Хореограф и балетмейстер в чем разница
Балетмейстер – это постановщик танцевальных номеров в концертах, балетных спектаклей, хореографических сцен в музыкальных и драматических спектаклях, руководитель ансамбля танца или труппы танцовщиков. Это тот человек, который придумывает и воплощает в жизнь образы персонажей, их движения, пластику, выбирает музыкальный материал, а также определяет, какими должны быть свет, грим, костюмы, декорации. Искусству танца необходимо учиться ещё с раннего возраста. Как правило, обучение начинается со школы, затем продолжается в профессиональном училище и высшем учебном заведении.
Профессия балетмейстера
Подразумевает под собой создание и постановку хореографических номеров, театральных и балетных выступлений. То есть, балетмейстер воплощает в жизнь свои идеи и видение сценических образов посредством хореографических инструментов.
Профессия балетмейстера очень многогранна, недостаточно просто знать хореографию, нужно обязательно разбираться в смежных дисциплинах, таких как: музыка, драматургия, литература, скульптура. Чтобы создать действительно стоящее произведение, нужно совмещать свой талант, знания и умение мастерски работать с коллективом.
Можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:
Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.
Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.
Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.
Балетмейстер
Слово «балетмейстер» в переводе на русский язык означает «мастер танца». Эта профессия сложна, и в неё требуется вкладывать очень много труда и сил, как физических, так и моральных. Постановщик должен показывать всем исполнителям их партии, объяснять, какие эмоции они должны выразить в пластике и мимике. Сложность такой работы ещё и в том, что сценарий танца нельзя записать на бумагу, балетмейстер должен держать его в голове и показать артистам, чтобы они выучили свою партию. Знакомство танцовщиков с ролью происходит непосредственно на репетициях, тогда как актёры драмы и музыкального театра имеют возможность заранее получить текстовый и нотный материал. Балетмейстер должен раскрыть исполнителю содержание его роли, показывая ему, что необходимо танцевать и как. И чем выразительнее постановщик продемонстрирует свою мысль артисту, тем быстрее и легче его замысел будет понят и усвоен.
Задача балетмейстера заключается ещё и в том, чтобы выстроить танец или весь спектакль таким образом, чтобы поддерживать и повышать зрительский интерес. Сами по себе танцевальные движения – это всего лишь механические упражнения, набор поз, которые ничего не скажут зрителю, они лишь продемонстрируют гибкость тела исполнителя, а говорить они будут только в том случае, если постановщик наполнит их мыслью и чувством и поможет артисту вложить в них ещё и его душу. Во многом от этого будет зависеть успех спектакля и продолжительность его «жизни» на сцене. Самым первым исполнителем всех танцев является сам балетмейстер, ведь ему нужно сначала продемонстрировать исполнителям их партии.
Балетмейстеры прошлого и настоящего
Знаменитые балетмейстеры России и мира 19 и 20 столетий:
Современные балетмейстеры мира:
Балетмейстеры России 21 века:
Все эти русские балетмейстеры очень известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Мариус Петипа
Французский и российский балетмейстер, который оставил огромное наследие. С 1847 года поступил на службу балетмейстером в Мариинский театр Санкт-Петербурга и в Большой театр Москвы, по приглашению российского императора. В 1894 году он стал подданным Российской Империи. Был постановщиком огромного количества балетов, таких как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Баядерка», «Сон в летнюю ночь», «Дочь снегов», «Роберт-Дьявол» и мн. др.
Ролан Пети
Есть известные балетмейстеры, которые считаются классиками балета 20 века. Среди них одна из ярких фигур – это Ролан Пети. В 1945 году он создал собственную балетную труппу в Париже, которая была названа «Балет Елисейских полей». Через год он поставил знаменитый спектакль «Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха, который вошёл в классику мирового искусства. В 1948 году Ролан Пети основал новую балетную труппу под названием «Балет Парижа». В 50-е годы был постановщиком танцев для нескольких фильмов. В 1965 году поставил в Париже легендарный балет «Собор Парижской Богоматери», в котором сам же исполнил роль горбуна Квазимодо, в 2003 году он осуществил эту постановку в России – в Большом театре, где партию уродливого звонаря станцевал Николай Цискаридзе.
