Хочу быть гидом с чего начать
Как стать гидом-экскурсоводом с нуля – обучение профессии экскурсовода и особенности работы
Автор журнала Сolady, журналист
Время на чтение: 9 минут
Профессии, известной сегодня как «гид-экскурсовод», до конца шестидесятых, можно сказать, практически не было. Обычно за эту работу брались добровольцы — причем, чаще всего, абсолютно бесплатно. Заботы по проведению экскурсий возлагались на сотрудников музеев и ВУЗов. Что касается штатных экскурсоводов — их были единицы.
Развитие экскурсионного направления в туризме в СССР стартовало лишь после 1969-го года. И сегодня данная профессия считается модной, прибыльной и престижной.
Содержание статьи:
Особенности работы гида-экскурсовода – где и как работает экскурсовод?
Так все-таки гид или экскурсовод? Как правильно? И есть ли разница?
Разница однозначно есть.
Первый, помимо прямых обязанностей, сопровождает гостей в турах, а также в походах или даже круизах, обеспечивает их безопасность и решает их бытовые проблемы. А второй только лишь водит экскурсии (как правило, одни и те же) по конкретному маршруту или же выбранному туристами (программой) объекту, рассказывая гостям об истории объекта или местности.
Где работают гиды-экскурсоводы?
Чаще всего, местом работы экскурсовода становится туристическая компания (а также музеи и проч.). Но, при достижении определенного уровня опыта и мастерства, нередко экскурсоводы уходят «в свободное плавание», предпочитая работать на себя.
Чем занимается экскурсовод?
Среди обязанностей экскурсовода можно отметить следующие:
Необходимые навыки, личные и деловые качества для работы гидом-экскурсоводом
Среди основных требований, которые выдвигаются к соискателю данной профессии:
Личные качества и таланты, без которых невозможно успешно овладеть профессией:
Кому подходит эта работа?
Наиболее данная профессия подойдет молодым, выносливым и привлекательным юношам и девушкам с высоким уровнем интеллекта и идеальным знанием английского языка, с лидерскими качествами, собранным и ответственным, чрезвычайно энергичным и активным по жизни, влюбленным в край, где они водят экскурсии.
Профессия гид-экскурсовод – плюсы и минусы работы
Из преимуществ профессии, которых немало, можно особо выделить…
Недостатки профессии:
Обучение профессии экскурсовод – курсы, учебные заведения, самостоятельное обучение
Конечно, можно попытаться стать гидом-экскурсоводом самостоятельно при обычном среднем образовании, окончив какие-нибудь курсы — или просто прослушав несколько лекций в местном музее. Но это возможно лишь в небольших городках или селах, где поток туристов низкий, и над качеством работы экскурсовода никто особо не задумывается.
Если же вы настроены на данную профессию серьезно, и собираетесь на ней хорошо и стабильно зарабатывать, то к делу следует подойти со всей ответственностью.
Куда пойти учиться?
Особенности карьеры и зарплаты экскурсовода – много ли получает гид-экскурсовод
Только лишь Петербург за 2016-й год посетило более 7 млн гостей. Поэтому вопрос о востребованности профессии в крупных городах даже не стоит: гиды-экскурсоводы нужны везде, где есть туристы.
Средний заработок будет зависеть от региона и места работы. Средняя зарплата по стране – около 35000 р. В Москве и Петербурге в сезон можно заработать до 80000 р и больше.
Самыми прибыльными регионами для экскурсоводов являются:
Что касается уровня зарплаты, наиболее высокой на сегодняшний день она остается в Москве, после которой идет Кемеровская область, потом республика Татарстан и Петербург.
Стоит отметить, что при работе на турфирму зарплата экскурсовода составляет, в среднем, около 2000 рублей в день в сезон, плюс чаевые. При работе на себя такой сотрудник, естественно, получает всю прибыль себе.
Возможен ли карьерный рост?
Безусловно, да — как и в любой профессии.
И высшей точкой карьеры является не просто работа на себя, а открытие собственного экскурсионного бюро или иного бизнеса в данной сфере рынка.
Где искать работу гидом-экскурсоводом с нуля?
Путь к успеху для будущего гида-экскурсовода выглядит следующим образом:
Аккредитация – как получить, и что это такое?
Аккредитацией называют специальное разрешение государственного образца, которое дает право на проведение экскурсий для иностранных гостей.
Данные разрешения введены для повышения качества обслуживания прибывающих к нам туристов.
Всего известно 3 уровня аккредитации:
Получить лицензию можно только после обучения, и какое место для этого выбрать — каждый будущий гид решает сам.
Аккредитации для работы в Москве и Петербурге (например) – различные, и единой аттестации гидов в стране нет.
Например, в СПб такую аккредитацию вы сможете получить в городском туристско-информационном бюро, а в столице – в Ассоциации гидов-переводчиков и экскурсоводов.
Важно:
Найти работу при наличии аккредитации несложно, если у вас есть собственные интересные маршруты. Достаточно приехать лично или отправить свое резюме туда, куда вам хотелось бы устроиться.
Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!
Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине
Чем хороший экскурсовод отличается от плохого
Если вдруг у вас есть знакомый экскурсовод или вы хотите им стать, то просто на всякий случай напоминаем, что на нашей платформе Туту Приключения сейчас собран самый большой в Рунете ассортимент авторских туров и коротких экскурсий. Это всё то тёплое, ламповое и для небольших групп или вообще для 1-2 людей, что делают местные жители. Там можно найти что угодно — от профессиональной орнитологической экспедиции до девичника в Стамбуле или экскурсии в поисках утраченного советского прошлого.
Поделиться
Гидом может стать каждый. Серьёзно, если вы знаете что-то уникальное и хотите начать проводить экскурсии — это хороший способ дополнительного заработка. Вот здесь можно зарегистрироваться как экскурсовод, если хотите. А мне осталось представить нашего сегодняшнего специального гостя — Елену Погребную, основателя онлайн-школы экскурсоводов «Неогород». Она расскажет очень полезные вещи для тех, кто только хочет стать экскурсоводом:
«Экскурсию может сделать любой человек на любую тему. В нашей школе я рассказываю, как быстро подготовиться и начать водить. Обычно экскурсии хотят проводить люди, которые любят свой город или край, и можно попробовать вывести это в формат профессии. Половина успеха — если вы горите любимой темой.
Нужно определиться, для кого эта экскурсия, а исходя из этого уже построить маршрут. Потом продумать вовлечение, драматургию и заняться маркетингом и продажами.
Понятно, что поначалу хочется, чтобы экскурсия была для всего мира. Но нужно определить хотя бы социальную группу: взрослые это будут, дети, иностранные гости или наши туристы. Пенсионерам сложно далеко ходить, малышам нужно делать короткие маршруты по 30-40 минут, увлечённые взрослые выдержат 2-3 часа. Подбираете точки исходя из ваших ограничений, выбираете источники и начинаете готовиться.
Задача экскурсовода — не передать 100% знаний о месте, не загрузить датами и числами, а скорее развлечь. Человек приходит за впечатлениями. Нужно тренироваться именно в этом ключе. Стать хорошим экскурсоводом можно только на практике, поэтому сразу нужно пробовать ходить с группой. Можно начать в соцсетях, звать бесплатно. Собирать сразу людей, проводить экскурсию и потом спрашивать обратную связь: как улучшить, как дополнить, что было классным, где хорошо, где плохо. Вообще, обратную связь нужно слушать постоянно.
Второе важное — ходить на хорошие экскурсии. Что человек там делает классно, как внедрить у себя, как повторить. Важно ходить и на плохие экскурсии, замечать, что не нравится, почему. Постоянно учиться всем сопутствующим тематикам: если архитектура, то рядом искусство. Полезны ораторские навыки, квестология и так далее. Всё в комплексе. Конечно, нужно смотреть хорошие выступления. Мы на курсе рассматриваем выступления TEDx: как драматургия устроена. Оратор задаёт себе вопросы, строит диалоги, сравнения с собой, детали. Общий совет — сначала делайте короткие экскурсии, в них легче внести драматургию. Всегда привносите как можно больше примеров человеческих, как можно меньше чисел, терминов, дат. Известный совет – представьте пятилетнего ребёнка, рассказывайте так, чтобы было интересно ему. Обычное обучение гида подразумевает изучение деталей, истории и краеведения. Это очень полезно, но там предположение в том, что гид умеет рассказывать, но ему не хватает знаний. А у нас наоборот — обычно вы уже разбираетесь в теме, и нужно научиться это интересно доносить. У нас система другая: методика составления экскурсии, как планировать маршруты, какие тексты и когда нужны, как их лучше составить, как привнести в это режиссёрскую часть работы. Потом — как выступать публично, как работать с группой, что делать со сложными участниками, как вовлекать, как разрешать нештатные ситуации. Потом маркетинг: ведь сама по себе экскурсия туристам не нужна. Мы фокусируемся на том, как привлекать максимально простыми способами как можно быстрее. И дальше продажи: сколько какая экскурсия стоит и почему, как легализоваться в ФНС, что делать с бронированиями и договором (когда он нужен) и так далее.
С моей точки зрения, хороший экскурсовод — это тот, к которому люди идут. У нас есть стереотип, что экскурсия — это что-то слегка занудное, мол, зачем идти, когда можно просто погулять. К хорошему экскурсоводу не идут с таким настроением, потому что знают, что он делает что-то другое. Или не знают, но уходят хотя бы чуть загоревшись темой. «Ого, ничего себе, пойду почитаю книжку», «Ага, а вот почему на картинах так»… Нужно, чтобы эмоции включились.
В школе мы начинаем с оформления профиля на сайтах с экскурсиями. Вот если вы сейчас начнёте искать в любом крупном туристском месте, то будет стопятьсот одинаковых обзорных экскурсий. Вам нужно выделиться. Это и текст, и фотографии, и маршрут, и вообще подача. Всё просто: нужно понять, что для людей самое важное в экскурсии. Кто-то идёт за супердостоверными фактами, кто-то за гастрономией, кто-то за фотографиями, кто-то хочет селфи в редком костюме и так далее. Вы должны угадать, что нужно вашим людям, и показать это преимущество, чтобы они пошли точно к вам. Каждая экскурсия — творческий товар, штучная работа. Фишка в том, чтобы показать это.
Потом ценообразование — как считается цена, из чего она складывается, сколько человек готов заплатить.
Вовлечение и драматургия. Вот Берлин, там есть экскурсия про жизнь мигрантов, социальщина настоящая. В начале экскурсии гид раздал группе бумажки со словами на восточных языках и дал задание искать название на вывесках: была супервключённость на экскурсии. В Петербурге есть незрячие экскурсии: вам дают маску, палочку, и слепой вас сопровождает по городу. Абсолютный мир ощущений. Даже если это твоя станция метро, по которой ты 10 лет ходил, всё равно всё как новый мир.
Драматургия — это то, что вы делаете с текстом рассказа. Факты можно выложить как факты, а можно соединить сюжетом. Где-то можно рассказать историю через жуткого персонажа. Архитектуру — через развитие направления и его эволюцию: вот так появлялось, вот первые эксперименты, сопротивление, первый бой, выстояли, вот победа, вот возвращение. Одна из самых скучных вещей для рассказа в музеях — рабочие кабинеты купцов. Даже их можно интересно описывать: например, можно спросить, кем работает турист. Менеджером среднего звена? А вот два века назад у него был бы вот такой стол. Вот такой ежедневник. Вот такое пресс-папье. Вот такой стул. И всё, он уже примеряет всё на себя.
Ни в коем случае не стоит рассказывать 100% информации на точке. Хочется, но не надо. Из всех доступных фактов и историй нужно выбирать, что нужно конкретной группе. Вы видите, что заходит архитектура, рассказываем больше про это, меньше про другое. В следующей группе зайдут любовные истории, чёрт с ней, с архитектурой. Если грузить человека просто всем подряд, он ничего не поймёт, не запомнит и у него ничего не отложится. А если тем, что ему интересно, — в результате экскурсия покажется даже полнее, чем при полном рассказе. Потому что больше останется в памяти.
Обязательно нужно больше смотреть в глаза и считывать, что интересно, что нет, отвлекать от телефонов. Всё приходит с опытом. Пенсионерам сложно воспринимать очень быстрый темп речи, с детьми стоит приседать, чтобы быть на уровне их глаз. Академики любят сложности и вопросы им. С молодёжью – больше сленга и язык попроще, современные аналогии. Устала группа — пропускаешь точку, идёшь дальше.
Самое плохое — это когда хотите выложить весь текст. И пока всё не расскажете, не отпустите, хотя все устали и промокли. Ещё страшно, когда гид не обращает внимания на группу – у него экскурсия ради экскурсии. Есть технические ошибки – когда экскурсовод не знает. «Это не входит в нашу программу, «Вы мешаете мне рассказывать, это будет в следующем зале».
Очень важны отзывы во все времена в любом виде. В соцсетях, на платформах, сарафанное радио. Работает так: «Были в Питере, ходили на клёвую экскурсию, расскажу, дам контакты». Мне кажется, очень недооценено то, что называется личным брендом экскурсовода.
Бывают сложные участники. Их надо вовремя распознавать, следить за состоянием. Если не контролировать это, то заканчивается плохо. Самый простой типаж – умник, он хочет вставить и показать, что узнал. Хочет говорить сам. Ему надо дать внимание – участник знает раздел про Кутузова, вы готовы дополнить. Скорее всего, он не будет дополнять, но будет чувствовать себя признанным. Второй случай – когда пришёл кто-то недовольный случайно, он ничему не рад (например, его жена на аркане привела). Моя рекомендация – отслеживать, понимать, в чём проблема, озвучивать, всем легче. «Я вижу, устали, нам до конца осталось 20 минут», «Дальше будет легко и весело». «Замёрзли, давайте зайдём и отогреемся». Бывает, приходит пьяный участник: тут вам поможет группа. Если с самого начала пришли с улыбкой, хорошим настроением и сразу начинаете заботиться, устанавливать хорошие отношения, обращать внимания на их нужды, они первые отобьют вас от всех проблем. Надо дружить с группой.
Ну и ещё экскурсовод должен знать базовые юридические вещи — что важно в оформлении ИП или самозанятости, как работать «вбелую» без кассы, когда нужен договор, как брать предоплату…»
Как стать экскурсоводом
И кататься по миру за чужой счет
Четыре года назад я стала экскурсоводом и уехала работать в индийский штат Гоа.
По образованию я журналист и развиваться в туризме никогда не планировала. В Москве я водила экскурсии для иностранцев, но это была подработка. Однажды подруга рассказала, что летит в Гоа гидом, и я поняла, что хочу так же. Отправила резюме, прошла собеседование, а потом курсы подготовки в Москве. Через два месяца я уже водила экскурсии в Индии. До этого я никогда там не была.
После двух сезонов в Гоа я работала экскурсоводом еще в двух компаниях: на Крите и в Доминикане. Везде свои нюансы, но работа и условия похожи.
Главная задача экскурсовода
Экскурсовод проводит экскурсии для клиентов туристической компании. Его главная цель — сделать так, чтобы все выжили и остались довольны.
В зависимости от количества людей экскурсии делят на групповые и индивидуальные, в зависимости от маршрута и темы — на исторические и развлекательные. Идеальный гид справится с любой экскурсией. Он сможет рассмешить 60 человек в автобусе и наладить контакт с семьей с маленькими детьми в индивидуальной поездке. Он знает всех индуистских богов и хронологию путешествий Колумба и красочно расскажет о том, как обедает морская звезда.
Экскурсовод — это учитель, массовик-затейник, надежный проводник и терпеливый наставник. Туристы хотят, чтобы поездка оправдала затраченные деньги и время. Но каждому нужно свое: кто-то хочет весело провести время, а кто-то — узнать в деталях историю страны. Хороший гид найдет баланс и проведет экскурсию так, что довольны останутся все в группе.
Как поддерживать дисциплину
Туристам интересно разное: одни хотят подольше погулять по музею, другие — по магазину. Часто они увлекаются и теряют счет времени. А когда на экскурсии несколько остановок и есть четкое расписание, даже десятиминутная задержка может сорвать программу.
В Греции я возила экскурсии с Крита на романтический остров Санторини. Мы добирались туда катамараном на 1000 мест, который ходил раз в день. На Санторини была программа, а потом свободное время. Каждый раз я нервничала и молилась, чтобы никто не опоздал и не потерялся. Один раз люди надолго задержались и водителю пришлось гнать по серпантину, а на катамаран едва не пришлось прыгать через воду: трап уже убирали.
Иногда хочется накричать на туристов и даже наказать всю группу за чье-то плохое поведение, как в пионерлагере. Но если так делать со взрослыми людьми, которые заплатили за экскурсию, настроение у всех будет испорчено. Я использовала финансовые аргументы: заранее рассказывала туристам, во сколько им обойдется опоздание. Билет на завтрашний катамаран — 60 €, ночь в нормальном отеле на Санторини — 100 €, такси из порта в отель на Крите — еще 50 €. Все тут же становились пунктуальными.
Надо понимать, что это только внешне люди взрослые и сознательные. Внутри все они дети, которые приехали отдыхать.
Экскурсовод всех спасает
В тропических странах часто что-то идет не так. Ломаются машины, опаздывают лодки, портится погода, заканчивается ром. Во всех бедах туристы винят гида: больше некого. Нужно быть на стороне людей и стараться превратить проблему в приключение.
Однажды наш автобус остановила полиция и мы простояли в горах два часа, пока они проверяли документы. Я не скрывала от туристов, что меня все это тоже расстраивает, но объяснила, что мы не можем ни на что повлиять. Выручили смешные истории о стране и менталитете местных жителей, а ситуацию я использовала как наглядный пример. Это разрядило обстановку. За два часа мы с гостями подружились, и они купили у компании другие экскурсии.
Иногда сложности создают сами туристы. Если конфликт возникал внутри группы, я напоминала, что мы на отдыхе в другой стране и полиция здесь неумолима. В случае драки они не станут разбираться, кто виноват.
Если гости высказывают претензии экскурсоводу, самое важное — сохранять спокойствие. Этому учишься быстро. Какие бы странные вопросы люди ни задавали, чего бы ни требовали — на лице у профессионального гида не дрогнет ни один мускул. Девушек любят спрашивать, вышли ли они уже замуж за местного. Иногда я говорила, что да, у нас уже пятеро детей.
Экскурсовод решает оргвопросы
Экскурсовод общается не только с туристами, но и с подрядчиками — водителями машин и лодок, сотрудниками кафе, координаторами мероприятий. Он следит, чтобы все выполнили свои задачи и сделали это вовремя: заранее звонит водителю, чтобы тот выехал с парковки и встретил группу на площади, или торопит официантов на обеде. Подрядчики не говорят по-русски, так что без английского или местного языка не обойтись.
Иногда группу сопровождает местный гид. Это прикрытие на случай встречи с полицией. По законам многих стран иностранцы не имеют права работать на этой должности. При встрече с полицией местный гид делает вид, что это его группа. А остальное время занимается своими делами.
После каждой экскурсии нужно отчитаться о том, как она прошла: все ли гости вернулись в отели, как сработали подрядчики, не было ли форс-мажоров. Отчет сдают в бумажном или электронном виде. Работу самого экскурсовода начальство оценивает по анкетам, которые заполняют туристы. Обычно гида оценивают на отлично, но это не показатель. Туристам неловко поставить низкий балл, ведь анкеты они отдают гиду лично в руки.
Настоящая оценка работы экскурсовода — в остальных пунктах анкеты. Формально гид не отвечает за разнообразие меню и красоту достопримечательностей. Но если правильно все подать, туристы получат больше положительных эмоций и поставят оценки выше.
Например, мой коллега устраивал гостям квесты в скучных древних развалинах: загадывал загадки, создавал рассказами античную атмосферу и даже пугал, изображая мифическое чудовище. Его экскурсии были самыми популярными в компании.
График и условия работы
90% экскурсий начинаются до рассвета и заканчиваются после заката. Рабочий день экскурсовода длится 12—14 часов. Из этого времени час-два уходит на то, чтобы утром объехать все отели и собрать гостей. Еще час — чтобы вечером развезти всех обратно.
Число рабочих дней зависит от того, сколько экскурсий купили туристы. Обычно экскурсовод работает 5—6 дней в неделю. В пик сезона бывает по 10—15 экскурсий без выходных — пока не сломается тело и психика. В другие месяцы, например в конце декабря, сидишь без работы неделями. Это больно.
минимум длится рабочий день экскурсовода
Сравнимую сумму можно заработать на комиссии в магазинах — официальных партнерах туристической компании. Там завышенные цены, зато большой выбор, а сотрудники говорят по-русски. Не заехать к ним во время экскурсии нельзя, за это штрафуют. Чтобы у экскурсоводов была личная мотивация рекламировать магазин, владельцы платят им процент с продаж или дарят подарки — бутылку хорошего вина, натуральный шампунь или кашемировую шаль.
Есть и другие бонусы. Часто компания оплачивает аренду жилья — виллу или апартаменты, где живут по 1—2 человека в комнате. Иногда экскурсоводы могут бесплатно есть в отелях. Как-то раз я весь сезон питалась в одном из лучших отелей острова, на котором жила.
На экскурсиях все, что включено для туристов, включено и для гида. Вертолеты, яхты, катания на слонах и ослах, дегустации местных сладостей, лобстеры на гриле, массажи с ароматическими маслами, корпоративы в роскошных отелях, даже полеты на тарзанках — опытного экскурсовода развлечениями не удивить. В магазинах гидам делают скидки, в ресторанах дарят клубные карты.
Существует регламент, который гид должен соблюдать: например, он обязан носить форму и не купаться при гостях. Но за этим обычно никто не следит. В поездках на острова большинство гидов спокойно загорают на лежаках рядом со своими группами.
А вот за опоздание на экскурсию, прогул или подработку на стороне могут оштрафовать и даже уволить.
Где искать работу в туризме
Если знакомств нет, остаются традиционные способы. Свою первую работу экскурсоводом я получила, откликнувшись на объявление на «Хедхантере». Чтобы не пропустить вакансии туроператоров на этом сайте, подпишитесь на рассылку «Вакансии за рубежом».
Полезно следить за разделом вакансий на сайтах самих туроператоров, например «Пегаса», «Корал-тревела», «Анекс-тура», «Тез-тура», «Библио-глобуса». Многие туроператоры работают с принимающей стороной: в России клиент покупает путевку в одной компании, а в стране прибытия его встречают сотрудники другой — местной. Тогда вакансии стоит искать во встречающей компании.
Есть закрытые группы в Фейсбуке, например Repsworld.ru. Людям совсем без опыта работы там не очень рады, но вы все равно попробуйте подать заявку — вдруг одобрят. Подпишитесь на страницы крупных туроператоров: они часто публикуют вакансии.
Набирают сотрудников заранее. Объявления о вакансиях на летний сезон публикуют начиная с ноября, на зимний — с мая. За пару месяцев до начала сезона, к февралю или августу, набор закрывают. Если найдете вакансию, откликайтесь сразу: в последний момент мест может не остаться.
Будьте осторожны с вакансиями в Турции и Египте: работа в этих странах требует особенно крепких нервов. Туристы перебарщивают с алкоголем, а местные жители относятся к туристическим работникам недружелюбно. Гиды живут в общежитиях, после 23:00 выходить на улицу запрещено. Снимать отдельное жилье, даже за свой счет, — тоже. Зато с этих стран проще всего начать карьеру в туризме: там всегда много туристов, новичков берут легко. Многие возвращаются туда, потому что получается прилично заработать.
Как стать экскурсоводом
Собеседования обычно проводят по скайпу. Работодателю интересно, работали ли вы с людьми и как действуете в непредвиденных обстоятельствах, готовы ли к ранним подъемам и ненормированному графику. Если ваши ответы его устроят, он расскажет, какие условия предлагает компания.
После успешного собеседования вам пришлют официальное приглашение и список документов, которые нужно собрать: анкету на визу, медицинскую справку, страховку. Иногда на это хватает пары недель, иногда уходит больше месяца — например, если для оформления рабочей визы нужна справка о несудимости с апостилем.
придется потратить на билеты, визы и документы, чтобы начать работать экскурсоводом. Если все пойдет хорошо, эти расходы возместят
Готовят экскурсоводов уже на месте. По прилете всех заселяют в один отель и проводят бесплатные курсы. Обучают в основном технологии продаж и отчетности, а информацию о стране гиды ищут самостоятельно.
Новички сначала пару раз ездят на экскурсии с опытными гидами, чтобы выучить маршрут и программу, а уже потом проводят их сами. Между прилетом и началом работы проходит в среднем месяц-два. Поначалу кажется, что материала слишком много и запомнить его невозможно. Но если приложить усилия, за месяц можно стать специалистом по истории, культуре и традициям страны.
Хороший экскурсовод продолжает учиться всегда. Он общается с местными жителями, читает новости и книги по теме, смотрит фильмы о стране. Байки из жизни туристам всегда интереснее, чем горы дат и имен. Если строить рассказ только на сухой академической информации, группа проспит всю экскурсию.
С чего начинать и куда расти
в среднем зарабатывает в месяц сотрудник турфирмы, который встречает и расселяет туристов
Отельные гиды продают экскурсии и шопинг-туры. Они зарабатывают больше всех, но расплачиваются за это нервной системой: их обязанность — решать все проблемы гостей. Если в отеле что-то ломается, туристы звонят отельному гиду. Если в 4 утра гостям понадобилась прачечная, они звонят отельному гиду. Если самолет задержали, они звонят отельному гиду и кричат на него матом. Отельный гид считается круче экскурсовода, но я бы никогда не хотела работать на этой должности.
Экскурсовод, которому опротивело кататься с группами, может стать старшим экскурсоводом: разрабатывать новые маршруты и координировать работу остальных. Но это офисная работа. Люди, бросившие офис ради того, чтобы летать по миру и рассказывать о морских звездах, редко хотят возвращаться к пятидневке.
Альтернатива — стать частным гидом. Но чтобы работать легально, нужен статус резидента страны, а часто и лицензия экскурсовода.
Подумайте еще раз
Если вы дочитали до этого места, возможно, вирус туризма вас уже заразил. Прежде чем следовать моему примеру, подумайте дважды. Обратной дороги может не быть. Многие мои знакомые регулярно завязывают с туризмом, но раз за разом туда возвращаются.
А жить и работать в тропиках можно и без туризма: например, учителем английского в Китае, актером массовки в Болливуде или волонтером в Чили.