Хора и сырба что означает

Молдавский народный танец

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

Молдавия

Танец – это экспрессивное и глубоко народное творчество, эмоциональное художественное отражение многовековой истории молдавского народа.

Истоки молдавского танца следует искать в далеком прошлом – у фракийцев и гето-даков. Большинство ритуальных обычаев античности связано с вхождением в особое состояние посредством танца. Классифицируя танцы, можем отметить «миметический утилитарный», сопровождающий деятельность человека, затем ритуальные танцы, которые сопровождались песнями и ритмичными движениями. Танцевались они, как правило, на открытом месте: на лугах и равнинах. Такие танцы исполнялись 7, 9, 11…, то есть нечетным количеством танцоров, что имело сакральный смысл для наших предков. Позже возник игровой танец, разыгрывающий любовные и другие сюжеты, «подражающий животным» и прочее, и только в эпоху неолита появляется «архаичная хора», что означало в этот период наличие коллективного общения и образование архетипической матрицы кинетических форм танца более позднего времени. Одни из самых известных молдавских ритуальных танцев – это «Кэлушарий» и «Дрэгайка», танцы, имеющие глубокую связь с историей культуры нашего народа.

Ещё с давних времен будни народа были связаны с «коллективными танцами», в которых с необыкновенной силой отразилась эмоциональная энергия молдаван – «Хора», «Сырба», «Бэтута», «Брыул», «Трей лемне» и другие.

В свое время такие танцы, как «Русяска», «Булгэряска», «Арменяска», «Цыгэняска» были заимствованы у русских, болгар, армян и цыган. Выбирая отдельные элементы и ритмы танцев других народов, молдаване исполняли их по-своему – ярко, зажигательно и своеобразно. Ни у одного из вышеобозначенных народов нет подобных молдавским танцев, если же встречаются, то называются молдавскими.

Для различных исторических периодов характерны определенные жанры танцев. Для эпохи Средневековья характерны коллективные танцы «цепочные», «круговые», в то время как в эпоху Возрождения стали популярны мужские сольные танцы. Также в этот период получают распространение вольные парные танцы.

В феодальную эпоху у молдаван был распространен так называемый деревенский танец, который позже исполнялся и дворянством, превращаясь в «жок – народный танец».

Широкое распространение получил танец «хора», который, по некоторым свидетельствам, является самым древним в Молдове. Но еще в начале XIX века слово «хора» обозначало не просто танец, так назывался еще и праздник, особое народное торжество (например, «Хора сатулуй»). У хоры нет четко обозначенного завершения, её продолжительность зависит от изобретательности танцоров. Существует множество вариантов этого танца в разных регионах страны. Хора может быть названа по месту проведения («Хора из Орхея») или по имени лица или события, в честь которого исполняется («Хора невесты», «Хора Иленуцы», «Свадебная хора»). Иногда слово «хора» опускается и тогда танец называется просто «Нуняска», «Флоричика» и т. д.

В середине XIX века термин «хора» в самом широком смысле вытесняется термином «жок». Жок организовывали группы парней, они собирали деньги и нанимали музыкантов. В праздничные дни жок, как правило, проводился с утра до позднего вечера.

В XIX–XX веках вольные танцы вытесняются парными и групповыми. На основе фольклорного танца создаются сценические постановки народных танцев, исполняемые профессиональными танцорами. Самые лучшие из них входят в золотой фонд национальной хореографии.

На протяжении своей долгой истории танец в Молдове претерпел множество изменений, отражая культурное развитие страны, сохраняя при этом традиционные элементы, которые и сегодня являются основой современного молдавского танца.

Для молдавских народных танцев характерно стилевое разнообразие в зависимости от региона страны.

Встречается множество ритмов и темпов, различных положений рук с плавными, элегантными движениями в женских танцах и виртуозностью в мужских. Четко обозначенная последовательность технических элементов определяет ярко выраженные национальные особенности молдавских народных танцев. С таким же темпераментом исполняются гагаузские и болгарские танцы, распространенные именно в Молдове, которые хоть и влияют друг на друга, все же сохраняют свои выразительные свойства и особенности.

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

По метро-ритмической структуре и типам движений танцы можно классифицировать следующим образом:

• тип «сырба» (размер 2/4, исполняются быстро мужчинами и женщинами, образующими круг, положение рук – на плечах),
• тип «бэтута–хора» (размер 2/4, исполняются быстро, как правило, танцуются мужчинами и включают виртуозные движения);
• хоры (исполняются женщинами, танцующие образуют круг или полукруг и держатся за руки),
• тип «остропэц» (связаны с ритуальными танцами, размер – 7/16 или 3/8, исполняются быстро, как правило, сольно, в руках танцующие держат какой-либо предмет из приданого),
• тип «хора–маре» (размер 6/8 или 3/8, исполняются медленно и умеренно, участники образуют круг, держатся за руки, которые согнуты в локтях и приподняты на уровне плеч).

По своему общественному значению молдавские народные танцы классифицируются на ритуальные танцы, связанные с календарными («Капра», «Кэлушарий») и семейными («Дансул миресей», «Зестря», «Жокул маре») обычаями, и неритуальные танцы, которые, в свою очередь, подразделяются на танцы с предметом. «Коаса», «Поама», «Ицеле», «Сфределушул», «Сысыякул», «Тэбэкэряска», «Здроболянка», «Кошерул», «Жокул ферарилор» – отражают трудовой процесс. «Хайдучяска», «Войничяска», «Арнаутул» – показывают героическую борьбу народа. «Илинуца», «Катинкуца», «Мититика» – передают образ женщины. «Трандафирул», «Бусуёкул», «Оляндра», «Раца», «Гиочелул», «Лилиякул», «Хулубул», «Кэлуцул» – посвящены флоре и фауне. «Фулджерул», «Вынтул» – танцы о феноменах природы. Также встречаются и сатирические танцы, например – «Солтикул».

Существуют танцевальные па с разного типа перемещениями, широкими или мелкими шагами на месте, с па синкопированными, измененными или последовательными, вариативна и позиция рук во время танца, и различные музыкальные ритмы – все это приводит к огромному стилевому разнообразию танцев в различных регионах страны.

Государственный академический ансамбль народного танца Молдовы «Жок» свое название получил от молдавского народного танца. Ансамбль был создан 23 августа 1945 года в Кишинёве балетмейстерами Л. Леонарди и Л. Зельцманом. С 1957 года художественным руководителем является Владимир Курбет (народный артист СССР), является первым мастером балетного искусства, художественным руководителем ансамбля народного танца «Жок». В настоящее время в коллективе работают 65 танцоров и 25 музыкантов.

Хора — один из самых древних молдавских танцев. Раньше она исполнялась под песенное сопровождение, что присуще в основном танцам, в которых принимали участие женщины. Хора и сейчас самый массовый танец, она и называется «Хоре маре!» («Большая хора»). Соединенные руки танцующих являются олицетворением дружбы и доверия. Музыка звучит беспрерывно, и поэтому танец оканчивается только тогда, когда все устают. И хоре не бывает входящих в круг или полукруг солистов.

В настоящее время хора исполняется в умеренном темпе, и уже затем переходит в другой, более быструю сырбу или молдавеняску. В южной части Молдавии еще и сейчас можно услышать крики: «Идем на хору!» И народ собирается на большой танцевальный праздник.

Говоря о наиболее распространенных в Молдавии танцах, необходимо остановиться на молдавеняске. Мелодию этого танца, распевную и широкую, знают и любят взрослые и дети. Представить себе Молдавию без молдавеняски невозможно. Она построена на подскоках, вращениях в парах, на быстрых перестроениях, в которых основой остается круг (большой или несколько маленьких). Танец сопровождают широкие взмахи рук, стремительные перебежки, задорные выкрики.

Культурные связи молдавского народа с соседними славянскими народами сказались
на молдавском искусстве, в том числе и на танцах. Широкое распространение в
Молдавии имеел танец «Сырба», само название которого показывает его близость сербскому народу.
«Сырба» отличается быстрым темпом, синкопированным ритмом, резкими акцентами.
Существует «Сырба» в ряде разновидностей: «Сырба бэтрынилор» — танец стариков,
«Сырба бабелор» — танец старух, «Сырба флэкэрилор» — танец парней,
«Сырба трий чо-кане» — танец «в три молотка» с периодически повторяющимися тремя притопами.
Установить, какие элементы этих танцев заимствованы, какие имеют самобытный характер,
затруднительно, тем более, что при большом своеобразии молдавской хореографии любое движение, даже заимствованное им у другого народа, приобретает национальную окраску.

Своеобразный характер имеют в Молдавии танцы, исполняемые во время народной свадьбы.
Начинаются они в доме невесты, куда приезжают молодые после венца.
Главные распорядители на свадьбе «нанаш» — «венчальный» (посаженый отец) и
«нанашка» — «венчальная» (посаженая мать). Они первые заводят медленный,
торжественный танец хороводного типа, например «Хора» или «Оляндра»,
в хоровод вовлекаются и новобрачные. Вслед за тем снаряжается «поезд»,
который должен перевезти невесту со всем ее приданым в дом жениха.
Родственники невесты, приплясывая под звуки мелодии «хостропец»,
выносят и укладывают на специально поданный возок приданое невесты: подушки,
одеяла, платья, пестрые, цветистые ковры; они высоко поднимают над
головой все эти вещи, показывая их окружающим. У дома жениха возок с
приданым под ту же музыку также с приплясом разгружается.
Здесь начинается веселый пир, во время которого исполняются и
специально свадебные танцы и повседневные — «Молдавеняска», «Букурия» и др.

Исполняются народные танцы — как на «жоке», так и во время свадьбы — обычно под музыку оркестра национальных инструментов.

В старину наиболее распространенным из инструментов был «чимпой» — нечто вроде волынки из вывернутой наизнанку шкуры козленка.
Кроме того, в старинный оркестр входили: «кавал» — духовой инструмент вроде кларнета,
«флуер»—флейта, различные дудочки и свирели; из струнных — цимбалы, «кобза» — типа
балалайки и др. В настоящее время наиболее распространены в Молдавии скрипка и барабан.
Барабан обязательно сопровождает танцы на «жоке», его гулкие,
дробные звуки далеко разносятся за пределами деревни.

Источник

Танцы народов мира. Молдавские танцы

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

Молдавский танец – один из наиболее древних видов народного искусства, его можно считать настоящей «поэмой нации», ведь когда танцуют молдаване, «говорят сердца». Каждое движение повествует о таланте и духовных качествах народа на разных исторических этапах.

В нем проявляются как характер и темперамент, так и сила и ловкость. Большое значение приобретают мудрость и юмор, честно и напрямую показывая чувства и стремления людей. Молдавские танцы – это настоящая сокровищница нашего народа, ведь они включают в себя и музыку и национальный костюм, и народное творчество и многое другое.

Танец во все времена был неотъемлемой частью культурной и общественной жизни, при любом событии танцы и песни играли важную роль, особенно в праздничные дни (проведение семейных обрядов, ярмарки, а также мероприятия, связанные с сельскохозяйственным трудом и верой народа в плодородие почвы).

У молдавского танца своя собственная богатая и действительно оригинальная история. С незапамятных времен танцы сопровождались песнями, хлопками, задающими ритм или игрой на ударных инструментах. Много позже танцорам стали аккомпанировать духовые оркестры или тарафы, в состав которых входили скрипки, цимбалы, флейты и прочие народные инструменты.

Важным атрибутом танца является национальный костюм: украшенный орнаментом и пронизанный творческим духом, он действительно неповторим.

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

Молдова — страна небольшая, но танцами богата не меньше, чем садами и виноградниками. Весёлые, живые, зажигательные танцы молдаван рождены под ярким солнцем. Аккомпанементом для танцев служит игра на скрипке, дудках, свирелях, цимбалах, барабанах.

В молдавской народной хореографии сохранились элементы древнейших танцевальных традиций. Наиболее распространённый танец — хора. Ещё в начале XIX века хора означала не только определённый танец, но и один из видов сельских празднеств. С XIX века в большинстве районов Бессарабии хорой называют круговой танец, в котором танцующие держатся за руки. С конца XIX века получил распространение жок, имевший в молдавской хореографии также 2 значения — танец, пляска (молд. жок бэтрынеск — танец стариков, молд. жок де глумэ — шуточный танец) и своеобразное сельское народное гуляние.

В свое время у русских, болгар, армян и цыган были заимствованы такие танцы, как « Русяска », « Булгэряска », « Арменяска », « Цыгэняска ». Выбирая отдельные элементы и ритмы танцев других народов, молдаване исполняли их по-своему.

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

Один из самых популярных танцев называется молдовеняска, что значит «молдавская».

Музыкальный размер танца — 2/4, темп очень быстрый. По своему построению молдовеняска немного напоминает песню с куплетами и припевами. Припев — и все танцующие встают в круг, быстро кружатся. Иногда одна пара стремительно кружится в центре круга. Куплет — и танцоры разбегаются из большого круга по парам или встают в маленькие круги или линии, делают разные фигуры. Припев — вновь все в круг! 2/4 — музыкальный размер, в котором идёт счёт «раз, и, два, и». 3/8 — музыкальный размер, в котором идёт счёт «раз, два, три».

Среди движений много прыжков и подскоков, чётких притопываний, ударов каблучками, лёгкий танцевальный бег, боковые шаги, резкие выбрасывания то одной, то другой ноги, пружинящие движения вверх-вниз. Часто танцоры наклоняют корпус вниз, а, выпрямляясь, вскидывают руки вверх, будто навстречу солнцу. Во время танца танцоры хлопают в ладоши и издают весёлые подзадоривающие возгласы.

Жок (это слово означает «игра», «гулянье») — быстрый массовый танец, полный веселья и огня.

Хора — медленный, спокойный танец-хоровод. Танцующие кладут руки друг другу на плечи и плавно движутся по кругу, обычно по часовой стрелке: три шага вперёд, один назад. Часто исполняют этот танец на свадьбах.

В старину хора исполнялась только девушками, потом в неё стали включаться и юноши. Похожий хороводный танец — хора, хоро — есть у многих народов: болгар, румын, сербов, греков, армян, евреев.

Оляндра — старинный молдавский танец-хоровод, его танцуют подружки невесты на свадьбе. Музыкальный размер — 3/8, темп не очень быстрый движения гибкие и изящные.

Существует несколько разновидностей танца: «Сырба бэтренилор» — танец стариков, «Сырба бабилор» — танец старух, «Сырба флэкэрилор» — танец юношей, «Сырба трийчожане» — танец с периодически повторяющимися тремя притопами.

По музыке и характеру хореографии оляндра практически повторяет трёхдольный жок, но оляндра — ещё более гибкий и изящный, так как в молдавской хореографической практике считается женским танцем. Также встречается еврейские оляндры, мелодии которых очень близки к молдавским.

Танец популярен также среди украинцев, венгров, восточноевропейских евреев и поляков, живущих в Татрах.

А ещё такие:

Букурия

Иоане



На молдавских праздниках скучно не бывает!

Текст из разных источников

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Молдавский народный танец

Из Википедии — свободной энциклопедии

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

Молдавский народный танец — танцевальное искусство молдавского народа.

В молдавской народной хореографии сохранились элементы древнейших танцевальных традиций. Наиболее распространённый танец — хора. Ещё в начале XIX века хора означала не только определённый танец, но и один из видов сельских празднеств. С XIX века в большинстве районов Бессарабии хорой называют круговой танец, в котором танцующие держатся за руки. С конца XIX века получил распространение жок, имевший в молдавской хореографии также два значения — танец, пляска (молд. жок бэтрынеск — танец стариков, молд. жок де глумэ — шуточный танец) и своеобразное сельское народное гуляние.

Молдавские народные танцы разделяются на обрядовые и бытовые. В числе наиболее известных обрядовых танцев кэлушарь, дрэгайка (сейчас исполняются как бытовые, а чаще сценические), свадебные — остропэцул, зестря, дансул миресей. К бытовым относятся бессюжетные (хора, сырба, молдовеняска, бэтута, брыул) и сюжетные, которые делятся на тематические группы: трудовые — поама (виноград), сфределушул (буравчик), табэкэряска (танец дубильщиков кож), жокул ферарилор (танец кузнецов); героические — хайдучаска, войничаска; танцы для женщин — параскица, цэрэнкуца (крестьяночка); посвящённые явлениям природы — вынтул (ветер) и другие. Сюжетные танцы наиболее многочисленны.

В свое время у русских, болгар, армян и цыган были заимствованы такие танцы, как «Русяска», «Булгэряска», «Арменяска», «Цыгэняска». Выбирая отдельные элементы и ритмы танцев других народов, молдаване исполняли их по-своему.

Источник

Молдавский танец как один из наиболее древних видов народного искусства

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

Для различных исторических периодов характерны определенные жанры танцев. Для эпохи Средневековья характерны коллективные танцы «цепочные», «круговые», в то время как в эпоху Возрождения стали популярны мужские сольные танцы. Также в этот период получают распространение вольные парные танцы.

Широкое распространение получил танец «хора», который, по некоторым свидетельствам, является самым древним в Молдове.

В середине XIX века термин «хора» в самом широком смысле вытесняется термином «жок». Жок организовывали группы парней, они собирали деньги и нанимали музыкантов. В праздничные дни жок, как правило, проводился с утра до позднего вечера.

В XIX-XX веках вольные танцы вытесняются парными и групповыми. На основе фольклорного танца создаются сценические постановки народных танцев, исполняемые профессиональными танцорами. Самые лучшие из них входят в золотой фонд национальной хореографии.

Молдавия является одной из стран, где прослеживается огромное влияние других культур на традиционный (молдавский) национальный костюм. Практически все элементы наряда были позаимствованы у других народов. Основным компонентом стала рубашка туникообразной формы, либо с цельнокроеными рукавами. Такие рубашки обильно украшались вышивкой, а также цветочным орнаментом по груди, подолу и воротнику. Особой популярностью пользовались наряды с вышивкой счетными швами. Это мережа, крестик и гладь. Отличительными чертами молдавского наряда являются крой в талию, пояс, применение белой ткани и полотенчатообразный головной убор. До замужества женский молдавский народный костюм исключал ношение головного убора, а в праздничные дни костюм украшали бусами, серьгами и кольцами. Примечательно, что в костюме позволялось сочетание только двух-трех оттенков, а вышивка выполнялась в большинстве случаев в черном цвете.

Отдельного внимания заслуживают юбки, которые шились из чистой шерсти или хлопка с шерстяным утоком. Самой популярной моделью была юбка “catrinг”, представляющая собой цельную несшитую ткань, которую оборачивали вокруг бедер. Главное при этом, чтобы одна пола ложилась на другую, после чего юбка крепилась поясом. В прохладное время года женщины носили жилетки, богато украшенные орнаментом.

Для молдавских народных танцев характерно стилевое разнообразие в зависимости от региона страны.

Встречается множество ритмов и темпов, различных положений рук с плавными, элегантными движениями в женских танцах и виртуозностью в мужских. Четко обозначенная последовательность технических элементов определяет ярко выраженные национальные особенности молдавских народных танцев. С таким же темпераментом исполняются гагаузские и болгарские танцы, распространенные именно в Молдове, которые хоть и влияют друг на друга, все же сохраняют свои выразительные свойства и особенности.

По метро-ритмической структуре и типам движений танцы можно классифицировать следующим образом:

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

По своему общественному значению молдавские народные танцы классифицируются на ритуальные танцы, связанные с календарными («Капра», «Кэлушарий») и семейными («Дансул миресей», «Зестря», «Жокул маре») обычаями, и не ритуальные танцы, которые, в свою очередь, подразделяются на танцы с предметом.

Молдавские народные танцы обычно исполняются с оркестром (тараф); в старину большинству танцев сопутствовало пение (мититика, еленуца). Наиболее распространённые музыкальные размеры 2/4, 3 /8, 6 /8, 7 /16. Многие танцы, особенно мужские, сопровождаются стригатурь (своеобразными частушками) и киуитурь (выкриками).

Еще в начале 19 века хорой называли не только конкретный вид танца, но и своеобразное народное празднество, гулянье. Теперь в большинстве районов республики хорой называется круговой танец, в котором танцующие держатся за руки.

Для исполнения хоры (horг) танцоры собираются в круг и обнимают друг друга за плечи. Люди движутся вокруг центра (обычно по часовой стрелке), а каждый танцор исполняет серию из трех шагов вперед и одного шага назад. Темп медленный. Танец исполняется девушками плавно и спокойно. На свадьбах к хоре присоединяются и мужчины. Хора сопровождается игрой на чимпое, флуере, нае, скрипке и других народных инструментах.

В середине XIX века на смену понятию «хора» в его самом общем смысле приходит понятие «жок».

Современным «хайдучяскам» по своему энергичному характеру соответствуют мужские танцы типа «Брыул» («Поясок») и «Бэтута». Обычно в этих мужественных эмоциональных плясках, прославляющих воинскую дружбу и требующих особой ловкости и мастерства, принимают участие лучшие танцоры села. Такие танцы отличаются сложными ритмическими рисунками и комбинациями движений, частыми синкопированными ударами ног о землю.

Культурные связи молдавского народа с соседними славянскими народами сказались на молдавском искусстве, в том числе и на танцах. Широкое распространение в Молдавии имел танец «Сырба», само название которого показывает его близость сербскому народу.

«Сырба» отличается быстрым темпом, синкопированным ритмом, резкими акцентами. Существует «Сырба» в ряде разновидностей: «Сырба бэтрынилор» — танец стариков, «Сырба бабелор» — танец старух, «Сырба флэкэрилор» —танец парней, «Сырба трий чокане» — танец «в три молотка» с периодически повторяющимися тремя притопами.

Установить, какие элементы этих танцев заимствованы, какие имеют самобытный характер, затруднительно, тем более, что при большом своеобразии молдавской хореографии любое движение, даже заимствованное им у другого народа, приобретает национальную окраску.

Сырба (рум. sirba) — румынский народный хороводный танец в быстром темпе. Музыкальный размер: 2/2 и 2/4. Танцоры могут выстраиваться в круг, в ряд или танцевать парами. Танец популярен также среди украинцев, венгров, восточноевропейских евреев и поляков, живущих в Татрах. Название «сырба» означает «сербский».

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

«Кэлушарий» ‒ молдавский народный танец. Как хореографическая форма является ритуальным танцем, и исполняется ежегодно в течение десяти дней между Вознесением Господним и Святой Троицей (за неделю до Пятидесятницы). Это один из старейших и самых сложных молдавских танцев, с архаичным и мифическим значением, который приносил исцеление и предоставлял защиту, это целый спектакль, полный ритма и жизни. «Кэлушарий» танцевали по деревням, пытаясь защитить от болезней и злых духов путем магической силы, приобретаемой во время танца.

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

Иерархию внутри группы танцоров соблюдали в точности, а связь между «Кэлушарами» была таинственной, и ее сохраняли на протяжении недели Пятидесятницы. «Кэлушарам» присваивали сверхъестественные силы, а их роль заключалась в защите.

Хора и сырба что означает. Смотреть фото Хора и сырба что означает. Смотреть картинку Хора и сырба что означает. Картинка про Хора и сырба что означает. Фото Хора и сырба что означает

Ритуальный танец «Кэлушарий» традиционно состоит из трех составляющих: Поднятие флага, Клятвы, и своего рода Нарушения обета молчания (чужим непосвященным людям не разрешается участвовать в танце). Танец ритмичный, энергичный и является проявлением мужской физической и психологической силы. Зло можно искоренить только через танец и такими вспомогательными элементами, как чеснок и полынь. Этот танец включает в себя и магические «стригэтуры», впечатляющие прыжки в воздухе, одновременные и отдельные хлопки по сапогам и о землю, путем звонкого удара каблуками. Для такого танца как «Кэлушарий» требуется физическая сила, выносливость, умение и страсть к жизни, любовь к людям.

Отрыв ног от земли означает отрешенность от мирского и от бытия человеческого, но и древнее желание полета. С другой стороны, возвращение ног на землю означает возвращение в мир человека, но в другой форме улучшенной, более чистой. Белые костюмы с красочными элементами, шпоры на обуви и колокольчики на головных уборах делают танец зрелищным.

Танец «Кэлушарий» должен был ускорить вступление в брак девушек, исцелить от болезней, увеличить фертильность, искоренить стерильность, прогнать «Русалий» (злых фей, которые развязывают бури, наносят вред людям, забирая их умы). Танец «Кэлушаров» показывает, что добро побеждает зло.

Дмитрий Кантемир в своём «Описании Молдавии» (1714) писал:

…Кроме таких танцев, во время празднеств существуют ещё другие, связанные с суевериями, которые должны составляться из семи, девяти, одиннадцати и вообще нечётного числа танцующих. Эти танцоры называются кэлушари. Собираются они один раз в год, одевшись в женские платья, на головы надевают венки, сплетённые из листьев полыни и украшенные другими цветами, и, чтобы их нельзя было узнать, говорят женскими голосами и накрывают лицо белым платком. Держат в руках обнажённые мечи, которыми могут пронзить любого простого смертного, если он осмелится снять покрывало с их лица. Это право даёт им древний обычай, так что никто не может быть обвинён за это в убийстве человека. Предводитель такой группы танцоров называется старица, его помощник — примицерий. На обязанности последнего лежит спрашивать у старицы, какой танец он собирается начать, и незаметно сообщить об этом остальным танцорам, чтобы народ не узнал названия пляски до того, как увидит её собственными глазами, так как у них имеется более ста музыкальных мотивов, по которым составлены танцы. Некоторые из них настолько мастерски исполняются, что плясуны едва касаются земли и как будто летают по воздуху. Танцуя и прыгая так, они обходят города и села в непрерывных плясках в течение десяти дней между Вознесением Господним и Святой Троицей.

Сегодня танцем «Кэлушарий» можно восхищаться в Молдове только в различных спектаклях на сцене.

Народный танец, самый древний вид народного творчества в Республике Молдова. Через танец мы наблюдаем типичные черты называемые «молдавский национальный характер». Организация движения во времени и пространстве, пластика, ритмика в исполнении народных танцев отражают образность художественного мышления, которую молдавский народ любит и ценит. На протяжении своей долгой истории танец в Молдове претерпел множество изменений, отражая культурное развитие страны, сохраняя при этом традиционные элементы, которые и сегодня являются основой современного молдавского танца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *