Хочу стать автомехаником с чего начать
Профессия автомеханик: плюсы и минусы, зарплата и требуемый уровень образования в России
Количество автомобилей в нашей стране неуклонно растет, а значит, специалисты по их обслуживанию становятся все более востребованными. И это вовсе не перспектива завтрашнего дня, а нынешняя реальность.
В поиске автомехаников уже сегодня заинтересованы более 18 тысяч работодателей, о чем свидетельствуют вакансии на специализированных интернет-порталах. Найти работу специалисту с опытом не составит труда ни в одном городе России. А если опыта нет, новичка-автослесаря с удовольствием примут на стажировку в автомастерскую или СТО, где он сможет получить необходимые навыки в течение трех-шести месяцев.
В чем же основные особенности профессии автомеханика в России сегодня? Каковы плюсы и минусы специальности? Какой уровень образования автомеханика приветствуется работодателями? И на какой заработок стоит рассчитывать на старте карьеры и в последующие годы? Отвечаем на эти вопросы в обзоре ФАН.
Чем занимается автомеханик
Специалист этого профиля занимается ремонтом и обслуживанием автомобилей.
В его обязанности входят:
Теоретически автослесарь-универсал может работать с любыми автомобилями: легковыми, грузовыми, автобусами, а также выполнять ремонт любых систем и узлов транспортных средств отечественного и зарубежного производства. Однако на практике такая универсальность почти недостижима. Часто попытки специалиста объять необъятное завершаются его поверхностными знаниями, поэтому обычно автослесари выбирают собственное направление работы и совершенствуются в нем, что улучшает качество предоставляемых услуг, увеличивает их ценность для клиента и стоимость.
Традиционно существует разделение автомехаников по специализациям:
Специалисты-универсалы, как правило, выполняют широкий комплекс работ, включающий:
На одной СТО всегда трудятся специалисты разных профилей, в том числе универсалы и узкопрофильные мастера. Автожестянщик может выполнять все работы по кузову, включая восстановление его геометрии и окрашивание, однако он никогда не займется восстановлением двигателя или трансмиссии. В то же время мастер-универсал не возьмет на себя ответственность по окрашиванию кузова, так как стоимость краски высока, а для ее подбора и нанесения важны опыт и квалификация.
Минусы и плюсы профессии
У этой специальности много плюсов. В первую очередь — востребованность. Пока люди пользуются автомобилями, без работы автослесарь с навыками и желанием трудиться точно не останется.
Есть и другие преимущества профессии.
Низкий образовательный порог входа в профессию. Чтобы начать работать, не обязательно получать высшее образование. Достаточно средне-специального. Для многих владельцев СТО куда большее значение имеют опыт сотрудника и его квалификационные навыки. В этой профессии действует правило: чем больше умеет и дольше трудится, тем ценнее и дороже специалист.
Возможность развития в выбранном направлении. Колористы или специалисты по кузовному ремонту, способные восстановить идеальную геометрию кузова после повреждения, высоко ценятся на рынке. При этом сам специалист может выбрать одно из направлений обслуживания авто и совершенствоваться только в нем, повышая собственную стоимость для работодателя и клиента.
Возможность работать на себя. Не обязательно трудиться в штате СТО или автомастерской. Можно оказывать услуги клиентам даже в собственном гараже, хотя перспектив карьерного роста и развития в крупной компании больше.
Возможность совмещения официальной работы и подработки. В выходные дни или в свободное время можно брать дополнительные заказы. К хорошему специалисту всегда выстраивается очередь из желающих привести авто в порядок.
Но нужно учитывать и минусы. Работа автомеханика требует физической силы и выносливости. Часто трудиться на ногах приходится весь день. Важно понимать, что эта работа грязная, так как сопряжена с обслуживанием механизмов и систем. Условия труда в автослесарных цехах далеки от комфортных, а график может оказаться ненормированным, если речь идет о выполнении срочного заказа.
Факт. Согласно опросу, 90% автомехаников удовлетворены своей работой и уровнем заработной платы. А вот перспективы карьерного роста, безопасность труда и баланс между жизнью и работой положительными считают не более половины специалистов этого профиля.
Сколько зарабатывает автомеханик
Заработная плата зависит от опыта и квалификации специалиста. Новичку не стоит рассчитывать на оклад выше 25-30 тысяч рублей. В первые три-шесть месяцев на первом месте работы он фактически будет продолжать учиться в должности помощника автослесаря. Через полгода уровень оплаты труда может стать выше.
В небольших городах опытные специалисты зарабатывают 50-60 тысяч рублей в месяц. Сколько получает автомеханик в больших населенных пунктах, зависит от места его трудоустройства. Оклады в крупных СТО и технических центрах могут стартовать от 70 тысяч рублей и доходить до 200 тысяч рублей.
Факт. Специалисты узкого профиля, востребованные на рынке, сами определяют собственную загрузку. Они могут формировать запись с учетом желаемой плотности выполнения заказов. Клиенты, как правило, готовы ждать своего мастера до нескольких недель.
Сколько учиться на автомеханика
Интересно, что в эту профессию можно прийти и вовсе без профильного образования. На базе технических центров в крупных городах часто проводят курсы продолжительностью до двух месяцев, где обучают азам профессии с нуля.
Конечно, окончив такие курсы, специалист получает минимум знаний и практических навыков. Но при наличии технического среднего образования такое экспресс-обучение вполне может помочь найти работу.
Однако рассчитывать на подобные курсы вовсе без образования не стоит. Куда больше шансов положить успешный старт карьере позволит обучение в колледже. Автомехаников обучают в рамках специальности «Техника и технологии наземного транспорта».
Продолжительность обучения в колледже на автомеханика после девятого класса составляет четыре года. После 11 класса можно окончить учебное заведение за 2,5 года.
Где учиться на автомеханика
Выбирайте колледж технического направления в вашем регионе. Ориентирами станут термины «технологический», «технический», «автомобильно-дорожный» в названии учебного заведения. Для обучения могут предлагать специализации:
Обучение этим профессиям предлагают и вузы. Часто абитуриенты и их родители задают резонный вопрос, а зачем вообще получать высшее образование? Зачем учиться целых пять лет, если можно ограничиться средним, поступить на бюджет и тут же, буквально после окончания колледжа, найти работу? В некоторых случаях получение высшего образования оправдано.
Зачем автомеханику высшее образование
Раньше эта профессия представлялась исключительно технической: клиент пригнал машину, специалист выполнил работу и получил оплату. Однако сегодня крупные технические центры, в особенности официальные дилерские центры зарубежных автопроизводителей, позиционируют сервисное обслуживание в совершенно ином качестве.
Клиенту совсем не обязательно идти в грязный цех, наблюдать за работой автослесарей или спрашивать что-либо у мастера за работой. Клиент будет общаться со старшим мастером, который проконсультирует его по всем вопросам ремонта и обслуживания, поможет выбрать запчасти, запишет, даст совет.
Старший мастер должен иметь техническое образование и опыт работы с автомобилями, при этом его должностные обязанности меняются: он работает уже не с машинами, а с клиентами. Уровень зарплаты этого специалиста обычно выше, чем у людей, работающих в цеху. На эту должность с большей вероятностью возьмут сотрудника с высшим образованием, так как он, как правило, не только отлично владеет технической стороной вопроса, но и умеет разговаривать с клиентами.
Кроме того современные автосервисы, которые готовы платить достойную зарплату, предъявляют все большие требования к уровню образования своих сотрудников.
Мастер-универсал без опыта должен знать в теории:
На первый взгляд, для понимания нюансов технического устройства транспортного средства достаточно и среднего образования. Однако с точки зрения современного работодателя, наличие высшего образования определяет лучшую обучаемость специалиста, которому придется активно следить за обновлениями автомобилей от ведущих мировых брендов, пользоваться компьютерными программами и нередко руководствоваться инструкциями на английском языке.
В крупных автосервисах, где существуют хорошие возможности карьерного роста, предпочтение традиционно отдают кандидатам с высшим образованием по специальности или техническом профилем. Такие сотрудники имеют больше шансов со временем занять пост среди руководящего состава сервисного центра.
Где искать работу автомеханику
После окончания колледжа или вуза нужно обращаться:
Чем крупнее предприятие и больше штат сотрудников автослесарного подразделения, тем больше карьерных перспектив ожидает соискателя.
Совет. Устраиваясь на работу в сервис, который специализируется на ремонте иностранных авто, не стоит сообщать работодателю об опыте и навыках ремонта отечественной машины в гараже. Как правило, эти навыки воспринимаются как минус соискателя, так как, по мнению руководителей таких сервисов, переучить специалиста работать на ином качественном уровне всегда сложнее, чем научить работать с нуля.
Нередко крупные автосервисы принимают на стажировку студентов последних курсов технических вузов. И если такая возможность существует, будущему инженеру-механику стоит ею воспользоваться, так как после окончания учебного заведения он гарантированно будет трудоустроен. Хорошие перспективы найти достойную работу еще во время обучения есть в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге и других, где уровень работы автосервисов с именем всегда выше, чем в регионах.
Преимущества трудоустройства в официальном крупном дилерском центре:
Автомеханик-универсал обладает хорошими перспективами роста заработной платы и развития карьеры. Наличие высшего образования позволяет со временем претендовать на должность мастера цеха или мастера-приемщика. Мастер цеха — уже не специалист-практик, а управленец, в подчинении которого могут трудиться несколько механиков, маляров или бригад.
Карьерный рост колористов ограничен, однако работодатели высоко ценят специалистов этого профиля. Найти автослесаря всегда проще, чем хорошего колориста, что отражается на заработной плате опытного специалиста.
Автослесарь (автомеханик)
Автослесарь (автомеханик) – человек, который выполняет ремонт, техническое обслуживание легковых машин и коммерческого транспорта. Такая деятельность больше подходит для юношей, чем для прекрасных девушек, ведь во время выполнения ремонта приходится применять силу. Выбрав эту профессию, ты точно не будешь сидеть без дела, ведь статистика 2017 года показала, что в РФ насчитывается более 42 млн. автотранспортных средств. Их владельцы будут твоими клиентами. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Как стать автослесарем?
Если ты хочешь стать автослесарем, то обязательно должен пройти обучение, даже если уже умеешь ремонтировать автомобили. Во время посещения образовательного учреждения ты научишься:
Можно получить профильное образование, выбрав один из нижеперечисленных способов:
Автомеханик – это сборное название целой группы профессий: моторист, диагност, маляр, автоэлектрик, жестянщик (кузовщик), вулканизаторщик. Помни, что автомеханики с дипломом или сертификатом ценятся на рынке труда выше, чем самоучки.
Обучение на автослесаря
Если ты решил получить образование на курсах, то рассмотри следующие программы:
Освоить профессию автослесаря можно более чем в 260 отечественных колледжах, рассмотрим самые известные:
А вот вузов, занимающихся подготовкой кадров для ремонта и обслуживания транспорта, не так много:
Сколько зарабатывает автомеханик и где пройти курсы обучения?
Как показывает практика, на сегодняшний день автомобиль есть практически у каждой семьи. Но, как и любому механизму, машине нужен постоянный уход и техническое обслуживание — именно поэтому профессиональный механик сегодня на вес золота. В чем заключаются особенности этой профессии и где можно пройти обучение на автомеханика, расскажет эта статья.
Кто такой автомеханик: что нужно знать о профессии
Автомеханик – специалист, в обязанности которого входит ремонт, техническое обслуживание автомобиля и контроль над его техническим состоянием.
Сложно ли учиться?
Способов получить профессию автомеханика несколько, при этом заканчивать ВУЗ для получения статуса автомеханика вовсе не обязательно.
Самым быстрым вариантом является прохождение специализированных курсов. Занятия проводятся на коммерческой основе и длятся всего около двух-трех месяцев.
Для построения карьеры необходимо получить диплом инженера-механика. Для этого нужно окончить высшее учебное заведение по соответствующей специализации.
Плюсы и минусы профессии
Преимуществами профессии автомеханика являются:
К недостаткам работы автомехаником можно отнести:
Чем автомеханик отличается от автослесаря?
Вопреки распространенному мнению, автомеханик и автослесарь – не совсем одно и то же.
Основная разница заключается в том, что для получения статуса автослесаря достаточно лишь пройти девятимесячное обучение (на базе 11 классов) в профессионально-техническом училище, а для получения диплома автомеханика нужно полноценно отучиться в колледже или техникуме.
Таким образом, автомеханик – профессионал, который обладает углубленными знаниями о внутреннем устройстве автомобиля, разбирается в тонкостях работы двигателя и сложных узлов, а также понимает принципы взаимодействия элементов машинного механизма. В то же время автослесарь должен обладать знаниями в других областях, таких как устранение вмятин и покраска автомобиля.
Как правило, на небольших автосервисных предприятиях автомеханик является универсальным специалистом, и весь ремонт транспортных средств выполняет самостоятельно. Если же предприятие более крупное, то работа автослесаря контролируется автомехаником.
Обязанности и квалификационные требования
Основной задачей любого автомеханика является обеспечение безопасности эксплуатации транспортного средства за счет проведения регулярного осмотра и своевременного ремонта автомобиля.
В обязанности автомеханика входит:
Из-за специфики работы автомеханику необходимо:
Кроме того, стать хорошим автомехаником невозможно без:
Чем занимается автомеханик?
Перечень обязанностей автомеханика зависит от множества факторов, в том числе от его опыта и места работы. На небольших предприятиях автомеханик является специалистом широкого профиля, поэтому в его обязанности входит:
Однако на крупных станциях технического обслуживания у автомехаников более узкий круг обязанностей, который соответствует занимаемой должности (специализации):
Кроме того, в обязанности механика может входить:
Где можно работать
При наличии соответствующего образования и квалификационных навыков, автомеханик может рассчитывать на работу:
Кроме того, достаточный опыт работы позволяет автомеханику вести частную практику.
Сколько можно зарабатывать?
Как показывает практика, в большинстве случаев заработная плата автомехаников складывается из должностного оклада и оплаты отработанных смен. Большое значение имеет квалификация и опыт работы специалиста.
Труд автомехаников узкой специализации оплачивается несколько выше. К примеру, жестянщики и колористы получают от 50 тысяч рублей, автоэлектрики – от 35 тысяч, а мастера кузовного цеха – от 60 тысяч рублей в месяц. Кроме того, профессия автомеханика позволяет взять дополнительные смены и таким образом увеличить свой месячный заработок.
Как стать автомехаником?
Для работы автомехаником необходимо обладать:
Обучение на автомеханика: где учиться?
Какие навыки нужны
Получить профессию автомеханика можно в средне-специальном или высшем учебном заведении.
В процессе обучения будущий механик приобретает такие навыки, как:
Куда пойти учиться на автомеханика?
Обучение на автомеханика после 9 класса: куда пойти?
После девятого класса получить профессию автомеханика можно в профессионально-техническом училище. Как правило, выпускниками ПТУ становятся мастера узкой специализации – слесари по ремонту, рихтовщики кузовов, автоэлектрики и прочие.
Важно понимать, что полученная в профессиональном училище квалификация не обеспечит гарантий трудоустройства и стабильного заработка. Больше возможностей для будущей специальности можно получить, поступив после девятого класса в колледж или техникум. Отличием такого варианта от обучения в училище является стоимость образования. В колледжи и техникумы можно поступить как на бюджетной, так и на коммерческой основе – результат зависит от итогов вступительных экзаменов.
После окончания колледжа автомеханик может:
После 11 класса: куда пойти?
На базе одиннадцати классов стать автомехаником можно несколькими способами.
Специализированные курсы являются наиболее стремительным способом приобретения профессии – все обучение занимает от двух до трех месяцев. При этом для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов – достаточно лишь оплатить обучение. Однако трудоустроиться после такого обучения весьма сложно – многие компании отдают предпочтение специалистам с дипломами о высшем или хотя бы средне-специальном образовании.