Гедеминас Таранда
Борис Эйфман
Яркий, современный, самобытный, балетмейстер – это Б. Эйфман. Он основатель собственного театра балета. Имеет различные звания и награды в области искусства. Первыми его постановками в 1960 году стали: «Жизни навстречу» на музыку композитора Д.Б. Кабалевского, а также «Икар» на музыку В. Арзуманова и А. Чернова. Известность Борису Эйфману как балетмейстеру принёс балет «Жар-птица» на музыку композитора И.Ф. Стравинского. Своим собственным театром руководит с 1977 года. Постановки Бориса Эйфмана всегда оригинальны, они являются новаторскими, в них комбинируются вместе академическая, беспуантовая, а также современная в стиле рок хореография. Ежегодно труппа выезжает на гастроли в Америку. В репертуаре театра классические балеты, детские, а также рок-балеты.
Особенности профессий в сфере искусства: танцовщик, хореограф, балетмейстер
Те, кто с детства увлекаются танцевальным искусством, часто задумываются о получении профессии в рамках этой сферы. Конечно, одно дело — танцевать в детском хореографическом коллективе или посещать вечернюю студию танца себе в удовольствие. И совсем другое — стать на профессиональный путь исполнителя, преподавателя или даже постановщика.
Рассказываем, что ждет приверженцев хореографического искусства на профессиональном пути.
Особенности профессий в сфере танцев
Далеко не все профессии в хореографии творческие. В целом, сфера искусства нуждается не только в полете фантазии тех, кто в ней трудится. В первую очередь это каторжный труд и строгое подчинение правилам.
Вот что необходимо учесть перед тем, как окончательно определиться с выбором.
Нужны врожденные данные
Иными словами, профпригодность. Сюда относятся рост, вес, положение костей скелета, мышечная сила.
Что-то из необходимого в профессии можно развить. Например, растяжку. Но не получится сделать голову меньше, а шею длиннее, и совсем не удастся изменить расстояние между позвонками, а также положение головки бедра относительно вертлужной впадины.
Тяжелый физический труд
В этом смысле хореография ничем не отличается от спорта. Чтобы выйти на сцену и покорить зрителя танцевальными навыками, артисту приходится ежедневно выполнять экзерсис у станка, терпеть боль в различных частях тела и не жаловаться на нее, оттачивать мастерство исполнения трюков под руководством строгого репетитора, по миллиону раз повторять один и тот же элемент танца до тех пор, пока постановщик не будет удовлетворен качеством.
Высокая вероятность травм
Постоянная нагрузка на мышцы и суставы сказывается на состоянии здоровья. По этой причине в балет изначально берут только очень здоровых и крепких детей.
В других сферах хореографии требования не такие строгие, но слабое здоровье может стать серьезной помехой.
Некоторые проявляют в своих стремлениях настойчивость, идут на крайние меры, скрывая наличие заболеваний и нарушений в организме. Конечно, это в большинстве случаев заканчивается очень плачевно. Нужно тысячу раз подумать, прежде чем пожертвовать свое здоровье Терпсихоре (музе танцев в древнегреческой мифологии).
Рутинный труд
Удивлены? Рутины в танцах больше, чем в бухгалтерии! Каждый день артист балета или ансамбля выполняет набор одних и тех же упражнений, слушает замечания от репетитора и постановщика, танцует одну постановку долгие годы.
Чтобы выпустить на сцену танец, его долго и нудно отрабатывают. Это жутко утомляет не только морально, но и физически. Сцена — это не танцпол. Здесь нужно танцевать правильно, а не как хочется.
Успеха достигают единицы
У каждого, кто получает образование в сфере хореографии, сохраняется высокая вероятность всю жизнь протанцевать в последней линии кордебалета. Парадокс, но даже талант не все решает. На судьбу танцовщика влияет множество факторов, среди которых — такая изменчивая удача.
Многое решает характер
В этой сфере очень важны стальные нервы и настойчивость. Иначе, будучи хоть трижды талантливым, невозможно задержаться в профессии.
