Хорей и ямб что это такое в литературе
Стихотворные размеры: ямб и хорей, дактиль и амфибрахий. примеры стихов
Дактилическая рифма
Как известно ранее, рифма — это созвучный конец строки. Существует несколько различных видов, которые характеризуются постановкой ударения в последнем слове строки. Виды:
Для того чтобы запомнить на какой слог падает ударение, как в рифме, так и в размере следует запомнить главное слово.
Что такое дактиль в рифме стиха? Это такой вид рифмованности стихотворения, при котором в последнем слове строки ударным слогом является третий с конца. Такой вариант используется меньше всего, поскольку все слова должны иметь как минимум 3 слога, а также рифмоваться между собой, что затрудняет работу поэта. Встретить подобные примеры можно в творчестве Агнии Барто, Михаила Юрьевича Лермонтова и других поэтов. Предпочтение же отдается мужской и женской рифме.
Дактилический размер
Помимо рифмы, дактилическим бывает и размер стихотворения. Существуют двусложные (ямб и хорей) и трехсложные размеры. Что такое дактиль? Это трехсложный размер, соответственно, стопа состоит из трех слогов, один из которых — ударный. Именно первый слог является ударным, а два последующих — безударные. Что такое дактиль в литературе? Определение говорит, что это трехсложный размер, определяющийся стопой с первым ударным и двумя безударными слогами.
Соответственно, в строке стихотворения ударными будут слоги 1,4,7 и так далее интервалом в +3. Так же, как и рифма, такой размер не особо распространен, характерен для стихотворений с особым ритмом. Что такое дактиль на примере можно узнать в творчестве таких поэтов, как А. А. Блок, И. С. Никитин и других.
Из чего состоит стихотворение?
Прежде чем разбираться в вопросе о том, что такое дактиль следует определить составляющие самого стихотворения, таким образом можно будет получить полное представление о структуре.
Зная структуру стихотворения, можно ответить на вопрос о том, что такое дактиль в литературе. Относится он как к рифме, так и к размеру.
Виды стихотворных размеров
Для правильного определения важно уметь ориентироваться в существующих их видах. В зависимости от количества стоп, слогов и характера ударения, в литературе выделяют следующую классификацию стихотворных произведений:. Стих односложного размера — брахиколон
Произведение, состоящее из стопы одного слога. В стихотворной строке таких стоп может быть несколько. Поэтами, в творчестве которых часто встречаются произведения такого рода, являются Владимир Маяковский, Владислав Ходасевич, Александр Безыменский и другие. Примером поэзии такого рода можно считать отрывок следующего стихотворения:
Стих односложного размера — брахиколон. Произведение, состоящее из стопы одного слога. В стихотворной строке таких стоп может быть несколько. Поэтами, в творчестве которых часто встречаются произведения такого рода, являются Владимир Маяковский, Владислав Ходасевич, Александр Безыменский и другие. Примером поэзии такого рода можно считать отрывок следующего стихотворения:
Произведения двухсложного размера состоят из стоп двух слогов, в которых ударение падает или на четный, или на нечетный слог. Ямб — вид стихотворения, ударение в котором падает на последний слог в стопе:
Данный размер передает торжественное, жизнерадостное настроение. Часто встречается в творчестве гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина.
Хорей — произведение, состоящее из двухсложной стопы с ударением на первый слог в ней:
Стихотворный размер предполагает наличие в произведении лирического, нежного настроя — достаточно сказать, что им написаны почти все колыбельные песни.
Трехсложный размер стихотворения предполагает наличие стоп, состоящих из трех слогов. Дактиль — вид произведения, в котором ударение приходится на первый из трех слогов в стопе. В русской литературе наиболее распространены двух-, трех- и четырехстопные дактили:
Дактиль, как и остальные трехсложные виды стихотворений, считается более гибким интонационно и более близким к прозе. Встречается в произведениях Михаила Лермонтова и Николая Некрасова.
Амфибрахий — стихотворение с трехсложными стопами, с ударением на втором слоге:
Анапест — произведение, состоящее из трехсложных стоп с ударением на последнем слоге:
Данный вид поэтических произведений встречается в творчестве Александра Блока. Наибольшее распространение получил с середины 19-го столетия (в основном трех- и четырехстопный анапест).
Как определить размер стихотворения?
Знание основ стихосложения крайне необходимо как на ЕГЭ по литературе, так и на обычных уроках. Понимание стихотворного размера (метра) дает представление о ритмике произведения и порой позволят лучше понять его смысл. И в данной статье вы найдете исчерпывающую и понятную инструкцию по определению стихотворного размера, а также дополнительный материал, совмещенный с тестом.
С чего начать?
Начать лучше со знакомства с понятием «метр». Оно частично подскажет суть предстоящей работы.
Размер стиха (метр) — это число и порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.
Следуя этой формулировке, искать и считать в стихотворении нам предстоит именно слоги. И уже исходя из количества безударных и ударных слогов, а также их порядка, мы будем определять размер.
Всего размеров, изучаемых в школе, 5:
А теперь непосредственно к инструкции.
Шаг 1. Деление на слоги
Слог, как вы наверняка знаете, это звуковая единица, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Обязательным условием слога является наличие гласного звука.
С самого детства нас обучают новым словам по слогам, а потому их определение скорее интуитивно, чем практически выработано. Ниже представлен пример деления слов по слогам (окончание слога обозначено тире):
дам-ский; из-воз-чик; ку-терь-ма; дождь.
И деление слов на слоги составляет первый шаг в определении стихотворного размера.
Определить слог просто, для этого необходимо знать, что:
В качества примеров разбора были выбраны произведения А. А. Фета и В. А. Жуковского. Далее вы увидите все шаги именно с данными стихотворениями.
Шаг 2. Постановка ударения
Постановка ударения — обязательно условие для определения стихотворного размера. В большинстве случаев ударение в стихотворениях нормативное, но бывает и такое, что оно авторское. Это значит, что поэт, следуя определенному ритму произведения, подразумевает ударение в другом месте, нежели диктует правило. И в случае с определением стихотворного размера нам нужно указывать то ударение, какое диктуется ритмом, т.е. замыслом автора.
Например, в стихотворении Иннокентия Анненского «Дочь Иаира» наблюдается подобная поэтическая вольность в слове «контуров». В нем ударение падает на У, что не соответствует правилам русского языка.
Для чего ж с контУров нежной,
Грубо сорван саван снежный,
Жечь зачем ее цветы?
Подобных случаев поэтической вольности в программных стихотворениях мало, но забывать об этом не стоит, иначе вы не сможете определить размер стихотворения.
Также важно, что ударение не указывается над союзами и частицами.
В выбранном же стихотворении А. А. Фета сложности с постановкой ударения отсутствуют.
Шаг 3. Определение стихотворного размера
Теперь, когда слоги указаны, а ударение проставлено, переходим непосредственно к определению стихотворного размера. Способов определить стихотворный размер много, но мы остановимся на двух, на мой взгляд, самых простых. Пользуясь первым способом вам предстоит рисовать схему, а пользуясь вторым, вести подсчет. Что вам ближе — решайте сами.
Способ 1. Схема
Схематическое отображение стиха — самый эффективный и полезный метод. Умение им пользоваться пригодится на олимпиадах и в университете (на филологическом факультете, к примеру).
Пример до создания схемы и после (стихотворение Жуковского):
Как видно, слоги в схеме имеют одинаковый вид и благодаря этому можно с легкостью определить размер.
Как это сделать? В школьной программе изучаются только двухсложные (состоят из 2-х слогов) и трехсложные (состоят из 3-х слогов) стихотворные размеры. И если мы поделим строки по два или по три слога, мы сразу поймем, что перед нами трехсложный размер. Двухсложным он быть не может, так как если визуально поделить каждую строку по два слога, у нас есть слоги без ударения, а также ударение в слогах везде разное. Такого быть не может. А вот если визуально поделить каждую строку по 3 слога, у нас получается образцовая схема одного из трехсложных стихотворных размеров:
Таким образом, перед нами видна уже ясная схема размера — это амфибрахий. Этот метр трехсложный и ударение в нем падает на второй слог. Для указания количества стоп надо посчитать количество повторяющихся комбинаций в каждой строке. Здесь мы видим, что это четырехстопный амфибрахий.
Стопа — это ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного (-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке.
В стихотворении Фета, для сравнения, схема представлена ниже. Как видно, интервалы между ударениями в ней значительно короче, равны 1. Это значит, что перед нами двухсложный размер. А их существует всего лишь два — с ударением на первый слог и с ударением на второй. Здесь мы видим, что ударение падает на первый слог, значит это хорей. Считаем количество стоп, получаем четырехстопный хорей.
Способ 2. Подсчет ударных и безударных слогов
Данный способ будет полезен, если требуется только указание размера. В случае, когда нужна схема (олимпиады), этот способ будет неэффективен.
Способ подсчета ударных и безударных слогов сводится к нумерованию сначала всех слогов в произведении, а потом в выделении от них ударных. Вы можете писать цифры сразу только под ударными слогами, но лучше нумеровать все, чтобы не запутаться.
В выбранном стихотворении Фета (см. изображение №1) ударные слоги расположились под цифрами 1, 3, 5, 7. Они, как вы можете заметить, нечетные, а интервал между ними — 1. Это значит, что единственно возможный здесь размер — хорей. Хорей — размер, состоящий из 2 слогов с ударением на первый.
А в стихотворении Жуковского (см. изображение №2) ударные слоги находятся под цифрами 2, 5, 8, 11.
Таким образом, можно вывести определённую формулу определения стихотворного размера, основанную по подсчете:
На стопы в данном случае указывает количество цифр. Если у вас, например, 2, 4, 6 (3 цифры, размер — ямб), то это трехстопный ямб.
Тесты
Задания на определение стихотворных размеров не могут проверить вашу схему, но могут проверить ваш ответ. И если он будет неправильным, обязательно перечитайте статью, возможно, вы что-то упустили.
1. Определите, схема какого из четырех отрывков из стихотворений приведена. Укажите размер.
Отрывки из стихотворений:
Дул вЕтер из стЕпи: ‿—´‿‿—´‿
И хОлодно бЫло младЕнцу в вертЕпе: ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
На склОне холмА: ‿—´‿‿—´
2. Определите размер отрывков из стихотворений.
Хорей и ямб что это такое в литературе
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Метр. Размер. Стопа. (техника стихосложения)
Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали.
(А.С. Пушкин)
О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков
Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..
(народн.)
Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин)
Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев)
Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
(А.К. Толстой)
Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)
В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский:
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.
Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна.
Четырёхстопный ямб
Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.
Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.
Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):
Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)
ИКТ (лат.ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)
ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).
ü Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)
Горные вершины
Спят во тьме ночной;ü
Тихие долины
Полны свежей мглой. ü
(М.Ю. Лермонтов)
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)
Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)
Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)
Что такое ямб и хорей в литературе? Определение с примерами
В данной статье мы узнаем про ямб и хорей, коснёмся истории появления, приведём примеры использования данных размеров, а также дадим точное определение им и сопутствующим размерам.
Ямб и хорей в литературе (как и дополняющие их, пиррихий и спондей), относятся к двусложным стихотворным размерам силлабо-тонического стихосложения, сформировавшегося в Европе примерно в XVI – XVII в, как результат слияния силлабического стиха романских и тонического стиха германских языков.
Силлабо-тоническое стихосложение и его правила в русском языке были окончательно доработаны Ломоносовым (установившим, в частности, метр, на основе работ Тредиаковского) к середине XVIII в. И, вплоть до середины XIX в, в основном использовались двусложные размеры, смещённые затем Некрасовскими трёхсложными, а после, к началу XX в, с тенденцией размытия границ и рамок, заменены возрождающейся тоникой.
Определение что такое хорей и как он используется
Наименьшей структурной единицей стиха является стопа – последовательность ряда безударных и одного ударного слогов, чередующихся в определенном порядке. Двусложный размер с ударением на первом слоге стопы называется хорей. От др.-греч. χορεῖος — «плясовой».
И используется он, в основном, для передачи экспрессии, в танцевальных и хороводных песнях, больше подходит для передачи мелодичности.
Примеры хорея в литературе (стихи)
Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,
Вих-ри снеж-ные кру-тя.
То, как зверь, о-на за-во-ет,
То за-пла-чет, как ди-тя.
(А.С.Пушкин)
Он с То-то-шей и Ко-ко-шей
По ал-лее про-хо-дил.
И мо-ча-лку, слов-но гал-ку,
Слов-но гал-ку, прог-ло-тил.
(К.И. Чуковский)
Определение что такое ямб и как он используется
Определение ямба можно дать как противовес хорею – двусложный размер с ударением на втором (последнем) слоге стопы. Хотя ямб и хорей в литературе имеют одинаковый метр, первый получил большую популярность и распространение, благодаря своей ритмике. Термин ведёт своё название, предположительно, от др.-греч. ἴαμβος, означающее название музыкального инструмента. По другой же версии, этим инструментом лишь сопровождались ямбические песнопения в честь Деметры.
По мифу, Ямба, служанка царя Келея, развеселила Деметру пением непристойных стихов с таким размером.
Примеры написания ямбом (стихи)
Четырёхстопным ямбом были написаны такие поэмы как «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Полтава», «Мцыри».
Вы-со-кой страс-ти не и-ме-я
Для зву-ков жиз-ни не ща-дить,
Не мог он ям-ба от хо-ре-я,
Как мы ни би-лись, от-ли-чить.
(А.С.Пушкин)
Дополнительная информация по теме
Зная уже, что такое ямб и хорей в литературе, стоит дополнить информацию о двусложных размерах пиррихием – стопой их двух безударных (кратких) слогов, и спондеем – стопой из двух долгих (ударных) слогов. Именно благодаря этим вариациям, четырёхстопный ямб имеет самый богатый ритмический размер.
Согласно подсчётам Брюсова, ритмических вариации четырёхстопного ямба, с учётом мужских (ударных) и женских (безударных) окончаний строк, насчитывается… порядка 100 000! Почти столько же и у пятистопного. Такое богатство ритмики, позволяющее осуществить любой стихотворный замысел, с любыми вариациями, и сделало ямб самым распространённым размером в русской поэзии.
Видео: написание стихов размером ямб и хорей.
Стихотворные размеры
Стихотворный размер (метр) — это число и порядок чередования безударных и ударных слогов в строке.
Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно знать и уметь определять только хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
А для тех, кто готовится к олимпиадам или уже учится в университете с направлением «основы стиховедческого анализа», советуем воспользоваться содержанием в данной статье.
Размер стиха зависит от системы стихосложения. ( в силлабической он определяется количеством слогов, в тонической числом ударных слогов, в силлабо-тонической числом ударных и безударных слогов).
Знаком ‿ обозначается слабый слог (безударный), символом — обозначается сильный (ударный), ´ реальное ударение.
В своих примерах я оставляю ритмическую схему, именно поэтому в моих записях Вы не найдете неправильной записи, например ‿‿ или ——.
Инструкция по определению стихотворного размера ТУТ.
Силлабо-тонические размеры
В силлабо-тонике различают размеры: двухсложные, трехсложные, четырехсложные.
Двухсложные размеры
К двухсложным размерам относят хорей и ямб.
Хорей
Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Схема: —´‿
Школьная программа (в том числе ЕГЭ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
—´‿—´‿—´‿—´‿ —‿—´‿—‿—´ —‿—´‿—´‿—´‿ —´‿—´‿—´‿—´ —´‿—´‿—´‿—´‿ —‿—´‿—´‿—´ —´‿—´‿—‿—´‿ —´‿—´‿—‿—´ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. | —´‿—‿—´‿—´‿—´‿ —‿—´‿—´‿—‿—´ —´‿—‿—´‿—‿—´‿ —‿—´‿—´‿—´‿— | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Университетская программа | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, | —‿—´‿—‿—´‿ —‿—´‿—‿—´‿ —‿—´‿—‿—´ —‿—´‿—‿—´ Ямб — двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог. Схема: ‿—´
Трехсложные размерыК трехсложным размерам относят дактиль, амфибрахий, анапест. Для простоты запоминания советуем Вам аббревиатуру ДАМА (д — дактиль, ам — амфибрахий, а — анапест). ДактильДактиль — трехсложный размер с ударением на первый слог. Схема: —´‿‿
АмфибрахийАмфибрахий — трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог. Схема: ‿—´‿
Тонические размерыВ тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик. ТактовикТактовик — стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4.(При вычислении мы должны получить 2 или 3)
Акцентный стихАкцентный стих — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8.( Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны). Задание ЕГЭ с данной терминологиейЗадание на определение стихотворного размера почти всегда присутствует и находится под номером 14. Укажите размер, которым написано стихотворение. Обращаем Ваше внимание на то, что Вы должны указать размер без указания количества стоп (т.е не четырехстопный ямб, а ямб)
|