Холод глагол в неопределенной форме что делать

Неопределенная форма глагола

Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делать

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие глагола

Глагол в русском языке — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает это при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

Примеры глаголов:

что будет делать? споет.

Шесть форм глаголов:

Понятие неопределенной формы глагола

Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие.

Правило русского языка объясняет неопределенную форму глагола так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Примеры глаголов в неопределенной форме:

что делать? играть, читать ;

Рассмотрим еще один пример: слово «страдать» — это начальная форма глагола, действие звучит как «страдание», но кто и когда страдал по инфинитиву понять невозможно.

Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы:

-ть, если перед ним в слове стоит гласный звук, который также является суффиксом ( стоять, молчать, хотеть, скакать );

-ти, если перед ним в слове стоит согласный звук, который является частью корня ( пойти, нести, везти, ползти ).

В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

Для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;

под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

Для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

пол­зал бы, пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;

под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

Для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

Образование инфинитива

Чтобы определить инфинитив, нужно обратить внимание на суффиксы глаголов в неопределенной форме.

Неопределенная форма глагола образуется от основы глагола, от которой также образуются личные формы при помощи суффиксов:

-чь (стричь, достичь) — этот суффикс объединяет часть глагольной основы, которая оканчивается на «к/г» (выражается в чередующейся «ч») плюс нулевой суффикс инфинитива (выражается мягким знаком).

Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания.

беречь — корень/нулевое окончание;

пренебречь — корень/нулевое окончание;

привлечь — приставка/корень/нулевое окончание;

запечься — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.

Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив — неизменяемая, неспрягаемая форма глагола. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице.

У инфинитивов есть только постоянные глагольные признаки, а именно:

Вид — совершенный, несовершенный;

Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.

Возвратность — возвратные, невозвратные.

Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов:

-ся-, если корень слова оканчивается на согласный: мыл — умылся;

-сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.

Переходность — переходные, непереходные.

Переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект.

После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:

качать (кого?) ребенка.

Непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.

Все возвратные глаголы непереходные: решиться, беречься.

Спряжение — 1 спряжение (делать, смешать) и 2 спряжение (любить, чертить).

Также инфинитиву соответствует словоизменительный признак залога:

Бабушка решила приготовить пирог.

Пирог должен скоро приготовиться.

Как мы уже поняли, у инфинитивов есть только постоянные морфологические признаки. Для удобства отразим их в таблице.

Источник

На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола: правило

Неопределенные глаголы являются основой для создания различных форм чисел, лиц и времен. Их используют для проверки правописания, а также для расширения структуры и смысла предложения.

У всех глагольных лексем существует начальная или неопределенная словоформа, указывающая на действие или состояние, без привязки ко времени и указания на отношение к объекту. Начальная форма глагола – это та которая не наделена признаками морфологии, ее еще называют инфинитивом….

Неопределенные глаголы используются в словарях. Что такое инфинитив? Особенности заключаются в следующем:

Важно! Любую глагольную словоформу можно поставить в начальную с помощью вопроса «что делать?» или «что сделать?».

Неопределенными такие словоформы называют потому, что невозможно определить их основные грамматические признаки: время, лицо, наклонение, род и число, чем они и отличаются от остальных.

Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делатьНеопределенная форма глагола: признаки

Признаки неопределенной формы глагола

Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делать

В некоторых словах, заканчивающихся на –чь, в начальной форме отсутствует окончание, а –чь входит в структуру корня. Например, привлечь, запечь, беречь, толочь.

Как использовать неопределенную форму глагола

Инфинитив необходим для образования прочих глагольных форм и проверки правописания.

Часто окончания глаголов в личных словоформах являются безударными, что вызывает сомнения в их написании. Чтобы проверить правописание, нужно знать, как поставить глагол в неопределенную форму.

Безударный суффикс в инфинитиве указывает на его написание в прошедшем времени, в деепричастной и причастной форме.

Клеить – клеил – клеивший – поклеив – поклеивши.

Что такое возвратный или невозвратный глагол

Постфикс позволяет определить возвратную и невозвратную форму.