Преподаватели и репетиторы не всегда обходительны с учениками и исполнителями. Если сильно задевают замечания, упреки, указания на несовершенства, в том числе вашего тела, в этой профессии делать нечего.
Это происходит не потому, что все хореографы сплошь хамы и других туда не берут. Просто иначе добиться результата от заведомо ленивого человеческого тела не получается. Если педагог по танцам только и делает, что хвалит и гладит по голове, скорее всего, ему на вас наплевать.
Профессии в сфере хореографии
В хореографии можно быть не только танцовщиком. Иногда человек становится преподавателем или постановщиком хореографических номеров, имея довольно малый исполнительский опыт. Все дело в том, что исполнять самому, учить и придумывать танцы — в корне разные вещи. Можно прекрасно владеть техникой, но не быть способным объяснить ее другому. А можно быть великолепным преподавателем, но абсолютно без фантазии и творческого порыва.
Посмотрим, какие есть возможности проявить себя в танцах.
Профессия артист, исполнитель хореографических постановок
Такой специалист после окончания учебного заведения может пройти отбор в балетную труппу, профессиональный ансамбль, стать частью коммерческого танцевального проекта или строить сольную карьеру.
В зависимости от того, какой путь развития выбрать, финансовая составляющая будет или очень небольшой, или весьма солидной.
Артисты кордебалета в театре и рядовые исполнители в профессиональном ансамбле зарабатывают копейки. Туда идут или от большой любви к искусству, в надежде когда-нибудь получить сольную партию или чтобы набраться опыта.
Некоторые уезжают работать по контрактам в другие страны, идут на подработку в ночные клубы, участвуют в телевизионных проектах. Конечно, это история совсем не про искусство, но только так можно заработать, будучи молодым безвестным артистом.
Профессия хореограф
Этот специалист знает все о технике исполнения танцевальных элементов. Он может преподавать, отрабатывать танцевальные номера, то есть выступать в качестве педагога-репетитора, также, если есть стремление, заниматься постановочной работой.
Работать можно с разными возрастами. В целом, возможностей развития у хореографа огромное количество, например:
У хореографа гораздо больше шансов реализовать себя творчески, чем у рядового исполнителя. Поэтому, если добиться успеха в качестве артиста не удалось, стоит попробовать свои силы в роли преподавателя и постановщика. От уровня задач и условий, в которых специалист себя реализует, зависит размер зарплаты.
Профессия балетмейстер
Не все понимают, чем этот специалист отличается от хореографа. Различие в том, что балетмейстер ставит не отдельный номер, а целое представление, и отвечает не только за хореографию, но и за костюмы, грим, декорации. В этом смысле его можно сравнить с режиссером. Вдохновляясь музыкой, балетмейстер создает целое действо.
Балетмейстер должен мыслить масштабно, его задача шире, чем у хореографа. Разработав спектакль, он распределяет обязанности между участниками постановочного процесса: артистами, репетиторами, художниками по костюмам, свету, декорациям. Далее его задача заключается в контроле и внесении корректировок в случае необходимости.
Балетмейстер может иметь весьма неплохой заработок, только вот в эту профессию идут вовсе не от жажды денег. Балетмейстер прежде всего служит искусству, через него специалист выражает себя.
Как может заработать специалист по танцам
Если в силу обстоятельств человек утратил способность реализовать себя как артист, а тяги к преподаванию и постановке номеров нет, можно стать теоретиком хореографического искусства. А начать можно с помощи студентам.
Написание дипломной работы по хореографии — последнее, чем хотят заниматься будущие артисты сцены. Если вам легко дается работа с текстом, вы можете быть очень полезны. Помощь с учебными работами оказывают авторы сервиса ФениксХелп. У вас есть возможность стать одним из них!
Профессия – хореограф. Кем работать танцовщику?
Искусство танца многогранно, каждому хореографу хочется найти своё место и свою специализацию. Сегодня мы вместе с вами ответим на вопрос: «Кем стать танцовщику?». Читайте наш гид по профессиям, связанным с танцами!
Профессионалы классического танца – это танцовщики, которые буквально «родились в пуантах». Балет требует исключительной подготовки, которая начинается с 3-5 лет. В балетной индустрии существует строгая должностная иерархия, и все новички должны быть готовы к долгому пути – солистами театра становятся только лучшие танцовщики.
Работодатель, как правило, оценивает следующие профессиональные данные артиста балета: выворотность, растяжка, подъем, гибкость, прыжок, вестибулярный аппарат, координация, чувство ритма и артистизм.
Санкт-Петербург и Москва – от 30 000 рублей
По России – от 10 000 рублей
По версии сайта Trud.ru на апрель 2020 г.
Творческая деятельность артиста связана с выступлением на концертах и гастрольных мероприятиях, съемках в танцевальных видео, клипах и рекламе. Артист хореографического коллектива должен свободно владеть лексикой танца и постоянно совершенствовать своё мастерство.
Среди требований к профессии: отличные музыкальные, танцевальные, сценические данные, высокое профессиональное мастерство, яркая творческая индивидуальность.
Санкт-Петербург и Москва – от 19 000 рублей
По России – от 12 130 рублей
По версии сайта Trud.ru на апрель 2020 г.
Не только профессионалы в своей области, но и люди, которые могут творить самостоятельно и вдохновлять других.
Балетмейстер – это умелый организатор, занимающийся созданием и постановкой как отдельных номеров, так и целых спектаклей в балете, танцевальных составляющих в опере и оперетте. Выразительность движений танцовщиков, уровень артистизма и хореографического мастерства подопечных, а также продуманная схема танца делает постановку незабываемой и неповторимой. Всё это – работа балетмейстера.
Среди профессиональных качеств на рынке труда ценятся: отличные музыкальные и танцевальные данные, высокая квалификация, ответственность, умение работать в команде, инициативность.
Санкт-Петербург и Москва – от 40 000 рублей
По России – от 12 130 рублей
По версии сайта Trud.ru на апрель 2020 г.
В отличие от балетмейстера, хореограф – общая специализация, которая затрагивает организацию и постановку танцев в широком спектре областей. Хореографом может быть, например, постановщик танцев в детском саду, руководитель художественной гимнастики или даже организатор цирковых представлений.
Хореограф – это умелый руководитель, который чаще всего обучает детей и подростков. Сейчас нет четких стандартов для уровня образования хореографов, но работодатели сходятся в одном: человек, который берет ответственность за здоровье и творческое развитие младшего поколения танцовщиков, должен быть теоретически и практически подкован в профессии.
Санкт-Петербург и Москва – от 19 000 рублей
По России – от 12 130 рублей
По версии сайта Trud.ru на апрель 2020 г.
Балетоведы и хореологи – теоретики в области хореографии, исследователи танцевального искусства. История и теория танца – основополагающие знания, они преподаются будущим хореографам в учебных заведениях. Теоретики занимаются научной деятельностью, печатаются в научно-популярных изданиях и выступают в качестве спикеров на мероприятиях, связанных с данным искусством.
Как правило, балетоведами и хореологами становятся выпускники высших учебных заведений, которые в качестве будущей специализации выбрали преподавательско-исследовательскую деятельность. Зачастую после завершения обучения они остаются в родном учебном заведении в качестве педагогов.
Танец не только укрепляет физические данные и характер, он исцеляет душу. Танцевальный терапевт хорошо знает, что благодаря правильному регулированию выработки дофамина и серотонина можно вылечить человека от некоторых болезней. Задача профессионала в области танцевальной терапии – улучшение физического здоровья, когнитивных процессов и восполнение творческих ресурсов подопечного.
Танцевальная терапия – новое направление в хореографическом искусстве, особенно популярное за рубежом. Согласно исследованиям, такое лечение помогает пациентам с неврозами и психотическими расстройствами. Танцевальный терапевт – это мастер, который умело соединяет в своей профессиональной деятельности хореографию и психологию и имеет большое желание помогать другим людям.
Чаще всего танцевальная терапия проходит в режиме репетиторских групповых занятий или индивидуально.
Профессия затрагивает сразу несколько сфер: фитнес-консультант должен иметь базовые знания физиологии, педагогики, психологии, медицины. Разносторонний подход помогает консультантам и тренерам поставить подопечного на «верный путь» к здоровью в зависимости от начальных факторов: возраста, имеющихся заболеваний и т.д. Специалист-хореограф может проявить себя и как педагог танцевального класса в фитнес-центре. Так, занятия zumba, йогой, восточными танцами стали очень популярным направлением деятельности фитнес-тренеров.
В обязанности фитнес-консультанта обычно входит: анализ образа жизни клиента, разработка индивидуальной программы питания и тренировок согласно всем медицинским рекомендациям, организация тренингов и поддержка подопечного на всем пути его становления.
Санкт-Петербург и Москва – от 30 000 рублей
По России – от 20 000 рублей
По версии сайта Trud.ru на апрель 2020 г.
У постановщика трюков всегда есть опыт их исполнения, а значит, и опыт работы каскадером. Каскадеры на съёмочной площадке – незаменимые люди. Они под четким руководством постановщика выполняют немыслимые трюки и тем самым оживляют картину.
Эта творческая профессия требует не только фундаментальной подготовки и опыта, но и исключительных личных качеств, среди которых: стрессоустойчивость, рассудительность, смелость, организованность и очень быстрая реакция.
Санкт-Петербург и Москва – от 49 800 рублей
По России – от 15 175 рублей
По версии сайта Trud.ru на апрель 2020 г.
Жизнь танцевальной студии или клубного кружка зависит от руководителя. Именно его работа и его стремления – это сердце группы, именно он формирует как отношение воспитанников к искусству, так и отношение окружающего мира к студии.
Зона ответственности руководителя – не только хореографическая подготовка воспитанников, но и организация разнообразной деятельности, от составления расписания и подбора персонала до определения стратегии продвижения и поиска меценатов. Среди требований работодателей к руководителям студий основными являются: высшее образование, организованность, инициативность и ответственность.
Санкт-Петербург и Москва – от 30 000 рублей
По России – от 10 000 рублей
По версии сайта Trud.ru на апрель 2020 г.
Дополнительная развивающая программа в области хореографии, как и танцевальная терапия, не случайно становится частью обучения. Такие уроки способствуют здоровому становлению личности, творческому росту.
Местом работы педагога ДО могут стать как государственные образовательные учреждения, так и частные школы, детские сады. Педагогическое образование для специалиста в этой области крайне желательно. Кроме того, что оно является главным требованием при приёме на работу во многих учреждениях, профессиональная подготовка поможет педагогу с легкостью разобраться в составлении учебной программы и взаимодействии с учениками.
Санкт-Петербург и Москва – от 30 000 рублей
По России – от 10 000 рублей
По версии сайта Trud.ru на апрель 2020 г.
Это настоящий «человек-оркестр»! Хороший аниматор, безусловно, любит детей и умеет найти подход к любому ребенку. Решающими в данной профессии являются социальные навыки, а также артистизм и талант.
Услугами аниматоров сегодня пользуются повсеместно. Ярких «массовиков-затейников» можно увидеть на детских праздниках, свадьбах, в парках аттракционов, домах отдыха и т.д. У многих аниматоров есть свои «фишки» – кто-то прекрасно поёт, кто-то умеет жонглировать, кто-то увлекает детей в танцы.
Санкт-Петербург и Москва – от 38 000 рублей
По России – от 16 200 рублей
По версии сайта Trud.ru на апрель 2020 г.
Новое направление, появившееся в ответ на «блогерский бум» в мировой сети. Онлайн-занятия уже не являются чем-то необычным, а уникальные хореографические уроки в формате эфиров или видео на YouTube не только приносят славу и гонорары своим создателям, но и популяризируют танцевальное искусство.
Блогеры не боятся популярности, они всегда готовы к диалогу с подписчиками. Более того, одной из главных черт танцевального блогера является высокая социальная активность. Зачастую это оказывается даже важнее, чем образование, опыт и навыки танцовщика. И это хорошо – ведь чем глобальнее становится танцевальное движение в сети, тем больше людей, далеких от хореографии, увлекается танцем!