Хочу стать репетитором с чего начать
Репетиторство на дому: законно ли, с чего начать, налоги, штрафы
Относительно недавняя дискуссия, относительно нового для российских реалий статуса «самозанятых» выдвинула на передний план такую тему для массовой подработки, как репетиторство. Действительно, в условиях деградирующего качества государственного образования углубленная подготовка ребенка с преподавателем частным образом – репетиторство на дому – это, едва ли, не единственный способ получить знания по классически востребованным предметам.
Репетиторством занимаются представители практически всех массовых социальных категорий граждан, более того, этот бизнес, подчас, дает им возможность зарабатывать существенно больше, чем они могут зарабатывать по основному месту работы. Но что представляет собой данная деятельность с точки зрения закона? Каковы ее плюсы и минусы – попробуем разобраться далее.
Плюсы и минусы репетиторства на дому
Попробуем начать наш обзорный анализ с выявления преимуществ и недостатков данного вида деятельности. Причем, сделаем это как с точки зрения тех, кто предоставляет данные услуги, так и с точки зрения регулирующих государственных органов.
Плюсы
Итак, исполнители данных услуг имеют следующие преимущества перед получающими твердую зарплату россиянами:
Что касается плюсов с точки зрения государства, то здесь их также не одна позиция:
Минусы
А теперь разберем негативные стороны вопроса. И их также немало. Начнем с минусов для самих исполнителей работ:
Кратный рост могут продемонстрировать те, кто переключается на 100%-ную занятость по данной теме: они начинают усиленный поиск учеников, готовых заниматься не только по вечерам, используют для этого, в том числе, услуги посредников. Но и у них увеличить производительность более, чем в 2 раза, получается далеко не всегда.
В свете последней дискуссии в обществе на эту тему появился и был законодательно утвержден статус «самозанятого» гражданина. Это лицо, не оформившее себе никакой организационно-правовой формы, но по факту занимающееся оказанием услуг или осуществлением работ на коммерческой основе. А теперь разберем минусы от деятельности самозанятых, которые определяют для государства его администраторы.
Обращаем ваше внимание: это не объективные показатели, а именно то, как видят ситуацию отечественные чиновники (и разумеется, озвучивают свою позицию).
Можно ли заниматься репетиторством на дому − законно ли это?
Грань законности здесь тонка. Предположим, что вы – студент, и вас попросила «подтянуть» по линейной алгебре ваша сокурсница. (Какой же молодой человек откажется от частных занятий с девушкой, особенно, если она симпатичная?). Однако с точки зрения налоговых органов имеет место предоставление репетиторских услуг частным образом. А если число занятий у вас будет более трех, то еще и на профессиональной основе (то есть, уже на гране крупного размера). Смешно? А вот в арбитражном производстве до сих пор «висят» такие дела, которые были начаты по заявлению бдительных комендантов общежитий. Обвиняемые доказывают, что не имели цели извлекать доход из своих действий…
Вообще, конечно же, никто не может вам запретить обучать людей, в том числе, и за деньги. Однако для того, чтобы делать это легально, нужно обрести официальный статус самозанятого (то есть, встать на учет). Вот именно это действие и подлежит контролю со стороны правоохранителей.
С чего начать репетиторство на дому
Каждый видит для себя данный вопрос по-своему. Но объективно будет правильно заявить, что репетиторство по любой дисциплине должно начинаться с качественной подготовки самого преподавателя. Имеет смысл взять за правило готовить людей в рамках того материала, которым вы сами хорошо владеете. И речь здесь вовсе не о дипломах или других документах, подтверждающих вашу квалификацию, а о реальных знаниях, потому что именно за их качественную передачу вам и платят деньги.
Очевидно, что также нужно иметь и определенные педагогические навыки: репетитор обязан уметь:
Где разместить объявление о репетиторстве на дому?
«Балом здесь правит» интернет. В советское время самым эффективным являлось сарафанное радио, а сейчас удалось этот процесс естественным образом формализовать. Сейчас существует большое количество интернет-ресурсов, посвященных тематике репетиторства, которые представляют собой, по сути, продвинутые «доски объявлений» с отзывами. Там можно разместить и собственное сообщение, а кроме того, можно попросить ваших студентов оставить на данном вашем объявлении положительный отзыв.
Кроме того, соответствующая рубрика присутствует и на таких национальных российских ресурсах, как Avito.ru или Profi.ru
Налоги
Какие же налоги обязан платить самозанятый в случае обретения им данного статуса?
Платить налог нужно ежемесячно, до 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным.
Самозанятым можно не платить страховых взносов ни в ПФ РФ, ни в Фонд социального страхования, ни в Фонд обязательного медицинского страхования. Но в этом случае можно будет рассчитывать только на социальную пенсию (и, в соответствии с проведенной реформой – на 5 лет попозже).
Максимальный доход, который может получать самозанятый за 1 отчетный календарный год – 2,4 млн рублей. Если его заработок превысит указанную величину, то необходимо поменять статус (организационно-правовую форму) на ИП. Кроме того, самозанятому нельзя иметь в своем подчинении наемных работников, а также заниматься некоторыми видами деятельности, прописанными в ст. 4 и 6 Федерального закона №422-ФЗ от 27.11.2018.
Штрафы
Главные штрафные санкции налагаются на самозанятых, которые не оформили своего статуса. И если правоохранителям попадаются такие граждане, то штрафуют их нещадно − как ведущих предпринимательскую деятельность без регистрации и уплаты налогов. Придется заплатить:
В итоге обычно набегает величина, на порядок превышающая полученный за все время работы доход – люди продают квартиры, чтобы откупиться от «вполне законных» претензий налоговиков. Именно это и дает повод назвать данный закон самым коррупционно емким в современной истории законотворчества в России. Ведь для того, чтобы закрыть глаза на эти нарушения, участковый имеет слишком соблазнительные мотивы предложить самозанятому «договориться». И, как правило, на постоянной основе.
Резюме
Практика налогообложения самозанятых свидетельствует, что усилия на «укладывание» их в законные рамки не окупают себя – средств бюджет получает меньше, чем тратит на администрирование налогов и проведение контрольных закупок. Зато дополнительную «кормовую базу» (в лице тех, кто занимается репетиторством на дому) получают «правоохранители» на местах.
Женщина-предприниматель, специалист по продажам. Всегда интересуюсь новыми направлениями и возможностями в бизнесе и интернет-предпринимательстве.
Как стать онлайн-репетитором
Репетиторство — привычное явление для системы образования России. Персональное ученичество существовало еще несколько веков назад: учителя преподавали предметы на дому учеников или принимали их у себя.
В век интернета преподаватели имеют возможность предложить услуги не только живущим поблизости людям, но и иногородним. Достаточно разместить в подходящих источниках объявление о репетиторстве и организовать работу из дома.
Репетитором может стать каждый
Сегодня преподавательской, тренерской деятельностью может заниматься любой человек, обладающий прочными фундаментальными знаниями. Не только дипломированные преподаватели по школьным или университетским предметам.
Наряду с объявлениями о репетиторстве по английскому на уровне школы встречаются призывы пройти курсы делового английского, английского для программистов, стилистов, дизайнеров. Причем дают их не всегда дипломированные педагоги или лингвисты, но и носители языка: те, кто регулярно использует деловой или иной разговорный вид английского на работе.
Сегодня востребованными считаются профессионалы следующих направлений:
Помимо освоения академических знаний репетиторство может рассматриваться как вспомогательный элемент общей системы образования. Например, когда ребенок успевает по предмету, но нуждается в помощи при выполнении домашних заданий, самостоятельных или исследовательских работ.
Не умеете «в математику и химию», не ориентируетесь в хитросплетениях иностранных языков? Есть менее популярные, но нужные многим направления: компьютерная графика, живопись, фотография, блогинг, программирование.
Даже простые на первый взгляд виды рукодельного творчества — папье-маше, скрапбукинг, тестопластика, карвинг — помогут реализоваться в качестве преподавателя. Такие виды творчества полезны для дошкольников, учеников начальных классов, малышей с неврологическими нарушениями и задержкой развития.
Подготовка на пути к репетиторству
До изучения образцов объявлений репетиторов рекомендуем убедиться, что вы готовы к непростому труду на ниве удаленного или надомного оказания услуг.
Вы точно сумеете научить своих подопечных азам или углубите их знания, если:
Если ответы на большинство пунктов положительные, можно приступить к следующему пункту на пути к репетиторству — составлению тезисов для создания грамотного, информативного и привлекательного рекламного материала о своей услуге.
Определяемся с видом услуги
Перед тем как написать объявление репетитору, рекламирующему свои услуги, важно определиться с видом оказываемой деятельности. Дальше предстоит несколько шагов.
Не переживайте — налоги вы будете платить только при получении денег от клиента. Обязательные платежи отсутствуют. Размер налога небольшой: с 10 000 рублей вы должны будете оплатить 400 рублей в государственную казну. Кроме того, самозанятость позволит вам снизить риски при оказании услуг: вы можете размещать объявление на любых площадках без переживаний за возможное наложение штрафов за незаконное получение дохода.
Групповые удобны при освоении знаний по вашему предмету с нуля, для углубления знаний, для слушателей с одинаковым уровнем подготовки. Индивидуальные занятия подойдут тем, кому необходима углубленная подготовка к экзаменам.
Последний вариант не особо выгоден, так как требует материальных и временных затрат, ограничивает круг потенциальных клиентов. Удаленное ведение занятий становится более популярным. Кроме наличия оргтехники с хорошей камерой, микрофоном, высокоскоростного интернета, умения удерживать внимание ученика оно ничего не требует.
Дополнительно потребуется приобрести наглядные материалы, сделать их самостоятельно.
При удаленной работе можно демонстрировать ученикам фото, видео материалы, презентации, что позволит сэкономить на стартовых вложениях. Иногда репетитору бывает достаточно небольшой доски с маркером (можно найти в сетевых магазинах за 150-300 рублей).
Ищем места для посева объявлений
Раньше таковыми выступали специализированные форумы, но с развитием социальных сетей их ценность сошла на нет. Есть стабильные источники клиентуры для педагогов.
Собственные блоги, сайты в интернете. Можно создать простой одностраничник на бесплатном конструкторе, где будут размещены ваши данные, условия сотрудничества, контакты, портфолио с отзывами, формы для оплаты услуг. Плюс способа — возможность показать свою экспертность. Минусы — необходимость раскручивать сайт, продвигать его через социальные сети.
Группы-доски объявлений в социальных сетях. Такие источники обычно многолюдны, но платежеспособных клиентов приводят мало. Много «пустых» обращений.
Группы по интересам. Можно разместить объявление в группах местных школ, в родительских чатах. Стоит такая реклама недорого, работает безотказно.
Специализированные доски объявлений — в интернете и местной печати. Размещение платное, но приносит много откликов. Недостаток — невозможность «фильтровать» клиентов, выбирать их на своих условиях.
Помимо широко известных способов стоит использовать наш ресурс 7hands, где можно не просто разместить объявление, но и оставить полноценное резюме о себе. Услуга бесплатная, ограничений по времени активности объявления нет. Репетитор может ждать откликов или откликаться на объявление о поиске сотрудника сам.
«Рыба» для объявления: о чём писать
Перед тем, как писать объявление о репетиторстве, важно четко сформулировать структуру своей услуги, ее особенности, способы передачи знаний ученикам, другие важные моменты. Создать такую «рыбу» можно самостоятельно, но стоит посмотреть образцы объявления о репетиторстве в местных группах социальных сетей, газетах, досках объявлений.
Обратите внимание. Креатив в текстах репетитора о себе (примеры будут далее под заголовком «Как не надо») не всегда приемлем, особенно если вы собираетесь преподавать школьные предметы, позиционируете себя как опытный, грамотный, серьезный специалист.
Список пунктов, которые должны быть в объявлении о репетиторстве, с примерами и пояснениями.
Важный момент. Примите за образец объявления репетитора те материалы, где есть фото исполнителя. Такие тексты вызывают больше доверия. Вставлять рекомендуем не домашнее, а деловое фото с высокой четкостью, светлым фоном, отсутствием посторонних людей.
Обязательно используйте форматирование текста: списки, разделение на абзацы, подзаголовки, таблицы. Так информация станет более доступной для понимания.
Как не надо писать объявление о себе
Несмотря на то, что репетиторское резюме может содержать информацию об образовании, месте работы педагога, указывать их полный перечень не стоит. Особенно если мест работы много, а сроки трудоустройства на каждом не превышают 1-2 года. Эта информация может сыграть роль негативного маркера: педагог часто меняет работу неспроста.
Если вы ищете способ, как репетитору написать объявление креативно, стоит избегать следующих способов.
Не стоит писать фразы на иностранных языках, даже если вы талантливый учитель английского или латыни.
Примеры объявлений
Приведем примеры текстов резюме для педагогов разных специальностей, которые соответствуют озвученным правилам.
№1 Пример объявления репетитора по английскому языку
Профессиональный лингвист с кандидатской степенью МГУ и стажем преподавания 12 лет. Индивидуальные занятия с детьми от 6 лет и взрослыми с любым уровнем знаний. Предлагаю:
Использую авторские методики и элементы оксфордской программы. Есть опыт работы в англоязычных странах 7 лет.
Стоимость занятий от 600 руб/час.
№2 Пример резюме репетитора по математике
Репетитор по математике, работаю удаленно, при необходимости смогу проводить занятия на дому. Работаю с учениками 3-11 классов, помогаю:
Педагогический опыт больше 10 лет. Использую стандартные, авторские методики. 90% моих слушателей сдают экзамены на хорошо и отлично. Рекомендации, отзывы по требованию.
10 советов, как студенту начать работать репетитором
Многие студенты уже на втором-третьем курсе задумываются о подработке. По профилю пока не возьмут, в Макдональдс — засмеют одногруппники, в университет лаборантом — мало платят. Но не беда! При хороших оценках и твёрдых знаниях можно стать школьным репетитором: студенты часто зарабатывают именно этим.
Сможете ли вы стать хорошим репетитором
Репетиторство — неплохой вид подработки для студентов. Можно подстроить под себя график работы, диплом педагога никто спрашивать не будет, школьная программа ещё не забыта. Более того — многие родители предпочитают именно начинающих студентов-репетиторов сразу по нескольким причинам: небольшая разница в возрасте (а значит, с учеником вы будете говорить на одном языке), свежие воспоминания о ЕГЭ и поступлении в вуз и, чего греха таить, низкая стоимость. Многих даже не смущает, что к их чаду придёт учитель без опыта работы или практики в школе.
Но мало просто заявить о своём намерении преподавать. Чтобы быть востребованным репетитором и получать хороший результат от работы, нужно:
Ну и самое главное — это уметь произвести хорошее впечатление на родителей. От взаимопонимания с родственниками будет зависеть, как долго вы будете заниматься с вашим учеником. Ведь именно они решают, нужен репетитор их ребёнку или нет.
Когда лучше начать
Первый курс — не лучшее время для начала подобной работы. Первокурсник сам только выпустился из школы, и мало чему может научить. А вот времени и сил на подработки в первый год университета практически нет. На втором курсе это уже реальнее, но обычно студенты не стремятся в это время устраиваться на работу. А вот третий год обучения отлично подходит. Если чувствуете себя достаточно уверенно и понимаете, что работа репетитором не навредит вашей собственной учёбе, смело набирайте учеников с третьего курса.
10 советов начинающему репетитору
Практикуйтесь на знакомых
Если вы решили устроиться репетитором, то придётся начать со знакомых детей, обучая их бесплатно. Может, у вас младший брат плохо знает английский, или ребёнок соседей как раз готовится к сдаче ЕГЭ? Позанимайтесь со знакомыми школьниками: это позволит и влиться в работу, и понять подводные камни, и окончательно определиться с решением. Вполне вероятно, что после первых уроков с младшими родственниками вы решите, что педагогика — это не ваше.
Ознакомьтесь с чужим опытом
Возможно, кто-то из ваших друзей или одногруппников уже занимается с учениками. Поспрашивайте их, узнайте больше про их опыт. Самую актуальную информацию дадут как раз ребята, которые преподают тот же предмет, что и вы.
Правильно выберите дисциплину
Намного разумнее преподавать дисциплину, которую любите и которой увлекаетесь. Если в свободное время вы читаете статьи про физику и астрономию, а поступили на программиста, мечтая о большой зарплате — занимайтесь с детьми физикой, а не информатикой. Иначе дети почувствуют вашу неуверенность в предмете и нежелание им заниматься. Толку будет намного больше, если вы будете преподавать непрофильный для себя предмет, который искренне любите. Ну а если специальность и сфера интересов совпадает — тем лучше!
Можно преподавать и несколько предметов сразу. Обычно совмещают смежные дисциплины (например, алгебра и геометрия, математика и физика, химия и биология). Если вы хотите преподавать сразу несколько, подумайте, как их связать между собой. Это позволит заинтересовать учеников и пригласить их на дополнительные занятия по другой науке. Кроме того, два предмета — это в два раза больше потенциальных клиентов.
Вспомните школьную программу
Скорее всего, программу средней школы вы уже забыли. Так что будет не лишним полистать современные учебники и ознакомиться с требованиями для современных школьников. Вы тоже недавно были в их рядах, но уже многое могло измениться.
Не лишним будет и познакомиться с книгами по психологии (если, конечно, вы не обучаетесь на педагогической специальности). А если планируете готовить выпускников к ЕГЭ, обязательно приобретите последние варианты заданий. Тесты с вашего выпуска подойдут в качестве тренировки, но, чем актуальнее выпуск, тем лучше.
Намного сложнее обстоят дела с подготовкой к вступительным экзаменам в вузы. Пожалуй, это под силу только студентам того университета, куда планирует поступать ученик. Если так совпали обстоятельства, то грех ими не воспользоваться. К тому же вы всегда можете зайти в деканат даже на другой факультет и узнать актуальные правила поступления, что тоже пойдёт вам в плюс.
Составьте рабочий план
Конечно, программу нужно готовить для каждого ученика: под его потребности, расписание и цели. Но лучше, если у вас будут какие-то наработки для каждого года обучения. Проще всего это организовать именно для выпускников — ЕГЭ везде одно и то же.
Ищите первых учеников
Лучше заняться поисками заранее, например, в середине лета. Для начала сойдёт и сарафанное радио. Наверняка у ваших родителей есть знакомые с детьми, которых было бы неплохо подтянуть по какому-либо предмету. Хороший вариант — навестить свою школу и попросить бывших учителей советовать вас, как репетитора для отстающих учеников. Как только вы потренируетесь на знакомых и будете уверены в своих силах, можно воспользоваться онлайн-сервисами. Подайте объявления на Авито, Яндекс.Услуги и т. д. (есть специальные платформы для поиска репетиторов и учеников, но они берут комиссию за свои услуги).
Подберите локацию
Обычно занятия проходят дома у ученика или репетитора, но вас никто не ограничивает только этими местами, особенно если вы живёте в общежитии и не можете пригласить школьника к себе. Можно встретиться в кафе, читальном зале библиотеки, даже созвониться по интернету. Главное, чтобы было удобное рабочее место с письменным столом и хорошим освещением.
Поставьте адекватную цену за услуги
Оттолкнитесь от средней цены репетиторов в вашем городе. На первых порах стоимость занятий придётся снизить: всё-таки опыта работы нет, результатами учеников похвастать пока нельзя. Но уже через несколько месяцев сможете повысить стоимость до средней по городу. К тому времени появится понимание о работе, проработаете программы обучения, а трудозатраты сильно снизятся.
Кстати, пробное занятие традиционно делают бесплатным. На нём можно понять, подходите ли вы с учеником друг другу, стоит ли вам заниматься дальше. Поэтому постарайтесь произвести на ученика и его семью хорошее впечатление: чем лучше подготовитесь к пробному занятию, тем лучше.
Продумайте план первой беседы
При знакомстве нужно не только показать свой профессионализм, но и узнать, чем придётся заниматься. Обязательно заранее поинтересуйтесь:
Прекрасно, если ученик сам будет присутствовать на знакомстве и расскажет, что ждёт от занятий и какой способ обучения ему кажется более комфортным. Не надо игнорировать будущего ученика: в конце-концов, это ему предстоит с вами заниматься, а не его родителям.
Не бойтесь сложностей
Возможно, какие-то темы уроков у вас вызовут сложности. Часто люди, свободно разбирающиеся в высшей математике, впадают в ступор от мысли о программе шестого класса. А ещё бывает, что впечатлительный ученик при первых неудачах заводит истерику и наотрез отказывается выполнять задания. Увы, это частые явления в любой педагогической работе. Придётся научиться находить общий язык, аккуратно гасить конфликты, становиться с детьми на одну сторону. И, конечно, самому повторять школьную программу. Как стать репетитором, если задачи средней школы вызывают трудности?
Теперь, с готовым планом, можно приступить к работе. На первых порах придётся потрудиться: вспомнить школьные уроки, найти пробных учеников, отработать программу, определиться с местом. Зато с такой подготовкой вы точно станете репетитором, который реально помогает своим ученикам. А хорошие оценки у ваших подопечных — это и ваши личные победы.
Ну и совет напоследок: не бойтесь просить отзывы у учеников и их родителей. Это и воодушевит вас на работу, если вдруг опустятся руки, и покажет будущим клиентам, что вы настоящий профессионал.
Как раскрутить личный бренд в Сети. Разбираем на примере репетиторов
Развитый личный бренд позволяет больше зарабатывать и постепенно становится одним из критериев профессиональной успешности человека. Но как раскрутить его своими силами? В сегодняшней статье разбираем каналы продвижения личного бренда в Сети и основные стратегии. В качестве примера взяли репетиторство, поскольку это популярная сфера с высокой конкуренцией. Но все советы с некоторыми поправками можно применить к любой другой сфере деятельности.
Про способы заработка репетитора
Продвижение в интернете для репетитора сейчас является одним из самых главных факторов успеха. Чем больше о вас знает людей, тем больше вы сможете заработать. Иначе уровень конвертации вашего профессионализма в доход будет сведен к минимуму.
Способов заработка в сфере репетиторства достаточно много. Кому-то нравится помогать с решением контрольных работ и написанием конспектов, кто-то выбирает классическую форму – занятие-урок, а многие нашли себя в инфобизнесе, продавая различные курсы. Кроме того, специалист может вести платные вебинары, набирать группы для тех же классических форм изучения предмета, продавать гайды.
В эпоху социальных сетей некоторые репетиторы сформировали себя как медийная личность, что также отлично монетизируется даже без преподавательской деятельности. Они стали успешными предпринимателями, выступают на масштабных конференциях и других мероприятиях, а также ведут популярные блоги в соцсетях, где зарабатывают на рекламе. Некоторые из них занялись консультацией преподавателей по правильному ведению странички в социальной сети. Кто-то даже открывает школы для репетиторов, где специалистов обучают не профессии, а тому, как правильно вести бизнес в этой сфере.
Репетиторство – очень консервативная среда, и только сейчас начинает что-то действительно меняться. Репетиторы привыкли получать учеников по сарафану или через Профи.ру. Но это очень ограниченные источники. Поэтому средний доход репетитора – 30-50 тысяч рублей в месяц. Я учу репетиторов маркетингу, правильной упаковке себя и своего опыта, специальным приемам продаж. Такие простые инструменты на базовом курсе позволяют выйти на 100-200 тысяч рублей в месяц. Это еще не совсем про личный бренд, но уже про хороший маркетинг. Развивая же личный бренд, репетиторы могут достигать дохода от 500 тысяч рублей в месяц и выше. У меня есть такие ученики. Личный бренд в их случае – это работа в соцсетях, регулярное создание полезного контента и широкая линейка продуктов: вебинары, мини-группы, индивидуальные уроки, видеоуроки, клуб, книги и так далее. Мои платные курсы за два года прошли более 4000 репетиторов, а бесплатные вебинары –около 50 000 репетиторов.
Кроме выбора конкретного вида деятельности, перед специалистами появляется еще один – работа на себя или на компанию. Конечно, многие захотят выбрать первый вариант, так как мало кому нравится работать «на дядю». Но в работе на компанию также есть свои плюсы.
Плюсы работы на компанию. Ты не паришься насчет привлечения и продвижения. Если что-то не получилось, то это не твоя головная боль. Курс не зашел или не продался – это проблемы компании. Но когда ты работаешь на себя, то и все проблемы ты берешь на себя. Я все время работаю на себя, так у меня есть свобода действий. Если ты хочешь что-то придумать, сделать, то можно спокойно это воплощать в жизнь. У тебя есть возможность развиваться без каких-либо ограничений.
Предпочитаю работать на себя, я слишком независимый по характеру и всегда к этому стремился. Меня много раз звали к себе крупные компании возглавить направление биологии, но я отказывался. Я хочу сам расти и развивать свои проекты. Но в компании тоже плюсов много: можно сконцентрироваться только на учебном материале, а все остальные заботы компания возьмет на себя.
Начинающие же специалисты пробуют себя в разных вариациях. Это касается и места работы, и способа заработка.
Я частично работаю на себя, частично в Skyeng. На данный момент мне удобно комбинировать разные варианты. Во фрилансе при налаженном потоке учеников заработок больше, но работа на компанию может казаться более стабильной психологически.
Мы в TexTerra давно занимаемся продвижением личного бренда в Сети. Обращайтесь за помощью к нам, чтобы о вас заговорили.
Каналы продвижения личного бренда репетитора
Прежде чем углубиться в данную тему, определимся, какие онлайн-каналы доступны для продвижения личного бренда репетитора. Их можно поделить на три основные группы:
Благодаря опросу от портала «Анкетолог» стало известно, что люди предпочитают проводить поиск на различных сайтах с услугами репетиторов. Поиск специалиста в социальных сетях по сравнению с ними немного уходит на второй план. Персональные сайты встречаются реже всего.
Давайте сначала коротко разберемся с агрегаторами, так как данные площадки в первую очередь нацелены не на продвижение личного бренда, а на набор клиентской базы. А потом подробнее рассмотрим более подходящие каналы продвижения личного бренда – личный сайт и соцсети.
Сайты-агрегаторы
Сайты-агрегаторы, онлайн-сервисы для поиска специалистов, сайты-посредники – так называют площадки, на которых человек может найти специалиста практически из любой сферы деятельности, в том числе и репетитора. В сети можно найти большое количество подобных площадок: «Фоксфорд», TutorOnline, Profi.ru, «Ваш Репетитор» и т. д.
Согласно другому исследованию «Анкетолога», лишь 10 % респондентов не рискнули бы использовать сервис по поиску специалистов для поиска репетиторов (самый низкий показатель из всех сфер). Если обратиться к поиску специалиста через поисковые системы, то можно убедиться, что большая часть результатов ведет на сайты-агрегаторы.
Такие порталы являются отличным способом набора клиентской базы. При этом они почти никак не помогают продвижению личного бренда.
Да, эти порталы делают поиск репетиторов весьма удобным и менее времязатратным. Зайдя на сайт, клиент может выбрать сферу деятельности специалиста, а также порог цены, времени занятий, рейтинг и прочие моменты. Из того же исследования видно: 69 % опрошенных главным преимуществом сайтов-агрегатов назвали большой выбор работников, 66 % – скорость подбора специалиста, 46 % – возможность предложить стоимость за услугу. Последнее для репетитора – скорее минус.
Чтобы убедить потенциального клиента в своем профессионализме, вам необходимо максимально подробно заполнить страницу «О себе». Укажите образование, достижения, стаж, методику работы и прочее. На таких сайтах клиенты размещают отзывы, которые также станут отличным фактором выбора для ваших будущих учеников.
Разные площадки работают по-разному. Где-то оплата за занятие проводится через портал, но чаще оплату переводят именно преподавателю. Зачастую сервис взимает комиссию с преподавателей, что и является главным минусом, по мнению специалистов.
Я пробовала размещать объявления на разных сайтах для репетиторов, например, TutorOnline, Profi.ru и др. А также пользовалась услугами «Авито». Больше всего мне понравился сервис Profi.ru. Если подробно заполнить анкету и настроить автоподбор, то сервис присылает оповещения о новых заявках, которые подходят именно мне.
Правда, не каждый репетитор сможет воспользоваться подобными сервисами. Речь здесь не об опыте, образовании или личных качествах, а о способе работы. На сайтах-агрегаторах можно найти клиента только для классических групповых или индивидуальных занятий, а вот тем, кто продает курсы, гайды и ведет вебинары, придется поискать другой вариант.
Если вы ищете именно индивидуальное репетиторство или групповое, то ими нужно пользоваться. Но привлекать учеников на онлайн-курсы через подобные площадки нелегко, так как это лишь затрудняет цепочку взаимодействия. Это трудозатратно. Именно поэтому я ими не пользуюсь.
Также некоторые специалисты считают, что подобные сервисы хороши для тех, кто только начинает свой путь в репетиторстве.
Такие агрегаторы – удобные и хорошие платформы для тех, у кого слабо развиты соцсети и еще недостаточно хорошо работает сарафанное радио. Я лично сам начинал с Profi.ru и «Ваш репетитор» еще в 2009 году, в какой-то момент был даже в рейтинге топ-7 лучших репетиторов СПб, но за последние 5 лет большинство моих клиентов приходят ко мне через соцсети.
В общем, сайты-агрегаторы очень удобны для начинающих специалистов, чтобы набрать себе клиентскую базу. Дальше выбор остается только за преподавателем: продолжать работать по этой модели либо продвигать свой личный бренд – начинать зарабатывать больше и иметь большую свободу в действиях.
Разбор продвижения личного бренда репетитора начнем с персонального сайта.
Личный сайт репетитора
Личные сайты репетиторов можно разделить на два типа: сайты для продажи продуктов (курсов, вебинаров, гайдов и прочих товаров) и сайты-портфолио (с информацией об образовании и опыте, отзывами, контактами, достижениями и т. д.). Первый вариант используется чаще второго.
Если вы решите привлечь специалистов для создания сайта, то это потребует немало вложений. Деньги могут просто сгореть. Но не буду пугать, ведь сейчас не требуется специальных знаний для того, чтобы создать хотя бы одностраничный сайт. Это легко сделать с помощью конструкторов, например, Tilda, Wix, site123.com, Nethouse и других.
Но сайт мало создать – его нужно продвигать.
С продвижением сайта репетитора все, в принципе, так же, как с другими сайтами. Можно использовать SEO-оптимизацию, таргетированную и контекстную рекламу. Зачастую репетиторы не имеют навыков сеошников, таргетологов и прочих специалистов, поэтому нужно понимать, что для качественного продвижения сайта вам необходимо либо время, чтобы научиться хотя бы азам, либо нанять специалиста. Для второго варианта точно понадобятся дополнительные вложения, не считая оплату рекламной кампании.
Если разбираться вам лень или некогда, проконсультируйтесь по рекламе с нашими специалистами. Они знают, как привести заявки от клиентов уже через пару дней, с бюджетом от 10 000 рублей.
Личный сайт на то и личный, что там можно делать все, что пожелается. Это не сайт-агрегатор, где таких как вы, очень много, и «нужно лезть из кожи вон», чтобы выбрали именно вас. Но с личным сайтом придется работать гораздо больше, ведь привлечение трафика на портал – это одна из самых сложных задач.
Если мы введем в поисковую строку фразу «репетитор по английскому языку», нам будет сложно найти персональный сайт репетитора-единоличника (если можно его так назвать). Если посмотреть чисто на органику, то первые десять результатов – это сайты-агрегаторы для поиска специалистов.
Первый не агрегат-сайт можно обнаружить только на второй странице поиска, и это был вовсе не личный сайт, а онлайн-школа. Персональный сайт преподавателя на ближайших страницах обнаружить не удастся.
Сайты-агрегаторы и сайты онлайн-школ настолько «просеошены», что в органической выдаче их практически невозможно обогнать личным сайтам репетиторов.
В этом можно убедиться, введя другие запросы. «Репетитор по английскому языку скайп», «репетитор по английскому языку скайп носитель языка», «частный репетитор», «частный репетитор по математике», «репетитор по химии самара» и т. д. Везде только сайты-агрегаторы и иногда онлайн-школы.
Обнаружить персональный сайт можно, введя запрос «репетитор + имя преподавателя». Только для этого клиенту придется сначала найти имя того самого репетитора. Сделать это можно через социальные сети или по знакомству. Возможно, есть и другие варианты, например, можно наткнуться на имя эксперта в подобных статьях.
Если смотреть на результаты рекламных объявлений в том же поисковике, то можно обратить внимание, что там также нет персональных сайтов преподавателей. Видно, что онлайн-школы и специализированные площадки для поиска специалистов борются за строки – конкуренция весьма жесткая.
Заканчивая разговор о личном сайте, можно сказать, что он может стать вспомогательной площадкой для размещения всей информации (образование, опыт, цены, отзывы и т. д), которая не уместилась в тех же социальных сетях и на сайтах-агрегаторах, или для продажи курсов, гайдов и прочего. Но он не является хорошим способом для привлечения клиентов, так как его просто не найти.
По балансу «привлечение клиентов / развитие личного бренда» соцсети будут оптимальным вариантом. К ним и перейдем.
Социальные сети
Нет ничего идеальнее для формирования личного бренда в интернете, чем соцсети, поэтому большая часть специалистов уже давно там. Социальные сети – это отличный способ «приманить» к себе клиентов: заинтересовать их своей личностью и убедить в своем профессионализме.
Контент
От направленности вашей работы зависит то, на какой именно площадке вам стоит продвигаться как репетитор. Например, если вы занимаетесь со школьниками, то вам стоит иметь аккаунт во «ВКонтакте» и даже в TikTok, так как там основная аудитория подростков. А вот размещаясь в «Одноклассниках», вы сможете обращаться к родителям, которые выбирают репетитора для своего ребенка. Прохождение курсов, вебинаров, приобретение гайдов – всем этим увлекается молодое поколение (сейчас молодежью принято считать людей до 35 лет). Это самая платежеспособная часть аудитории, и обитает она по большей части в Instagram.
Примеры страниц репетиторов в разных социальных сетях
На разных площадках разные правила, но одно из них действует абсолютно везде – наличие качественного контента.
Охарактеризовать себя как высококлассного специалиста вы можете с помощью публикации отзывов, информации об образовании и достижениях, учебного материала. Из исследования «Анкетолог» стало известно, что 63 % опрошенных доверяют отзывам о репетиторах в социальных сетях. А поступившие в «РБК» результаты опроса, проведенного сайтом бесплатных объявлений «Авито», говорят о том, что 95 % респондентов считают важнейшим показателем при выборе исполнителей услуг отзывы. Наличие сертификатов и дипломов является очень важным для 24 %, 48 % сочли этот пункт скорее важным.
Меня никто ни разу лично не спросил про образование. Но почти на всех сайтах, где есть объявление о моих услугах, прикреплены мои дипломы и сертификаты. Они безусловно помогают клиенту определиться с выбором преподавателя, особенно если стоит цель сдать международный экзамен или ЕГЭ. Здесь от учителя требуется квалификация в конкретной области. Одной из моих ключевых жизненных ценностей является образование. Поэтому для меня важно активно транслировать это в соцсетях.
Полезно также сразу указывать вид своей деятельности. Например, то, что вы продаете курс или ведете запись за вебинар. Если вы совмещаете, скажем, индивидуальные уроки и продажу гайдов, в био профиля (для Instagram) укажите кликабельную ссылку на страницу, где указаны все варианты. Кроме того, в био профиля должна содержаться вся важная о вас информация в максимально сжатом виде: имя, сфера деятельности, обязательные ключевые слова (репетитор, ЕГЭ, ОГЭ и т. д.), опыт и другие моменты. Отдельные моменты можно указать в «Хайлайтс» – это сохраненные записи, которые публикуются через истории.
Но ваш контент не может состоять исключительно из перечисленной выше информации. Показ вашей реальной жизни, экспертный контент с короткими правилами или советами задержат клиентов на вашей страничке.
С помощью соцсетей мы показываем наши жизненные ценности, личность. Преподаватель привлекает учеников, которые с ним уже на одной волне, уверены в его профессионализме и готовы прислушиваться к его советам. В инстаграмных сторис учителя выкладывают фрагменты уроков, планы, материалы для занятий. Они говорят на английском, чтобы потенциальный ученик понял, насколько комфортен для него тембр и скорость речи преподавателя и будет ли ему приятно общаться с этим учителем.
Визуальная часть также играет огромную роль. Если говорить о контенте, то здесь все просто – он должен быть максимально качественным. И кстати, внешний вид преподавателя тоже играет немалозначимую роль. Из того же опроса от «Авито» выяснилось, что видеть фото исполнителя считают очень важным 22 % респондентов, скорее важным – 48 %. Личный бренд на то и личный – персональные качественные снимки здесь обязательны.
Продолжая разговор о контенте, нужно отметить, что все вышеперечисленное в первую очередь относилось к таким площадкам, как Instagram, «ВК», «Одноклассники». Но среди репетиторов видеоконтент также стал очень популярен. Да, его можно размещать и в этих соцсетях, но для видеоконтента существуют специальные площадки – YouTube и TikTok. Последняя сейчас набирает серьезные обороты и стала весьма конкурентоспособной, из-за чего специалисты перебираются и туда.
Например, у этого репетитора по английскому в TikTok больше 200 тыс. подписчиков:
Очень важно вовремя переходить с одной социальной сети на другую. Например, сейчас Instagram дает меньше охватов, меньше лояльности от публики. И мы понимаем, что уже пора очень активно двигаться в TikTok.
Аудитория прогревается отзывами. Ребята видят результаты, им хочется добиться таких же результатов, и они готовятся и идут именно ко мне. В прогреве аудитории также очень важен личный бренд, так как учителей сейчас невероятное количество, и ученикам выбрать очень сложно. Поэтому они еще выбирают и такого учителя, который им нравится как человек. Они смотрят сториc, они смотрят, разделяют ли они взгляды этого преподавателя, нравится ли подход преподавателя. Соцсети позволяют уловить этот момент. Социальные сети показывают, что преподаватель интересный человек, что он личность.
Наши эксперты раскрыли свои секреты по поводу того, где они берут идеи для контента.
Вдохновляюсь многим: современными тенденциями в образовании, новыми открытиями в науке, педагогическим и психологическими методиками, музыкой, блогерами, творчеством, мои ученики много всего интересного мне тоже рассказывают, смотрю, что интересного есть у коллег.
Все идеи для уроков нам диктует ЕГЭ, так как мы специализируемся именно на этом. А для контента советую сидеть в TikTok. Он генерирует крутые и свежие идеи в плане монтажа или контента. Очень полезно общаться с людьми из своей сферы или любыми другими блогерами. В ходе общения можно находить классные идеи, чтобы потом их применить.
Продвижение
Способов продвижения в социальных сетях придумано уже очень много. Но мы остановимся на самых популярных и рабочих среди репетиторов. Есть как бесплатные, так и те, что потребуют значительных финансовых вложений.
Это один из самых действенных способов бесплатного продвижения. Речь идет не о хвалебных комментариях под красивой фотографией или смешным видео. От таких комментариев максимум, что вы получите – это лайки на сам комментарий, но лишь единицы зайдут на вашу страницу. Только они вряд ли будут заинтересованы в вас как в специалисте.
Вам нужно найти своих потенциальных клиентов. Зайдите на страницу вашего коллеги и найдите в комментариях обсуждение какой-нибудь темы. Активно участвуйте в таких дискуссиях. Оставляйте свое экспертное мнение, чтобы люди поняли, что вы пришли сюда не просто поболтать, а готовы заявить о своем профессионализме.
На скриншотах выше можно увидеть примеры такого способа привлечения клиентов. Выделенные комментарии были оставлены на страничке известного блогера в сфере репетиторства с количеством подписчиков 2 миллиона. Перейдя на страницы этих пользователей, можно убедиться, что они сами являются репетиторами, а их комментарии можно очень часто встретить под постами этого блогера. Они отвечают подписчикам блогера, которые остались без внимания автора страницы.
Также можно комментировать посты популярных блогеров вашего направления. Вы можете оставить свое мнение по теме поста, а пользователи обратят на вас внимание. А в конце можно написать: «На моем курсе вы научитесь справляться с такими проблемами (языковой барьер)», «На первом бесплатном занятии мы определим ваш уровень владения языка», «На моем ближайшем вебинаре вы поймете, что органическая химия не сложнее, чем научиться рисовать». В одно предложение поместите решение проблемы, озвучьте свой способ работы и сферу деятельности.
Главная цель комментинга – написать так, чтобы вас заметили.
Сейчас каждая социальная сеть предлагает возможность настроить таргетированную рекламу. Этот инструмент позволяет показывать рекламу на вашу страницу или на внешний сайт определенной целевой аудитории в конкретное время суток. Ваши посты будут показываться во всевозможных местах на площадке, где вы только захотите. Это может быть лента, истории и другие слоты для этого.
Сразу отмечу, что в тексте объявления, как и в примерах выше, должна быть указана сфера деятельности, завлекающее решение проблемы, а также способ работы. В отличие от комментинга, таргетированная реклама – это платная функция. Цена напрямую зависит от портрета целевой аудитории, географии показа, уровня конкуренции и прочих моментов. Также конечная стоимость зависит от того, какой именно способ оплаты вы выберете – оплата за показы или оплата за клик. Стоимость за один клик в разных случаях может стоить от 3 до 5 рублей или же от 80 до 100 рублей.
Вы должны настроить таргетинг так, чтобы к вам приходили только те клиенты, которых на первом этапе устроит специфика вашей работы. Если я хочу заниматься в формате индивидуального урока, с глазу на глаз с преподавателем, то мне не подойдет вебинар. Я потрачу ваш платный клик, а вы не получите клиента.
Кроме текста объявления, необходимо сконцентрироваться на фильтрах, т. е. выбрать конкретный возраст, интересы, географию клиента и прочие моменты.
Например, если вы являетесь репетитором ЕГЭ по математике, то в том же «ВКонтакте» вы можете настроить рекламу так, чтобы она показывалась пользователям 16-18 лет или же 35-50 лет (родителям учеников) в конкретном регионе и в конкретное время. Таким образом вы отсеете от показа рекламы людей, которым не интересны ваши услуги.
На данный момент имею и онлайн-, и офлайн-школу. И ту, и ту мы рекламируем в Сети. В основном сейчас реклама идет через социальные сети: «Вконтакте», Instagram, TikTok. И там, и там мы применяем таргет. Привлекаем на личный бренд и уже там, в основном в Instagram, продаем все курсы. Мы привлекаем для этого специалистов, таргетологов, так как самостоятельно здесь справиться сложновато.
Если у вас нет навыков по настройке таргетированной рекламы и нет времени для ее изучения, то лучше и вправду обратиться к специалистам в этой области. Таким образом ваши рекламные деньги будут тратить по назначению.
Реклама у блогеров может быть разной: пост в ленте, рекомендация в истории, нативная или открытая реклама в роликах.
Это самый дорогостоящий способ продвижения в социальных сетях. Блогеры сейчас на каждом шагу, и основной способ их заработка – это как раз-таки реклама, поэтому и цены иногда могут зашкаливать.
К выбору блогера, у которого вы собираетесь делать рекламу, также стоит подходить с особым вниманием. Кроме запроса статистики по просмотрам, переходам и прочим моментам, вам необходимо знать, какова его основная аудитория. Изучите посты и рекламу, которую он дает.
Бренд в социальной сети строится не быстро и не легко. Это длительная и кропотливая работа, которая вознаграждается хорошим результатом. Изучив самые популярные страницы репетиторов в «Инстаграме», я выяснил, что 90 % увеличили количество подписчиков за последние 2 года.
Самым ярким примером по количеству фолловеров стал репетитор, который набрал за 2,5 года почти 2 миллиона. Самым ярким результатом по времени стал специалист, которому удалось за полгода набрать около 100 тысяч подписчиков.
Главное не забывать, что когда ваш личный бренд начнет привлекать клиентов и будет узнаваем, его необходимо и дальше поддерживать. Иначе все было напрасно.
Примечание от редакции.
Если вы серьезно интересуетесь развитием личного бренда, у нас есть большое видео на эту тему. Там много примеров и инструментов, которые в этой статье не упоминались. Возможно, вам будет полезно.
Основные выводы
Комбинируйте различные варианты продвижения, придумывайте что-то новое, творите и создавайте тренды. Возможно, в скором времени вы станете второй Марией Батхан, которая начинала обычным преподавателем английского, а сейчас известный на всю Россию блогер и предприниматель.