Хивус на байкале что это такое
Сколько стоит поездка на лёд Байкала
Байкальский лёд давно притягивает внимание, но лишь в этом году (во многом благодаря пандемии) он стал настоящим зимним мейнстримом, а фото сквозь прозрачные глыбы — самым трендовым фильтром инстаграма.
Пока в социальных сетях блогеров шла битва за самый изощрённый кадр, многие прикидывали, во сколько же обойдётся такое путешествие (вроде как дорого, но это не точно). Мы съездили, всё узнали и подготовили подробный отчёт, чтобы в следующем году тебя уже ни что не останавливало. Все цены указаны на зимний сезон 2021 года.
Содержание
Подготовка
К этому списку хочу добавить два новых пункта:
Для эффектных фото можно и померзнуть немножко 🙂
Байкальский словарь
В тексте я использую различные «местные» термины, так что сразу поясню, что они значат.
МРС — посёлок, расположенный в проливе Ольхонские ворота, который отделяет остров Ольхон от материка. Переправа между МРС и Ольхоном — это пролив, летом его преодолевают по воде, а зимой открывают официальную ледовую трассу, однако в периоды межсезонья, когда лёд ещё/уже не прочный, разрешено перемещаться только на воздушных подушках.
Хивус — судно на воздушных подушках, которое считается самым безопасным для передвижения по льду.
Справа тот самый хивус.
Торосы — глыбы льда, образующиеся в результате сжатия ледяного покрова.
«Поцелуй Байкала» — так называют коктейль, точнее процесс приготовления коктейля, когда во льду делают отверстие и туда наливают горячительный напиток по вкусу (чаще всего это настойки, коньяк, виски). Пить нужно прямо из лунки или через трубочку, подачу украшают ягодами (обычно клюквой), которые потом идут на закуску.
Буузы — они же позы, национальное бурятское блюдо. Что-то похожее на манты: рубленое мясо с бульоном внутри теста в виде юрточки, у которой по всем канонам должно быть 33 лепка.
Бурханить — отдавать дань духам в святых местах.
Сарма — самый сильный ветер Байкала, в который лучше не попадать. Но если попадёшь — это страшно, но дико красиво и мощно, проверено!
Красивая картинка
В инстаграме мы часто видим идеальную ледяную гладь, но в жизни может быть так: зима снежная (как в этом году) и виден только снежный покров, который, возможно, придётся расчищать щётками и ручками.
Снег обычно быстро выдувает ветрами, однако надо быть готовым к разным сценариям. Но я обещаю, когда увидишь лёд — забудешь обо всех преградах. Эта магия превращает взрослых людей в маленьких детей, искренне радующихся чуду!
Как добраться
Все дороги на Байкал проходят через Иркутск. Ледовый сезон на Байкале короткий — всего два месяца: лёд прочно застывает с середины февраля, и ажиотаж длится до середины марта. С опытными гидами можно ехать на лёд с начала февраля до конца марта.
Билеты в это время обойдутся тебе в среднем от 15 000 до 27 000 руб. из Москвы или Петербурга.
Лететь в Иркутск удобнее вечерними рейсами S7 и «Аэрофлота»: вылетаешь вечером, разница в пять часов и рано утром ты на месте. Кстати, в начале года эти авиакомпании часто устраивают распродажи именно по сибирским направлениям (нужно смотреть на сайтах) и можно отхватить билеты на прямые рейсы от 11 000 руб. Я так летала «Аэрофлотом», с ручной кладью, но всё необходимое влезло.
Маршрут
Остров Ольхон
Как добраться
Расстояние от Иркутска до острова — чуть более 280 км, которые можно преодолеть:
Этно-парк «Золотая орда»
Где остановиться
Говорят, на Байкале нет сервиса, и знаешь, в этом есть доля правды. Дорогие отели и приличные рестораны при них в наличии, но жители, если честно, ещё не готовы к такому потоку туристов. В любом случае, на Байкал едут за уникальной природой и бешеной энергией, поэтому прошу быть лояльным и не обращать внимание на недочёты.
Разбила варианты жилья по сегментам для удобства.
Перемещаться по острову можно пешком или на местном такси — это может быть легковая машина или «буханочка», она же УАЗ. Стоимость проезда 500–1000 руб. за машину в одну сторону.
На какие экскурсии съездить
На Ольхоне легендарный лёд можно увидеть на юге острова или на севере. Если ты приехал самостоятельно, а не туром, то экскурсию можно заказать там, где живёшь.
Север острова
Групповая экскурсия к мысу Хобой на целый день (примерно с 10:00 до 17:00), в течение которой ты увидишь ледяные торосы и гроты, красивые пещеры, мыс Хобой с воды (точнее со льда, летом экскурсии сюда проводятся по суше), ну и сам лёд, конечно.
Водители обычно варят на обед вкуснейшую уху из байкальской рыбы (включено в стоимость) и делают лунки под «Поцелуй Байкала». Стоимость — от 1500 руб./чел.
Горячительный «Поцелуй Байкала»
Юг острова
Групповая экскурсия к инстаграмному острову Огой. Здесь тоже будут торосы, пещеры, буддийская ступа просветления (летом она выглядит атмосфернее) и опять же лёд. Стоимость — от 1500 руб. с человека, горячий обед включён.
По обоим направлениям въезд на территорию Прибайкальского национального парка оплачивается дополнительно (100–300 руб./чел.).
Ещё один вариант — нанять персонального гида: обзорная экскурсия на полтора часа обойдётся примерно в 2000 руб., на целый день — 4000–5000 руб. Также можно взять индивидуальную экскурсию на отдельной машине: от 4000 руб. за обычную машину, от 13 000 руб. — за УАЗ и от 20 000 руб. — за внедорожник.
Байкальские нюансы
Есть нюансы, которые одинаково касаются всех, вне зависимости от того заплатил ты 30 000 руб. за путешествие или 100 000 руб. Например, ходить в туалет на ледяных просторах придётся into the wild (к сожалению, эта проблема с годами никак не решается). Или долго ждать еду в дорогих ресторанах. Однако надо уважать чужой дом, ведь мы тут в гостях.
Конечно же, тебе захочется покататься (или просто сфоткаться) на коньках. Прокат на острове стоит 350–400 руб., взять коньки можно также в месте проживания (лучше это сделать, когда будешь бронировать отель).
Где поесть
Запоминай, что нужно обязательно попробовать на Байкале: байкальскую рыбу во всех её проявлениях (сугудай, запечённую, жареную, копчёную рыбка), уху и пельмени, позы, сибирское сало, соленья и сибирский десерт (бруснику, кедровый орех и мёд).
Гастрономических удовольствий на Байкале тоже предостаточно.
Ресторан отеля Villa Malina (средний чек ≈ 1500 руб.). Всё дорого и вкусно, но, возможно, блюда придётся подождать. Надеюсь, в следующем сезоне ситуация улучшится. Приходи выпить бокал сибирского глинтвейна или любимого вина после насыщенного ледяными красотами дня.
Ресторан отеля «Порт Ольхон» (средний чек ≈ 1000 руб.). Самый уютный ресторан на острове с камином и приятным персоналом. Пельмешки таёжные — мой фаворит!
Национальная кухня по-простому, но вкусно:
Кафе «Далай» (средний чек 500–600 руб.).
Арт-кафе «Воскресенье» (средний чек 500 руб.). Очень душевное место при гостевом доме, где сделают вкусный чай или кофе, накормят десертом и всё это в симпатичном интерьере. Здесь выставлены работы местных художников, которые можно не только посмотреть, но и купить на память.
Везде в меню ты будешь встречать наименование «байкальская рыба», скорее всего, это омуль, просто официально его продавать нельзя. Средние цены на рыбу на заказ:
Листвянка
Переходим к другому направлению, по которому нужно ехать за самыми красивыми ледяными пузырьками. Сосредоточены они, как правило, в посёлке Большое Голоустное (ещё их можно встретить возле бухты Ая, если ехать от Ольхона).
Лёд во всех вариациях
Как добраться
Где остановиться
Усадьба Демидова ( ≈ 6000–7000 руб./ночь с завтраком). Очень уютная деревянная усадьба. Как будто ты приехал к друзьям на дачу с видом на Байкал (неплохие такие друзья).
Глэмпинг «Долина Мечтателей» ( ≈ 7500 руб./ночь с завтраком). Экотуризм наконец-то добрался и сюда. Классика глэмпинга: юрты, лес, Байкал.
Отель «Даурия» (≈ 3500–4500 руб./ночь с завтраком). Хорошее расположение, уютно и бюджетно.
На какие экскурсии съездить
Лёд в этой бухте зелёный и прозрачный настолько, что видно дно. Бухта — одно из самых тёплых мест на Байкале, также она знаменита ходульными деревьями.
Чем ещё заняться в Листвянке
На лёд можно смотреть и с другой стороны — к твоим услугам подлёдные погружения.
Где поесть
Ресторан «Свалъ» (средний чек 1500 руб.). Смело заявляю, что здесь самая вкусная кухня на Байкале! Пробуй сагудай (640 руб.), сибирское сало (540 руб.), салат с буряком копчёным (500 руб.) и разновидности рыбы (хариус, тельма, сиг, муксун). Пальчики оближешь, обещаю!
Лучшая трапеза — это когда покупаешь свежую рыбку на рынке и съедаешь её (в идеале под пиво) в беседке прямо на берегу Байкала, но такое удовольствие доступно только летом из-за погодных условий.
На рынке можно купить свежую рыбку и устроить пир.
Итоговая математика
Цифр было много, и возможно, картинка у тебя ещё не сложилась, так что спешу на помощь.
От 15 000 до 20 000 руб.
Если не брать в расчёт перелёт, то съездить на байкальский лёд по минимальной программе можно примерно за 15 000–20 000 руб. Получится уикенд на Ольхоне, в который входят проезд на общественном транспорте, две ночи в бюджетном отеле, трёхразовое питание в простых кафешках, прокат коньков, две групповые экскурсии на лёд с незнакомой компанией и даже пара-тройка сувениров.
От 40 000 до 50 000 руб.
Если рассматриваешь отдых классом выше на четыре-пять дней с проживанием в более дорогих отелях, походами в рестораны, поездкой не только на Ольхон, но и в Листвянку и бухту Песчаная, с банькой, персональным гидом и трансфером по программе, услугами фотографа и другими развлечениями, то можно закладывать 40 000–50 000 руб.
Теперь ты знаешь про зимний Байкал практически всё и видишь, что можно спланировать поездку под разные бюджеты. В любом случае мне искренне хочется, чтобы Байкал сбылся у каждого! Побываешь — поймёшь.
Капитан хивуса на Байкале: «Туризм — это тоже природный ресурс»
Записала Алина Вовчек, IRK.ru
13 февраля 2019 г. 3 комментария около 11 минут на чтение
«У них банда, которую не разлучить». История о дружбе двух тигриц, львенка и лабрадора
Депутаты ЗС Иркутской области приняли бюджет на 2022 год
Доходы увеличены 10,2 миллиарда рублей.
Обращение к Игорю Кобзеву
О сохранении казарм ИВВАИУ.
Как паре подготовиться к беременности, чтобы исключить инфекционные болезни
Делаем новогодний подсвечник из шишек своими руками
Где в Иркутске пройти вакцинацию от COVID-19
Актуальная информация о работе прививочных пунктов.
Дед Мороз Чудодеевич приглашает гостей в «Бурдугуз»!
Волшебник ждет гостей с 3 декабря.
За две недели в регионе погибли 17 человек.
Горячие обсуждения
Вакцинация подростков от коронавируса начнется в России до конца 2021 года
С 15 декабря на пяти муниципальных маршрутах Иркутска повысят стоимость проезда
Вот уже 30 лет Константин Мамаджанов занимается туристическим бизнесом на Байкале. За это время у него сформировался свой взгляд на индустрию. Сейчас Константин занимается перевозками на хивусе, показывает зимний Байкал путешественникам. В одной из таких поездок капитан судна на воздушной подушке рассказал журналисту IRK.ru о своих взглядах на развитие озера и отрасли.
— Заранее благодарим всех за личное мужество! Спасибо, что выбрали нашу авиакомпанию, — приветствует нас капитан хивуса Константин Мамаджанов, и мы отправляемся на поиски торосов.
Восемь утра. Отплываем от Сахюрты и держим курс в пролив Малое Море, в большой Байкал. В хивусе тепло, окна снаружи заиндевели. Судно на воздушной подушке громко гудит, когда на ходу. В окна смотрим местные пейзажи. Минут через 20-30 прибываем на место.
Константин первым выходит из хивуса «на разведку». Убедившись, что торосы в этом месте живописные, решаем остаться. К тому же в 200 метрах виден открытый Байкал, где над водой встает пар, плещутся волны.
Константин Мамаджанов
— Две недели назад здесь этих торосов не было. Лёд лежал ровный. Сильным ветром его разломало и прибило к берегу. Представляете, какая сила нужна, чтобы сдвинуть с места ледяные глыбы., — рассказывает Константин.
Капитан хивуса и сам увлекается фотографией. С собой он взял камеру и объективы, чтобы поснимать байкальский лёд и восход.
— Вы уже сделали фотографии?
— Я себя ограничиваю. Не больше одного шедевра в день, — с улыбкой говорит Константин.
Необыкновенно красивые глыбы льда, наваленные стеной вдоль берега, скалы, покрытые ледяной коркой, тонкие пластины льда, напоминающие стекло, — все это дело рук природы. Тут по-настоящему ощущаешь мощь Байкала, его силу. Когда взошло солнце, лёд стал переливаться как самоцветы.
Порывистый сильный ветер, подгоняющий в спину, и лёд, на котором не только скользко, но и быстро замерзают ноги, сделали нашу прогулку короткой. Через полчаса мы спешили в хивус, не чувствуя пальцев на руках и ногах.
Пока отогревались, поговорили с Константином Мамаджановым о ледовой обстановке на Байкале в этом году. Капитан хивуса поделился мыслями о том, что сейчас происходит с озером, и что делать, чтобы сохранить его в будущем.
Куда обычно возите туристов?
— В зависимости от того, как образовался лёд, где красота появилась. В этом году гораздо богаче, чем в прошлом. Красивые наплески на восточном входном мысе — залив Хулы. Кобылья Голова (мыс на Байкале. — Прим. авт.) вся такая зефирная, кругленькая. Пещеры тоже ничего. На острове Хубын, в переводе с бурятского языка «мальчик», тоже в этом году образовались красивые наплески. Остров Огой с южной стороны непроходим для хивусов, приходится оборачиваться. Скалистый мыс Корабль в этом году выглядит как глыба льда, туда тоже не возим.
— В этом году лёд на Байкале появился на неделю раньше, чем в прошлом году. Но ветра северо-западного направления постоянно отрывают ледовое поле и набивают его на восточную бурятскую сторону. Я тревожусь. Ледовая обстановка будет тяжелая нынче.
Ледовые поля имеют хаотичный характер. Причем когда изломы образуются вдоль становых трещин длинными рядами, высокие торосы стоят. Сейчас торосы низкие и в виде больших пятен. Через них, между ними проходить тяжело, и вокруг маневрировать тоже трудно, искать эти проходы. Но приспособимся, не впервой.
Какие места для хивуса являются непроходимыми?
— По техпаспорту хивус берет препятствие высотой 15 сантиметров. Угол наклона четыре градуса. При минусовых температурах опасно на хивусе проходить большие расстояния на открытой воде. Из-под судна под давлением воздуха вырывается водяная пыль и садится на винты, они начинают покрываться коркой льда. Здесь главное — не прозевать момент, нужно быстро остановиться и почистить. Короткий такой участок проходит нормально, это штатная ситуация.
Нам движение по открытому Байкалу, по воде, зимой запрещено, поэтому нужен лёд. И с точки зрения, безопасности это важно, чтобы можно было пассажиров выпустить из катера и знать, что никто здесь не провалится.
Как измерить толщину льда? Как понять, безопасен он или нет?
— Грубо говоря, если взять в руку коробок спичек и держать его строго перпендикулярно, а затем опустить в видимый след трещины, то это 7-8 сантиметров. 10 сантиметров однородного пресного льда выдерживает тонну статической нагрузки. При толщине в 10 сантиметров открывают пешеходные переправы для людей.
На 40 сантиметров разрешена посадка Ан-2 и движение автотранспортных средств с нагрузкой на ось 2,5 тонны. На 80 сантиметров садится Ми-8 и Ан-2 с отключением двигателя базирования, а на 1,4 метра однородного льда садится турбореактивный Ан-74. То есть лёд — это очень прочная и пластичная структура. Из него даже строят аэродромы, причалы, есть инструкция Минобороны о строительстве таких ледовых сооружений.
Почему вы предпочли хивус другим видам судов?
— В 2003 году я участвовал в экспедиции по Монголии на хивусе. Перед этим в МЧС приехали сами заводчане, как раз должны были сдавать первый десятиместный хивус ведомству. Был еще шестиместный катер-амфибия. В итоге «десятку» сдали спасателям, а на «шестерке» мы пошли в Монголию: перебросились на Хубсугул, за десять дней прошли по озеру, по реке Онгийн-Гол дошли почти до Дархана.
Там было все: и вода, и степи, и снег, и лёд. Стало понятно, что техника подходит для перевозок по Байкалу. И в 2004 году организовали компанию «Вездеход», которая работает до сих пор.
Как вы научились управлять хивусом?
— Получал права на управление судном. Поскольку хивус — это корабль, на него полностью распространяются правила расхождения, оповещения и действия на судне. Отдельно, когда ездил на завод за катером, неделю провел там, учился им управлять. Директор завода и главный конструктор, мой товарищ, говорит: «Этого отправляйте на полигон без пилота. Бензина не жалеть». И каждый день я часов по 10 ездил. Вечером руки тряслись.
Думал, все умею, приехал на Байкал и в первый же день его разорвал. Лёд прозрачный, не видно, идешь вроде бы ровненько, а ближе подходишь, угол падения солнечных лучей изменился — и вот она льдина стоит, бах, и в нее.
Вообще управлять хивусом труднее, чем машиной. Нужно учитывать ветер, наклон, инерцию, тормозов же нет. То есть надо принимать во внимание выбег судна после остановки двигателя, прикидывать, чувствовать газ, чтобы не было срыва воздушного потока. Есть такое торможение, когда разворачивает его против хода, и газом отбиваешь назад тягу, тормозишь. Много хитростей, это со временем приходит.
При каком ветре вам нельзя выходить?
— У нас ограничение по ветру — 15 метров в секунду. Если такой скорости ветер, все, идти запрещено. Хотя этого не предугадаешь, бывает, выходишь в отличные метеоусловия, потом начинается ветер. И даже бывают ситуации, когда судно не успевает набрать ход, приходится разворачиваться носом на ветер и идти полдня задом наперед.
Хивус — это зимний вид транспорта или летом он тоже используется?
— И летом тоже. Но летом у нас, к сожалению, нет на него спроса. Ходят паромы, и нам запрещено здесь заниматься перевозками туристов. Байкал есть, речки людям неинтересны. Хотя мы работали на науку, на организации, в том числе на нефтяников. Много лет назад брали пробы воды в реках — притоках Лены, там, где они вели геологоразведку.
Как относитесь к тому, что в последнее время наблюдается рост турпотока и повышенный интерес к Байкалу?
— Если решили Байкал сохранять, надо все по возможности ограничивать. Как бы это кому-то нравилось или не нравилось. Дело в том, что Байкал изначально холодный. Биоценоз, который сложился в холоде, наиболее уязвим: как только температура повышается, появляются постоянные раздражающие факторы, он начинает быстро меняться. Мы говорим «погибает», но он просто становится другим. Поэтому нужно ограничивать буквально все, что можно.
Природа Байкала сильно пострадала за последние 20 лет. О чем говорить, если в 2018 году Сарайский пляж закрывали для купания.
Раньше не было таких раздражающих факторов, как сегодня. Во-первых, в разы увеличился флот, который ходит по Байкалу: было 50 судов, а сейчас их 200 с лишним. Во-вторых, не было такого количества сбросов в озеро, в том числе и химии всевозможной, всех этих моющих средств.
Неизвестно, что попадает в реки, которые втекают в Байкал, что из атмосферы «садится» на озеро, мы даже не знаем. Поэтому нужно учитывать количество раздражающих факторов.
Когда были непростые времена, решили так: отдадим туризм народу, пусть хоть чем занимается, лишь бы у нас проблем не было. Ну люди как захотели, так и занимались, настроили. А теперь им говорят: «Вы неправильно жили».
Как относитесь к программе по сохранению Байкала?
— Я ее даже не читал. Какие бы программы ни писали — это чушь, потому что они не подкреплены ни административным ресурсом, ни законодательным, ни финансово. Все это раздергано, ничего нет в одних руках.
В какой ситуации сегодня находится нацпарк?
— Нацпарк должен давать возможность жить и зарабатывать местным жителям, а у него эту роль отобрали. И дали ему одну функцию охраны — ограничивающую, а развивающие функции остались у местной власти. В результате нацпарк стал оппонентом всем живущим здесь.
В Листвянке одна за другой появляются китайские гостиницы, а на Ольхоне с этим как обстоят дела?
— Несколько тоже есть. Нельзя пускать иностранцев к ресурсам (говорит громко и строго). Потому что ресурсы — это наше. Кроме как копать из земли, мы больше ничего не умеем. У нас нет квалификации, мы все потеряли. Поэтому пусть иностранцы приходят в высокие технологии, какие-то производства, пожалуйста, и всё остальное. Нам есть чему учиться, а ресурсы ни в коем случае нельзя отдавать, ни землю, ни воду, ни туризм. Туризм — это тоже природный ресурс.
Возвращаемся на переправу. Там нашего героя ждут туристы, которых нужно перевезти на Ольхон. Хотим сделать несколько его фотографий для статьи, на что Константин говорит: «Давайте лучше с Брянским».
Хивус носит имя Ильи Ивановича Брянского. Так звали декана факультета «Экономики и организации автомобильного транспорта» Иркутского института народного хозяйства, который Константин окончил в 1985 году. Этот катер пришел летом прошлого года и получил название в честь преподавателя.
— Великолепнейший дядька, просто чудо. Он ушел из жизни 4 мая 2008 года. В 2007 году, в день туризма, раздается звонок в офисе, девчонки переключают, и в трубке голос пожилого человека: «Костя?». Я говорю: «Да». «Тебя Илья Иванович беспокоит, Брянский», — слышу в ответ. Как сидел, так и стою, — рассказывает капитан судна. — Илья Иванович, где вы? Я в Питере, уже на пенсии, старенький, приедь, поговорим. Пожелал удачи. Старые учителя, они же своих студентов не забывают.
Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter