Хомяков что есть церковь
Хомяков что есть церковь
Алексей Степанович Хомяков
Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати. Дается же благодать и непокорным, не пользующимся ею (зарывающим талант), но они не в Церкви. Единство же Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в живом теле.
Церковь одна, несмотря на ее видимое деление для человека, еще живущего на земле. – Только в отношении к человеку можно признавать раздел Церкви на видимую и невидимую, единство же ее есть истинное и безусловное. Живущий на земле, совершивший земной путь, не созданный для земного пути (как ангелы), не начинавший еще земного пути (будущие поколения), – все соединены в одной Церкви – в одной благодати Божией; ибо еще не явленное творение Божие для Него явно, и Бог слышит молитвы и знает веру того, кто еще не вызван им из небытия к бытию. – Церковь же, тело Христово, проявляется и исполняется во времени, не изменяя своего существенного единства и своей внутренней, благодатной жизни, Поэтому, когда говорится «Церковь видимая и невидимая», то говорится только в отношении к человеку.
2. Церковь видимая и невидимая
Церковь видимая и земная живет в совершенном общении и единстве со всем телом церковным, глава которого есть Христос. Она имеет в себе пребывающего Христа и благодать Духа Святого во всей их жизненной полноте, но не в полноте их проявлений, ибо творит и ведает не вполне, а сколько Богу угодно.
Так как Церковь земная и видимая не есть еще полнота и совершение всей Церкви, которым Господь назначил явиться при конечном суде всего творения, то она творит и ведает только в своих пределах, «не судя остальному человечеству» (по словам апостола Павла к Коринф.) и только признавая отлученными, т. е. не принадлежащими ей, тех, которые от нее сами отлучаются. Остальное же человечество, или чуждое Церкви, или связанное с нею узами, которые Бог не изволил ей открыть, предоставляет она суду великого дня. Церковь же земная судит только себе, по благодати Духа и по свободе, дарованной ей через Христа, призывая и все остальное человечество к единству и усыновлению Божиему во Христе: но над неслышащими ее призыва не произносит приговора, зная повеление своего Спасителя и Главы: «не судить чужому рабу».
3. Церковь Христова на земле
С сотворения мира пребывала Церковь земная непрерывно на земле и пребудет до совершения всех дел Божиих по обещанию, данному ей Самим Богом. Признаки же ее суть: внутренняя святость, не дозволяющая никакой примеси лжи, ибо в ней живет дух истины; внешняя неизменность, ибо неизменен Хранитель и Глава ее Христос.
Все признаки Церкви как внутренние, так и внешние познаются только ею самою и теми, которых благодать призывает быть ее членами. Для чуждых же и непризванных они непонятны, ибо внешнее изменение обряда представляется непризванному изменением самого Духа, прославляющегося в обряде. (Например, при переходе ветхозаветной Церкви в новозаветную или при изменении обрядов и положений церковных с апостольских времен). Церковь и ее члены знают, внутренним знанием веры, единство и неизменность своего духа, который есть дух Божий. Внешние и непризванные видят и знают изменение обряда внешним знанием, не постигающим внутреннего, как самая неизменность Божия кажется им изменяемою, в изменении Его творений. Посему не была и не могла быть Церковь измененною, помраченною или отпадшею, ибо тогда она лишилась бы духа истины. Не могло быть никакого времени, в которое она приняла бы ложь в свои недра, в которое бы миряне, пресвитеры и епископы подчинились предписаниям и учению, несогласному с учением и духом Христовым. Не знает Церкви и чужд ей тот, кто бы сказал, что могло в ней быть такое оскудение духа Христова. Частное же восстание против ложного учения, с сохранением или принятием других ложных учений, не есть и не могло быть делом Церкви: ибо в ней, по ее сущности, должны были быть всегда проповедники, и учители, и мученики, исповедующие не частную истину с примесью лжи, но полную и беспримесную истину. Церковь знает не отчасти-истину и отчасти-ложь, а полную истину и без примеси лжи. Живущий же в Церкви не покоряется ложному учению, не принимает таинства от ложного учителя, зная его ложным, не следует ложным обрядам. И Церковь не ошибается сама, ибо есть истина; не хитрит и не малодушничает, ибо свята. Точно так же, по своей неизменности, не признает ложью то, что она признавала когда-нибудь за истину; и, объявив общим собором и общим согласием, возможность ошибки в учении какого-нибудь частного лица, или какого-нибудь епископа, или патриарха (как напр., Папы Гонория на Конст. Соборе в 680 г.), она не может признать, что сие частное лицо, или епископ, или патриарх, его преемники, не могли впасть в ошибку по учению и что они охранены от заблуждения какою-нибудь особой благодатью. Чем святилась бы земля, если бы Церковь утратила свою святость? И где бы была истина, если бы ее нынешний приговор был противен вчерашнему? В Церкви, то есть в ее членах, зарождаются ложные учения, но тогда зараженные члены отпадают, составляя ересь или раскол и не оскверняя уже собой святости церковной.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Хомяков что есть церковь
Учение А.С. Хомякова о Церкви
Храм во имя Сретения Господня. 1836 г. По проекту А.С.Хомякова и крепостного архитектора С.Александрова
После смерти жены Хомяков стал больше внимания уделять богословию. Впрочем, свое лучшее богословское сочинение Хомяков пишет еще при жизни Катеньки. Это «Церковь одна» или, как его называл Хомяков, «Исповедание». Он хочет вполне объективной, независимой оценки этой работы, и потому пускается на мистификацию (впрочем, вполне в его духе): говорит, что это перевод с греческого найденной им старинной рукописи. И предпринимает усилия к напечатанию – будучи заграницей, передает ее Гоголю и Жуковскому. Но те решили, что нужны Предисловие и Введение. Хомяков их пишет, но рукопись, видимо, пропала при пересылке. В результате мы не имеем этих частей работы, которыми Хомяков был особенно доволен. Пересылал Хомяков свою работу и святителю Филарету. Однако тот лишь заметил, что, видимо, это сочинение не грека, а кого-то из наших, но от публикации уклонился. «Церковь одна» была напечатана лишь после смерти Хомякова в 1864 г.
«Церковь одна» – одно из самых удивительных богословских сочинений. Вера в Церковь тут просто безгранична. Хомяков и не пытается ее объяснить – он просто с огромной силой декларирует ее. Об этом специально упоминает о. Георгий Флоровский:
«Хомяков сознательно не доказывает и не определяет, — он свидетельствует и описывает. Вместо логических определений он стремится, начертать образ Церкви. Он старается изобразить ее во всей ее духовной жизненности и самоочевидности».
Самарин говорит об этом короче: «Хомяков жил в Церкви».
В основу всей жизни человека Хомяков ставит любовь: «Выше же всего единение святости и любви». Церковь и есть созданный Богом храм любви, в который может зайти каждый, кто хоть немного причастен этой высшей добродетели.
Характеризуя Церковь, Хомяков отталкивается от Символа Веры: «Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Единую и Апостольскую – Хомяков трактует достаточно кратко, в силу очевидности:
«Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати. Единство же Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в живом теле»
«Церковь видимая и земная живет в совершенном общении и единстве со всем телом церковным, глава которого есть Христос. Она имеет в себе пребывающего Христа и благодать Духа Святого во всей их жизненной полноте, но не в полноте их проявлений, ибо творит и ведает не вполне, а сколько Богу угодно».
«Церковь же видимая не есть видимое общество христиан, но дух Божий и благодать таинств, живущих в обществе».
А вот свойства Святую и Соборную – Хомяков описывает более подробно и тщательно. И прежде всего поражает уверенность, что Церковь не просто содержит истину, но Сама есть истина.
«Святая Церковь исповедует и верует, что никогда овцы не были лишены своего Божественного Пастыря и что Церковь никогда не могла ошибиться по неразумию (ибо в ней живет разум Божий), ни покориться ложным учениям по малодушию (ибо в ней живет сила духа Божия)».
Позднее Хомяков в первой «французской» брошюре эту мысль сформулирует совершенно четко:
«Нет: Церковь не авторитет, как не авторитет Бог, не авторитет Христос; ибо авторитет есть нечто для нас внешнее. Не авторитет, говорю я, а истина и в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его».
Казалось бы, все ясно: Церковь – сама истина, и потому все, что она говорит, тоже автоматом оказывается истиной. Однако в одном из писем он делает чрезвычайно важное разъяснение:
«Так называемое мнение есть весьма часто пустая или неясная формула, допущенная в обиход для устранения мнений, которые под нею притаиваются, нередко разноглася между собою и связываясь с формулами тонкими нитями диалектики, допускающими почти совершенное отрицание. Вот причина, поему я позволяю себе не соглашаться с так называемым мнением Церкви…Убеждения или мнения и формулы обиходные далеко не совпадают друг с другом, и я считаю себя в праве быть смелым в отношении к формуле, вполне преклоняясь перед убеждением. Верую Церкви, в которой нет и не может быть ошибки или лжи» (И.С. Аксакову, 356-357).
Вот и пойми – оказывается «мнение» Церкви вовсе не истина; истинно только «убеждение». Но как отличить мнение от убеждения? С токи зрения Хомякова – только Духом Святым. Каких-то формальных критериев, типа решений Вселенских соборов, Хомяков не признает, замечая, что соборы по всем признакам вселенские, оказывались разбойничьими. Если Дух Святый есть, то это Церковь; Его нет – это, видимо, «кушитская» оболочка Церкви. Хомяков ценит свободу в Церкви и потому старается избежать принуждающего понятия «авторитет». Истина – не принуждает; настоящий человек покоряется истине свободно. По этому поводу Флоренский о Хомякове ехидно замечает: «тогда понятно, почему он отрицает авторитет, каковой есть авторитет лишь постольку, поскольку он вне того, кто авторитету подчиняется» /5/.
Свободное единение в истине при посредстве любви – и есть, по Хомякову, соборность. По сути дела у Хомякова соборность – это основное свойство Церкви: Дух Святый объединяет всех членов Церкви в истине и любви в единый мистический организм:
Соборность – сама сущность Церкви. Она является и основным сотериологическим понятием:
«Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается.
Спасающийся же спасается в Церкви как ее член, и в единстве со всеми другими ее членами» /3/.
Более того, непогрешимость Церкви, о которой мы только что говорили, фактически оказывается тождественна соборности. Соборность – критерий истинности. Но это означает и обратное: если соборность в Церкви (например, поместной) умалена, то и нет доверия высказываниям иерархии такой Церкви. Так что соборность – очень точный индикатор здоровья церковного тела.
В наше время существует два определения, что такое Церковь. Одно привычное для всех понимание, что Церковь – есть «богоустоновленное общество людей имеющих одну веру, таинства, церковную дисциплину и иерархию».
Существует и другое определение Церкви сформулированное А.С. Хомяковым: «Церковь есть … единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати».(1)
В этом определении на первое место поставлен Бог, как глава и первооснова существования Церкви.
Из этого определения становится ясно, что Церковь есть – Богочеловеческий организм, а не человеко–божеская организация. Иными словами в Церкви, как в мистическом теле Христовом прибывает тот, кто прибывает в Благодати Святого Духа, достигая этого через покорность Воле Божией.
Основанием и фундаментом Церкви является Сам Христос. Апостол Петр говорит о Христе как краеугольном камне Церкви: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (1 Пет. 2:4-6). Таким образом, вера во Христа есть камень, становящийся фундаментом того духовного здания, имя которому — Церковь.
Об этом же свидетельствует и апостол Павел: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие духом» (Еф. 2:19-22).
В Послании к Коринфянам апостол Павел называет коринфскую общину «строением», себя «строителем», а «основанием» (фундаментом) Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» (1 Кор. 3:11).
Исходя из этого, принадлежность к Церкви главным образом выражается в единстве с Главой – Христом, а не в формальном членстве в той или иной церковной юрисдикции. Хотя как человек состоит из тела и души, так и Церковь состоит, во-первых, из невидимого единого мистического тела Христова, которое есть Церковь, и, во-вторых, из видимой церковной организации со всей ее иерархической структурой.
Апостол Павел пишет христианам в назидание: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее… Христос глава Церкви, и Он же Спаситель (Ее) тела»(Ефес. 5, 23-26).
Это сравнение Церкви с человеческим организмом, в котором есть голова (Христос) и всё «остальное» тело (христиане), где есть шея, руки, ноги, пальцы и т. п., очень точно объясняет то единение Бога с человеком, которое и выражается словом «Церковь».
А.С. Хомяков писал: «Церковь называется единою, святою, соборною (кафолической и вселенской), апостольской, потому что она едина, свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой–нибудь местности; (…) потому что сущность ее состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех ее членов, по всей земле, признающих ее: потому, наконец, что в писании и учении апостольском содержится вся полнота ее веры, ее упований и ее любви.
Из сего следует, что когда называется какое–нибудь общество христианское местной Церковью, как–то: греческой, российской или сирийской, такое название значит только собрание членов Церкви, живущих в такой–то стране». (.2.)
Другой выдающийся церковный мыслитель М.А. Новоселов писал свои личные размышления о Церкви. «Следует различать Церковь–Организм от Церкви–организации: не всякий, входящий в последнюю, причастен первой, не все члены церковной организации («общества, носящего имя христиан» – по Хомякову) суть члены организма – Тела Христова, Которое вбирает в себя, втягивает таинственным способом лишь «избранных» (Мф. 22,14), «предуставленных к вечной жизни» (Деян. 13,48).(3)
Архиепископ Аверкий (Таушев): высказывал следующее понимание Церкви «Православная Церковь это не есть просто какая–то чисто земная организация, возглавляемая патриархами, епископами и священниками, несущими служение в Церкви, которая официально называется Православной.
Церковь, правда, не может быть совсем оторвана от земли, ибо в нее входят и люди, еще живущие на земле, а потому в устройстве и внешней организации ее неизбежен известный элемент «земного», но чем этого «земного» меньше, тем для вечных целей ее лучше, и уж во всяком случае это «земное» никак не должно затмевать и подавлять собою то чисто духовное – дело спасения душ для жизни вечной, ради чего Церковь и основана и существует». (4)
Современный человек с трудом может представить, что для него является идеалом, он снова оказался в неустойчивом, лишенном традиции мире, и путь к Церкви ему приходится искать самому.
В настоящее же время многие положительные явления не становятся массовыми, это, скорее, подвиг одиночек, действующих из нравственных принципов, прислушивающихся к голосу совести и надеющихся на помощь Божию.
Православие – это мистическое «Тело Христово», глава которого Сам Христос.
Безусловно, центром, стержнем церковной жизни является богослужение. И потому естественно, что именно через участие в нем, через молитву за богослужением человек входит в эту жизнь.
Слово является носителем смысла. И если мы хотим понять, что происходит в Церкви, то необходимо быть внимательными к слову. Не только к слову проповедника, стоящего на амвоне, но и к словам тех песнопений и молитвословий, из которых состоит богослужение. Посредством их человек может понять для себя, по большому счету, все.
Через богослужебные тексты раскрывается и нравственное учение Церкви, и её богословие, и, если угодно, её мистика — как таинственное общение человеческой души с Богом.
Внимание к слову — это и есть настоящая молитва, которая без внимания невозможна.
Понимание смысла богослужения — очень важная составляющая правильного вхождения человека в церковную жизнь.
Церковь даёт человеку возможность быть с Богом, это лествица Иакова (Быт. 28, 10-22), по которой совершается восхождение от земли на Небо. И церковные богослужения становятся для нас как бы ступеньками этой лестницы, постепенно поднимающими нас выше и выше. Или, иначе, позволяющими нам спуститься как можно глубже в собственное сердце. Туда, где и происходит наша встреча с Богом.
Господь посылает Своих учеников, первых христиан, которых Сам называет малым стадом, в мир, где царствует тьма. Он посылает их с проповедью Евангельской истины, зная, с какой злобой встретят их, какие гонения и скорби их ждут.
Спаситель знает, что только помощь свыше сделает апостолов, пока еще обычных немощных людей, непоколебимыми, даст им веру и мужество, чтобы устоять перед напором врагов
Поэтому в молитве к Богу Отцу накануне Своих крестных страданий Он просит сохранить единство и веру Своих учеников от искушений и колебаний.
Эта молитва Христа перед Отцом Небесным (Ин. 17) есть Его молитва о Церкви, которую Он ободряет и укрепляет перед грядущими испытаниями.
«Не бойся, малое стадо (Лк. 12, 32), — говорит Он ученикам, а значит, и всем христианам, — Я с вами во все дни до скончания века… и создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (см. Мф. 28, 20; 16, 18).
По учению Священного Писания, христиане должны составлять единое целое — «одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).
Христос же является «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1: 22-23). Это значит, что Его последователи как члены Церкви (см. 1 Кор. 12: 27) пребывают в тесном общении и между собою, и с Ним.
Поэтому, как пишет архимандрит Киприан (Керн), «вне Церкви нет Евхаристии, и вне Евхаристии нет Церкви, нет и церковности, не может быть церковного единения». (5)
Таинство Тела и Крови Христа есть сердцевина церковной жизни.
Отдельные члены Церкви могут иногда, полагаясь на свой собственный только разум, ошибаться и заблуждаться, но вся Церковь в целом – никогда.
Она, и только Она одна, Истинная Церковь – Непогрешима, потому что в Ней пребывает до скончания века Глава Ее – Сам Господь Иисус Христос (Мф. 28, 20), вдохновляет Ее и руководит Ею Дух Святый (Ин. 14, 16–17).
Это утверждение базируется на учении Слова Божия:, которое ясно выразил Апостол Павел : «Церковь Бога Живого – Столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3,15).
Там, где Бог. там и Его благодать. Его сила, Его святость, Его победа.
«С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» (Ис. 8, 9—10. 12—14. 17—18; 9, 2. 6).
Никакая ложь не свойственна Церкви, не терпима в Ней.
Кто лжет или впадает в заблуждение, тот невидимым Судом Божиим тотчас же отсекается от Тела Церкви, отпадает от Нее, тем самым теряя надежду спасения, и может опять воссоединиться с Нею только чрез искреннее покаяние.
Не может быть поэтому в Ней ни разногласия, ни разделений. Об этом и говорит св. Апостол Павел, наставляя первых христиан: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16,17).
«Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил. 2, 2-3).
«Мы призваны так соединиться со Христом, чтобы стать реально частицами, членами Его Тела — так же реально… как веточка соединена с лозой, как часть дерева составляет одно с самим деревом…» [6]
1. А.С. Хомяков Церковь одна. 2001, Библиотека «Вехи»
3. М.А. Новоселов. Письма Друзьям. М.: Изд-во Православного Богословского Свято-Тихоновского института, 1994.
4 Архиепископ Аверкий (Таушев) Церковь перед лицом отступления Свет православия, Христианский собеседник.Издание Макариев-Решемской Обители, 1998.
5. Архимандрит Киприан(Керн). Евхаристия., Изд-во Храма святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана 2006
И всё ж, что такое Церковь? Разберёмся. А. Хомяков
Но почему враги нашей страны придают Православной Церкви такое важное значение в сохранении стойкости российского общества, в наличии свободного духа и несокрушимой победоносной воле русских людей?
Откуда у Церкви такая жизнестойкость, что в самые страшные годы потрясений, гонений и репрессий она устояла?
Когда падали власти, гремели революции и велись кровопролитные войны, рушились устои государства, Русская Православная Церковь в этих невыносимых условиях, Божьей помощью, не только устояла, но бережно хранила в себе Святую Русь и была опорой русского народа, его духовно-нравственным стержнем.
И из Святой Руси, как из семени вновь и вновь возрождалась Великая и могучая, свободная духом Россия.
Церковь действительно совершенно несравнима с другими общественными институтами. Говорят, она – Богочеловеческий организм, в Ней всегда присутствует БОГ. Именно поэтому она вызывает такую непримиримую ярость врагов России, ибо пока БОГ с нами, Россия непобедима.
И всё же, что такое Церковь?
Здесь приведены некоторые замечательные высказывания богослова и философа А.С. Хомякова, которые позволяют увидеть Церковь взглядом глубоко верующего человека – мирянина и узнать о ней много неожиданного и нового.
1. Истинное постижение Церкви доступно только тому, кто живет в Церкви, кто является ее членом.
О Церкви не может иметь правильное суждение человек, находящийся вне Церкви; для него Церковь будет представляться, совершенно неизбежно, чисто человеческой организацией, подобной любому человеческому обществу или собранию, в которых на первом месте – юридический статус, структура, управление, руководство и порядки. Но даже в этом внешний человек (атеист) видит нечто непонятное, неприемлемое, что у богоборца неизменно вызывает злобу и яростную критику.
2. Существо Церкви невыразимо, ни в какую формулу не вмещается, никаким формальным определениям не поддается, как и всякий живой организм.
Церковь — прежде всего живой организм, единство любви, прежде всего свобода несказанная, истина веры, не поддающаяся рационализации.
Со стороны Церковь не познаваема и не определима, она постигается лишь тем, кто пребывает в ней, кто является её живым членом.
«Церковь же видимая не есть видимое общество христиан, но дух Божий и благодать таинств, живущих в обществе», если коротко – «Церковь есть жизнь БОГА в людях».
Но, как это понимать. Попробуем разобраться.
3. В Православном Символе Веры Церковь Христова названа Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью. Что это значит?
1) Единство
а) «Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати.
Единство же Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в живом теле»
б) По апостолу Павлу, Церковь есть Тело Христово (см.: Еф 1, 23);
как органическое тело живет, растет, увеличивается, так и Церковь,
то есть Тело Христово, созидается (см.: Еф 4, 12),
творит возрастание (см.: Еф 4, 16), возрастает подобно обыкновенному человеческому органическому телу, в котором все первоначально дано в идее, в зародыше, и оно с течением времени не получает каких-либо новых органов, а только усвояет нужный ему материал, перерабатывает его и через это растет и крепнет.
в) Далее: обыкновенное органическое тело не есть безразличное единство, а единство во множестве, или единство в разнообразии; не все члены тела имеют одинаковое значение, но все равно необходимы, ибо служат жизни целого; в теле нет распри, а всякий член поддерживает жизнь организма, его благосостояние.
Так, по учению Апостола, и в Церкви Христовой. Она есть единство в разнообразии, ибо, будучи многими, мы составляем единое Тело во Христе; если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно (1 Кор 12, 19–20).
г) Далее: в Церкви никто не умален, – не все члены здесь равны, но все одинаково необходимы, ибо Тело Церкви возрастает при действии в свою меру каждого члена (Еф 4, 16).
д) В Церкви, как стройном органическом Теле Христовом, розни и распри нет, так как все мы примирились в одном Теле, все напоены единым Духом (1 Кор 12, 13); не может глаз сказать руке: ты мне не надобна, или также голова ногам: вы мне не нужны (1 Кор 12, 21).
В Церкви, как и в обыкновенном органическом теле, полное содружество членов: страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12, 26).
Отвергнув ложь, говорите, – научает Апостол, – истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф 4, 25), а члены тела друг друга обманывать не могут, говорит святитель Иоанн Златоуст.
е) Народ – Тело Церкви, в нравственном единении с Богоучрежденной иерархией и совокупно с нею служит носителем общецерковного Предания, этого главного обеспечения неизменности и чистоты веры.
В основе истинной Церкви мы имеем силу Божественной Любви, которая соединяет всех верующих во Христа в единый организм Тела Христова.
Свободное единение в истине при посредстве любви – и есть соборность. По сути дела соборность – это основное свойство Церкви: Дух Святый объединяет всех членов Церкви в истине и любви в единый мистический организм:
а) Спасение через соборность
Соборность – сама сущность Церкви. Она является и основным понятием сотериологии (богословского учения о спасении человека).
«Итак, там лишь истина, где беспорочная святость, то есть в целости Вселенской Церкви, которая есть проявление Духа Божия в человечестве».
в) Свобода в соборности.
Учение о Церкви Хомякова Самарин выразил так: «Я признаю, подчиняюсь, покоряюсь — стало быть, я не верую. Церковь предлагает только веру, вызывает в душе человека только веру и меньшим не довольствуется; иными словами, она принимает в своё лоно только свободных. Кто приносит ей рабское признание, не веря в нее, тот не в Церкви и не от Церкви».
Модернисты противопоставляют свободу Церкви и свободным усилием личности. Хомяков же верил неизменно и утверждал, что только в Церкви есть свобода, что Церковь и есть свобода, и потому свободное богословие есть богословие церковное.
Свобода осуществляется в соборности, а не в индивидуализме. У Хомякова было бесконечно свободное чувство Церкви, он свободно чувствовал себя именно в Церкви, а не вне Церкви. Безумной показалась бы ему всякая попытка искать свободы вне Церкви, свободы от Церкви, видеть источник свободы не в церковной соборности, а в уединенной личности.
«Церковь – мистическое пространство, в котором человек становится самим собой»
б) Святость и совершенный разум
Кто же может претендовать на совершенную святость и совершенный разум? Конечно, не отдельный человек.
4) Апостольская Церковь
В наше время, после явного отпадения Католицизма и Протестантизма, единственной неискаженной ветвью Христианства и единственной наследницей апостольской Церкви является Православная Церковь.
Русская Православная Церковь – самая многочисленная в мире Православная Церковь(более 135 млн. Крещённых).
И если Русская Православная церковь – Всечеловеческое Тело Богочеловека Христа, то Святая Русь – русское Тело Богочеловека Христа.
Мы в Христе, Христос – в нас.
Завершая разговор о Русской Православной Церкви надо помнить, главное –
наша Церковь является живой Святой Соборной Апостольской Церковью Христовой,
и каждый русский человек неразрывно связан с Ней, являясь частью этого Богочеловеческого организма. И как в Церкви всегда присутствует БОГ, так и в каждом из нас – БОГ, а мы в БОГЕ.
И в этом единство и сила духа русского народа.