Невозвратными инфинитивами выражается действие к кому-либо, чему-либо. Например, наматывать, подслушивать, гладить.

Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делатьВозвратный глагол

Признаки переходного и непереходного инфинитива

Переходность в неопределенной форме позволяет выявить дополнительное слово, указывающее на объект или явление, участвующее в действии.

В качестве добавочного слова используется:

Дополнительные слова придают инфинитиву смысл, а без них суть происходящего теряется. Некоторая часть действия передается объектам или обстоятельствам, они приобретают четкую смысловую нагрузку.

У непереходного инфинитива действие обозначает одно слово.

Совершенный и несовершенный виды

Глагольные слова классифицируются на совершенные и несовершенные.

Несовершенные характеризуют действие, длящееся без конкретной временной привязки. Эти действия можно назвать вечными, в предложении нет указаний на их законченность либо незаконченность. К ним подходит вопрос «Что делать?».

Совершенные инфинитивы указывают на состоявшееся действие либо на то, что обязательно произойдет. Результат уже можно наблюдать или он еще ожидается. Используется вопрос «Что сделать?».

Известна незначительная часть двойственных инфинитивов. Они применяются в обоих видах в одной словоформе. Их определяют по смыслу. К двойственным глаголам в инфинитиве можно поставить стандартный вопрос.

Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делатьСовершенный и несовершенный вид

Роль инфинитива в структуре предложения

Неопределенные глаголы в структуре предложений выступают как сказуемые и в сочетании с подлежащими формируют грамматическое ядро. Инфинитив выполняет любую функцию и выступает разными членами предложения.

Важно! Инфинитив синтаксически способен быть подлежащим, частью сказуемого, дополнением, определением, обстоятельством намерений.

Неопределённая форма глагола часто используется в предложениях, поэтому важно знать, как определить форму глагола, каковы их отличительные признаки и как их образовать.

Уроки русского Неопределенная форма глагола

Источник

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма глагола (инфинитив) — это начальная форма глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Например:

(что делать?) играть, гулять, смотреть;

(что сделать?) поиграть, погулять, посмотреть.

Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы -ть или -ти, например:

Глаголы, корень которых заканчивается на -чь, суффиксов -ть или -ти не имеют:

Неопределённая форма глагола не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, она только называет действие. Сравните примеры:

Мы играем в прятки.

Глагол играем указывает на настоящее время, множественное число и 2-е лицо. Глагол играть стоит в неопределённой форме. Он только называет действие, но не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо.

Неопределённая форма глагола часто употребляется вместе со словами: нужно, можно, нельзя. Например:

нужно сделать, можно бегать, нельзя хулиганить.

Вспомогательные глаголы

Глаголы: могу, начинаю, буду, хочу и умею — называются вспомогательными. Они употребляются вместе с глаголами в неопределённой форме, например:

Вспомогательные глаголы могут изменяться по времени, роду и числу, например:

Я хотел читать – прошедшее время, един. число и 1-е лицо.

Ты хочешь читать – настоящее время, един. число и 2-е лицо.

Они захотят читать – будущее время, множ. число и 3-е лицо.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 58. Неопределённая форма глагола.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола – форма, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола. Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти: рисовать, лепить, нести, идти. Есть также глаголы, которые оканчиваются на -чь: стеречь, прилечь.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Уроки русского. Неопределённая форма глагола.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – изменяемая часть речи. У всех изменяемых частей речи есть начальная форма. Начальная форма есть и у глагола. Она отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать? Особенность начальной формы глаголов в том, что по ней нельзя определить ни время, ни род, ни лицо. Поэтому её называют неопределённой формой глагола.

Обратите внимание, что глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются разными словами, даже если они однокоренные:

что сделать?Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делатьХолод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делать

Очень важно при поиске неопределённой формы глагола, при изменении глагола по лицам и числам не заменять один глагол другим. Вот почему надо следить за приставкой с- в вопросе глаголаХолод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делатьХолод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делать

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

что сделать?Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делатьХолод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делать

Падать, упасть, склеить, клеить, рассказывать, рассказать, сбежать, бежать, зацвести, цвести, прилететь, лететь.

Проверьте себя по эталону:

что сделать?Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делатьХолод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делать

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

Проверьте себя по эталону:

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

Ходьба – ________________, скука – ________________, жизнь – ________________, победа – ________________, лечение – ________________, жалость – ________________, любовь – ________________, горе – ________________, покупка – ________________, молчание – ________________.

Проверьте себя по эталону:

Ходьба – ходить, скука – скучать, жизнь – жить, победа – побеждать, лечение – лечить, жалость – жалеть, любовь – любить, горе – горевать, покупка – покупать, молчание – молчать.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме?

Коли спорить, так уж смело.

Коль карать, так уж за дело.

Коль простить, так всей душой.

Коли пир, так пир горой.

В этом стихотворении …

А) 2 глагола в неопределённой форме;

Б) 3 глагола в неопределённой форме;

В) 4 глагола в неопределённой форме.

2. Отметьте предложение, в котором все глаголы в неопределённой форме.

А) Ребята принялись разглядывать друг друга и рассказывать, кто как провёл лето. (Н. Носов)

Б) Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

В) Уметь говорить – хорошо, уметь слушать – ещё лучше. (Пословица)

3. Отметьте строку, в которой неверно указан глагол неопределённой формы.

А) вставал – вставать;

В) полежите – полежать.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть фото Холод глагол в неопределенной форме что делать. Смотреть картинку Холод глагол в неопределенной форме что делать. Картинка про Холод глагол в неопределенной форме что делать. Фото Холод глагол в неопределенной форме что делать

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (______________) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (________________) поворачивать голову, чтобы (________________) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Проверьте себя по эталону:

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (что сделать?) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (что делать?) поворачивать голову, чтобы (что сделать?) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Источник

3 класс. Русский язык. Неопределённая форма глаголов

3 класс. Русский язык. Неопределённая форма глаголов

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Какая форма глаголов называется неопределённой?

Тема урока: «Неопре­де­лён­ная форма гла­го­лов».

Она на­зы­ва­ет­ся неопре­де­лён­ной, по­то­му что по ней нель­зя опре­де­лить ни время, ни число, ни лицо, ни род гла­го­ла.

По­слу­шай­те сти­хо­тво­ре­ние, най­ди­те гла­го­лы.

Как хо­ро­шо, дру­зья, ша­гать

По троп­ке с рюк­за­ком.

Чу­дес­но по полю ска­кать

При­ят­но также сесть в экс­пресс –

Мельк­нёт в окош­ке луг и лес.

Сколь­зить непло­хо по вол­нам

На ко­раб­ле мор­ском.

Но лучше мчать­ся в небе­сах

На лай­не­ре сталь­ном. (И. Холин)

Ша­гать, ска­кать (что де­лать?),

сколь­зить (что де­лать), мчать­ся (что де­лать?).

Гла­го­лы в неопре­де­лён­ной форме от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать? или что сде­лать? Это на­чаль­ная форма гла­го­ла. Её осо­бен­ность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не опре­де­ля­ют­ся.

Гла­гол мельк­нёт (что сде­ла­ет?) упо­треб­лён в форме бу­ду­ще­го вре­ме­ни, един­ствен­но­го числа, 3-го лица. Лицо гла­го­лов вы на­учи­тесь опре­де­лять в 4 клас­се.

Как отличить глаголы, которые стоят в неопределённой форме

Узнай сказ­ки Пуш­ки­на, из ко­то­рых взяли от­рыв­ки, и найди в них гла­го­лы, ко­то­рые стоят в неопре­де­лён­ной форме. Как от­ли­чишь их?

Гла­го­лы в неопре­де­лён­ной форме от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать? или что сде­лать?

Свой­ство зер­каль­це имело:

Го­во­рить оно умело…

«Ты, ца­ри­ца, всех милее,

Всех ру­мя­ней и белее».

И под­ми­ги­вать гла­за­ми,

И при­щёл­ки­вать пер­ста­ми…

«Сказ­ка о мёрт­вой ца­ревне и о семи бо­га­ты­рях».

Гла­го­лы в неопре­де­лён­ной форме:

Царь Дадон под ста­рость за­хо­тел

От­дох­нуть от рат­ных дел

И покой себе устро­ить.

Тут со­се­ди бес­по­ко­ить

Стали ста­ро­го царя,

Страш­ный вред ему творя.

Чтоб концы своих вла­де­ний

Охра­нять от на­па­де­ний,

Дол­жен был он со­дер­жать

«Сказ­ка о зо­ло­том пе­туш­ке».

Гла­го­лы, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать?, яв­ля­ют­ся гла­го­ла­ми несо­вер­шен­но­го вида. Гла­го­лы, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­прос что сде­лать?, яв­ля­ют­ся гла­го­ла­ми со­вер­шен­но­го вида.

Почему важно при поиске неопределённой формы не перейти с одного глагола на другой

Гла­го­лы, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­про­сы что де­лать? и что сде­лать?, счи­та­ют­ся раз­ны­ми сло­ва­ми, даже если они од­но­ко­рен­ные. Они от­ли­ча­ют­ся друг от друга ка­ки­ми-то ча­стя­ми ос­но­вы и по­то­му раз­лич­ны по зна­че­нию.

Слова от­ли­ча­ют­ся при­став­кой за- (при­став­ка за- имеет зна­че­ние «на­чать дей­ствие»).

Гла­гол по­жи­мать на­зы­ва­ет дей­ствие, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся часто (неод­но­крат­но), гла­гол по­жать на­зы­ва­ет дей­ствие, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся один раз (од­но­крат­но).

Чтобы не пе­рей­ти с од­но­го гла­го­ла на дру­гой, нужно сле­дить за при­став­кой в во­про­се.

Как правильно действовать, чтобы найти неопределённую форму глагола

2. Задай во­прос неопре­де­лён­ной формы с при­став­кой С- или без неё.

3. На­зо­ви неопре­де­лён­ную форму нуж­но­го гла­го­ла.

до­го­ня­ли Что де­ла­ли? Что де­лать? До­го­нять.

до­гна­ли Что сде­ла­ли? Что сде­лать? До­гнать

на­ка­зы­ва­ет Что де­ла­ет? Что де­лать? На­ка­зы­вать

на­ка­жет Что сде­ла­ет? Что сде­лать? На­ка­зать

остав­ля­ла Что де­ла­ла? Что де­лать? Остав­лять

оста­ви­ла Что сде­ла­ла? Что сде­лать? Оста­вить

несу Что делаю? Что де­лать? Нести

по­не­су Что сде­лаю? Что сде­лать? По­не­сти

По каким приметам в самόм слове можно отличить начальную форму глагола от других?

Неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла чаще всего окан­чи­ва­ет­ся на –ть или –ти (идти, выйти, найти, везти, ползти). О том, как на­зы­вать эту часть слова, учё­ные ещё не до­го­во­ри­лись. Одни счи­та­ют её окон­ча­ни­ем, а дру­гие – суф­фик­сом.

Ино­гда неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на –чь, но эти буквы –часть корня:

сте­ре­гут –сте­речь (ко­рень сте­рег-, сте­речь-), при­ля­гу –при­лечь (ко­рень ляг-, лечь-).

В неопре­де­лён­ной форме гла­го­лов, если она окан­чи­ва­ет­ся не на –ти, все­гда пи­шет­ся ь. Пи­шет­ся он и после буквы ч (-чь) – это ор­фо­грам­ма на пра­ви­ло: ь в неопре­де­лён­ной форме гла­го­ла.

Опре­де­лим время гла­го­лов и най­дём неопре­де­лён­ную форму.

по­тек­ла – что сде­ла­ла?, прош.в., что сде­лать?, по­течь (ко­рень тек-течь)

стри­гу – что делаю?, наст.в., что де­лать?, стричь (ко­рень стриг-стричь)

сбе­ре­гу – что сде­лаю?, буд.в., что сде­лать?, сбе­речь (ко­рень бе­рег-бе­речь)

увле­ку – что сде­лаю?, буд.в., что сде­лать?, увлечь (ко­рень влек-влечь)

Какие суффиксы в неопределённой форме глаголов

Если они без­удар­ные, то на их месте все­гда есть ор­фо­грам­ма. Эти бук­вы-суф­фик­сы опре­де­лить по пра­ви­лу нель­зя, их можно толь­ко узнать по сло­ва­рю и за­пом­нить.

Суф­фикс –а: услы­шать, пла­вать, пры­гать, слу­шать

Суф­фикс –е: уви­деть, оби­деть, за­ви­сеть

Суф­фикс –и: по­стро­ить, гла­дить, го­то­вить, кле­ить, ста­вить, стро­ить

Суф­фикс –я: за­ла­ять, таять, веять, сеять

Что такое постфикс?

Най­дём гла­гол в неопре­де­лён­ной форме.

Ветер чуть слыш­но поёт,

Липа взды­ха­ет у сада…

Чут­кая му­зы­ка всюду жи­вёт-

Толь­ко при­слу­шать­ся надо. (В. Се­мер­нин)

Что сде­лать?, при­слу­шать­ся – гла­гол в неопре­де­лён­ной форме.

Тренируемся в образовании глаголов неопределённой формы

Об­ра­зуй­те гла­го­лы неопре­де­лён­ной формы с по­мо­щью дан­ных суф­фик­сов и при­ста­вок.

При­став­ки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-.

Вздремнуть – при­став­ка вз-, суф­фикс –ну-,

подремать – при­став­ка по-, суф­фикс –а,

покашлять – при­став­ка по-, суф­фикс –я-,

откашляться – при­став­ка от-, суф­фикс –я-,

поплясать – при­став­ка по-, суф­фикс –а-,

приплясывать – при­став­ка при-, суф­фикс –ыва-,

отплясывать – при­став­ка от-, суф­фикс –ыва-.

Ищем в тексте глаголы в неопределённой форме

Может (что де­лать?) вса­сы­вать,

могут (что де­лать?) про­гры­зать и пить,

по­мо­га­ют (что де­лать?) хва­тать и дер­жать,

спо­со­бен (что де­лать?) до­ста­вать,

спо­соб­на (что де­лать?) сре­зать и пе­ре­ма­лы­вать,

может (что де­лать?) вы­ра­ба­ты­вать,

долж­ны (что де­лать?) по­па­дать­ся,

что сде­лать? не ускольз­нуть.

Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме

Ставим глаголы в неопределённую форму

Как при­го­то­вить ола­душ­ки.

Надо (возь­мём) пол-лит­ра ке­фи­ра, (при­ба­вим) немно­го соли, са­ха­ра и соды, (взо­бьём) одно яйцо и (вы­льем) в эту массу, (до­ба­вим) муку и всё (пе­ре­ме­ша­ем). Можно (печём).

По­ста­вим гла­го­лы в неопре­де­лён­ную форму.

Как при­го­то­вить ола­душ­ки.

Надо взять пол-лит­ра ке­фи­ра, при­ба­вить немно­го соли, са­ха­ра и соды, взбить одно яйцо и вы­лить в эту массу, до­ба­витьмуку и всё пе­ре­ме­шать. Можно печь.

Какое значение имеют глаголы одеть и надеть?

(Что сде­лать?) Одеть или на­деть? Эти два слова часто пу­та­ют.

Гла­го­лы одеть и на­деть по­хо­жи, но у них раз­ное зна­че­ние.

Одеть можно ко­го-то, а на­деть толь­ко что-то на себя.

По­это­му пра­виль­но го­во­рить так:

Заключение

На уроке вы узна­ли, что гла­го­лы в неопре­де­лён­ной форме от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать? или что сде­лать? Это на­чаль­ная форма гла­го­ла. Её осо­бен­ность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не опре­де­ля­ют­ся.

Неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла чаще всего окан­чи­ва­ет­ся на –ть или –ти, ино­гда на –чь. В неопре­де­лён­ной форме гла­го­лов, если она окан­чи­ва­ет­ся не на –ти, все­гда пи­шет­ся ь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *