Холокост с чего началось
Холокост с чего началось
IsraLove уже давно пишет о Холокосте и изучил этот вопрос достаточно хорошо, чтобы выделить самые главные факты об это ужасном событии. В статье вы найдете много ссылок на подробные описание тех или иных событий.
Чтобы ознакомиться с краткой историей Холокоста вам сюда. А теперь перейдем к фактам.
Факты о Холокосте
• Само слово «холокост» имеет греческое происхождение. Слово «holo», обозначает «весь» или «целый» и «kaustos» – «сгоревший», т.е. Холокост означает всесожжение.
• Среди евреев Холокост известен как Шоа, что на иврите звучит весьма символично – «Катастрофа».
• Обычно подразумевается, что Холокост был направлен исключительно против евреев. Однако нацисты не гнушались уничтожать и другие народности: цыган, славян, азиатов и африканцев.
• Началом Холокоста считается январь 1933 года – момент прихода к власти в Германии нацистов. Дата его фактического завершения – 8 мая 1945.
• За период с 1933 по 1945 год различными айнзацгруппами и в концлагерях было умерщвлено свыше 11 млн. военнопленных и гражданских людей. Около 6 млн. из этого числа были евреями.
• Холокост унес жизни более 1,1 млн. детей. Многие стали невинными жертвами страшных нацистских издевательств.
• Еврейская нация за период Холокоста потеряла более трети своей численности, которую она не смогла восстановить до сих пор. Если в 1939 евреев в мире было 17 млн. человек, то в 1945 их осталось 11 млн. На данный момент в мире проживает 16,5 млн. евреев и их потомков от смешанных браков.
• Впервые количество жертв Холокоста озвучил Илья Эренбург в статье, опубликованной в газете «Правда».
• Фактическим стартом Холокоста стали Нюрнбергские расовые законы, свод которых был опубликован 15 сентября 1935. Они лишали немецких евреев гражданства, запрещали браки, а также внебрачные половые отношения между немцами и евреями.
• К чести для немцев, не все они поддались нацистской пропаганде. Так руководство компании Leica Camera после начала кампании по преследованию евреев начало отсылать своих сотрудников-иудеев вместе с их родственниками и друзьями в зарубежные командировки. Благодаря этой тайной программе, получившей наименование «Поезда свободы Leica», были спасены от неминуемых репрессий сотни людей.
• Пытаясь как-то помочь евреям Германии, президент США Рузвельт на Эвианской конференции предложил ряду стран увеличить квоты по приему у себя еврейских переселенцев. Однако практически все страны западной демократии, а также Австралия, Канада и государства Латинской Америки, отказались это сделать.
• Первой, по-настоящему массовой показательной акцией против евреев стала Ночь разбитых витрин, иначе именуемая Хрустальной ночью, произошедшая одновременно в Германии и Австрии. В ее ходе было сожжено свыше 1 тыс. синагог, уничтожено более 7 тыс. еврейских предприятий. Также подверглись разрушениям еврейские больницы, школы, дома и даже кладбища.
• С началом Второй мировой войны на всех оккупированных территориях евреям предписывалось носить на одежде желтую шестиконечную звезду.
• Если евреи по каким-то причинам не были уничтожены сразу, их определяли в печально известные гетто, где они зачастую умирали от голода и болезней.
• Крупнейшим еврейским поселением подобного типа считалось Варшавское гетто. В нем на территории всего 3,3 кв. км, содержалось 445 тыс. человек.
• Самое массовое одномоментное убийство евреев произошло на окраине Киева в сентябре 1941. В урочище Бабий Яр за 2 дня немцами и украинскими коллаборационистами были расстреляны 33 700 человек.
• При гитлеровцах в оккупированном Киеве существовало несколько антисемитских газет. По иронии судьбы, члены нескольких их редакций завершили свое существование в том же Бабьем Яру.
• Очень часто уничтожением неполноценных, по мнению нацистов, людей занимались мобильные эскадроны смерти, называвшиеся айнзацгруппами. За этими вооруженными формированиями числится множество жутких преступлений.
• До настоящего времени в некоторых немецких семьях еще хранятся фотографии, сделанные непосредственными участниками массовых расстрелов евреев.
• 20 января 1942 состоялась Ванзейская конференция, на которой нацистские лидеры пришли к окончательному решению еврейского вопроса. На ней была принята программа геноцида еврейского населения всей Европы. Расстрелы были признаны неэффективным средством. На смену им пришли газовые камеры.
• По указанию Гитлера, уничтожение евреев стало обыкновенной работой без применения садизма. На самом деле, зафиксированы тысячи случаев издевательств над евреями.
• Один из таких случаев произошел весной 1943 в оккупированном Минске. Там гитлеровцы устроили аукционную распродажу малышей, предлагая их за 20-30 марок.
• «Arbeit macht frei» – «Работа делает свободным». Эта, казалось бы, безобидная фраза, придуманная немецким писателем Лоренцом Дифенбахом еще в 1872 году, была прикреплена к воротам многих концлагерей. Это выражение иначе как издевательством над заключенными восприниматься не может.
• Большинство жертв Холокоста составили женщины. Именно матерей с маленькими детьми в первую очередь отправляли в газовые камеры. Для нацистов они считались балластом, мешающим нормальному функционированию лагеря.
• Известно, что немцы – нация практичная. При нацистах это качество достигло гипертрофированных масштабов. Немецкие фермеры в качестве удобрений использовали пепел сожженных в печах узников концлагерей. Даже волосы погибших шли в дело: из них изготавливался войлок, корабельные шнуры, веревки.
• Поразительно, но даже среди евреев были случаи сотрудничества с гитлеровцами. Примером может служить пресловутая еврейская полиция Варшавского гетто.
• Подсчитано, что только в Одесской области (ныне Украина) за 3-летний период оккупации было истреблено 350 тыс. евреев.
• В период ликвидации еврейских гетто произошло свыше 100 восстаний. Наиболее мощное из них случилось в мае 1943 в Варшаве. Это стало последней битвой для тысяч людей. Те же, кто выжил в этом побоище, были вывезены в концлагеря, где в большинстве своем погибли.
• Известен случай добровольного заключения в Освенцим. Витольд Пилецкий, бывший ротмистр Войска Польского был послан туда польским движением сопротивления для сбора информации и организации в лагере подпольной работы. Удивительно, но он смог собрать в условиях лагеря радиопередатчик, с помощью которого передавал сообщения. Через 2 года ему удалось бежать. Он стал первым человеком, поведавшим точную информацию о происходящем в концлагере.
• Среди жертв Холокоста были и выдающиеся люди. В частности, знаменитый педагог Януш Корчак. Несмотря на предложенную ему свобода, он пошел в газовую камеру вместе со своими воспитанниками – еврейскими детьми.
• Свыше 100 тыс. евреев погибло при проведении бесчеловечных «Маршей смерти», проводившимися нацистами на заключительном этапе войны.
• Первым крупным концлагерем, освобожденным советскими войсками стал Майданек, расположенный вблизи польского города Люблин.
• Для многих заключенных даже освобождение не смогло принести желаемого спасения. У истощенных людей отказывалась работать пищеварительная система, и они умирали, так и не успев насладиться желанной свободой.
• До сих пор порядка 1 млн. жертв Холокоста считаются безымянными. Причина кроется в том, что в конце войны немцы уничтожали все еврейские документы.
• Трудно поверить, но даже в тот период существовали европейские страны, где евреи относительно спокойно пережили Холокост. Так из Дании был организован массовый выезд евреев в нейтральную Швецию.
• Из Болгарии в немецкие концлагеря не было отправлено ни одного человека, несмотря на все требования представителей Третьего рейха.
• В Польше 2 врача сумели спасти от неминуемой гибели 8 тыс. евреев, попросту заявив, что в их городе разразилась эпидемия тифа.
• Христианские священники также не оставались в стороне. Есть много свидетельств, когда они давали укрытие евреям.
• Для многих еврейских детей, укрывавшихся в христианских семьях, их происхождение до освобождения оставалось абсолютной тайной.
• К делу спасения евреев подключился даже один араб – египетский врач Мохаммед Хельми, в то время проживавший в Берлине. Он сумел спасти еврейку Анну Борос.
• Все герои, рисковавшие собственной жизнью ради спасения евреев, по воле Израильского института катастрофы и героизма получили почетное звание «Праведники народов мира». На начало 2016 это звание было присвоено 26119 жителям из 51 страны.
• 27 января считается международным днем памяти жертв Холокоста. В этот день в 1945 подразделения Красной армии освободили самый ужасный из нацистских концлагерей Освенцим.
• О жестоком периоде Холокоста свидетельствуют письменные документы. Одним из них является дневник Анны Франк – проникновенная история подростка, попавшего в тяжелую ситуацию.
• Еще одним свидетельством служит дневник Рени Шпигель – девушки, погибшей при попытке бегства из гетто.
• У автора знаковой книги «Сказать жизни «Да!»» психолога Виктора Франкла в концлагере погибла вся семья, и сам он прошел через адское сито из нескольких лагерей.
• Шестимесячная девочка, позиционируемая немцами, как идеальный арийский ребенок, оказалась еврейкой. Впоследствии стала американским профессором Хесси Тафт.
• Отрицание Холокоста, полное либо частичное, считается уголовно наказуемым в 17 странах. В это число входят Германия и Австрия.
• За преступления, совершенные в период Холокоста, к 1985 году было казнено свыше 5 тыс. нацистов, а еще 10 тыс. приговорены к различным срокам тюремного заключения.
• Одна из причин почему Гитлер ненавидел евреев современные историки называют зависть к их способности быть успешными «на ровном месте».
• Антигитлеровская Европа знала о Холокосте еще в 1942 году, но молчала и ничего не делала. И не только знала, но уже тогда стали документировать факты военных преступлений гитлеровского нацизма.
• Со всей территории Венгрии евреев свозили на дунайское побережье. Там их размещали на баржах, предварительно заставив снять обувь, и отвозили в концлагеря. Часто прямо на берегу босых людей расстреливали и сбрасывали тела в Дунай. В 2005 неподалеку от Парламента страны на набережной реки Дунай был установлен «Самый пронзительный памятник мира».
• Многие поэты посвятили свои произведения этому ужасающему событию. Среди них Евгений Евтушенко, Андрей Дементьев, Муса Джалиль, Андрей Вознесенский и многие другие.
• Известны несколько случаев, когда родные потерялись во время Холокоста и уже встретились через несколько десятков лет. О некоторых мы писали тут и тут.
«Жертвы всесожжения»: как мы допустили Холокост?
В греческих библейских текстах можно встретить слово ὁλόκαυ(σ)τος, что в переводе означает «сжигаемый целиком» или «жертва всесожжения». Лишь в начале XX века оно перекочевало в английский язык, превратившись в уже более знакомое нам (но оттого не менее жуткое) «holocaust». В 1915 году этим термином в основном обозначали геноцид армян в Османской империи, а с 1942 года оно приобрело свое современное значение – истребление еврейского народа нацистской Германией. Сегодня мы поговорим о Холокосте – одном из самых страшных и постыдных эпизодов в истории человечества, непостижимую жестокость и масштабы которого, кажется, и сегодня невозможно объяснить.
Антисемитская политика Адольфа Гитлера, пришедшего к власти в 1933 году, была взвешенной и хорошо спланированной. Именно поэтому Холокост часто называют одним из самых продуманных геноцидов в истории. Уничтожение евреев началось далеко не сразу: сначала нацисты устроили бойкот еврейских магазинов и товаров, затем стали постепенно вытеснять их из культурной и политической жизни страны – в 1935 году евреев лишили всех гражданских прав, запретили им вступать в брак с «арийцами», а через несколько лет все фирмы и предприятия, которыми владели евреи, были переданы немцам. Не забывали пособники Гитлера и об идеологической составляющей своей смертоносной политики: по всей стране постоянно устраивались демонстративные сожжения книг, написанных еврейскими авторами, населению все время внушали, что «дети Израиля» – главные враги Германии, существа, которым нет места на Земле. И эта пропаганда, к сожалению, принесла свои скорбные плоды.
В 1939 году после захвата Польши немцы начали создавать на подконтрольных им территориях еврейские гетто. Нехватка продуктов, болезни и эпидемии приводили к огромной смертности среди евреев, но нацистам и этого было мало: они начали создавать концентрационные лагеря, которые делились на трудовые и лагеря смерти. Первые отличались от вторых лишь тем, что изначально заключенных привозили туда на работы, тогда как у лагерей смерти было лишь одно предназначение – убивать. К таким лагерям относились Аушвиц (Освенцим), Майданек, Треблинка, Собибор, Белжец и Хелмно. По сути, это были не места заключения, а «фабрики смерти». Заключенные обычно не жили здесь дольше нескольких часов. В таких местах, как правило, был построен хорошо отлаженный конвейер, обращавший в пепел по нескольку тысяч человек в день. Здесь также уничтожали советских военнопленных, цыган, поляков, русских, украинцев, белорусов, гомосексуалистов, неизлечимо больных – словом, всех, кто был неугоден Рейху. Но только евреев и цыган убивали по расовому принципу.
4 июля 1941 года навсегда останется одной из самых скорбных дат в истории еврейского народа. В этот день, вскоре после того, как немцы заняли Ригу, по городу прокатилась волна массовых убийств евреев. За одну ночь были сожжены восемь синагог, в которых укрывались сотни, а по некоторым данным, тысячи евреев. Около 500 человек укрывались в Большой хоральной синагоге – в основном это были беженцы из соседней Литвы, которые смогли добраться только до Риги, поскольку немецкое наступление отрезало им путь на восток. Большую часть из них составляли измученные долгой дорогой женщины, дети и старики. Под вечер к синагоге подъехали местные коллаборационисты под руководством Виктора Арайса. Такие военизированные группы нацисты создавали на всех оккупированных территориях; в них набирали местных жителей, которые соглашались убивать всех, кто был неугоден гитлеровскому режиму. То, что произошло дальше, иначе как с ужасом описывать и воспринимать невозможно. Члены команды Арайса облили стены синагоги керосином, обложили паклей и подожгли. Несчастные матери пытались выбросить детей из окон горящего здания, но по ним тут же давали очередь из автоматов, а в окна изверги бросали ручные гранаты. Синагога сгорела дотла, никто не выжил. В тот же день подобные акции прошли на улице Виляну, на Сауленштрассе, в общей сложности пособники нацистов разгромили более 20 синагог. По некоторым данным, погибло около 2 тысяч человек. При этом, как утверждает большинство историков, немцы в этих акциях участия не принимали.
Как удалось нацистской машине пропаганды заставить обычных людей с такой жестокостью убивать (нет, скорее, выкашивать) евреев, с которыми они жили бок о бок долгие годы? Почему сам Гитлер так яростно ненавидел эту нацию, и, наконец, кто виноват в Холокосте и какие уроки мы должны из него извлечь? Об этом «МИР 24» поговорил с основателем и сопредседателем Научно-просветительного центра «Холокост», директором Международного научно-образовательного центра по истории Холокоста и геноцидов РГГУ Ильей Альтманом.
Фото: ТАСС
Людей клали друг на друга и расстреливали: это называлось «метод сардин»
– Илья Александрович, спасибо, что согласились обсудить такую непростую тему. На первый взгляд, в Холокосте все кажется однозначным: вот были нацисты, которые хотели истребить всех евреев, и в результате этой чудовищной политики погибли 6 миллионов человек. Это, безусловно, страшная трагедия. Но и сегодня эта тема по-прежнему вызывает много вопросов, и не просто так ряд исследователей продолжает заниматься этой проблемой. Начать, впрочем, хотелось бы не с этого. Я знаю, что существует некоторая путаница с датами, и 4 июля часто называют Днем памяти геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны. На самом деле как день памяти эта дата отмечается главным образом в Латвии (хотя не только там). Расскажите немного о том, что этот день значит для современных латвийцев. Были ли события 4 июля самым масштабным и вопиющим примером Холокоста в этой стране?
Илья Альтман: Во-первых, очень важно, что такой день есть. Само наличие этой даты, которая отмечается достаточно широко и на государственном уровне, и общественными организациями Латвии, причем не только еврейскими – это очень важный урок Второй мировой войны. Мы очень часто знаем о других событиях, связанных со Второй мировой войной – маршах 16 марта (16 марта в Латвии является неофициальным днем памяти легионеров Ваффен СС – прим. ред.). Нет – в Латвии две разные стороны памяти о событиях Второй мировой войны. И эта дата – 4 июля – выбрана неслучайно. 1 июля Рига была оккупирована нацистами, сюда вошли специальные карательные подразделения и айнзацгруппа, которая и организовала 4 июля уничтожение евреев. Причем это было именно сожжение.
«Холокост» с древнегреческого переводится как «всесожжение», «уничтожение огнем». Убийство 6 миллионов евреев проводилось не только в лагерях смерти с помощью газовых камер, крематориев, но и в ходе таких актов сожжения, которые начались именно на оккупированной территории Советского Союза, куда входила Латвия. Поэтому к 1 июля на территории Риги уже скопилось определенное количество беженцев, главным образом из Литвы, которые ночевали в синагоге (имеется в виду Большая хоральная синагога – прим. ред.). Для карателей это оказалось очень удобно: евреи были сконцентрированы в одном месте, их окружили, загнали внутрь и подожгли эту синагогу, несколько сот человек погибли. Это действие стало символичным и очень важным эпизодом для евреев, но не самым крупным, потому что вскоре будет создано Рижское гетто, уничтожение которого произойдет в декабре 1941 года. И среди узников Рижского гетто – латвийских евреев – выживет всего около 300 человек. Но история 4 июля 1941 года стоит особняком не только в истории Холокоста в Латвии, но и как знаковое событие на оккупированной территории Советского Союза. Были и другие случаи сожжения синагоги, в частности, вместе со священными книгами, но с людьми культовое здание было сожжено впервые.
– Правда ли, что подобные карательные акты поначалу преподносились не как официальная, целенаправленная политика государства, а, скорее, как разрозненные, хаотичные вспышки, будто бы даже не связанные между собой? Я читала, что нацисты вообще поначалу не хотели иметь связь с вот такими массовыми проявлениями жестокости и словно держались от них в стороне. И сразу же отсюда вытекает второй вопрос: простые жители Латвии и других стран, оккупированных немцами – как они относились к расправам над евреями? Ведь не все же вступали в эти карательные отряды?
И.А.: Сегодня обнародованы документы о том, что еще до нападения нацистов на территорию Советского Союза Абвером готовились специальные пропагандистские группы, в них активное участие принимали или иммигранты, или люди, которые бежали на территорию Германии – в данном случае, для стран Балтии – после июня 1940 года. То есть велась очень активная работа, которая в значительной степени облегчалась тем, что как раз буквально накануне нападения Германии на Советский Союз порядка 20 тысяч жителей Латвии были депортированы в Сибирь. И, хотя как минимум каждый четвертый из депортированных был евреем, нацисты использовали, например, тот факт, что начальником НКВД Латвии был еврей по национальности, для того чтобы направить гнев против репрессий сталинского режима на конкретную национальную группу, которая в массе своей к этим репрессиям никакого отношения не имела. Поэтому пропагандистская почва, которая пришла вместе с немецкой армией, но, конечно, опиралась и на антисемитские и в значительной степени на антисоветские настроения, была сфокусирована под лозунгом борьбы с «жидобольшевизмом».
Но представители советских властей и коммунистического режима в Латвии, как правило, успевали эвакуироваться, а вот евреи оставались. И вот поэтому латыши обрушивали на них свой гнев – это все делалось, безусловно, под контролем немцев. И нужно отдать должное немецкой историографии: историки, как и современные немецкие политики, не перекладывают всю вину за эти погромы только на националистов. Это была движущая сила, у них была своя идеология, и мы знаем – на территории Латвии впоследствии будут созданы специальные отряды Виктора Арайса, состоящие из людей, которые перешли на сторону нацистов, подразделения местной полиции, которые, особенно в маленьких городах Латвии, будут осуществлять вот эти карательные акты. Но здесь есть очень важный момент, о котором вы упомянули – это хаотичность. Такие погромы, инициированные нацистами как реакция части населения на репрессии советской власти, нацистов-то и не устраивали.
– Почему? Разве нацисты не хотели уничтожить как можно больше евреев и заручиться в этом поддержкой оккупированных стран?
И.А.: Видите ли, нацистская политика «окончательного решения» [еврейского вопроса] – это тотальное уничтожение всех евреев. Целенаправленное, с помощью специальных методик: регистрация, переселение в гетто, до этого – ограбление этого населения, подготовка мест уничтожения, продуманная система расстрелов, когда людей убивали раздетыми, лишая их возможности и сопротивляться, и бежать. Наконец, специально изобретенный именно в Риге командиром этих карательных эскадронов смерти метод, который он назвал «метод сардин», когда людей укладывали друг на друга и затем расстреливали. Все это и есть Холокост в немецком исполнении. Но в странах Балтии он начинался немножко иначе и потребовал определенных корректив со стороны оккупантов.
Весь процесс уничтожения был механизирован
– Гитлеровская политика антисемитизма была очень продуманной и последовательной. Фюрер все делал поэтапно: сначала – бойкотирование еврейских магазинов и товаров, затем – изгнание евреев из всех госучреждений, лишение их политических и гражданских прав, и, наконец, депортация, массовые казни и т.д. И все-таки я пытаюсь понять: Гитлер изначально планировал уничтожить всех евреев? Почему в таком случае он начал с более мягких мер, позволял им добровольно покидать страну? Боялся ли он еврейских восстаний? Некоторые историки, например, считают, что поначалу нацистский режим метался в поисках «окончательного решения» еврейского вопроса. Гитлеру хотелось одновременно и ограбить евреев, и окончательно их истребить. И это противоречие мы встречаем постоянно в ходе войны: с одной стороны, нацисты не изменяют своей идеологии тотального уничтожения, а с другой, они сталкиваются с более приземленными экономическими проблемами (воюющей стране нужна дешевая рабочая сила). Что вы можете сказать на этот счет?
И.А.: Вы абсолютно верно все изложили. Сегодня в исторической и даже в учебной литературе выделены этапы преследования – это слово очень важно подчеркнуть, потому что Холокост – это не только уничтожение, но и политика преследования – всех евреев, которые жили в Германии, а также в оккупированных нацистами странах, и попытка использовать союзников нацистов для того, чтобы они принимали в этом участие и решали в том числе сами на территории своих стран еврейскую проблему. Эта политика проходила в три этапа: «евреи не должны иметь прав; евреи не должны иметь право жить среди нас; евреи не должны иметь право жить». И именно после нападения на Советский Союз 22 июня 1941 года нацисты и применяют этап сначала массового, а затем и тотального (то есть не только мужчины, но и женщины, дети и старики) уничтожения всех евреев, прибегая для этого к различным мерам, в том числе экономического характера, о которых вы говорили. Очень часто считается, что одним из побудительных мотивов вот этой политики нацистов были экономические проблемы, вызванные ограблением еврейского населения.
– Что вы имеете в виду?
И.А.: В Германии уже с середине 1930-х годов помимо иных дискриминационных мер (увольнения евреев с государственной службы, запрета браков, обучения их в школах и т.д.) вводится 25%-ный налог на еврейское имущество или бизнес. Но до событий Хрустальной ночи (также Ночь разбитых витрин – серия погромов и убийств евреев в Германии, в части Австрии и в Судетской области 9-10 ноября 1938 года, осуществленная военизированными отрядами СА и гражданскими лицами – прим. ред.) нацисты пять лет были у власти: казалось бы, что мешало им национализировать любые, в основном мелкие предприятия, лавочки и магазины, которые принадлежат евреям? Но они этого не делают! Вот это – один из интереснейших уроков Холокоста. Ведь Национал-социалистическая рабочая партия Германии выражала интересы, условно говоря, мелких собственников.
Почему не ограбили сразу всех евреев? Да потому что тот, кто поддерживал нацистскую партию, мог бы задуматься: «Сегодня – евреи, а завтра ведь они могут начать то же самое делать и со мной. ». И только после событий Хрустальной ночи, когда в стране были разгромлены тысячи синагог, разбиты витрины и прочее, вдруг выяснилось, что евреи-то застраховали все свое имущество, и эти стекла все-таки надо вставлять, улицы убирать, а убытки понесут страховые компании! И только тогда на еврейскую общину Германии наложили многомиллиардную контрибуцию. В 20-х числах января 1942 года в пригороде Берлина состоится встреча руководителей СС с представителями различных ведомств нацистской Германии. И те оповестят их о том, что фюрером принято окончательное решение еврейского вопроса.
Но оно опиралось на тот опыт, который нацисты получили на оккупированной советской территории – причем опыт как положительный (находятся местные сторонники, которые по разным причинам встают на сторону немцев, будь то политические, экономические, религиозные или иные мотивы) так и негативный. Все, что происходило на советской территории, творилось на глазах не только у местного населения, но и у немецких солдат. И отнюдь не все были в восторге от тех зверских способов уничтожения, свидетелями которых они были. Тогда появилась идея уничтожения евреев Германии и других стран в специальных центрах уничтожения – шести лагерях смерти, которые будут созданы на территории Польши.
– Получается, основной целью создания концлагерей было скрыть нацистские зверства от людских глаз? Нацистам нужно было не привлекать лишнее внимание к ликвидации так называемых «вредных элементов», чтобы не потерять поддержку населения, верно?
И.А. Да. У Холокоста есть несколько беспрецедентных черт, это очень важно, мы не сводим это только к уничтожению. В этом уничтожении есть то, чего никогда до этого не было, и нацисты никогда не распространяли эту практику ни на один другой народ, даже на второй народ, который стоял на очереди [после евреев] – цыган. Во-первых, это была политика тотального уничтожения. Второе – это то, что для решения этой задачи были мобилизованы все технологические возможности того времени. Стали появляться «фабрики смерти»: газовые камеры, крематории, которые позволяли не только быстро уничтожать огромное количество людей, но и механизировали этот процесс до минимального использования ресурсов самих нацистов в этом процессе.
Но, с другой стороны, есть оборотная сторона этой медали. К примеру, транспортировка людей – иногда через несколько стран. Особенно в 1944 году, когда был открыт Второй фронт – это самое яркое свидетельство особого места Холокоста среди преступлений нацистов. Евреев из Венгрии везут через три страны, за сотни километров, для того чтобы уничтожить их в Аушвице. А в это время открывается Второй фронт – не хватает вагонов для боеприпасов, перевозки раненых. Казалось бы – очевидно, чему нужно отдать предпочтение. Но для нацистов эта идеологическая задача оставалась на первом месте. На мой взгляд, это очень характерный пример ситуации, когда идеология довлеет над экономической или политической целесообразностью.
Нацистской пропаганде удалось «расчеловечить» человека
И.А.: В очередной раз хочу заметить, что вы задаете очень правильные вопросы. А зачем мы вообще о Холокосте говорим? Убили 6 миллионов евреев – невероятное количество жизней. И, кстати, в Германии действительно подчеркивают, что в этом не один Гитлер виноват – это коллективная вина немецкого народа. Они это охотно признают. Но я вернусь к своей мысли. Дело ведь не в цифрах, а именно в создании образа врага. Достаточно оказалось пяти лет для того, чтобы средний немец поверил, что народ, который веками жил рядом с ним, представляет угрозу. Почему это нацистам удалось? Еврейский вопрос чрезвычайно важен, но он – производный от идеи превосходства арийской расы. Для того чтобы саму такую задачу поставить – превосходство одной расы над всеми остальными, – должна была быть антираса. И нацистам за пять лет удалось внушить среднему, в первую очередь молодому немцу через систему образования в школах, вузах и так далее, что не надо их жалеть – они не люди, они под маской людей.
Вот один из главных уроков Холокоста – то, что нацистской пропаганде удалось «расчеловечить» человека. Происходил постоянный поиск врагов. Представьте себе: приходит немецкая армия, открываются ворота тюрем, например, на территории города Львова, и там лежат не только расстрелянные узники этих тюрем, но и несколько взятых в плен немецких летчиков, которых тут же немецкая пропаганда снимает [на камеру]. И весь гнев на кого? На евреев. И вот эта пропаганда была ежедневной. Гитлер в «Mein Kampf», которую получала каждая немецкая семья, не скрывал, что стоит задача – избавиться от евреев. Там не звучало фразы «физически избавиться». Но сама идея «избавиться от тех, кто нам мешает» – это такая идея, которая, к сожалению, пережила нацистскую Германию как государство.
– А можно ли, на ваш взгляд, сравнивать отношение Гитлера к евреям и русским – кого он все-таки ненавидел сильнее? И, кстати, разве Гитлер планировал такое же массовое истребление народов, проживающих на территории СССР, в случае своей победы?
И.А.: Об этом мы сегодня прекрасно знаем, так как сохранились различного рода документы и выступления. В плане «Барбаросса» четко было сказано о возможности бесчеловечного обращения со всем населением, независимо от политических взглядов и национальностей, если оно чем-то мешает проведению нацистской политики. Такие люди сразу получают статус врага, если не исполняют приказы, будь то комендантский час или отказ отдать корову – они будут казнены без воинской подсудности. И это касалось всего населения – не только славянского, но и татар, калмыков и т.д. Но при этом разница здесь заключалась в возможности поэтапного решения. «Еврейский враг» был понятен, и в плане «Барбаросса» тоже было прописано, что СС получает полный контроль в этом вопросе, и уже с июля 1941 года задачи перед ними были поставлены вполне конкретно.
Что делать со славянами, в частности с русскими – вопрос, который связан с еще одним важнейшим пунктом нацистской идеологии: это борьба за жизненное пространство. Нацистам на Востоке нужны были земли, их нужно было колонизировать. Для этого предполагалось переселение миллионов людей. Условия этого переселения, победи Германия в войне, были бы самыми зверскими, никто бы о судьбах людей не думал. Но благодаря героической борьбе Красной армии ход войны сложился так, что разгромить Советский Союз за несколько месяцев, как планировалось, не получилось. И потребовались иные варианты для того, чтобы как минимум не допустить массового сопротивления – здесь нацисты проявили известный прагматизм. Но в случае победы Германии в войне, безусловно, то, что они сделали с евреями, они легко могли сделать с любым другим народом. По времени бы это только растянулось. В этом и есть универсальность Холокоста.
Можно быть национальным героем и совершать ужасные поступки
– Напоследок хочу вернуться к событиям 4 июля, о которых мы вспоминаем сегодня. Сегодня в Латвии отмечается День памяти жертв геноцида еврейского народа. И в той же Латвии, как мы знаем, сегодня сильны неонацистские настроения. Кроме того, ряд латвийских историков (например, хорошо знакомые вам Эзергайлис и Кангерис), активно оспаривают как сам факт участия латышей в еврейских погромах, так и количество жертв. Как вы на это реагируете?
И.А.: Я неоднократно бывал в Риге на различных форумах и там есть замечательный музей Рижского гетто, ежегодно проходят очень содержательные конференции, и я знаю, что лидеры страны принимают участие в мемориальных мероприятиях. Поэтому мне сложно судить о степени распространения неонацизма. Понятно, что крайние национальные идеи проявляются, и мы это прекрасно знаем из тех же маршей, о которых я говорил. Но, с другой стороны, мы знаем и то, что практически везде на местах казней евреев в Латвии установлены памятники. В Латвии и других странах Балтии очень активно используется тезис о двух оккупациях, зачастую это ставится на одну доску с той лишь разницей, что в результате германской оккупации якобы страдали в основном только евреи. Но это не так. И в Латвии, и в соседних странах та интеллигенция, которая по-настоящему национально мыслила и не согласна была с расистской идеологией нацистов, подвергалась преследованиям и гонениям.
Вы правильно абсолютно сказали: споры о количестве жертв – это в истории Холокоста сегодня мейнстрим. Я внимательно читал и использовал в своих работах книги Андриевса Эзергайлиса. И он ведь не отрицает участие латышей в этом [Холокосте]. Но на первый план выступает вопрос о том, насколько это было именно немецкое влияние, которое приводило к участию в Холокосте отдельных людей. Это действительно один из парадоксов. Можно быть национальным героем, «латышским Чкаловым», как Цукурс (Герберт Цукурс – латвийский летчик, конструктор, журналист, в годы Второй мировой войны – член карательной команды Виктора Арайса – прим. ред.), который совершал удивительные перелеты и одновременно служил в нацистской полиции и принимал участие в карательных операциях. Он был гордостью нации, но в то же самое время он был способен под влиянием этой пропаганды совершать такие поступки, которые оставляют след в истории – к сожалению, не светлый след. Поэтому здесь нет деления на черное и белое, в этом и заключается вся серьезность ситуации. Нет оправдания любым действиям не только нацистов, но и тех, кто сотрудничал с ними (как в убийствах, так и в пропаганде), и мы сегодня об этом забывать не должны, как и о подвиге тех, кто встал на пути этой политики полного уничтожения.
– В заключении хочу попросить вас рассказать о последних событиях в жизни центра «Холокост».
И.А.: Сейчас, как вы знаете, все в условиях онлайн, и за последние полтора месяца мы провели четыре международных онлайн-конференции, в которых приняли участие более 500 человек. А сейчас мы делаем новую версию нашей передвижной выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение». Я имел возможность представлять эту выставку в ООН в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в ОБСЕ, в Совете Европы, в семи парламентах. Данная выставка существует уже на 9 языках. Она посвящена 27 января – главной дате, которая отмечается во всем мире (27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста – прим. ред.). Посвящена тому, что именно Красная армия остановила деятельность главного центра уничтожения евреев в Аушвице. Среди пяти командиров дивизий, которые освободили Аушвиц, был один по фамилии Зубов – этнический латыш из Курляндии. И я неизменно в ходе этой выставки рассказывал именно об этом человеке, потому что, с моей точки зрения, одна из наших важнейших задач – это показать роль всех народов Советского Союза, в том числе уроженцев Латвии, в совместной борьбе против нацизма.