Ходить за зипунами что это

Поход за зипунами

Ходить за зипунами что это. Смотреть фото Ходить за зипунами что это. Смотреть картинку Ходить за зипунами что это. Картинка про Ходить за зипунами что это. Фото Ходить за зипунами что это

Ходить за зипунами что это. Смотреть фото Ходить за зипунами что это. Смотреть картинку Ходить за зипунами что это. Картинка про Ходить за зипунами что это. Фото Ходить за зипунами что это

Такой специфический род деятельности, как военный, часто вынуждал казаков поддерживать партнёрские отношения с такими государственными центрами, как Речь Посполитая и Царство Русское, которые обеспечивали их хлебным жалованьем и прочим материальным довольстием.

Однако, поскольку царское и королевское жалованье часто платилось с задержкой (иногда — в несколько лет), а иногда и не платилось вовсе (да и выплаченное жалованье не покрывало всех нужд и расходов казачества), походы «за зипунами» были основной статьей материального снабжения казачьего войска.

Подобные походы были делом всего казачества — донского, терского, яицкого, запорожского.

Часто это шло вразрез с государственной политикой того и другого государства, что, естественно, вызывало противодействие казакам и их ответные волнения и выступления.

«Походы за зипунами» также способствовали снижению социальной напряженности в казачьих областях, связанной с положением малообеспеченных (голутвенных) слоев казачества (нереестрового казачества на Украине). Но не одна нужда и жажда наживы тянули казака в эти походы. Важным было и стремление к столь необходимой для воина славе, приобретение необходимых воинских навыков. В походах также происходило сплочение молодых казаков и казаков-новичков, осознание ими своего места в рядах казачьего сообщества.

Зачастую в этих походах объединялись (иногда случайно) отряды из различных казачьих войск.

География подобных походов была самой разнообразной: на Волгу и Урал, в Крым, Турцию и даже Персию.

Наиболее известным в истории является «поход за зипунами» Степана Разина 1667—1669 гг., который вылился в крестьянскую войну 1670—1671 гг. под предводительством Степана Разина.

Источник

Что такое поход «за зипунами»?

Ходить за зипунами что это. Смотреть фото Ходить за зипунами что это. Смотреть картинку Ходить за зипунами что это. Картинка про Ходить за зипунами что это. Фото Ходить за зипунами что это

Если вы думаете, что это приятный во всех отношениях «шопинг», то вы глубоко ошибаетесь. В те далекие времена походы «за зипунами» напоминали скорее военные операции или рейды на территории, прилегающие к русским землям. Целью таких походов была добыча продовольствия.

В XVII–XVIII веках положение казаков обязывало их не землю пахать, а нести военную службу. Это уже позднее они стали заниматься сельским хозяйством и превратились в «главных хлеборобов» нынешней России. Тогда же казаки были вынуждены поддерживать необходимые отношения с царской властью, а она в свою очередь обеспечивала их хлебным жалованьем и прочими довольствиями. Обеспечение было нерегулярным, очень часто задерживалось на несколько лет. Поэтому «спасение утопающих было делом рук самих утопающих», и походы «за зипунами» становились основной статьей снабжения казачьих войск.

Ходить за зипунами что это. Смотреть фото Ходить за зипунами что это. Смотреть картинку Ходить за зипунами что это. Картинка про Ходить за зипунами что это. Фото Ходить за зипунами что это

Если казаки собирались за добычей, то в это дело включались представители донского, терского, яицкого, запорожского казачества. Не всегда эти походы совпадали с общегосударственной политикой. Власть обычно ставила их в укор казакам. Тем не менее походы за добычей способствовали и определенному снижению социальной напряженности в казачьих областях, особенно в бедняцкой среде.

Для своих походов казаки выбирали самые разные маршруты. Традиционно они ходили на Волгу, Урал, в Крым и Турцию. Было несколько казачьих экспедиций в Персию. Самый известный в истории поход «за зипунами» совершили казаки Степана Разина в 1667–1669 годах. Очень скоро активность разинцев переросла в Крестьянскую войну 1670–1671 годов.

Ходить за зипунами что это. Смотреть фото Ходить за зипунами что это. Смотреть картинку Ходить за зипунами что это. Картинка про Ходить за зипунами что это. Фото Ходить за зипунами что это

Уже с 1668 года на Каспийском море действовал довольно большой отряд «воровских» казаков Степана Разина, который проводил удачные военные операции против приморских владений Ирана; доставалось и побережью Туркмении. Урон, который наносили персам, был значительным, и против казаков был брошен большой флот. Несмотря на значительный перевес в силах, персы были разгромлены в сражении у Свиного острова. Казакам досталась богатая добыча, а в плену оказались сын и дочь командующего персидским флотом. Эта пленная девушка и стала той красавицей-княжной, которую впоследствии Степан Разин, как мы знаем из песни «Из-за острова на стрежень», по легенде, выбросил за борт.

Возвращение казаков из персидского похода, да еще с богатой добычей, прославило Разина как удачливого атамана. Симпатии народа сразу перешли на сторону его отрядов, и к ним потянулись тысячи казаков и простых людей. Новая команда Степана Разина начала готовиться к следующему походу. И уже не «за зипунами»…

Источник

Поход за зипунами Степана Разина

Сведения о событиях в допетровской Руси можно почерпнуть только из сохранившихся летописей и устного народного творчества. Но летописи содержат лишь хронологию событий и краткие описания, которые часто зависели от взгляда власть имущих на происходящее. Народный эпос не всегда достоверно окружает некоторых участников событий только ореолом справедливости, отваги, героизма. Также преподносятся в нем и события восстания Степана Разина. В частности предшествовавший ему поход за зипунами.

Ходить за зипунами что это. Смотреть фото Ходить за зипунами что это. Смотреть картинку Ходить за зипунами что это. Картинка про Ходить за зипунами что это. Фото Ходить за зипунами что этоВсе доступные сегодня сведения, которые содержатся в официальных источниках о истории создания Русского государства, собраны по крупицам именно из летописей и народных преданий. Наиболее полное отражение периода походов и восстаний вольного казачества можно найти в исследованиях историка Н. И. Костомарова.

Толковать приведенные в его исследованиях факты можно различно. Как положительных высказываний о воровских походах, так и отрицательных, в книгах предостаточно. И так, посмотрим, так ли безобиден и необходим был поход за добычей в 1667-1669 годах.

Что такое походы за зипунами

Казачество в 17-18 веках не занималось земледелием. Их обязанностью была военная служба. Естественно за вознаграждение. Но хлебное довольствие в то время выплачивалось не только не регулярно, но иногда с годовыми задержками. Казаки и беглая крестьянская голыдьба, скопившая на Дону, нашли такой источник в добыче от набегов на соседей.

Почему вынужденный разбой стали называть походом за зипунами? Зипун был частью казацкой или крестьянской одежды и возможно был одной из желанных составляющих добычи. Но отнять его можно было только у представителей такого же весьма небогатого сословия. Поэтому рассказы, что грабились только богатые купеческие караваны, весьма сомнительны.

Первая часть похода

Началом похода называется май 1667 года. Но к этому времени основной костяк отряда Степана Разина был уже сформирован. В различных источниках его численность указывается от 400 до 1000 человек. Первыми жертвами грабежей стали суда, торговые пути которых проходили по Дону. Следующей целью разинской ватаги была Волга.

Первую стоянку отряд выбрал на высоких холмах около городка Паншина, который, как и Рада, уже давно служил приютом для казачьих воровских ватаг. Попытки вернуть на путь истинный новоиспеченного атамана вольного войска со стороны царского воеводы и духовных особ закончились безрезультатно. В стан к Разину пробраться никто не смог.

Ходить за зипунами что это. Смотреть фото Ходить за зипунами что это. Смотреть картинку Ходить за зипунами что это. Картинка про Ходить за зипунами что это. Фото Ходить за зипунами что это

Далее, вероятно по речке Камышинке, разинский отряд перебрался на Волгу. К этому времени он был уже достаточно многочисленным. Как и полагается в казацком войске, отряд делился на сотни, десятки, со строгим подчинением начальству. Благодаря такой дисциплине воровские вылазки были достаточно успешными.

Весенний караван, плывший из Нижнего в Астрахань, стал первой волжской добычей. Струг со ссыльными казаки не тронули, а вот струг гостя Шорина с казенным хлебом был обчищен.

Начальник отряда сопровождения был изрублен, целовальники подвергнуты пыткам, приказчик купца повешен. Не менее страшная участь постигла и хозяев других судов. Они были повешены, заколоты или брошены в воду. Самое малое наказание получил казначей. Его просто оставили раздетым на береговом песке.

Сегодня это нам кажется крайне жестоким. Но в то время видимо было обычной пиратской практикой. Большая часть, а возможно все ссыльные стрельцы и ярыжники с захваченных судов перешли в отряд к Степану Разину.

В конце мая, начале июня уже тридцать стругов с отрядом Разина подошли к Черному Яру. Ожидаемого кровопролития не произошло. Казаки и ратники в городе заключили безмолвное перемирие. Далее путь разинских соратников лежал вниз по реке к Бузану. Здесь тоже была предпринята попытка вразумить вольного казака. Результатом стало ранение воеводы Семена Беклемишева. После его рассказов о мучительных пытках с подвешиванием на мачте попытки вернуть в родное лоно жестоких разбойников закончились.

Как все события восстания Степана Разина, так и этот поход показали, что в воинской смекалке, знании тактики, стратегии противника атаману не откажешь. До городка Красный Яр у места впадения Волги в Каспийское море отряд добрался по небольшому протоку Бузани. Далее тоже по одному из многочисленных рукавов, в город Яик. О грабежах или погромах в городе не известно. Но его стрелецкого голову Ивана Яцына атаман приказал казнить за неудачную попытку захвата части ватаги.

Ходить за зипунами что это. Смотреть фото Ходить за зипунами что это. Смотреть картинку Ходить за зипунами что это. Картинка про Ходить за зипунами что это. Фото Ходить за зипунами что это

Здесь упоминается о первом разладе в казалось бы уже сплоченном войске. Некоторые вновь примкнувшие стрельцы отделились и пошли на Астрахань. После безрезультатных уговоров о возврате большая часть их была зарублена и сброшена в воду. Кстати сказать, все уверения в доброй воле новых кандидатов на вступление в отряд заканчивались одинаково. Добрая воля на деле была похожа на принуждение под угрозой смерти.

Уже ближе к осени ватага переместилась в самое устье реки, в урочище Емансуга. Здесь ее путь отмечен разгромом местных татар, захватом женщин и детей в полон. Порезвившись в степях, Степан Разин с командой отправился в Яик на зимовку.

Холода вольные люди пережили благодаря неожиданной дружбе с калмыками, разбившими свой стан неподалеку. Удачной торговле между ними не смогли помешать даже попытки привлечь калмыков к захвату разинской стоянки. В наказание за попытку раздора были казнены переговорщики, отправленные воеводой в стан врага.

Вторая часть похода

Зимнее затишье закончилось в марте 1668 года. Поход за зипунами был продолжен, но переместился уже на морские просторы. В летописях за целый год нет ни одного точного упоминания о промысле отряда Разина на Каспии.

Все, что известно об этом периоде, взято из устных повествований. Насколько они правдивы, не известно.

В то время прибережные территории нельзя было назвать дружественными. Принуждение к переходу в мусульманскую веру, захват в рабство, торговля рабами, грабежи торговых судов там были нормой.

Часть Дербента, Шабран, Баку более, чем за год постоянных налетов постепенно превращались в развалины. При этом потери казаков были минимальны. Сопротивление, которое оказывали жители городов, преодолевалось без труда. Наказание было жестоким. Грабились все без разбора, от купцов, до беднейших крестьян. Разрушенные дома, забитый скот, уведенные в плен женщины и дети. Все это казацкий поход на Каспий.

Персидский период

Разорив северную часть побережья, отряд Разина, в котором к тому периоду насчитывалось больше шести тысяч казаков, двинулся к персидским берегам.

Здесь проявилась хитрость предводителя казачьего войска, о которой упоминают почти все его современники. Оценив превосходство сил, которые ждут подхода отряда к городу Раша, Разин предложил переговоры.

Трудно сказать почему иранские правители на них согласились. Не может быть, чтобы слухи о казачьих набегах на Дербент и Баку не достигли этих берегов. Но факт остается фактом, переговоры состоялись. Только результат их был не таким, как ожидали городские правители. Захват в заложники хана Будара дал возможность обосноваться на пристани и даже получать ежедневное денежное довольствие.

Можно было ожидать, что идиллия долго продолжаться не сможет. Пьянство до добра не доводит. И по одной из версий оно стало причиной бегства казаков из Раши. Пьяные вояки стали легкой добычей городских жителей. Избитые до полусмерти они ретировались на свои суда, а позже и совсем из города. Есть упоминания, что после первой победы над казаками персы осмелели и сделали несколько удачных морских вылазок для вытеснения их судов с окрестных вод.

Следующая пристань казачьего войска, порт Фарабат был не столь гостеприимен. Результатом сопротивления явился настоящий погром. Разрушенные и сожженные здания, многочисленные пленники, убитые. По другой версии часть жителей ушла в горы, но поверив «правдивым» заверениям послов из войска Разина вернулась. Такая же страшная участь ждала их уже через несколько дней.

Единственные жители, которых Разин приказал не трогать, это христиане. Их точное происхождение не известно. Скорее всего они были потомками привезенных в Персию пленников.

Зимовка казаков прошла в Фарабате, вернее на одном из окрестных островков. Здесь была сделана попытка создать поселение из пленников христиан. Почти все обмененные на заложников христиане верили в освободительную миссию казаков и пополняли ряды вольного отряда.

К этому же периоду относятся попытки осесть на Каспии легально. Послы во многих городах, в том числе и в городе Испагани, рассказывали привычную сказку о тиране московском правителе, от которого сбежали все казаки, приплывшие с Разиным на Каспий.

Не всегда заверения в мире и добрых намерениях принимались на веру. Слухи о событиях в Раше, и даже в Дербенте уже достигли ушей всех жителей окрестных территорий. В это же время подоспело и официальное известие от московского правителя о настоящих целях беглых казаков.

Подготовить боеспособный флот для зимней атаки на незваных чужеземцев в Персии не успели. Казаки с началом весны направились в сторону Трухменских земель, где и продолжили список своих «побед».

Финал похода Разина за зипунами

Опустошив прибережные улусы, казаки направились обратно, к своей базе в Фарабате. Здесь их уже ждали подготовленные за зиму-весну войска и черкесские наемники. Впрочем, даже финал похода, переросшего в начало цепочки событий восстания Степана Разина, можно считать достаточно успешным.

Из семидесяти судов под предводительством Менеды-хана, были потоплены почти все. Во всяком случае, как утверждают предания, только три судна с ханом на борту одного из них спаслись бегством. По одной из версий возможность одержать легкую победу дала ошибка персов. Пытаясь окружить казаков, они сцепили свои суда прочной цепью. Подбитые суденышки тянули за собой на дно сразу нескольких соседей.

Добыча была более, чем шикарной. Кроме персидских тканей, золота, драгоценностей, в руках казаков оказались сын персидского Менеды-хана и его сестра. Именно о ней поется в песне о Стеньке Разине. Говорят, что атаман, взяв ее в наложницы, действительно привязался к прекрасной персиянке. В песне красавицу атаман бросает за борт, как было на самом деле не известно.

Но вся эпопея с походом закономерно подходила к ожидаемому концу. Большие потери в боях с ханскими войсками и при набегах на улусы, гибель двух верных соратников заставили атамана задуматься о возвращении на родину.

К потерям прибавились новые невзгоды. После победы над ханским флотом прекратилась любая поддержка по стороны местных жителей. А это постоянное отсутствия хлеба и другого продовольствия, пресной воды.

Скорее всего, первоначальной целью Разина было достижение славы, но не на чужбине, а в родном отечестве. Поход за зипунами всего лишь средство получения желаемого богатства, которое нужно для привлечения огромного количества соратников. Поэтому решение о возврате не было спонтанным и вынужденным.

Не ожидая подготовки новых сил для обороны персидских берегов, казаки направились в обратный путь. Маршрут был известен, через Волгу. О том, как проходило возвращение домой можно только догадываться. Для добывания провизии и воды был только один путь, это набеги на прибережные поселения.

Возвращение в Астрахань было обставлено с подобающей разгульным казакам помпезностью. Разбрасывание золота, подарки, гуляния продолжались не один день.

После переговоров с главой Астрахани казаки получали возможность выдвинуться на Дон, отдав при этом вооружение, часть добычи и всех пленников. Но Разин остался верен себе, проигнорировав обещание.

Благородный рыцарь или обычный пират?

Определенный образ благородного разбойника, созданный в песнях и преданиях, меркнет при ближайшем рассмотрении. Во всяком случае, поход за зипунами нельзя назвать вынужденной добычей пропитания. Нет нигде упоминаний о том, что добыча, доставшаяся казакам при набегах, раздавалась нуждающимся. Нет даже фактов, что казаки, участвовавшие в походе, возвращались к семьям и приносили им трофеи. Есть только сведения о том, что местом приюта вольных казаков перед основным восстанием стал Кагальницкий городок.

Как во время похода, так и во время основных событий восстания Степана Разина, попытки уйти из войска или отказы в него вступить сопровождались угрозами и убийствами.

Никаких целей для улучшения жизни казачьего сословия на этом этапе восстания не ставилось. Каждый из участников воровских ватаг действовал только в собственных интересах.

Да и самого атамана нельзя было назвать остро нуждающимся в срочном пополнении запасов провианта. Родился он в семье зажиточного казака Тимофея Рази. Некоторые называют причиной агрессивности Степана в зрелом возрасте убийство брата, самовольно покинувшего службу. Эту же причину называл и сам Степан на допросах в суде перед казнью.

Но, тем не менее, этот агрессивный нрав или жажда мести никак не проявлялись до 35 лет. И только в зрелом возрасте Степан Разин подался в поход за зипунами. Скорее всего, это была обдуманная подготовка к основному восстанию и проверка боеспособности казачьего войска.

К тому времени он уже имел большой опыт в ведении переговоров от лица Донского казачества, участвовал в боевых действиях против Османской империи, в походах на Крымское ханство. Поэтому его предводительство в походе казачьей голытьбы по какой-то иной причине логически не объяснимо.

Первый же результат похода, блокировка торговых путей на Волге негативно сказался на развитии сразу нескольких городов Руси и отношениях с другими странами. О негативных последствиях разбойных гулянок казаков в Каспийском море история умалчивает. Но вряд ли этот вклад был позитивным.

Но песни о благородстве Стеньки Разина поют до сих пор. И возможно до сих пор многие считают его благородным рыцарем своей эпохи.

Кто знает истину? Все летописи или иные письменные источники тех времен отражают точку зрения власть имущих. А народному эпосу чужды точная хронология или объективная подача причин и следствий поступков воспеваемых героев.

Источник

ЗИПУН

Смотреть что такое ЗИПУН в других словарях:

ЗИПУН

русская народная (главным образом крестьянская) верхняя одежда типа Кафтана, без воротника, с длинными рукавами и раскошенными книзу полами. З. смотреть

ЗИПУН

ЗИПУН

зипун м. Старинная верхняя крестьянская одежда типа кафтана без воротника (обычно из домотканого сукна).

ЗИПУН

зипун м.homespun coat

ЗИПУН

ЗИПУН

ЗИПУН

ЗИПУН

ЗИПУ́Н, а́, м.Крестьянский кафтан из толстого сермяжного сукна.На сцѣнѣ появляется цѣлой народ в лаптях, зипунах и в шапках с заломом. Спб. М. II 47. И. смотреть

ЗИПУН

ЗИПУН м. стар. русский кафтан без козыря (колнера, стоячего ворота); ныне: вообще крестьянский рабочий кафтан, тяжелко, верхний кафт. от непогоды, из понитка, домотканого сукна, белого, серого, смурого; шабур, чапан, сермяга, азям: а собств. короткий, кафтан, чекмень, полукафтанье, с трубами или борами сзади или по бокам. У зипуна спинка короткая, почему его носят и бабы. Местами шабур или сермяга шьется из понитка, а зипун суконный. Ест орехи, а на зипуне прорехи. Зипуны доставать, донск. мародерить, грабить, идти на казачий промысел. Не все солнце в сером зипуне (мрачно). Зипунный, к зипуну относящийся. Зипунник м. сермяжник, мужик. | У казаков: мародер, грабитель. Зипунница, женщина в зипуне. Зипунщик м. портной, шьющий зипуны; прозвище владимирцев.

ЗИПУН

ЗИПУН

-а́, м. Старинная верхняя крестьянская одежда в виде кафтана без воротника, обычно из грубого самодельного сукна.На нем был оборванный подоткнутый зип. смотреть

ЗИПУН

1) Орфографическая запись слова: зипун2) Ударение в слове: зип`ун3) Деление слова на слоги (перенос слова): зипун4) Фонетическая транскрипция слова зип. смотреть

ЗИПУН

зипун зипу́н»крестьянский кафтан», впервые в Домостр. Заб. 183 и сл. Заимств. через нов.-греч. ζιπούνι «кофта, куртка» (Фасмер, Гр.-сл. эт. 63 и сл.) и. смотреть

ЗИПУН

«крестьянский кафтан», впервые в Домостр. Заб. 183 и сл. Заимств. через нов.-греч. «кофта, куртка» (Фасмер, Гр.-сл. эт. 63 и сл.) или прямо из венец. zipon = ит. giubbone (см. Скок, AfslPh 31, 320). По фонетическим соображениям, тур. zybun «куртка с короткими рукавами» (Радлов, 4, 907; 923), восходящее к тому же ит. слову, не может считаться источником, вопреки Коршу (AfslPh 9, 679), Миклошичу (Мi. ТЕl., Доп. 2, 110). Ср. жупан II. смотреть

ЗИПУН

Заимств. в XVI в. из итал. яз. (ср. венецианск. zipón), где giubbone «крестьянский пиджак» — суф. производное от giubba «куртка». Ср. жупан < польск. смотреть

ЗИПУН

(2 м), Р. зипуна/; мн. зипуны/, Р. зипуно/вСинонимы: валендряй, зипунишечко, зипунишко, зипунок, зипунчик, кафтан, одежда, сермяга, чапан, шабур

ЗИПУН

верхняя одежда из верблюжьей шерсти; стариннее выражение «зипуны добывать» означало: идти в набег за добычей. Первоначальный смысл «ходить за зипунами» не имел вульгарного значения, грабить всякого, кто попадется; это был своего рода спорт, вылавливанье в степи богатых иноплеменников, одетых в жупаны для того, чтобы получить за них выкуп или обменять на собратьев попавших в плен. смотреть

ЗИПУН

ЗИПУН

м. уст.zipoune m (vêtement paysan de bure)Синонимы: валендряй, зипунишечко, зипунишко, зипунок, зипунчик, кафтан, одежда, сермяга, чапан, шабур

ЗИПУН

зипун сущ.муж.неод. (1) мн.род. с раскрытой шеей, без зипунов, не согреваются даже достаточною пищеюПут2.

ЗИПУН

См. ямщикВ. В. Виноградов.История слов,2010Синонимы: валендряй, зипунишечко, зипунишко, зипунок, зипунчик, кафтан, одежда, сермяга, чапан, шабур

ЗИПУН

Источник

Что такое зипун, особенности кроя и назначение этого элемента одежды

Самым распространенным предметом гардероба в XVII-XIX веках был зипун. Носили его крестьяне и бояре, чаще всего мужчины, но существовал и женский вариант. Кроме того, покрой и особенности ношения немного изменились к XIX веку. Но неизменным оставалось то, что зипун – это вид кафтана, который надевали сверху на рубаху. Шили его из сукна и чаще всего носили под верхнюю одежду.

Что собой представляет

Национальный русский костюм был удобным, функциональным и практичным. Основная особенность – многослойность. К концу XVII века традиционный наряд стал обязательно включать в себя короткий облегающий полукафтан с длинными узкими рукавами (это зипун). Он представлял собой разновидность верхней одежды без воротника или с небольшой стойкой. Изделие надевали на рубаху, а сверху носили кафтан или армяк.

Этот обязательный предмет гардероба использовали круглый год. Характерные особенности:

Особенностью зипуна, который носили донские казаки, была расцветка. Он был яркого красного цвета, часто с контрастной, например, синей, подкладкой.

Особенности изделия в разные исторические периоды

Зипун был известен с XVII века. Считается, что название его произошло от арабского слова, обозначающего куртку. Носили зипуны во всех регионах. Из-за специфики кроя со свободной спинкой их надевали и мужчины, и женщины. Но в разные времена менялись особенности ношения.

Допетровские времена

Сначала зипун представлял собой домашний вариант кафтана. Он был узким, часто облегающим, длиной до колен, рукава тоже узкие. Такой крой позволял надевать сверху кафтан. Носили вещь на рубаху, но выйти в ней на улицу или принимать гостей считалось неприличным. Эта одежда была исподней.

Расцветка предпочиталась обычно яркая, часто использовались контрастные цвета. Например, зеленый зипун с белыми рукавами или желтый с синими. Кроме того, украшали еще яркой тесьмой по швам. Контрастными могли быть застежки. Обычно это от 4 до 8 пуговиц, застегивающихся на кожаные петли.

Зипун не имел воротника, но иногда к нему пристегивали расшитый ворот. Его разновидность могли менять в зависимости от ситуации.

Считается, что эту одежду носили вместо жилета. В холодное время года она использовалась для защиты от непогоды. Были теплые варианты, подбитые мехом изнутри. В то время зипун был обязательным предметом гардероба не только крестьян, но и бояр.

С XVIII века такой кафтан стали носить в основном как верхнюю одежду. Его надевали весной и осенью. Были будничные и праздничные варианты. Со временем изделие стало более широким.

Конец XIX — начало XX века

К концу XIX века зипун изменился по крою. Он имел сборы по бокам или сзади, полы книзу расширялись, ведь использовался он, как рабочая крестьянская одежда. В основном его стали носить вместо кафтана, как защиту от непогоды. Шился тоже из сукна, но обычно грубого, домотканого. Воротника не было, иногда делали небольшую стойку.

В то время мужиков стали называть зипунниками. Но носили этот предмет гардероба даже женщины. Часто надевали его поверх основной верхней одежды во время ненастья или при дальней поездке. Для ношения в будние дни изделия шили из домотканого сукна, обычно белого или серого цвета. Иногда использовался смурый, то есть некрашеный материал. Праздничная разновидность была из фабричного темного сукна, обычно черного или синего цвета.

Зипун стал обязательным предметом одежды казаков. Его надевали под бешмет. При этом край изделия выглядывал, поэтому делался ярким, обычно гвоздичного цвета. Иногда он был оформлен голубой каймой и шелковыми вставками. Популярность такой одежды объяснялась ее удобством при верховой езде – небольшие размеры и широкие полы не мешали и не сковывали движений.

Дополнительное значение термина

Кроме того, что слово «зипун» обозначало предмет гардероба, оно использовалось в другом значении. Так называли военные трофеи, добычу. У казаков военные походы часто именовались «походом за зипунами». Это означало охотиться за иноплеменниками, одетыми в дорогие наряды. Их потом обменивали на выкуп или на пленных друзей. Кроме того, «поход за зипунами» – это любая военная операция казаков, целью которой была добыча продовольствия. Самым известным из подобных походов было выступление отряда Степана Разина.

Словосочетание «доставать зипуны» иногда использовалось в значении грабить. Словом «зипунник» обозначали грабителей, мародеров. Часто так называли татар, совершавших набеги на донские селения и промышлявших грабежом.

Зипун – это устаревшее слово, историзм. Так называют часть национального русского костюма, сейчас такая одежда не используется. Но из-за того, что вещь была широко распространена с XVII века, в литературе встречается много упоминаний о ней. О том, какие имелись особенности в покрое в зависимости от сословия и региона, можно узнать из книг или исторических хроник.

Видео

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *