Хор в музыкальной школе что это

Роль хорового класса в детской музыкальной школе.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Роль хорового класса в детской музыкальной школе.

Надеюсь, никого не нужно убеждать в том, что хоровой класс в музыкальной школе играет далеко не последнюю роль. Чем раньше ребёнок начал заниматься хором, тем лучше.

Как правило, в детскую музыкальную школу приходят дети не всегда имеющие достаточную подготовку для занятий музыкой. И с каждым годом ситуация усугубляется. Если раньше мы принимали детей в школу, обращая внимание на музыкальные данные ребёнка, на его слух, то теперь очень часто из-за отсутствия конкурса, принимать приходится всех детей, за очень редким исключением.

Занимаясь в хоровой группе, дети чувствуют себя часто гораздо свободнее, раскованнее. То, что они не могут порой сделать в одиночку (из-за различных комплексов), вместе со своими сверстниками они выполняют и с удовольствием, и даже с успехом. И так называемые «гудошники”, ребята, не умеющие чисто петь, то есть те, у кого отсутствует на данном этапе координация между голосом и слухом, начинают очень быстро осваиваться в мире музыкальных звуков, приобретают элементарные навыки музицирования.

В моей практике были самые различные случаи, но ни один из ребят, на которых при поступлении в музыкальную школу ставили «крест” отсутствия слуха, при систематических занятиях в хоровой группе не был отчислен по этой причине из школы. Все они «распелись”, кто-то за месяц, а кто-то за год и теперь продолжают обучение по различным специальностям в музыкальной школы.

Очень хорошо, когда администрация школы (я имею ввиду директора и завуча) понимает необходимость занятий ребят в хоровом классе. Мудрый директор школы прекрасно понимает, что талантливых по большому счёту детей-солистов очень немного. Зато практически каждый ребёнок может проявить свои способности в коллективе (будь то хор или оркестр).

Кроме того, зачастую именно хоровой коллектив является лицом школы. Ни один концерт не обходится без участия хора.

Мне неоднократно приходилось бывать в силу своей профессии на всевозможных хоровых конкурсах и фестивалях и могу с уверенностью сказать, что это действительно всегда праздник. Хоровое пение поистине одно из самых замечательных «изобретений» человечества.

Я считаю, что хор – один из самых важных предметов в музыкальной школе. Петь в хоре необходимо всем. Потому что умение петь помогает и в игре на фортепиано, скрипке и других инструментах. А ещё я могу привести слова величайшего композитора и пианиста Роберта Шумана, который сказал: «Обязательно пойте в хоре. Особенно средние голоса. Это развивает слух!”. Надеюсь, комментарии излишне”.

Очень много прекрасных специалистов пианистов, скрипачей не понимают или не хотят понять важность пения в хоре. Они считают, что занятия специальностью – это самое важное. Но ведь можно вспомнить и слова Козьмы Пруткова: «Специалист подобен флюсу. Полнота его одностороння”. Кому нужен «однобокий” специалист?

Возвращаясь к занятиям с малышами подготовительного отделения, могу ещё раз отметить что: принимая зачастую детей, не имеющих элементарных навыков музицирования, их больше всего нагружают как раз занятиями в хоровой группе. И очень быстро это даёт свои положительные результаты. У ребят налаживается координация между слухом и голосом (они перестают «гудеть”), улучшается ритмический слух, появляются первые «ростки” музыкальности. И всем очень явно видна необходимость занятий детей в хоре. Почему же с переходом ребят в старшие классы эта необходимость должна исчезнуть?

Я как дирижёр-хоровик по образованию преклоняюсь перед теми директорами и завучами школ, которые важность занятий в хоре ставят на одну ступень с занятиями по специальности, понимая необходимость воспитания всесторонне развитого музыканта.

Кроме того, много ли бывает у нас контактов с зарубежными странами по линии солистов-инструменталистов? Немного. Зато обмен хоровыми коллективами и участие хоров в самых разнообразных фестивалях и конкурсах стал в последнее время реальностью.

Так что занятия хором несут в себе не только огромную пользу в развитии музыкальных навыков, о чём я говорила выше, но и несравненное эстетическое и воспитательное значение.

Надеюсь, вы, мои уважаемые коллеги, в этом со мной согласитесь.

Источник

Хоровой класс в системе общеобразовательной школы

Разделы: Музыка

Самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования является хоровое пение. Нет более верного пути для приобщения людей к западноевропейским и русским сокровищам духовной, классической музыки, к гениальным сочинениям великих композиторов прошлого и современного.

Отношение к фактору интереса в психолого-педагогической литературе весьма различно. Например, в своих высказываниях, научный деятель XIX века Д.И. Писарев говорил: «что одним из важных средств активизации любой деятельности человека является интерес, который появиться только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Без вдохновения и интереса любая деятельность превращается в тягость» (40, с. 109).

Каждому ребенку свойственно желание быть умнее и лучше, догадливей, и всесторонне развитей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение (11, с.5).

В своей книге «Школьный хор» Г.А.Струве писал, что интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности (52, с.25).

Ученик, не испытывающий интереса к определенному предмету, усваивает лишь 10-15% всей информации. Особенно важно вызвать интерес у подростков, так как в переходный возраст общий интерес к учебе у них падает. Руководителю хора важно открыть в детях те или иные способности, особенно если они пришли впервые на хоровые занятия, не погасить у них ранее приобретенный интерес к хоровому пению и развивать его дальше.

Способности детей развиваются только в деятельности, и наиболее плодотворное их развитие происходит в деятельности интересной, поглощающей все мысли, чувства и волю, в деятельности любимой, желанной, наполненной радостью глубоких раздумий, поисков, дерзновенных замыслов и завершенной успешным результатом.

Интерес — это не только стимул деятельности, учебной, творческой, физической, в том числе и приобщение к музыке, это и стимул развития личности, так как ищущий человек всю свою жизнь совершенствуется и обогащает себя как личность.

1. Значение хорового класса в системе общеобразовательной школы

В первые годы Советской власти, когда музыкальное воспитание в общеобразовательной школе становится массовым, понадобилась целая армия музыкальных работников. Однако не только специалистов по детскому голосу было мало, но и учителей, сколько-нибудь разбирающихся в этом виде искусства.

В1921 году появились программы и планы по музыке в советской школе. В связи с нехваткой квалифицированных школьных учителей в 30-60 е.г. уроки музыки вели несведущие люди. Стало снижение уровня преподавания, сказалось и на отношении к самому музыкальному общему образованию, в частности к хоровому пению. Уроки стали развлечением. Создавшиеся школьные хоры не только не приобщали детей к искусству, а во многих случаях сформировали негативное представление о хоровом творчестве.

Одной из проблем, которая обсуждалась, на объединенном пленуме союза композиторов (СК) РСФСР и ВХО в 1964г., оставалась проблема всеобщего об- разования и детского хорового пения, как основы воспитания будущих певческих кадров и слушателей. Недостатки подрастающего поколения, сказывались и на состоянии массовой культуры взрослых. Массовость как одна из характерных черт хорового творчества помогала решать проблему коллективного воспитания. Достижения научно-технического прогресса позволило рассмотреть воздействие хорового пения на развитие многогранности личности ребенка с совершенно новой научной стороны. Возникновение в 96х.г. в альтернативных школах с углубленным изучением музыкального искусства позволило решать поставленную задачу массового музыкального образования на совершенно новом качественном уровне.

Тенденции в развитии детского хорового воспитания привели к трансформации методов обучения. Наряду с существованием и использованием традиционной абсолютной сольмизации стали разрабатываться новые приемы и методы ознакомления с нотной грамотой и овладения закономерностями музыкальной речи на материале народного и профессионального творчества. Хоровая миссионерская деятельность В.Г. Соколова (1908—1993), B.C. Локтева (1911 —1968) и многих других дирижеров детских хоров послужила импульсом для возникновения новой формы организации хорового воспитания детей — детских хоровых студий. В дальнейшем хоровые студии стали массовым явлением: «Пионерия» (Г.Струве), «Весна» (А.Пономарев), «Веснянка» (Е.Свешникова), «Радость» (Т.Жданова) « Журавушка» (Чипкайло), и многие другие.

На период 1970—1980 гг. пришелся расцвет замечательного коллектива — Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, руководимого В.С.Поповым.

Привлечение в общеобразовательные школы опытных музыкантов-хоровиков было определено существующими в те годы условиями — заинтересованностью школьного управленческого аппарата в наличии хоровых коллективов в школах, системой жесткого распределения специалистов по окончании учебного заведения и закреплением на одном рабочем месте, зависимостью хорового пения от партийно-идеологической направленности (календарных и советских праздников, участия в массовых торжествах) и т.д. В XX столетии проблематика работы с хором легла в основу многих научно-методических исследований, осуществленных известными деятелями музыкального искусства: К.Б. Птица, П.Г.Чесноков, В.И. Краснощекое, П.П. Левандо, Г.А. Дмитревский, К.К. Пигров, В.Г. Соколов, Д.Л. Локшин, B.C. Попов, А.А. Егоров, В.Л. Живов, Г.А. Струве, Г.П. Стулова, Л.М. Абелян, Ю.Б. Алиев-О.А. Апраксина, Л.Б. Бартенева, Л.М. Жарова, К.Ф. Никольская-Береговская, Т.Н. Овчинникова, В.И. Сафонов, и др. В публикациях освещались проблемы вокальной работы с детской хоровой аудиторией и организации музыкального образования. Многие издания зафиксировали результаты экспериментальных исследований, проведенных на различных возрастных уровнях с привлечением смежных наук — эстетики, педагогики, физиологии, психологии и акустики например, работы Г. П. Стуловой «Хоровой класс» (52, с. 100) и «Теория и практика работы в детском хоре» (52, с. 100). Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда было обусловлено школьным обучением, так как именно в школах на самом раннем образовательном уровне существует возможность целенаправленного музыкального воспитания детей с одновременным решением задач эстетического развития человека.

В ряду проблем современной школьной музыкальной педагогики наиболее актуальной можно считать проблему формирования и развития интереса подростков к репертуару, который предлагается в каждой из учебных программ школьного музыкального воспитания. Если у детей нет интереса к тому, что звучит на хоровом занятии, если оно проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, то ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.

Известно, что в целом ряде общеобразовательных школ Российской Федерации хоровых коллективов нет. Однако, без хоров сегодня школе не обойтись — так, во всяком случае, утверждает подавляющее большинство школьной администрации, руководители Главного управления дополнительного образования и воспитания Министерства образования Российской Федерации, где активно разрабатываются вопросы активизации хоровой культуры в наших школах.

Известен опыт использования хорового пения для приобщения к основам наук. Вспомним, например, хоровые песенки о правилах правописания из передач «Радио-няни», песенку из давнишнего индийского кинофильма «Бродяга», раскрывающую правила арифметики. Известный методист-физик Н. М. Шахмаев рассказывал об опыте преподавания русского языка в одной из привилегированных американских школ, чему он был свидетелем. Наряду с другими методами там широко применялся метод хорового пропевания русских предложений, использования массового пения песен на русском языке.

Мысли о хоровом пении как основе музыкального воспитания высказывались и в дореволюционных пособиях, рассматривающих вопросы приобщения детей к музыке. Так, например, Г.Рукавишников писал: «. по многочисленным наблюдениям, дети, которые сначала учились петь, а затем играть, делают гораздо более быстрые успехи в музыке, нежели те, которые пению не учились» (12, с.9).

Исключительно важное место хоровому пению придавал Р. Шуман в своих «Жизненных правилах для музыкантов», где указывал на необходимость живого, многостороннего музыкального обучения (8, с.80).

Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа.

Именно на эту, сторону хорового пения как формы музыкальной деятельности обращал внимание известный дореволюционный методист А. Карасев: «Пению, по моему мнению, должно быть оказано преимущество перед другими искусствами, главным образом, потому, что при других искусствах народ является только пассивным слушателем и созерцателем; здесь же он имеет возможность проявить активное участие. » (17, с. 19-21).

Как коллективная форма музыкального исполнительства, хоровое пение имеет перед сольным несколько важных преимуществ музыкально-эстетического и воспитательного порядка. В исследовании методиста С.Д. Кулиева особо подчеркивается активизирующая роль коллективного музицирования в становлении индивидуального художественного вкуса, музыкальных способностей, личностных качеств. «Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в воспитательной работе вообще, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников» (18, с.7).

Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему как бы «неудобно» проявлять в присутствии взрослого человека — учителя.А в хоровом коллективе ребенок, подросток, юноша чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объек- том педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

Высоко оценивал значение хорового пения как средства музыкального развития школьников академик Б. Асафьев. В статье «Хоровое пение в школе» он отмечал, что «. школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными». Он считал, что «принципиально все учащиеся составляют хор», но всегда есть более и менее поющие. И потому «центральная хоровая организация будет в основе своей поддерживаться природное музыкально способными людьми, и эта «обязательная служба» для них будет являться более длительной и более интенсивной. Это неизбежно. Но, вместе с тем, такого рода «ставка» на даровитость никоим образом не должна сводить на нет принципа общеобязательной хоровой повинности. Наоборот, она должна сугубо поддерживаться потому, что твердая база не исключает, а обусловливает возможности прикрепления к ней и вокруг нее учащихся менее сильных в музыкальном отношении» (7, с. 10).

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

Итак, хоровое пение детей — одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности школьника.

В последнее время появляются все новые концептуальные идеи реформирования школьного образования, в котором значительное место отводится задачам повышения роли культуры, искусства как духовного источника и способа развития целостного мышления ребенка. Осознание социальных, эстетических и нравственных функций хорового искусства, изучение богатейшего опыта теории и практики школьного хорового воспитания в разные периоды в стране и за рубежом, помогают рассматривать сегодня этот вид искусства во взаимосвязи с другими его видами, как неотъемлемую часть формирования духовной культуры школьника на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими, культурными ценностями.

Известно, что хоровое искусство имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения. Хоровые занятия в общеобразовательной школе влияют на формирование гармонически развитой личности школьника. Формируются такие качества как:

Развиваются познавательные процессы:

Развиваются специальные умения и навыки:

Хор интегрирует с другими школьными предметами:

Хоровые занятия развивают психические способности школьника:

Занятия хоровым пением предполагают развитие психологических процессов и их автоматизацию. Работая над вокальной техники нельзя ни оценить фактор сознания. На первых этапах обучения дирижер пользуется методом копирования «Пой, как я», но постепенно нужно добиваться осознанного отношения к выполнению вокально-хоровых упражнений.

Начальный период организации навыков. Память, как и все др. психические процессы тренируется во время занятий хоровым пением. Все виды памяти имеют большое значение в развитии вокально-технических навыков, но особую роль играют слуховая и двигательная.

Поэтому получасовая работа в хоровом классе с максимальной концентрацией внимания может принести больше пользы, чем несколько часов полупассивных, невнимательных занятий. Во время занятий пением активно развивается сосредоточенное внимание, без которого невозможен творческий процесс. Сосредоточенное внимание закрепляется в систематических занятиях.

Развитие внимания неразрывно связанно с волей. На фоне сосредоточенного внимания развивается воображение, особенность которого состоит в том, что оно соединяет различные впечатления в образы и картины, преобразовывая действительность.

Проследив межпредметные связи хора, следует сказать, что подобная интеграция должна сказываться благотворно только на качественных сторонах личности учащихся, но и непременно влиять на успеваемость в целом.

Выявления отношения детей к хоровым занятиям, через применения различных форм тестирования, анкетирования, особо важно для руководителя школьным хоровым коллективом, для дальнейшей перспективы работы хора.

Хоровые занятия имеют особое значение т.к. проявляется коллективная форма занятия. Благодаря коллективному труду и личному общению детей получается разностороннее выражение: формируется позиция субъекта общения, в котором утверждается свое « я», открывается мир социальных отношений, регулируются психическая жизнь детей. Коллективная форма творчества выступает важной стороной и в духовном и в нравственном воспитании школьников.

2. Роль хормейстера как генератора интереса на занятиях школьного хора старшего подросткового возраста

К.Д. Ушинский. Как быстро пролетело занятие! Не правда ли как приятно услышать эту фразу учителю после репетиции. Значит, хоровое занятие прошло интересно и плодотворно. Каждый хормейстер хотел бы проводить уроки интересно, чтобы ребята хотели приходить на занятия вновь. Конечно, не каждому удается проводить репетиции на должном уровне. У одних хормейстеров на хоре царит скука и уныние либо безобразная дисциплина, а у других учителей и дисциплина в порядке, и лица у детей вдохновенные и процесс обучения идет бойко.

Активное и заинтересованное отношение учащихся к хоровой музыке всецело зависит от метода работы педагога, понимания коммуникативных явлений, осуществляющихся в процессе музыкально-коллективного исполнительства.

Профессиональные навыки хормейстера, требуют от него наличия индивидуальных качеств, пригодных для управления и дирижирования хором. Профессия дирижера включает в себя целый ряд важнейших компонентов, среди которых наиболее характерны следующие:

Дирижер А. Пазовский, формулируя многогранный комплекс интеллектуальных, художественно-творческих, профессиональных и чисто человеческих качеств дирижера, отмечает его врожденные задатки, то, что принято называть талантом: музыкальный слух, память, темперамент, воображение, чувство музыкальной формы и ансамбля, интонационную чуткость, природную эластичность рук и лица — основных выразительных средств, с помощью которых дирижер передает свои требования певцам (15,с.2).

Дирижер постоянно выступает в роли педагога, наставника, старшего и более мудрого советника, занимается просветительным музыкальным воспитанием своих подопечных. И эта функция обязательна, она входит в перечень необходимых качеств дирижера.

Коммуникативные условия коллективного исполнительства складываются из многих факторов (психологического, педагогического и др.), постоянно встречающихся в активном процессе как репетиционной, так и концертной вокально-хоровой работы. Дирижер воздействует на творческую волю детей, вызывает в них художественную самоотдачу, выстраивает при этом стратегическую линию исполнительского процесса вообще. К примеру, аналогичные функции управления находятся в руках театрального режиссера. Но в отличие от дирижера режиссер, осуществляя постановку спектакля в соответствии с собственной «актерско-сценической партитурой», не в силах вмешиваться в игру актера в ходе спектакля. Тогда как дирижер — и «режиссирует» музыкальное произведение, определяя важные драматургические и формообразующие моменты, и является активным соисполнителем во время звучания этого произведения. В этом смысле дирижерская и режиссерская (педагогическая) функции одновременно и единообразны (схожи) и различны. При этом надо отметить, что в каждом большом мастере — дирижере, хормейстере — эти функции присутствуют.

Готовясь к занятиям, хормейстер всегда думает, используя театральную лексику, о его сценарии, разрабатывает «мизансцены», планирует кульминацию занятия и другие компоненты, чтобы занятие прошло интересно.

Близость труда хормейстера, работающего с детьми, и актера как бы очевидна. Этот тезис практически не нуждается в доказательстве. И потому представляется более существенным выяснить, что же в ходе создания хорового занятия сближает, а что различает работу хормейстера-художника и актера.

Обобщив научные доводы музыкальных психологов, педагогов и физиологов нашего времени, можно сказать: профессиональный хормейстер- это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание прекрасного у детей. В современном обществе хормейстер является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди любых педагогов оказывались люди, наиболее подготовленные интеллектуально и морально к работе с детьми разного возраста, особенно подростков.

К личности хормейстера предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без которых невозможно стать высококвалифицированным хормейстером, и второстепенные, соответствие которых не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и заинтересовать к творчеству другую личность.

Главным требованием является любовь к детям, к профессии, наличие знаний в хоровом искусстве, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общения и нравственности, профессиональное владение разнообразными методиками обучения детей. Конечно, все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются упорной работой над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др. Например, в процессе разучивания много разных ситуаций, когда нужно ребенка раскрепостить. Значит, придется, и посмешить его и подурачиться, передразнить, т.е. надеть маску клоуна. Или наоборот придать строгость хоровому произведению. Это и есть искусство. Все перечисленные качества в совокупности составляют индивидуальность педагога и своеобразность личности.

Немаловажным моментом в работе с детским хоровым коллективом играет стиль методы руководства и самоуправления.

Практически организуя или продолжая работу хоровых коллективов, хормейстер должен преследовать следующие цели:

Обучение правильному распределению обязанностей предполагает проведение систематической разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей в том, что коллективная деятельность, построенная на основе разделения функций. Это происходит тогда, коллектив не доминирует над личностью, не ущемляет ее интересов и не подавляет ее. Результатом такой работы должно стать научение детей самостоятельному распределению обязанностей в хоре.

Подростковый возраст можно рассматривать как время окончательного оформления коммуникативных умений и навыков. В эти годы перед детьми необходимо ставить настоящие деловые задачи. Руководить хоровым коллективом в старшем школьном возрасте, должны наиболее опытные, психологически компетентные учителя, хорошо владеющие методикой общения с подростками.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности.

Хормейстеры, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и музыкальных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

Любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, хормейстер должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т.е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения подростков хоровому искусству, на основе заимствования передового педагогического опыта. Интересный, творческий хормейстер это всегда индивидуальность.

Чтобы удовлетворить потребность ребенка в проявлении его личности, качеств лидера, хормейстер может использовать в своей работе метод Г.Струве хоровая студия «Пионерия». Он разрешает каждому ребенку, в день своего рождения, провести распевку вместо дирижера, что вызывает огромный интерес у поющих.

Немаловажную роль в развитии интереса к хоровым занятиям играет эстетический вид аудитории. Красиво оформленные наглядные пособия: исторические фотографии, стенды, современная техническая оснащенность (аудио и видео техника), красочные плакаты о правилах пения, голосообразования, плакаты композиторов, цветы, картины, веселые шторы, хорошо настроенный инструмент, подборка ударных инструментов красиво расставленных в шкафу, правильно построенный амфитеатром класс, в который хочется приходить вновь и вновь. Все это, вызывает желание у подростков ходить на хоровые занятия. В подростковом возрасте, привлечь внимание к творчеству очень трудно и поэтому, хормейстер может создать атмосферу «теплого класса», в котором будет уютно, интересно и заманчиво.

Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, хоровой коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. Например, кроме хоровых репетиций в хор. классе, проводить творческие встречи с интересными людьми, выпускниками, устраивать совместные праздники с чаепитием, участвовать в районных и городских школьных конкурсах и концертах, выезжать на гастроли.

Важным и интересным для детей оказывается понимание дирижером методологии репетиционного процесса как последовательного изучения музыкально-хорового произведения и раскрытия в нем сущности художественного образа.

Работа над текущим репертуаром наиболее сложная, трудоемкая и продолжительная часть хорового занятия. Руководитель должен держать хор в состоянии активности, волевого напряжения и в тоже время в любой момент переключиться на шутку, юмор.

Большое значение имеет тонус репетиции. В начале необходимо собрать внимание детей, и направить на разучивание хорового произведения.

«Атмосфера концертного исполнения создается постепенно, на репетиции», — говорил известный дирижер Игорь Маркевич, вкладывая в этот афоризм главное, что входит в единство двух процессов — репетиционного и собственно концертного, показательного (34, с.22).

Музыка как вид искусства отличается от других видов, наверное, прежде всего тем, что живет в строго ограниченном («отмеренным» автором) времени и вне этого времени существовать просто не может. Репетиционное, «режиссерское» (по словам А. Свешникова), становление музыкально звучащего образа — долгий процесс, наполненный поисками в уравновешенности различных компонентов, составляющих единое интерпретационное целое (21, с. 17). Раскрытие музыкального звучащего образа в условиях коллективного творчества — сущность процесса дирижерского исполнительства, самая трудная его задача. Формирование навыков управления этой задачей — проблема, которая не решается в одночасье. Хормейстеру, выходящему на репетицию с детским хором, приходится учитывать невероятное количество сопутствующих музыкальному исполнительству моментов психологического и педагогического, этико-нравственного порядка, для проведения интересного хорового занятия.

Подбор хорового репертуара, очень важный и сложный процесс, для хормейстера.

Приведем основные принципы подбора репертуара:

Известно, что в подростковом возрасте наблюдается тяга к песням лирического жанра, особенно таким, где яркость, красочность мелодии сочетается с высокохудожественным текстом, повествующим о сильных человеческих чувствах, о любви. Каждая сколько-нибудь заметная песня, предназначенная для взрослых, немедленно подхватывается подростками. Этот интерес к «музыке взрослых» учитывается в большинстве программ, в них представлен ряд песен, рекомендованных для исполнения молодежью. Хорошо воспринимаются подростками, например, такие песни, как «Ты погоди» П. Адоницкого на слова И. Шаферана, «А будет это так» Ю. Визбора, и др. С интересом разучивают они произведения, в которых поднимаются темы любви, мужества, отношения к важным событиям современности.

Квалифицированный хормейстер, владеющий своей профессией не только с музыкальной стороны, но и знающий различные науки, способствующие общению с детьми, конечно же, имеет в своей профессиональной «копилке» несколько интересных и эффективных методик для работы с хористами. Интересный репертуар это не только понятный текст, красивая мелодия и сопровождение. Подросткам очень нравятся эффектные приемы в песне, это и игра на ударных инструментах (бубен, маракасы, металлофон, треугольник), сонорные эффекты (хлопки, щелчки,возгласы). Хоровое произведение зазвучит более колоритно и насыщенно, если подключить ударные музыкальные инструмент. Например, хоровое произведение Хромушина «Зачем остывать костру». Для создания атмосферы сказочного леса, хормейстеры используют ударные музыкальные инструменты: треугольники, металлофон, водяные свистульки, свирель. Задействовав несколько человек, песня звучит красиво и красочно, а хормейстер вызвал огромный интерес у ребенка, к хоровому искусству.

Переключение внимания детей на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает результаты творческой деятельности. Приведем несколько интересных методик в работе над песней.

В первый час обычно идет разучивание по голосам, тщательно выстраиваются многоголосные фрагменты. При этом процесс разучивания ни в коем случае не должен походить на «натаскивание». Только сознательное пение может быть действительно художественным и выразительным. Вспомним высказывание руководителя детского хора «Бодра смяна» народного артиста Болгарии Бончо Бо-чева: «При музыкальной работе с детьми эмоциональное и сознательное начало является основным решающим фактором» (2, с Л 67).

Если ведется работа сразу над несколькими и довольно сложными произведениями, то в плане занятий мы предусматриваем некоторую «разрядку», каковой может быть прослушивание записи хорошо звучащего детского хора, просмотр интересных фрагментов хоровых занятий ведущих современных хоровых коллективов, иле же провести не сложные музыкальные игры. Например, хормейстер может предложить ребятам поиграть в эхо. Суть этой игры в следующем. Дирижер, под собственный аккомпанемент импровизирует мелодические попевки различного настроения, лада и метроритма. При этом мелодия импровизируется так, чтобы после одного-двух тактов, пропетых хормейстером, его мелодию сразу же, как эхо, смогли бы повторить ученики. Игра в эхо происходит так: хормейстер поет два такта, затем, не прекращяя аккомпанемента, замолкает, давая учащимся, возможность повторить то, что только что было им пропето. Затем импровизирует следующие два такта, которые следом повторяют ребята, и т.д. вплоть до заключительного протяжного звука, обозначающего окончание этой эхо-импровизации.

Еще одна игра: хормейстер (сам или поручив сделать это ученику) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в хоровом классе. По ритму дети пытаются определить, какая песня задумана.

Работа над ритмом сопровождения, над интонированием, активизирует внимание. Ритмические сложности, вызывают огромный интерес. Например, хор делится на две группы. Одна из них исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а ее общее исполнение обогащается новой «краской». Особенно хорошо удается исполнять хоровые песни маршевого и плясового характера.

На одном из семинаров в хоровой студии «Пионерия» (руководитель студии — народный артист России Г. А. Струве) слушатели были очарованы игровым приемом, значительно улучшающим певческое интонирование. Его предложил известный педагог-вокалист В. В. Емельянов. Суть этого игрового приема заключается в том, что в процессе хорового пения руководитель хора командует: «Уши — назад!» По этой команде участники хора прикладывают к ушам спереди плотно сжатые ладошки. В результате этого они начинают лучше слышать пение товарищей, сидящих сзади. И удивительное дело — общее звучание и интонация хорового коллектива при этом значительно улучшаются.

Пением под фонограмму сегодня никого не удивишь. Учитывая эту особенность современного музицирования, наш прием заключается в следующем. На магнитофон записывается аккомпанемент песни вместе с хоровой партией подголоска. Учащиеся под этот аккомпанемент поют основную мелодию, проверяя уровень своего гармонического слуха. Метод особенно актуален в подготовительный период перехода от унисона к многоголосному пению.

Детей любого возраста надо обучать слушать, слышать и исполнять многоголосие. Необходимо ставить перед ними задачи и всячески стимулировать у них собственно полифоническое восприятие музыки.

В нашей стране проблема полифонического воспитания остается по прежнему актуальной, так как пока не разработаны и не внедрены общие положения, методы и приемы современной музыкальной педагогики по использованию полифонических элементов в курсе сольфеджио в детских музыкальных школах, ни тем более в курсе хорового занятия в общеобразовательных школах.

Одной из главных форм музыкального образования в нашей стране является хоровое пение. Полифоническая хоровая музыка всегда оказывала большое влияние на рост исполнительской культуры учащихся.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели значение интереса как главный стимул успешной деятельности обучающихся на хоровых занятиях в общеобразовательной школе.

Интерес-это главный фактор учебного роста детей, без которого все виды творческой деятельности для учащихся протекают однообразно.

Любая активная деятельность человека проявляется через интерес. Без этого своеобразного сплава эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, вдохновения и творческой активности быть не может. Удержать детское внимание можно лишь через активное, познавательное отношение к предмету. Понятие «интереса» как научной категории, рассматривается в общественной научной сфере, поэтому изучение интереса не может проходить без таких наук, как соционика, психология, обществознание, психофизиология, педагогика. Знание человеческой натуры, характеров, социальной и общественной жизни подростков поможет любому хормейстеру понять сущность интереса у учащихся и механизмы их поддержания.

Задача хормейстера вовремя учесть психологические настроения и физическое состояние детей. Одного надо подбодрить, сгладить не очень удачные моменты выступления, что-то не заметить, другого не тревожить, оставить в покое на время. Лишь интересный во всех планах хормейстер способен привлечь внимание подростка. Игровая форма на хоровом занятии, в подростковом возрасте, как и в младшем, не теряет своей актуальности, только ее доля уменьшается. Например, использование ударных инструментов на занятиях соло, использование сонорных эффектов, интересного ритмического сопровождения, создают условия к более полному самовыражению. Концертная деятельность, встречи с хоровыми коллективами, с интересными творческими личностями повышает познавательную и творческую активность детей. Диффиринцированное отношение к учебе и к предметам в этом возрасте у подростков составляет определенную трудность в обучении. Хоровые занятия — это взаимосвязь многих общеобразовательных дисциплин, истории, литературы, ИЗО и т.д. Они создают условия для гармонического развития личности подростка.

Приобщить к хоровому искусству любовь и интерес у детей, способен только высококвалифицированный специалист. Его мастерство способно на многое. Хормейстер должен приложить все усилия, чтобы заинтересовать ученика через свою личность. Профессиональные качества хормейстера помогают не только заинтересовать подростков в посещении хоровых занятий, но и развить в них творческие способности, воспитать личность. Умение жить дружно и сплоченно в хоровом коллективе, быть организованным и ответственным, поможет в дальнейшей жизни подростка, его адаптации в трудовом коллективе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *