Хочу спать за рулем что делать
Не спать! 7 способов побороть сонливость за рулем
Около четверти всех аварий на дороге происходит по вине заснувшего водителя. Даже у хорошо отдохнувшего человека скорость реакции снижается в два раза через 4 часа непрерывной езды. 103.by расскажет, как понять, что появился риск засыпания за рулем, и какие меры предпринять, чтобы это не привело к трагедии.
Человек в процессе езды часто не замечает, что у него снизился уровень концентрации. Многие предупреждающие звоночки игнорируются, и тогда как следствие — «внезапное» отключение водителя за рулем.
Появление следующих признаков понижения концентрации внимания должны вас насторожить:
Также необходимо учитывать, что у уставшего водителя может наблюдаться так называемый микросон (отключение внимания на 10-20 секунд при открытых глазах). Поэтому бороться с сонливостью нужно уже при ее первых признаках.
Дальнобойщики делятся секретом, что не заснуть за рулем им помогают перекусы. Именно перекусы, а не плотные ужины, после которых еще больше клонит в сон. Для этого в дороге подойдет пища, которую можно достаточно долго жевать или рассасывать, при этом еда должна обладать выраженным вкусом (цитрусовые, кислое яблоко, орехи, сухофрукты, горький шоколад). Как показывает практика, эффективнее всего с сонливостью борется долька лимона, подложенная под язык.
Многие водители совершают распространенную ошибку — берут с собой в дорогу различные напитки на основе кофеина, чтобы суметь вовремя взбодриться. Но действие такого питья весьма краткосрочное (всего 1 час), а негативные последствия в виде учащенного сердцебиения и расфокусировки внимания длительные. Более того, на сильно уставшего человека ни один кофеинсодержащий напиток в должной мере подействовать не сможет.
Так что пить за рулем кофе, чай и энергетики абсолютно бессмысленно. В отличие от минеральной воды, воды со льдом и лимоном, цитрусовых соков, неспиртовых настоек женьшеня, эхинацеи и элеутерококка.
Один из способов, которые часто рекомендуют дальнобойщики, — использовать против сна резкие запахи. Конечно, можно просто купить ароматизатор, но, как показывает практика, к их запаху водитель быстро привыкает и уже максимум через 2 часа практически на него не реагирует.
Хорошей альтернативой могут стать натуральные эфирные масла. Пары капель на бумажной салфетке вполне хватит, чтобы эффективно отогнать сон на 1-1,5 часа. После этого можно использовать другое масло. К тонизирующим ароматам относятся все цитрусовые, эвкалипт, сосна, ель, корица, кардамон, гвоздика и тимьян.
Пассажир — пожалуй, лучший способ не дать водителю заснуть за рулем. Общение идеально помогает избавляться от сонливости, к тому же попутчик сможет контролировать состояние автомобилиста, следить за глазами и реакциями и вовремя растормошить его. Если за рулем придется провести четыре и более часов, лучше не только разговаривать, но и играть в логические игры. Даже простая игра в слова поможет мозгу работать в нужном режиме.
При этом пассажиры могут представлять и опасность для водителя. Происходит это в том случае, если они засыпают в машине. Поэтому сонных попутчиков лучше пересаживать на заднее сидение.
Совет №5: Двигайтесь
Заставить мозг проснуться помогает физическая активность. Поэтому если водитель чувствует, что постепенно проваливается в дрему, можно интенсивно подвигать плечами, сделать несколько наклонов головы. А лучше всего остановиться, выйти из машины и пару раз интенсивно присесть, наклониться, произвести несколько резких вдохов-выдохов. Такая зарядка займет всего 2-5 минут, а бодрости хватит еще на несколько часов дороги.
Кроме этого, во время остановки можно выполнить зарядку для глаз, даже не выходя из машины: последовательно переводить и фиксировать взгляд на руле, дальней точке дороги, в зеркале заднего вида, в боковом зеркале, на встречной полосе и так далее. И после того как глаза отдохнули, продолжать движение.
Очень хорошо для длительных поездок составлять свой плейлист, в котором не будет медленных и расслабляющих песен. Важно подбирать композиции со знакомыми текстами, ведь многим водителям помогает избавиться от сна пение.
Во время пения легкие начинают работать интенсивнее, а значит, кровь лучше насыщается кислородом, и это тоже оказывает бодрящее действие на организм. Если есть возможность, нужно на короткое время открывать в машине окно: свежий воздух усилит эффект.
Вдобавок вспоминать текст песни — работа для мозга, а пока он занят, засыпания не произойдет.
Если все средства борьбы со сном не помогают дольше, чем на 30 минут, это значит, что организм уже предельно изможден. Продолжать езду в таком состоянии крайне опасно: что бы ни делал водитель, его мозг в ближайшее время все равно отключится. Даже если микросон займет 5-10 секунд, этого хватит для трагических последствий.
Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, — остановиться у обочины и дать себе поспать хотя бы 15 минут.
Почему в автомобиле клонит в сон и что с этим делать?
Все знакомы с этим явлением: вы садитесь в машину в абсолютно бодром состоянии, но через несколько километров вас начинает клонить сон, причем независимо от того, являетесь ли вы пассажиром или водителям.
Вас начинает клонить в сон, зрение размывается, мышцы расслабляются, веки тяжелеют, а сильное желание опустить голову и прикорнуть на минутку овладевает вами. Это знакомое и опасное явление. Кстати, этим пользуются некоторые родители: если маленькие дети никак не хотят засыпать, их берут в поездку на машине вокруг жилого квартала.
Усталость во время езды в автомобиле зависит от продолжительности и качества сна, который был накануне. Кроме того, алкоголь, наркотики и некоторые медикаменты с седативным эффектом тоже могут влиять на состояние человека и замедлить реакцию мозга на внешние раздражители.
В 2019 году в Израиле произошло 12 670 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 355 человек. Основные причины – водитель не остановился, чтобы пропустить пешеходов; игнорирование дорожных знаков и сигналов светофора; превышение скорости; обгон и повороты в неустановленном месте; алкоголь и наркотики, а также – усталость, когда водитель засыпал за рулем.
По данным американского Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), в 2013 году вождение в состоянии усталости вызвало около 72 тысяч дорожно-транспортных происшествий: 44 тысячи раненых и 800 погибших. Каждый 25-й водитель признавался, что засыпал за рулем от усталости. Вероятно, реальная статистика гораздо выше, потому что водители не всегда сообщают об усталости из-за различных проблем, к которым это может привести. Например, со страховыми компаниями, которые на этом основании могут отказаться от возмещения ущерба.
Иногда может возникнуть чувство сонливости во время путешествия в автомобиле, даже если вы хорошо выспались и не принимаете седативные препараты или алкоголь. По этому вопросу нет фундаментальных исследований, но это явление, по-видимому, связано с вибрацией автомобиля во время вождения. Одно из таких исследований было опубликовано в 2018 году. Группа ученых из Университета RMIT в Австралии создала автомобильное сиденье, опирающееся на гидравлический рычаг, который передает на сиденье вибрации различной частоты.
Группе добровольцев, которые вызвались участвовать в эксперименте, предложили пройти тест на скорость реакции на зрительные раздражения. Исследователи замеряли во время эксперимента их частоту сердцебиения и активность головного мозга (посредством электроэнцефалограммы). Они хотели определить влияние вибрации на бодрость водителя с физиологической точки зрения. Ученые обнаружили, что вибрация с частотой около 4 Гц вызывала увеличение показателей усталости по сравнению с контрольной группой, члены которой выполняли те же задачи без вибрации.
Низкочастотная вибрация влияет на парасимпатическую нервную систему, которая является частью вегетативной нервной системы, отвечающей за расслабление и сон. Австралийская группа исследователей не стала вдаваться в подробности биологического механизма, лежащего в основе этих результатов. Но оказалось, как это ни парадоксально, что уже через четверть часа появляются признаки, указывающие на активацию симпатической нервной системы, являющейся другой автономной частью нервной системы, которая включается в случае опасности, или когда требуется бдительность.
Этот вывод согласуется с предыдущим исследованием, проведенным учеными из Тель-Авивского университета и врачами из больницы «Шаарей цедек» в Иерусалиме, которое показало, что симпатическая система активировалась у водителей непосредственно перед аварией, если они засыпали за рулем. По-видимому, причиной был стресс, возникший из-за попыток заставить себя не заснуть за рулем.
Возможным физиологическим механизмом утомления из-за вибрации может быть вестибулярный аппарат в ушах. Эта система предоставляет мозгу информацию о движении тела и его местоположении в пространстве посредством сенсоров, которые собирают данные о движениях головы и тела, стоим мы или сидим, и многое другое.
Эта информация активирует различные рефлексы, благодаря которым организм поддерживает равновесие при движении и не допускает падения. Вибрации могут активировать эту систему таким образом, что это влияет на состояние бодрости.
Из-за отсутствия информации о причине этого явления также не существует ультимативного решения для его устранения. Самое главное — не водить автомобиль усталым, под воздействием алкоголя или после приема лекарств, которые имеют седативный эффект. Кофе и «энергетические напитки» могут помочь, но их влияние ограниченно. Сменный водитель — это идеальное решение. Короткий сон перед тем, как сесть за руль, может быть очень эффективным. Поэтому очень рекомендуется, если вы чувствуете усталость за рулем, остановиться в безопасном месте в стороне от дороги, чтобы отдохнуть и немного поспать.
Анер Оттоленги, «ХаАрец» Ц.З. Gregory Bull/AP Photo ˜
7 советов как не заснуть за рулем
Сонный водитель не менее опасен, чем выпивший — примерно четверть всех аварий происходит именно из-за засыпания за рулем. Причем человек часто может и не ощущать, что концентрация внимания у него сильно понизилась. Монотонная дорога, темное время суток и многочасовая езда утомляют постепенно, и переход ко сну водителем просто не фиксируется. По опыту автолюбителей, даже у хорошо отдохнувшего человека скорость реакции снижается в два раза уже через 4 часа непрерывной езды. Мы расскажем, как вовремя распознать опасность и какие меры предпринять, чтобы случайное засыпание не привело к трагедии.
Признаки засыпания за рулем
Водителям, отправляющимся в долгую дорогу, нужно четко знать признаки понижения концентрации внимания. Срочно предпринимать меры следует в том случае, если человек замечает за собой:
Нужно также учитывать, что у очень уставших водителей иногда наблюдается так называемый микросон — отключение внимания и реакции на 10-30 секунд при отрытых глазах. Поэтому бороться с сонливостью нужно уже при первых признаках.
Совет 1: питание
Дальнобойщики часто рекомендуют в дороге что-то жевать. Важно, что речь идет о легких перекусах, а вовсе не о плотном ужине, после которого, наоборот, еще больше клонит в сон. Для питания в дороге подойдут продукты с выраженным вкусом, которые можно достаточно долго жевать или рассасывать:
Если дорога предстоит дальняя, а полноценного отдыха не предвидится, лучше отказаться от мясных блюд и больших порций. В крайнем случае в придорожном кафе можно заказать тарелку салата или легкого супа.
Совет 2: питье
Очень часто для того чтобы взбодриться, люди берут в дорогу различные энергетики. Действительно, кофеин, который есть в их составе, способен на некоторое время избавить человека от сна. Но действие его не продержится более 1-2 часов, а пить больше одной банки в сутки просто опасно для здоровья. Кроме этого, на сильно уставшего человека они вообще не подействуют. Если водитель засыпает за рулем и проехал уже более 6 часов, кофеин скажется на нервной системе достаточно своеобразно — человек будет просто перевозбужден, а это еще больше понизит концентрацию внимания и скорость реакции. Поэтому в дороге не рекомендуется пить не только энергетики, но также чай и кофе.
Водителям подойдут такие напитки:
Совет 3: пение и музыка
Очень хорошо для длительных поездок составлять свой плейлист, в котором не будет медленных и расслабляющих песен. Важно подбирать композиции со знакомыми текстами, ведь многим водителям помогает избавиться от сна пение. Причин эффективности такого способа несколько:
Совет 4: попутчик
Пассажир, пожалуй — самый лучший способ не дать водителю заснуть за рулем. Общение идеально помогает избавляться от сонливости, к тому же попутчик сможет контролировать состояние автомобилиста, следить за глазами и реакциями и вовремя растормошить его. Если за рулем придется провести 4 и более часов, лучше не только разговаривать, но и играть в логические игры. Даже простая игра в слова поможет мозгу работать в нужном режиме.
При этом пассажиры могут представлять и опасность для водителя. Происходит это в том случае, если они засыпают в машине. Поэтому сонных попутчиков лучше пересаживать на заднее сидение, а самим пассажирам все же стараться не отключаться и поддерживать того, кто за рулем. Также не стоит отвлекать водителя разговорами или чрезмерным шумом в первые часы дороги — это, наоборот, быстрее его утомит.
Совет 5: запахи
Один из способов, которые часто рекомендуют дальнобойщики — использовать против сна резкие запахи. Конечно, можно просто купить ароматизатор, но, как показывает практика, к их запаху водитель быстро привыкает и уже максимум через 2 часа практически на него не реагирует. Хорошей альтернативой могут стать натуральные эфирные масла. Пары капель на бумажной салфетке вполне хватит, чтобы эффективно отогнать сон на 1-1,5 часа. После этого можно использовать другое масло. К тонизирующим ароматам относятся:
Кроме этого, в салоне машины можно использовать и обычный апельсин или лимон — фрукт нужно порезать дольками и разложить в салоне. В самых крайних случаях водители нюхают нашатырный спирт, но применять его постоянно не рекомендуется.
Совет 6: движение
Заставить мозг проснуться помогает физическая активность. Поэтому если водитель чувствует, что постепенно проваливается в дрему, можно интенсивно подвигать плечами, сделать несколько наклонов головы. А лучше всего остановиться, выйти из машины и пару раз интенсивно присесть, наклониться, произвести несколько резких вдохов-выдохов. Такая зарядка займет всего 2-5 минут, а бодрости хватит еще на несколько часов дороги.
Кроме этого, во время остановки можно выполнить зарядку для глаз, даже не выходя из машины, — последовательно переводить и фиксировать взгляд на руле, дальней точке дороги, в зеркале заднего вида, в боковом зеркале, на встречной полосе и так далее. И после того как глаза отдохнули, продолжать движение.
Совет 7: остановки и сон
Водителю всегда нужно адекватно оценивать свои возможности. Большие расстояния лучше разбивать на несколько дней и делать полноценную остановку с ночевкой. Если же маршрут планируется проехать за день, то нужно помнить о режиме — каждые 2-4 часа обязательно делать остановки. В это время лучше выйти из машины, подвигаться, выпить воды, подышать свежим воздухом.
Если все средства борьбы со сном не помогают дольше, чем на 30 минут, это значит, что организм уже предельно изможден. Продолжать езду в таком состоянии крайне опасно: что бы ни делал водитель, его мозг в ближайшее время все равно отключится. Даже если микросон займет 5-10 секунд, этого хватит для трагических последствий.
Лучшее, что можно сделать в такой ситуации — остановиться у обочины и дать себе поспать хотя бы 15 минут. Это, конечно, не заменит полноценного отдыха, но даст возможность продержаться до места с подходящим ночлегом.
Пять секретов, что делать, чтобы не уснуть за рулем?
Пять секретов, что делать, чтобы не уснуть за рулем?
Добрый день. Как вы уже догадались в сегодняшней статье мы будем рассуждать на тему, что делать чтобы не уснуть за рулем, и не попасть вот в такое ДТП:
Как понять, что вы засыпаете?
Когда едешь в машине один, очень сложно понять что ты засыпаешь. Первые симптомы начала засыпания — момент, когда начинаешь замечать свои моргания. В обычной жизни человек моргает раз в 10-15 секунд и не замечает этого.
Если вы поняли что замечаете моргания, попробуйте умножить 15 на 5 в голове, обычно данная математическая операция не вызывает сложности, но при крайней усталости умножить даже однозначные числа бывает затруднительно.
Иногда усталость (засыпание), проявляется в виде галлюцинаций. Например, после 12 часов за рулем, я наблюдал перебегающие через дорогу столбики ограждения, в еще одном случае я видел, что за место леса еду по темному городу, то есть дома высокие, в домах окна, а в них нет света. Занятно выходишь из машины, а за место домов лес, соответственно после этого я останавливался спать….
Как пассажиру понять, что засыпает водитель?
Чтобы понимать состояние водителя важно вести с ним постоянный диалог. Я сам, будучи водителем, замечал, что пассажиры часто задают вопрос: «Ты как?», обычно водитель отвечает: «нормально» и едет дальше. Проблема в том, что чтобы ответить «нормально», думать не надо, этот ответ дается автоматически.
Если вы хотите контролировать состояние водителя, спрашиваете о чем-то более осмысленном, например: «где мы едем?», «сколько километров осталось до места назначения?» или «что подарить общему другу на день рождения?».
Дело в том, что мозг отключается постепенно, генерировать ответ «нормально» на вопрос «ты как?» можно до крайней степени утомления, и, соответственно, простые вопросы не контролируют состояние водителя.
Согласитесь если вы будете спрашивать водителя чём-то сложном, и поймете что он отвечает ерунду вы сразу определите что водитель засыпает.
Пять секретов как не уснуть за рулем.
Секрет первый – сон.
Как бы это странно не звучало, чтобы не уснуть, надо лечь и поспать. Несомненно, это очень комично, но это на самом деле это так. Если в 20-30 лет человек ложится и спит несколько часов, то с возрастом появляется способность поспать час-другой и выспаться. Согласитесь, что лучше остановиться и поспать, чем уснуть во время движения и закончить жизнь в отбойнике.
Секрет второй — собеседник.
Собеседник в долгой дороге, важная составляющая безопасности движения. Дело в том, что мозг при засыпании выключается постепенно, мы сначала мы чаще моргаем, потом перестает думать, потом просто перестаём контролировать ситуацию, а автомобиль едет сам по себе пока не врежется в ближайшее препятствие. Пока вы осмысленно разговариваете, вы не уснете!
Секрет третий — холод
Дело в том, что в тепле спать гораздо приятнее. Я думаю, каждый из вас слышал выражения: «на солнышке разморило», «в тепле разморило» и тому подобные, холод хороший стимул не засыпать, притом кондиционер не дает такого эффекта как открытое окно. По сути, открытое окно, это отсрочка, и применять этот метод стоит осторожно, и только в том случае если вам осталось ехать реально несколько километров.
Секрет четвертый — зарядка.
Иногда имеет смысл остановиться на обочине и пробежать 50-100 метров, несколько раз присесть, несколько раз нагнулся, это может выиграть 10 или 15 км пути, но по сути это отсрочка и применять этот метод стоит осторожно и только в том случае если вам осталось ехать реально несколько километров. Вот пример разминающегося в долгой дороге водителя маршрутки:
Секрет пятый — умывание.
Многие водители возят с собой 5 — 10 литровую канистру воды, можно умыть лицо протирать глаза намочить волосы, надолго умывание не сработает, но 10 возможно 15 км у вас будет, умыться иметт смысл не более двух раз.
Неработающие методы.
Громкая музыка.
Бытует мнение, что слушая громкую музыку уснуть невозможно, уверяю вас это не так. Лично я уснул, не доехав 5 км до города Натальинск, где я должен был встать на отдых.
Это был единственный раз когда я уснул за рулем и сделал я это под песню Bon Jovi – «It’s My Life» при почти полной громкости на магнитоле. Что занятно, я видел, что машина едет не туда, но сделать с этим я ничего не мог, я не понимал ситуацию….
Кофе и сигареты.
Как человек ранее куривший, я утверждаю что сигареты не бодрят когда находишься в крайней степени усталости, после того как покурил сигарету расфокусируется взгляд и теряешь на какое-то время ориентацию в пространстве.
Касательная кофе — да на какое-то время глаза открываются шире, но по факту, кофеин мало помогает при крайней усталости, мозг работать не начинает, ему нужен сон.
Энергетики.
Я понимаю, что у каждого организм индивидуален, но лично мне эти кофеиновые напитки никогда не помогали, да желание спать проходит, но мозг работать так и не начинает состояние похоже на общую заторможенность при внешней бодрости.
Как быть, если часто приходится ездить одному на большие расстояния?
Самая главная рекомендация – соблюдать режим труда и отдыха, для дальнобойщиков установлено ограничение (400 км в сутки), для легковой машины это мало, но моя практика показала, что больше 800-1200 км, даже для опытного водителя, это предел (планка индивидуальна и зависит от времени года, навыков и привычек водителя). Для начинающего водителя не стоит проезжать более 500 км за сутки….
Немного увеличить безопасность при продолжительной езде позволяет вот такой будильник:
При отклонении головы от вертикального положения, он издает противный звук.
Стоит эта штука 100-150 рублей ( купить можно на алиэкспресс ), и возможно именно она не даст вам уснуть за рулем.
Я надеюсь, что статья ответила на вопрос что делать, чтобы не спать за рулем. Если у вас есть свои секреты и хитрости расскажите о них в комментариях.
В пути захотелось спать – гоним сон с помощью правильной остановки. Как это – «правильной»?
Повод для написания этого материала довольно грустный: с начала сезона отпусков уже второй мой товарищ попал с трассы прямиком в больницу с компрессионным переломом позвоночника. Оба оказались там по простой причине – перевернулись на крышу после того, как уснули за рулём. Однако никаких советов о борьбе со сном сегодня не будет: у меня по этому поводу есть определённое мнение, которое изложу чуть ниже. А поговорим о совсем другой вещи: как правильно останавливаться на трассе.
Один из этих двух товарищей как-то спрашивал меня: как ты можешь проезжать по полторы-две тысячи километров за один присест и не засыпать? Мол, поделись секретом. Я ответил, что никакого секрета тут нет, есть одна только дурь. Иногда, правда, есть крайняя необходимость, но чаще – просто дурь. И никаких советов на тему «Как не уснуть за рулём» я никогда давать не буду. Я не знаю ни одного человека, который смог бы победить сон. Можно грызть семечки, пить лимонный сок с кофе или орать во всё горло песни, но сон в итоге всё равно победит. Поэтому если тянет в сон, нужно останавливаться у ближайшего мотеля и спать. В крайнем случае можно поспать и в машине – это всё равно лучше, чем ехать с закрывающимися глазами. И ни в коем случае нельзя доверять своему организму, который вроде бы сам по себе не отключается, и «я всегда пойму, что сейчас усну, поэтому за рулём не усну никогда». Все, кто засыпал за рулём, думал точно так же. Борьба со сном – самое бесполезное занятие на свете. Каким бы сильным борец не был, сон всё равно победит. Так что сутки за рулём без сна – это очень опасно и довольно глупо.
Другое дело, что иногда путь не слишком далёк, но в сон всё равно потянуло. Такое часто происходит при двух обстоятельствах: если долго ехать за другой машиной или лететь по платной трассе с минимальным трафиком и крайне унылой однообразной картиной за стеклом. Вот такое сонливое состояние прогнать не только можно, но и нужно. И сделать это несложно – достаточно сделать правильную остановку. Именно правильную! Начать нужно с поиска места.
Место встречи
Ясно, что останавливаться можно только в разрешённых ПДД местах, поэтому ни о какой остановке на автомагистрали речи быть не может. Но даже среди тех мест, где теоретически остановиться можно, всегда есть выбор удачных и неудачных позиций. Поэтому как только начинает тянуть в сон, начинаем выбирать место для остановки.
На хороших трассах нет ничего лучше организованного места отдыха. Это, конечно, вариант идеальный, но не всегда достижимый. Поэтому постараемся найти ещё какое-то приемлемое место.
Вставать на обочине – это не лучшая идея. Гораздо безопаснее будет искать какую-то второстепенную дорогу, на которую можно свернуть со своей полосы. И уже на этом этапе начинается первая попытка победить сонливость: концентрация внимания при поиске поворота на второстепенную дорогу (или «отворотку», как говорят некоторые водители) требуется заметно выше, чем при движении по своей дороге. Поэтому волей-неволей уже начинаешь просыпаться.
После того, как дорога найдена, сворачиваем на неё и встаём на обочине. Чем дальше от проезжей части – тем лучше. Выходим из машины и приступаем к решительным действиям, которые помогут одолеть не только сон, но и предстоящий путь до финиша.
Сели-встали
Начнём с того, что отойдём от него немного в сторону, присядем и посмотрим под машину. Ничего нигде не капает? Прекрасно. Но лучше присесть ещё пару раз: приседание полезно само по себе, а внимательность при осмотре на предмет каких-нибудь подтеканий ещё полезнее. Кстати, не удивляйтесь, если что-то всё же будет капать: обычно на летней трассе с дренажа кондиционера подтекает водичка – обычный конденсат. Это нормально.
Второе упражнение – ходьба с наклонами. Настоящие водители помнят, как это делать: надо ходить вокруг машины и трогать диски колёс. Можно, конечно, не наклоняться, а ещё раз поприседать, не суть важно. Важно щупать диски. Тут проверяем несколько вещей – тормозные механизмы и ступичные подшипники. Если что-то неисправно, диск будет горячим. Небольшое замечание: тёплым он имеет право быть, горячим – нет. Если все диски одинаково тёплые, то всё хорошо. Если один из них горячее, нужно будет разбираться, что идёт не так. Скорее всего, подклинивает суппорт, а на трассе по нагреву эту неисправность обнаружить проще всего.
Заодно можно попинать колёса. Говорят, это нужно делать, чтобы отлепить… ой, чтобы проверить давление в шинах. Ну, давление так проверить, конечно, не получится, но если какая-то шина спустила уже сильно, заметить можно. Но главное, опять же, это физическая активность. Заодно можно посмотреть, на месте ли все шпильки или гайки колёс.
На этом внешний осмотр можно закончить. Открываем капот и смотрим, как дела под ним.
Чисто, сухо и не пахнет
Сразу после открытия капота нужно принюхаться к воздуху: нет ли запаха гари или масла? Если нет, можно приступать к осмотру.
Долго тут разглядывать нечего, но кое-что проверить нужно обязательно. Во-первых, уровень охлаждающей жидкости (антифриза). Конечно, открывать бачок не надо (можно здорово обжечься), и нет необходимости проверять уровень антифриза по меткам. Его нужно проверять на холодном моторе, поэтому достаточно убедиться, что антифриз в бачке есть. Если даже он ниже минимального уровня, паниковать не надо. Скорее всего, после остывания мотора антифриз вернётся на своё место. Насторожить должен только пустой бачок.
А вот уровень масла нужно проверить тщательно. Даже исправные моторы во время «прохвата» по трассе могут немного подъедать масло. Криминального в этом ничего нет (хотя, конечно, намного спокойнее, если мотор не ест масло совсем), но допускать падение уровня масла ниже отметки min на щупе ни в коем случае нельзя. Особенно если есть плохая привычка ездить по трассе на высшей передаче и на минимальных оборотах мотора для экономии топлива. В таком режиме маслонасос сам по себе может работать не в полную силу, и если уровень масла низкий, можно запороть вкладыши коленвала. Так что уровень должен быть в норме.
Как его проверять, рассказывать не буду, но две вещи напомню. Первое – это необходимость дать маслу время, чтобы стечь в картер. Поэтому проверку уровня масла можно начинать только минут хотя бы через десять после остановки (после осмотра колёс и всего остального, о чём говорили выше). Второе – это горизонтальность площадки, на которой стоит машина. По-хорошему, уровень масла всегда надо проверять именно на строго горизонтальной площадке, поэтому нужно убедиться, что машина стоит ровно. Некоторые моторы очень критически относятся даже к небольшим наклонам, и это надо учитывать.
Пока капот открыт, можно долить «омывайку». После чего его можно закрыть и завершить осмотр проверкой ближнего света или дневных ходовых огней.
Понятно, что ничего крайне важного (кроме, пожалуй, уровня масла) в этой проверке на остановке нет. Но если закинуть в бардачок небольшой чек-лист (подтёки снизу, диски колёс, гайки/шпильки колёс, посторонние запахи под капотом, антифриз, масло, «омывайка») и методично на остановке пробежаться по списку, сонливость уйдёт точно. Ну и за машину будет спокойнее, что тоже приятно и полезно.
И ещё немного
Во время всех этих проверок нужно попытаться сосредоточиться именно на них, а не на чём-то, о чём думали за рулём. Смена объекта внимания на остановке важна не менее, чем физическая активность. Желательно подходить к этому вопросу тщательно. Я, например, растягиваю удовольствие, натягивая перчатки, в которых удобнее хвататься за колёсные диски или масляный щуп. А после проведения осмотра будет нелишним помыть руки и умыться. После этого практически всегда приходит состояние приятной бодрости.
Однако надо заметить, что если приступы сонливости повторяются часто, всё-таки придётся остановиться на сон. Даже двадцать минут сна непосредственно на водительском кресле значительно снизят шансы вырубиться прямо на дороге – они перебьют такой затягивающий сон.
К сожалению, остановки бывают и вынужденным. Это тема для другого разговора, но если мы уж говорим про остановки, на всякий случай напомню: вынужденная остановка на дороге – это очень и очень опасно. Если во время движения почувствовали, что с машиной происходит что-то не то (появился непонятный звук, изменилась тяга мотора, изменилась управляемость, загорелся «чек»), нужно сразу же перестроиться правее, ближе к обочине. В этом случае, даже если машина заглохнет, всегда можно успеть перестроиться на обочину. И даже на обочине лучше будет высадить из машины пассажиров и отвести их подальше от дороги. Ну а саму машину нужно обозначить аварийкой и знаком аварийной остановки. В тёмное время суток – и габаритными огнями. Если нужна помощь, смело вешайте на боковое зеркало светоотражающий жилет: последнее время эта просьба о помощи часто не остаётся незамеченной. Кто-нибудь обязательно поможет.
А закончу повторением сказанного: хочется спать – спите. Остановка с осмотром машины поможет один-два раза, и если за это время доехать до финиша не получилось, лучше не рисковать ни своей жизнью, ни жизнями пассажиров и соседей по потоку.