Холмогорский монастырь что появилось первым

Холмогоры. Успенский Холмогорский женский монастырь.

Карта и ближайшие объекты

Холмогорский монастырь что появилось первым. Смотреть фото Холмогорский монастырь что появилось первым. Смотреть картинку Холмогорский монастырь что появилось первым. Картинка про Холмогорский монастырь что появилось первым. Фото Холмогорский монастырь что появилось первым

Статьи

Холмогорский Успенский женский монастырь располагался в г. Холмогорах, на одном из островов, образуемых рукавами Северной Двины. Теперь это село Холмогоры Архангельской области. Точное время основания Холмогорского монастыря не известно. Монастырь располагался в самом городе вблизи кафедрального Преображенского собора. Первоначально обитель находилась в ином месте, в нижнем посаде при речке Падере. По главному храму в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской обитель наименовалась изначально Владимирским монастырем. Обитель существовала при храме, возможно, после 1636 г., так как при извещении о пожаре, уничтожившем весь посад, в том году упоминания о монастыре нет. Но до учреждения Холмогорской епархии был указ Новгородского митрополита (имя не сохранилось) об открытии при отстроенной Сретенской Владимирской церкви девического монастыря.

При учеждении Холмогорской епархии прибывший первый епископ новой епархии в 1882 г. застал уже обветшавшую Сретенскую церковь с опустевшими кельями. Для разошедшихся стариц Владыко учреждает в 1884 г. Успенскую странноприимницу. В 1687 г. Холмогорский архиепископ Афанасий решил вместо деревянного собора построить каменный и основать обитель на расстоянии 5 верст от собора в посаде Курцево. 3 ноября 1687 г. было заложено основание деревянной Успенской церкви – обитель стала именоваться Успенской. Обитель не имела своих угодий и полностью содержалась на средства архиерейской казны. После этого монастырь, влачивший ранее бедное существование, стал возрождаться.

Первой игуменьей Успенского женского монастыря была мать архиепископа Афанасия Марфа (с 1688 г.). Вначале церкви монастыря были деревянными и не раз горели и восстанавливались. Весной же монастырь, находящийся в низине, страдал от затопления и льда. При приемниках выделяемое содержание сократилось, т.к. сами архиереи нуждались в средствах. По учреждению монастырских штатов в 1764 г. Холмогорский Успенский монастырь был сохранен и определен к 3 классу. Дабы стать штатным и набрать необходимое число монашествующих для этого класса (17 инокинь), был закрыт Шенкурский женский монастырь, а его 4 монахини переведены в Холмогоры. Монастырю было увеличено жалование и выделены земли и рыбные угодья.

Успенский женский монастырь оказывал сильное влияние на окрестное население. Родственники монахинь, посещавших монастырь, выносили оттуда светлые впечатления. Некоторые девушки оставались в нем на год-два, потом возвращались в свои семьи с христианскими навыками.
В 1840 г. при монастыре был открыт приют для девочек-сирот. Это было первое образовательное заведение для девиц духовного звания. При монастыре была странноприимница и больница.

На начало XX века в монастыре проживало около 200 монахинь, послушниц и богомольцев. В тяжелые годы отечества, в русско-турецкую войну 1877-78 гг. кроме пожертвования деньгами и вещами многие из сестер вступили в общество Красного Креста для ухода за ранеными. 12 монахинь отправились на место военных действий. Инокини занимали помещения бывшего архиерейского дома вплоть до 1920 г., когда обитель была закрыта. Последней игуменьей обители была мать Глафира (Макарова), управлявшая монастырем в 1917-1920 гг. С 1914 по 1920 г. монастырь духовно окормлял священник Василий Фирцев. В год закрытия монастыря 16 сентября 1920 г. отца Василия расстреляли по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюции.

Деревянные постройки Успенского монастыря были разобраны, но каменные храмы сохранились. В гражданскую войну здесь расстреливали людей. Потом всю территорию монастыря застроили сараями. Остался и монашеский корпус – бывшие архиерейские палаты. После закрытия Успенского монастыря Преображенский собор подвергся разорению, места упокоения архангельских владык были осквернены, надгробные плиты растащены, пол разобран, так что сейчас невозможно определить, где находились их захоронения. В войну в подвалах под собором жили пленные, потом эти подвалы были засыпаны и вход в них забетонирован. В советское время здесь все перерыли: дети искали клады.

Ныне в Холмогорах открыт православный приход. Восстановлен храм Св. Духа, где совершаются богослужения.

Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. Стр.518-562. П.П. Сойкин. Православные русские обители. А.А. Куратов. Утраченные монастыри Архангельской епархии. http://hram-svyatih.ucoz.ru/index/kholmogorskij_monastyr/0-58

Первый женский монастырь существовал в Холмогорах уже в середине XVII в. Успенский женский монастырь был основан в 1687 г. архиеп. Афанасием на южной окраине города. В 1798 г. монастырю переданы строения бывшего архиерейского двора, расположенные рядом с Преображенским собором и с 1744 г. использовавшихся для казенных нужд, в которые в 1802 г. обитель и была переведена. От архиерейского двора уцелел главный корпус 1680-х гг. Большинство новых корпусов выстроено во 2-й половине XIX в., к началу ХХ в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1920 г., занят под тюрьму, потом передан под совхоз. Большая часть построек сохранилась, занята жильём, племзаводом и проч.

Фирсов А. Историческое описание Холмогорского Успенского монастыря. // Архангельские епархиальные ведомости. Архангельск, 1894, N 22-24

Источник

По святым местам. Спасо-Преображенский собор, с. Холмогоры

Аудио

Сотрудники храма, местные жители и батюшка, который приехал на Русский Север из Северной Македонии, помогут нам больше узнать о Холмогорах и местных храмах.

Мария Евгеньевна Попова, звонарь:

– Здесь на колокольне находилась первая на Русском Севере обсерватория, созданная архиепископом Афанасием (Любимовым).

Священник Николай Павлов, клирик Архангельской епархии:

– Мы пытаемся молиться, как наши предки молились здесь.

Мария Евгеньевна Попова:

– Колокольне более 330 лет, она сейчас частично отреставрирована; по крайней мере, позволяет осуществлять какие-то звоны.

Места здесь просто дышат историей, поэтому, чтобы не заблудиться в калейдоскопе событий и исторических лиц, начнем по порядку. Первое письменное упоминание о Холмогорах мы встречаем еще в грамотах XIV века, а в XV веке Холмогоры уже торговали с Данией. В XVI веке были установлены торговые отношения с Лондоном. В общем, экономическая жизнь кипела.

Священник Николай Павлов:

– То, где мы находимся, – искусственный холм, который образовали в XI веке. Значит, это было городище. На этом месте люди собирались и торговали, то есть здесь был торговый порт. Можно сказать, это был такой базар, рынок, где люди обменивались продуктами, ценностями, знаниями, общением.

Был в Средние века здесь и деревянный храм, но в XVII веке произошла церковная реформа. Те, кто ее не принял (старообрядцы), уходили на Урал, в Сибирь. Немало их селилось и в Поморье; именно здесь, в Холмогорах.

Священник Николай Павлов:

– По указу патриарха Иоакима сюда отправляется человек, который родом с Урала, из Тюменской губернии, Афанасий Любимов. Именно ему дано послушание, чтобы возродить церковную жизнь, так как на Севере было много старообрядцев – людей, которые придерживались старообрядческого чина, то есть не все таинства признавали.

Владыка Афанасий становится первым епископом Холмогорской епархии и принимает решение строить собор.

Священник Николай Павлов:

– Он не теряет времени, начинает строить колокольню. Уникальность ее строительства в том, что она четырехгранная, а сверху, до половины колокольни, восьмерик. То есть восьмерик на четверике.

Есть данные, что стены колокольни в свое время даже были расписаны разными красками узорочно, а неподалеку владыка Афанасий повелел возвести архиерейский двор. Но главной архитектурной доминантой, центром духовной жизни и одним из самых больших каменных храмов Русского Севера становится Преображенский собор. Через два года после освящения собора здесь побывал Петр I. Тогда на устройство иконостаса он пожертвовал 300 рублей, по тем временам это были очень большие деньги.

В начале царствования Петра I Россия имела выход только в Белое море, но для того, чтобы торговать с иностранными государствами, надо иметь и хорошо оснащенные, а также прочные корабли. И вот Петр I решил сам побывать на Двине и посмотреть, как идет строительство верфей и судов на них.

Священник Николай Павлов:

– Петр I, по историческим данным, приезжал трижды в Холмогоры; однажды присутствовал на литургии, однажды забрал самого архиепископа с собой, когда отправлялся на Соловки. То есть он ехал через Холмогоры, забрал архиепископа; тогда здесь шли большие корабли, которые потом отправились на Соловки. И когда третий раз он приезжал в Холмогоры, именно Афанасий (Любимов) встречал его в архиерейских палатах.

Рядом с Преображенским собором вскоре появился и Успенский женский монастырь, его первой настоятельницей стала мама архиепископа Афанасия. Главный храм обители в честь Успения Божией Матери до нас не дошел, но зато сохранилась Духосошественская церковь. Храм Сошествия Святого Духа – это надвратная церковь. Правда, сейчас, глядя на это здание, догадаться об этом сложно, но вот посмотрите внимательно на эту арку – сейчас она застроена, но когда-то здесь было свободное пространство. И здесь осуществлялся проезд в Успенский монастырь.

В XVIII веке здесь была надвратная церковь в честь Иакова, брата Господня. В тот же период на территории монастыря жил и был похоронен Антон Ульрих – принц, генералиссимус, супруг свергнутой с престола правительницы Анны Леопольдовны.

Мария Евгеньевна Попова:

– Они были заключены в архиерейском доме, здесь у нее родилось двое детей – Петр, Алексей.

Всего в семье было пятеро детей. Старший – российский император Иоанн VI – официально правил лишь несколько месяцев, будучи еще младенцем. Государственный переворот 1741 года привел к тому, что на престол взошла дочь Петра I Елизавета, а брауншвейгское семейство было выслано на Север. Их поселили в Холмогорах в архиерейских палатах.

А вот это архиерейские палаты. Сейчас здание стоит немного отдельно, но когда-то крытой галереей оно соединялось с главным храмом Успенского монастыря. Следующая галерея уже вела к церкви Сошествия Святого Духа. В замкнутом пространстве, под строгим домашним арестом, в суровых условиях они и жили. Шестнадцать лет Иоанн VI, изолированный от семьи, был заточен в Шлиссельбургской крепости, а позже убит. Его мать, Анна Леопольдовна, умерла от родильной горячки, а муж, оставшись без супруги, как говорят современники, явил пример самоотвержения, достойной родительской нежности – он воспитал своих детей и умер в их окружении слепой, страдающий цингой, подагрой и водянкой. Его останки были преданы земле близ церкви Успения Пресвятой Богородицы на левой стороне от алтаря. Но не только опальный принц нашел свой приют здесь, у Преображенского собора.

Священник Николай Павлов:

– В 1919 году начались смуты. Когда пришли большевики к власти, здесь был организован концентрационный лагерь, самый жестокий по своей сущности, можно так сказать. В 1921 году этот лагерь начинает функционировать официально.

…Только за одну ночь погрузили 7 000 человек в баржу и по Северной Двине в направлении Белого моря отвезли их. Факты, данные говорят, что их утопили в самом море. Много среди них было молодой интеллигенции, много было из белой армии.

А когда заключенных расстреливали, была такая практика – считали каждого десятого, а потом – каждого второго, чтобы у людей было больше страха…

Если сравнивать этот лагерь и лагерь Освенцим, который находился в Европе, где истребляли определенное количество людей расовой категории, то они ничем не отличаются. Там были газовые камеры, там из-за определенной национальной идеологии убивали других людей, потому что не считали их людьми, а здесь русские убивали русских. Настолько может лукавый вселиться в человека и превратить его в такого зверя…

Позже лагерь был перенесен на Соловки, а здесь, в Холмогорах, до сих пор находят останки убитых людей. В память о них здесь установлен Поклонный крест. Сейчас местные жители молятся не в Преображенском соборе, а в рядом стоящем храме Двенадцати апостолов.

Татьяна Егоровна Сергеева, прихожанка:

– Этот храм – мой самый любимый, потому что здесь мои самые любимые иконы, здесь был мой духовный отец игумен Леонтий. Здесь много старых икон, которые немножко расположены не так, как в свое время, но они все остались. Из новых современных икон на иконостасе наша Богородица (Она тоже очень чувствует, помогает, слышит) и икона двенадцати апостолов – храмовая икона.

А на колокольне на одном из этажей находится музей, где вам подробно расскажут и об истории этого места, и о том, что здесь была первая на Русском Севере обсерватория, основанная архиепископом Афанасием. А на самом верху, как и прежде, звучит колокольный звон.

Мария Евгеньевна Попова:

– Звонницу приобрели в 2008 году, и на престольный праздник храма Двенадцати апостолов, 13 июля 2008 года, эти колокола были водружены на колокольню. Даже несколько организаций боролись за право их поднимать – всем очень хотелось принять в этом участие, но выбрали одну из многих претендентов. Подняли эти колокола; самый большой весит 500 килограммов. У нас (даже для удобства, может быть) подписаны ноты, которым соответствует их звучание. Самый большой колокол называется Исцеляющий. Почему Исцеляющий? Потому что организаторами движения по сбору средств были выпускники Архангельского медицинского института 1972 года выпуска.

Родительский, Преображенский, Объединяющий, Семейный, Ломоносовский, Заутра услыши глас мой – вот такие интересные названия у других кампанов.

Мария Евгеньевна Попова:

– Колокол Счастливый. Как вы думаете, почему он так называется?

– Кто-то по фамилии Счастливый?

Мария Евгеньевна Попова:

– Вы просто зрите в корень событий. Действительно, фамилия семьи Счастливцевых и дала название этому колоколу.

Хотите позвонить в колокол Счастливый? Приезжайте в Холмогоры. Если вы соберетесь ехать туда после Пасхи, то на Светлой седмице на колокольню пускают всех желающих. А может быть, вы уже сейчас, в дни Великого поста, готовы отправиться в паломничество? Тогда мы пожелаем вам доброго пути, а сами отправимся дальше – исследовать святые места Русского Севера.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Источник

Холмогорский монастырь что появилось первым

Или Пустынно-Харлампиевский Гамалеевский Рождества Богородицы, бывший в Киевской, а ныне в Черниговской Епархии, 2 класса мужеской монастырь находится близ местечка Воронежа в лесу при реке Шостка, подле села Гамалиевка, от которого и название своё получил. Основан этот монастырь в 1714 роду по грамоте Государя ПЕТРА I, данной от 25 Января того же года, иждивением Гетмана Ивана Скоропадского и супруги его Анастасии, дочери Марковой и учреждён девичьим. Потом, в 1729 году, Декабря 15, Анастасия перед кончиной своей по смерти уже супруга её, поручила монастырь попечительству брата своего Генерального Подскарбия Андрея Маркова с таковым завещанием, чтобы монахинь перевести из сего монастыря в мужской Мутинский, а из Мутинского монахов в этот Гамалеевский. Что по представлению Преосвященного Рафаила, Архиепископа Киевского, Святейшим Синодом в 1733 году и дозволено, и с того времени Настоятельство было Игуменское до 1743 года, а в 1743 году, а в 1743 году по представлению его же Преосвященного, по докладу Святейшего Синода Именным Указом от 11 Июня учреждена Архимандрия. См. Гамалеевский.

Харьковский Вознесенский Хорошевский монастырь

См. Хорошевский Харьковский Вознесенский.

Харьковский Покровский училищный монастырь

См. Покровский Харьковский.

Харьковский Преображенский монастырь

См. Старо-Харьковский Преображенский.

Харьковский Покровский монастырь

Девичий третьеклассный, Московской Губернии и Епархии, находится в Богородском уезде при реке Паже. В нём две церкви каменные, и обнесён таковой же оградой; состоит под начальством Игуменьи. Древность построения его доказывается тем, что родители Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, жившего в XIV столетии, Кирилл и Мария, переселившись из Ростова в Радонеж, перед кончиной своей приняли чин иноческий и погребены в этом монастыре. Также старший родной брат сего же Преподобного Стефан был там пострижен, и пожив потом немного с Преподобным Сергием пустыни, удалился оттуда в Москву в Богоявленский монастырь.

Хвоинский монастырь

Мужской упразднённый, находился в Псковской Епархии близ города Новоржева к северу от оного в 5 вёрстах, при озере Хвоинском, и был до Штатов 1764 года приписан к Рденской пустыни, а потом к Великолуцкому Сергиеву монастырю. По Штатам же обращён в приходскую церковь.

Хергозерская пустынь

Мужская упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде на восточном берегу озера Херго или Хергозера, от чего и название своё получила, расстоянием от Каргополя к северо-западу в 75, от Ошевенского монастыря к юго-западу в 40, от Новгорода к северо-востоку в 775 вёрстах и до Штатов 1764 года была приписана к АлександроОшевенскому монастырю. По Штатам же обращена в приходскую церковь, и определён к ней священник с причётниками. Ныне на этом месте находятся две ЦЕРКВИ:

1) деревянная шатровая во имя Св. Троицы с приделом Преп. Макария Желтоводского;

2) каменная пятиглавая с двумя престолами:

а) в имя Введения во храм Божьей Матери,

К церквам сим приписана ещё

3) в Порженском десятке во имя св. Георгия деревянная.

Хлавицкий Троцкий монастырь

Мужской упразднённый, находился в Новгородской, а потом в Псковской Епархии близ города Холма, к северу от оного в 10 вёрстах, на правом берегу реки Хлавицы. В 1674 году, Марта 21, приписан был к Новгородскому Архиерейскому дому, что подтверждено и грамотой Царской от 1678 года в Ноябре. А грамотой 1679 года Сентября 27 велено Архиерейскому дому вечно владеть этим монастырём. В 1680 году, Июня 10, воспрещено Луцкому Воеводе ведать монастыря сего крестьян и бобылей и посылать для сборов денежных от вотчины и за прочими делами. В 1683 году, Марта 23 грамотой Царской же велено ведать крестьян этого монастыря не в Торопце, а в приказной Палате. В 1685 году, Апреля 26, подтверждены грамоты 1680 и в 1683 годов. В 1687 году, Октября 18, не велено Воеводе посылать в вотчины этого монастыря из Заволочья служилых людей для правежа рублёвых денег. В 1699 году, Марта 17, не велено крестьян Хлавицких ведать в Торопце и Великих Луках, но в Новгороде. Ныне тут приходская церковь.

На Хлибу Дмитриевский монастырь

Находился в Дмитровском уезде (см. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч. 4, стр. 360).

Хлыновский Богословский Подгородный монастырь

См. Подгородный Хлыновский Богословский.

Хлыновский Преображенский монастырь

3 класса девичий, находится в городе Вятке. См. Вятский Преображенский.

Хмелевская Васильегорская пустынь

Мужская упразднённая, находилась прежде в Казанской, а ныне в Нижегородской Епархии при уездном городе Василе в подгородной слободе Хмелевке.

Холмогорский Успенский монастырь

См. Успенский Холмогорский.

На Холонье Николаевский монастырь

См. Николаевский на Холонье.

Холопей

Так именовался бывший в старину монастырь на устье реки Мологи, впадающей в Волгу, расстоянием от уездного Тверской Губернии города Кашина в 70 вёрстах (см. книгу Большого Чертежа, стр. 207).

Холуйский Троицкий монастырь

Мужской упразднённый, находился в Суздальской, а ныне Владимирской Епархии в селе Холую.

Холуницкий Богословский монастырь

Мужской упразднённый, находился в Вятской Епархии в Слободском уезде. Крестьян было за ним с приписными монастырями 262 души.

Хотимская пустынь

Мужская. Находилась в Суздальском уезде в Решемской десятине в селе Хотимле. Ныне и следов не видно этой пустыни.

Хорошевский Харьковский Вознесенский монастырь

Девичий 2 класса, находится в Слободской Украинской Епархии в Харьковском уезде от города Харькова в 15 вёрстах, при селе Хорошеве на горе над рекой Улой. Когда построен, сведений достоверных не имеется; известно только, что ещё в начале XVII столетия Игуменья Александра с сёстрами просили Великого Государя, чтобы дать им под монастырь земли с угодьями в Харьковском уезде в селе Хорошеве и по грамоте Питирима, Митрополита Сарского и Подонского, настольной, данной бывшей старице Александре, велено быть ей в Харьковском Хорошевском девичьем монастыре Игуменьей и монастырь строить. В 1721 году этот монастырь разбойниками разграблен.

Хотмышский Богородицкий Знаменский монастырь

Курской Епархии, с 1764 года заштатный мужской, построен был сперва при городе Хотмышске и потом перенесён на другое место, от города расстоянием в пяти вёрстах к реке Локни. Настоятельство было в нём сперва Игуменское, а потом, до Штатов 1764 года, – Архимандричье. Крестьян имелось 362 души. В монастыре сем есть явленная чудотворная Икона Казанской Божьей Матери, в 1725 году по Указу Святейшего Синода перенесённая из Карповской пустыни.

Хотмышский Покровский монастырь

Девичий упразднённый, находился в Хотмышском уезде Курской Губернии.

Храминогорский Антониев монастырь

Мужской упразднённый, находился в Новгородском уезде на левом берегу реки Волхова, от Новгорода к северу в 35 вёрстах. При переписи 1615 года записано: Храминогорский монастырь, а в нём Антоний Преподобный, храм каменный, а другой деревянный. Ныне тут погост, именуемый Антоновский, и в нём церковь каменная во имя Преп. Антония Великого. Приходских дворов 170, земли 19 десятин.

Христорождественский Енисейский монастырь

См. Енисейский Рождественский.

Христорождественский Слободский монастырь

3 класса девичий, находится в Вятской Епархии в уездном городе Слободском. Когда построен, не известно, ибо все письменные сведения о нём в 1742 году во время бывшего там пожара сгорели.

Христофорова Богородицкая пустынь

Ныне уже упразднённая, была прежней Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Сольвычегодском уезде в верховье речки малой Коряжемки, от Коряжемского монастыря к югу в 20, а от города Сольвычегодска через Едомские горы в 27, а через Коряжемский монастырь в 33 вёрстах. Положение имеет на нагорном берегу речки при деревнях и окружена лесами. Основателем оной был Преподобный Христофор, ученик и постриженец Преподобного Лонгина, начальника Коряжемского монастыря, в котором и жил он в числе братства. Но по кончине учителя своего, проведя ещё десять лет в его монастыре, наконец, решился искать себе пустынного уединения. Найдя вышеупомянутое место в Верховье речки Малой Коряжемки, поселился там один. Однако же начали сходиться к нему послушники и принимать от него пострижение. А потом, около 7063 (1555) года, составилась в его местопребывании под его же настоятельством обитель и построена церковь во имя Иконы Божьей Матери Одигитрия, которую он первоначально с собой на это место принёс, и от коей потом происходили многие исцеления молящимся. Вскоре обитель эта прославилась примерным житием трудников и при том открывшимся близ оной в 150 саженях целебным из камня источником, от воды которого и Царица Анастасия, супруга Царя Ивана Васильевича, получила облегчение в болезни. Это обратило к Христофоровой пустыни усердие и самого Царя, который наградил пришедшего на тот случай в Москву Xристофора с братией щедрым денежным подаянием на строение. По окончании всех обительных зданий Преподобный Христофор в 7080 (1572) году, оставив братию свою, тайно отошёл, и где скрылся или каким образом скончался, осталось никому неизвестным. После сего вскоре расстроилась и опустела эта обитель, и как храмовая Икона Одигитрии, так и всё церковное имущество перенесено в Николаевский Коряжемский монастырь, где Икона и стояла 12 лет в Николаевской церкви. А потом, около 7090 (1532) года, Коряжемским Игуменом Иовом на прежнем пустынном месте построена новая деревянная Церковь во имя этой Иконы, которая туда через два года перенесена к поставлена; а вблизи воздвигнута после и другая церковь деревянная.

Пустынь эта с тех пор была приписной к Коряжемскому монастырю и состояла под одним Настоятелем Игуменом. А со времени духовных Штатов 1764 года обращены сии церкви в приходские Шалимовской волости Христофоровской деревни. Но вместо деревянной в 1763 году построена уже каменная тёплая церковь во имя той же Иконы Одигирии, и в ней поставлена вышеупомянутая чудотворная икона Христофорова. Церковь сия освящена в 1770 году. Другая деревянная, холодная, во имя Введения Богородицы остаётся ещё древняя. Туда доныне ежегодно съезжается много богомольцев:

1) в девятую пятницу по Пасхе;

2) Июля 28, на праздник Богородичный Иконы Одигитрия;

3) Сентября 8, на день Рождества Богородицы.

Хутынский Варлаамов Спасопреображенский Новгородский

1 класса мужской монастырь находится в уезде Великого Новгорода, вниз по течению реки Волхова к северу от Кремля по большой Московской дороге в 10 вёрстах, по левую сторону дороги, а на правом берегу Волхова. Местоположение монастыря сего вообще самое красивое и наилучшее из всех окрестностей Новгородских; ибо находясь на довольно возвышенном месте, как сам монастырь отовсюду виден, так и окружающие места на довольно великое расстояние от себя представляются взору зрителя. Основан этот монастырь в 6700 (1192) году Преподобным Варлаамом, который до монашества именовался Алексием и был уроженцем Новгородским, сыном некоего богатого гражданина Михаила (Летописец Новгородский изд. 1781, М., стр. 52). По кончине родителей своих, постригшись в монашество в одном из Новгородских монастырей, отошёл оттуда на место, именуемое Хутынь, и в 1192 году положил основание этой обители сооружением небольшой церкви во имя Преображения Господня, при освещении коей Архиепископ Новгородский Григорий рукоположил его в Игумена этой новосозидаемой им обители. В ней Преподобный Варлаам, пожив 1 год и избрав преемником себе в Игуменстве Антония (который после основал Дымский монастырь), преставился и погребён Ноября 6 дня (см. ниже). По кончине Преподобного этот монастырь устрояем был иждивением монастырским, от доброхотнодателей и вкладчиков, из которых

1) Георгий Онисифорович в 1417 году соорудил церковь каменную во имя Преподобного Антония Великого;

2) неизвестный в 1418 году на воротах каменную же церковь во имя Св. Пророка Илии;

3) монастырским 125 иждивением в 1515 году сооружена соборная церковь каменная во имя Преображения Господня вместо обветшавшей, заложенной Преп. Варлаамом незадолго перед его кончиной, а совершённой Преп. Антонием, его преемником, и стоявшей около 270 лет; новопостроенная церковь освящена на 6 число Августа;

4) в 1535 году под колокольней устроена и освящена церковь во имя Григория Великой Армении; в 1552 году соборная церковь тёплая во имя Преподобного Варлаама разобрана, и вместо оной сооружена вновь пространнейшая с трапезой и доныне существующая (см. ниже). В начале XVII столетия этот монастырь претерпел великие бедствия от Шведов, пришедших в Новгород под предводительством Генерала их Якова Понтуса Делагарди, который имел здесь и главную свою квартиру. Летописи уверяют, что Настоятеля этого монастыря, Архимандрита Киприана томили они за стражей, с гроба Пр. Варлаама сняли серебра весом 139 гривенок (фунтов) 12 золотников, а ценой по тогдашнему времени на 720 руб. 12 алтын, да жемчуга на 58 рублей. При переписи 1615 года, бывшей после опустошения сего, означены в этом монастыре следующие ЦЕРКВИ:

1) во имя Преображения Господня;

2) во имя Пр. Варлаама Хутынского с трапезой;

3) под колокольней во имя Григория Армянского;

4) на воротах св. Илии Пророка;

5) на других воротах – двупрестольная во имя Св. Николая Чудотворца и Пр. Антония Великого;

6) а КОЛОКОЛЬНЯ была при соборной церкви на юго-восточной стороне, где и доныне виден фундамент оной.

В настоящее время здания в монастыре сем имеются все каменные следующие:

– «Во славу Единосущной Животворящей и неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, по благословению Преосвященного Корнилия, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, тщанием же и трудами святой обители Настоятеля Архимандрита Евфимия устроена сия паперть от сотворения мира ҂ зрн҃д (7154) от Р. X. ҂ ахм҃ѕ (1646) года»;

– «Подписажеся иконным воображением в лето от сотворения мира ҂ зсл҃ѕ (7236), от Рождества по плоти Бога слова ҂ аѱк҃и (1728) при Архимандрите Вениамине на поклонение Православным Христианам всякого чина и возраста во славу Богу. Аминь».

2) к северо-западу от этой соборной церкви в двух саженях – другая, тёплая соборная ЦЕРКОВЬ во имя Пр. Варлаама Хутынского, с трапезой на погребах. Церковь эта сооружена в 1552 году, а в 1797 году возобновлена; окна разделаны и расположены в симметрию, стены расписаны и между церковью и трапезой вынуты арки, через что сия соединена с оною; кровля сделана железная и выкрашена ярью. При этой церкви к северо-западу находится нынешняя братская ТРАПЕЗА со службами;

3) над южными воротами – КОЛОКОЛЬНЯ, не совсем оконченная, начата строением при Архимандрите Лаврентии; на ней колоколов 17; самый большой 484 пуда и 30 фунтов, вылит при Епископе Досифее в Москве, на заводе 1-й гильдии купца Николая Афанасьевича Самгина;

4) от соборной Преображенской церкви к западу – КОРПУС двухэтажный. В нём в южной половине – Настоятельские и Казначейские КЕЛЬИ со службами внизу;

5) между Настоятельскими и Казначейскими кельями – домовая Преосвященных Викариев ЦЕРКОВЬ во имя св. Феоктиста, Архиепископа Новгородского;

6) в северной половине этого корпуса – Наместнические и братские КЕЛЬИ. Южная часть корпуса сего возобновлена при Епископе Афанасии Волховском, а северная – при Досифее;

7) на южной стороне монастыря от соборной Преображенской церкви – братские двухэтажные КЕЛЬИ и при них погреба и кладовые;

8) от Варлаамиевой церкви к северу – корпус двухэтажный стоит после пожара пустой;

9) Близ корпуса сего – БОЛЬНИЦА, возобновлённая при Епископе Евгении, и при ней – ЦЕРКОВЬ во имя Всех Святых, после пожара обновлена и освящена Преосв. Феофилом, Епископом Старорусским;

10) вокруг всего монастыря – ОГРАДА каменная. Внутри оной – два фруктовых сада: Настоятельский к реке Волхову и малый братский на северной и восточной стороне.

1) на северной стороне большой сад фруктовый, и при нём липовая роща, придающая весьма великую красоту обители;

2) скотный двор на южной стороне;

3) на восточной стороне – РИГА деревянная, построена при Епископе Михаиле Десницком;

4) при Московской большой дороге – каменные проездные ворота, и при них часовня со сторожкой, каменные же, построены иждивением Преосвященного Евгения Болховитинова в 1804 году;

5) в Новгороде близ Императорского Дворца, на правом берегу реки Волхова на улице, древле называвшейся Буяна, – ПОДВОРЬЕ каменное двухэтажное и при нём флигель деревянный 127 очень ветхий.

Достопамятнейшие ВЕЩИ в этой обители имеются следующие:

1) В соборной церкви Преображения Господня, в южной стороне, при южных алтарных дверях – РАКА Пр. Варлаама Хутынского, медная золочёная, в кругах оной по сторонам следующие надписи:

«Рака Преподобного 7147 (1630) года при державе Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца, и при Патриаршестве Великого Господина Святейшего Иоасафа, Патриарха Московского и всея России, и при Митрополите Великого Новгорода и Великих Лук, Преосвященном Авфонии, начата была делаться Святого Варлаама рака серебряная чеканная в сию святую обитель Всемилостивейшего Спаса и Преподобного и Богоносного отца нашего Варлаама, предивного и Великого в чудесах и при Настоятеле обители этой Герасиме с братией; обложена сия святая рака над гробом Чудотворца Варлаама серебром и позолочена из оклада Мирона Тимофеевича Нахлопова».

Над ракой – БАЛДАXIН деревянный резной золочёный по полименту, утверждён на таковых же четырёх столпах;

2) в ризнице – ТРОСТЬ 128 Царя Ивана Васильевича, которую он оставил, убегая из монастыря сего при чудесном огненном запалении, происшедшем от гроба Пр. Варлаама (см. обстоятельнее в рукописном житии сего Преподобного);

3) ДВЕРИ церковные, опалившиеся при сем происшествии;

4) ВЛАСЯНИЦА Преподобного наподобие стихаря, весом 18 фунтов;

5) ВЕРИГИ Преподобного железные весом 8 фунтов;

6) РИЗЫ Преподобного Варлаама кофейного мухояра, оплечья вишнёвого атласа;

7) ГРАМОТА подлинная Пр. Варлаама, писанная полууставом на пергаменте следующего содержания:

129 Се вдал Варлаам Святому Спасу землю и огород и ловища рыбные и гоголиные и пожни

а҃. рель против села за Волховом;

в҃. на Волховцы воде;

ѕ҃. на острове и с нивами вхуже ту землю Хутынскую вдал Святому Спасу и с челядью и скотиной; а се братии:

г҃. девка Феврония с двумя сыновьями,

а конь шестеро и корова; се другое село на слудищи за вкладней вдале Святому Спасу и божница в нём св. Георгия, и нивы, и пожни, и ловища, и еже в нём; се же всё дал Варлаам Михалев сын Святому Спасу; если кто диаволом научен и злыми человеками наважен, что хочет отъять от нив ли, и от пожен ли, или от ловищ, и буди ему противен Святой Спас и в сей век и в будущий.

Размеры этой грамоты Преподобного: длина 5½, ширина ¾ вершка.

«каким образом выбираются Настоятели (Priores) выписал я, – говорит Герберштейн, – из бумаг Варлаама Игумена (prioris) Хутынского монастыря, в 6734 году учреждённого. Сперва братия бьют челом Великому Князю об избрании им достойного Настоятеля и руководителя по заповедям Господним. Избранный, до утверждения в звании своём от правительства, обязуется клятвой и подписью в обители той жить по правилам св. Отцов честно и благоговейно; ко всякой должности и ко всякому монастырскому послушанию определять людей верных и быть радетельным о пользе монастырской. О нуждах и делах или об исправлении монастырском советоваться с тремя или четырьмя из старейшей братии, а потом дело предлагать на общее рассуждение всей прочей братии. И не иначе по оному исполнение чинить, как с общего их согласия. Жизнь вести трезвенную и ничего излишнего против прочих для продовольствия своего у себя не иметь, а потому быть всегда в общей трапезе и довольствоваться общебратственной пищей. Все годовые приходы и расходы вести неопустительно и прибытки полагать в монастырскую казну без утайки. Всё сие блюсти и исполнять обещается он под опасением взыскания за сие от Правительства и за упущение лишения звания своего. Также и старейшие из братии дают клятву в ненарушимом с их стороны соблюдении всего вышеизъяснённого и в совершенном повиновении и послушании своему Настоятелю».

8) ЕВАНГЕЛИЕ напрестольное печатное на большой Александрийской бумаге, в оправе серебряной, чеканной, позолоченной весом 2 пуда 5 фунтов, устроено при Архимандрите Вениамине в 1732 году;

9) КРЕСТ напрестольный серебряный, позолоченный с жемчугом и драгоценными камнями, устроен в том же году;

10) сосуды священные серебряные, позолоченные, даны вкладом в 1739 году от Государыни Императрицы Анны Иоанновны;

11) четыре ПАНИКАДИЛА медные;

12) семь ЛАМПАД пред местными образами серебряных;

13) ЧАША водоосвящения дана вкладом в 1637 году от Князя Ивана Шуйского 131 ;

14) в большом саду на высоком холме – КЕЛЬЯ Пр. Варлаама деревянная, обнесена такой же галереей.

К достопамятным происшествиям, случившимся в этой обители, отнести можно следующие:

1) Учреждение Крестного хода в Хутынь монастырь из Софийского собора в первую пятницу Петрова поста ещё при жизни Пр. Варлаама, Архиепископом Новгородским в память бывшего чудесного в день этот происшествия, о котором обстоятельно записано в Хутынском Летописце или житии Пр. Варлаама 132 ;

2) А погребение угодника сего в день 6 Ноября;

3) в 1462 году от гроба его изошёл дым и пламень, когда по повелению Государя, оставив доску каменную от гроба, начали копать землю; от дыма сего закоптились стены церковные, а огнём опалило двери. Государь с предстоящими, устрашившись, побежал, бросил посох свой, который и доныне в монастыре сохраняется (см. выше);

4) Обретение мощей Пр. Варлаама, которые освидетельствованы были Преосвященным Архиепископом Новгородским;

5) Посещение этой обители Государями Царями, и между прочим Царём Иваном Васильевичем (см. выше);

6) пребывание в ней Понтуса Делагарди и разорение оной от Шведов;

7) Учреждение Архимандрии с особенными преимуществами в священнослужении (см. ниже);

8) Посещение в 1656 год, Сентября 1 Святейших Патриархов: Макария Антиохийского и Гавриила Сербского и Болгарского, ездивших тогда в Великий Новгород. При этом посещении они из уважения к чудотворному сему месту и для почести Архимандриту оного Евфимию дали клобук и шапку Греческой горы Афонской, кою как тому Архимандриту, так и будущим по нём носить благословили, и грамотой своей того же года утвердили;

9) Учреждение Типографии. В Каталоге СПб. Академии Наук значится книга в 8 долю Диоптра жизни человеческой, напечатанная в Хутыне в 1651 году. Вероятно, Никон Митрополит оную завёл;

10) Учреждение кафедры Викариев Новгородской Митрополии и пребывание оных здесь с 1759 по 1764 годы и с 1787 года и доныне.

О начале Архимандрии и отличиях в священнослужении

Настоятельство в монастыре сем с самого основания оного до 7116 (1608) года было непрерывно Игуменское, а с того времени учреждена Архимандрия, и в сан этот произведён сего же монастыря Игумен Трифон, которому даны особенные отличия в священнослужении, как видеть можно из нижеследующей грамоты:

«От Царя и Великого Князя Василия Ивановича всея России в Нашу вотчину в Великий Новгород Богомольцу Нашему, Митрополиту Исидору Новгородскому и Великолуцкому. Посоветовали есми с отцом нашим и Богомольцем Святейшим Патриархом Гермогеном Московским и всея Русии, что Нашей вотчины Великого Новгорода в обители Всемилостивого Спаса и Великого Чудотворца Варлаама на Хутыне для чудотворного места и почести той великой Обители быть Архимандриту шапку Епископскую дать, и с Нами по совету Богомолец Наш Святейший Патриарх Гермоген Московский и всея Россий в ту великую честную обитель в Архимандриты того монастыря Игумена Трифона благословил, и для почести той великой обители Божественную Литургию служить в Епископской шапке, с рипидами и со свечами, на ковре, как достоит Епископу, повелел и по входе каждение. И шапка ему на Москве дана и отпущен с Москвы в Великий Новгород к тебе Богомольцу Нашему. И как к тебе сия Наша грамота придёт, а Игумен Трифон в Великий Новгород придёт, и ты бы, Богомолец Наш, Игумена Трифона в монастырь ко Всемилостивому Спасу и Великому Чудотворцу Варлааму в Архимандриты благословил и свершил, и шапку Епископскую на него положил. Писан на Москве лета 7116 года Января в 7 день.

У подлинной грамоты подпись Дьяка Афиногена Голенищева. Отличия, в грамоте этой означенные, подтверждены в 1727 году, Ноября 5 дня Преосвященным Феофаном, Архиепископом Новгородским.

Сверх того, в древние времена обитель сию жаловали Государи Цари и Великие Князья разными, вкладами и преимуществами, которые и подтверждали грамотами своими. Замечательнейшие из них предлагаются здесь.

I. «Се Аз, Князь Великий Василий Иванович всея Руссии пожаловал Аз в своей вотчине в Великом Новгороде Спасского Xутынского монастыря Игумена Феодосия с братией, или кто по нём иной Игумен будет у Святого Спаса. Кому будет чего искать на Игумене Хутыня монастыря опричь духовного дела: ибо сужу Аз сам Князь Великий, а Архиепископ Новгородский и Наместники Наши Новгородские не судят Игумена ни в чём; а как будет на Игумена Хутыня монастыря духовная вещь, и Архиепископ Новгородский в духовных вещах Игумена судит, да о том отпишет ко Мне, к Великому Князю, а без Моего ведома Архиепископ Новгородский Игумену Хутыня монастыря и в духовных вещах не учинит ничего. А кто придёт в монастырь к Спасу на Хутыню на житие Священник или Дьякон, и Архиепископ Новгородский берёт с них благословенного: с Попа гривну Московскую, а с Дьякона гривну же Московскую. А кто в том монастыре на Хутыне начнёт жить Попов и Дьяконов и чернецов и слуг в монастыре и в сёлах монастырских, кто начнёт жить Попов и Диаконов и проскурниц и пономарей: не надобна им Архиепископа Новгородского дань ни Рождественское, ни Петровское, ни иные какие пошлины. А Архиепископ Новгородский Попов, и Диаконов, и слуг монастырских, и сельских Попов, и Диаконов, и проскурниц, и пономарей не судит ни в чём, опричь духовных дел Святительских. Также Наместник Архиепископский и десятильницы его не судят их ни в чём, не всылают к ним ни по что, а заездчик Архиепископский к ним не въезжает; а приставов своих даёт Игумен Феодосий, или кто по нём иной Игумен будет, и судит своих Попов и Диаконов и чернецов Хутыня монастыря и слуг монастырских и сельских своих Попов и Диаконов и пономарей и проскурниц во всём опричь душегубства; а случится суд смесной Нашим людям или владычним с монастырскими с Попами или с Диаконами и с чернецами Хутыня монастыря со слугами монастырскими и с сельскими Попами и Диаконами, с пономарями, и с проскурницами, и те Наши люди и Владычни люди берут пристава у Новгородского Архиепископа, и у Наших Новгородских Наместников, и у дворецкого, и у конюшего, и у пригородных Наместников, и у Волостелей, и у десятинников, и у их Тиунов, и те Архиепископские, и Наместничьи, и дворецкого, и конюшего, и Волостелины приставов берут с собой Приставов монастырских Хутынского Игумена, да тех людей ставят перед Архиепископом, и перед Наместниками, и перед дворецким, и перед конюшим, и перед волостелями, и перед десятниками, а Хутынский Игумен тех своих монастырских людей судит с ними вообще сам или кому прикажет. А без Игумена Хутынского Архиепископ Новгородский, и Наши Наместники Новгородские и пригородные, и волостели, и десятники и их Тиуны тех монастырских людей не судят и доводчики их без монастырского пристава тех монастырских людей на поруки не дают; а прав ли, виноват ли монастырский, и он в правде и в вине монастыря Игумену, а городской и волостной и Архиепископский в правде и в вине Архиепископу, и Наместникам, и дворецкому, и конюшему, и волостелям, и десятникам. Также Аз Игумена с братией Хутыня монастыря пожаловал: кто у них начнёт жить людей где-нибудь на их монастырских землях, и тем их людям к Новгороду к Великому не тянуть ни в какие проторы опричь церковных пошлин. Также Аз Игумена Хутыня монастыря с братией пожаловал: дал ему суд свой с верою; кому будет какое дело до крестьян Святого Спаса, и он их позывает перед Игумена приставом монастырским, а ехать ему с приставной Игуменовой, а Наместникам Нашим Новгородским, и пригородным Наместникам, и дворецкому, и конюшему, и Волостелям и их Тиунам тех крестьян монастырских не судить ни проезжим судом, ни приставом Наместничьим и дворецкого, и конюшего, ни волостелинным тех крестьян на поруку не давать опричь одного душегубства. А который Пристав Наместничий или дворецкого, или конюшего, или Волостелин на тех крестьян монастырских накинет срок сильно, и Аз, Князь Великий, к тем срокам ездить им не велел. А кто на них по тому сроку и бессудную возьмёт, и та бессудная не в бессудную. А ведает и судит тех крестьян монастырских Игумен с братией или кому прикажут. А случится суд смесной тем их людям монастырским с городскими людьми или с волостными: и Наместники Наши, и дворецкий, и конюший, и пригородские Наместники, и Волостели и их Тиуны судят, а Игумен или их приказчик монастырский с ними судит. А прав ли, виноват ли монастырский человек, и он в правде и в вине Игумену с братией, и Наместники Наши, и дворецкий, и конюший, и волостели и их Тиуны в их человека монастырского не вступаются ни в правого ни в виноватого, а будет прав или виноват городской человек или волостной, и он в правде и в вине Нашим Наместническим, или дворецкому, или конюшему, или волостелям. А Игумену с братией иных крестьян опричь своих монастырских этой Моей грамотой от суда не отнимать у Наших Наместников, ни у дворецкого, ни у конюшего, ни у Волостелей, ни в заклад их себе не принимать; а Наместничьим людям и Волостелевым и помещичьим к их крестьянам на пиры и на братчины не званым не ездить. А кто к ним придёт на пир и на братчины не зван; и они того вышлют вон без пени; а кто у них начнёт пить сильно, а учинится у них каковая гибель: и тому ту гибель платить вдвое и без справ. Также Аз Игумена с братией пожаловал: что их варницы в Старой Русе, что им с тех варниц не надобно никаких пошлин опричь церковных пошлин и опричь оброка, что идёт с варниц. Писан на Москве лета 7040 (1532) Августа, 13 дня».

У грамоты печать красного воска висячая на красном шёлковом шнуре. На одной стороне печати изображён св. Великомученик Георгий на коне, поражающий копьём дракона, и кругом надпись: Василий Иванович Божьей милостью Государь всея Русии и Великий Князь. На другой стороне печати – Орёл с распростёртыми крыльями, а кругом надпись стёрлась. На обороте грамоты написано: Князь Великий Василий Иванович всея Русии. Ниже того подтвердительные надписи:

А) Князя Ивана Васильевича в 7042 (1534) году, Мая 12 за подписью Дьяка Фёдора Мишурина;

Б) Государя Царя Ивана Васильевича в 7059 (1551) году, Мая 17 за подписью Дьяка Юрия Сидорова;

В) Государя Царя Феодора Ивановича в 7093 (1584) году, Декабря 3 за подписью Дьяка Петра Трифонова, сына Тиунова;

Г) Государя Царя Бориса Феодоровича в 7106 (1598) году, Июня 29 за подписью Дьяка Ивана Нармацкого;

Д) Государя Царя Василия Ивановича Шуйского в 7114 (1606) году Июня 20 за подписью Дьяка Захария Свиязева;

Е) Государя Царя Михаила Феодоровича в 7125 (1617) году, Июня 24 за подписью Дьяка Ивана Иванова, сына Болотникова;

Ж) его же, Государя, вместе с Патриархом Филаретом Никитичем в 7129 (1621) году, Августа 31, за подписью Дьяка Семёна Головина;

З) Государя Царя Алексея Михайловича в 7157 (1649) году, Февраля 15, за подписью Дьяка Ивана Фёдорова. В этой подтвердительной надписи оговорено:

«Сей жаловальной грамоты рудить (Государь) не велел опричь того, что по нынешнему Уложению от старого переменилось и убило по новому Государеву Указу в Уложении изображённому».

II. В грамоте, данной от Государя Царя Феодора Иоанновича Игумену Сильвестру в 1591 году, Января от 15, между прочим сказано: которые дети боярские и их люди и крестьяне начнут Спасского Хутыня монастыря вотчины что в Ржевском уезде Ясоновицкого погоста, да в Полоновском погосте Сосницкие волости на крестьян брать Приставов в управных делах в каких-нибудь опричь разбоя и татьбы с поличным, и те приставы чинят им два срока в году: зиме Рождество Христово; а осенью Покров Св. Богородицы. А опричь тех сроков иных сроков на них не намётывают. А который Пристав накинет на них срок не по тем срокам, и Аз, Царь и Великий Князь, на те сроки ездить им не велел».

У грамоты печать красного воска висячая на красном шёлковом шнуре; у печати на одной стороне изображён св. Великомученик Георгий на коне, поражающий дракона, и кругом оного надпись: Феодор Божьей милостью Царь и Государь всея Русии. На другой стороне печати изображён двуглавый Орёл с распростёртыми крыльями, кругом надпись, но разобрать оной не можно. На обороте грамоты написано: Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Русии. Грамота эта подтверждена:

А) Государем Царём Борисом Феодоровичем в 7106 году, Августа 6 за подписью Дьяка Посника Дмитриева по приказу Боярина дворецкого Григория Васильевича Годунова;

Б) Государем Царём Василием Ивановичем Шуйским в 7114 году, Июня 23 за подписью Дьяка Захария Свиязева;

В) Государем Царём Михаилом Феодоровичем в 7125 году, Июня 24 за подписью Дьяка Ивана Болотникова.

III. Грамота Государя Царя Михаила Феодоровича 1617 года Июня от 24 дня, данная Архимандриту Киприану вместо обветшавшей грамоты Царя Феодора Иоанновича за подписью Дьяка Ивана Иванова, сына Болотникова. У грамоты этой печать красного воска висячая на красном шёлковом шнуре. На одной стороне печати изображён св. Великомученик Георгий на коне, поражающий копьём дракона и кругом надпись: Божьей Милостью Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии. На другой стороне печати изображён двуглавый Орёл с распростёртыми крыльями и кругом надпись: Всея Русии Самодержец и многих Государств Господарь и Обладатель. На обороте грамоты подписано: Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии. Внизу: справил с прежней грамотой подьячий Микифорко Шипулин.

IV. Грамота его же, Государя Царя Михаила Феодоровича 1621 года, Августа от 31 дня, данная Архимандриту Варлааму на разные вотчины и угодья, жалованные Хутыню монастырю и об освобождении крестьян от налогов и пошлин. У грамоты этой привешена печать, подобная предыдущей; на обороте грамоты приписано так: Царь и Князь Михайло Феодорович, всея Русии Самодержец. Грамота эта подтверждена:

А) в 7132 (1624) году, Января в 26 день, им же, Государем Царём Михаилом Феодоровичем и Отцом Его, Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем Московским, при Архимандрите Феодосии; подпись Дьяка Прокофия Пахарева;

Б) в 7386 (1677) году, Октября в 18 день, Государем Царём Феодором Алексеевичем за подписью Дьяка Филиппа Артемьева. На склейках этой грамоты написано: А подписал Государев Царёв и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Дьяк Семён Головин. В самом низу пометка: с прежними грамотами справил Подьячий Иван Горолов.

V. Грамота его же, Государя Царя Михаила Феодоровича, в 1624 году, Января 25 данная Архимандриту Феодосию, содержания подобного предыдущей с присовокуплением некоторых преимуществ касательно судопроизводства и сбора податей за подписью Дьяка Прокофия Пахарева. У грамоты печать такая же, как у прежних двух, под № № III и IV означенных. На обороте грамоты подписано: Царь и Великий Князь Михайло Феодорович, всея Русии Самодержец. По склейкам: А подписал Государев Царёв и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Дьяк Прокофий Пахарев. Грамота сия подтверждена:

А) в 7159 году, Декабря в 18 день от Государя Царя Алексея Михайловича при Архимандрите Варлааме, за подписью Дьяка Ивана Фёдорова;

Б) в 7186 году, Октября в 18 день, от Государя Царя Феодора Алексеевича за подписью Дьяка Филиппа Артемьева;

В) от Государей Царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича за подписью Гаврила Мельницкого, Стефана Фёдорова и за справой Кирилла Немцова.

Много было давано монастырю сему от Государей Царей грамот подобного содержания, которые все в подлинниках хранятся в монастырской ризнице и в Архиве. Любопытный там оные может видеть.

Список Настоятелей Новгородского первоклассного Хутыня монастыря

1. Преподобный ВАРЛААМ I, основатель этой обители, с 1192 по 1193 год 133 (см. Никонову Летопись, ч. 2, стр. 260).

2. Преп. АНТОНИЙ I Дымский, с 1193 года (см. Описание Дымского монастыря).

3. Преп. КСЕНОФОНТ, основатель Ксенофонтова монастыря, преставился в 1262 года, Июня в 28 день.

Б) Строители (они записаны в Синодике без лет и, вероятно, по древнему обыкновению, были при Игуменах в качестве Келаря или Наместника):

11. ИОАНН I, в 1388 году хиротонисан в Архиепископа Новгородского.

12. ИОСИФ I. Записан в Синодик без лет.

13. НАФАНАИЛ. Записан в Синодик без лет.

14. СЕРГИЙ. Упоминается в 1515 году

15. НИКИФОР I, в 1517 году определён по указу Государеву из Московских Иеромонахов (см. Житие Преп. Ефрема Перекомского, в рукописях.

16. АЛЕКСАНДР. Записан в Синодик без лет.

17. ФЕОДОСИЙ I. Упоминается в 1532 году, Августа 13 дня; в 1542 году, Июня 1 хиротонисан в Архиепископа Новгородского.

18. ПАИСИЙ. Упоминается в 1551 году, Мая 17 дня.

19. ФЕОГНОСТ. Записан в Синодик без лет.

20. ГУРИЙ Коровин. Упоминается в 1552 году.

21. ВАРЛААМ II. Записан в Синодике без лет.

22. МАРКЕЛЛ, в 1555 году был в Москве на поставлении Гурия, Архиепископа Казанского.

23. ФИЛОФЕЙ, настоятельствовал с 1555 года и упоминается в 1566 году, Июля 2.

24. ДИОНИСИЙ I. Упоминается в 1579 году; он в 1581 году, Января 15, был на соборе в Москве.

25. СИЛЬВЕСТР I. Упоминается в 1584 году, Декабря 3 и 1591 года, Января 15.

26. АРКАДИЙ. Упоминается в 1595 году и 1598, Июня 29 и Августа 8.

27. КОРНИЛИЙ I. Записан в Синодике без лет.

28. ИОИЛЬ. Записан в Синодике без лет.

29. ТРИФОН. Упоминается в 1601 году Игуменом; а в 1609 году произведён в Архимандрита.

30. ПАФНУТИЙ. Записан в Синодике без лет.

31. КИПРИЯН II. Упоминается в 1613 году и в 1617 году, Июня 24.

32. ВАРЛААМ III. Упоминается в 1621 году, Августа 31.

33. ФЕОДОСИЙ II. Упоминается в 1624 году, Января 25.

34. ВАРЛААМ IV. Упоминается в 1624 году, Января 26. Вероятно, тот же, что и выше, под № 32.

35. ФЕООДОРИТ. Упоминается в 1629 и 1635 годах.

36. РАФАИЛ. Упоминается в 1636 году, Марта25, и в 1637 году, Декабря 28.

37. ПАХОМИЙ I. Упоминается в 1638 году, Ноября 30, 134 и в 1641 году. Он в схиме наречён Пафнутием.

38. ЕВФИМИЙ I. Упоминается в 1642 году, Мая 8 и в 1646 году.

39. ВАРЛААМ V. Упоминается в 1648, 1649, Февраля 15, и в 1652 годах.

40. СОФРОНИЙ, настоятельствовал с 1652 по 1653 годы.

41. Евфимий II, настоятельствовал с 1653 до 1657 годы.

42. ТИХОН I. Упоминается с 1658 до 1660 год, Марта 23.

43. ДИОНИСИЙ II, настоятельствовал с 1661 по 1662 год.

44. КОРНИЛИЙ. Упоминается в 1663 году, Июня 2. В 1664 году, Июля 24, хиротонисан в Архиепископа Тобольского.

45. ИОСИФ II, с 1664 по 1672 год, Мая 30.

46. ПАХОМИЙ II, с 1673 года, Апреля 22, до 1674 года.

47. МАКАРИЙ I, с 1674 по 1678 год.

48. ГЕЛАСИЙ, с 1679 по 1682 годы.

49. ЕВФИМИЙ III, с 1683 по 1689 годы.

50. МАКАРИЙ II, с 1690 по 1695 годы.

51. ИОВ. Упоминается в 1698 году, Ноября 20.

52. ТИХОН II, с 1699 до 1704 года.

53. ФЕОДОСИЙ III, с 1704 до 1712 годы.

54. ВЕНИАМИН, с 1712 до 1737 годы.

55. ГАВРИИЛ Воронов, с 1738 года. Потом был Архимандритом Юрьевским.

56. ВЕНЕДИКТ. Записан в Синодике без лет.

57. ЕФРЕМ. Записан в Синодике без лет.

58. ТРИФИЛЛИЙ, в Мае 1747 переведён в Иверский монастырь.

59. ДАМАСКИН Аскаронский, в 1747 году переведён из Антониева монастыря и Ректоров Новгородской Семинарии. В 1751 году, Августа 7, переведён в Иверский монастырь. Наконец был Епископом Костромским.

60. СИЛЬВЕСТР II. Упоминается в 1755 году.

61. ИОАСАФ I Миткевич, с 1756 года, Февраля 10 дня. В 1753 году, Апреля 26, хиротонисан в Епископа Белгородского.

По учреждению в Хутыне монастыре кафедры Преосвященных Викариев Новгородских Настоятелями были

62. ПАРФЕНИЙ Сопковский, в 1758 году, Апреля 23, переведён из Антониева монастыря Архимандритом; а в 1759 году хиротонисан в Епископа Кексгольмского и Ладожского с оставлением при нём Настоятельства Хутыня монастыря. В 1761 году, Марта 8, переведён в Смоленск.

63. ТИХОН Соколов, с 1761 года, Апреля 17. В 1763 году, Февраля 3 переведён в Воронеж.

64. ИННОКЕНТИЙ Нечаев, с 1763 года, Апреля 6. Наконец был Архиепископом Псковским. После него Настоятелями были опять

65. ИОАНН II Никитин, в 1763 году переведён из Деревяницкого монастыря. В 1764 году, Июля 15 хиротонисан в Епископа Олонецкого.

66. АНТОНИЙ II, с 1764 года; В 1767 году, Августа 12 хиротонисан в Епископа Олонецкого.

67. ЛАВРЕНТИЙ Баранович, в 1767 году переведён из Антониева монастыря. В 1774 году, Августа 6 дня, хиротонисан в Епископа Вятского.

68. ТАРАСИЙ Вербицкий, в 1774 году переведён из Антониева монастыря. В 1775 году, Апреля 2 переведён в Иверский монастырь.

69. АРСЕНИЙ I Бузановский, с 1775 года переведён из СпасоЯрославского монастыря. В 1782 году переведён в Юрьев Новгородский монастырь.

С 1787 года Настоятелями паки стали быть

Ж) Епископы Старорусские:

70. ФЕОФИЛ Раев, в 1782 году, Мая 26 переведён из Антониева монастыря Архимандритом. В 1787 году, Апреля 21, хиротонисан в Епископа Старорусского, Викария Новгородского с предоставлением Настоятельства Хутыня монастыря. Он скончался в 1812 году, Декабря 22, в Тамбове, будучи там с 1788 года, Мая 6, Епархиальным Епископом.

71. АФАНАСИЙ Вольховский, с 1787 до 1795 года. Потом Епископ Могилёвский.

72. ДОСИФЕЙ Ильин, с 1795 до 1798 года, потом Епископ Орловский.

73. АРСЕНИЙ II Москвин, с 1798 года. В 1799 году переведён в Воронеж, и там, в 1810 году, Мая 6 скончался.

74. АНТОНИЙ III Знаменский, с 1799 по 1802 годы. Ныне Архиепископ Ярославский.

75. МИХАИЛ Десницкий, с 1802 до 1804 годы. Ныне Архиепископ Черниговский.

76. ЕВГЕНИЙ Болховитинов, с 1804 по 1808 годы. Ныне Епископ Калужский.

77. АНТОНИЙ IV Соколов, с 1805 года, Февраля 2. Ныне Епископ Воронежский.

78. ИОАСАФ II Сретенский. В 1810 году, Ноября 21, хиротонисан из Архимандритов первоклассного Калязина монастыря и Ректоров Тверской Семинарии. В 1813 году, Июля 6, переведён в Смоленск.

79. МЕФОДИЙ Пишнячевский, в 1813 году, Сентября 21 хиротонисан из Архимандритов Троицы Сергиевой, что по Петергофской дороге, пустыни и Ректоров Александро-Невской Семинарии.

В некоторых записках обозначено: Митрополичьей казной.

В этом приделе в 1809 году, Января 30, погребён супруг её, действительный Статский Советник и Кавалер Иван Карлович Борзов.

На этом подворье была церковь во имя Божьей Матери Одигитрии, построенная в 1556 году. Но в 1794 году за ветхостью разобрана до основания.

Трость эта мерой в длину 1½ аршина и ½ вершка, толщиной 1½ вершка, набалдашник шарообразный хрустальный в окружности равен 3 вершкам.

Около креста приметна надпись самыми мелкими буквами: Варлаам.

Rerum Moscoviticarum commentarii Sygismundi liberi Baronis in Herberstein & caet. Edit. a Ioh. Operino. Basileae. Герберштейн был в России в начале XVI столетия.

В этом монастыре имелся СЛУЖЕБНИК, писаный на пергаменте и присланный Пр. Варлааму из Царьграда от Патриарха Никифора в почесть; он находится ныне в Московской Синодальной ризнице между книгами в пол-листа под № 481.

Происшествие это для сведения читателей здесь кратко предлагается. «Преосвященный N. N., Архиепископ Новгородский, имел весьма великое уважение к Пр. Варлааму, и часто либо сам посещал его, либо приглашал к себе в дом Архиерейский для собеседования. В одно время, когда Преосвященный N. N., отпуская его от себя, приглашал по обыкновению к себе для собеседования, отвечал ему на это Преподобный: Владыко мой Святый! Если Бог благоволит, на первой седмице поста славных и всехвальных Апостолов в день пятничный приду на санях ко Благословению Преосвященства Твоего; и тем самым весьма удивил Преосвященного, который из уважения к нему оставил сие без исследования, ожидая события предречённому. В ночь же на пятницу первой недели Петрова поста вдруг при жестоком морозе выпал снег и покрыл землю толщиной на полтора аршина, а Преподобный, по предсказанию своему, действительно, приехал к Преосвященному на санях. И, найдя его погружённым в великую скорбь по причине истребления посевов и жатвы, в утешение вещал к нему: Владыко Святый! Подобает тебе наипаче, также и всем нам, радоваться о Божественном сем, еже к нам через нынешний паче естественный снег и мороз посещении, нежели скорбеть и тужить: яко велия сия и несказанная милость Божия, что излилась ныне на нас молитвами Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех Святых. Если б не даровал Бог снега, поистине от голода вскоре все люди погибли бы. Также ведомо да будет твоему Преосвященству, что корни всех на земле посеянных семян и деревьев, творящих плод, наполнено было червями, съедающими эти корни: ныне же молитвами Царицы небес и земли, Матери Божьей и Приснодевы Марии, умилосердился Триипостасный Бог о создании своём, излил сию великую и неизреченную милость свою на нас паче естественный снег и холод, яко да черви умрут, человеки же живы будут. Заутра, же еже есть рано в субботу, зной великий, по естественному действию солнца будет, дабы снегу истаять и морозу перестать, и вместо дождя сими земля напоится». Что всё по словам Пр. Варлаама и сбылось; и вместо глада плодородие было обильное. В возблагодарение Господу Богу за толикое милосердие к Великому Новгороду и в память преславного чуда сего, Преосвященный Архиепископ N. N. учредил, чтобы ежегодно в пяток первой недели Петрова Поста совершаемо было из Софийского собора крестное хождение в сопровождении всего духовенства в Хутынъ монастырь, и по литургии отправлять молебен Господу Богу. По кончине же и прославлению Преподобного другими премногими чудесами учреждено приношение молебного пения токмо одному Преподобному, что всё и доныне соблюдается. В Летописце Новгородском, изд. 1781, в Москве на стр. 136 записано так: в лето 6751 преставися раб Божий Варлаам, а в миру Вячеслав Прокшинич, на Хутыни у Святого Спаса, месяца Мая в 4, а погребён был за утра в 5 на память св. Ирины, Архиепископом Спиридоном и Игуменом Сидором при Князе Александре. См. ещё там же на стр. 138.

В Летописце Новгородском, изд. 1781, стр. 118, под годом 1230 упоминается Хутынский Игумен Арсений, который тогда переведён в Юрьев. Не он ли был избираем в Архиепископы Новгородские? А на стр. 137 Игумен Исидор в 1243году при погребении Варлаама Прокшинича.

В 1639 году был Настоятелем ГЕРАСИМ; при нём устроена рака Преп. Варлаама. См. выше, стр. 615 (стр.617 PDF) (Второй абзац ниже сноски № 121. Начало: «Достопамятнейшие ВЕЩИ в этой обители…»).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *