Хочу учиться на юриста с чего начать
Как стать успешным юристом
Как стать успешным юристом
Онлайн-интервью с Суреном Адибековичем Авакьяном, заведующим кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессором, д.ю.н., заслуженным юристом РФ
Как состояться в профессии юриста, профессионально развиваться и не проиграть в конкурентной борьбе? Об этом и многом другом мы поговорили с Суреном Адибековичем Авакьяном, заведующим кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессором, д.ю.н., заслуженным юристом РФ.
КонсультантПлюс: Успешный юрист – что это значит для вас? Что это за человек, какой у него должен быть бэкграунд: образование, опыт, интеллектуальный и культурный уровень?
Сурен Адибекович Авакьян: Давайте прежде всего скажем, что ответы на ваши вопросы дает немолодой (мягко говоря) человек. А те, кто читает мои ответы, в основном молоды, и им хотелось бы успешность приобрести не через десятилетия, а через годы. Иначе остается читать «Фауста» Гете и мучиться воспоминаниями – чего же когда-то не сделал и как это сказалось на всей жизни.
Так вот, прежде всего, надо иметь голову, уметь думать. Как бы тебя ни учили, все продумывай сам. Приведу пример из своей жизни. Нас учили политэкономии и весь мир делили на капиталистов-эксплуататоров и работников-эксплуатируемых. А я интересовался историей кино и ходил в лекторий по Чаплину, это было в нашем клубе на Герцена, где теперь снова церковь святой Татианы. И узнал, что из бедного артиста он со временем стал не только знаменитостью, но еще и богатым человеком. А богатые для нас – по идеологии того времени – все были эксплуататорами. Но парадокс – он же сам трудился, так куда же его относить?! Вы думаете, сегодня все иначе? Возьмите текст Конституции 2020 года, найдете там слова о том, что человека труда надо уважать. Скажите мне, кто это – человек труда? Рабочий у станка, механизатор? А владелец сети магазинов – он кто? Ведь ему надо каждый день обеспечить привоз товаров, торговлю, чистоту, культуру обслуживания и т.д. Он тоже работает, зарабатывает побольше, но ведь и налоги платит и со своих доходов, и от фирмы. Вот и анализируйте…
Следовательно, образование надо иметь, старание тоже, навыки вырабатывать. Но вы ничего не добьетесь, живя заученными догмами, учитесь думать сами.
КонсультантПлюс: С чего начать молодому юристу, чтобы достичь успеха в профессии? Какие навыки необходимо осваивать в первую очередь?
С.А. Авакьян: Учиться, учиться и еще раз учиться! Осваивать, постигать. И опять скажу – думать! Растите в себе аналитика. Сошлюсь на свой пример: что ни возьмешь посмотреть по юриспруденции в мои молодые годы – везде читаешь, что люди должны исполнять законы. И лишь у французских и английских классиков 18 века (и ранее) вычитал, что закон прежде всего обязателен для тех, кто его принял (сочинил). Но в тогдашнем лексиконе не находил слова о том, что закон обязателен для функционера компартии и государства.
И еще одно: не ленитесь. Отдыхать в вашем возрасте очень легко – стоит только начать, не остановишься. А книги, подготовка? Потом и как-нибудь… Ничего так не выйдет! Будете повторять вслед за поэтом, что «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», но тогда и успехи у вас будут «какие-нибудь».
КонсультантПлюс: Какие навыки, кроме профессиональных, могут стать конкурентным преимуществом для начинающего юриста?
С.А. Авакьян: Культура! Читайте все подряд. Например, речи адвокатов прошлого по уголовным делам. Книги по истории. Художественную литературу. И еще все музеи Москвы надо посетить! Тщательно, внимательно, не спеша, не для галочки. Каюсь, я сам еще не все посетил. Но знаю, что это необходимо, поэтому и вам советую. И театры!
КонсультантПлюс: Какое направление выбрать молодому юристу: быть специалистом широкого профиля или развиваться в узкой специальности?
С.А. Авакьян: Я за широкий профиль. Но смотря для кого. Адвокат для граждан вполне может быть помощником и по гражданским, и по уголовным делам. Но не каждый возьмется за охрану авторских прав, здесь нужен специалист. Кстати, и этот специалист может быть широкого профиля – авторские права на книги, музыку, картины имеют свою специфику. Юрист суда, прокуратуры, иных правоохранительных органов чаще специалист широкого профиля. В науке есть специализация, но эксперт в какой-то сфере может преподавать весь объем предмета, а писать по нескольким темам. Это индивидуально.
КонсультантПлюс: На юридическом рынке большая конкуренция. Как в таких условиях молодому специалисту заявить о себе и не потеряться среди коллег?
С.А. Авакьян: Не надо разбрасываться. Покажите себя в чем-то. Вас оценят, и не пропадете. Но помните слова Е. Евтушенко: «Кто хочет все и сразу, тот беден тем, что не умеет ждать».
КонсультантПлюс: Как вы думаете, что может поменяться в ближайшее время в работе юриста? К чему нужно готовиться уже сейчас студентам юридических вузов?
С.А. Авакьян: Виртуальный мир пронизывает нас. Очень многое – и хорошее, и плохое – уходит туда. В том числе и общение, и работа.
КонсультантПлюс: Юрист – интеллектуальная профессия, нужно постоянно повышать свое мастерство. Что, на ваш взгляд, этому способствует в первую очередь: чтение профессиональной литературы, обучение на курсах повышения квалификации или практика?
С.А. Авакьян: Чтение профессиональной литературы – и да, и нет. Здесь не надо забывать известное: не сотвори себе кумира. Кто советует – предлагает, дальше решать вам. Обучение на курсах повышения квалификации – то же самое. Идите прежде туда, где пополните свои знания. И идите к тому, кто любит дискуссию. Собственная наработка профессионального опыта – неплохо, но общение может быть полезнее.
КонсультантПлюс: Какие книги вы могли бы порекомендовать будущим юристам?
С.А. Авакьян: На отдыхе я всегда читаю Лескова. Никогда не понимал, почему в школе настоящих писателей заменяли литературой, которую трудно читать даже взрослым. Философствующих юристов много, но как себя заставить их читать… Читайте сначала обычную художественную классику. Когда трудно, читайте юмор. Чтобы логично мыслить, читайте классику детектива. И еще: на этой основе развивайте свою речь. Юрист, говорящий убого, – что может быть грустнее.
КонсультантПлюс: Что посоветуете молодым юристам?
С.А. Авакьян: Дерзайте! И все получится. Не усмехайтесь и не говорите: «к вашим годам. ». Можно кое-чего добиться и в молодые годы. Горжусь тем, что в 23 года был помощником прокурора, и он – прокурор города – доверял мне выступления в суде по уголовным и гражданским делам. Уже в те годы я получил приглашение перейти на работу в прокуратуру РСФСР, но ждал жилье как молодой специалист (тогда давали!) и поэтому не мог. На работе как помощник по общему надзору в меру сил помогал людям. Никогда не забуду, как пришла на прием пара – он и она, оба маленькие и горбатенькие, но счастливые тем, что нашли друг друга и дали жизнь здоровому ребенку. Они жили в бараке, а когда его ломали, всем дали жилье, а им даже комнаты не нашлось. И я, молодой, сначала по телефону, а потом и с вызовом в прокуратуру железным голосом требовал у 50-летнего замдиректора предприятия, чтобы их обеспечили жильем. Сделали, а потом они зашли и сказали мне спасибо. И еще одно знаю твердо: никогда не надо почивать на лаврах.
В завершение приведу стихи, которые для меня – девиз жизни. Может, и вам они пригодятся.
Е. Евтушенко. Не возгордись
Смири гордыню – то есть гордым будь.
Штандарт – он и в чехле не полиняет.
Не плачься, что тебя не понимают, –
Поймет когда-нибудь хоть кто-нибудь.
Не самоутверждайся. Пропадет,
Подточенный тщеславием, твой гений,
И жажда мелких самоутверждений
Лишь к саморазрушенью приведет.
У славы и опалы есть одна
Опасность – самолюбие щекочут.
Ты ордена не восприми как почесть,
Не восприми плевки как ордена.
Не ожидай подачек добрых дядь
И, вытравляя жадность, как заразу,
Не рвись урвать. Кто хочет всё и сразу,
Тот беден тем, что не умеет ждать.
Пусть даже ни двора и ни кола,
Не возвышайся тем, что ты унижен.
Будь при деньгах свободен, словно нищий,
Не будь без денег нищим никогда!
Завидовать? Что может быть пошлей!
Успех другого не сочти обидой.
Уму чужому втайне не завидуй,
Чужую глупость втайне пожалей.
Не оскорбляйся мнением любым
В застолье, на суде неумолимом.
Не добивайся счастья быть любимым, –
Умей любить, когда ты нелюбим.
Не превращай талант в козырный туз.
Не козыри – ни честность, ни отвага.
Кто щедростью кичится – скрытый скряга,
Кто смелостью кичится – скрытый трус.
Не возгордись ни тем, что ты борец,
Ни тем, что ты в борьбе посередине,
И даже тем, что ты смирил гордыню,
Не возгордись – тогда тебе конец.
Как стать классным юристом? Советы студентам от преподавателя
На наши вопросы отвечает к.ю.н., доцент Ульяновского филиала РАНХиГС Гриценко Юрий Михайлович
Как вы считаете, какими способностями или талантами должен обладать студент, чтобы стать высококлассным юристом?
В качестве ответа на ваш вопрос я могу предложить следующие условия становления студента высококлассным юристом:
Видите ли вы сразу среди первокурсников будущих знаменитых юристов?
Я не смогу ответить на ваш вопрос прямо, так как стать знаменитым можно в нашей стране и без хороших знаний, а по другим причинам, о которых вы хорошо знаете. Посмотрите материалы Интернета.
Студентов, которые могут стать очень хорошими юристами, я достаточно быстро могу определить в процессе обучения. Они умеют быстро и правильно пользоваться материалами правового поля: законами и подзаконными актами, а также быстро реагировать на возможные изменения в нормативных документах, в том числе материалами судебной практики от Конституционного и Верховного судов до материалов мировых судей.
Они обладают способностями анализа конкретных ситуаций и подготовке конкретных предложений для разрешения проблемы. Они имеют собственное мнение и умеют доказывать свою правоту при разрешении проблемы.
Они могут быть прекрасными юристами, но чтобы стать знаменитыми в наше время, этого недостаточно.
Какие книги или статьи нужно читать студенту, чтобы стать классным юристом?
Я считаю, что студент должен много читать и не только учебники и комментарии к ним, Постановления и Определения Конституционного и Верховного судов РФ, материалы судебных дел, юридические статьи, выступления судей, материалы заседание ГосДумы РФ и др. Надо интересоваться выступлениями политиков настоящего и прошлого времени.
Но, кроме этого, хороший юрист должен много читать художественной литературы, нашей и зарубежной. Она позволит ему развить мышление и ситуативный анализ, поможет правильно формулировать свои мысли и тексты выступлений, даст возможность расцвечивать свои выступления выдержками из прочитанных текстов.
Начать следует с Библии и Корана. Сравнив их тексты, вы многое увидите и поймёте, а далее следует прочитать художественную литературу, например: А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Т. Драйзер «Американская трагедия», Виктор Гюго «Отверженные», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», К. М. Симонов «Живые и мертвые», Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» и др.
Произведения: Л. Толстого, В. Шекспира, Ю. Семёнова, А. Вахова, Т. Сёмушкина, А. Толстого, А. Чаковского, Г. Брянцева и др.
Стихи А. Пушкина, Т. Шевченко, К. Симонова, Л. Филатова, В. Высоцкого, Д. Пастернака, А. Твардовского и многих других.
С чего начать начинающему юристу? Как стать хорошим юристом?
Данную статью я хочу посвятить моим коллегам, начинающим юристам. В начале карьеры у начинающих юристов возникает множество вопросов. К категории начинающий юрист может относиться и студент и люди, которые только собираются стать юристами. О том, что нужно знать и уметь юристу читайте отдельную статью.
Для справки отмечу, что юрист – это квалификация. Поэтому юристом является и выпускник ВУЗа без опыта работы, и прокурор, и судья, и безработный тоже может быть юристом.
Все вопросы, которые мне задают начинающие юристы, касаются нескольких блоков. Это вопросы о том, с чего начать обучение для того, что бы стать хорошим юристом, как стать хорошим юристом, с чего начать работу юристом, какие меры необходимо предпринять для самообразования.
Давайте рассмотрим эти вопросы для удобства по блокам.
С чего начать обучение для того что бы стать хорошим юристом или как стать хорошим юристом?
Первоначально необходимо понять, а надо ли оно? Ведь юристов много, учебных заведений тоже много. И может быть стоит выбрать другую профессию. Я знаю, что ценятся технические специальности и специалисты. Если ваше намерение стать юристом все же велико и взвесив все за и против, вы утвердились в своем намерении, то начните с образования.
Качественное образование вы можете получить только в качественном ВУЗе. К сожалению, вынужден отметить, что уровень образования падает с каждым годом. Поэтому к вашему диплому необходимо будет приложить и самообразование и первый юридический опыт.
К процессу обучения в учебном заведении необходимо подойти со всей полнотой ответственности и усердием. Часто от представителей неюридических профессий я слышу о том, что на практике им приходиться слышать фразу: «забудьте все то, чему вас учили…». Эта фраза абсолютно не применима к юридическим специальностям. Вам придется на практике применять именно то, чему вас учили. Один мой преподаватель по данному поводу выразился в том смысле, что юрист занимается наукой в студенческие годы, затем занимается практикой на работе, а затем в процессе работы возвращается к науке. И это в высшей степени верно и справедливо. Поэтому к обучению необходимо подходить серьезно.
В хороших ВУЗах преподаватели, как правило, помимо науки занимаются и практикой, поэтому они всегда могут вас чему-то научить. Пользуйтесь этими возможностями. Читайте юридическую литературу, а не только законы. Понимайте законы, читайте комментарии, юридические статьи.
Очень полезно будет участвовать в общественной жизни факультета. Это тоже часть процесса обучения. Ведь юрист это человек, который часто и много общается с людьми. Поэтому навыки общения с людьми развивать будет не лишним.
С чего начать работу юристом?
Карьеру юриста желательно начать еще в студенческие годы. Я бы советовал обеспокоиться этой возможностью с третьего или четвертого курса обучения. Для практики лучше подбирать коммерческую структуру с высокой квалификацией и разнообразными интересами. Конечно, это необходимо делать не в ущерб процессу обучения. Юридическая практика откроет перед юристами без опыта работы новые горизонты понимания юридической науки и даст толчок в обучении. Я бы не стеснялся поработать даже бесплатно, поскольку опыт будет бесценным и резко повысит уровень вашей компетентности. Работать на общественных началах в каком-нибудь органе государственной или муниципальной власти тоже будет чрезвычайно полезно.
Расскажу про свой случай. В мои времена на юриста учились пять лет. Тогда была система специалитета. Будучи студентом четвертого курса, я на общественных началах, начал трудовую деятельность с сотрудничества с одной крупной консалтинговой фирмой. Несмотря на то, что с этой фирмой я сотрудничал около года, у меня сохранились самые теплые воспоминания о том периоде. Именно в этот год я совершил существенный скачек в уровне компетенции. Это произошло во многом благодаря очень талантливому и компетентному начальнику юридического отдела, у которого я многому научился. Учиться на факультете стало как-то проще, после того, как я начал практиковаться.
Поэтому, уважаемые коллеги, как можно раньше начинайте заниматься практическими вопросами. Если ваш наставник будет заниматься и интересоваться различными сферами юридических знаний, вы сможете многому научиться. Работая, например, с каким-нибудь адвокатом и выполняя мелкие поручения, вы приобретете существенный опыт. Без этого опыта ваше обучение будет не полным.
Самообразование юриста
Для начала можете подписаться на Телеграм-канал Портфель Юриста.
Несколько слов про самообразование. «Учиться и еще раз учиться» – вот девиз всех хороших юристов. Поверьте мне на слово, очень высоко ценится обыкновенное знание правил русского языка и общий кругозор. Поэтому повышая общий культурный и образовательный уровень, вы несомненно становитесь более успешным и грамотным юристом. Мой совет – читайте классическую литературу, любите математику и логику, тренируйте свой мозг. Иногда для того, что бы сориентироваться в каком-нибудь «юридическом вопросе» достаточно владеть правилами русского языка и элементарной логикой. Поэтому прокачивайте свой мозг в «общегражданском» понимании. Этого будет достаточно. Но это мое личное мнение. Кроме того будет полезно начинать рассмотрение любого юридического случая с судебной практики. Я так делаю, для того, что бы быстро понять особенности юридической квалификации и оценить круг применяемых законодательных актов. В первую очередь это актуально для арбитражной практики, которая находиться в общем доступе. Уровень квалификации судей арбитражных судов, как правило, высок и читать решения по арбитражным делам очень приятно и полезно.
Если будут какие-то вопросы, пишите. По возможности отвечу всем.
К чему готовиться студенту-юристу?
Ollyy / Shutterstock.com |
25 января отмечается День российского студенчества. В честь этого праздника практикующие юристы и адвокаты поделились с ГАРАНТ.РУ своими мнениями относительно текущего состояния юридического образования в России, а также перспектив выпускников, его получивших.
В юридическом образовании пытаются ужиться две противоположности – консерватизм и современность. Консервативный подход, по крайней мере, в теории права, в целом закономерен – у классического юридического образования богатая история. Так, римское право изучали в Болонском университете еще в XII веке, а, к примеру, юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова был основан в 1755 году и стал одним из первых в Московском университете.
Но с другой стороны, право регулирует общественные отношения, которые постоянно меняются, а значит, оно вынуждено не отставать от современных тенденций и технологий. Это ему, впрочем, не всегда удается, как считают некоторые эксперты.
Именно по этой причине, надо полагать, мнения опрошенных юристов разделились – практически ни по одному вопросу, касающемуся образования, нет однозначной и четкой позиции. Хотя в этом можно найти и положительную сторону – абитуриенты, студенты и те, кто интересуется юридическим образованием, могут ознакомиться с несколькими мнениями и выработать собственное.
Проблемы юридического образования
Эксперты назвали целый ряд проблем, с которыми могут столкнуться студенты-юристы в вузах – к ним стоит быть заранее готовыми. Отмечается падение качества юридического образования, по сравнению в том числе с тем, каким оно было в СССР, снижение уровня преподавания, оторванность от современных реалий и технологий. При этом, отмечают практики, выпускники многих коммерческих учебных заведений покидают их с «корочками диплома», но без необходимых знаний. Предположительно, цель таких вузов – только получение от студентов платы за обучение.
Однако и крупные государственные вузы неидеальны. В них, в частности, можно обнаружить существенный недостаток практики.
Теория vs. практика
Владимир Постанюк |
Эксперты признают, что практики в юридических вузах недостаточно, но однозначного решения данной проблемы, как представляется, нет. В первую очередь из-за того, что перейти сразу к практике, не имея фундаментальных теоретических знаний, не получится. «Никакой практической подготовкой невозможно восполнить даже малейший теоретический пробел в знаниях», – отметил адвокат Владимир Постанюк.
В то же время, по словам коуча и тренера для юристов Юрия Зачека, упор на практику позволил бы облегчить жизнь молодым юристам и работодателям, поскольку как раз с развитием юридической науки сегодня дела обстоят намного лучше. Адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Дмитрий Егоров в связи с этим даже считает, что дисциплины по фундаментальным наукам – теория государства и права, философия, история государства и права должны быть сокращены в пользу как можно большего количества практических занятий, посещений судебных процессов, общения с практикующими юристами.
Виталий Субботин |
Не исключено, что это решило бы некоторые проблемы начинающих специалистов. Юристам, по словам руководителя направления «Право» Русской Школы Управления Виталия Субботина, сегодня не хватает практики составления документов, навыков ведения переговоров, медиации и выступления в судебном заседании, практических знаний по сбору и применению доказательств, управленческих навыков.
Правда, когда речь заходит о прохождении практики в рамках образовательного процесса, выявляется другая проблема. «А какова эта практика и какие требования выставлены для ее прохождения?», – поставил вопрос адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Сергей Романовский. Сегодня требования в данной области, по его словам, минимальны, ведь достаточно печати организации в дневнике прохождения практики, а это может быть печать любого юрлица или ИП, где якобы есть юридический отдел. И такой способ прохождения практики студенты используют часто. В связи с этим важно, считают эксперты, чтобы юридический факультет взаимодействовал с действующими юридическими компаниями, адвокатскими образованиями и госорганами, где студент действительно сможет получить практические навыки, а возможно и рассчитывать на дальнейшее трудоустройство.
В то же время отмечается, что формирование сознания юриста только на практических примерах также чревато проблемами. «Юрист, сформировавшийся исключительно или преимущественно на практике, превращается в робота, способного совершать определенные действия по заученным шаблонам», – заявил адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Евгений Семьянов. Он добавил, что исключительно практико-ориентированный подход в обучении юристов приводит к утрате уважения к юридическому сообществу со стороны общества и государства.
Баланс учебных дисциплин и методы обучения
Олег Головчанский |
Хороший юрист должен обладать глубокими знаниями и фундаментальных, и прикладных дисциплин – с этим согласно большинство профессионалов. «Как показывает практика, современный юридический рынок требует от молодого специалиста глубокого погружения в отдельные, специфические отрасли права и актуальные тенденции. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что на настоящий момент «прикладные» дисциплины становятся не менее важны, чем фундаментальные», – отметил ведущий юрист «Пепеляев Групп» Олег Головчанский.
