Холод глагол в неопределенной форме что делать
Неопределенная форма глагола
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие глагола
Глагол в русском языке — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает это при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?
Примеры глаголов:
что будет делать? споет.
Шесть форм глаголов:
Понятие неопределенной формы глагола
Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие.
Правило русского языка объясняет неопределенную форму глагола так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Примеры глаголов в неопределенной форме:
что делать? играть, читать ;
Рассмотрим еще один пример: слово «страдать» — это начальная форма глагола, действие звучит как «страдание», но кто и когда страдал по инфинитиву понять невозможно.
Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы:
-ть, если перед ним в слове стоит гласный звук, который также является суффиксом ( стоять, молчать, хотеть, скакать );
-ти, если перед ним в слове стоит согласный звук, который является частью корня ( пойти, нести, везти, ползти ).
В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Основа инфинитива
В русской морфологии у глагола различают:
основу настоящего времени;
Основа инфинитива служит формообразующим началом:
Для глаголов прошедшего времени:
ползать — ползал, ползала, ползало, ползали;
подвезти — подвез, подвезла, подвезло, подвезли;
Для глаголов условного наклонения:
ползал бы, ползала бы, ползало бы, ползали бы;
подвез бы, подвезла бы, подвезло бы, подвезли бы;
Для действительных причастий прошедшего времени:
Для страдательных причастий прошедшего времени:
Для деепричастий совершенного вида:
Образование инфинитива
Чтобы определить инфинитив, нужно обратить внимание на суффиксы глаголов в неопределенной форме.
Неопределенная форма глагола образуется от основы глагола, от которой также образуются личные формы при помощи суффиксов:
-чь (стричь, достичь) — этот суффикс объединяет часть глагольной основы, которая оканчивается на «к/г» (выражается в чередующейся «ч») плюс нулевой суффикс инфинитива (выражается мягким знаком).
Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания.
беречь — корень/нулевое окончание;
пренебречь — корень/нулевое окончание;
привлечь — приставка/корень/нулевое окончание;
запечься — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.
Грамматические признаки инфинитива
Инфинитив — неизменяемая, неспрягаемая форма глагола. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице.
У инфинитивов есть только постоянные глагольные признаки, а именно:
Вид — совершенный, несовершенный;
Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.
Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.
Возвратность — возвратные, невозвратные.
Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов:
-ся-, если корень слова оканчивается на согласный: мыл — умылся;
-сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.
Переходность — переходные, непереходные.
Переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект.
После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:
качать (кого?) ребенка.
Непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.
Все возвратные глаголы непереходные: решиться, беречься.
Спряжение — 1 спряжение (делать, смешать) и 2 спряжение (любить, чертить).
Также инфинитиву соответствует словоизменительный признак залога:
Бабушка решила приготовить пирог.
Пирог должен скоро приготовиться.
Как мы уже поняли, у инфинитивов есть только постоянные морфологические признаки. Для удобства отразим их в таблице.
На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола: правило
Неопределенные глаголы являются основой для создания различных форм чисел, лиц и времен. Их используют для проверки правописания, а также для расширения структуры и смысла предложения.
У всех глагольных лексем существует начальная или неопределенная словоформа, указывающая на действие или состояние, без привязки ко времени и указания на отношение к объекту. Начальная форма глагола – это та которая не наделена признаками морфологии, ее еще называют инфинитивом….
Неопределенные глаголы используются в словарях. Что такое инфинитив? Особенности заключаются в следующем:
Важно! Любую глагольную словоформу можно поставить в начальную с помощью вопроса «что делать?» или «что сделать?».
Неопределенными такие словоформы называют потому, что невозможно определить их основные грамматические признаки: время, лицо, наклонение, род и число, чем они и отличаются от остальных.
Неопределенная форма глагола: признаки
Признаки неопределенной формы глагола
В некоторых словах, заканчивающихся на –чь, в начальной форме отсутствует окончание, а –чь входит в структуру корня. Например, привлечь, запечь, беречь, толочь.
Как использовать неопределенную форму глагола
Инфинитив необходим для образования прочих глагольных форм и проверки правописания.
Часто окончания глаголов в личных словоформах являются безударными, что вызывает сомнения в их написании. Чтобы проверить правописание, нужно знать, как поставить глагол в неопределенную форму.
Безударный суффикс в инфинитиве указывает на его написание в прошедшем времени, в деепричастной и причастной форме.
Клеить – клеил – клеивший – поклеив – поклеивши.
Что такое возвратный или невозвратный глагол
Постфикс позволяет определить возвратную и невозвратную форму.
Невозвратными инфинитивами выражается действие к кому-либо, чему-либо. Например, наматывать, подслушивать, гладить.
Возвратный глагол
Признаки переходного и непереходного инфинитива
Переходность в неопределенной форме позволяет выявить дополнительное слово, указывающее на объект или явление, участвующее в действии.
В качестве добавочного слова используется:
Дополнительные слова придают инфинитиву смысл, а без них суть происходящего теряется. Некоторая часть действия передается объектам или обстоятельствам, они приобретают четкую смысловую нагрузку.
У непереходного инфинитива действие обозначает одно слово.
Совершенный и несовершенный виды
Глагольные слова классифицируются на совершенные и несовершенные.
Несовершенные характеризуют действие, длящееся без конкретной временной привязки. Эти действия можно назвать вечными, в предложении нет указаний на их законченность либо незаконченность. К ним подходит вопрос «Что делать?».
Совершенные инфинитивы указывают на состоявшееся действие либо на то, что обязательно произойдет. Результат уже можно наблюдать или он еще ожидается. Используется вопрос «Что сделать?».
Известна незначительная часть двойственных инфинитивов. Они применяются в обоих видах в одной словоформе. Их определяют по смыслу. К двойственным глаголам в инфинитиве можно поставить стандартный вопрос.
Совершенный и несовершенный вид
Роль инфинитива в структуре предложения
Неопределенные глаголы в структуре предложений выступают как сказуемые и в сочетании с подлежащими формируют грамматическое ядро. Инфинитив выполняет любую функцию и выступает разными членами предложения.
Важно! Инфинитив синтаксически способен быть подлежащим, частью сказуемого, дополнением, определением, обстоятельством намерений.
Неопределённая форма глагола часто используется в предложениях, поэтому важно знать, как определить форму глагола, каковы их отличительные признаки и как их образовать.
Уроки русского Неопределенная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола (инфинитив) — это начальная форма глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Например:
(что делать?) играть, гулять, смотреть;
(что сделать?) поиграть, погулять, посмотреть.
Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы -ть или -ти, например:
Глаголы, корень которых заканчивается на -чь, суффиксов -ть или -ти не имеют:
Неопределённая форма глагола не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, она только называет действие. Сравните примеры:
Мы играем в прятки.
Глагол играем указывает на настоящее время, множественное число и 2-е лицо. Глагол играть стоит в неопределённой форме. Он только называет действие, но не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо.
Неопределённая форма глагола часто употребляется вместе со словами: нужно, можно, нельзя. Например:
нужно сделать, можно бегать, нельзя хулиганить.
Вспомогательные глаголы
Глаголы: могу, начинаю, буду, хочу и умею — называются вспомогательными. Они употребляются вместе с глаголами в неопределённой форме, например:
Вспомогательные глаголы могут изменяться по времени, роду и числу, например:
Я хотел читать – прошедшее время, един. число и 1-е лицо.
Ты хочешь читать – настоящее время, един. число и 2-е лицо.
Они захотят читать – будущее время, множ. число и 3-е лицо.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 58. Неопределённая форма глагола.
Вопросы, рассматриваемые на уроке
Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.
Неопределённая форма глагола – форма, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола. Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти: рисовать, лепить, нести, идти. Есть также глаголы, которые оканчиваются на -чь: стеречь, прилечь.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Уроки русского. Неопределённая форма глагола.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Глагол – изменяемая часть речи. У всех изменяемых частей речи есть начальная форма. Начальная форма есть и у глагола. Она отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать? Особенность начальной формы глаголов в том, что по ней нельзя определить ни время, ни род, ни лицо. Поэтому её называют неопределённой формой глагола.
Обратите внимание, что глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются разными словами, даже если они однокоренные:
что сделать?
Очень важно при поиске неопределённой формы глагола, при изменении глагола по лицам и числам не заменять один глагол другим. Вот почему надо следить за приставкой с- в вопросе глагола
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
что сделать?
Падать, упасть, склеить, клеить, рассказывать, рассказать, сбежать, бежать, зацвести, цвести, прилететь, лететь.
Проверьте себя по эталону:
что сделать?
Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.
Проверьте себя по эталону:
Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.
Ходьба – ________________, скука – ________________, жизнь – ________________, победа – ________________, лечение – ________________, жалость – ________________, любовь – ________________, горе – ________________, покупка – ________________, молчание – ________________.
Проверьте себя по эталону:
Ходьба – ходить, скука – скучать, жизнь – жить, победа – побеждать, лечение – лечить, жалость – жалеть, любовь – любить, горе – горевать, покупка – покупать, молчание – молчать.
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме?
Коли спорить, так уж смело.
Коль карать, так уж за дело.
Коль простить, так всей душой.
Коли пир, так пир горой.
В этом стихотворении …
А) 2 глагола в неопределённой форме;
Б) 3 глагола в неопределённой форме;
В) 4 глагола в неопределённой форме.
2. Отметьте предложение, в котором все глаголы в неопределённой форме.
А) Ребята принялись разглядывать друг друга и рассказывать, кто как провёл лето. (Н. Носов)
Б) Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. (А. Пушкин)
В) Уметь говорить – хорошо, уметь слушать – ещё лучше. (Пословица)
3. Отметьте строку, в которой неверно указан глагол неопределённой формы.
А) вставал – вставать;
В) полежите – полежать.
Проверьте себя по эталону:
Три правильных ответа – «Отличный результат!»
Два правильных ответа – «Хороший результат!»
Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»
Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (______________) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (________________) поворачивать голову, чтобы (________________) увидеть всё, что происходит вокруг него.
Проверьте себя по эталону:
Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (что сделать?) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (что делать?) поворачивать голову, чтобы (что сделать?) увидеть всё, что происходит вокруг него.
3 класс. Русский язык. Неопределённая форма глаголов
3 класс. Русский язык. Неопределённая форма глаголов
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Какая форма глаголов называется неопределённой?
Тема урока: «Неопределённая форма глаголов».
Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число, ни лицо, ни род глагола.
Послушайте стихотворение, найдите глаголы.
Как хорошо, друзья, шагать
По тропке с рюкзаком.
Чудесно по полю скакать
Приятно также сесть в экспресс –
Мелькнёт в окошке луг и лес.
Скользить неплохо по волнам
На корабле морском.
Но лучше мчаться в небесах
На лайнере стальном. (И. Холин)
Шагать, скакать (что делать?),
скользить (что делать), мчаться (что делать?).
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.
Глагол мелькнёт (что сделает?) употреблён в форме будущего времени, единственного числа, 3-го лица. Лицо глаголов вы научитесь определять в 4 классе.
Как отличить глаголы, которые стоят в неопределённой форме
Узнай сказки Пушкина, из которых взяли отрывки, и найди в них глаголы, которые стоят в неопределённой форме. Как отличишь их?
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…
«Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами…
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Глаголы в неопределённой форме:
Царь Дадон под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
«Сказка о золотом петушке».
Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.
Почему важно при поиске неопределённой формы не перейти с одного глагола на другой
Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами, даже если они однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.
Слова отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение «начать действие»).
Глагол пожимать называет действие, которое совершается часто (неоднократно), глагол пожать называет действие, которое совершается один раз (однократно).
Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.
Как правильно действовать, чтобы найти неопределённую форму глагола
2. Задай вопрос неопределённой формы с приставкой С- или без неё.
3. Назови неопределённую форму нужного глагола.
догоняли Что делали? Что делать? Догонять.
догнали Что сделали? Что сделать? Догнать
наказывает Что делает? Что делать? Наказывать
накажет Что сделает? Что сделать? Наказать
оставляла Что делала? Что делать? Оставлять
оставила Что сделала? Что сделать? Оставить
несу Что делаю? Что делать? Нести
понесу Что сделаю? Что сделать? Понести
По каким приметам в самόм слове можно отличить начальную форму глагола от других?
Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на –ть или –ти (идти, выйти, найти, везти, ползти). О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом.
Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на –чь, но эти буквы –часть корня:
стерегут –стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу –прилечь (корень ляг-, лечь-).
В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) – это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.
Определим время глаголов и найдём неопределённую форму.
потекла – что сделала?, прош.в., что сделать?, потечь (корень тек-течь)
стригу – что делаю?, наст.в., что делать?, стричь (корень стриг-стричь)
сберегу – что сделаю?, буд.в., что сделать?, сберечь (корень берег-беречь)
увлеку – что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)
Какие суффиксы в неопределённой форме глаголов
Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.
Суффикс –а: услышать, плавать, прыгать, слушать
Суффикс –е: увидеть, обидеть, зависеть
Суффикс –и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить
Суффикс –я: залаять, таять, веять, сеять
Что такое постфикс?
Найдём глагол в неопределённой форме.
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт-
Только прислушаться надо. (В. Семернин)
Что сделать?, прислушаться – глагол в неопределённой форме.
Тренируемся в образовании глаголов неопределённой формы
Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.
Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-.
Вздремнуть – приставка вз-, суффикс –ну-,
подремать – приставка по-, суффикс –а,
покашлять – приставка по-, суффикс –я-,
откашляться – приставка от-, суффикс –я-,
поплясать – приставка по-, суффикс –а-,
приплясывать – приставка при-, суффикс –ыва-,
отплясывать – приставка от-, суффикс –ыва-.
Ищем в тексте глаголы в неопределённой форме
Может (что делать?) всасывать,
могут (что делать?) прогрызать и пить,
помогают (что делать?) хватать и держать,
способен (что делать?) доставать,
способна (что делать?) срезать и перемалывать,
может (что делать?) вырабатывать,
должны (что делать?) попадаться,
что сделать? не ускользнуть.
Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме
Ставим глаголы в неопределённую форму
Как приготовить оладушки.
Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём).
Поставим глаголы в неопределённую форму.
Как приготовить оладушки.
Надо взять пол-литра кефира, прибавить немного соли, сахара и соды, взбить одно яйцо и вылить в эту массу, добавитьмуку и всё перемешать. Можно печь.
Какое значение имеют глаголы одеть и надеть?
(Что сделать?) Одеть или надеть? Эти два слова часто путают.
Глаголы одеть и надеть похожи, но у них разное значение.
Одеть можно кого-то, а надеть только что-то на себя.
Поэтому правильно говорить так:
Заключение
На уроке вы узнали, что глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.
Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на –ть или –ти, иногда на –чь. В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь.