Холмогорский монастырь что появилось первым типография обсерватория или судоверфь
Холмогорский монастырь что появилось первым типография обсерватория или судоверфь
Первая русская астрономическая обсерватория появилась в 1692 году в Холмогорах. Ее основателем был первый холмогорский архиепископ Афанасий, в миру Алексей Артемьевич Любимов (1641–1702), бывший раскольник из Тюмени
некорректный вопрос. что обсерваторией считать. примитивные приборы для наблюдения за взаимным расположением небесных тел создавали и использовали на территории РФ ещё в неолите.
В 1692 году на колокольне в Холмогорах, близ Архангельска, по инициативе архиепископа Афанасия была оборудована в 1692 году первая в России астрономическая обсерватория
Хороший вопрос. К своему стыду не знала ответ. Подсмотрела. Сейчас буду читать об архиепископе Афанасии.
про первую русскую не знаю,а вот вообще первая обсерватория- Улугбека в Самарканде
Да,а в России Архиепископ Афанасий,в миру А.Любимов.По просьбе Петра 1
теперь буду знать Спасибо
1692 году в Холмогорах. Ее основателем был первый холмогорский архиепископ Афанасий
в миру А.Любимов
астрон.лабораторию создал первым М.Улугбек а руская астр.лабороторию не знаю.
Архиепископ Афанасий,в миру А.Любимов.Улугбек в Самарканде,вопрос про русскую.
наука и путь к звездам одна дорога. или как?
Первая русская астрономическая обсерватория появилась в 1692 году-а вот кем?
Архиепископом Афанасием,в миру А.Любимов
Спасибо!Хоть кто то наукой занимается!
Пётр в то время поощрял таких людей.И этот Афанасий часто с ним сотрудничал,помогал в строительстве
Я считаю глупо задавать вопросы,типа,в чём смысл жизни или как верн.уть любимую.А познавательные вопросы всегда в тему.И будет не плохо если останется у кого то в голове,даже если он загуглит вопрос.
я имени его не знаю— кто-то из древних. Ах. Русская? Циолковский))
Основатель Холмогорской обсерватории XVII века
Как бывает интересно проследить, из какого ничтожного ручейка или бьющего из земли ключа рождается великая река! Недаром истоки Волги всегда привлекали множество туристов и каждый из них считал своим долгом посмотреть рождение великого из ничтожного. Все новорожденное выглядит малым, слабым, жалким, и не всегда угадаешь великое будущее, которое ему предстоит.
Рождение русской астрономии произошло в Холмогорах, на побережье Белого моря. В Настольном энциклопедическом словаре братьев Гранат (1903г.) говорится:
Перенеситесь мысленно назад по времени еще на 200 лет и попробуйте представить себе Холмогоры 1703 года. За год до этой даты здесь скончался один из образованнейших людей XVII в., видный богослов и ученый, Алексей Артемьевич Любимов, известный в русской истории как Афанасий, архиепископ холмогорский.
Через Архангельск со времен Иоанна Грозного шел торговый обмен с Западом, и уже в XVII в. на архангельском рынке у заморских купцов можно было купить зрительные или подзорные трубы. Об Афанасии доподлинно известно, что он вел астрономические наблюдения и даже оборудовал в Холмогорах специальную обсерваторию.
Жизненный путь Афанасия примечателен. Родился он в Тюмени в 1641г. в семье служилого человека и уже с юношеских лет пристрастился к грамоте. Двадцатипятилетним юношей он переезжает в Пермскую губернию, в Далматовский монастырь и принимает здесь монашество. Его способности обращают на себя внимание церковного начальства, и в том же году его переводят к архиепископу Тобольскому, где он и пребывает до 1674г. За какие-то церковные провинности Афанасий на год попадает в Енисейский острог, но уже в 1678г. он в Москве, где сразу же обратил на себя внимание царя Федора Алексеевича и патриарха.
Известно, что Петр трижды посещал Беломорье, встречался с Афанасием, который усердно помогал созданию против шведов Новодвинской цитадели. Он даже лично из архиерейских запасов выделил немалые средства на постройку крепости. В походе с Белого моря на Орешек Петр пользовался картами возможных путей «из Поморских стран в Швецкую землю», которые составил для него Афанасий.
Способствовал Афанасий развитию в Беломорье мореходства и различных промыслов. Этот неутомимый сподвижник Петра обладал богатыми знаниями в области астрономии. Приобрел он их еще с юношеских лет, в процессе самообразования. Дошедший до нас список книг его библиотеки содержит немало сочинений по астрономии. Таковы были книги о кометах, введение в космографию, звездные атласы, математические таблицы и другое.
Где-то между 1692 и 1696 гг. Афанасий оборудовал в Холмогорах обсерваторию. Кто-то из его людей в 1692г. купил для «архиерейских потребств» на Архангельской ярмарке семь «трубок окозрительных». Возможно, что Афанасий проводил и какие-то астрономические работы. Во всяком случае в 1696г. у шведских моряков он приобрел «градус да стекло, с которого по градусу смотреть». Вероятно, это какой-то угломерный инструмент для измерения угловых высот светил.
Поначалу Афанасий вел наблюдения из «задней кельи» архиерейского дома. Но кругозор там был мал, и позже для астрономических наблюдений Афанасий, вероятно, использовал колокольню громадного каменного собора, построенного им еще в 1691г. Кстати сказать, многие астрономические наблюдения с колоколен проводились еще в XVIII в.
Через девять лет после смерти Афанасия в 1711г. Рядом с Холмогорами родился гений русской науки Михаил Васильевич Ломоносов. Первые 19 лет он жил на родине, и, несомненно, рассказы об ученом холмогорском архиерее дошли и до него. В какой-то мере такие рассказы несомненно зародили в нем серьезный интерес к астрономии.
Холмогорский монастырь что появилось первым типография обсерватория или судоверфь
Холмогорский район запись закреплена
17 фактов о Холмогорском районе
Дата образования Холмогорского района — июль 1929 года, в этом году району исполнилось 90 лет. За это время Холмогорский район стал одним из самых притягательных туристических центров Архангельской области.
1. Существует около 10 гипотез о происхождении названия «Холмогоры». Историки утверждают, что первоначально селение носило название «Колмогоры».
2. Холмогорский район знаменит своими памятниками православной архитектуры. На территории района располагаются Спасо-Преображенский собор (1691 год), Никольская церковь (1678 год), Антониево-Сийский монастырь (1738 год), Дмитриевская церковь (1738 год).
3. Административный центр Холмогорского района считается древнейшим поселением на Беломорском Севере, в летописях село Холмогоры упоминается в 1137-1138 годах.
4. Первое упоминание об обряде выпекания традиционных северных пряников «козуль» относится к Холмогорскому уезду и датируется 1730 годом. Холмогорские «козули» имеют характерную особенность — по виду они напоминают оленя.
5. На территории района располагаются особо охраняемые природные территории регионального значения (Чугский ландшафтный заказник) и федерального значения (Сийский лесопарк), также предусмотрено создание нового ООПТ регионального значения Национального парка «Звозский».
6. В XVIII веке в Холмогорах во время ссылки содержалось Брауншвейгское семейство. Это традиционное название семьи свергнутого с российского престола в ходе дворцового переворота 25 ноября 1741 года императора Ивана Антоновича.
7. В районе деревни Звоз расположены пещеры Двинско-Кирокского спелеомассива, который представляет собой скалы из доломитов, ангидридов и гипсов до 30 метров высотой.
8. Холмогорский район стал центром косторезного промысла, на территории села Ломоносово сейчас работает фабрика холмогорской резьбы по кости.
9. Трагически погибший поэт Николай Рубцов был уроженцем села Емецк Холмогорского района.
10. Холмогорский район — родина чёрно-белой коровы, по-простому породу ещё называют «холмогорка». Из-за того, что скот содержался в суровых северных условиях, холмогорские коровы более устойчивы к простудным заболеваниям разного типа.
11. На территории района под руководством министерства культуры Архангельской области реализуется проект «Остров Ломоносова», который включает в себя большое количество мероприятий, способствующих развитию туризма в регионе. В проекте активно принимают участие меценаты Марианна и Франк-Михаэль Энгель из Германии.
12. Первая торговая верфь России была образована в Холмогорском районе, на ней было построено 120 судов.
13. Дом Бажениных, братьев-основателей судоверфи, до сих пор стоит в деревне Вавчуга. По местным преданиям, в этом доме бывал Петр I. Сегодня дом Бажениных пустует, но ожидается его реставрация.
14. Петр I неоднократно посещал Холмогорский район. Во время своего первого визита на Русский Север император приезжал в Холмогоры и Вавчугу. В 1702 году Петр I снова прибывает в Вавчугу, чтобы наблюдать спуск на воду двух фрегатов.
15. В районе, недалеко от Антониево-Сийского монастыря, есть озеро Святое. На берегу озера находится древнее языческое капище. О происхождении названия озера есть целое предание. Однажды крестьянин, болевший страшной болезнью, рыбачил на озере и, ступив в воду, ощутил исцеление в ногах, искупавшись в озере целиком, мужчина понял, что болезнь отступает. По этому случаю озеро и стали называть Святым.
16. Один из наиболее значимых скульпторов XVIII века, Федот Шубин, родился в деревне Тючковская Куроостровской волости. Семья Шубиных помогла М.В. Ломоносову собраться в судьбоносное путешествие в Москву. Позднее Михаил Васильевич поможет Федоту Шубину поступить в Академию художеств.
17. Всем известный факт, что Холмогорский район — родина великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.
У нас вы найдёте ещё много интересного, подписывайтесь!
Холмогорский монастырь что появилось первым типография обсерватория или судоверфь
История Холмогор
В XV веке при московском правлении, когда другой связи с морем у русского государства не имелось, из Холмогор выходили русские суда в страны Европы, а сюда прибывали английские и голландские торговые корабли.
Только по причине мелководного рейда в XVI веке в семидесяти верстах от Холмогор, в устье Северной Двины, был основан другой морской порт – Ново-Холмогоры, впоследствии получивший название Архангельск. Поэтому сейчас, глядя от переправы на маловыразительную береговую панораму или гуляя по улицам с их однообразной поздней застройкой, трудно даже вообразить, насколько интересна и богата событиями была древняя история Холмогор.
Куростров впервые упоминается в грамоте великого князя Василия Дмитриевича 1397 года. Уже в XVI веке он был густо населен, здесь стояло сто семьдесят девять дворов «черносошных» (государственных) крестьян. Во второй половине XVII века их число увеличилось до двухсот двадцати. Большая часть земли находилась в крестьянских хозяйствах, лишь отдельными угодьями владел крупнейший в низовьях Двины Антониев-Сийский монастырь. В начале XIX века многочисленные мелкие деревни, разбросанные по острову, были объединены в одно большое село Ломоносовское. От дороги и сейчас все время видны жилые усадьбы, хозяйственные постройки, сложенные по-северному добротно, крепко. На одном из домов широченные свесы кровли раскрашены в несколько цветов. Хотя дом новый, эта деталь напоминает нам о древних традициях, долго сохранявшихся на Севере.
Первые уважаемые купцы обосновались в деревнях Курцево, Качково, Порокурье, находящихся недалеко от Матигор и Ухтострова, резиденции новгородских начальников. В Уставной грамоте новгородского князя Святослава Олеговича (1137 г.) упоминается Иван-погост, который позднее под наименованием Ивановского прихода вошел в состав Холмогор – древнейшее поселением новгородцев в Двинской земле. В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится древняя книга “Паремейник”, написанная в 1271 году “Матигорьцам за Волок”, которая принадлежала матигорской церкви Бориса и Глеба.
Как географическое название Холмогоры упоминаются в первой половине XIV века в грамоте великого князя Ивана “К Двинскому посаднику на Колмогоры”.
В отношении даты основания столицы Двинской земли Холмогор мнения историков расходятся. В XII-XIII веках, видимо, все официальные документы шли к посадникам на Матигоры и Ухтостров. Первое письменное упоминание о Холмогорах относится к XIV веку: “От Великого князя Ивана, от посадника Даниила, от тысяцкого Авраама и от всего Новгорода — к Двинскому посаднику на Колмогоры и к боярам Двинским. ” — таково предисловие новгородской грамоты.
Нет и точного источника происхождения наименования села. М.В. Ломоносов категорически отвергал мнение немецких историков о происхождении названия своего родного города Холмогоры от скандинавской Голльмгардии. Мнение что “имя сего знатного места” возникло как сложение слов “холм” и “гора разделяли многие историки.
Центром обширной Холмогорской и Важской епархии Холмогоры стали с 1682 года. Первым владыкой был поставлен архиепископ Афанасий (Любимов), один из образованнейших людей своего времени, знавший 24 языка. Им в Холмогорах была собрана большая библиотека на немецком, греческом, латинском и других языках – в большинстве из рукописных книг по самым различным областям знаний.
Преосвященный Афанасий не только собирал и обменивался книгами, но и сам писал их. Еще у владыки была своя астрономическая обсерватория, он вел ежедневные наблюдения за погодой, которые записывались в журнал. Был он к тому же выдающимся общественным деятелем и строителем. В его архиерейство в Холмогорах построены почти все каменные храмы, архиерейские палаты и другие подсобные сооружения, а также кафедральный Спасо-Преображенский собор с колокольней, который и поныне является одним из самых больших храмов на Русском Севере. Сам владыка был и архитектором большинства сооружений. В 1687 году он основал в Холмогорах Успенский женский монастырь, первой игуменьей которого стала мать архиепископа.
Вместе с культовыми сооружениями возводились и архиерейские палаты. Активный сподвижник Петра I, владыка Афанасий во все три приезда царя в Холмогоры и Архангельск с почестями встречал молодого монарха и оставлял ночевать в своих архиерейских палатах.
По иронии судьбы всего через 16 лет после смерти Петра архиерейский дом стал тюрьмой для его правнучатых племянников: полуторагодовалого императора Иоанна Антоновича и его четырехлетней сестры Екатерины вместе с их свергнутыми с престола родителями – принцессой-правительницей Анной Леопольдовной, внучкой Петра, и ее супругом генералиссимусом Антоном-Ульрихом Брауншвейгским.
Почти сорок лет царское семейство содержалось в полной изоляции и великой тайне. Даже тюремщики, охранявшие царских узников, не знали, кого они стерегут. Под страхом смерти никто к ним не допускался. Печальна участь всего семейства. Принцесса Анна скончалась в тюрьме в 1746 году во время родов. Прах ее впоследствии был перевезен в Петербург и захоронен в усыпальнице Романовых. Генералиссимус Антон-Ульрих после своей смерти был тайно похоронен ночью на территории Успенского монастыря, в нескольких метрах от своей «тюрьмы». А Ивана Антоновича с сестрой Екатериной выслали и заточили в Шлиссельбурскую крепость. При попытке освобождения в 1764 году он был убит. В середине 18 столетия императрица Елизавета Петровна направила сюда «секретных арестантов». Только спустя годы стало известно, что здесь томилась семья царственной особы Анны Леопольдовны.
В Спасо-Преображенском соборе, ставшем усыпальницей холмогорских архиепископов, были захоронены владыка Афанасий и еще девять архиепископов, где они до сих пор и почивают под спудом. После закрытия в 1920 году Успенского монастыря собор подвергся разорению, места упокоения владык были осквернены, надгробные плиты растащены, пол разобран, так что сейчас невозможно определить, где находились их захоронения.
Холмогоры с 17 века известны резьбой по кости. Ныне в Холмогорах расположена фабрика художественной резьбы по кости, естественно, имени Ломоносова.
Еще один любопытный факт из истории Холмогор. В апреле 2002 г. исполнилось 115 лет образования метеорологической станции Холмогоры. Метеорологические наблюдения в селе Холмогоры начали проводиться в апреле 1887 г. по программе станции III разряда. В январе 1896г. была образована метеорологическая станция II разряда.
С 1923 года город Холмогоры был снова переименован в село. Сейчас это районный центр с пятитысячным населением, вторая кафедра епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, уникальный памятник истории.
В 1997 году в Холмогорах было открыто подворье Антониево-Сийского монастыря и началось возрождение старинных монастырских храмов. Первая Божественная литургия состоялась 7 апреля 1998 года на Благовещение Пресвятой Богородицы в храме Святого Духа, восстановленном на третьем этаже бывшего надвратного монастырского храма. Сейчас в Холмогорах зарегистрирован свой приход.
Старинные монастыри Холмогорской земли
Опубликовано 8 июня 2012 · Обновлено 4 марта 2021
Ивановский Емецкий монастырь.
Ивановский монастырь находился примерно в 180 километрах от Архангельска (в бывшем Холмогорском уезде, теперь Холмогорский район Архангельской области) на реке Ёмце, впадающей в Двину. Время основания не мизвестно. Первое упоминание относится к началу XVI века: в писцовой книге говорилось, что в 1513 г. в Емецке были: 1) две приходские церкви для крестьян Зачаческого прихода, перенесённые в 1686 г. в Зачаческую волость, и 2) два монастыря, неизвестно кем и когда устроенные — женский Иоанно-Предтеченский, с церквями в честь Иоанна Предтечи и в честь вмч. Георгия Победоносца, и мужской Покровский.
Об Иоанно-Предтеченском монастыре упоминалось в писцовой книге князя Василия Звенигородского от 1587 г., где было написано: «В Емецком стану, у большого села, на р. Емце монастырь девичий, а на монастыре церковь Иоанна Предтечи деревянная вверх, а другая церковь Георгия страстотерпца деревянная-же, а в церквах образа и книги и свечи и колокола и всё церковное строение прихожан и Сийского монастыря. На монастыре двенадцать келий» («Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии». Вып. 1 — Архангельск, 1894. — С. 337). У этого монастырька была также своя, хотя и небольшая вотчина – «четыре деревни живущих, а в них пашни четыре обжи…. та церковь Иоанна Предтечи стоит на монастырской земли на Никулиной деревне и Кощевой горе». Монастырь был очень беден, поэтому ему оказывалась помощь от казны. Царскою грамотою государя Федора Ивановича велено было «Двинским холмогорским данщиком давать в монастырь милостины из государевых данных денег на Колмогорах по двенадцати рублев с половиною на год». Эта милостинная грамота хранилась в Сийском монастыре.
Монастырь был закрыт в 1613 году в связи с трагическими событиями того времени. В 1613 году остатки разбитого польского войска из корпуса Лисовского, разбитого под Москвой, уходили к границам Русского государства, по пути обрастая и русскими лихими людьми. Они нападали на мирные поселения, в том числе и монастыри, убивали, грабили, бесчинствовали. Когда тревожная весть о их приближении достигла Холмогор, то двинской воевода Петр Иванович Пронский решил укрепить подступы к городу, устроив острог, на месте Емецк ого монастыря, используя его постройки, так как строить что-то вновь было уже некогда. Монахинь переселили в ближайший мужской Покровский монастырь,а монахов оттуда предварительно перевели в Сийский). История Емецкого Иоанновского монастыря на этом закончилась, он больше не возобновлялся. На месте женского монастыря впоследствии были поставлены две часовенки в память о стоявших на том месте храмах.
Кривецкий Успенский монастырь.
Кривецкий Успенский монастырь располагался на левом берегу реки Северная Двина в 42 верстах от Холмогор вверх по течению. Современное местоположение: МО «Копачевское»(с. Кривое, ныне Демидово), Холмогорский р-н, Архангельская обл.
Точное время основания монастыря не известно, вероятно XIX век. По грамоте царя Михаила Феодоровича от 1619 г., Кривецкий монастырь был передан в ведение Сийского монастыря. Даже в конце XIX века оставались заметными следы от монастырских построек (погребов), а пахотные поля, находившиеся близ приходских церквей, назывались «монастырскими» и некоторые места за Двиной — «монастырской поскотиной». Когда монастырь был обращен в самостоятельный приход, неизвестно, так как все церковные документы сгорели в пожаре 1799 г. Если принять во внимание, что первый приходской священник Иоанн Вакорин служил до 1770 г., то, вероятно, образование прихода относится к 1764 г., т.е. ко времени упразднения многих монастырей по случаю отобрания у них вотчин.
Монастырскими церквями были деревянные — Успенская и Трех святителей, перестроенные в XVIII веке. О них упомянуто в грамоте царя Михаила Феодоровича от 1619 г. Уже приходская церковь во имя Успения Божией Матери — деревянная, холодная — строилась с 1775 г. вместо прежней монастырской. Освящена в июне 1786 г. протоиереем Холмогорского собора Феодором Шешениным. Эта церковь была значительно повреждена пожаром в начале 1799 г. и, после ремонта, вторично освящена тем же протоиереем в марте 1799 г. В 1888 г. церковь была покрыта железом на средства крестьянина Афанасия Павозкова.
Каменная теплая церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – была построена взамен одноименной деревянной которая сгорела в 1799 г вместе с Успенской. Вместо сгоревшей по указу Архангельской духовной консистории от 23 марта 1803 г. за №44 была заложена каменная церковь. Освящена 21 ноября 1806 г. Преосвящ. Евлампием при приходском священнике Ферапонте Таратине. В 1880 г. на средства крестьянина Александра Шарпалова деревянная крыша была заменена новой железной.
Особым почитанием у прихожан не только описываемого прихода, но и других приходов, пользовалась резная икона вмч. Георгия. Наиболее древней книгой было Евангелие 1657 г., в конце XIX века обложенное медными посеребренными дсками. Также среди церковных древностей указывались деревянная дарохранительница и слюдяной выносной фонарь о девяти главах.
Четыре иконы Успенского Кривецкого монастыря, в советское время были вывезенные из закрытых храмов и занимают центральное место в иконной экспозиции Третьяковской галереи говоря о высоком иконописном искусстве Севера.
Николаевский Чухченемский монастырь.
Николаевский Чухченемский монастырь располагался в 10 верстах от Холмогор и являлся одним из четырех старейших обителей нижнего Подвинья ( Успенский Лявленский, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский, Николаевский Чухченемской монастыри основаны не позднее второй половины XIVвека). Чухчемский был мирским монастырем, он основан жителями Холмогорского уезда. Монастырь был построен в конце XIV века миром нескольких отдельных волостей, которые дали ему для содержания несколько участков земли, и это было сделано, как позднее объясняли крестьяне: «для царского богомолия и душевного своего спокойствия и на поминок родителей своих и для постригания безвкладных нищих, нуждных людей, которые, ходя по миру, скитаются» (Архангельские Губерн. Ведом., 1870, № 70; Ефименко, Материалы для истории поземельн. влад. в Архан. губернии).
Несмотря на близость к административному центру Подвинья – Холмогорам монастырь всегда оставался небогатым. Возможно в начале он был самостоятельным. Сохранились в государственных архивах всевозможные грамоты о деятельности этого монастыря, а также на основе их проведены исследования разными историками.
На протяжении длительного времени его земельные и промысловые владения формировались за счет вкладов и покупок, обменов у крестьян и посадских людей Холмогор, Чухченемской, Великокурейской, Ровдогорской, Ухтостровской волостей. Значительный крепостной архив Николо-Чухченемского монастыря (свыше 100 пергаменных грамот) отразил интересные местные традиции деловой письменности, развитые формы частного поземельного акта, любопытные черты внутреннего устройства мирской обители (институт «чернецких” и церковных старост и т.п.
Конечной степенью развития Николо-Чухченемского монастыря к середине ХVIII в. стало его превращение в село Никольское, в церкви которого А.А.Шахматов еще в 1909-1911 гг. видел «старинные тетрадки”, летописи и грамоты. После 1764 года названия монастыря в отчетах епархии не появляется, что говорит о преобразовании его в Никольский Чухченемский приход. Список приходских священников в памятной книге прихода был начат с того же 1764 г. До 1837 г. приход не был самостоятельным, а вместе с соседним Чухченемским Ильинским составлял один приход с двуклирным причтом.
При составлении описей монастыря в 1611 и 1615 г.г. в нём было две деревянные церкви: одна холодная во имя свт. Николая и другая теплая с трапезой и папертью в честь первомученика и архидиакона Стефана. Судьба Стефановской церкви неизвестна. Николаевская в 1629 г. была заменена новой в честь того же святого и освящена 22 мая 1631 г. Затем, по благословению архиепископа Афанасия, в 1689 г. была устроена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, существовавшая до 1850 г. Вместо Введенской церкви построили новую и, с разрешения Преосвященного Варлаама, переименовали её в честь свт. Николая Чудотворца, т.к. старая Николаевская церковь за крайней ветхостью к тому времени была уже упразднена. В 1872 г. вместо упраздненной Никольской была устроена новая церковь в честь того же святого, а церковь, переименованная из Введенской в Никольскую, стала опять называться Введенской.
К приходу была приписана церковь в д. Вавчуге, в 7 верстах от приходских храмов. В этой деревне по воле императора Петра I, посетившего её в 1693 г., была устроена первая в России коммерческая верфь. Здесь же в 1708-1710 г.г. владельцем первой корабельной верфи в Вавчуге купцом Никифором Бажениным устроена каменная церковь. Тем же купцом пожертвован церковный капитал в 1500 руб. В церкви два престола: главный в холодном храме во имя св. Иоанна Предтечи и придельный — в теплой трапезе — в честь свт. Иоанна Златоуста. Первоначально эта церковь считалась домовой для её строителей, а впоследствии со всем имуществом перешла в епархиальное ведение.
Церковно-приходская школа, общая с Чухченемским Ильинским приходом, открыта в ноябре 1891 г. Учительница — выпускница епархиального женского училища девица Лариса Сидорова.
Покровский Емецкий монастырь.
Время появления и основатель монастыря неизвестны. Первое достоверное упоминание относится к началу XVI века: в писцовой книге говорилось, что в 1513 г. в Емецке были: 1) две приходские церкви для крестьян Зачаческого прихода, и 2) два монастыря, неизвестно кем и когда устроенные — женский Иоанно-Предтеченский, с церквями в честь Иоанна Предтечи и в честь вмч. Георгия Победоносца, и мужской Покровский. Покровский монастырь, в отличии от женского Ивановского (приписной к Сийскому монастырю) был самостоятельным до 1616 году.
в связи с угрозой нападения, которые устремились на север. Когда в Холмогорах стало известно, что поляки из корпуса Лисовского, разбитых под Москвой, опустошают Важский уезд и намереваются то же сделать с двинскими жителями, то Холмогорский воевода Пётр Иванович Пронский устроил в 1613 г. на месте Иоанно-Предтеченского монастыря деревянную крепость (острог), пустив монастырские здания на строительство укреплений и переселив монахинь в Покровский мужской монастырь, а иноков из него — в Сийский монастырь. После этого Иоанно-Педтеченсий монастырь не возобновлялся, а мужской Покровский был обращён в женский и отдан в 1616 г. в ведение Сийского мнастыря, которому принадлежал и упразднённый Иоанно-Предтеченский монастырь. Этот монастырь в 1760 г. сгорел вместе со всем острогом и с приходской Богоявленской церковью, упоминаемой еще в 1513 г. После этого монахини были переведены в Холмогорский монастырь, а сгоревший Покровский более не возобновлялся.
После пожара крестьяне — прихожане сгоревшей Богоявленской церкви — построили новую Богоявленскую церковь, а бывшие монастырские крестьяне — три церкви: 1) во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 2) во имя Иоанна Предтечи и 3) во имя вмц. Параскевы. Крестьяне, бывшие монастырскими, вошли в состав Емецкого прихода. Все прихожане сали делиться на две части — Богоявленскую и Покровскую. Богоявленская церковь стала называться соборной, а старшие члены причта — протоиереями и ключарями (в некоторых документах упоминались протопоп Иоанн Розанов, служивший до 1775 г., протопоп Алексей Вальнев и ключарь Иоанн Коротаев). Церкви были небогаты утварью. Так, в описи от 1771 г. говорилось, что во всех четырёх церквях было только два экземпляра оловянных богослужебных сосудов.
Все церкви сгорели в ночь на 22 сентября 1773 г. Тогда емецкие прихожане обеих половин устроили одну церковь с двумя престолами — Богоявленским и Покровским. В ночь на 1 октября 1808 г. сгорела деревянная Богоявленско-Покровская церковь. В 1792 г. была заложена каменная двухэтажная церковь и вчерне окончена в 1808 г., когда был освящён главный престол. Первоначально в церкви было три престола: в нижнем этаже два — главный Богоявленский, освящённый 21 декабря 1808 г. архимандритом Сийского монастыря Феофилом, и придельный — во имя вмц. Параскевы, освящённый 2 июня 1822 г. благочинным Василием Павловским, и в верхнем этаже один престол — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящённый в 1843 г. Придельный храм вмц. Параскевы из-за тесноты был упразднён в 1855 г. На месте Покровского монастыря располагалось приходское кладбище.
Холмогорский Успенский монастырь.
Холмогорский Успенский женский монастырь располагался в г. Холмогорах, на одном из островов, образуемых рукавами Северной Двины. Теперь это село Холмогоры Холмогорский район Архангельской области. Точное время основания Холмогорского монастыря не известно. Монастырь располагался в самом городе вблизи кафедрального Преображенского собора.
Первоначально обитель находила в ином месте в нижнем посаде при речке Падере. По главному храму в честь Сретенья иконы Божией Матери Владимирской обитель наименовалась изначально Владимирским монастырем. Обитель существовала при храме возможно после 1636 года, так как при извещении о пожаре уничтожившего весь посад в том году упоминания о монастыре нет. Но до учреждения Холмогорской епархии был указ Новгородского митрополита (имя не сохранилось) об открытии при отстроенной Сретенской Владимирской церкви девического монастыря.
При учеждении Холмогорской епархии прибывший превый епископ новой епархии в 1882 году застал уже обветшавшую Сретенскую церковь, с опустевшими кельями. Для разошедшихся стариц Владыко учреждает в 1884 году Успенскую странноприимнецу. Этого оказалось недостаточным. В 1687году Холмогорский архиепископ Афанасий решил вместо деревянного собора построить каменный и основать обитель на расстоянии 5 верст от собора в посаде Курцево. 3 ноября 1687 году было заложено основание деревянная Успенская церковь – обитель стала именоваться Успенской. Обитель не имела своих угодий и полностью содержалась на средства архиерейской казны. После этого монастырь, влачивший ранее бедное существование, стал возрождаться.
Первой игуменьей Успенского женского монастыря была мать архиепископа Афанасия Марфа (с 1688г). Вначале церкви монастыря были деревянными и не раз сгорали и восстанавливались. Весной же монастырь, находящийся в низине страдал от затопления и льда.
При приемниках выделяемое содержание сократилось, т.к. сами архиерее нуждались в средствах. По учреждению монастырских штатов 1764 году Холмогорский Успенский монастырь был сохранен и определен к 3 классу. Дабы стать штатным и набрать необходимое число монашествующих для этого класса (17 инокинь) был закрыт Шенкурский женский монастырь, а его 4 монахини переведены были в Холмогоры. Монастырю было увеличено жалование и выделены земли и рыбные угодья.
В 1798г. император Павел дал приказ: «повелеваем Синоду, находящемуся в Холмогорах бывший архиерейский дом принять в свое ведомство и поместить в нем монастырь…» Так Успенский женский монастырь был переведен в архиерейский дом и получил каменное строение. После его ремонта сестры обители с августа 1802 г. переселились туда. В 1803 г. из старого Успенского храма были принесены престол и иконостас в Новый каменный храм Успения Богородицы. Главная церковь монастыря, Успенская, была пристройкой к восточной стене бывшего архиерейского дома. Она была холодной, не отапливаемой. Теплые придельные церкви — Никольская и Тихвинская — были в крестовой палате архиерейского дома. Второй храм — в честь Св. Духа. Дважды в году здесь совершаются крестные ходы: первый 15 августа и второй — в 4 воскресенье Великаго поста, когда отправляется из Холмогор в Красногорский монастырь Грузинская икона Божией Матери.
В храмовый праздник Успения Божией Матери число богомольцев в монастыре достигало несколько сот. В этот день бывал крестный ход в монастырь из собора с местными святынями.
Успенский женский монастырь оказывал сильное влияние на окрестное население. Родственники монахинь, посещавших монастырь, выносили оттуда светлые впечатления. Некоторые девушки оставались в нем на год-два, потом возвращались в свои семьи с христианскими навыками.
В 1840 году при монастыре был открыт приют для девочек- сирот. Это было первое образовательное заведение для девиц духовного звания. При монастыре была странноприимница и больница.
На начало XX века в монастыре проживало около 200 монахинь, послушниц и богомольцев. В тяжелые годы отечества, в русско-турецкую войну 1877-78 годов кроме пожертвования деньгами и вещами, многие из сестер вступили в общество Красного Креста для ухода за ранеными. 12 монахинь отправились на место военных действий.
Инокини занимали помещения бывшего архиерейского дома вплоть до 1920 г., когда обитель была зарыта. Последней игуменьей обители была мать Глафира (Макарова), управлявшая монастырем в 1917-1920 гг.
С 1914 по 1920 год монастырь духовно окормлял священник Василий Фирцев. В год закрытия монастыря 16 сентября 1920 году отца Василия расстреляли по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюции.
Деревянные постройки Успенского монастыря были разобраны, но каменные храмы сохранились. В гражданскую войну здесь расстреливали людей. Потом всю территорию монастыря застроили сараями. Остался и монашеский корпус – бывшие архиерейские палаты. После закрытия Успенского монастыря Преображенский собор подвергся разорению, места упокоения Архангельских владык были осквернены, надгробные плиты растащены, пол разобран, так что сейчас невозможно определить, где находились их захоронения В войну в подвалах под собором жили пленные, потом эти подвалы были засыпаны и вход в них забетонирован. В советское время здесь все перерыли: дети искали клады.
Ныне в Холмогорах открыт православный приход. Восстановлен храм Св. Духа, где совершаются богослужения.