При поступлении в высшее учебное заведение будущий специалист получает возможность с приобретением статуса «инженера-механика» не только гарантированно быть трудоустроенным, но и успешно построить собственную карьеру.
ВУЗы и колледжи
Приобрести профессию автомеханика можно в следующих учебных заведениях:
Обучение заочно и дистанционно
Самым оптимальным вариантом получения профессии автомеханика является обучение с одновременной работе на автосервисном предприятии. Заочное и дистанционное обучение позволяют получать новые знания без отрыва от работы.
При заочном обучении специалист, уже работающий на автопредприятии, может не только получать специфические знания, но и отрабатывать их на практике и улучшать, таким образом, свое мастерство. А чем выше профессионализм, тем выше оплата труда.
Дистанционное обучение удобно тем, что проходить его можно, не выходя из дома. При этом обучающийся может самостоятельно выбрать удобный график. Однако в таком случае обучение можно назвать односторонним, так как применять на практике полученные знания специалисту придется самостоятельно. Тем не менее, такой способ прохождения программы позволяет студенту получить знания по устройству транспортных средств, а также о способах диагностики и ремонта автомобилей.
Аттестация и получение удостоверения
Из-за специфики работы и высокого уровня ответственности, каждый механик должен регулярно проходить аттестацию. Как правило, аттестация проводится один раз в пять лет, однако случае сомнений в квалификации сотрудника предприятие вправе инициировать досрочное тестирование.
После успешной сдачи экзамена механик получает удостоверение, подтверждающее его профессиональную пригодность к занимаемой им должности.
Курсы повышения квалификации
Как показывает практика, для получения перспектив карьерного роста и получения более высокой заработной платы автомеханику необходимо постоянно совершенствовать свои знания.
Сделать это можно с помощью курсов повышения квалификации автомехаников.
Преимуществами таких программ обучения являются:
В связи с постоянным совершенствованием технологий, правильно диагностировать и отремонтировать совершенно новую машину неподготовленному механику крайне сложно. Именно поэтому курсы повышения квалификации рассчитаны на:
Курсы повышения квалификации необходимо проходить не реже одного раза в пять лет, так как именно с такой периодичностью механик должен проходить аттестацию и подтверждать собственную профессиональную пригодность.
В большинстве случаев возможен дистанционный способ прохождения курса, однако наиболее эффективным остается очное обучение. Также у многих курсантов есть возможность выбора «вечернего» обучения. Средняя продолжительность курсов – от нескольких дней до трех месяцев.
Стоимость обучения зависит от множества факторов, в том числе от продолжительности и программы курса. В среднем, программы повышения квалификации обходятся автомеханикам в несколько тысяч – от 4 до 15 тысяч рублей. Более обширные программы могут стоить и по 50 тысяч рублей, но в таком случае специалист получит более углубленные знания в какой-то конкретной области.
Пройти курсы повышения квалификации для механиков можно в следующих учреждениях:
Таким образом, профессия автомеханика требует не только обширного багажа знаний, но и постоянного его обновления и совершенствования профессиональных навыков – ведь чем выше квалификация специалиста, тем больше у него перспектив карьерного роста и выше заработная плата.
«Здесь много случайных людей»: как я пять лет работал в сервисе по ремонту автомобилей
И что узнал за это время
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
В 1999 году я поступал в техникум и выбирал одну из возможных будущих специальностей.
Выбор стоял между ремонтом радиоэлектроники и ремонтом автотранспорта. Моя мама очень хотела, чтобы я остановился на втором варианте: по ее мнению, авторемонтники всегда были в цене и при деньгах. Но в 15 лет мне больше нравилось паять проводки за столом, чем крутить гайки в яме, и потому после девятого класса я пошел учиться на радиотехника.
Нас учили разводке печатных плат, электротехнике, ремонту радиотехнической аппаратуры и телевизоров «Изумруд 3УСЦТ», которые я периодически видел на помойках, когда шел из техникума. Спустя 13 лет выяснилось, что я все же сделал правильный выбор, так как в сфере авторемонта профильное образование — это далеко не самый важный пункт. Я работал в автомастерских 5 лет, но, несмотря на любовь к делу, все же решил уйти.
Курс о больших делах
Как я полюбил ремонт автомобилей
Работать я начал еще в 13 лет — подметал улицу. С тех пор сменил много разных занятий, но по большей части это была работа руками. Я штукатурил, выпекал хлеб, крутил подвесные потолки, прибивал провода гвоздями к потолку и все такое. После техникума я работал электромонтажником на разных стройках, а потом меня призвали служить на 2 года.
В армии я научился массе всего интересного и полюбил писать письма. Это превратилось в увлечение, и после демобилизации я поступил на отделение журналистики филологического факультета, где заочно проучился 5 лет. Однако журналиста из меня, к большому счастью, не вышло. Не мое. Хотя писать я не перестал.
В конце нулевых у меня появились водительские права и первая машина, которая через некоторое время сломалась. Я обратился на СТО, с меня взяли много денег, но ничего не отремонтировали. Я пошел в другое место, и ситуация повторилась, да еще и с неприятными последствиями: на зимней дороге у машины заклинило ступичный подшипник, а вместе с ним и правое переднее колесо.
Чудом избежав ДТП, я понял, что в обслуживании моего автомобиля надо что-то менять.
Так я купил первый набор инструментов и пару книжек по ремонту автомобилей. Одной из них была книга «Ремонт автомобиля для чайников» за авторством Дианы Скляр. Это очень классная и предельно понятная книга, в начале нулевых по этой теме не было написано ничего лучше — спасибо Диане Скляр.
За 4 года я набрался опыта и внезапно осознал, что мне нравится ремонтировать машины. В тот момент я работал монтажником, лазил по чердакам и крышам с бухтой кабеля в руках. Начальник угорел по саентологии, дела в фирме пошли плохо, и я уволился. В поисках новой работы решил попробовать себя в ремонте автомобилей за деньги. Я помнил, как чинили мою машину, и решил, что точно смогу делать это лучше.
Что требуется от сотрудника сервиса по ремонту автомобилей
Я пришел строить карьеру автослесаря с багажом в виде вынужденного ремонта нескольких собственных машин и прочитанной книжки. Но главное — я обожал машины, работа с ними приводила меня в восторг. Всего этого оказалось вполне достаточно, чтобы меня приняли.
Когда я пришел на собеседование, меня первым делом попросили поднять правую руку, так как авторемонтники не всегда различают право и лево, а в автосервисе это один из ключевых навыков. У каждой машины есть передняя, задняя, правая и левая стороны, и если с передом и задом особых вопросов не возникает, то с правой и левой сторонами бывает всякое.
Третьим пунктом идут вопросы о трудовой дисциплине. Желательно, чтобы сотрудник автосервиса приезжал на работу раньше первых клиентов и уходил позже последних.
Как я уже писал, образование не является главным критерием при трудоустройстве. В автосервисе я встречал работников самых разных специальностей: повара, помощника машиниста, менеджера по туризму, учителя русского языка и литературы, геодезиста и многих других. По моим наблюдениям, в сфере автомобильного ремонта очень много случайных людей.
Главное, что интересует нанимателя, — опыт работы.
Поэтому, если у вас есть определенные навыки, найти работу в автосервисе очень просто. Нужно составить резюме и написать, грубо говоря, что вы не пьете, не употребляете ничего запрещенного, не опаздываете и не имеете прочих пагубных привычек. А еще отличаете стойку стабилизатора от стойки амортизатора. После публикации резюме вас завалят предложениями.
Какие бывают автосервисы
Из 5 лет, которые я посвятил авторемонту, я отработал 3,5 года в сетевых автосервисах и 1,5 года — в специализированных. Здесь можно провести аналогию с общепитом, где в качестве сетевых автосервисов будет «Макдональдс», а в качестве спецов — ресторан чешской кухни.
В сетевые автосервисы берут работать всех подряд, а клиентам оказывают самые тривиальные услуги, такие как замена масел, антифриза, тормозных колодок, ремней, лампочек, свечей, фильтров и прочих расходников. Они готовы ремонтировать любые автомобили — от Жигулей до Мерседеса, — держат полторы-две смены народа и работают чаще посменно и без выходных.
Специализированные сервисы, как правило, фокусируются на одной услуге вроде капитального ремонта двигателей и\или трансмиссий. Либо ремонтируют машины определенной марки. Такие сервисы могут позволить себе постоянный штат сотрудников и шестидневную рабочую неделю. А то и пятидневную.
Обратиться в сетевой автосервис за сложным и дорогостоящим ремонтом — это примерно как заказать в «Макдональдсе» вепрево колено. Они, может, и рады были бы вам его приготовить, только специалистов, ингредиентов и рецепта у них нет. В обратную сторону это тоже работает, и хороший моторист, скорее всего, предпочтет замене тормозных колодок пару часов крепкого сна.
Но этими категориями сервисы не ограничиваются. Еще есть сфера кузовного ремонта, которая стоит особняком. Кузовщина — это такое государство в государстве автомастерских. То же самое относится и к автоэлектрикам, которые сродни хирургам из мира платной медицины. Кроме того, бывают и различные гаражи, которые в складчину арендуют молодые ребята и ковыряются там в свое удовольствие. О таких говорят: «Съездить к кентам».
По какому графику работают в автомастерских
Обычно клиенты автомастерских работают стандартную пятидневку, а машинами решают заняться к выходным. Поэтому в автосервисах больше всего работы по пятницам, субботам и воскресеньям. В понедельник до обеда мастера доделывают воскресные машины, а потом убираются, ищут потерянный инструмент и играют в карты. Со вторника по четверг клиентов обычно немного. В эти дни работается лучше всего, так как никто не торопит и не отвлекает.
Поставят, например, машину на замену амортизаторов, чтобы разбирать и снимать старые, пока со склада везут новые. В итоге привозят, а они не подходят. Тогда начинаются поиски амортизаторов «по образцу». Таким образом, на подъемнике весь день висит машина, которая тормозит очередь из других автомобилей. И все нужно успеть отремонтировать к завтрашнему утру, так как клиент собирается куда-то ехать и у него нет времени ждать, пока мы тут наиграемся в подбор запчастей. Бывает и так, что снабженец уезжает за запчастями и привозит их только к вечеру, а машину надо отдать владельцу уже утром.
В ситуации посменной работы по графику каждый старается закончить дела так, чтобы не доделывать их в свой выходной. Но иногда за день до отдыха могут подбросить работы нормо-часов на 30, которую за один вечер просто не сделать. Вот и приходится ночевать.
Как оплачивают работу
Во всех автосервисах, где я работал, официальное трудоустройство не приветствовалось. Немногочисленным официально устроенным сотрудникам платят черно-белую зарплату. Белая часть — это МРОТ на карточку, а черная формируется из выработки за вычетом МРОТ и налоговой нагрузки работодателя. Официально трудоустроенный автослесарь при одинаковой выработке получает меньше своего коллеги, который работает неофициально. В конце месяца на станции подсчитывают все наработанное, а еще через пару недель выдают зарплату. Две недели между этими событиями выжидают с расчетом на удержание людей.
В сфере авторемонта, особенно в сетевых мастерских, большая текучка и некому работать. За год коллектив может смениться два раза, и управляющие предпочитают не переводить бумагу почем зря. Поэтому, если человек вдруг захочет уволиться, он сообщит об этом только после того, как получит зарплату. К тому времени он отработает уже половину следующего месяца. С зарплатой, кстати, часто кидают, придумывая какие-то формальные поводы, и увольняющийся прекрасно понимает, что денег за две отработанные недели ему не видать. И тогда он решает остаться еще на месяц, а потом все повторяется.
У меня нет актуальных данных, но до пандемии начинающий слесарь мог рассчитывать на 30 000—35 000 Р в месяц при 240—260 часах работы.
Кто идет работать в автосервис
Работа в сфере авторемонта — это постоянный поиск компромисса между совестью и планом продаж запчастей и услуг. С точки зрения начальства, идеальный сервисмен должен уметь отключать совесть при работе с клиентом. А при работе с начальством — включать обратно. Такие сотрудники — очень большая редкость, и потому те, кто приносит в контору много клиентских денег, часто уносят в своих карманах часть конторских. Таких выгоняют за воровство.
Функционеры авторемонтных предприятий преследуют разные цели, которые могут не иметь ничего общего с ремонтом клиентского автомобиля. Лучше всего такую ситуацию иллюстрирует басня Крылова про лебедя, рака и щуку, где лебедь — это управляющий, щука — менеджер, а рак — автослесарь. И все они пытаются стронуть с места клиентский автомобиль, который отчего-то не едет.
Как я уже говорил, в этой сфере много случайных людей. Часто они видят мир через призму своего бэкграунда, который может не иметь ничего общего с авторемонтом и процессами его организации.
Очень странно, но такие люди обычно задерживаются надолго.
Например, бывшие военные или какие-нибудь полицейские на руководящих должностях. Им может быть безразлично качество ремонта клиентского автомобиля, но при этом такие начальники могут устроить скандал из-за того, что в тумбе с инструментом гаечные ключи лежат не так, как бы того хотелось проверяющему лицу.
Кого-то в ремонт приводит неофициальное трудоустройство и возможность уклоняться от алиментов и прочих исполнительных листов. Кого-то зовут друзья — сперва на подхват, а потом уже берут работать наравне со всеми. Бывают случаи, когда парень трудится в такси, разбивает машину по своей вине и таким образом попадает на деньги. Если на такого водителя нельзя оформить кредит или еще как-то взыскать с него ущерб, то его загоняют в яму ремонтной зоны таксопарка менять масло и тормозные колодки. Человек втягивается, через несколько месяцев вылезает из этой ямы с какой-никакой квалификацией и идет работать слесарем на станцию, где его бэкграунд никому не известен.
Итоги и планы
Автосервис — хорошая школа жизни, которую нужно оканчивать в молодом возрасте и не оставаться на второй год. Если у вас есть совесть и семья, то в этой сфере вы не заработаете больше средней зарплаты по региону. А если при виде открытого капота у вас чешутся руки, то лучше купите Ладу, снимите капитальный гараж и развлекайтесь в свое удовольствие.
Я ушел из сферы авторемонта еще в 2017 году. Сейчас работаю лаборантом в институте ядерной физики. Наша лаборатория проводит эксперименты по бор-нейтронозахватной терапии злокачественных опухолей. Метод основан на реакции нейтрона с ядром атома бора, в ходе которой выделяется большое количество энергии в радиусе, сопоставимом с размером клетки млекопитающего. Моя часть работы заключается в обслуживании и ремонте источника нейтронов, выполненном на базе протонного ускорителя тандемного типа с литиевой нейтроногенерирующей мишенью, а также в участии в физических экспериментах. Об этом можно написать отдельную статью. В общем, теперь я кручу гайки на научной установке.
Раньше я писал рассказы, издавал их и продавал книжки, рассылая почтой по стране. А в 2020 году я прошел отборочный конкурс на фабрику нарративного театра «Дисциплина». Полгода мы изучали драматургию и принципы построения сюжета. Итогом моих занятий стала пьеса, которую прочитали со сцены. Внезапно она вошла в сборник лучших пьес по версии Союза театральных деятелей РФ. Мне все это очень понравилось, и сейчас мне интересна драматургия.
Мои планы больше похожи на мечты: я хочу писать сценарии и пьесы. Будет круто, если получится сделать это источником дохода. Но, как вы понимаете, все это никак не связано с авторемонтом, и я надеюсь, что мне больше не придется работать в автосервисе.
Но от таких вещей не зарекаются, жизнь — непредсказуемая штука.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории