Хочу бросить музыкалку что делать
«Ну не хочет девочка, зачем её заставлять!»: как быть с музыкальным образованием
Наверняка среди вас есть те, кто без удовольствия вспоминает детство в музыкальной школе. Заставлять ли детей ходить в музыкалку и как относиться к этому сегменту образования, рассуждает наш новый блогер Людмила Ивонина.
Дискуссия по поводу реформирования системы детского музыкального образования не стихает. Досадно, что среди профессионалов мнения зачастую расходятся. Этим легко могут воспользоваться люди, чьи решения способствуют закрытию многих образовательных учреждений.
Подвергается сомнению, казалось бы, безупречный тезис Екатерины Мечетиной о том, что система музыкального образования в России должна быть признана национальным достоянием.
Причина, как мне видится, в том, что само понятие «система музыкального образования» понимается в обществе по-разному.
Кто-то заступается за кружки, кто-то за школы, кто-то вообще за школы-десятилетки, а ведь всё это, вместе взятое, и есть как раз та система, о которой идёт речь.
Специфика обучения музыке заключается в том, что в основе его лежит обучение музицированию. Установленный ранее принцип «музыкальное воспитание — всем детям» сегодня не теряет актуальности. Более того, психологи настаивают на том, что обучение музыке стимулирует работу мозга. Следовательно, обучение музыке становится, говоря современным языком, привлекательной для родителей инвестицией в ребёнка.
Однако для того, чтобы музыкальное образование сегодня отвечало ожиданиям потребителей (учащихся, родителей, профессионалов, педагогов, активных слушателей музыки), оно должно отвечать определённым условиям.
Первое и общеизвестное требование — единство профессионального и дополнительного музыкального образования. По примеру спорта высших достижений, опирающегося на массовый, музыкальное образование профессионалов должно иметь массовое окружение, обеспечивающее подготовку, выявление и отбор одарённых детей.
10 пластинок, которые нужно послушать с детьми
Музыкальная одарённость, как и всякая способность, проявляется в деятельности. То есть, не начав петь и играть, ребёнок просто не в состоянии себя проявить с музыкальной точки зрения, поэтому крайне важны образовательные структуры, в рамках которых осуществляется раннее музыкальное развитие ребёнка.
Музыкальное обучение, на ранних этапах происходящее в виде обязательного инструментального обучения (приобщение к музыке невозможно без освоения игры на каком-либо инструменте), происходит у детей в разных темпах, что не является показателем одарённости и «неодарённости». «Неровное» музыкальное развитие связано в первую очередь с индивидуальным у каждого ребёнка составом способностей, которые проявляются в ходе постепенного продвижения в музыкальной деятельности и накопления знаний.
Опыт музыкальных педагогов показывает, что талантливые ученики развиваются быстро, но неравномерно, а менее одарённые двигаются более постепенно
Но в продвижении каждого из них может произойти скачок, когда учащийся, быть может, неожиданно для всех поднимается на более высокую ступень. Для такого скачка необходимы условия, и крайне важно поэтому педагогическое внимание ко всем категориям учащихся: и к так называемым «профессионально ориентированным» ученикам, и к тем, кто учится как будто бы для «общего музыкального развития».
Второе условие естественным образом вытекает из первого: для обнаружения и роста музыкальных талантов, а также для благотворного влияния музыки на каждого ребёнка нужна качественно организованная образовательная среда. Музыкальное образование строится на мотивации самостоятельных занятий учащихся, поскольку в музыке речь идёт не столько об образовании, сколько о самообразовании — такова природа освоения инструментальных навыков. Лучшие педагоги музыкальных школ, как правило, мастера мотивации, а основной талант учащегося заключается в способности учиться, в том числе музыке.
Музыкально одарённый ребёнок проявляет себя в «желании заниматься», а музыкальное искусство представляет собой для ученика единый мир со взрослыми людьми, и вхождение в него ребёнка можно считать приобщением к «жизни взрослых».
«„Мировая музыкальная культура“ — само название внушает скуку»
И если мы, взрослые, не наведём порядок в собственных представлениях о системном музыкальном образовании, то этот, так необходимый детям мир может просто исчезнуть.
Ребёнок должен тоже нести ответственность за своё развитие, не только взрослые всё ему должны (разумеется, они должны). Он должен уметь выучить урок, это его обязанность. Музыка — это не таблица умножения, но и не чистое развлечение.
Сколько раз дети бросали играть на инструменте, потому что нужно «немного поработать, постараться, выполнить задание», а потом упрекали нас же, взрослых, что мы позволили им бросить учёбу?
В общеобразовательных школах вопрос выполнения уроков не обсуждается. А музыку может легко бросить ребёнок с музыкальной одарённостью, а ведь она ему дарована природой.
И ему ещё «помогают» взрослые. «Ну не хочет девочка, зачем её заставлять!» — восклицает какой-нибудь любящий отец.
Безусловно, «заставлять» можно по-разному. Можно убеждением, можно наказанием — здесь есть свои проблемы. Я знаю только одно: и музыка, и иностранный язык являются обязательными знаниями для ребёнка, а не пространством свободного выбора.
И если ребёнок будет выбирать сам, что ему учить, а что нет, и мы дадим ему ошибиться, то это время в его жизни никак не удастся восстановить.
Крышкой от фортепиано по пальцам: почему дети бросают музыкальные школы
Её ученики с первого раза поступают в Гнесинку, пишут саундтреки к мультфильмам и осваивают академическую программу музыкальной школы в формате игры. Вероника Стрельбицкая, педагог с 25-летним стажем и дипломом РАМ им. Гнесиных рассказала, как привить детям любовь к музыке — естественно и без принуждения.
Любовь к музыке — это то, с чем ребенок рождается, или задача родителей?
Я не встречала людей, которые бы не любили музыку и не испытывали бы к ней каких-то чувств. Она ведь повсюду, в мультфильмах, фильмах, в интернете! А вот что именно слушает ребенок, зависит от интеллектуального уровня семьи. Как правило, в более осознанных семьях за этим следят и ставят классику, которая формирует определенный музыкальный вкус.
Музыка — это глубина чувствования, способность слышать детали и других людей, и она, как часто повторяет профессор Татьяна Черниговская, помогает развить нейронные связи. Сегодняшние дети в большинстве своем высокоразвитые, эмпатичные — в том числе по этой причине.
Школы бывают разные, и есть такие, в которые дети бегут с радостью: там любимые учителя, друзья. Я работала в такой! Педагоги там были душевными, в коллективе все друг друга поддерживали, поддерживали учеников. А когда ребенок чувствует поддержку, то с большей вероятностью посвятит себя музыке уже хотя бы по этой причине.
С другой стороны, я встречаю тех, кому с учителями не везет, кто встретил грубое отношение, унижение, оскорбления. Порой я слышу просто ужасающие вещи. Учителей можно понять: у них план, программа, график зачётов и экзаменов. Нагрузка колоссальная, зарплата — мизерная. Устанавливать тёплые, доверительные отношения с учеником некогда и незачем. И само общение с детьми — нагрузка еще и эмоциональная, неудивительно, что многие выгорают и закрывают крышку фортепиано об чьи-то пальцы.
Я сама, когда окончила академию Гнесиных, получала около 11 тысяч рублей в месяц, при средней по Москве от 30 до 60. Преподавала я всю неделю, за исключением пятницы. Конечно, раз в полгода были премии за гастроли и выступления, но даже этих премий мало. Не думаю, что сейчас ситуация сильно изменилась.
Второй момент — как и в любой другой профессии, среди музыкальных педагогов немало случайных людей
Для того чтобы стать учителем музыки, нужно просто окончить музыкальное училище. А туда практически всегда недобор, поэтому приемная комиссия готова закрыть глаза на способности пришедшего к ним абитуриента. То есть к творчеству, созданию музыкальных произведений и чему-то высокому такие люди отношения не имеют. Если мы говорим о фортепиано, они даже могут не иметь музыкального слуха, это не скрипка и не виолончель.
В школе потом происходит следующее: педагог остается один на один с потоком детей, которые делают одно и то же, из урока в урок, как этого требует система. И так как таким людям сложно находить новое в старом, придумывать подходы и разные решения одинаковых задач, они взрываются, срываются на своих учеников.
То есть у системы не стоит задачи воспитывать авторов, она воспитывает исполнителей?
Да. Если это не композиторский, творческий факультет, система воспитывает исполнителей. Исполнительство в музыке (как и реставрация в архитектуре) — это тоже творческий процесс, умение прожить и передать эмоции композитора. И это может быть даже более сложный духовный и интеллектуальный процесс, чем умение создавать свою музыку. Но, сочиняя своё, экспериментируя, импровизируя, стремясь передать свои чувства, человек учится осознавать свои чувства и эмоции, а потом уже проводит аналогию с тем, что слышит у других композиторов, и вот в этот момент происходит понимание, что ты на верном пути, что ты так это чувствуешь, а другой человек похоже, но чуть по-другому.
«Часто дети сами не понимают, что они любят классическую музыку»
И человек растёт, сравнивая своё творчество с чужим, анализируя свои способы передачи этих чувств с тем, как это сделал выдающийся композитор. И тогда исполнение чужих произведений звучит правдоподобно, не искусственно натаскано, не по-школьному.
Дети играют по нотам произведения других людей. Ты должен внутри рамок, заложенных кем-то, научиться высказываться. В лучшем случае ты научишься играть где-то громче, где-то тише! Дети играют, играют вроде бы симпатично, мама радуется. Прошел концерт — все хлопают. А вот когда человек проживает музыку, умеет сам создать ее, выразив свои чувства, за него, как за одаренного, хватаются. Лучших учеников забирают сильные педагоги, а сильные педагоги не страдают подобным диссонансом.
Тем, кто все-таки бросил музыкальную школу, можно помочь к ней вернуться?
Расскажу на конкретном примере. В октябре 2019 года ко мне обратилась мама 14-летнего Антона. Мы начали занятия, построенные на музыкальных импровизациях. Я предлагала подобрать музыку к природным явлениям, образам, темам. Сначала мальчик был скован и зажат, он считал, что полноценная музыка — это уметь подставлять аккорды, и хотел, чтобы я научила его техникам. Понадобилось время, чтобы убедить его, что вся «техника» — это умение следовать за собственной душой.
Урок за уроком, сочинение за сочинением, мой ученик расслабился, почувствовал уверенность в своих силах, в своём таланте. Мы проработали разные приёмы, стили и формы композиций. И Антон понял, что ему не нужны «костыли» в виде всего этого набора. Что техника сама находится, когда, как выразился Антон, «прёт». Музыка души сама диктует, какие техники использовать.
В итоге он решил доучиться в музыкальной школе, начал сотрудничество с московской студией мультипликации, где на его музыку «Подснежники» сделали мультфильм, и сейчас активно продолжает развиваться как композитор.
А недавно его мама написала мне, что Антон сдал выпускной экзамен в музыкальной школе на отлично, и что заведующая даже плакала и не могла остановиться, а она довольно строгая леди. А потом его педагог позвонила и сказала, что такого талантливого и эмоционального музыканта они не готовы отпустить — и предложили продолжить обучение после выпуска.
И это в противовес тому, что мама мне писала в октябре 2019 года: «Антон хочет уйти из музыкальной школы, говорит, что учителя ничему не учат, а только оскорбляют…»
К вам, кстати, попасть непросто. Для чего вы собеседуете не только детей, но и родителей?
Если интерес к фортепиано у родителей, но не у ребенка, это будет каторга для всех. Я всегда спрашиваю, кто инициатор? Если это сами родители, то я советую сделать акцент на другом, развивать музыкально, ходить на концерты, включать классику. Этого будет достаточно, необязательно сажать ребенка к инструменту и пытаться сделать из него великого исполнителя или композитора.
С другой стороны, если, например, мама хочет играть на фортепиано, она будет для ребенка примером
И тогда горящие глаза мамы, у которой тоже что-то начинает получаться, станут для него самым лучшим вдохновением.
Мой старший сын Савва любит петь, он все время поет, но если он не хочет играть — зачем мне его заставлять? Я вижу, что он в музыканты не пойдет, у него есть другая цель, он увлечен инженерией, зачем я буду тратить его время, бесценное время его жизни, если он не хочет? Захотел он сыграть песенку, подошел, сыграл, я мягко подкорректировала его ручку, но тут же брать за нее и вести в музыкальную школу не буду — если он сам этого не захочет.
И так было до его семилетия. Ребёнок вырос — и теперь проявляет интерес к исполнению более сложной, настоящей музыки. По своей инициативе, например, он за пару недель разобрал «Маленькую прелюдию» Баха, До мажор. И сам играет ее целыми днями, я только прошу сделать потише инструмент, чтобы не мешать соседям, так как музыка у нас звучит практически весь день.
Музыка не мешает детям параллельно заниматься любимым делом, а наоборот, здорово развивает их. Результат бережного подхода к музыкальным занятиям с сыновьями с их младенческого возраста только подтверждает правильность выбранного пути и методов. Эти же методы работы я применяю и в своем проекте. Сейчас, когда старший сын уже школьник, ему не в тягость включиться в настоящую регулярную работу, без игровых методик, просто потому, что музыка зовет его за собой.
В чем суть вашей авторской методики?
Я выступаю как альтернативная школа, школа с участием родителей, которые чувствуют своего ребенка, помогают ему найти удобное время, включить в занятие его интересы. Я предлагаю тему, и родители помогают включить игрушки ребенка и явления, интересные ему, в игру.
Началось все довольно просто. Когда у меня родились сыновья, практически погодки — мальчики Савва и Лев, я почувствовала острое желание, чтобы они росли в окружении живой музыки, и, конечно, я хотела научить их игре на фортепиано. Свои первые шаги они сделали, опираясь на клавиатуру фортепиано, передвигаясь вдоль неё и заодно изучая клавиши и звучания. В нашей квартире я собирала небольшую компанию мам с малышами и знакомых виолончелистов, скрипачей, флейтистов, пианистов, вокалистов. В консерваторию с маленькими детьми не пускали, мне хотелось восполнить нехватку живых концертов. Так и родилась идея маленькой домашней консерватории.
«Я подумал: Дмитрий Донской — крутой мужик. Почему бы не записать о нём песню?»
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что методика, которой я владею, не подходит для обучения малышей и в частности моих детей. Начались эксперименты, поиск подхода, поддержка личной инициативы и интереса. Детям нужна была игра. Поэтому всё, что было возможно, я перевоплощала в сказки. Это понравилось другим родителям, и в 2018 я записала свой первый онлайн-курс и назвала его «Маленькая Консерватория».
У вас были соавторы?
Мои сыновья и есть мои соавторы. Савва и Лев активно снимались в обучающих видео. На тот момент им было три и четыре года соответственно. Ученикам «Маленькой Консерватории» понравилось учиться и повторять игровые примеры за своими сверстниками! Весь акцент в уроках сделан на этих роликах, в которых мои сыновья показывают, что нет ничего невозможного и даже в этом возрасте можно взаимодействовать с фортепиано, творить, экспериментировать и сочинять, а также готовить руки к игре на инструменте, развивать самостоятельность каждого пальчика. Каждый ребёнок может раскрыться, если вовремя поддержать его интерес и дать такую возможность. Постепенно курс наполняется и очень интересными примерами выполнения творческих заданий разновозрастными участниками курса. Эти примеры вдохновляют детей на собственное творчество.
А сами вы из музыкальной семьи? Как любовь к музыке прививали вам?
В моей семье не было профессиональных музыкантов, но мама в детстве мечтала играть на пианино. Так сложилось, что её мечта осуществилась через меня.
Заниматься музыкой профессионально я решила уже после окончания музыкальной школы, учась в которой, была лауреатом теоретических олимпиад и конкурсов юных пианистов.
Я никогда не встречала педагогов, которых боялась, никогда не было жестокости в обращении по отношению ко мне, наоборот, были такие учителя, которых я очень уважала. Для меня учитель — человек, который очень хорошо знает своё дело, и мне хотелось следовать за ним. Я по природе была очень целеустремленной, отличницей, любила сам процесс обучению чему-то новому и уважала своих преподавателей. И они тоже любили меня. Каждый из них стал для меня примером для подражания и объектом восхищения — и в школе, и в училище, и в Академии Гнесиных, и в Московской Консерватории.
Ребенок не хочет заниматься музыкой. Что делать?
Ребенок не хочет ходить в школу. Как относиться к отказам ребенка
Танит Кэри журналист, писательница, автор книг для родителей
Ребенок не хочет идти в школу. Или на тренировку, хотя занятия спортом выбрал сам. Или отказывается заниматься музыкой. В 7-10 лет такое случается почти с каждым — но для родителей детское «не хочу», связанное с учебой, неизбежно становится «холодным душем». О чем подумать в спокойной обстановке, если сын или дочь отказывается ходить в школу или заниматься музыкой? И как говорить об этом с ребенком?
Отказывается идти в школу
У всех детей бывают дни непослушания, когда они не хотят идти в школу. Помимо болезни, могут быть и другие причина, по которым им хочется остаться дома. Если это происходит неоднократно в течение нескольких недель, выясните, что беспокоит сына или дочь.
Ситуация: утром сын отказывается одеваться и выходить из дома.
Ребенок говорит: «Я не хочу идти в школу». Если у него нет симптомов болезни, за отказом должно скрываться что-то еще. Не кроется ли здесь какая-то проблема?
О чем думаете вы: «Он просто прикидывается. Он должен идти в школу. А мне надо на работу». Когда вы испытываете противоречивые чувства, легко впасть в панику. Сын заболел? Или просто вами манипулирует? Помимо тревожных мыслей возникает еще и необходимость отпрашиваться с работы, объясняться с учителем и т.п.
О чем думает ребенок: «Дома мне спокойнее и безопаснее». Детский организм очень чувствителен к эмоциям. Если ваш сын чем-то расстроен, он инстинктивно хочет остаться в безопасности дома с родителями и у него на самом деле может заболеть живот.
Как реагировать прямо сейчас:
На будущее:
Хочет бросить музыку
Уроки музыки кажутся многим родителям лучшим занятием для их ребенка. Игра на музыкальном инструменте способствует улучшению общей пространственной координации, а также социальному и эмоциональному развитию. Но насколько музыкальная школа или занятия с педагогом по музыке подходят вашему сыну или дочери?
Ситуация: дочь говорит, что ненавидит играть на пианино и вообще не хочет посещать уроки музыки.
Ребенок говорит: «Я не хочу заниматься музыкой!». После долгого дня в школе и выполнения домашних заданий занятия музыкой кажутся ребенку настоящим наказанием. Действительно, они требуют регулярности и дисциплины — без этого невозможно ни обучение, ни хорошее владение инструментом.
О чем думаете вы: «Наш мир — конкурентный. Девочка должна начать рано заниматься, чтобы чего-то добиться». Возможно, вам хочется, чтобы ребенок стал музыкантом или просто был занят чем-то полезным после школы. Но нужно быть реалистом: если музыка нужна только вам, придется постоянно оказывать давление на дочь и находиться с ней в состоянии конфликта.
О чем думает ребенок: «У меня нет времени, чтобы просто посидеть дома и позаниматься тем, чем я хочу». Для полноценного развития детям действительно необходимо время, чтобы побездельничать или поиграть. Кроме того, дочь чувствует, что желание играть на пианино скорее ваше, нежели ее. Если музыка — не одна из сфер ее интересов, не стоит ожидать, что она будет наслаждаться этим занятием.
Как реагировать прямо сейчас:
На будущее:
Ребенок хочет бросить спорт, родители против. Что делать?
Почему дети бросают музыку, танцы и даже отказываются ходить в школу?
Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта
Дистанционка по-разному сказалась на детях, которые чем-то занимаются дополнительно. Одни ждут не дождутся, когда откроется любимая спортивная школа, у других же напрочь пропало желание ходить на танцы, на музыку или в изостудию. Как быть, если ребенок, привыкший сидеть дома, откажется от своих прежних увлечений? Давить на него или не стоит?
— Что делать, если ребенок говорит: а не хочу я больше учить английский! Надоела мне эта музыкальная школа! Больше на карате не пойду, и не уговаривай. А вдруг завтра он скажет: мне не нравится ходить в школу, не пойду я туда больше?! Что в этом случае делать?
Что чувствуют родители, когда ребенок хочет бросить музыку или спорт
О да, поворот интересный. Каждый из нас хоть раз оказывался в этой ситуации: когда осознаешь, что больше не хочешь делать то, что с восторгом и увлечением делал раньше. Ты больше не выбираешь это направление в искусстве, этот вид спорта, эту работу, эту карьеру, этого партнера. Тебе стало скучно, холодно, ты хочешь чего-то другого.
Теперь, благодаря нашим детям, мы видим ситуацию не изнутри, а снаружи: не мы сами, а наши дети вдруг «остывают» к делу, которое раньше вызывало у них живой интерес. И что мы, родители, чувствуем в этот момент?
Вот такая буря чувств от одного простого «не хочу»!
Почему ослабевает мотивация у ребенка
А если немного успокоиться и посмотреть на ситуацию холодным взглядом — что происходит, когда ребенок отказывается от того или иного занятия? Он дает нам четкий сигнал, что его учебная мотивация ослабла.
Это естественное явление, которое можно встретить не только как локальную катастрофу. Ужасно интересно разобраться, что такое мотивация, как и почему она ослабевает и чем на самом деле нам это грозит (а может быть, наоборот, обещает что-то классное и полезное?).
Мотивация ребенка – это набор смыслов, которыми ребенок наделяет свою деятельность. Это честный внутренний ответ на вопрос «Зачем мне это нужно?»
Это все ожидания, возможности, положительные эмоции, все хорошие внутренние обещания от конкретного вида деятельности. Ребенок мотивирован, если он хорошо представляет себе, что даст ему то или иное занятие, какие двери перед ним открывает, как он дальше будет использовать получаемые знания и навыки и какие приятные ощущения за этим последуют.
Но ведь дети растут. Их «зачем» постоянно меняются. В три года нас вдохновляют одни обещания от деятельности, в шесть уже совсем другие, в десять — третьи, а в пятнадцать все предыдущие становятся не важны.
Так вот, каждое «не хочу», которое мы слышим от ребенка, — это сигнал либо о внешнем изменении (когда что-то в школе, кружке, спортивной секции меняется настолько, что их «зачем» больше не поддерживаются), либо о внутреннем изменении, когда все наши «зачем» устарели, обветшали и больше не побуждают нас продолжать путь.
Причины снижения мотивации
Но, конечно, бывают и другие причины. Например, такие:
1. Ребенок просто устал. «Переел» своего любимого занятия и почувствовал пресыщение.
Решение: устроить ребенку отпуск с обязательной закрытой датой. Пересмотреть приоритеты, аккуратно опустить планку и попробовать все сначала.
2. У ребенка произошли важные изменения с учебой. Сменился тренер, сменился зал, сменился музыкальный инструмент или кроссовки неудобные. Зачастую мы даже не можем сразу сказать, что именно «отворачивает» нас от некогда любимого дела.
Решение: поиграть в сыщиков, найти причину, придумать минимум пять способов преодолеть, выбрать самый привлекательный. Вплоть до смены тренера и покупки десяти пар новых кроссовок: если вам и ребенку важно сохранить отношения с данным видом деятельности, оно того стоит.
3. Ребенок пришел к этапу, на котором требования к нему стали неадекватными. Слишком жесткими, слишком мягкими и простыми, непредсказуемыми и непрозрачными.
Решение: поговорить с педагогом, тренером и ребенком, отрегулировать уровень жесткости «вручную».
4. Кто-то вмешался и неосторожным словом, делом, взглядом — умышленно или неосознанно — поломал ребенку мотивацию.
Решение: отловить «жучка» и воздействовать не на обидчика, а на ребенка. Можно использовать специальные мотивирующие упражнения (подробно о них – в следующий раз).
Чем полезны скачки мотивации
И все-таки чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией «просто остыл», «в принципе больше не хочу», «достало», «надоело», и все это в конечном счете сводится к одному: «не вижу смысла». Это не значит, что раньше вы сделали неверный выбор: просто пора поискать другие источники мотивации.
Это похоже на скачок напряжения в электрической цепи, когда на мгновение вдруг гаснет весь свет, а когда он зажигается снова, мы обнаруживаем, что какая-то из лампочек перегорела. Скачок мотивации — как скачок напряжения, а новые смыслы — как дополнительный источник питания.
Что мы можем сделать, чтобы помочь нашим детям пережить скачки мотивации?
По сути, нам предстоит пересобрать электрическую цепь, заменить перегоревшие лампочки и вновь дать нашим детям возможность гореть, испытывать интерес, увлеченно чем-то заниматься.
Почему дети бросают музыку в 10 лет: история Маши
Девочка Маша в шесть лет поступила в музыкальную школу, три года зубрила сольфеджио, мучила гаммы, пела на концертах, а к девяти годам вдруг захотела бросить. Ничего не изменилось в ее отношениях с педагогами, в ее успехах — просто пришло то самое «не хочу», которое нас так выводит из себя.
Что произошло? Маша выросла из своих прежних мотиваторов. Ее больше не вдохновляет участие в концертных программах, ей мало родительской похвалы. Теперь ей нужно признание со стороны сверстников, нужен имидж, немного хулиганства и очень много внимания.
Что можно сделать? Сменить репертуар: перестать играть гаммы и начать подбирать модные мелодии на фортепиано. Сменить имидж: начать играть домашние концерты не в привычных белых блузках, а в каком-нибудь необычном костюме. Можно помочь девочке завести собственный блог, инстаграм, Тик-Ток, завести youtube-канал — в общем, найти такую форму, которая позволит увидеть новый смысл в занятиях музыкой и действительно получить от них то, чего хочет ребенок здесь и сейчас.