Церкви также организовывают крестные ходы и паломничества, участвуют в благой общественной деятельности (помощь нуждающимся и т.п.). Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:

«Священник – не просто проповедник, не просто человек, которому люди исповедуются, не просто общественная фигура, но прежде всего лицо, которое предстоит Богу в молитве – в молитве не только за себя, но и за людей. Человек, принявший священный сан, является тем, через кого люди слышат голос Христа».

Преподобный Серафим Вырицкий подчёркивает, что личные недостатки священнослужителя не могут отнять благодати рукоположения:

«Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Какой бы ни был батюшка грешный, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов».

В связи с этим Святые Отцы именовали священство высшим благом, которым мы пользуемся, и призывали относиться к нему с благоговением. Святитель Иоанн Златоуст учит:

«Безумно не уважать власть священников, без которой невозможно получить спасение и обетованные блага».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *