Хладагента что это такое
Хладагент
Холодильный агент (хладагент) — рабочее вещество холодильной машины, которое при кипении и в процессе изотермического расширения отнимает теплоту от охлаждаемого объекта и затем после сжатия передаёт её охлаждающей среде (воде, воздуху и т. п. ).
Хладагент является частным случаем теплоносителя.
Основными холодильными агентами являются аммиак, фреоны (хладоны), элегаз и некоторые углеводороды. В случае использования в криостатах такими газами являются азот, водород, гелий. Это не касается появившихся в последнее время [компрессионных криостатов], способных охлаждать до температур ниже 120°С без применения жидкого азота, как это было принято последние сто лет. В качестве холодильного агента при создании оксиликвита используется кислород. Он же служит окислителем.
Принципиальной разницей в использовании холодильных агентов в виде азота, гелия и т.д. является то, что жидкость расходуется и испаряется(как правило, в атмосферу). В холодильных машинах фреон или аналогичный газ ходит по кругу, сжимаясь при помощи компрессора, сжижаясь в конденсаторе, испаряясь в испарителе.
Смотреть что такое «Хладагент» в других словарях:
хладагент — хладагент … Орфографический словарь-справочник
ХЛАДАГЕНТ — (холодильный агент) рабочее вещество холодильной машины (напр., в паровых компрессионных машинах хладоны, аммиак и т. д.; в абсорбционных водные растворы аммиака и бромида лития; в пароэжекторных водяной пар) … Большой Энциклопедический словарь
ХЛАДАГЕНТ — ХЛАДАГЕНТ, хладагента, муж. (тех.). Жидкий химический состав в холодильных машинах, способствующий охлаждению. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
хладагент — сущ., кол во синонимов: 2 • агент (57) • хладоагент (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ХЛАДАГЕНТ — (холодильный агент) рабочее вещество холодильной машины. В паровых компрессионных машинах в качестве Х. применяют хладоны, аммиак, углеводороды (пропан, этан, этилен) и др. вещества; в абсорбционных машинах водные растворы аммиака и бромида… … Российская энциклопедия по охране труда
хладагент — охлаждающая среда охлаждающий охладитель — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы охлаждающая средаохлаждающийохладитель EN refrigerant … Справочник технического переводчика
хладагент — холодильный агент … Словарь сокращений и аббревиатур
ХЛАДАГЕНТ — то же, что холодильный (см.) … Большая политехническая энциклопедия
хладагент — 3.1 хладагент (cryogen): Вещество, используемое для получения очень низких температур в криогенных ловушках аналитической системы. Примечание В соответствии с методом, установленным настоящим стандартом, рекомендуется использовать жидкий аргон (с … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
хладагент — холодильный агент, рабочее вещество холодильной машины, которое при кипении или(и) расширении отбирает тепло от охлаждаемого тела и затем после сжатия отдаёт его окружающей среде (напр., воздуху или воде). Хладагент должен иметь низкую… … Энциклопедия техники
Главный агент в вашем кондиционере
Разбираемся вместе, для чего служит хладагент в системах охлаждения, какие хладагенты бывают и как сократить неизбежные утечки
Кондиционер – это прибор, который осуществляет охлаждение или обогрев воздуха в помещении. В зависимости от конструкции и функциональности различают такие типы приборов как канальные и оконные кондиционеры, мультизональные системы и так далее.
Для чего нужен хладагент?
Кондиционер прочно вошёл в жизни людей XXI века. Основной его функцией является регулирование и поддержание определённой температуры внутри жилых помещений, офисов, автомобилей и так далее. Нужно обеспечивать должный уход и профессиональное обслуживание (при необходимости), чтобы бытовая техника оставалась в рабочем состоянии как можно дольше. Своевременные меры помогут не только увеличить срок использования техники и предотвратить возможные неисправности, но и обойдутся гораздо дешевле, чем ремонт серьёзной поломки.
Характеристика сплит-систем такова. Сплит-система (бытовой настенный кондиционер) состоит из внутреннего и внешнего блоков. Первый блок находится внутри кондиционируемого помещения и выполняет функцию испарения. Второй блок располагается снаружи здания и выполняет функцию конденсатора. Блоки соединяются системой трубок и кабелем.
Любая сплит-система основана на способности вещества отнимать теплоту при кипении и затем отдавать её воздуху. Таким элементом этой системы является фреон, по-другому хладагент хлорфторуглерод. Именно благодаря хладагенту осуществляется кондиционирование воздуха в помещение. Это вещество под воздействием некоторых процессов переходит из жидкого состояния в газообразное и, наоборот, помогая преобразовывать тёплый воздух в холодный.
Виды хладагентов
Обычно хладагент классифицируют по его химическому составу. Он имеет формы R-22, R-12, R-134a, R-407C. Никакого влияние на самочувствие и здоровье человека эти формы не имеют. До недавнего времени наибольшей популярностью пользовался R-22, поскольку он прост в использовании и имеет невысокую цену. Европейские исследования положили конец недолгой эпохе этого фреона. Выяснилось, что причиной образования озоновых дыр в стратосфере во многом является производство хлорсодержащих фреонов.
В связи с неблаготворным влиянием R-22 на обстановку в окружающей среде, странами ООН было принято решение уменьшить производство озоноразрушающего фреона. На данный момент этот хладагент можно встретить лишь в старых моделях кондиционеров. За фреоном R-22 пришёл R-410A, который признан озонобезопасным, на основе многочисленных опытов и исследований. С 2010 года этот хладагент стал использоваться в большинстве сплит-систем, что логично привело к увеличению цены на сервисное обслуживание по их установке.
R-410A предпочтителен не только тем, что он безопасен для окружающей среды. При утечке замена этого хладагента является более экономичной, так как заправку необходимо проводить частично. Хотя обычно для замены фреон полностью сливают. Также R-410A требуется на 20% меньше для заправки сплит-системы, по сравнению с R-22.
Неизбежные утечки и как с ними бороться
По последним статистическим данным в год из системы кондиционирования утекает до 8% фреона. Причины этого могут самые разнообразные. От некачественного монтажа до разгерметизации фреонового контура. Наихудшим итогом утечки фреона может стать тотальная поломка компрессора, которая приведёт либо к замене самого компрессора, либо к полной замене внешнего блока. В итоге от поломки одной детали может пострадать вся сплит-система. Для того, чтобы этого не случилось, нужно хотя бы раз в год проверять кондиционер на наличие возможных неисправностей.
Существуют несколько признаков ухудшения работы системы:
Чтобы предотвратить утечку хладагента, нужно проверять работу кондиционера после каждого использования. Такие нарушения как утечка фреона и образование наледи будут заметны невооружённым глазом. В случае обнаружения неполадок в системе нужно отказаться от использования кондиционера до прибытия мастеров сервисной службы. Даже если поломка критическая, устранить её получится без особых трудностей и последствий для работы системы в будущем.
Когда без ремонта не обойтись
Чаще всего проблема носит локальный характер, поэтому для того, чтобы заправить фреон не нужно полностью разбирать блоки системы. Однако, как показывает практика, бывают редкие случаи, когда проблему неисправности выяснить не так-то просто. Поэтому для выявления поломки и её исправления, технику разбирают и отправляют в ремонтный центр.
Хладагент – важная и неотъемлемая часть сплит-системы. Для долгого и надёжного функционирования бытового кондиционера нужно регулярно наблюдать за состоянием техники, а, главное, – за количеством фреона в системе. Ведь именно хладагент гарантирует качественную конденсацию воздуха внутри помещения. Нужно заблаговременно заботиться о состоянии системы и не доводить дело до критического положения.
ВИДЕО:
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
хладагент
Смотреть что такое «хладагент» в других словарях:
хладагент — хладагент … Орфографический словарь-справочник
ХЛАДАГЕНТ — (холодильный агент) рабочее вещество холодильной машины (напр., в паровых компрессионных машинах хладоны, аммиак и т. д.; в абсорбционных водные растворы аммиака и бромида лития; в пароэжекторных водяной пар) … Большой Энциклопедический словарь
ХЛАДАГЕНТ — ХЛАДАГЕНТ, хладагента, муж. (тех.). Жидкий химический состав в холодильных машинах, способствующий охлаждению. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
хладагент — сущ., кол во синонимов: 2 • агент (57) • хладоагент (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ХЛАДАГЕНТ — (холодильный агент) рабочее вещество холодильной машины. В паровых компрессионных машинах в качестве Х. применяют хладоны, аммиак, углеводороды (пропан, этан, этилен) и др. вещества; в абсорбционных машинах водные растворы аммиака и бромида… … Российская энциклопедия по охране труда
хладагент — охлаждающая среда охлаждающий охладитель — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы охлаждающая средаохлаждающийохладитель EN refrigerant … Справочник технического переводчика
хладагент — холодильный агент … Словарь сокращений и аббревиатур
ХЛАДАГЕНТ — то же, что холодильный (см.) … Большая политехническая энциклопедия
Хладагент — Холодильный агент (хладагент) рабочее вещество холодильной машины, которое при кипении и в процессе изотермического расширения отнимает теплоту от охлаждаемого объекта и затем после сжатия передаёт её охлаждающей среде (воде, воздуху и т. п.).… … Википедия
хладагент — 3.1 хладагент (cryogen): Вещество, используемое для получения очень низких температур в криогенных ловушках аналитической системы. Примечание В соответствии с методом, установленным настоящим стандартом, рекомендуется использовать жидкий аргон (с … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Хладагенты: что, как и почему?
Многие люди, занимающиеся бытовой техникой, да и не только они, знают, что в современных бытовых холодильниках в обязательном порядке используется холодильный агент, он же хладагент. Он обеспечивает такую температуру, которая является наилучшей для того, чтобы мы могли сохранять наши продукты питания свежими на длительный срок. Но что же такое этот хладагент? Что он представляет из себя?
Хладагент – это такое вещество в холодильных машинах, которое способствует охлаждению объекта. Он обладает такими характеристиками, как низкая температура кипения и также испарения. Однако холодильный агент используется не только в бытовых холодильниках. Он также применятся в хорошо нам известных кондиционерах, спасающих нас от невыносимой жары в знойные летние дни. К примеру, в них используются такие хладагенты как R410A и R-407C.
В качестве хладагентов на протяжении 19-20 веков использовались такие вещества как воздух, углекислота, хлористый метил, хлористый этил сернистый ангидрид, пропан, закись азота, этилен, аммиак и другие.
Первым хладагентом, сравнительно безопасным в применении, стал фреон R12. Был он синтезирован в 1928 году ученым Томасом Мидгли, а в 1931 году получил свое название. Фреон R12 пришел на замену аммиаку. Считалось, что этот хладагент станет превосходной заменой опасного газа аммиака, его предшественника. Но, как оказалось, фреон R12 также является не особо благонадежным вариантом из-за содержания хлора. Однако он всё ещё используется в старых моделях холодильных приборов.
Спустя 50-60 лет в мире было синтезировано свыше одного миллиона тонн различных хладагентов. Эти вещества являются бесцветными, без запаха и, что самое главное, безвредны для человека. Они позволили достигнуть температуры ниже 100 градусов по Цельсию. Холодильные агенты стали использоваться в качестве растворителей, ингаляций, как средства для тушения пожаров, как газовые диэлектрики, для получения лекарственных веществ, масел и красителей, как средство для защиты растений и многое другое. После фреона R12 специалистами был разработан хладагент R134. Он был безопасен как для человечества, так и для нашей окружающей среды. Но, к сожалению, введение в производственный процесс этого холодильного агента вызывало большие неудобства. А заключались они в том, что у таких холодильных оборудований должна быть иная система охлаждения, а также видоизмененный компрессор. Все это значит, что пришлось бы менять процесс производства полностью. Очевидно, что производителю это совершенно неудобно и невыгодно, так как эти изменения потянут за собой немалые финансовые затраты.
В связи со всем этим, специалистами был синтезирован очередной хладагент – фреон R600a, или изобутан, который является более выгодным в производстве. Он так же, как и фреон R12, безопасен для человека. Вдобавок он безвреден и для окружающей среды: он не вызывает парниковый эффект, и, что весьма важно, является озонобезопасным, не вызывая глобальных изменений в озоновом слое нашей планеты. Фреон R600a – хладагент, который держит высокую степень пожаробезопасности в связи с малой концетрацией вещества.
Но все же нужно помнить, что в ситуациях, выходящих из ряда нормальных и стабильных, химические вещества могут быть опасны. Именно поэтому нужно тщательно следить за исправным функционированием холодильного агента в вашем холодильнике. Если ваша техника перестала справляться со своей задачей, а именно стала плохо морозить, то тут можно говорить об утечке. Существует несколько способов проверки на утечку. Но все же будет лучшим вариантом вызвать мастера, который исправит проблему вашего устройства.
Как работает холодильное оборудование?
Содержание
Содержание
Вы никогда не задумывались, почему в холодильнике — холодно, и что общего у морозильного шкафа и кондиционера? В этом материале разбираемся, как работает холодильное оборудование.
Замечали, что, когда вы выходите из душа, вам всегда прохладно? Дело в том, что влага при испарении поглощает тепло. А при конденсации, наоборот, тепло выделяется. На этих явлениях и основан принцип действия паровых компрессорных холодильных машин– в них по замкнутому кругу двигается специальная жидкость (хладагент). Хладагент испаряется в испарителе и конденсируется в конденсаторе. При этом испаритель охлаждается, а конденсатор греется.
Чтобы хладагент испарялся и конденсировался в нужных местах, в холодильном контуре должны присутствовать еще два элемента – компрессор и дросселирующее устройство.
Компрессор сжимает газообразный хладагент в конденсаторе, где он под действием высокого давления переходит в жидкую форму, выделяя тепло. А дросселирующее устройство (капиллярная трубка или терморегулирующий вентиль) затрудняет движение хладагента и поддерживает высокое давление в конденсаторе. После дросселя давление в контуре намного ниже, и попавший туда хладагент начинает испаряться внутри испарителя, поглощая тепло. Далее он, уже в газообразном виде, снова попадает в компрессор, и цикл повторяется.
Многие холодильные установки комплектуются дополнительными элементами.
Фильтр-осушитель устанавливается перед дросселирующим устройством. Его задачей является извлечение из хладагента воды и механических частиц. При его отсутствии капилляр может засориться или замерзнуть.
Терморегулятор (термостат) выключает компрессор при достижении необходимой температуры.
Ресивер повышает эффективность холодильной установки. Без терморегулирущего вентиля (с капиллярной трубкой) скорость выработки холода является постоянной. И, если она будет слишком большой, компрессор будет часто включаться–выключаться, а если слишком маленькой — охлаждение будет идти слишком долго. Использование ТРВ позволяет изменять скорость охлаждения в больших пределах, но требует наличия ресивера для компенсирования колебаний расхода хладагента.
Различные датчики температуры и давления, управляемые электроникой регуляторы давления и клапаны используются для повышения эффективности устройства и поддержания специфических режимов работы.
Из холода в жар
Чаще всего холодильная машина используется именно для охлаждения — испаритель расположен в охлаждаемом объеме, а конденсатор вынесен в окружающую среду. Так работают кондиционеры, холодильники и морозильники. Но холодильный контур не только поглощает тепло на испарителе, но и выделяет его на конденсаторе. Нельзя ли использовать холодильную машину «наоборот» — для обогрева, расположив конденсатор в обогреваемом помещении, а испаритель вынеся наружу?
Еще как можно. Холодильная машина использует электроэнергию не для непосредственного нагрева (как ТЭН), а для переноса тепла, поэтому эффективность ее выше, чем у обычного электронагревателя. Многие современные кондиционеры могут работать «наоборот», используя теплообменник внутреннего блока как конденсатор, а теплообменник внешнего блока – как испаритель. В таком режиме на 1 кВт потребленной мощности кондиционер может произвести 2–6 кВт тепла. Греть комнату кондиционером может быть значительно выгоднее, чем электрообогревателем!
В местах с более холодным климатом в последнее время все большую популярность получают тепловые насосы – паровые компрессорные холодильные машины, у которых испаритель помещен под землю на глубину, большую глубины промерзания. Поскольку там всегда сохраняется положительная температура, эффективность теплового насоса не зависит от времени года. Такие устройства намного экономичнее электрических обогревателей и могут использоваться для отопления жилища круглый год при любой температуре. К сожалению, высокая стоимость тепловых насосов пока препятствует их популярности.
Виды компрессоров
Поршневые компрессоры устанавливаются в основном в холодильниках и морозильниках. В большинстве моделей поршень приводится в движение обычным электродвигателем, двигающим поршень через шатунно-кривошипный, кулачковый или кулисный механизм.
Существуют также электромагнитные (линейные) поршневые компрессоры. В них цилиндр расположен внутри катушки, создающей электромагнитное поле, которое приводит в движение поршень.
Поршневые компрессоры способны создавать высокое давление, обеспечивая большой перепад температур на испарителе и конденсаторе. Кроме того, обычный поршневой компрессор имеет достаточно простую конструкцию, не требующую высокой точности изготовления деталей, соответственно стоят они недорого. Однако недостатков у поршневых компрессоров тоже хватает:
Поэтому поршневой компрессор можно повторно запускать только через несколько минут после остановки, когда давление в системе выровняется. Защитой от повторного пуска снабжены далеко не все модели, поэтому холодильное оборудование рекомендуется подключать через реле времени с задержкой включения в 5–10 минут.
Ротационные компрессоры (иногда называемые роторными) создают давление за счет изменяющегося зазора между вращающимся ротором и корпусом компрессора.
Существуют различные модификации этого вида компрессоров — с эксцентричным ротором, с подвижными лепестками, с качающимся ротором, спиральный и т. п.
Все они обладают небольшими габаритами, низким уровнем шума и увеличенным ресурсом за счет снижения количества подвижных деталей. К недостаткам этого вида можно отнести сложность изготовления (ротор и корпус должны быть изготовлены с высокой точностью) и низкое максимальное давление. Такие компрессоры чаще используются в климатической технике, для которой не требуется создавать очень низкую температуру.
Ротационными и поршневыми список компрессоров не исчерпывается — существуют еще центробежные, винтовые, кулачковые и другие. Но в бытовой технике они используются реже.
Вне зависимости от вида компрессор может быть неинверторным (стандартным) или инверторным. У обычных компрессоров скорость вращения двигателя постоянна, для поддержания заданной температуры он периодически включается и выключается. В инверторных компрессорах двигатель подключен через частотный преобразователь (инвертор), с помощью изменения частоты напряжения меняющий скорость вращения электродвигателя. Такой компрессор поддерживает заданную температуру выставлением нужной скорости вращения. Инверторные компрессоры дороже, но экономичнее, эффективнее и имеют больший ресурс.
Типы хладагентов
Чем ниже температура кипения хладагента, тем более низкую температуру можно получить на испарителе холодильной машины. Однако, понизить температуру в морозильнике, просто поменяв фреон на более «холодный», скорее всего, не выйдет — хладагенты с низкой температурой кипения требуют большего давления для конденсации. Компрессор, рассчитанный на фреон с высокой температурой кипения, просто не сможет создать такое давление. Поэтому при замене хладагента следует придерживаться рекомендаций из инструкции, и не заправлять хладагент с характеристиками, сильно отличающимися от рекомендованных.
В бытовых устройствах чаще всего используются следующие хладагенты:
Фреон R22 (хладон 22, хлордифторметан) до недавних пор часто использовался в холодильных и морозильных установках. Обладает достаточно низкой температурой кипения (-40,8°С), при утечке возможна дозаправка системы. Однако из-за вреда, наносимого окружающей среде (разрушение озонового слоя) R22 в последнее время используется редко, а во многих странах вообще запрещен.
R600a (изобутан) все чаще используется в холодильной технике вместо менее экологичного R134. Его преимуществами являются низкое давление конденсации и высокая удельная теплота парообразования – холодильники, использующие этот фреон, дешевле и экономичнее. Однако из-за высокой температуры кипения (-12°С) заправленную им технику нельзя использовать на улице при отрицательных температурах.
Следует также помнить о том, что каждый тип фреона требует использования определенного вида масла для смазки деталей компрессора. Обычно тип (а иногда и марка масла) приводятся в сопроводительной документации к фреону. Использование других масел может привести к поломке компрессора.
Как видно, ничего сложного в холодильной технике нет, а понимание принципов ее работы может значительно продлить жизнь технике, позволить сэкономить на электроэнергии и уберечь от неправильных действий, могущих привести к поломке прибора.