Однако эксперты не рекомендуют студентам чрезмерно увлекаться слишком узкими направлениями практики. По словам Дмитрия Егорова, большой перекос в область конкретных, слишком узких специальностей при обучении может сыграть со студентами «злую шутку», если после окончания вуза выбранные направления окажутся невостребованными.
При этом учебные дисциплины, как обращают внимание юристы, не должны быть слишком оторваны от практики. «Нужна некая матрица для студентов, которая покажет, как та или иная учебная дисциплина применяется на практике, для чего она нужна юристу, клиентам, обществу. К примеру, где конкретно применяется налоговое право (юридические и аудиторские фирмы, налоговые отделы компаний, налоговые органы и т. д.)», – предположил Юрий Зачек.
К слову о теории, нередко в юридических вузах студентам дают представление о неких правовых идеалах, рассказывают, «как должно быть», в то время как на практике дела обстоят иначе. Эксперты отнеслись к этому явлению по-разному. «Такой подход является в корне неверным», – считает Дмитрий Егоров. По его словам, получается, что студенты сдают зачеты и экзамены по теоретическим дисциплинам, а на первой работе их просят «забыть все, чему учили в университете». В итоге, указал эксперт, выпускники на протяжении нескольких лет являются по сути лишь стажерами и помощниками юристов. Владимир Постанюк и Виталий Субботин, напротив, сочли такой подход правильным. Знание о том, «как должно быть», по их мнению, заложит представление о том, к чему нужно стремиться – юрист должен применять именно то, что прописано в законе. И в то же время, признали эксперты, без изучения реального положения вещей такие знания окажутся оторванными от действительности.
Юрий Зачек |
Поэтому, как отметил Юрий Зачек, уже начиная со 2-3 курса студентов должны готовить к тому, что система правосудия и правоохранительная система в современной России далеки от идеала. Чтобы реализовать такую идею, пояснил эксперт, нужно приглашать практикующих юристов и не пытаться «причесывать» реальность. «Ситуация, когда выпускники выходят с искаженным пониманием того, как работает право на практике, приводит к стрессу и дальнейшей ломке личности при столкновении с реальностью», – добавил он. Эксперт также выступил за введение обязательной психофизической подготовки будущих юристов для того, чтобы учить их работать с негативом, под давлением, в жестких временных рамках и в стрессовых ситуациях.
Опрошенные ГАРАНТ.РУ юристы также не пришли к единому мнению относительно того, насколько применимы новые форматы обучения к юридическому образованию. Например, такие, как case study (метод кейсов) или дистанционное взаимодействие преподавателей и студентов. «Личный контакт профессора и студента не может быть заменен ничем, этот метод апробирован веками», – высказал мнение Владимир Постанюк. А Юрий Зачек и Дмитрий Егоров считают, что вузам, наоборот, следует не только экспериментировать с новыми форматами, но и активно внедрять их. «Все ведущие мировые вузы уже оцифровали свои программы, и их образование и дипломы уже можно получить, не отходя от экрана собственного компьютера. Границ больше не существует», – отметил первый. «Метод кейсов является весьма прогрессивной и интересной формой обучения, которая может совмещать в себе полученные теоретические знания с импровизированной практической ситуацией, тем самым постепенно готовить студентов к самостоятельному анализу юридических ситуаций и ведению практических дел», – добавил второй.
Сергей Романовский при этом обратил внимание на возможные риски новых форматов образования. Дистанционное обучение, по его мнению, стали выбирать студенты, проходящие обучение «для галочки» либо «потому что мама заставила». Поэтому, полагает адвокат, необходим тщательный контроль при сдаче зачетов и экзаменов по такой форме обучения.
В целом восприятие новых тенденций обучения и современных технологий, как представляется, зависит от конкретного вуза. «Существуют вузы, которые «идут в ногу со временем», а есть и такие, которые считают, что консервативное образование, как вино, со временем становится лишь более востребованным», – резюмировал Дмитрий Егоров.
Профессорско-преподавательский состав и учебная литература
По наблюдениям одних юристов, в вузах слишком много теоретиков, в том числе не способных качественно преподавать прикладные дисциплины, другие считают, что хороших теоретиков, наоборот, мало. В данном вопросе важен, скорее, разумный баланс, то есть профессорско-преподавательский состав вузов, как отметил Евгений Семьянов, должен быть разным. Причем практиков, по его мнению, не стоит допускать к чтению теоретических дисциплин, а вот практико-ориентированные дисциплины могут читать теоретики и практики совместно. Следует учесть, добавил Дмитрий Егоров, что знания привлекаемых к работе вузов практиков безусловно не должны быть поверхностными и полностью приобретенными за счет практических навыков.
«Что касается возрастного состава вузов, он должен обновляться. Это естественно. Однако для роста конкуренции в этой сфере необходимо создать материально-технические условия для повышения привлекательности преподавательской работы, повышения ее престижа в общественном сознании», – указал на еще одну проблему Семьянов.
Важным вопросом образования является не только «у кого учиться», но и «по чему учиться». Современная юридическая литература, по словам некоторых экспертов, не отличается высоким качеством – «давно неэффективна» и даже «не выдерживает никакой критики». Основная проблема заключается в том, что учебники, основанные на законодательстве, быстро устаревают, что приводит к частым переизданиям и потере качества. «Переиздают каждые 2-3 года почти все учебники, практически не меняя их содержания», – поделился Евгений Семьянов, пояснив, что издание учебной литературы стало еще одним источником получения дохода.
Это, впрочем, касается не всей литературы. Дмитрий Егоров высказал мнение, что на достаточно высоком уровне находится специализированная литература, написанная опытными юристами в своей области. В то же время, по словам Виталия Субботина, нужно искать новые инструменты преподнесения юридической информации – к ним он отнес информационно-правовые системы.
Что интересно, эксперты не исключают – на качество юридического образования в будущем может повлиять введение адвокатской монополии. Так, Олег Головчанский предположил, что появление требования об обязательном наличии статуса адвоката для допуска к профессии может привести к качественному скачку в сфере юридического образования. С ним согласился Дмитрий Егоров, но при этом не исключил, что юридические вузы могут использовать заявление о перспективах адвокатского статуса в целях рекламы, причем не всегда правдивой. Он также допустил, что повысятся возможности коррупционной составляющей при обучении.
Портрет идеального выпускника юрфака
Студенту-юристу, скорее всего, придется столкнуться с перечисленными проблемами российского образования. И в этих условиях ему предстоит также решить сверх-задачу – стать молодым востребованным специалистом при высокой конкуренции. Эксперты констатируют, что выпускников юридических вузов очень много, но при этом не считают необходимым вводить ограничения, чтобы образование в данной сфере стало «элитарным».
Совсем наоборот, юристы отметили, что такое нововведение ограничило бы конкуренцию. Они напомнили о недостатках монополизации той или иной сферы: качество падает, а цены растут. Но вместе с тем, считают практики, необходимо повышать уровень юридического образования. А это формирует повышенные требования к студентам.
Кто нужен на рынке юридических услуг?
Дмитрий Ястребов |
«Как показывает практика последних лет, работодателей можно условно разделить на два основных типа: первый тип – интересует «юрист-многостаночник», в принципе готовый «закрывать» все возможные правовые вопросы, второй тип – интересует юрист-отраслевик, способный «решить» сложные задачи в конкретной области», – рассказал о ситуации на рынке главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», к. ю. н. Дмитрий Ястребов. На собеседованиях работодателей, по словам эксперта, теперь интересует, не какое учебное заведение закончил соискатель, а какие задачи он способен успешно решать и какой метод он при этом выберет.
Нетрудно заключить, что выпускнику юрфака, желающему успешно начать карьеру, не хватит лишь теоретических знаний. Восполнить пробелы и получить представление о практике Дмитрий Ястребов рекомендует посредством:
Крайне важным эксперты считают изучение иностранных языков. «Сегодня знание иностранного языка, как минимум одного, предполагается. Для образованного молодого человека это должно быть нормой, для юриста особенно», – констатировал Владимир Постанюк. В идеале, обеспечить такое знание – задача вуза. В частности, Виталий Субботин отметил, что студентам нужно преподавать не только разговорный, но и юридический английский или даже англо-американское право на английском языке. Но если такие знания не были получены в университете, очевидно, студентам придется компенсировать этот недостаток своими силами.
Максим Крупышев |
Эксперты также считают, что выпускники юрфаков должны иметь представление о ведении бизнеса, причем с использованием современных инструментов. «Стоит осваивать такие навыки, как умение развивать бизнес и привлекать клиентов, ориентироваться в новейших информационных технологиях и законодательных инструментах – в частности, big data и онлайн-правосудие», – перечислил владелец фирмы «Юристы России» Максим Крупышев. Он также рассказал, что наиболее актуальными сейчас являются такие направления практики, как корпоративное, международное право, защита прав интеллектуальной собственности, разрешение налоговых споров, реструктуризация долгов и практика банкротства.
Алексей Головченко |
К «джентльменскому набору» в виде знаний о работе бизнеса и профессиональному владению английским языком Олег Головчанский добавил навыки в сфере программирования. По его наблюдениям, в последние годы они также требуются юристам.
Юристам также, по мнению Юрия Зачека, необходимо знание о том, как обращаться с личными финансами. «Иначе возникает ситуация, когда юристы попадают в финансовую ловушку или так называемые «золотые наручники»: работа уже не в радость, но уйти с нее не можешь, потому что ты привык к высокой зарплате, у тебя масса невыплаченных кредитов, платиновые кредитные карты, ипотеки, и т. д.», – отметил он.
Пригодится будущим практикам, по мнению управляющего партнера юридической компании «ЭНСО» Алексея Головченко, также и владение ораторским искусством. Нелишними будут дополнительные знания в сферах психологии и межличностных коммуникаций. Легко догадаться, что такой массив знаний вряд ли обеспечит даже самый лучший юридический вуз, а значит, конкурентным преимуществом выпускника должна стать активная самостоятельная работа над собой.
«Я, робот», или К чему готовиться студенту, живущему в мире технологий?
Виктор Садовничий |
Активно обсуждаемый сегодня тезис – «юристов заменят роботы». Его, разумеется, не стоит воспринимать буквально. «Никогда, мне кажется, [разрабатывая технологии. – Ред.] мы не достигнем того уровня, которым обладает человек, его мозг», – дал комментарий порталу ГАРАНТ.РУ ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. То есть в данном контексте речь идет не о каком-либо фантастическом сюжете, а о современных технологиях, которые способны выполнять рутинную работу, не требующую активного участия человека. Помощь «юриста-робота», как считает Дмитрий Егоров, действительно возможна по простым, однотипным юридическим делам: бракоразводный процесс при обоюдном согласии, взыскание долга по расписке, долгов со стороны банков и т. д.
То есть на сегодняшний день действительно беспокоиться за свое будущее стоит только тем выпускникам, которые рассчитывают составлять однотипные договоры или заполнять шаблоны исковых заявлений, меняя лишь фамилии клиентов. Виктор Садовничий обратил внимание, что за счет роботизации может измениться ситуация на рынке занятости, и это должны уловить университеты. Тем же, кто собирается стать профессионалом, готовым в том числе подходить к работе творчески, технологии должны только помогать.
Однако качества, которые действительно требуются в новых условиях от юристов, и с этим согласны многие из опрошенных профессионалов, – это гибкость и острый ум. Юрий Зачек обратил внимание, что сегодня нужно постоянно учиться, развиваться и перепрофилироваться, а также следить за новыми технологиями. Данный тезис касается, кстати, не только молодых специалистов, но и опытных. «Нам придется соответствовать, хотим мы этого или нет. Так что, пристегните ремни и держитесь крепко: будет трясти!», – призвал Зачек. По его представлениям, в будущем основными навыками юриста станут продажи, общение, коммуникации и презентации. «Юристы будут работать в максимально гибкой среде, в большей степени в виде фрилансеров, подключающихся то к одному, то к другому проекту или к той или иной фирме. У всех будут свои персональные рейтинги, и клиенты смогут сами выбирать, с кем им работать на основании отзывов», – предположил он.
Если попробовать спрогнозировать будущее и дальше, можно сказать, что юридическая профессия все же претерпит изменения, несмотря на сопутствующий консерватизм. Виталий Субботин не исключил, что скоро появится много новых специализаций юристов (например, связанных с отношениями в сфере Интернета вещей) и, если это понять сейчас, то возможно, есть шанс занять пока пустующую, но высокодоходную нишу юридической практики.
Не исключено, что за практикой подтянется и образование. Дмитрий Егоров уверен, что уже в краткосрочной перспективе в нашей стране появятся вузы, которые станут обучать студентов-юристов новым IT-технологиям, в том числе робототехнике.
Учитывая все вышеизложенное, кратко ответить на вопрос, к чему готовиться студенту-юристу, не получится. Но очевидно, будущим профессионалам нужно готовиться далеко не только к зачетам и экзаменам, но еще и к конкурентной борьбе, к меняющимся реалиям и к внедрению новых технологий.