Хочу на дистанционное обучение что делать
Юрист рассказывает как перейти на дистанционное обучение (с готовым заявлением)
Первого сентября этого года (2020) вступил в законную силу закон, которым введена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (тот самый «дистант»). Проще говоря, дистанционное обучение -это способ обучения не в стенах школы, а из дома, с помощью интернета.
Отношение к дистанционке у всех разные. Да оно и понятно: обстоятельства у людей разные. Автор убежден: у учащихся и их родителей должно быть право выбора с учетом конкретных обстоятельств и Федеральный закон РФ «Об образовании» это право предоставляет. Так, согласно ст. 44 Закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения. Аналогичное право закреплено за учащимися в п. 1 ч. 1 ст. 34 ФЗ РФ «Об образовании».
Образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Статьей 17 Закона об образовании установлены следующие формы обучения:
Частью 4 ст. 17 Закона указано, что «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».
Мы разобрались с Вами, что учащиеся и родители несовершеннолетних учащихся имеют право перейти на дистанционку. Для этого нужно директору подать соответствующее заявление.
Для чего пишут заявление о переходе на дистанционное обучение:
Заявление составляется в свободной форме. Никакого бланка заявления о переводе на дистанционную форму законодательством не предусмотрено. Поэтому заявление составляется в произвольной форме по существу Вашей просьбы. Во избежание споров с директором в заявлении ссылаемся на нормы Закона РФ «Об образовании».
Изучив предлагаемые различными школами бланки заявления о переводе на дистанционку заметила, что в заявлении есть такие фразы:
«Ответственность за жизнь, здоровье, а также обеспечение освоения образовательной программы беру на себя»;
«Гарантирую создание условий для обучения ребенка в дистанционном режиме и выполнение им заданий, назначенных учителем»;
«Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время дистанционного обучения беру на себя».
Родителей эти фразы часто пугают: типа родитель за все отвечает, а школа никакой ответственности не несет.
Родители несут ответственность за освоение их детьми образовательных программ вместе со школой на основании ст. 44 ФЗ РФ «Об образовании» и ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ. Родители отвечают за физическое присутствие ребенка в школе, точно также они отвечают присутствие ребенка на дистанционных занятиях.
Школы и органы власти несут полную ответственность за материально-техническое обеспечение образовательного процесса, независимо от того, какая форма обучения и способ освоение образовательной программы выбраны. Поэтому школы не могут навязывать платные ресурсы и сервисы или требовать от родителей создания технических условий сверх того, чем располагает семья.
Проще говоря, школа обязана обеспечить учащегося компьютером и интернетом (при необходимости, если семья не располагает этими средствами), обязана обеспечить полноценный урок с объяснениями учителя, расписание занятий в соответствии с санитарными правилами и нормами. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания ученика. А самое интересное в свете ст. 16 и ст. 37 Закона РФ Об образовании даже при дистанционке школа обязана обеспечить младшеклассников бесплатным питанием в течение учебного дня. Ведь никаких исключений в ст. 37 Закона об образовании не предусмотрено! А местом осуществления образовательной деятельности при применении дистанционных технологий является место нахождения школы (ст. 16 Закона об образовании). По крайней мере, родители вправе требовать это от школы.
Родители обязаны обеспечить присутствие ребенка на дистанционных занятиях (так же как и присутствие ребенка в школе).
За безопасность и здоровье детей на дистанционке отвечают родители. Школа ответственна за жизнь и здоровье детей только на своей территории. Так, согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании школа обязана обеспечивать безопасность учеников во время пребывания в школе.
Поэтому что бы родители не написали в заявлении, каждый будет отвечать за то, что указано в законе, а не в заявлении.
И так, предлагаю следующий образец заявления о переходе на дистанционное обучение:
Директору МБОУ СОШ №_________
_____________________________
(Ф.И.О. директора)
от____________________________,
(Ф.И.О. родителя, законного представителя)
проживающей (-его) по адресу:
____________________________
тел.:__________________________
Заявление
Довожу до вашего сведения, что мною ___________________________________________________
Ф.И.О. родителя (законного представителя) на основании ст. 16, ст. 17 п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ выбрана форма дистанционного обучения для моего сына (дочери)__________________________
_______________________________________ученика (цы)__________класса
с_________по_________2020 г.
На основании ч. 1, ч. 2.1 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ прошу обеспечить получение бесплатного горячего питания моего ребенка путем доставки по адресу:________________ (про питание указывается при необходимости для младшеклассников 1-4 кл).
Гарантирую создание условий для обучения ребенка в дистанционном режиме и выполнение заданий, назначенных учителем.
Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время дистанционного обучения беру на себя.
«___»________20__г.
________/_____________
подпись/расшифровка подписи
В заявлении не обязательно указывать причину Вашего выбора. У родителей просто есть право выбирать форму обучения. Не все хотят распространяться о своих жизненных обстоятельствах.
Отказаться от дистанционного обучения можно также заявлением на имя директора.
Надеюсь, данная информация была полезна для Вас!
Как студентам учиться удаленно: 5 советов, чтобы всё получилось
Многие школьники и студенты сейчас занимаются онлайн: видеоконференции занятий, отправка заданий по электронной почте, чаты с преподавателями. Не всем это даётся легко, потому что формат непривычный. Наш блогер Алексей Егоров дал несколько советов студентам, которые были вынуждены перейти на дистанционное обучение.
В связи с тяжёлой эпидемиологической обстановкой министерство науки и высшего образования дало университетам право перейти на дистанционный режим обучения и подготовки. Это типичная практика во всех странах мира, которая способствует уменьшению количества случаев заражения.
Гуманитарным университетам достаточно легко перейти на обучение с использованием дистанционных технологий, тогда как «техническим» тяжело обойтись без очных лабораторных работ. В большинстве случаев с целью сохранения качества учебного процесса логика учебных планов будет или уже изменена. Лабораторные, практики и подобные работы просто перенесут на конец семестра или на следующий семестр. Есть, конечно, и другие организационные сложности: программное обеспечение, изменение формата используемых материалов и так далее.
Сложности есть не только у университетов, как у организаций, но и у лично студентов. Большая часть сложностей базируется на ложных стереотипах. Как с ними справится?
Сложность № 1. Дистанционное образование — это не халява
К сожалению, дистанционное образование гораздо тяжелее для студента, нежели очное. Тяжело поддерживать мотивацию в отрыве от привычной учебной группы, в отсутствии зрительного контакта с преподавателем и дисциплинирующей атмосфере университета. Более того, занятия из дома создаёт ложное ощущение «простоты» происходящего, особенно, если попробовать присутствовать на них прямо из положения «лёжа».
Значит, любому студенту нужно приложить больше усилий для достижения эффективности учебного процесса, как бы преодолевать уютную домашнюю атмосферу.
Во-первых, советую соблюдать режим дня типичный для обычного очного обучения. Во-вторых, не советую (уж простите) заниматься дистанционно в домашней одежде: с одной стороны, вас видит преподаватель и одногруппники, а с другой — соблюдение стандартных ритуалов очного обучения вынуждает организм «настроится» на суть процесса, игнорируя форму. Так же не занимайтесь лёжа — сядьте за стол. В-третьих, не стоит прерывать занятия просмотром сериалов, фильмов или игрой в какие бы то ни было компьютерные игры.
Необходимо серьёзнее отнестись и к прослушиваемому материалу. Хорошая дисциплина — залог успешного дистанционного обучения даже больше, чем успешного очного обучения. Это подтверждают многие исследования, а значит дисциплину надо соблюдать.
Сложность № 2. Видеоматериал плохо оседает в памяти
На самом деле, возвращаясь к дисциплине, необходимо вести запись материала (особенно лекций), даже если вы не делаете этого в обычной, повседневной учёбе. Традиционное восприятие видеоматериала плотно связано с восприятием сериалов или фильма, которые в основном не требуют усилий для восприятия и понимания. Ведь от того, что формулы написаны не на презентации (или мелом на доске), а на видео, они не становятся понятнее.
«Вся ответственность переходит на меня». Десятиклассница — о дистанционной учёбе и своих приоритетах
Более того, переслушивание записанной лекции не поможет лучше её понять, как помогает пересмотр фильма, а вот конспект поможет. Ведите записи прямо во время лекции или семинара. Любой непонятный вопрос задавайте сразу же в чате, а только потом голосом. Это особенно важно потому, что есть сложность № 3.
Сложность № 3. Преподаватель не чувствует аудиторию
У многих из преподавателей наших университетов отсутствует опыт ведения дистанционных занятий. Значит, они совершенно не понимают, как поддерживать внимание аудитории в такой ситуации. Они не могут глазами увидеть реакцию, а значит им тяжело понять, что их материал не понимают. Дистанционка — это не просто онлайн курс.
Чтобы поддержать преподавателя и лучше понять материал — задавайте вопросы сразу же как они возникают. Причём, не бойтесь задавать их даже в большем количестве чем обычно, это позволит преподавателю оперативно скорректировать материал. Фиксируйте в чате ответы, если преподаватель не успевает их ввести туда сам.
В этом аспекте от вас, как от студента, буквально зависит пресловутое качество образовательного процесса. Задавайте вопросы по почте и после лекции или семинара. Без обратной связи процесс развалится.
Сложность № 4. Дистанционный формат требует самоподготовки
Даже если это не озвучено, самоподготовка необходимый элемент дистанционки. Многие материалы преподаватель не успеет вам рассказать, даже если очень захочет, а прийти на «допы» будет крайне сложно, особенно если вы уехали домой и у вас появилась разница в часовых поясах.
Не советую уезжать домой, если вы живёте дальше, чем в трёх часовых поясах со знаком плюс от университета. Например из Москвы в Барнаул. Вечерние пары будут заканчиваться для вас среди ночи.
Следите за своими пробелами в знаниях сами. Помните, что дистанционка сложнее, чем очное обучение, а значит, нужно прикладывать больше усилий для результата. Онлайн курсы, практика, где возможна, многократное повторение заданий — это необходимый элемент дистанционного обучения. Кстати, не забывайте поддерживать связь со своей группой.
Сложность № 5. Хочется гулять, а не учиться, или, наоборот, только учиться
Очевидно, что дистанционка экономит время. У вас появляется минимум два свободных часа в день, которые вы не тратите на дорогу до университета. Во многих университетах уменьшится количество пар, например за счёт отсутствия физкультуры. Хочется потратить его на прогулки или отдых.
Не стоит. Это расхолаживает и сразу падает дисциплина. Лучше попробуйте взять на изучение один из онлайн курсов, которые сейчас стали массово бесплатно доступны. Сосредоточьтесь на гуманитарных и программистских курсах, потому что в них выработаны эффективные системы проверки навыков.
Что можно бесплатно смотреть, читать и слушать, пока вы сидите дома
Дистант — отличный способ подтянуть у себя те навыки, которые западают. Но и изучить что-то новое тоже вполне можно. Выбор очень широк, тем более, что сейчас курсы на русском языке хорошо представлены в интернете.
Но, не перегибайте. Не нужно брать на себя сразу десять онлайн курсов. У вас просто не хватит времени на обучение, вы провалите основные курсы, и не освоите онлайн. Один-два курса максимум. Выбирайте с умом!
Вывод очень простой — не расслабляйтесь. Не смотря на кажущееся огромное количество свободного времени среди учёбы, если расслабится, то в итоге станет только хуже. Текущий период — шанс для каждого конкретного студента получить уникальное конкурентное преимущество в будущем на рынке труда. Реальная возможность построить индивидуальную траекторию.
Пользуйтесь, но осторожно.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Mihail Fedorenko)
Хочу на дистанционное обучение что делать
Рассказываем, что надо знать при переходе на домашнее обучение.
Учить любимые предметы, ни от кого не зависеть, самостоятельно планировать время — звучит здорово. Но процесс домашнего образования не всегда проходит так радужно, как хочется.
Попробуем разобраться, какие опасности таит в себе домашнее обучение.
Проблема 1. Нехватка знаний у родителей
Закон «Об образовании в Российской Федерации» не требует, чтобы у родителей, решивших перевести детей на семейное обучение, были дипломы педагогов. Часто домашнее образование приносит удовольствие от процесса познания всем членам семьи. Мамы и папы вспоминают, что учили в школе и институте, и вместе с ребёнком осваивают современную науку.
Но иногда родителям при переходе на домашнее обучение действительно не хватает знаний или времени на то, чтобы разбираться в сложных темах. Например, профессиональный педагог знает, как решить задачу разными способами, а мама с папой — способом, который помнят. Настоящий преподаватель говорит с великолепным британским произношением, а мама с папой — «хеллоу, хау ар ю» и так далее.
Решение
Выходом станут многочисленные онлайн- и офлайн-помощники: репетиторы, дополнительные курсы, дистанционные школы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» дети с 1 по 11 класс системно осваивают школьную программу в удобном для них темпе. Можно делать упор на отдельные предметы, которые интересны ученику, готовиться к олимпиадам и экзаменам.
«При домашнем обучении учитываются сильные стороны и интересы детей, чтобы стимулировать мотивацию к учёбе. В нашей домашней онлайн-школе, например, с пятого класса кроме базы можно проходить углублённые и олимпиадные курсы по дисциплинам, к которым есть интерес и задатки. А с ними — курсы по развитию эмоционального интеллекта и навыка самообразования».
Юлия Шароватова, руководитель «Экстерната и домашней школы
Фоксфорда»
Проблема 2. Давление и критика
Несмотря на нарастающую популярность, семейное образование всё ещё овеяно мифами. Сторонники традиционного школьного образования скептически утверждают, что обучать ребёнка дома — чуть ли не преступление против человечности.
Дарья Горбачёва, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Тимофея Кожина, поделилась опытом борьбы с предвзятостью преподавателей:
«Сначала мы сдавали аттестацию в школе, откуда ушли. Было нелегко выдержать моральное давление со стороны учителей. “Одумайтесь!” — говорили они, мол, испортите ребёнка, он деградирует и прочее, прочее. На аттестациях нам каждый раз пытались доказать, что мы ошиблись, избрав семейное образование».
Решение
При переходе на семейное обучение будьте готовы проводить границы в разговоре с людьми и давать понять, что домашнее обучение — осознанный выбор вашей семьи, который следует уважать. Ведь согласно Семейному кодексу России обязанность обеспечить детей общим образованием лежит именно на родителях. А значит, у вас преимущественное право выбора формы обучения.
Проблема 3. Недостаток общения
Иногда домашнее образование приводит к тому, что ребёнок проводит слишком много времени дома. Больше не нужно ежедневно ходить в школу, и пропадает мотивация чаще выходить из дома.
Решение
Позаботьтесь о социализации ребёнка. Семейное образование позволяет окружать себя интересными людьми. На домашнем обучении больше времени для посещения музеев и выставок, а также для кружков по интересам и спортивных секций.
Михаил Рабинский, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда», подтверждает: «Кружки нужны, чтобы общаться с ровесниками и расширять кругозор».
«Социализация — это построение социальных связей. А для построения социальных связей совершенно необязательно ходить в школу. Можно ходить в музей, а можно ходить в кружок, а можно иметь отличную компанию во дворе, в которой у тебя понятно устроены отношения».
Дима Зицер, педагог, автор книг
Проблема 4. Отсутствие системности
Хоумскулеры не понаслышке знают, что планирование учебного процесса своими силами — это трудно. Нужно самостоятельно разработать или выбрать учебный план, составить расписание, определить график тем, учесть дополнительные кружки и секции.
Если расписание составлено плохо или не соблюдается, ребёнок на домашнем обучении начинает скучать, лениться, играть в компьютер вместо учёбы.
Многим семьям требуется педагог или наставник, который сможет грамотно организовать процесс за них.
Решение
Чтобы снять с себя груз ответственности за разработку учебного плана при переходе на семейное обучение, родители часто подключают онлайн-школы. Чаще всего такие школы помогают составить индивидуальный гибкий график.
Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» наставник помогает распределить нагрузку, учитывая потребности и желания каждой семьи.
Хотите составить расписание самостоятельно? Следуйте нашей пошаговой инструкции, чтобы ничего не упустить.
Проблема 5. Аттестация
Аттестация — это подтверждение знаний и умений ребёнка. С её помощью хоумскулеры демонстрируют, что их уровень образованности не ниже государственного стандарта.
На время аттестации ребёнок на семейном образовании и самообразовании прикрепляется к аккредитованной школе и становится экстерном.
К сожалению, прикрепление к школе при переходе на домашнее обучение может доставить массу проблем. Во-первых, не все школы работают с хоумскулерами. Во-вторых, подходящая школа может находиться далеко. И в-третьих, вам могут предложить неудобный график аттестаций.
Решение
Если с вами изначально не хотят «связываться», то высока вероятность, что и в дальнейшем будут ставить палки в колёса. Найдите школу, дружелюбную к хоумскулерам:
Проблема 6. Недостаток мотивации
Бывают дни, когда хочется лежать на диване и ничего не делать. Заполнять контурную карту — лень, решать задачу — неохота, читать параграф из учебника — уныло.
Периодические упадки настроения — нормальны. Возможно, ребёнку на семейном обучении нужен отдых. Но если у хоумскулера отсутствует мотивация и интерес к учёбе на постоянной основе, стоит пересмотреть программу.
Решение
В «Экстернате Фоксфорда» учеников мотивирует интерактивность процесса и искренняя вовлечённость преподавателей.
За выполнение интерактивных домашних заданий ребята получают очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм. Так обучение становится увлекательней.
Преподают специалисты из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других топовых вузов страны. Каждый горит своим предметом, поэтому уроки интересные и насыщенные.
Алёна Руденко, медалистка и выпускница Фоксфорда, делится: «Предметы, которые трудно давались, оказались не такими уж и страшными. Например, я никогда не любила историю, но Елена Валерьевна так интересно рассказывала, что у меня вдруг стало получаться».
Резюме
Обучение на дому — отличная альтернатива традиционной школе. Хоумскулеры получают качественное и полноценное образование из любой точки мира. Преимущества домашнего обучения:
Если грамотно организовать процесс домашнего обучения и предусмотреть возможные трудности, учиться будет легко. Так, обучение в «Домашней школе Фоксфорда» строится на персонализации. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок получал удовольствие от учебного процесса и стремился к знаниям. Для этого мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем тьюторское и наставническое сопровождение.
Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка
Об авторе: Петр Сергеев, научный руководитель образовательной онлайн-платформы «Учи.ру».
В России пока не ведется регулярная официальная статистика по количеству детей на домашнем обучении. На конференции Edcrunch (2019) было заявлено, что около 100 тыс. школьников выбрало такую форму образования в 2019 году. По данным Министерства образования и науки, на начало 2015—2016 учебного года в форме семейного образования в России проходило обучение всего около 8500 человек (меньше одной десятой процента от количества всех школьников). Ассоциация семейного образования провела собственное исследование и выяснила, что количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8452 до 15 тыс. человек на начало 2017/2018 учебного года. Но несмотря на то, что цифры разнятся, рост интереса к семейному обучению — притом взрывной — заметен.
Школьников младших классов переводят на дистанционное обучение из-за круглогодичных путешествий или постоянных переездов родителей (дипломатов или спортсменов) по работе. Ученики 10-11 классов, которые сознательно определились с будущей профессией, часто сами просят перевести их на дистанционное обучение — это позволяет уделять больше времени профильным предметам и подготовке к экзаменам. Есть и исключительные ситуации: из-за проблем в школе (в том числе буллинга) родителям приходится переводить ребенка на семейное образование, чтобы сохранить его психологическое и физическое здоровье. Под особую ситуацию попадает также обучение детей-инвалидов с сохраненным интеллектом — часто им сложно физически высиживать многочасовые уроки. В домашних условиях заниматься с ними намного проще, делая больше пауз между занятиями и распределяя нагрузку под запросы ребенка.
Запрос на дистанционное обучение возникает в ситуациях, когда ребенку необходим особый подход и нестандартный график занятий. Если вы рассматриваете этот вариант, вот что вам необходимо знать.
Правовые особенности домашнего обучения
Итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.
В «Законе об образовании» есть статья о том, что каждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.
Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.
Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком. Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее. В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.
Что важно выяснить до принятия окончательного решения
Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами:
Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения.
Также нужно выяснить, где и как будет проводиться сдача ОГЭ и ЕГЭ. Как правило, онлайн-школы закреплены за школами-партнерами, что упрощает процесс. Находясь на семейной форме обучения, можно«приписаться» к конкретному учебному заведению города, согласовав этот вопрос с администрацией заведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов.
Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. При заочной форме обучения таких вопросов не возникает.
Семейные и заочные формы получения образования — самые распространенные после традиционного очного. Но кроме них бывают и нетривиальные комбинации, например, очно-заочная форма обучения, дистанционная по отдельным предметам и другие. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.
Плюсы:
Минусы:
Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д). Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.
Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение
Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения. Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.
Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.
Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так:
Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования.
Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей
Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за процесс учебы отныне отвечаете только вы. Есть ли у онлайн-школы лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций. В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы. Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения. Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.
До подписания бумаг нужно продумать не только расписание дня школьника, но и его режим жизни, включая каникулы. При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.
Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.
Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования. Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.
Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.
Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора. Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена. Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.
Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера. Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает голосовые ответы как неверные. Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.
Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте. Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция). И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.
Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.