Хочу создавать музыку с чего начать
Сколько стоит быть электронным музыкантом
И сколько своей музыкой можно зарабатывать
Я музыкант, пишу пситранс.
Шесть лет назад я начал профессионально заниматься музыкой, а в прошлом году доход от моей деятельности наконец окупил вложенные инвестиции, и теперь я работаю в плюс.
За это время я собрал домашнюю студию, издал два полноформатных студийных альбома, выпустил тридцать синглов и ремиксов, дал десяток интервью зарубежным изданиям, выступил как хедлайнер в России, Израиле, Швейцарии, Венгрии, Греции, Великобритании — и продолжаю потихоньку завоевывать мир.
Расскажу, сколько стоит оборудование для домашней студии, как его выбрать и сколько на музыке можно заработать, если ты не Армин ван Бюрен и не Кельвин Харрис (это известные электронные музыканты).
Что за электронный музыкант
Обычный музыкант играет на гитаре, клавишах или барабанах. Электронный музыкант пишет музыку на компьютере. Как правило, это танцевальная электронная музыка, которая звучит в клубах и на фестивалях.
В традиционной музыке для работы нужен приличный инструмент и место для записи и репетиций. У электронных музыкантов все проще — музыку можно писать даже в спальне, за что их часто называют bedroom producers. Вместе с тем можно построить акустически подготовленную студию и обложиться оборудованием за десятки тысяч евро. Это не значит, что музыкант с дорогой студией лучше, чем музыкант в спальне. В электронной музыке запросто переплатить, если не знать, что важно, а что — нет.
В одном фильме про модного диджея была такая фраза: «Все, что нужно, — это ноутбук, один трек и немного таланта». Но в жизни совсем не так: только ноутбуком не обойтись, треков придется выпустить много, а помимо таланта нужно еще быть готовым много трудиться.
Минимальный комплект для домашней студии состоит из пяти компонентов:
Разберемся по очереди с каждым пунктом, а в конце посчитаем итоговую стоимость.
На заметку
Помимо вложений в студию, у музыкантов еще много других затрат: на рекламу, программы, сайт, логотип, фотосъемки, обучение. Крутые ребята еще нанимают менеджера, маркетолога, сммщика, букинг-менеджера, видеооператора и других специалистов.
В этой статье я расскажу только про оборудование, потому что это основа. Музыканты, которые доросли до найма менеджера, уже и так всё знают.
Компьютер
Компьютер — сердце студии. Если раньше каждый синтезатор и прибор в студии были в виде физических коробочек, то сегодня можно иметь один нормальный компьютер, который потянет все их виртуальные аналоги.
Любители «железа» будут вам доказывать, что на самом деле в компьютере другой звук и без настоящего инструмента музыка — это не музыка. Это то же самое, когда говорят, что невозможно пить вино, если у тебя нет собственного винного погреба.
Выбирая компьютер, стоит обратить внимание на три параметра: процессор, оперативную память и накопитель.
Процессор делает все вычисления для синтеза и обработки звуков. Чем больше ядер и тактовая частота, тем лучше. На неторопливом процессоре могут начаться моменты, когда во время работы звук будет заедать и «щелкать». Это решаемая проблема, но даже если от нее избавиться, работать на слабой машине неудобно.
Память делает так, чтобы компьютер все время помнил, с какими звуками вы работаете. Сейчас 16 Гб — это нормальный размер для комфортной работы в большинстве случаев. Больший объем вы, скорее всего, даже не ощутите, поэтому смысла переплачивать нет.
Что в компьютере для музыки точно не нужно, так это мощная видеокарта и привод для дисков, — на этих компонентах можно смело сэкономить.
Ноутбук или настольный компьютер. Сначала я купил ноутбук и рассуждал при этом так: «Ноутбук универсальнее, потому что его можно брать с собой на гастроли и играть с него концерты, а значит, настольный компьютер мне не нужен». Потом оказалось, что это было ошибкой: первые настоящие выступления у меня появились только через два года, а за это время вышли ноутбуки лучше и дешевле.
Учтите, что во время выступления в клубе или на фестивале с ноутбуком могут случиться неприятные вещи: пыль, влага, пьяный слушатель или падение со стойки. Поэтому я советую ближе к первому концерту раздобыть ноутбук, который сможет все это пережить, а если не сможет — чтобы было не страшно.
С другой стороны, ноутбук и вовсе не обязателен: если в клубе стоит стационарное диджейское оборудование, — как правило, два проигрывателя и микшерный пульт, — то можно играть с карты памяти, флешки или дисков. Первые пять лет я выступал с ноутбуком, но потом пришел именно к такому формату — теперь выступаю на классических проигрывателях с флешкой.
Размер монитора. Когда работаешь в студии над аранжировкой, то видишь много «слоев» своего трека, которые развиваются во времени. Чем больше слоев и времени ты видишь, тем лучше. Поэтому большой монитор в студии — это очень, очень хорошо. На маленьком экране работать тоже можно, но со временем начинаешь чувствовать себя кротом в норе.
Хорошо: крупный монитор, за которым комфортно работать с большими проектами
Студийный монитор
Дело в том, что во всю потребительскую электронику встраивают эквалайзеры — это такие «улучшатели» звука, которые делают его «жирнее» и «ярче». Но музыкантам это не подходит: нам нужно слышать звук как он есть.
Для этого придумали особый тип колонок, которые называются студийными мониторами. Они выдают честный, ровный звук, без украшательств. На них слышно, не завален ли бас, не режут ли слух высокие частоты и многое другое.
Студийные мониторы бывают трех типов, в зависимости от размера динамика и мощности: ближнего, среднего и дальнего поля. Для домашней студии нужны мониторы ближнего поля, то есть те, что будут стоять на расстоянии вытянутой руки, — обычно у них динамик размером 5—8 дюймов и мощность около 100 Вт.
Нет: мониторы среднего поля. Выглядят круче, но для домашней студии это перебор
Бывает, что новички начитаются статей в духе «10 лучших мониторов», купят самую дорогую модель, а потом подключают ее к ноутбуку в своей спальне и недоумевают: звучит как-то не очень.
Дело в том, что хорошие мониторы раскрывают свой потенциал только при определенных условиях: с хорошей аудиокартой, в помещении с правильной геометрией и акустической обработкой. Если просто притащить самые дорогие мониторы и воткнуть их в неподготовленную комнату, то звучать они будут не лучше, чем бюджетная модель.
стоят два студийных монитора Adam A7X
Главный способ сэкономить
Очень многие люди, только занявшись музыкой, покупают дорогое оборудование, обставляют им комнату и начинают работать. А потом от них уходит жена, их выгоняют с работы, Трамп вводит санкции или мама намекает, что пора бы съехать на съемную квартиру. В итоге человек решает, что с музыкой ему сейчас не по пути, и принимается распродавать студию.
Тут-то мы его и поймаем.
Если денег мало и вы только начинаете, покупайте всё оборудование на «Авито» в своем городе. Если хорошо прислушаться, прямо сейчас можно услышать, как на соседней улице жена очередного горе-музыканта бьет посуду из-за того, что муж купил в дом колонки «Адам» за сто тысяч. Завтра он выставит эти колонки на «Авито» уже за пятьдесят. Только обязательно проверьте их на следы механических повреждений.
С пересылкой будьте осторожны: очень много случаев обмана.
Аудиоинтерфейс, звуковая карта
Звуковая карта, или аудиоинтерфейс (это одно и то же), — это прослойка между компьютером и студийными мониторами, как масло между хлебом и сыром: без нее можно, но как-то сухо.
Во все современные компьютеры по умолчанию встроены звуковые карты. Они годятся для просмотра фильмов или прослушивания музыки, но не для производства музыки.
Для качественного звука нужна внешняя звуковая карта, обычно называемая аудиоинтерфейсом. Это коробочка, которая подключается к компьютеру через разъем USB или FireWire, а уже в нее подключаются колонки и, при необходимости, микрофоны, инструменты и наушники. Разницу в звуке между встроенной и внешней картой заметит даже неподготовленный слушатель.
стоит хорошая аудиокарта для работы с мониторами среднего ценового сегмента
Главный подвох с аудиокартами в том, что сами по себе они не выдают качественный звук — они работают только в тандеме с мониторами.
Грубо говоря, если у вас дорогущая аудиокарта, но дешевые компьютерные колонки, то звук будет плохим. Встроенная аудиокарта с самыми крутыми мониторами будет звучать не лучше. Поэтому подбирать аудиокарту нужно именно с учетом мониторов, как единое целое.
Больше — не всегда лучше
У внешних карт всегда есть выходы на колонки и наушники и почти всегда — один-два входа для внешних инструментов. Для музыканта, который делает весь звук на компьютере, этого хватит с головой.
Есть звуковые карты с большим количеством входов и выходов: по четыре, шесть, я видел даже по восемнадцать. Для старта такие монстры не нужны. Карта на восемнадцать каналов понадобится, когда вы начнете строить студию с внешними устройствами для обработки звука, и вот тогда да, вашему звуку нужны будут дополнительные входы и выходы.
Программа
Популярные программы: Fruity Loops, Cubase, Logic, Ableton, Reason.
Качество музыки не зависит от программы. Выбирайте любую. Нет такого, что какой-то музыкальный или технический прием в одной программе сделать можно, а в другой нельзя. Гораздо важнее — насколько хорошо человек знает свою программу, умеет ли работать с горячими клавишами и понимает ли он сам процесс создания и обработки звука.
Я использую Ableton Live и всем его советую: у него приятный внешний вид, в котором несложно разобраться новичками, хорошие встроенные инструменты и огромное сообщество с миллионами уроков и инструкций. Еще в нем довольно удобно играть концерты.
У «Эблтона» три версии с разными функциями и ценой. Это удобно, потому что для начала можно взять недорогую базовую версию, а потом по мере необходимости докупить продвинутую. Но сперва обязательно попробуйте бесплатную демоверсию, так вы поймете, подходит ли вам программа.
Многие производители звуковых карт и контроллеров дарят базовую версию программы вместе со своим устройством, например, в картах Focusrite часто дают Ableton Live Lite, а в контроллерах Akai — простую версию Reason. Это хорошее предложение — берите.
Совет. Несколько раз в год производители музыкальных программ делают скидки в 20–30% — обычно на «черную пятницу», Рождество и День благодарения. Подпишитесь на рассылки компаний, чтобы не пропустить такие акции.
Тут с задних рядов слышится вопрос, зачем покупать программу, если можно ее скачать и взломать. Можно, конечно, бесплатно скачать и взломать, и на музыку это никак не повлияет, но тут важно другое.
Когда мы получаем что-то бесплатно, то относимся к этому небрежно. Человек качает музыкальную программу в торрентах, балуется с ней недельку и оставляет, потому что ему это ничего не стоило.
Совсем другое дело, когда за программу отдаешь сорок тысяч рублей из своей зарплаты. Тут уже волей-неволей начинаешь вникать, разбираться и со временем выдавать хороший результат. Я убежден, что программы стоит покупать, а не качать на халяву, именно по этой причине.
Миди-контроллер
Миди-контроллер — это устройство для управления музыкальной программой. Все то же самое можно делать и обычными мышкой с клавиатурой, но на отдельном приборе со специальными ручками-крутилками это намного удобнее и приятнее.
Миди-контроллеры бывают всевозможных форм и цветов, с разными кнопками, пэдами, клавишами и фейдерами. Не путайте миди-контроллеры и диджейские контроллеры — последние больше подходят для выступлений, а не для работы в студии.
Я советую выбрать контроллер с 25 клавишами, 4—8 ручками и колесом модуляции. Если вы не опытный пианист и не умеете играть на фортепиано одновременно двумя руками, большого смысла в 49-клавишной клавиатуре нет.
Да: миди-контроллер с клавишами, вращающимися ручками и колесом модуляции
Если рассматриваете Ableton Push, ищите версию Suite Bundle, что означает «комплект вместе с программой Ableton Suite». Примерно за 40 тысяч рублей вам продадут толковый контроллер, профессиональную версию программы и огромную библиотеку электронных звуков. Все легальное и ваше навсегда.
У Native Instruments все то же самое, но их программа и контроллер называется Maschine. Знатоки подсказывают, что на Maschine сделать полноценный аранжированный трек довольно сложно, все равно потребуется выгружать всё в Logic или Ableton. Но зато здесь очень удобная навигация и классные звуки. Еще Maschine работает как аудиоинтерфейс, то есть колонки и наушники можно подключить прямо к ней.
стоит миди-контроллер Novation 49 SL Mk II
Покупая эти штуки с рук, проверяйте, чтобы вам была доступна лицензия на программу. Часто человек покупает устройство, активирует лицензию, привязывает ее к своему аккаунту и потом само устройство продает. Как контроллер устройство работать будет, но программу, которая шла в комплекте, вы уже, скорее всего, не скачаете.
Железо
Музыкальная индустрия производит для музыкантов очень много оборудования: синтезаторы, коробки с эффектами, драм-машины — чего там только нет. Музыкальное железо — это такая же отрасль, как и любая другая, со своими маркетингом, ценовыми сегментами и священными войнами.
Правда в том, что в мире железа сейчас нет ничего, что уже не было воссоздано на компьютере. Любое музыкальное устройство, любой синтезатор и любую драм-машину можно воспроизвести на компьютере, а иной раз даже на Айпаде.
Довольно толковый одноголосый синтезатор Korg MS-20 был популярен в рейв-культуре начала девяностых. Недавно этот синтезатор переиздали в уменьшенном формате
Последнее маркетинговое поветрие в области музыкального железа — аналоговость. Она заключается в том, что где-то в глубине устройства стоит аналоговый генератор звука, который выдает плавную аналоговую волну без цифровых «зубчиков». При этом обработка этого сигнала может быть сплошь цифровой.
Считается, что аналоговые устройства музыкально более богатые, имеют расширенный диапазон и более приятный звук. На самом деле — нет: аналоговые устройства действительно звучат по-другому, но это не значит, что лучше. Просто кому-то нравится так, а кому-то этак. Поэтому если и покупать аналоговый синтезатор, то только ради удобства использования и приятного ощущения работы с физическим предметом.
стоит подержанный синтезатор MS-20 Mini
Еще правда в том, что в случае с музыкой решает не наличие железа, а умение им пользоваться и «выжимать» из него нужное. Гораздо лучше иметь одну коробочку, которую вы знаете вдоль и поперек, чем обложиться коробочками и уметь в них только переключать готовые пресеты. Каждое новое устройство потребует от вас пары-тройки часов изучения инструкции.
Стэндэлоун-системы
Среди музыкального железа есть отдельный зверь — системы standalone, или отдельно стоящие музыкальные компьютеры. Например, Akai MPC Live — его можно видеть на концертах Монеточки — или Elektron Octatrack — на нем играет Илья Барамия из « СБПЧ » и «Аигел». Это и аудиоинтерфейс, и компьютер, и контроллер в одном устройстве. MPC Live еще и на батарейках.
Производители убеждают, что эти устройства — полноценная производственная система и «всё, что нужно для создания хитового трека». Скажем прямо: создать хороший трек на них технически можно, но это неудобно.
У хип-хоп-музыкантов вообще сложился культ устройств AKAI MPC : считается, что это «то самое устройство» для производства классного бита. Это, конечно, не так — дело не в железе, а в музыканте. «Та самость» этих устройств проявлялась в том, что в девяностых там стояли простенькие 10-битные преобразователи звука, из-за которых он получался шершавым и острым, близким к звукам старых игровых приставок. Позже AKAI начали ставить в устройства более современные преобразователи, очарование пропало, и чтобы вернуть его, пришлось «эмулировать г…ность». Фанаты были в шоке, когда обнаружили эмуляцию в коде программы. Такие вот скандалы в мире музыки.
Главная проблема стэндэлоун-систем — маленький экран и неудобный интерфейс. Если к этому привыкнуть, то у вас в руках будет отличное музыкальное устройство, и не нужен будет ни компьютер, ни аудиокарта, ни контроллер. Но я не помню случаев, когда кто-то полностью перешел с компьютера на такую систему.
Это как навороченный текстовый редактор в мобильном телефоне. Ты можешь на нем что-то написать, и очень удобно, что его можно таскать с собой. Но великий роман удобнее писать за большим монитором.
Итого на студию
Теперь мы знаем, какое оборудование нужно, поэтому можем подсчитать итоговую стоимость начальных вложений.
Сколько стоит оборудование для студии
Эконом | Хорошо | Космос | |
---|---|---|---|
Компьютер | Lenovo IdeaCentre 23″ 55 000 Р | Apple iMac 27″ 170 000 Р | Apple iMac Pro 27″ 380 000 Р |
Студийные мониторы | Mackie MR524 13 000 Р × 2 | Adam A7X 40 000 Р × 2 | Focal Solo6 Be 85 000 Р × 2 |
Аудиоинтерфейс | Traktor Audio 2 6500 Р | RME Babyface Pro 45 000 Р | Apogee Quartet 113 000 Р |
Программа | Ableton Live Intro 6500 Р | Ableton Live Standard 30 000 Р | Ableton Live Suite 49 000 Р |
Миди-контроллер | M-Audio Oxygen 25 6000 Р | Arturia KeyLab 49 15 000 Р | Novation 49 SL Mk II 38 000 Р |
Стойки под мониторы | SoundKing DB039B 2500 Р × 2 | IsoAcoustics L8R155 10 000 Р | Konig & Meyer 26740 15 000 Р × 2 |
Итого | 105 000 Р | 350 000 Р | 780 000 Р |
Все цены — как за новое. Если покупать на «Авито», отнимайте от железа процентов тридцать
Создание электронной музыки в домашних условиях
Не сказать что тема особо популярна, а информация по ней закрыта за семью замками- определенно нет. На ютубе можно найти тонны роликов \ туториалов от Атцов разной степени крутизны, однако цель моего поста не в том, чтобы кого-либо чему-то учить, а больше в том, чтобы немного осветить сам процесс создания трека.
В качестве хобби музыкой занимаюсь около 10 лет. Сольфеджио не учил, на дудуке мурку вам тоже не забацаю, однако очень люблю крутить всякого ручки на виртуальных и не очень девайсах.
Рабочим инструментом выступит FL Studio, которой пользуюсь с далекой 5 версии.
Итак, с чего обычно начинается (конкретно у меня) создание трека:
Немного панорамы и пространственной обработки также не повредит.
Также автоматизируем фильтрацию lead-синтезатора, люблю я звук lowpass-фильтров по утрам.
Результатом примерно пяти часов посиделок стал такой скромный кусочек:
На текущий момент это всё. Искренне надеюсь что к этому моменту ваши уши не кровоточат, а глаза не выпали из орбит от божественного монтажа видео.
Если все пойдет прекрасно (например, я не забухаю), следующая часть выйдет в промежутке от пяти дней до десяти лет.
Благодарю за внимание, всем творческих настроений!
Так вот откуда столько говна на бандкампе))
А мне понравилось. Где и как твои треки поискать?
Звучит как 90% транс музыки, но мне понравилось, интересное хобби)
С чего Вы начинали обучение? Ни как не могу найти нормальное видео-инструкцию как писать электронную музыку, буду очень признателен если поделитесь.
Давно занимаюсь музыкой в фл. В основном делаю сложную музыку смешивая разные жанры. Я из тех музыкантов кому нужен сразу качественный материал. Благо готовых качественных сэмплов просто огромное количество как платных так и бесплатных. Фл студио пожалуй лучшая студия.
Очень грустно от того что битмейкинг, саунддизайн, туториалы по daw не прижились на пикабу. С удовольствием бы влился в сообщество, но очевидно что тут это не котируется.
Ещё пишешь музыку? Дай прогресс заценить.
Чувак, ты в курсе, что IQ тех, кто пишет в FL Studio, от 80 до 95?
С женского форума
— Девочки, подскажите, а то я так волнуюсь! Я на восьмом месяце, а нужно удалять зуб. Не скажется ли это на ребёночке, не родится ли уродцем, с личиком может что-то случится? Кто-нибудь удалял зуб во время беременности? А то я паникую!
У меня знакомая удаляла зуб во время беременности, так ребёнок родился без зубов.
В свете новых событий
Приветствую, помните фичу с SSкинопоиск? Так вот, её забанили, но появилась новая.
Если вы вдруг, каким-то чудом н слышали по SS, то рассказываю кратко:
1. Переходим на сайт кинопоиск.ру
2. Выбираем любой фильм или сериал, что вашей душе угодно.
3. Находясь на странице выбранного фильма/сериала меняем в адресной строке kino на SS, чтобы получилось sspoisk.
4. Переходим по получившемуся адресу и открывается плеер.
5. PROFIT
Как это работает? Да все просто! Ребята связали все id Кинопоиска с плеерами фильмов, зарегистрировали домен sspoisk и все. Дальше дело техники и умения отдельно взятых личностей))
Это актуальный способ, особенно сейчас, когда ходят слухи что яндекс убирает из своего поиска все популярные киносайты. Такие как ЛордФильм и Киного.
П.С.: Предчувствую «мильен» минусов, больнооо))
Лгунья
Официальный дилер «Лада»
Ответ на пост «В свете новых событий»
Копируем со страницы фильма на кинопоиске id контента.
Переходим по адресу на скриншоте и вписываем id.
Будут доступны куча плееров, качество фильма, озвучки и версии.
P.S. Не рекомендую поиск по названию, часто находит не то, что ищешь.
Тупые кони с Баумана во всей красе
Как-то выкладывал пост про зверьё с центральной казанской улицы, которое сначала предлагает с ними сфоткаться, потом вымогают по 300-500 рублей. Кто-то отдавал и по 1200. Такие нелюди позорят город. Администрация их уже кошмарила, но они снова там, теперь с какими-то паразитическими бэйджиками.
Абсолютное зло
В Уфе ночной клуб перестал впускать лиц «кавказской национальности»
В Уфе администрация местного ночного клуба запретила выходцам с Кавказа младше 40 лет посещать заведение. По словам управляющей клуба запрет был введен из-за того, что «кавказцы напивались и часто устраивали драки, они приходят по 10-15 человек». Такие лица, по словам представителя клуба, часто вели себя вызывающе
Ситуация получила огласку после жалобы юриста Вартана Пилиляна. Он попытался посетить уфимский «Ретро-клуб», но его не пустила охрана на входе.
При этом направившему жалобу 58-летнему Пилиляну отказали по другой причине. Двумя неделями ранее он стал участником конфликта в клубе. Именно поэтому администрация отказалась его пускать, а не из-за национальной принадлежности, рассказывает «Осторожно, новости».
Представитель клуба отметила, что заведение может отказаться пускать любого человека, который будет вести себя неадекватно, вне зависимости от нации.