Холст оршанский что это
Меня поражает, что в интернет практически ничего не говорится, на чем же пишет наш российский художник. На некоторых форумах типа «Artnow» проскакивают отдельные темы на данную тему, но нигде и никто так и не осмелился назвать все своими именами.
Итак, речь пойдет о российских отечественных льняных холстах, точнее том, что они представляют из себя на самом деле. Хлопок здесь я даже не рассматриваю, поскольку он не пригоден для живописи по определению.
Я не буду заниматься анализом каждого производителя и оглашу сразу приговор: все без исключения российские холсты (включая белорусский) категорически непригодны для профессиональной живописи.
Но для начала давайте разберёмся: какой же холст с точки зрения художника считается некачественным? Прежде всего художник ответит, что некачественный холст – это полотно с редким плетением, большим числом узелков и ломким, скольким или тянущим грунтом. Это понятно, редкий холст приходится дополнительно проклеивать, узелки срезать, а проблемный заводской грунт перегрунтовывать. Художник оценивает основу исключительно по тому, комфортно ли на ней писать или нет. И вот тут мы сталкивается с главной проблемой.
Дело в том, что некачественный холст – это не столько холст, на котором некомфортно писать, сколько полотно, которое не в состоянии сохранять стабильность в течение определённого периода. Проще говоря, в действительности, некачественный холст – это недолговечный холст.
Главные характеристики качества холста – это тип льна, плотность, натуральность, грунт и ничего более.
Так что же с типом льна российских льняных холстов? В России, так и в СССР, льняной холст всегда изготавливался из коротковолокнистого льна, причем, из самой грубой его части – так называемого льняного очеса. Очес – это отходы переработки льна с высоким содержанием костры. На всем протяжении своей истории и по сей день российский льняной холст представляет собой тканное «изделие» из льняных отходов.
Тот факт, что льняные холсты для живописи изготовляются на постсоветском пространстве из очеса никогда не являлся секретом. На многих ресурсах открыто говорится, что льняной очес предназначен для изготовления грубых технических тканей. Во времена СССР существовали даже ГОСТ, в которых льняной холст официально приравнивался к мешковине.
Многие художники в определении плотности холста «на глазок» часто совершают одну ошибку – они, собственно, определяют ее на глазок буквально: если холст просвечивает, то он неплотный. Такая проверка не всегда корректна и может вести в заблуждение. Немного просвечивать может и качественный плотный негрунтованный холст, особенно мелкозернистый, поскольку при его изготовлении используется не только нить меньшей плотности, но и тонкая по своей форме (объему).
Так что же с плотностью российских льняных холстов? Все также очень плохо. Реальная плотность всегда ниже заявленной производителем, поскольку коротковолокнистый лен не позволяет ткать холст высокой плотности. Недобор в плотности производитель часто компенсирует избыточной проклейкой и грунтом, что также очень вредно для сохранности живописи.
Так что же натуральностью российских льняных холстов? Поскольку, как уже было сказано выше, все льняные тканые основы на постсоветском пространстве изготавливаются из коротковолокнистого льна, то все они без исключения подвергаются и химической обработке и той или иной степени. Как известно химически обработанное полотно со временем под воздействием температуры и влажности выделяет свои вещества (в т.ч. продукты распада этих химических добавок) и изменяет красочный слой.
Так что же грунтом российских льняных холстов? Российский производитель использует, как правило, устаревший эмульсионный грунт, недолговечность которого была доказана реставрационной практикой либо акриловый грунт с использованием микрокальцитов – дешевых заменителей титановых белил, которые не в состоянии сохранять стабильность по отношении к большинству основных пигментов.
Итак, что мы имеем в итоге? Российские (как и белорусские) холсты имеют абсолютно все вышеперечисленные недостатки:
Такой холст начинают распадаться уже по истечению 10 лет. Вначале этот процесс визуально не проявляется, поскольку является сугубо внутренним, но со временем все выходит наружу.
Повторяю: процесс распада коротковолокнистой льняной нити неизбежен и не зависит от грунтовки или проклейки, хотя многие художники этого не понимают и часто пеняют на грунт или краски. Холст из 100% коротковолокнистого льна часто даже уступает по долговечности европейским холстам из длинноволокнистого льна с хлопком
В настоящее время до половины всех работ на реставрации – это картины российских художников, написанных в 90-е года прошлого и 00-х годах нынешнего века. История большинства из них была короткой.
Часто льняной холст может иметь на своей поверхности выступы, узелки, заусенцы. Это не всегда является показателем некачественного (недолговечного) холста, как считают многие художники. Длинное льняное волокно, так и короткое, может иметь вкрапления из светло-серых, слабо-зелёных и желтоватых нитей, поскольку холст может изготавливаться из смесей разных сортов и/или классов одного типа льна. Как правило, у длинноволокнистого холста неоднородность в плетении не превышает 10% от всей его площади.
Как выбрать холст для рисования. Виды холстов
Качество будущей картины зависит не только от мастерства художника, выбранных кистей и красок, но и от основы для рисования. Именно этот фактор определяет, насколько комфортно вам будет работать и как долго проживет ваше творение.
Холст для живописи – не просто какая-то ткань, это специальный художественный материал, чьи характеристики: основа, ткань, зернистость, плотность, качество грунта, должны соответствовать ряду жестких требований. Далеко не каждое полотно может выдержать вес красок и испытание временем.
Содержание
Подрамник и виды основы для холста
Основа – одна из важнейших характеристик холста. Его либо натягивают на подрамник, либо наклеивают на оргалит (древесноволокнистую плиту, ДВП, МДФ) или толстый картон.
Пример холста в подрамнике
Подрамник представляет собой конструкцию из деревянных, алюминиевых или пластиковых реек, на которую натягивается полотно. Холст на подрамнике «дышит», а красочный слой сохнет быстрее и равномернее. Рейки обязательно имеют бортики, которые предотвращают его соприкосновение с основой. Если это произойдет, то он может приклеиться к рейкам, и тогда натяжение изменится.
Они отличаются и по конструкции.
У глухого подрамника рейки соединены между собой клеем или железными скобами. Отрегулировать натяжение полотна в случае его провисания нельзя.
У модульного подрамника рейки соединяются по принципу «шип-паз», в комплекте идут небольшие клинья (поэтому они также называют клиновыми). Если холст провиснет, то натянуть его можно, забив клинья в специальные пазы.
Плотная основа делает работу с холстом более удобной на пленэре, так как позволяет обойтись без мольберта. Кроме того, наклеенное полотно менее подвержено деформации и повреждениям, нет опасности, что оно провиснет и таким образом, ухудшит качество красочного слоя.
Какую ткань выбрать для холста?
Художники используют для своих работ самые разные ткани из натуральных, искусственных, смесовых волокон, однако они не одинаково пригодны для живописи. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных вариантов.
Хлопковый холст
Хлопковая основа – гарантия приятной работы. Это очень послушный и довольно долговечный материал. Дело в том, что на нем начали писать относительно недавно, и испытание временем он еще не прошел.
Плюсы:
Минусы:
Хлопковые холсты предназначены в основном для ученических и любительских работ.
Льняной холст
Льняные холсты считаются классикой и предназначены для профессиональных работ. Их используют в живописи столетиями. После такого испытания временем они зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Холсты делают из волокон стебля льна, и потому они имеют характерный серый или желтоватый оттенок. Лен – очень прочный материал, устойчивый к деформации и механическим повреждениям, отлично сохраняет фактуру и форму, поэтому качество рисунка никак не страдает.
Плюсы:
Минусы:
Льняные холсты нужно уметь выбирать, и здесь новички могут попасть впросак. Дело в том, что полотно ткут как из длинного волокна, так из отходов обработки пряжи – короткого волокна и очеса.
Суровое и театральное полотно изготавливают как раз из коротких волокон и очеса, они имеют очень низкое качество, поэтому их лучше для живописи не использовать. Это технические ткани.
Синтетический холст
Холсты из искусственного волокна (100% полиэстер) появились не так давно, и о том, насколько они надежны и смогут ли обеспечить картине долгую жизнь, пока говорить рано.
Плюсы:
Минусом синтетических холстов считается их малое использование, то есть они еще не проверены временем, а потому профессиональные художники выбирают их редко.
Смесовые ткани
Это холсты, которые сотканы из нитей разных видов. Наиболее популярна комбинация хлопка и льна. Полотно объединяет плюсы обоих материалов:
Существенным минусом является высокая способность материала впитывать влагу. Холст, состоящий из хлопковых и полиэстеровых (лавсановых) нитей, отличается идеальной ровной и гладкой поверхностью, практически без фактурной зернистости
Плюсы:
Минусы: в различных условиях и хлопок, и синтетика будут вести себя по-разному, кроме того, смесовые ткани используются сравнительно недавно, и как долго картина сохранит свое первоначальное состояние, не скажет никто.
Опытные художники советуют выбирать холсты известных производителей и тщательно изучать состав полотна.
Зернистость холста
Это еще одна важная характеристика живописной основы, на которую нужно обратить внимание при покупке. Зернистость также называют фактурой. Говоря простыми словами, это толщина нити, из которой соткан материал. У негрунтованного качественного холста фактура одинакова с лицевой и изнаночной стороны.
Существуют и специфические виды холстов, например:
Переплетение холста должно быть или полотняным (для льна), или миткалевым (для хлопка). Это означает, что нити утка и основы переплетаются в ткани последовательно, образуя равномерное плетение.
Холст обязан строго соответствовать выбранной технике письма. Так, для гладкой живописи тонкими слоями следует выбирать мелкую или среднюю фактуру. Для пастозной живописи необходимо крупнозернистое полотно. Редкое переплетение не выдержит тяжести красок в любом случае.
Как выбрать правильный грунт? Виды грунта
Грунт – это специальный материал, который наносится на холст для того, чтобы создать прочную связь между основой и краской. Также он необходим для получения какой-то определенной фактуры или фона, которые предполагает задумка художника. Как правило, грунт наносится на основу в несколько слоев.
Многие холсты продаются уже грунтованными, то есть они полностью готовы к живописи, на них нанесены соответствующие проклейка и грунт. Это оптимальное решение для новичков, правда, и здесь есть свои нюансы при выборе, о них мы скажем чуть позже. Также встречаются грунтованный картон и бумага.
Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить основу к работе и приобретают негрунтованные холсты в рулонах или на подрамниках. От вида грунта зависит, насколько прочным будет красочный слой.
Как проверить качество грунтованной основы?
Именно поэтому готовые грунтованные холсты никогда не лишне доработать, то есть покрыть либо готовым акриловым грунтом, либо желатиновым клеем в 1-2 слоя.
Можно ли самостоятельно загрунтовать холст?
Этот вопрос волнует многих новичков. Да, можно, но для этого нужны определенная сноровка, терпение и время. Поделимся самым популярным рецептом.
Некоторые художники добавляют прямо в желатин истолченный мел или сухие цинковые белила, тогда нанесение белой фасадной краски не нужно.
Видео как загрунтовать холст:
Более подробно как загрунтовать холст вы сможете узнать, посмотрев вот это видео:
Решение проблем с холстом
Если вы начинающий художник, обязательно прислушайтесь к советам опытных товарищей. Итак, что делать, если…
Подоткните клинья-колышки в свободные пазы, и полотно выровняется.
Такое случается при неправильном хранении, когда на картину опираются подрамником работы меньшего формата. В этом случае сбрызнете полотно с обратной стороны водой из пульверизатора. При высыхании холст снова натянется без изъянов.
Практические советы при выборе холста
Вот и все, что нужно знать начинающему художнику о холстах. Желаем творческих успехов!
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Виды холстов для живописи, какой выбрать?
Выбор холста, наверное, одно из самых трудных заданий для начинающего художника. Холст — это основа для Вашего шедевра, и если выбрать холст неправильно, то и шедевр может получится «не правильным» или попросту не получиться. Выбирая холст Вы как бы наперед уже определяете технику и способ написания картины. В чем секрет? Давайте рассмотрим поподробнее что такое холст и как же его правильно выбрать.
Холсты из хлопка на сегодняшний день, наверное, самые распространенные и пользуются постоянным спросом. Выбрав хлопковый холст, вы не прогадаете, материал «послушный», на нем приятно и удобно писать картины в любой технике маслом. Насколько мне известно первыми холсты из хлопка начали использовать в США, только в прошлом веке. Как понимаете им нет еще и века, значит невозможно проверить насколько они долговечны.
Выбрав холст из льна Вы повторите старых мастеров, которые писали свои шедевры только на льняных холстах. Лен зарекомендовал себя как лучший материал для холста. Картины на льняных холстах пишутся уже не одно столетие, в отличии от хлопка который как материал для холста появился не так давно. Выбор льняного холста для живописи является среди художников «благородным» и самым хорошим.
Есть три вида зернистости холстов. На каждом холсте написано какая у него зернистость. Как в них разобраться и какая лучше?
мелкозернистый холст. Такие холсты отличаются своей почти гладкостью, зернистость холста очень мелкая и от того его сейчас выбирают не многие. На таких холстах хорошо писать лессировками, накладывая один слой краски за другим. Хороший выбор если вы хотите написать портрет.
среднее зерно холста. А вот холст со средним размером зерна, за частую один из самых востребованных. На таких холстах удобно писать пастозно, а также можно писать лессировками.
крупнозернистый холст отлично подойдет для работы мастихином. Такой холст хорошо держит фактурную живопись без видимой деформации.
Какой выбрать холст, загрунтованный или нет?
2) Чем лучше проклеивать негрунтованный холст?
Негрунтованный холст нужно покупать исключительно плотный и без узлов.
Редкие узловые холсты долго не живут, даже несмотря на их качественную проклейку и грунтовку. Удивительно, но многие классики еще советской техники живописи в своих работах полувековой актуальности неоднократно упоминали об этом обстоятельстве, однако наша классическая школа упорно не хочет видеть проблемы, сводя ее решение к большему нанесению клея и грунта на холст, что категорически неверно и не решает проблемы прочности живописи.
Если вы предпочитаете негрунтованные холсты, то наверняка должны были слышать о бельгийском льне. Если вы о нем до сего момента не слышали, то, уверяю вас, о негрунтованных холстах вы ничего не знаете и вам придется постригать их мир заново.
Выбираем грунтованный холст
Для начала давайте разберёмся, что же такое некачественный холст с точки зрения долговечности живописи?
Давайте отдельно разберем недостатки.
Холст и все расходные материалы.
У художников часто возникают профессиональные вопросы. Давайте вместе будем обсуждать их и давать ответы и советы на заданные вопросы.
У меня такой вопрос: В ближайшее время собираюсь вернуться к живописи маслом. Имеются 2 холста на подрамнике (готовые грунтованные), которые не покрыты защитной полиэтиленовой плёнкой. За несколько месяцев мелкая пыль буквально въелась в холст, хоть я регулярно убирала пыль и тряпками и пылесосом. Как освежить и очистить от пыли холст? Можно ли их мыть? Необходимо ли покрывать ретушным лаком (для закрепления грунта) после мытья? Подскажите мне, пожалуйста!
чесноком натираю,потом пишу подмалёвок полужидкой на масле краской,а дальше хоть что..
А почему чесноком? Чеснок от пыли очищает?
попробуйте поймёте..и опыт сын ошибок трудных,в результате опытов,дамже микропыль,чеснок приклеит её намертво к холсту и зубами не оторвёшь-дальнейшее не важно.
Так для меня как-раз важно, чтобы эта микропыль с краской не смешивалась. Думаю, всё-таки придётся покрыть ретушным лаком.