Хочу мотоцикл что делать
Советы начинающему байкеру. Что должен знать каждый мотоциклист?
Если вы любите ездить на мотоцикле так же, как и мы, или только начинаете свой мотопуть, то вам точно пригодится данная статья. Ведь в ней мы собрали все то, что нам бы самим хотелось знать до того, как начать поездки на мотоцикле. Поэтому позвольте нам поделиться советами, полученными на собственном опыте, которые помогут сделать ваши мотопутешествия более безопасными и с меньшим количеством эксцессов.
Рекомендуем использовать оба тормоза
Потому что, если вы используете только передние тормоза, то вы вероятно остановитесь позже, чем, если вы одновременно нажмете на задний тормоз. И если вы нажмете только передний тормоз, то рискуете быть переброшенным через руль.
Во время торможения обеими тормозами вы также почувствуете, что едете более гладко, а остановка происходит быстрее. Но стоит учитывать, что каждый мотоцикл индивидуальный, поэтому уже во время езды вы понимаете, какую именно силу давления нужно применить для более гладкой и мягкой остановки с помощью обеих тормозов. Именно поэтому нужно потренироваться, прежде чем выезжать на большую дорогу.
Регулярно проверяйте все технические жидкости в вашем мотоцикле
Во время проверки всегда смотрите данные при рабочей температуре, именно тогда они будут наиболее точными. А после охлаждения мотоцикла вы можете проверить уровень тормозной жидкости в главном цилиндре.
Регулярно проверяйте давление в шинах и натяжение цепей
Для удобства держите при себе компактный манометр и пользуйтесь ним хотя бы раз в неделю, если вы часто ездите на мотоцикле. Рекомендуемое давление должно быть указано по бокам ваших шин, но оно должно отличаться в зависимости от холодной или теплой погоды.
Точно также стоит вести себя и с цепями, вы должны контролировать их натяжение. В случае ослабления цепей, вы не получите достаточно мощности идущей от заднего колеса, а также цепь может просто слететь. А слишком большое натяжение может привести к поломке, и поверьте, вы не хотите знать, что за этим следует.
В случае чрезмерного натяжения стоит воспользоваться специальными средствами, а в случае ослабления произведите натяжение от 30-ти до 40-ка миллиметров, в зависимости от требуемых данных, которые вы можете посмотреть в мануале вашего мотоцикла.
Производите своевременную замену масла
Это замечание кажется более, чем очевидным, но, тем не менее, многие забивают на своевременность этого процесса, получая потом множество проблем со своим транспортом.
Правильная замена масла должна происходить каждые 5-8 тыс. километров или каждые 6 месяцев, смотря, что наступит ранее. Ошибочно думать, что ваше масло в порядке спустя год, если вы немного катались на мотоцикле. Масло имеет особенность стареть и больше не функционировать так хорошо, как раньше. Поэтому меняйте на новое!
Изучите, как нужно ездить на мотоцикле с пассажиром
Подготовиться к тому, чтобы уметь ездить с пассажиром, необходимо даже тем, кто думает, что никогда не станет ездить не в одиночку. Ситуации бывают разные, и, возможно, вам придется взять на борт товарища и подвезти его до пункта назначения. Поэтому на это даже недолгое время вы должны знать, как вести себя за рулем мотоцикла вместе с пассажиром, поскольку такая поездка значительно отличается от поездки-соло. Лучше изначально подготовиться, чтобы потом избежать рисков травмировать кого-нибудь через неумение езды с дополнительным весом сзади.
Ознакомьтесь с сигналами, которые выполняются с помощью рук
Любой мотоциклист, чтобы стать хорошим водителем, должен знать ручные сигналы, которые используются для коммуникации с остальными водителями на дороге. Такие сигналы вы не станете использовать каждый день, но вам лучше знать их, если другие мотоциклисты попытаются с вами общаться. Эти сигналы незаменимы, в случае поломки ваших мигалок или фар.
Знайте местное законодательство и держите при себе необходимые документы
Когда вы получали мотоправа, то уже имели возможность изучить законодательство и правила дорожного движения, но будьте готовы, что время от времени добавляются или меняются новые положения в законах. А если вы путешествуете по разным странам, то в каждой из них будет действовать свое законодательство, с которым прежде чем совершать поездку, вам необходимо ознакомиться, конечно, если вас не пугает штраф в 500 долларов, в таком случае можно опустить этот пункт.
Регистрация вашего мотоцикла, техпаспорт, водительское удостоверение, страховка – это те документы, которые постоянно необходимо иметь при себе, при каждой поездке на мотоцикле. Поверьте, карма работает так, что в тот, возможно, единственный раз, когда вы все-таки забудете взять с собой какой-то из документов, вам они тут же понадобятся. Поэтому придумайте себе удобное место, де вы сможет хранить все документы и иметь к ним доступ при необходимости.
Изучите составляющие своего мотоцикла, чтобы стать лучшим водителем
Все мотоциклисты точно знают, где находятся такие части, как сцепление, дроссель, поворотный выключатель и тормоза, а как насчет главного предохранителя, головки цилиндра, воздушной коробки, жгута проводов и карбюратора? Чуть большее знание своего мотоцикла поможет вам лучше понять, как он функционирует и стать лучшим водителем.
Храните мотоцикл зимой правильным образом
Во время зимы большинство мотоциклов отправляются в гараж на хранение. Для того, чтобы к весне вы смогли беспроблемно вернуться к мотопокатушкам, мотоцикл должен храниться в чехле или быть накрытым, чтобы получить защиту от влаги, перепадов температуры и пыли.
А для возвращения вашего железного коня на дорогу нужно провести настоящую подготовку и проверку функционирования. Идеально, если у вас все равно остается возможность хотя-бы по несколько минут раз в две недели прокатывать мотоцикл, чтобы избавлять его от пыли.
Любой может уронить свой мотоцикл
Среди мотоциклистов говорят – существуют те, кто уже ронял мотоцикл, и те, кому это еще предстоит сделать. Конечно, стоит всячески стараться, чтобы этого не произошло, но если это случится, а так, скорее всего и будет, то ничего страшного. В этой ситуации стоит немедленно поднять мотоцикл и проверить все жидкости на момент протекания и протереть, если это произошло. Вы могли нанести кое-какой косметический ущерб, но не более, то есть точно никакого внутреннего урона на низкой скорости не произойдет в принципе.
Несколько правил и трюков для действий в экстремальных ситуациях
1) Научитесь жестко тормозить в безопасном режиме
Езда на мотоцикле приносит массу удовольствия, но также это очень опасно. Даже если вы будете самым осторожным водителем, то вы не станете невидимым и не защититесь от других «бешеных» водителей на дороге. Однажды вам придется очень резко и жестко затормозить на мотоцикле, и если вы предварительно попрактикуетесь в этом, то шансов на спасение в опасной ситуации будет намного больше.
2) Обучитесь искусству безопасного сворачивания
Как мы уже заметили ранее, даже идеальным водителям никак не удастся стать невидимыми и избежать встречи с не столь идеальными водителями. Именно поэтому, иногда у вас есть не более 5-ти секунд, чтобы решить, как свернуть безопасно. Научится правильно сворачивать на дороге – это настоящее искусство, поэтому попрактикуйтесь в контролируемой среде, и вы сможете более уверенно и безопасно сворачивать в неожиданных ситуациях.
3) Убедитесь, что вы находитесь в видимости остальных участников дорожного движения
Вы не невидимы, но вполне можете стать незаметными для других водителей, особенно автомобилистов, которые вряд ли думают о мотоциклисте во время перестроения. Поэтому нужно ехать таким образом, чтобы избегать слепых зон водителей, поддерживать правильную дистанцию с транспортом, едущим впереди, и контролировать в зеркалах тот, который едет за вами. Не забывайте и о светоотражающих элементах, которые значительно повышают пассивную безопасность.
4) Никогда не ездите по центру
Даже если дорога достаточно свободная, никогда не ездите по центру дороги. Вам стоит придерживаться или правой или левой линии. В противном случае вы удвоите свои шансы на столкновение, поскольку на вашем пути целых две линии неосведомленных водителей. А придерживаясь одной стороны, вам угрожает только соседняя линия.
5) Не стоит ехать за загруженными грузовиками
Не советуем ехать за загруженными грузовиками. Очень часто они выбрасывают с машины разную мелочь, которая может попасть в вас. Другой неприятностью, которая вас ждет, если вы едете за загруженными грузовиками, это ужасный дребезжащий звук вещей, которые закреплены в багажнике. Никогда не доверяйте другим людям в том, что все у них хорошо закреплено. На высокой скорости лучше держаться от грузовиков и транспортных средств с прицепами на безопасном расстоянии.
6) Продумайте запасной план, в случае поломки
Неважно, насколько новый или старый ваш мотоцикл, в один момент он может поломаться в самый неподходящий момент и в самом неудобном месте. Хорошо, если вы будете готовы к такому развитию событий и сразу разберетесь, как действовать дальше, – проверить, можно ли доехать на мотоцикле до ближайшего сервиса, или позвонить в эвакуационную службу, возможно, ваша страховка действует в таких ситуациях. Обо всем этом нужно подумать заранее, чтобы потом бесполезно не паниковать и не портить себе нервы.
7) Научитесь стартовать с разряженной батареей
8) Будьте готовы к водной колее
Однажды вы попадете в сильный дождь или снег, и будете вынуждены аквапланировать. Это происходит, когда на дороге собирается слишком много воды и под давлением шин создается водная колея, а шины теряют сцепление с дорогой.
Поскольку мотоциклы легче, чем автомобили, то с ними такая неприятность случается чаще. В случае, если вы попали в такую ситуацию, рекомендуем снизить скорость и ехать по наиболее сухой линии, чтобы избежать водной колеи.
9) Используйте только правильное топливо
Если в вашем мотоцикле есть карбюратор, то вам ни в коем случае нельзя использовать горючее, в составе которого присутствует этанол, потому что он является водным абсорбентом и может потенциально повредить вашу топливную систему. Об этом не стоит волноваться, если у вашего мотоцикла система впрыскивания топлива. Поскольку тогда этанол не будет создавать проблем.
Также от качества топлива зависит сохранность частей мотоцикла и даже то, как он будет ехать и набирать скорость, поэтому лучше не заправляться в сомнительных местах.
10) Всегда знайте расстояние к ближайшей заправке
Продолжая тему заправки, если вы планируете длительное путешествие на мотоцикле, вам стоит ориентироваться в приблизительном расстоянии между станциями заправки. Потому что, нет ничего ужаснее, чем застрять вдалеке и не иметь возможности добраться до заправки.
Не обязательно все держать в голове, сейчас достаточно приложений, на которых отмечены заправки и не только, поэтому скачайте их предварительно себе для своего комфорта.
11) Возите с собой небольшой комплект для ремонта
Конечно, некоторые люди не хотят загрязнять руки и отягощать себя дополнительным грузом или же боятся лезть без мастера к мотоциклу. Но хорошая новость в том, что мотоциклы довольно таки просто и понятно устроены, намного понятнее, чем машины. Поэтому даже с минимальными знаниями вы сможете разобраться, можно ли быстро помочь мотоциклу в случае поломки во время поездки.
12) Не забывайте проверять прогноз погоды перед поездкой
Следующий совет кажется простым и банальным, но не менее важным, чем остальные: всегда проверяйте прогноз погоды перед поездкой. Всегда приятнее быть готовым к снегу или дождю и иметь с собой необходимые для таких условий элементы – дождевик, бахилы и др.
Поэтому для своего же комфорта, не ленитесь глянуть, какой будет погода, а для долгих путешествий проверьте погоду на несколько дней, чтобы подготовить соответствующую мотоэкипировку.
13) Всегда надевайте мотошлем и полную мотоэкипировку
Не устанем повторять, что даже на короткие поездки вы должны всегда надевать мотошлем и полную мотоэкипировку, ведь никто не знает, что или кто ждет вас за углом. Столкновение или авария может произойти в одну секунду, и если на вас не будет мотошлема и мотоэкипировки, последствия могут быть фатальными.
Статистика также подтверждает, что мотошлемы на 37% эффективные в защите от смертности на мотоцикле и на 67% эффективные для препятствования травм мозга. Но учтите, что все мотошлемы имеют свой срок годности. Даже если ваш мотошлем не поврежден, производители рекомендуют заменять его каждые пять лет.
А в случае инцидента, даже при малейших повреждениях, мотошлем следует сразу же заменить на новый. Это необходимо, поскольку термопластик и клей внутри шлема может воздействовать на подкладку внутри, а жир из волос и пот также негативно влияют на шлем. Спустя некоторое время, подкладка и набивная часть шлема теряют свою эффективность, поэтому не будут обеспечивать ту же защиту, как в новом состоянии.
Также рекомендуем надевать только правильные мотоботы. Надевать для мотопокатушек обычную обувь опасно для здоровья, потому что ваши ноги находятся близко к шинам, которые вращаются со скоростью тысячи раз в минуту, а также всего за несколько сантиметров от горячих элементов мотоцикла.
Поэтому даже новички должны не жалеть инвестировать в правильные мотоботинки, не обязательно самые дорогие, но изготовленные из толстого прочного материала и покрывающие ваши щиколотки. Они помогут вам защититься от возможных травм ног.
Качественную мотоэкипировку самых надежных мировых брендов вы можете купить в магазинах «Экипка.Ру», которые находятся в ТЦ «Декстер» и ТРК «Спортех». Приезжайте прямо сегодня, или звоните на по телефону +7 (495) 363-52-31 и наши квалифицированные мотоконсультанты с удовольствием помогут и сориентируют относительно любого элемента мотоэкипировки от мотошлема до мотоносков!
Я мотоцикл покупал, чтобы ездить, а не чтобы падать
Эта статья не совсем в формате Хабра, но, наблюдая какими темпами растет количество двухколесных на улицах столицы, в том числе и среди ИТ-шников, я всё же рискну — может это спасёт несколько жизней, что не так уж и плохо.
Когда лет 10 назад я купил себе первый мотоцикл, любая встреча двухколесных на дороге была целым событием. Последние же несколько лет ситуация изменилась кардинально — пробка из мототехники в междурядье уже каждодневная обыденность. Размышлять на тему, почему это происходит я не буду, а постараюсь просто поделиться опытом «выживания в большом городе» с теми, кто только купил или пока просто задумывается. Вполне возможно, что некоторые вещи будут полезны и любителям электротранспорта.
Выбор мотошколы
Казалось бы, при чем тут школа? На самом деле очень даже причем. Для получения прав категории А в России необходимо всего лишь сдать теорию ПДД и откатать площадку. С теорией все понятно, а вот практика, в подавляющем числе мотошкол, заключается исключительно в натаскивании на прохождение площадки, причем самым эффективным образом. Все бы ничего, но беда в том, что навыки маневрирования и посадка, наиболее подходящие для ее прохождения, не просто бесполезны в городе — они вредны. Все это приводит к тому, что только что получившие права первосезонники переучиваются самостоятельно, по «бразильской системе», хорошо если без потерь в здоровье.
Так что тем, кто еще не выбрал школу, настоятельно рекомендую первоочередное внимание обращать не на стоимость и обещания «сдать с первого раза», а на наличие программы обучения вождению в городе и на отзывы в тематических пабликах/форумах.
Как не попасть в аварию
У меня нет ни одного знакомого мотоциклиста, откатавшего хотя бы 3-4 сезона, кто хоть раз не побывал в ДТП. Нет, возможно такие люди есть, но я их не знаю. Так что ставшая в свое время локальным мемом фраза из заголовка имеет мало общего с реальностью. Просто когда садитесь на мотоцикл держите в уме, что вполне можете и не доехать.
Как уменьшить вероятность попасть в аварию
Эту тему никак не получится уложить в одну статью — ей посвящены целые книги. Я ограничусь несколькими советами по наиболее частым ошибкам первосезонников. Не стандартными «не превышай скорость», «не пей за рулем» и т.д., а, скажем так, неписанными правилами.
Наугад открыл пятерых из проекта «Помним» — это такой проект, который про ушедших в страну вечного сезона. Три из пяти.
Как увеличить вероятность остаться живым после аварии (желательно одним куском)
Перефразируя Балмера — «Экипировка! Экипировка! Экипировка! Экипировка!»
Причем скользить приходится мягкими местами тех же ног. Есть даже такой термин — асфальтовая болезнь, это когда половина задницы размазана тонким слоем по дороге, а вторая содержит вкрапления расплавленных брюк. И да, единственное от чего вас может спасти китайский шлем за тысячу рублей — это от штрафа за его отсутствие.
Два моих первых выезда в качестве волонтера пришлись как раз на травматические ампутации стопы… В кроссовках.
А асфальтовую болезнь прочувствовал лично — очень неприятно должен заметить.
Да, экипировка штука довольно дорогая. Полный и хороший комплект может стоить в половину стоимости мотоцикла, но оно того действительно стоит.
Важное замечание — все вышесказанное также относится и к вашему пассажиру. Даже самая красивая девчонка становится очень некрасивым куском мяса если ездит с вами в миниюбке на голую голову. Уж поверьте — видел.
Что делать если вы попали в ДТП и остались живы
Особенность аварий с участием мотоцикла в том, что сразу после ДТП и в течении получаса после в пилоте содержится лошадиная доза адреналина. Бывали случаи, когда человек вскакивал на переломанные ноги и бросался поднимать мотоцикл на одних мышцах, без каркаса. А минут через 10 зеленел и отключался.
Ну пара слов про правила хорошего тона и некоторые заблуждения
Что нужно знать о мотоциклах новичку
Если вам захотелось освоить премудрости мотоциклетного дела и на собственном опыте прочувствовать драйв и адреналин в крови, не спешите сразу же бежать в магазин за мотоциклом. Между первой идеей о байке и её воплощением в жизнь проходит от двух месяцев до нескольких лет. Порой начинающие водители не понимают сложностей, с которыми им предстоит столкнуться, и оказываются не готовы к проблемам, когда они приходят. Как только случается затруднение, выясняется, что одни не знают, как залить в бак масло, другие никогда не слышали об ОСАГО, а третьи искренне верят, что байк не нуждается в парковке. Так и появляются на дорогах неоперившиеся водители с дорогущими мотоциклами и отсутствием хоть какого-то опыта.
В этой статье собраны советы и рекомендации для каждого этапа владения мотоциклом – от первой мечты до продолжительных путешествий с ночёвками. Она даст полное видение дорожной ситуации, познакомит новичков с опасностями и трудностями, которые поджидают на дорогах, и подскажет, каких ошибок избегать, чтобы не наступить на чужие грабли. Вы только планируете начать ездить на мотоцикле.
Вы только планируете начать ездить на мотоцикле
Понять, стоит ли игра свеч
То, что вам вздумалось приобрести байк, совсем не означает, что вам понравится сам процесс езды. Часто случается, что неготовые к скоростям водители продают только что купленные байки, стремясь избавиться от них любой ценой. Такое происходит из-за неподготовленности или недальновидности мотоциклиста.
Поэтому первое правило потенциального байкера – узнай как можно больше. На этом этапе перед человеком стоит задача понять, действительно ли он хочет стать байкером или нет. Походите на пробные уроки в мотошколах. Лучше посетить несколько мотошкол, так как неправильно преподнесённые знания могут навсегда отбить охоту заниматься мотоспортом. К тому же вы заранее поймёте, каким должен быть ваш инструктор, что облегчит выбор мотошколы в будущем. Другой вариант – оплатить полный курс на 1-2 месяца, чтобы точно убедиться в правильности решения.
Параллельно с этим получайте знания и извне: общайтесь с опытными людьми, например, со знакомыми байкерами, читайте полезную литературу и просматривайте мотофорумы. Посмотрите 2-3 видеозаписи поездок с падениями и авариями, подготовьтесь морально к тому факту, что однажды вы окажетесь на месте этого водителя.
Получить автомобильные права и вжиться в роль водителя
Этот пункт необязательный, но очень желательный. Отсутствие прав категории B (легковые автомобили до 3,5 тонн и до 8 пассажиров) не помешает вам получить права категории A (мотоциклы), но облегчит понимание положения мотоциклиста на дороге. Побывав в роли водителя автомобиля, у которого из слепой зоны выскакивает лихой байкер, создавая аварийную ситуацию, или навстречу которому вылетает потерпевший крушение мотоциклист, вынуждая резко затормозить, вы поймёте чувства других водителей. И когда придёт время сесть на железного коня и выехать на трассу, вы будете с большей осторожностью глядеть по сторонам, помня свой печальный опыт.
Другой плюс автомобильных прав – помощь в освоении мотоцикла. Мотоспорт считается более опасной деятельностью, нежели вождение машины, так что опыт скоростной езды, знание ПДД и умение коммуницировать со стражами закона станут базой, от которой вы оттолкнётесь для дальнейшего обучения. Вам не придётся учить все правила с нуля или с ужасом привыкать к оживлённому потоку машин на шоссе – вместо этого вы сможете полностью погрузиться в процесс вождения байка без каких-либо помех.
Выбрать мотошколу и сдать на права
Когда вы убедитесь в нерушимом намерении освоить мотоцикл, можно переходить к следующему пункту – получению прав категории А. Сдать на права может только совершеннолетний гражданин. С 16 лет водители получают возможность сдать на подкатегорию А1, которая распространяется на малокубатурные байки объёмом двигателя до 125 см3 и мощностью до 11 кВт.
Мотошкола «Автофактор» предлагает три программы обучения на категорию «А»:
Доучиться и отработать навыки
Обычно базовые курсы обучения нацелены на сдачу экзамена в ГИБДД, то есть на отработку навыков, полезных на экзамене, но никак не на дороге. По этой причине существуют дополнительные углублённые программы с более узкими специализациями, например курсы по безопасному вождению и пилотированию байка, занятия по эндуро, кроссу или джимхане, шоссейно-кольцевые мотогонки. Преимущество специализированных курсов в том, что водитель выбирает направление, интересное и полезное именно для него. Если он собирается использовать мотоцикл, чтобы каждый день доезжать до работы и обратно, вряд ли ему пригодятся навыки кроссовой езды. Эффективнее будет курс по безопасной езде в пределах города. И наоборот, если он получает права для бешеных гонок и соревнований, во время обучения лучше сделать акцент именно на этом.
Большинство мотошкол предлагают ученикам несколько дополнительных программ на выбор: иногда это происходит до сдачи экзамена, иногда после. Продолжать обучение лучше в той же мотошколе и с теми же инструкторами, которые помогли вам сдать на права: они уже знают ваш уровень и смогут продуманно распределить время для получения максимума пользы от занятий.
Вы готовитесь к покупке мотоцикла
Выбрать байк, который удовлетворит всем запросам
При выборе мотоцикла важно обдумать все детали, чтобы найти ту модель, которая полностью соответствует требованиям как безопасности, так и комфорта. Первое, что нужно решить касательно байка, – будет он новый или поддержанный. Б/у мотоцикл не так страшно ронять, и детали для него стоят дешевле, но зато только выпущенный байк гарантированно не будет усложнять жизнь владельцу вечными неполадками и поломками. На этом же этапе уточните примерный бюджет.
Второе, с чем стоит определиться перед покупкой, – это тип мотоцикла. Всего выделяют 5 основных типов, не считая скутеров: нейкеды или дорожные мотоциклы (неспешная городская езда, плотный трафик), спортбайки (мотогонки, соревнования), эндуро (бездорожье, леса и поля), туристические (максимум комфорта для длительных путешествий) и круизеры (путешествия с прямой посадкой).
После того, как вы выберете байк, уделите внимание его габаритам. Лучший вариант – посоветоваться с консультантом в магазине, он расскажет, как должны располагаться ваши ноги, руки и остальные части тела. Если возможности пообщаться с экспертами нет, ответственно подойдите к самостоятельному выбору размеров. Идеальная поза выглядит так: в положении стоя обе стопы целиком стоят на земле, в положении сидя ноги согнуты под углом до 90°, руки свободно достают до руля в любом положении.
Чтобы ориентироваться во всех тонкостях байков, воспользуйтесь таблицей ниже.
Нейкед | Спорт | Эндуро | Турист | Круизер | |
---|---|---|---|---|---|
Мощность | До 60 л. с. | До 350 л. с. | 11-100 л. с. | 80-150 л. с. | До 160 л. с. |
Кубатура | 50-450 см 3 | 50-1000 см 3 | 125-900 см 3 | 900-1100 см 3 | 400-1900 см 3 |
Скорость | До 120 км | До 300 км | До 170 км | До 180 км | До 200 км |
Вес | До 150 кг | До 200 кг | 100-250 кг | 200-500 кг | 200-500 кг |
Стоимость (б/у) | 50.000-300.000 руб. | 190.000-1.000.000 руб. | 80.000-200.000 руб. | 300.000-1.500.000 руб. | 250.000-1.000.000 руб. |
Стоимость (новый) | 100.000-1.000.000 руб. | 400.000-5.500.000 руб. | 100.000-1.500.000 руб. | 800.000-4.000.000 руб. | 300.000-5.000.000 руб. |
Купить байк
Покупать мотоцикл можно в мотосалоне или с рук по объявлению на Авито или Юле. Первый вариант надёжнее, но дороже, второй – дешевле, но опаснее. Опытные байкеры рекомендуют для начала погулять по крупным мотосалонам, – например MegaMoto, Mr. Moto, BikeLand, Motorrika, – посмотреть, потрогать и сравнить разные модели, попробовать посидеть на каждой из понравившихся, а лучше прокатиться, посоветоваться с продавцами-консультантами. И только после того, как вы определитесь с моделью с точностью до цвета и года выпуска, начинайте думать, где вы купите байк.
Если вы покупаете с рук, на первую обзорную встречу приходите без денег – максимум возьмите с собой задаток в несколько тысяч, чтобы подтвердить серьёзность намерений. Узнайте обо всех авариях и поломках, проверьте наличие инструкции по эксплуатации и документов, подтверждающих законность владения байком. Подписывайте договор и отдавайте деньги только после того, как убедитесь в отсутствии подводных камней.
Перед покупкой решите, как вы будете транспортировать новообретенный байк до места хранения. Ехать на нём не вариант. Во-первых, перед каждой поездкой требуется хотя бы беглый техосмотр, а перед самой первой поездкой этот техосмотр должен быть тщательным и всеобъемлющим. Во-вторых, из-за неопытности и незнакомства с байком, вероятность попасть в аварию на первых 500 м пути крайне велика. Довезти мотоцикл до дома проще всего на автотранспорте: в багажнике грузовика или прицепом к легковому автомобилю.
Выбрать мотосервис
Позаботьтесь о ремонте мотоцикла до того, как он понадобится, и ваши шансы на целый и невредимый байк возрастут. Главный критерий при выборе сервиса – расположение. Найдите мотосервис рядом с гаражом или приобретите гараж около сервиса так, чтобы дорога до туда не занимала больше 15 минут. Чтобы выбрать между понравившимися обслуживающими компаниями, почитайте отзывы, но делайте это не на их собственных сайтах, а на мотофорумах вроде МотоФорум.RU или Moto4RU. Рекомендации от знакомых байкеров тоже подойдут.
Прежде чем доверять сервису мотоцикл, проведите там пару часов и посмотрите, как сервис работает. Обращайте внимание на то, как мастера общаются с клиентами, соблюдают ли они технику безопасности, содержат ли в чистоте зону ожидания. Поговорите с техниками – узнайте о наличии современного оборудования и запчастей. Обязательно уточните, занимается ли сервис ремонтом вашей модели – часто бывает, что из-за возраста мотоцикла или дефицита деталей мотосервис отказывается его обслуживать.
Обзавестись экипировкой
Существует 3 вида полной экипировки: для города, для мотокросса и для туринга. Каждый из них подразумевает свой шлем, свою толщину ткани, свой материал защитных вставок. Не используйте одну и ту же экипировку для езды по городским дорогам и для трёхдневного эндуро-заезда по сельской местности. Не покупайте все 3 вида экипировки заранее – не факт, что они вам вообще понадобятся, а деньги уже потрачены. Лучше точно определите, какой набор защитной одежды вам нужен, и вложитесь в него.
Экипировка также различается по погодным условиям. Зимняя одежда и шлемы утепляются меховыми вставками или встроенными обогревательными системами. Летняя одежда создаётся из вентилируемого, пропускающего воздух материала или из сетчатой ткани, чтобы водитель не потел во время поездки. Для дождя рекомендуется надевать влагозащитную экипировку или дождевик поверх стандартной экипировки, так как кожа, из которой производится большая часть защитной одежды, от воды приходит в негодность, а ткань просто промокает насквозь.
Стандартный набор защитной мотоэкипировки выглядит следующим образом: шлем, мотокуртка (моточерепаха или жилет), мотоштаны, мотоботы и перчатки. На куртку пришейте светоотражающие элементы, которые дадут водителям шанс заметить вас в ночи. Не забывайте о необходимости всегда возить с собой запасной шлем на случай, если у вас неожиданно появится пассажир.
Оформить документы и застраховаться
ОСАГО и КАСКО – 2 страховки, которые защищают мотоцикл и вас от всех возможных случайностей. ОСАГО обязательно для всех водителей, по полису ОСАГО выплачивается компенсация другим водителям, пострадавшим по вашей вине. КАСКО оформляется добровольно и компенсирует траты уже за ваш, а не за чужой мотоцикл. Цена ОСАГО колеблется от 1000 до 3000 руб. в зависимости от региона России и банка, предоставляющего услугу. Стоимость КАСКО каждый банк устанавливает самостоятельно, условия страхования отличаются у разных компаний, на это влияют цена, модель и возраст мотоцикла, наличие прописки в Москве, возраст владельца и так далее. Средняя стоимость не превышает 30-40 тыс. руб.
Найти место для ночной парковки и для зимнего хранения
Большая часть банков вписывают в договор КАСКО условие о том, что на ночь байк будет оставляться на охраняемой парковке или в гараже, поэтому платная парковка или гараж – лучшие варианты для ночного хранения. Оба варианта стоят денег, но зато они гарантируют сохранность и невредимость железного друга.
Байк не рекомендуется использовать при минусовых температурах – он от этого портится. По этой причине не оставляйте мотоцикл на зиму на улице или в неотапливаемом гараже, иначе в начале следующей весны вам срочно понадобится новый байк. Возможных путей всего два: отапливаемый гараж, где вы сможете периодически навещать мотоцикл и проверять его сохранность, или специальные компании, занимающиеся платным хранением мотоциклов в течение зимнего периода.
Вы купили мотоцикл и планируете первую поездку
Прочитать инструкцию
Становясь мотоциклистом, будьте готовы к тому, что главной книгой в вашей жизни станет руководство по использованию железного друга, или просто инструкция. Обращайтесь к ней не только при возникновении проблем – вместо этого прочитайте её от начала до конца хотя бы один раз, а затем периодически перечитывайте, чтобы освежить знания. Руководство – настоящая сокровищница, в которой вы найдёте решения для большинства возникающих проблем и узнаете о секретных способностях байка.
При покупке нового мотоцикла инструкция по эксплуатации прилагается вместе с другими документами. Проблемы возникают, если байк перекупается с рук. В таком случае возможна ситуация, что прежний владелец потерял инструкцию или же что она находится в плачевном состоянии, и прочитать её нереально. Попробуйте найти инструкцию к определённой модели через знакомых байкеров, на мотофорумах, в мотосалонах или в интернете, на сайте магазина, продающего такой же байк.
Защитить мотоцикл от ударов
Если вы полагаете, что в защитной экипировке нуждаются только водители, вы заблуждаетесь. Мотоциклы, так же как и люди, не терпят близкого контакта с асфальтом и начинают хуже функционировать после падений и аварий. Особенно это касается пластиковых деталей байка: пластик на боковых частях, руле и колёсах стирается целиком за несколько секунд скольжения по твёрдой поверхности. А когда заканчивается пластик, следующими в очереди становится двигатель. Так что удары об асфальт сказываются не только на внешнем виде железного друга, но и на его внутренних характеристиках, и порой стоимость ремонта после самого лёгкого падения превышает десятки тысяч рублей.
По этой причине эксперты настоятельно рекомендуют заранее экипировать мотоцикл слайдерами, дугами и клетками. Слайдеры – это небольшие металлические детали, выходящие за границы рамы и во время скользячки принимающие весь урон на себя. Они достаточно невзрачные, чтобы оставить внешний вид байка прежним, и достаточно лёгкие, чтобы не снижать предельную скорость спортов. Это одноразовая защита, так как после падений и торможений они приходят в негодность, цена в пределах 2-3 тыс. руб.
Дуги и клетки представляют собой громоздкие металлические каркасы, которые, однако, защищают важнейшие части мотоциклетного механизма и ноги водителя. Из-за размера и веса их не жалуют владельцы спортбайков и мотоциклов с большим количеством пластика, но для стандартных дорожных байков дуги или клетки подойдут в самый раз. Стоимость не превышает 20-30 тыс. руб.
Провести техосмотр
Перед каждым выездом обязательно проверяйте работоспособность всех частей мотоцикла. При должном опыте этот процесс не займёт больше 10 минут, зато он гарантированно повысит безопасность поездки. В первую очередь обращайте внимание на уровень технических жидкостей: картерного масла, моторного масла, тормозной жидкости и бензина. Даже опытным байкерам не всегда удаётся предсказать, сколько масла или бензина ушло на поездку, так что проверка никогда не будет лишней. Моторное масло меняется каждые 5-10 тыс. км пробега, тормозная жидкость – раз в сезон, бензобак пополняется по мере необходимости.
Следующий пункт – давление в шинах и натяжение цепей. Давление в шинах измеряется при помощи манометра (карманный манометр стоит не дороже 800 руб.). Рекомендуемое давление указано на боковых сторонах шин, причём приемлемое давление в жаркую и холодную погоду отличается. Чтобы установить степень натяжения цепей, поставьте мотоцикл на боковую подножку, предварительно сняв кофры и избавившись от нагрузки на подвеску, и линейкой или рулеткой измеряйте цепи. Точная цифра для натяжения прописывается в инструкции по эксплуатации байка, если же она утеряна, то примерные границы выглядят следующим образом:
Последний шаг – проверка воздушных фильтров. В среднем фильтры меняются не реже, чем раз в 20 тыс. км, подробности зависят от вида фильтра. Бумажный фильтр не требует ухода и в случае повреждения сразу заменяется на новый. Поролоновый или бумажный фильтры нуждаются в регулярной очистке (мыло + вода и тщательная сушка) и пропитке маслом.
Докупить аксессуары
Аксессуары к мотоциклу используются для расширения его функционала: они делают езду проще и безопаснее и улучшают внешний вид байка. К тому же именно за счёт дополнительных аксессуаров происходит настройка байка «под себя», и его характеристики становятся точнее и специализированнее. Аксессуары для ежедневных нужд:
Найти помощника для первого выезда
Выезжать в первый раз на новом мотоцикле лучше не в одиночку – опытный байкер подскажет, как вести себя в стрессовой ситуации, и, если потребуется, окажет первую помощь. Найти сопровождающего можно на тех же мотофорумах, где умудрённые опытом водители готовы делиться знаниями с новичками, или через знакомых. Если не удастся договориться с кем-то из мотоциклистов, не умеющий водить байк помощник тоже подойдёт – он будет подстраховкой в случае аварии или падения.
Не планируйте на первый раз слишком много: вряд ли вы сумеете без подготовки провести в седле целый день. Чтобы понять поведение байка и убедиться в работоспособности всех частей, будет достаточно пары кругов на учебной площадке или в дворах родного района. Если это учебная площадка, заранее подумайте, как вы будете доставлять мотоцикл дотуда и обратно. Только после того, как удостоверитесь, что байк в порядке, выезжайте на транспортные магистрали. Выберите время, когда городской трафик неплотный, – это случается ранним утром, около 4-5 утра, и поздним вечером, – и отправляйтесь в путь, взяв с собой помощника.
Продумать маршрут
Когда вы станете опытным байкером, доскональное планирование маршрута начнёт казаться излишним, однако до этого момента оно необходимо. Заранее примите во внимание тот факт, что на вашем пути могут встретиться такие препятствия, как перекрытые дороги, ремонтируемые участки, пробки или скоростной трафик. В каждом их этих случаев вам понадобятся объездные пути, и лучше предусмотрительно позаботиться о запасном маршруте, чем судорожно строить новый маршрут, стоя на обочине под дождём.
Второе, о чём вам предстоит побеспокоиться, – заправки. Если вы путешествуете в пределах города, ближайшая заправка всегда будет лежать в 5 минутах от вас, так что заканчивающийся бензин не станет проблемой. Если же вы отправляетесь в продолжительный заезд по пересечённой местности, не ожидайте там заправочных пунктов через каждые 500 метров. Вместо этого заранее подготовьте карту с пометками возле бензоколонок, чтобы в случае необходимости вы без труда нашли их.
Также не забудьте перед поездкой проверить загруженность дорог и наличие пробок. Хотя мотоциклисту и не приходится терять время в пробке, лавирование между рядами считается более опасной ситуацией, чем езда в потоке, например из-за слепых зон и неожиданно открывающихся дверей. Поэтому выбирайте наименее загруженный путь, даже если по км он окажется длиннее.
Проверить погоду на сутки вперёд
Погода в России отличается изменчивостью и непостоянством, так что, если с утра в окно светит яркое солнце, это не значит, что через два часа оно останется таким же ярким. Вместо него могут появиться тучи, дождь или даже снег, и задача байкера – подготовиться к любой погоде, что бы ему не уготовила коварная природа. Минимум, которого будет достаточно для непродолжительных поездок в плохую погоду, ограничивается дождевиком, непромокаемыми перчатками и жидкостью для визора «антидождь», которая предотвращает появление на стекле капель, ухудшающих видимость. Набор «максимум» предполагает непромокаемые мотоштаны и мотокуртку с мембранной подкладкой и защищённую от влаги обувь. Также рекомендуется возить в бардачке запасной дождевик для пассажира – места он не занимает, зато польза неоспоримая.
Жара ничуть не менее опасна, чем дождливая погода: она чревата перегревом, тепловым ударом и обезвоживанием. Чтобы избежать таких неудобств, обзаведитесь туристическим костюмом с развитой вентиляцией из полупроницаемого материала. Шлем также выбирайте по погоде – тонированное стекло и постоянная вентиляция снижают температуру внутри шлема, что уменьшает вероятность теплового удара. Кроме того, важным средством в войне с жарой считается влага – возите с собой гидратор (ёмкость, чтобы пить на ходу), пейте воду или спортивные напитки с растворёнными минералами каждые 10-20 минут, исключите из рациона алкоголь и кофеин. Тёмной одежде предпочитайте светлую.
Перед тем как взять пассажира
Поездка с пассажиром – это способ не только похвастаться своими умениями и навыками, но и разделить радость от драйвовой поездки на двоих, обменяться впечатлениями с важным человеком. Но в любом случае, прежде чем отправиться в путь с пассажиром, убедитесь, что вы к этому готовы: умеете разгоняться и тормозить по первому желанию, чувствуете себя хозяином мотоцикла, а не наоборот, не впадаете в истерику в опасных ситуациях. При езде с пассажиром общий вес байка увеличивается, что ведёт к понижению максимальной скорости и смещению центра тяжести с привычного места. Особенно нарушение равновесия будет заметно, если вес пассажира превысит ваш собственный.
Прежде чем посадить пассажира на заднее сиденье, проведите ему инструктаж и расскажите правила безопасности. Объясните ему, как слезать и залезать на мотоцикл, за что держаться, куда ставить ноги, как вести себя во время торможения или набора скорости. Придумайте сигналы, которые пассажир сможет использовать, чтобы контактировать с вами (на высоких скоростях голос не слышен), например постукивания по плечу или колену. В качестве первого пассажира рекомендуется брать опытных байкеров, которые не только не помешают, но даже помогут вам освоиться на новой территории. Если такой возможности нет, и ваш пассажир – новичок, будьте готовы к тому, что во время поездки он будет ёрзать и перехватывать руки, а при замедлении начнёт активно разминать затёкшие конечности. Избежать этого можно, предварительно установив на сиденье спинку для пассажира и разложив подножки.
Чтобы облегчить поездку с дополнительным пассажиром на борту, следуйте правилам. Переключайте подачи плавно, без рывков, чтобы ваши шлемы не ударялись друг об друга. Не пытайтесь обгонять автомобили с той же манёвренностью, что и всегда – байк будет ленивым и медлительным, так что перестройка в другой ряд займёт больше времени. Ни в коем случае не соглашайтесь брать с собой пассажира без экипировки: поскольку вы за рулём, именно вы несёте ответственность за происшествия в дороге, так что не довольствуйтесь одним шлемом и требуйте полного мотокостюма.
Перед длительной поездкой
Не пытайтесь с лёгкостью преодолевать по 100 км в день без предварительной длительной подготовки. Тренируйтесь проводить на мотоцикле больше времени, катайтесь без остановок по 2-3 часа, чтобы тело привыкло к постоянной напряжённой позе. Учитесь прислушиваться к себе и вовремя понимать, когда приходит время для отдыха или перекуса. Не терпите жажду или голод, не откладывайте десятиминутную передышку на потом. Во время продолжительного путешествия главное не перетрудиться и не перенапрячь свой организм, чтобы позже не пришлось расплачиваться.
Для тренировок выбирайте безлюдное время, чтобы не попадать в пробки и избегать аварий. Включайте в планируемый маршрут больше препятствий: полей, лесов, гравийных дорог и других элементов пересечённой местности, подготавливая себя таким образом к неожиданностям в поездках. Перед тем, как отправиться в длительное путешествие, предупредите о своих планах нескольких знакомых и расскажите им маршрут.
Топ 10 ошибок начинающих мотоциклистов
«Предупрежден – значит вооружен». Латинская поговорка.
Мотоинструктор мотошколы «Автофактор» Анастасия Сергеевна