Хочу стать турагентом с чего начать
Все о профессии менеджера по туризму: от получения специальности до карьерных перспектив
Только за первые три квартала 2019 года россияне совершили более 37 миллионов зарубежных поездок, что почти на 7% больше, чем за тот же период 2018 года. Рынок внутреннего туризма также растет. Большинство туристов предпочитают организовывать свой отдых через турагентства, поэтому профессия менеджера по туризму становится все более востребованной.
В чем заключается работа менеджера по туризму?
Менеджер по туризму – сотрудник туристического агентства или частный специалист, который занимается подготовкой и обеспечением отдыха клиентов. Он может работать только по одному направлению туризма (региону, стране) или по нескольким.
Менеджер по туризму помогает клиентам подбирать и оформлять пакетные туры и приобретать отдельные туристические услуги (бронировать билеты на самолеты и поезда, номера в гостиницах, получать визы, покупать страховые продукты и т. д.). Он оказывает туристам информационную и иную помощь на протяжении всего отдыха, в том числе в чрезвычайных ситуациях (например, когда нужно получить медицинскую помощь в другой стране по туристической страховке). Поэтому специалисту нужно постоянно быть на связи не только с отдыхающими, но и с и представителями отелей и компаний-перевозчиков, гидами-экскурсоводами и другими специалистами, занятыми в сфере туристических услуг.
Работа менеджера по туризму связана с взаимодействием с людьми в режиме 24/7, так как отдыхающие в других городах и странах из-за разницы во времени могут писать или звонить и ночью, и в выходные. Нередко возникают стрессовые и конфликтные ситуации. Но и плюсов у профессии немало. Менеджеры турагентств регулярно ездят в бесплатные промо-туры для знакомства с направлением, которое будут продавать клиентам, с новыми отелями, экскурсиями. Они получают внутрикорпоративные скидки на отдых, могут подбирать лучшие предложения туроператоров для себя, своих близких. Менеджеру по туризму легко набрать базу клиентов, потому что большинство людей ездят в отпуск регулярно и советуют хорошего специалиста родственникам, друзьям, коллегам. Немаловажным плюсом профессии является и возможность работать удаленно, из дома – как частным турагентом, так и сотрудником туристической компании.
Какими профессиональными компетенциями должен обладать менеджер по туризму?
Где учиться на менеджера по туризму и за сколько можно получить образование?
Если у вас есть любое высшее или среднее профессиональное образование или вы учитесь на старших курсах, вы можете поступить на менеджера по туризму в Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки». Обучение ведется по программе профессиональной переподготовки. Вы получите новую квалификацию всего за 6 месяцев:
Квалификация: Менеджер по организации и предоставлению туристских услуг
Как стать турагентом с нуля на дому в России и Украине
Одним из наиболее интересных видов бизнеса с минимальными вложениями является туризм. Работать в этом направлении можно на условиях фриланса, без привязки к рабочему месту, специального образования и опыта, просто продавая готовые путевки. Чтобы понять, как стать турагентом с нуля на дому, необходимо ознакомиться со спецификой профессии, правильно выбрать туристического оператора и разработать собственную эффективную схему продажи услуг.
Кто такой туристический агент и сколько он зарабатывает
Агент по туризму – это фактически менеджер по продажам туров. Последние представляют собой готовую программу путешествия, составленную компанией оператором. В тур входит бронирование отеля, экскурсионных программ и услуг перевозчика (самолеты, автобусы, круизные лайнеры). Отличие турагента фрилансера от агентства по туризму в том, что ему не нужен офис и большое количество сотрудников. Всю работу он может выполнять онлайн.
Вознаграждение агента состоит из комиссии от продаж, которую выплачивает оператор за каждого привлеченного покупателя. Она может составлять от 5% до 10% стоимости путевки. Таким образом ваш будущий доход определяет количество сделанных продаж. Начинающему туристическому агенту не стоит рассчитывать на быструю и высокую прибыль. Для стабильного дохода потребуется постоянная клиентская база, на формирование которой может уйти несколько месяцев. Средний заработок агента на дому составляет от 500 до 1000 долларов в месяц.
Как стать туристическим агентом с нуля на дому
Начать работу туристического агента, можно не имея специализированного диплома, но это не значит, что вам не потребуются знания. В первую очередь вы должны ознакомится с законодательством в отношении этого вида деятельности и туристических (зарубежных) поездок в целом. Также вам следует изучить терминологию, классификацию путевок, особенности выбора туроператора, методики общения с клиентом и, обязательно, географию.
Легализация деятельности агента по туризму
Без официального оформления с агентом по туризму не станут работать ни туристические операторы, ни клиенты. Вы можете зарегистрироваться как ИП (ФОП) или ООО. В первом случае гораздо проще ведение документации и регистрация деятельности, во втором к вашей компании будет больше доверия.
При регистрации очень важно правильно выбрать коды деятельности. И для России (ОКВЭД-2), и для Украины (КВЭД 2017) это будут:
При регистрации лучше выбрать упрощенную схему налогообложения.
Для работы агентом по продаже туров не требуется получения лицензии, а потому приступить к работе вы можете сразу после регистрации. Но тут следует учесть еще один момент. Согласно законодательству РФ, туристические агенты, в отличие от операторов, не заносятся в единый реестр и не обязаны иметь финансовое обеспечение (гарантии). Если же вы рассматриваете варианты как стать турагентом с нуля в Украине, вам необходимо обеспечение в сумме не менее 2000 евро. При этом, если этой суммы недостаточно для покрытия убытков, связанных с непредоставлением оплаченных услуг по вине агента, являясь ФОП вы рискуете не только гарантийными средствами, но и личным имуществом.
Гарантом, как правило, выступают банковские организации. Они дают обеспечение сроком до 5 лет. В ряде случаев можно заключить сделку на срок до 2 лет. Оформление гарантии выражается в открытии депозитного счета (залог по гарантии) и регулярных страховых отчислениях банку, которые в случае наступления будут направлены на выплату компенсации. Сам депозит не будет изъят и по окончанию срока договора с банком он возвращается агенту. Конфискация депозита может произойти лишь в случае, когда турагент не придерживался графика регулярных выплат.
В большинстве случаев наличие обеспечения у турагента никто не проверяет, и вы можете начать деятельность и без него. С другой стороны, крупные и солидные туроператоры могут отказать вам, если наличие гарантии не будет подтверждено.
Туристический агент на дому, в большинстве случаев, не занимается оформлением проездных документов (заграничных паспортов, виз, доверенностей). Однако, чтобы проконсультировать ваших клиентов, вы должны знать перечень необходимых бумаг для пересечения границы, список допустимых к перевозке предметов и медикаментов, а также правила пребывания на территории страны, в которую отправляется ваш клиент.
Выбор направления деятельности и целевой аудитории
Перед тем как стать туристическим агентом, вы должны определиться с категорией туристических продуктов (туров), которые вы будете продавать. Это определит вашу будущую целевую аудиторию.
Современный туристический бизнес предлагает большое количество разнообразных туров. Они разделяются на три большие группы:
Большинство операторов работают со всеми направлениями, а потому вы в любой момент можете расширить сферу своей деятельности.
Помимо этого, туры различаются по типу организации:
Как найти туроператора для сотрудничества
Для начала работы вам необходимо заключить официальный договор с туристическим оператором, в противном случае вы не получите комиссии, даже если продадите тур. При этом выбрать в партнеры можно как одного оператора, так и нескольких, что позволит вам предоставлять клиентам более широкий выбор путевок.
Аналогично, рассматривая вопрос как стать турагентом на дому, необходимо выбрать направления туристических поездок. Заниматься всем сразу, тем более начинающему агенту, очень сложно, а потому для начала лучше выбрать несколько наиболее интересных вам лично стран.
В интернет сети есть множество ресурсов, позволяющих найти подходящего туроператора. Некоторые из них сами предлагают прямое сотрудничество. Например, если вы ищите быстрый способ как стать турагентом с нуля в России, вы можете зарегистрироваться в системе туроператора Workle.ru и начать зарабатывать буквально сразу. Для работы в этой системе вам не потребуется регистрация в налоговой, поскольку компания сама выполняет за вас все отчисления в ПФР и ФНС.
Помимо этого, вы можете найти партнеров в Едином федеральном реестре туроператоров на официальном сайте Ростуризма (tourism.gov.ru).
Если вы являетесь зарегистрированным предпринимателем, вы также можете воспользоваться онлайн сервисами подбора и бронирования туров (с получением вознаграждения). Агенты из РФ могут использовать следующие ресурсы:
Независимые туристические агенты из Украины поиск операторов и туров могут осуществлять на IT-Tour (ittour.com.ua). Сервис позволяет подобрать и сравнить стоимость туров от различных операторов. Предусмотрена возможность продажи отказных путевок и помощь в создании собственного сайта. Как правило, такие ресурсы позволяют заключать договоры сотрудничества с оператором в онлайн-режиме.
Как проверить надежность оператора
В большинстве случаев ответственность перед туристами несут операторы туров, но, если случится форс-мажор, в немилость попадает и агент, осуществивший продажу. Это значит, что ваша репутация у клиентов напрямую связана с добросовестностью выбранных партнеров, а потому рассматривая вопрос как стать турагентом с нуля на дому, важно научиться распознавать добросовестных партнеров.
Найти подходящего для ваших условий работы туроператора и оценить его надежность можно в специальных интернет каталогах (turbiz.turistua.com, tursvodka.ru), предоставляющих возможность просматривать рейтинги. Также необходимо провести мониторинг отзывов пользователей и агентов на специализированных сайтах (otzyv.ru, turpravda.ua, obnovlenie.ru).
Вы можете сделать и собственные выводы, проанализировав оператора по следующим критериям:
Как привлечь клиентов на покупку туров
Большинство надомных туристических агентов начинают продажи, предлагая услуги своим знакомым. Если последние окажутся довольными, они несомненно купят туры повторно и порекомендуют вас своим друзьям. Но для полноценного заработка таких продаж будет недостаточно. Продвигать свои услуги можно следующими способами:
Как стать хорошим турагентом
Чтобы клиент согласился на бронирование тура, вы должны убедить его, что это правильное решение. Сделать это может только уверенный в себе и подготовленный к работе туристический агент. Для этого вам необходимо:
Чтобы избежать претензий в ваш адрес, а также незапланированных финансовых расходов, необходимо придерживаться следующих правил:
Зная, как стать турагентом с нуля на дому и применяя эти навыки на практике, вы сможете построить полноценную карьеру и получать стабильный доход. Этот вид деятельности также может быть интересен как дополнительный заработок студентам и занятость на период декретного отпуска для женщин.
Женщина-предприниматель, специалист по продажам. Всегда интересуюсь новыми направлениями и возможностями в бизнесе и интернет-предпринимательстве.
«Смысла в турфирмах уже нет»: как я шесть лет занимался турбизнесом и прогорел
Не помог собственный офис в центре города и большой опыт в путешествиях
Летом 2013 года я открыл турфирму в Таганроге.
У меня были идеальные стартовые условия — профильное образование, опыт работы, опыт путешествий и свой офис в центре города. Фирма продержалась шесть лет.
За это время я наработал постоянную базу клиентов, научился рекламе и продажам, пережил два кризиса, но в итоге все равно закрыл компанию. Расскажу, какие ошибки я совершил и чего не советую делать начинающим предпринимателям в этой сфере.
Почему я пришел в туристический бизнес
Я из небольшого города на юге России — Таганрога. В 2006 году мы с мамой начали много летать по миру — она занимается металлургическим бизнесом, доход и недорогая валюта позволили нам посетить много стран.
Всего я побывал в 21 стране, включая экзотические Кению, Австралию, Кубу и Бразилию. Путешествия для меня — это возможность видеть тот мир, о котором я мечтал с детства, погрузиться в мир других народов.
В 2007 году я окончил Институт иностранных языков и вообще не имел представления, чем буду заниматься. Разве что понимал, что трудиться учителем в школе точно не хочу, неинтересно. Мама предложила получить еще одно образование, заняться туристическим бизнесом. Мне показалось это любопытным, ведь мы часто летали на курорты в Египет, Турцию, Грецию, и там я видел много туристов. Мне казалось, что спрос на пакетные туры будет только расти — ведь люди всегда хотят хорошо отдохнуть.
Я поступил в местный вуз на туристическое направление — за второе образование пришлось платить по 60 000 Р за курс, учился пять лет.
Знания мне потом пригодились: например, на географии туризма я узнал специфику курортов — на Эгейское побережье Греции лучше ехать в июле и августе, когда прохладное море прогревается так, что в нем можно купаться. Или что весной не стоит ехать в Таиланд, потому что там будут ливни и вряд ли туристы смогут искупаться в море.
Еще был курс английского языка для специалистов по туризму, где я, несмотря на обучение в инязе, узнал много нового. Нам преподавали термины сферы туризма, мы разыгрывали ситуации, связанные с аэропортами, гостиницами, ресторанами, арендой машины.
О слабых сторонах бизнеса я тогда не думал — о том, что на деле много конкурентов, в мире бывают скачки валют, меняется политическая ситуация, случаются катастрофы и экономические кризисы. Тогда мне казалось, что сытые годы в туризме будут всегда, бизнес будет только процветать.
Параллельно получал практический опыт — на летних каникулах работал в местном турагентстве «Синьор Робинзон». Устроился туда по знакомству, знакомая семьи, Юля, работала там старшим менеджером. Она была все время рядом, обучала, подсказывала, помогала проводить сделки, поэтому мне казалось, что все легко.
Я даже думал, что когда открою свою турфирму, то смогу переманить ее, а она перетянет своих клиентов. Не вышло — думаю, тогда она не хотела менять работу, ведь у нее было хорошее место, клиенты, отличное отношение начальства, да и просто она порядочный человек.
В турагентстве я сопровождал людей, которые ехали на автобусе на Черное море, и несколько раз подбирал клиентам туры, продавал путевки в Питер и Турцию. Зарабатывал 4000—7000 Р в месяц.
Все это время часто путешествовал, с мамой и один. Побывал в Италии, Испании, на Бали, Канарских и Мальдивских островах, в Рио-де-Жанейро. Считаю все это подготовкой к туристическому бизнесу — мне кажется, когда человек продает путевки туда, где был сам, клиенты ему больше доверяют.
Например, я знаю, что на Золотых песках Болгарии не нужно ходить в кафе на набережной, иначе обед выйдет дороже. Вместо этого стоит свернуть на улицу за отелем «Адмирал» и пройти к отелю «Шипка», там будет стейк-хаус, где можно поесть вкуснее и в два раза дешевле. Такие нюансы делают турагента экспертом в глазах клиентов.
Как открывал турагентство
Офис мне подарила мама. Она давно управляет своим бизнесом и посчитала это выгодным вложением — подвальное помещение в центре города всегда можно дорого сдать или открыть другой бизнес, если вдруг не пойдет с турфирмой.
Помещение было довольно дешевым — за 90,8 м² заплатили 4,5 млн рублей, в нем была электрика и сантехника. Аналогичные варианты рядом продавались за 5 млн рублей. Помещение нашла моя знакомая, которая работала в агентстве недвижимости — начали поиски в мае 2011 года, оформили сделку в конце июня.
стоило подвальное помещение для турфирмы
Мы решили, что офис в центре города сыграет на пользу будущей фирме, убедит клиентов в надежности компании. Ведь если директор купил помещение и сделал там дорогой ремонт, вряд ли он заберет несколько сотен тысяч и убежит с ними.
После покупки помещение больше года простаивало, потому что я учился на пятом курсе и защищал диплом. В конце 2012 года взялись за ремонт и к июню 2013 года закончили. Мама наняла дизайнера, купила мебель, компьютеры, украсила стены постерами.
Офис позволял разместить пять человек, у меня, как директора, был отдельный кабинет. Но мы решили для начала ограничиться двумя столами в большом зале, а работал я сам — пока фирма не раскрутится. Еще сделали детский уголок — я видел, что в турфирмы часто приходят туристы с детьми. Клиенты могли бы выбирать тур, пока малыши играют. Всего на ремонт офиса потратили 1 млн рублей.
Еще повесили вывеску. Сложностей с ней не было — в 2013 году мы не получали на это разрешения властей. Разместили ее на опорах, которые принадлежали мне и соседу — владельцу кафе «Гарибальди». Мы договорились, что я отдам ему небольшой коридор за стенкой офиса, чтобы он мог заносить продукты в кафе с другого входа, а он не будет возражать против вывески.
В центре Таганрога хороший поток людей — рядом с офисом находились дорогой супермаркет «Иванка», несколько банков. Плюс строились жилые дома, то есть население микрорайона росло. Я думал, что люди будут проходить мимо и увидят вывеску. А когда захотят в путешествие, вспомнят мою фирму и придут в офис. Забегая вперед, скажу, что идея сработала плохо — клиентами действительно становились даже прохожие, но основной поток был из соцсетей.
В 2011 году я был очень наивным. Мне казалось, что все получится — был офис, диплом факультета туризма, опыт путешествий. Я грезил большими и легкими деньгами, которые буду совмещать с яркими путешествиями.
Для новой компании я зарегистрировал ООО, чтобы в случае банкротства отвечать перед клиентами только 10 000 Р уставного капитала, а не всем имуществом — помещение и оборудование были записаны на меня как на физлицо, а не на компанию.
Оформил заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, чтобы платить 6% дохода. Бывали периоды, когда фирма простаивала и не приносила денег, этот период мы с бухгалтером отмечали в отчетности как отсутствие деятельности.
Сам я стал учредителем и одновременно устроился в собственную фирму гендиректором. Чтобы не стоять в очередях в налоговой, обратился в бухгалтерскую компанию — за 7000 Р они собрали все документы и зарегистрировали компанию.
Название придумали вместе с друзьями, одногруппниками и университетскими преподавателями — «Мастер путешествий», по аналогии с мастером Йодой.
Расходы на открытие турагентства в 2013 году
Покупка помещения под офис в центре города | 4 500 000 Р |
Отделка и ремонт офиса | 700 000 Р |
Мебель, техника и оснащение | 300 000 Р |
Уставной капитал для открытия ООО | 10 000 Р |
Оформление документов через бухгалтерскую фирму | 7000 Р |
Печать и оснастка для ООО | 1500 Р |
Итого | 5 518 500 Р |
Как я начал продавать туры
Несколько месяцев я изучал условия и заключал договоры с туроператорами. В Таганроге их офисов не было, поэтому приходилось ездить в ближайший крупный город — Ростов-на-Дону.
Операторы формируют туры — выкупают места в гостиницах и самолетах, отвечают за трансфер туристов, предлагают экскурсионные программы. У них есть финансовое обеспечение — деньги, которые компания должна вернуть туристам в случае банкротства или отмены тура.
Как турагент, я мог только продавать их туры и получать комиссию 7—12% — тогда это казалось мне неплохим заработком. Бизнес-план или финансовую модель я не рассчитывал, просто открыл офис фирмы в августе 2013 года.
Конкурентами у меня были не только другие турагентства, но и сами операторы — люди могли купить поездку и без посредников у них на сайте либо на агрегаторах, которые собирают туры от нескольких операторов. Но я был уверен, что в 2013 году в Таганроге люди покупают туры у проверенных турагентов, а не на сайтах. Плюс как турагентство я мог конкурировать с оператором ценой — мы вычитали из своей комиссии небольшую часть и продавали тур со скидкой. Но тогда я о конкуренции особо не думал — рынок был достаточно большим, мне казалось, денег на всех хватит.
На старте я решил не придумывать чего-то нового и стал продавать путевки в уже популярные места — в Турцию, Египет, Грецию, Испанию, Чехию, Таиланд, Вьетнам. Это были популярные места у наших туристов, в эти страны можно было улететь из ближайшего к Таганрогу аэропорта, из Ростова-на-Дону.
Конечно, можно было попробовать организовывать свои туры, но для этого нужно было получить лицензию туроператора. Для этого нужны финансовые гарантии — я не узнавал точные суммы, но у ведущих операторов это были десятки миллионов рублей. Не говоря уже о десятках сотрудников — чтобы сделать свои туры, нужно заключить договоры с отелями и перевозчиками. Таких денег у нас не было.
В 2013 году стать турагентом могла любая компания — туроператор спросил у меня свидетельство о регистрации ООО, налоговую выписку, банковские реквизиты, письма из Росстата и заявление о применении УСН. Никто даже не требовал свидетельство о собственности на офис. Проверок тоже не было — представил документы, заключил договор, получил логин-пароль для системы, где можно бронировать и покупать туры.
Заключив договор, я получил доступ в личные кабинеты для агентов на сайте операторов. Там можно выбрать тур, забронировать его, внести данные туристов. Там же видно, сколько оператор заплатит мне за продажу. Система похожа на современные сервисы поиска агрегаторов туров — можно выбрать страну, конкретный курорт, количество звезд у отеля, тип питания и дополнительные опции, например отель с аквапарком или отель для пожилых людей.
Еще я заключил договоры с местным туроператором «Судаков-тревел» и федеральным «Алеан-тур». Через них можно купить автобусные туры на Черное море или поездки-экскурсии в Москву, Питер, Карелию или в тур по Золотому кольцу.
Первые клиенты и ошибки
Сначала заходите в личный кабинет агента к тому оператору, который продает подходящие туры. Для Абхазии и Сочи это «Алеан». Там выбираете гостиницу. Потом нужно занести данные клиента в систему бронирования и распечатать договор. Сделать пометку, если нужна виза и страховка. Если клиента все устраивает, подписать договор и получить у него деньги. В течение суток оператор уточнит, свободен ли номер в гостинице и все ли в порядке, а затем подтвердит заявку на бронирование. А вы переведете деньги оператору. Остается только распечатать туристам ваучер на проживание.
Если клиентам была нужна виза, я собирал у них заграничные паспорта, копии российских паспортов, фотографии, деньги за визу и справки о доходе. Потом отвозил документы в визовый отдел туроператора — они сотрудничают с консульствами и всю работу делали сами.
Обычно турагенты не используют свои деньги в бизнесе. Договор был составлен так, что если оператор не подтверждал тур и заявка аннулировалась, то платить неустойку было не нужно — предлагали или выбрать другое направление, или сделать возврат.
Еще на старте я подпортил репутацию компании. Ко мне зашел мужчина за недорогим туром в Абхазию. Когда мы подбирали отель, в офис зашла компания богато одетых молодых людей. Они хотели улететь в Египет и их было 15 человек. Тогда я работал один, без помощников, и только учился общаться с клиентами.
Конечно, мне следовало предложить им присесть и подождать, пока я не закончу с мужчиной. Но я сразу переключил внимание на более денежных туристов. В итоге без покупки из офиса ушли все — мужчина сразу, а компания чуть позже, потому что увидела, как я сразу переключил внимание с него на них. И вечером ребята из компании написали на городском форуме, что не рекомендуют обращаться в «Мастер путешествий», потому что «директор турфирмы думает только о деньгах». Не знаю, как это повлияло на поток клиентов, но думаю, что форумчане точно не пришли ко мне за путевкой.
Один раз я продал тур без договора. Мои клиенты хотели улететь на горнолыжный курорт Улудаг. Обычно такие туры стоят дорого, но у туроператора «Анекс» была акция, можно было взять поездку по стоимости пляжной Турции.
Обычно такие ситуации решаются просто — в договоре с турфирмой есть штраф за неустойку. Но здесь я пошел людям навстречу и не оформил договор. С тех пор — только договор, а уже потом заявки у туроператора.
Как я искал первых клиентов
Опыта в маркетинге у меня никогда не было. Нам рассказывали немного теории в вузе, но специально продвижению нигде не учился. В 2013 году такого количества информации в открытом доступе, как сейчас, не было.
Рекламировать турфирму я решил через соцсети. Выбрал «Одноклассники» — там уже было много турагентств, казалось, что в этой соцсети сидят взрослые, а значит, платежеспособные люди. Создавать профиль во «Вконтакте» я не стал, думал, что там сидят в основном школьники и студенты.
Сам я тогда пользовался «Одноклассниками», «Вконтакте» и «Моим миром». Но продвигаться через друзей в соцсетях не хотел — я считаю, что не стоит смешивать дружбу и бизнес. Если у друзей были для меня клиенты, они и так их приводили. Хотя это было редко, среди близких людей активно путешествовали только мы с мамой.
В «Одноклассниках» я оформил профиль турагентства, рассказал, что занимаюсь продажей туров, и начал добавлять в друзья всех подряд — тогда это был популярный способ продвижения. Чаще всего люди ставили лайки под красивыми фото, задавали вопросы по стоимости тура и обещали «подумать». Через полгода администрация соцсети заблокировала мой профиль за навязчивую рекламу, и набранные 2000 друзей пропали.
Я завел новый аккаунт, но добавлял не более 5—10 друзей в день, так набралось еще около 3000 человек. Особого толку от этого не было, но несколько постоянных клиентов из этой соцсети все-таки появилось — людям понравилось, как я подробно консультировал их в чате.
стоила реклама на двух баннерах в городе
Основные клиенты пришли по сарафанному радио — сначала по советам друзей и знакомых, а потом от тех, кто уже купил и кому понравилась поездка.
Конечно, без дополнительных доходов все это было бы невыгодным предприятием, но я мог себе это позволить — были еще проценты по депозитам, которые не связаны с туристическим бизнесом.
Первый кризис — банкротство туроператоров
В 2014 года на фоне колебаний валют началась волна банкротств туристических агентств и операторов. Мне повезло — первым из тех, с кем я работал, отменил все туры «Лабиринт». Этот оператор возил людей в Грецию.
Несостоявшиеся клиенты «Лабиринта» подали в суд на мою фирму, но в возврате денег им отказали. Я предложил пойти на мировую и, чтобы не рушить свою репутацию, отдал им 7000 Р комиссии за бронь и 10 000 Р компенсации от моего турагентства.
После «Лабиринта» начали банкротиться и другие компании — «Солвекс», «Южный крест», «Роза ветров». Все они были застрахованы в компании «Возрождение», которая закрылась осенью 2014 году, и туристы остались без денег и поездок. Мне повезло, на тот момент у меня было около десяти клиентов, но они летели в Турцию, Грецию, Испанию через надежных операторов «Анекс», «Пегас», «Санмар», поэтому дальше проблем не было.
На рынке началась паника, и я решил сделать перерыв — закрыл офис на два месяца. Вернулся на работу в октябре, когда открылись зимние направления — Таиланд, Вьетнам и Арабские Эмираты.
После «черного вторника» и евро за 98 Р я хотел закрыть компанию, но отговорила мама — она посоветовала продолжить ходить на работу и изучать экзотические направления и «фишки», которыми может отличиться мое турагентство. Она считала, что мне стоит попробовать сосредоточиться на Европе и экзотике, ведь мало кто в Таганроге добирался до Кении, Бразилии и Австралии.
В итоге я положился на ее интуицию и решил продолжить работу. Мы даже слетали в самостоятельное путешествие в Африку, в Кению, потратили на это 200 000—300 000 Р из маминых денег.
В Кении довольно своеобразный туризм. Там красиво и интересно, можно съездить на сафари и посмотреть на львов, гепардов, жирафов и бегемотов. Но все-таки это не та страна, в которую я бы влюбился.
Если вы снимаете отель, надо искать минимум 4 звезды, а это довольно дорого. Но тогда будет кондиционер и хорошее питание. Или есть кемпинги, в них придется засыпать под топот слонов, а от жары спасает только вентилятор. А еще там малярия.
Продавать туры в Кению я так и не стал — все туроператоры, которые тогда могли предложить тур, были сомнительными. Рисковать не хотелось.
Снижение дохода из-за комиссии операторов
Чтобы привлечь клиентов, туроператоры ввели промопредложения — скидки на отели, тур для клиента получался дешевле. За продажу таких промо давали единую комиссию в 7%. Из этой комиссии я, как турагент, еще давал скидку клиентам, чтобы они пришли именно ко мне, а не взяли у оператора напрямую или у другого турагентства.
Отступал кризис долго. Основной поток туристов вернулся в середине 2017 года — постоянные клиенты, а вместе с ними и их знакомые захотели на море. Работа в горячий сезон стала приносить около 30 000 Р в месяц. Но клиентов было мало, максимум 10 человек в месяц, надеяться на сарафанное радио больше не хотелось, а «Одноклассники» так и не раскрутились.
Продвижение, обучение и продажи
Полноценным продвижением я начал заниматься в конце 2017 года. Стал изучать СММ и продажи, читал много статей, смотрел группы маркетологов в соцсетях и тренинги на «Ютубе», окончил курс по туристическому маркетингу.
Бизнесу сайт ничего не дал, кроме 75 000 Р расходов с моего депозита. По нему не пришло ни одного человека, да и я не знал, как продвигать сайт в поисковиках. В Таганроге были компании, которые предлагали за сотню тысяч рублей раскрутить его, но эти ребята не вызывали у меня доверия.
На курсах и в блогах специалисты рассказывали, что основная аудитория путешественников сейчас сидит в «Инстаграме» и во «Вконтакте» — и я сделал там страницы турфирмы. Перестал тратить время на «Одноклассники» — понял, что аудитория там интересовалась красивыми картинками в моем профиле, а не путешествиями.
Страницу в «Инстаграме» вела знакомая за 3000 Р в месяц. За эти деньги она придумывала и публиковала посты — около 20—30 в месяц, мы старались делать больше красочных фотографий из мест, куда продавали туры, писали подборки лайфхаков для путешественников и пытались ненавязчиво продвигать турагентство.
Придумали название для паблика — «Свалить на недельку из Таганрога». Я осознал, что людям неинтересна постоянная реклама, поэтому определился с форматом — как можно больше развлекательного контента.
я потратил на рекламу во «Вконтакте»
После таких результатов я ограничил расходы — не больше 5000 Р на соцсети в месяц. Рекламу показывал девушкам 25—40 лет — по моему опыту именно они обычно занимаются организацией отдыха и выбирают поездки для близких.
Инстаграм я не успел как следует развить, подписчиков было меньше 1000 человек, да и лайкали посты довольно вяло. На рекламу тоже особо не реагировали
Поэтому стал много читать о скриптах продаж, которые помогают закрывать сделки даже с очень жадными клиентами. Нашел образовательный проект для моей отрасли, заплатил 36 000 Р за обучение в двух программах, по продажам и по получению заявок из соцсетей. Научился говорить «нет» клиентам, которые хотели огромные скидки, рассказывал понятным языком о своей работе и возможных сложностях и нюансах, которые ждут клиентов, если они сами купят тур. Например, им придется самим проверять время вылета на чартерных рейсах, а это не сделать просто по онлайн-табло, как в регулярных рейсах. Или проверять отель, чтобы достался именно тот номер, который купили. Все это в теории человек может сделать и сам, но к турагенту обращаются, если на это не хочется тратить время и ресурсы.
После обучения я стал задавать больше вопросов клиентам, стал внимательнее. Например, приходят ко мне люди с запросом на отель в Турции около моря. Я спрашиваю, где они отдыхали до этого, что тогда понравилось, а что нет. И по ответам понимаю, что им, скорее, подойдут тусовочные Кемер или Мармарис, а не тихие пригороды Алании с бюджетными отелями для семей с детьми или пенсионеров. Раньше я даже не думал об этом — просто интересовался, сколько будет человек, куда хотят ехать и сколько денег готовы отдать. Так я постепенно начал наращивать репутацию эксперта. Люди стали чаще обращаться второй раз, советовать меня друзьям.
Чем все закончилось
Постепенно доход стал расти, и летом 2018 года я зарабатывал уже 40 000 Р в месяц. Казалось, что все будет неплохо, но в конце года клиенты вдруг снова перестали приходить в офис.
В этот же день я позвонил знакомой из агентства недвижимости и попросил сдать мой офис. Через несколько дней пришли люди из морских перевозок и мы подписали долгосрочный договор на 27 000 Р в месяц. На этом мой туристический бизнес закончился.
Почему я закрыл турфирму
Основных ошибок я вижу несколько.
Поздно пришел в туристический бизнес. В 2013 году люди летали по разным курортам и были готовы платить за хорошо организованный тур. Самостоятельно бронировали гостиницы и покупали билеты только продвинутые туристы. Я шел в этот бизнес за легкими деньгами. Но продлилось это время недолго — в 2014 году произошел скачок курса валют и люди начали сильно экономить. Теперь люди шли туда, где дадут больше скидку. Соответственно, стали покупать у туроператора, чтобы сэкономить на комиссии турагента.
В 2018 году я спрашивал у знакомых директоров и менеджеров крупных таганрогских компаний про их путешествия. Они охотно ответили, что давно путешествуют без помощи турагентств. А если и летают турами, то покупают их не в агентствах, а у операторов напрямую.
Столкнулся с несправедливыми условиями. Есть большие туристические агентства, у которых отличные договоренности с туроператорами. Например, им давали комиссию 15% с тура, а новичку — 8%. Соответственно, большое агентство могло снизить цену на 10%, дать цену меньше, чем новичок, и все равно заработать свои 5%. На этом рынке маленьким компаниям работать просто невыгодно.
Решил быть как все. Я начал с массовых направлений, вместо того, чтобы придумать фишку, которая выделяла бы мою турфирму среди других.
Не знаю, как повернулась бы ситуация, если бы я делал упор на помощь людям, которые собираются в Европу или экзотические страны. В 2014 году у меня были контакты частных гидов по Италии, Франции, Кубе, Бразилии, Великобритании и острову Бали. Через экскурсоводов я вышел на гидов из Аргентины, Перу, Испании. У этих людей были хорошие рекомендации.
Возможно, пока люди путешествовали, такая услуга стала бы востребованной, ведь никто в Таганроге не додумался до этого. Но я решил, что это будет очень сложно, и стал работать на массовом рынке, отстраивался от конкурентов лишь размером скидки и работал себе в убыток. А после сытые годы закончились, люди все меньше путешествовали и не искали такого дорогого разнообразия.
Не умел продавать. Тогда я думал, что достаточно много поездить и подробно знать плюсы и минусы того, что предлагаешь. Сейчас мне кажется, что важно именно хорошо продавать — уметь понимать, чего ждут люди от путешествий, и предлагать им те варианты, которые их устроят.
Доходы становились еще меньше. В 2018 году перед закрытием бизнеса я узнал, что туроператоры собираются еще раз снижать комиссию. Думаю, они просто хотели «задавить» небольшие фирмы и освободить рынок.
Я просто устал. Безусловно, у меня появился опыт, обо мне знало много людей. Но фирма не приносила тех денег, как турфирмы в сытые нулевые. И я устал от самого туризма. Вложил довольно много души и труда в эту компанию, и это было несоизмеримо доходу, который я получал. Мне было выгоднее сдать офис за 27 000 Р и искать что-то новое для себя, живя на эти деньги.
Я никому не советую открывать турагентство в 2021 году. Из-за пандемии большинство направлений закрыто. Туроператоры платят минимальные комиссии, туры продаются в основном только по промоценам. Похоже, продавать самим, онлайн, им выгоднее, чем выделять комиссии на турфирмы.
Я не верю, что турагентство — это перспективный бизнес. Даже когда направления откроются, люди будут путешествовать сами — нанимать частных гидов, пользоваться мобильными приложениями для экскурсий, бронировать перелеты и отели через сервисы-агрегаторы, даже покупать туры у туроператоров напрямую. Смысла в турфирмах уже нет.