Хорошо что мне не в школу
Какие отмазки можно придумать, чтобы не пойти в школу: 13 работающих способов
Мой тебе совет – не злоупотребляй, иначе потеряешь доверие и учителей, и родителей, прослывёшь заядлым прогульщиком, скатишься до двоек, троек и замучаешься разгребать последствия своих прогулов. Но разочек или два в четверть прогулять не грех.
Содержание:
Плохое самочувствие
Самая уважительная причина, чтобы сегодня, завтра (или всю неделю) не идти в школу – это плохое самочувствие. Именно для разыгрывания следующих ситуаций тебе пригодятся актёрские способности:
Изображая плохое самочувствие важно быть убедительным, страдая, но не переигрывая. Если обман вскроется, то в дальнейшем, когда тебе на самом деле будет плохо, родители могут не поверить. Поэтому слишком часто не злоупотребляй их доверием.
Хитрости
Предыдущим поколениям прогуливать школу было гораздо проще. Вышел вместе с родителями из дома, пошатался по району и вернулся досыпать. На следующий день поймал какого-нибудь старшеклассника, попросил написать записку «от мамы» с объяснением прогула «по семейным обстоятельствам» и дело в шляпе. В век современных технологий этот способ не работает. Стоит тебе не явиться на первый урок, учитель тут же доложит о твоём отсутствии родителям, позвонив им или написав в чате. Но не расстраивайся, несколько хитрых способов всё-таки существует.
Для великих махинаторов
Предупрежу сразу, этот способ действенный, но опасный. Если махинация вскроется, то можно нешуточно огрести, лишившись доверия, карманных денег, прогулок с друзьями и смартфона на неопределённый срок. Принцип тот же – выходишь вместе с родителями, гуляешь по округе и возвращаешься домой. Но! Сначала нужно подготовить почву. С вечера или рано утром втихаря берёшь мамин смартфон и пишешь в чате учителю: «Здравствуйте, Ваня (своё имя) завтра (или сегодня, если утром) не придёт в школу, так как пойдёт на приём к педиатру (поедем в деревню, у него болит живот, по тем же семейным обстоятельствам)». После отправки сообщение нужно удалить, но только у себя, обычно мессенджеры спрашивают «удалить у себя или у всех». Полученный ответ учителя тоже нужно удалить, чтобы скрыть следы преступления. Можно прогуливать? Не так всё просто. Дальше нужно найти дома или можно спросить в родительском чате (также с маминого телефона, но не забудь удалить, как перешлёшь к себе на телефон) образец заявления, в котором родитель должен письменно объяснить причину твоего отсутствия в школе. Писать заявление самому можно, если ты старшеклассник, можешь подделать родительский почерк и подпись. Нет, тогда попроси кого-нибудь из старших классов тебе помочь.
Маленькие хитрости
Не пойти в школу всего на 1 день можно с помощью таких хитростей, как:
Мой список хитростей иссяк. Буду рада, если ты дополнишь его своими беспроигрышными вариантами в комментариях. Напоследок посоветую: не прогуливай школу несколько дней подряд (спалишься запросто), чересчур не наглей и помни, что родители могут обидеться, раскрыв твои махинации. На этом всё. Пока.
Что делать, когда нет сил идти на учёбу
Почему иногда стоит устроить себе выходной посреди недели
Если школьник испытывает высокую учебную нагрузку, отдыха на выходных часто не хватает. Когда силы на исходе, стоит взять дополнительный день отдыха. Рассказываем, как сделать это с умом.
Разобраться в причинах
Недосып
Большинство старшеклассников с трудом просыпаетcя по утрам. Даже те, кто был жаворонком в детском саду и начальной школе, нередко с годами превращаются в сов. Профессор Оксфордского университета Пол Келли выяснил, что биологические ритмы школьников не совпадают с режимом учёбы в первую смену. По мнению исследователя, старшеклассникам следует приступать к урокам не раньше 10:00, когда их организм готов к продуктивной умственной работе. Успеваемость школьников, которые в рамках эксперимента начали учиться с 10:00, выросла на 19%. Вполне возможно, что и вы испытываете хронический недосып.
Если старшеклассник учится на отлично в первую смену — это не всегда означает, что ему комфортно рано вставать. Возможно, пятёрки такой ученик зарабатывает ценой своего здоровья. Даже если школьник не признаётся, что устал или настолько привык к жёсткому режиму, что не замечает утомления, перерыв пойдёт на пользу.
Полноценно отдохнуть от учёбы и выспаться не всегда удаётся в выходные, особенно выпускникам. Курсы, репетиторы и олимпиадная подготовка часто проходят с утра в субботу и воскресенье. Единственный способ восстановить силы и прийти в себя — пропустить школу. И лучше это сделать добровольно в виде небольшого отгула, пока организм не решил взять полноценный «отпуск» с температурой.
Переизбыток общения
Посещать большой разношёрстный коллектив каждый день — уже стресс для психики. Даже самому коммуникабельному человеку рано или поздно надоедает шум, необходимость общаться, быть вежливым и терпеливым. Провести день в уединении — возможность немножко соскучиться по обществу и перезарядиться.
Конфликты
Не всегда удаётся наладить приятельские или нейтральные отношения со сверстниками и учителями. Школьник может стать жертвой травли: постоянных придирок, насмешек или даже угроз со стороны других учеников и педагогов. В какой-то момент становится невыносимо даже думать о школе — это серьёзная причина не пойти на учёбу, а поговорить с родителями или другим близким взрослым.
Отличить невинное подтрунивание от жестокого обращения бывает нелегко, особенно если школьник не уверен в себе. Главный признак ненормальности ситуации — субъективное ощущение «мне не по себе», «мне некомфортно», «мне плохо, но я не могу объяснить, что не так». Чувство дискомфорта сигнализирует, что пора обратиться за помощью.
Информационная перегрузка
В течение дня школьник воспринимает не только факты и мнения, но и эмоциональные оценки. Мозг перерабатывает информацию от всех органов чувств и ещё дополнительно расшифровывает значение взглядов, улыбок, шуток, намёков. Школа — это пространство общения, в котором нужно учиться и успевать выстраивать отношения с окружающими.
Воспринимать лекции преподавателей, разговоры с учениками, чаты и переписки весьма энергозатратно. Поэтому от учёбы и контактов с окружающими тоже нужен отдых.
Стресс от оценивания
Подвергаться оцениванию в течение дня — серьёзное испытание. Администрация проверяет соответствие внешнего вида ученика принятому стандарту, учителя-предметники оценивают качество устных и письменных ответов, сверстники наблюдают за поступками друг друга. Полезно хотя бы изредка дать себе право не соответствовать ничьим нормам и ожиданиям, а побыть собой: надеть любимую одежду, ничего не отвечать и никуда не спешить.
Усталость от однообразия
День сурка может быть занятным в кино, а в жизни навевает скуку. Если каждый день приходится куда-то идти или ехать, хочется побыть дома. Если вокруг постоянно много людей, иногда хочется уединиться. Если в школе нужно сидеть за партой, а дома за столом делать уроки, возникает желание подвигаться. После череды шумных будней появляется тяга к тишине.
Выйти из привычного жизненного цикла полезно для мозга — новые впечатления стимулируют активность нейронов. Внезапный выходной лучше всего провести на свежем воздухе, например, отправиться на длительную прогулку.
Заручиться поддержкой родителей
Намеренно не пойти в школу может любой ученик, если об этом знают родители. Бывает, силы покидают внезапно с самого утра. В этом случае нужно честно рассказать о своей состоянии родителям и вместе принять решение.
Хорошо ещё в начале учебного года договориться о праве несколько раз пропустить школу по собственному желанию.
Что делать вместо уроков
Пассивный отдых
Чтобы восстановить силы, в первую очередь, следует выспаться и позавтракать без спешки. Можно полдня читать книги или наводить порядок в вещах и бумагах, которые давно требуют внимания. Бывает, что выходить на улицу совсем не хочется, но если сделать над собой небольшое усилие, вы будете благодарны себе за прогулку. Перед сном стоит принять ванну, особенно, если обычно на это не хватает времени.
Творчество
Выплеснуть накопившееся напряжение помогает рисование, музыка, танцы и другие виды творчества. Любимое рукоделие и кулинария позволят настроиться на спокойный лад и зарядиться энергией. Неожиданный выходной стоит посвятить занятиям, которые приносят удовольствие.
Спорт
Когда основная нагрузка — интеллектуальная, тело недополучает стимулов. Качественный отдых в таком случае — это активное движение. Степень нагрузки и новизны выбирайте сами: плавание и бег или прыжки на батуте и горные лыжи. Как вариант, можно снять одежду с велотренажёра родителей или достать коврик для йоги из шкафа, чтобы позаниматься по видеоурокам.
Образование
Отдыхать от школьных уроков можно даже учась. Увлекательные олимпиадные задачи, на которые часто не хватает времени, интересные и понятные онлайн-уроки по школьной программе — этому тоже можно посвятить выходной.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
«Я не хочу в школу!»: что скрывается за этой фразой
Родители школьников точно слышали это грустное или гневное «Я не хочу в школу!». Специалист Московской службы психологической помощи Анна Порозкова предлагает родителям не возмущаться, а разобраться в причине.
Конечно, первое, о чём думают родители, когда слышат пресловутое «Не хочу в школу», что ребёнок просто ленится. Но взгляните на это под другим углом: школа требует сосредоточенности и многозадачности, навыка быстро переключаться между предметами. Дети держат под контролем сразу несколько процессов: им нужно усваивать знания, ежедневно демонстрировать, насколько хорошо это у них получилось, еще они учатся выстраивать отношения с другими людьми — педагогами и сверстниками.
Выдержать такую нагрузку детской психике не всегда просто: иногда случается перегруз эмоций и информации, ребенок не выносит такого объема. Как результат — саботаж и нежелание учиться.
Что же может скрываться за нежеланием ходить в школу? Эту эмоцию можно разделить на составляющие — так мы поймем, о чем на самом деле пытается сообщить ребенок. А говорит он вот что:
В каждом случае отказа от школы есть своя история. Важно понять, какая. Выяснять это криками и скандалами — неудачная стратегия. Ребенок замкнется, перестанет доверять, решит, что родители его не понимают, не слышат, и продолжит свой бунт. Продолжит саботаж, за которым на самом деле скрыт оглушительный крик о помощи. Итак, что же делать родителям?
1. Не торопите ребёнка учиться
Одна из возможных причин отказа ходить в школу — раннее развитие (каким бы парадоксальным ни казался этот факт). Интеллектуальная деятельность постепенно вытесняет ведущую для детского возраста — игровую. Вместо того, чтобы играть в прятки, салки или «казаков-разбойников», современные дети бегло говорят на английском, складывают в уме трехзначные числа и пишут во втором классе сочинения о морфемах.
В погоне за модным статусом «вундеркинда» родители порой забывают о естественном созревании и формировании организма ребенка. В своем развитии мозг проходит определенные этапы, на каждом из которых появляются новые мыслительные функции. Если не дать мозговым клеткам пройти нужный этап в свое время, можно получить дисбаланс в психической деятельности: мозг сделает все то, что вы от него требуете, но компенсирует это недоразвитием другой сферы. Потому, абсолютно здоровый ребенок вдруг может начать демонстрировать проблемы в освоении элементарных знаний. Чтобы восстановить нормальное функционирование психики, может потребоваться помощь специалиста.
2. Не создавайте негативную установку
«Будет двойка за контрольную — получишь у меня!» — распространенный и достаточно жесткий вариант родительской реакции на учёбу. При этом взрослый не оказывает никакой поддержки сыну или дочери, скорее даже нагнетает и без того напряженную обстановку перед проверочной работой.
Здесь есть вероятность не только отказа от посещения школы, но невротизация и психосоматизация ученика. Он начинает болеть, пропускать занятия и все больше не успевать по предметам. Карательное воздействие со стороны окружения увеличивается — патологический круг замыкается. Выдохните, сбавьте обороты!
Ребенку нужна не критика и запугивание, а поддержка взрослого
От того, что вы накажете за неудовлетворительную оценку, ребенок лучше учиться не станет. А если вы поможете разобраться с темой, которую он не понял, покажете, что готовы поддержать в трудной ситуации, примете без запугиваний, даже если ребенок снова не справился, тогда в отношениях появится доверие. Тогда не будет страха, что из-за неудачи последует расплата. Это придаст уверенности, что даже двойка — не конец света, что она точно не повлияет на отношения с родителями, а значит, школы можно не бояться.
3. Не игнорируйте ребенка
Отказываясь ходить в школу, школьники могут так привлекать к себе внимание — добирать его хотя бы через ссору, потому что им попросту недостаточно времени, которое они проводят с родителями. И здесь важно не его количество, а качество.
Что такое качественное время с детьми? Это время, когда родители не выясняют, кто и что сделал по дому, не думают о быте, бытовых проблемах, а полностью сконцентрированы на общении. Здесь даже гаджеты уместны: можно посмотреть вместе фильм, с детьми младшего возраста — почитать книгу.
Интересуйтесь жизнью своих детей: что смотрят, кого слушают, кому подражают, кто их кумиры, о чем мечтают, из-за чего переживают. И тогда уже к подростковому возрасту у вас сформируется адекватный контакт с ребенком. Так вы сможете совместно преодолеть очередной кризис без драм и ссор в семье.
Воспитание ребенка и поддержание хороших отношений с ним — трудная задача. Московская служба психологической помощи регулярно проводит вебинары на тему детско-родительских отношений и вопросов учебы. 25 октября в 13:30 пройдет бесплатный вебинар «Родители и дети. Способы эффективного общения». На нем родители смогут узнать, как правильно разговаривать и слушать ребенка, что такое границы в отношениях, зачем их устанавливать, как правильно себя вести во время конфликта и многое другое.
В круглосуточном формате работает телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и +7 (495) 051 (для мобильного) и чат психологической поддержки на сайте.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Фото: Shutterstock / Mariia Korneeva
Как не пойти в школу? Способы пропустить школу, чтобы ничего за это не было
Хитрости
Предыдущим поколениям прогуливать школу было гораздо проще. Вышел вместе с родителями из дома, пошатался по району и вернулся досыпать. На следующий день поймал какого-нибудь старшеклассника, попросил написать записку «от мамы» с объяснением прогула «по семейным обстоятельствам» и дело в шляпе. В век современных технологий этот способ не работает. Стоит тебе не явиться на первый урок, учитель тут же доложит о твоём отсутствии родителям, позвонив им или написав в чате. Но не расстраивайся, несколько хитрых способов всё-таки существует.
Смотрите также: Жениться на китаянке, или Любви все расы покорны
Видео
Съесть что-нибудь, чтобы сымитировать температуру
Второй акт предыдущей отмазки, где тоже важно не переборщить, а то будет очень неловко, да и тебе может стать по-настоящему плохо. В Интернете полно советов о том, как можно вызвать тошноту или температуру самостоятельно, можно капнуть йод на кусочек сахара и съесть его (фу) или слопать грифель от карандаша (двойное фу). Побочный эффект этой отмазки в том, что тебе может стать настолько плохо после эксперимента, что в больницу придется ехать уже без шуток — отправление и серьезное расстройство желудка обеспечены. На приеме у врача придется рассказывать, почему у тебя такое тяжелое состояние. Неловко!
Что по закону положено бесплатно
Семейная форма обучения предполагает, что образованием ребенка будут заниматься родители. Несмотря на это, часть расходов на обучение государство оставляет за собой. Вот за что не придется платить.
Учебники. Все нужные книги можно взять в школьной библиотеке: по закону все ученики имеют право бесплатно пользоваться библиотечными фондами. Но материалов для экспериментальных программ там может не оказаться.
Аттестация. Когда ребенок приходит сдавать экзамены, школа обязана организовать условия для этого: выделить помещение, назначить проверяющих. За все это родители не платят: брать деньги за аттестацию запрещено законом об образовании.
Когда именно будут экзамены и что на них спросят, школа определяет вместе с родителями. Дети на семейном обучении могут проходить программу в темпе и порядке, которые отличаются от тех, что в школе. Избежать аттестации вряд ли получится: во время экзаменов государство проверяет, действительно ли ребенок учится. Если ребенок сдаст тесты плохо, его могут вернуть в школу.
Участие в олимпиадах. Дети на семейном обучении могут участвовать в олимпиадах и творческих конкурсах наравне с остальными и получать льготы на поступление в вузы и денежные призы. Бесплатны только государственные олимпиады, некоторые частные конкурсы берут деньги за участие, но со всех учеников.
Помощь. Если ребенку тяжело дается учеба или есть сложности с социализацией, он может получить помощь в школе или специальных центрах: пройти профориентацию, проконсультироваться по поводу индивидуального учебного плана, позаниматься с логопедом.
«Встань пораньше и перед школой (пока никто не видит) вставай и кружись, кружись, кружись на одном месте. Потом резко останавливаешься и…Опа! Всё плывёт перед глазами! Потом иди к родителям и жалуйся:
— Мааам! Голова кружится, дай таблетку!
Дальше брешешь, что таблетка не помогает…Вуаля! Ты дома. Прокатывает, только имей ввиду — возможна «побочка» — может вырвать».
«А сегодня что, понедельник. Я думала, что воскресенье»
Летом мы не следим за днями недели, однако с 1 сентября придется это делать и отсчитывать дни до выходных. Если ты достаточно рассеянный человек и твои родители в курсе этого, то такая отговорка может сработать. Перепутать пятницу с субботой, записаться куда-то в один день, а пойти в другой, забыть о чем-то важном — если с тобой такое было, ты сможешь спокойно прогулять, но, максимум, первый урок, который ты проспишь, а потом родители тебя разбудят и покажут календарь. Это меньшее из всех зол, но, поверь, есть отмазки и получше.
«А ещё можно натереть свитер красным перцем (в пакете сухой возьми) и нюхай его. Гарантирую — будешь чихать, кашлять, а может даже и сопли!
Вместе с этим неплохо намазать нижние веки мятной пастой. Поболят глаза, конечно, но слёзы обеспечены»
Отмазки для родителей
💡 Отмазка
Самая простая и убедительная – ты заболел. Чтобы заболеть по-настоящему, достаточно помыть голову и с мокрыми волосами постоять на балконе, пока не замерзнешь. Еще можно стоять босыми ногами. Если мыть голову лень, то достаточно надеть мокрую футболку и провести на улице или балконе 20-30 минут, особенно в ветреную погоду. Но помни — за твое здоровье ответственность несешь только ты! Уже ночью у тебя будет болеть горло и начнется насморк, даже может подскочить температура. Однако не стоит болеть перед выходными или каникулами, а то есть шанс провести все свободное время, сморкаясь и глотая лекарства.
💊 Отмазка
Недомогание можно изобразить, предварительно долго умываясь очень горячей водой и хорошо натерев щеки жестким полотенцем. Ты выходишь из ванной с красными горящими щеками и сообщаешь, что у тебя очень болит голова. Тебя заставляют мерить температуру. Берешь градусник и натираешь его тонкую часть (там, где ртуть) об штаны. Или прикладываешь к батарее. Только не переусердствуй! Смотри, чтобы температура была не больше 38, а то тебе вызовут «скорую» и обман раскроется, да еще и скандал выйдет.
🗿 Отмазка
Можно сказать, что завтра ваш класс едет на экскурсию. Утром слишком долго собираться, чтобы родители торопили и говорили «Опоздаешь!» Потом уйти и вскоре вернуться расстроенным, сказав, что ты действительно опоздал и автобус уже уехал.
❄ Отмазка
Также можно уйти в школу и вернуться через 15-20 минут, сказав родителям, что в школе прорвало отопление, в классах холодина, ведутся ремонтные работы и всех распустили по домам.
🔥 Отмазка Или сказать, что в школе проходит медосмотр всех школьников. Медики сказали, что сегодня осматривают только девочек (или только мальчиков), или только 1-4 классы, а остальных распустили по домам.
Навигация по записям
Следующая статья: Следующая статья: Замки и дворцы Португалии: 15 самых сказочных мест
Исповедь отличниц: «Какой же я была дурой!»
Нет предела совершенству. С детства родители из лучших побуждений внушают нам, что нужно стараться и всегда выкладываться на полную. У половины класса двойки за контрольную, но ты не смотри на других, будь лучше. Знакомо? Мне – да. К счастью, в свое время от чрезмерной материнской заботы меня спас несносный характер. Получив в семье репутацию enfant terrible, а в школе несколько, о ужас, четверок, я лишилась медали, но обрела гораздо больше – душевный покой.
На моих глазах более правильные подруги-отличницы, которых мне ставили в пример, превращались в безропотных жертв родительских амбиций. Одну из них отец избивал за оценки, отличные от пятерок. Не знаю, как сложилась ее судьба после школы, может, прилежанием и усердной учебой она добилась определенных успехов, но в одном я уверена: нельзя лишать ребенка радостей детства. Ведь все мы родом оттуда и неизвестно, как сложится судьба человека, который годами был несчастен.
Как известно, лучшее – враг хорошего. Мы собрали истории бывших отличниц. Они честно рассказали, как стремление быть лучшими из лучших повлияло на их взрослую жизнь. Первую исповедь отличницы написала моя коллега.
Быть отличником – значит быть отличным от других людей. Я не думала о том, что это так и есть. С самого детства мне внушали, что быть отличницей надо, иначе никуда не пробьешься. Учишься на пятерки, постоянно выполняешь домашнее задание, готовишься ко всем олимпиадам, знаешь практически все и даже больше. Платишь за это тем, что всегда остаешься одиноким для своих сверстников, изгоем в классе, терпишь унижения и даже пытаешься наладить контакт, но у тебя ничего не выходит.
Плохо даже не быть отличницей – плохо, когда вместо поддержки ты получаешь тонну сарказма, издевок. Ты чувствуешь себя изгоем, на тебя давят не только ровесники, но и твой ум, и ты свои знания считаешь проклятием, нежели необходимым даром.
Я всегда сидела на первой-второй партах, ходила в очках, смиренно выполняла домашние задания, жертвовала своей личной жизнью, общением с родными, друзьями. Только в университете пришло понимание, что необязательно делать все идеально — просто надо знать, как это делать, чтобы создать впечатление, что ты все знаешь. Я окончила школу с медалью, получила красный диплом на филологическом факультете, однако все эти знания ничто по сравнению с тем, как ты можешь подать себя на работе. У тебя пять по языкознанию? Ничего не знаю, тебе нужно на сегодня выполнить это, это и это. Никому не важен твой красный диплом – важно то, как ты проявишь себя на рабочем месте, какую пользу принесешь обществу. Я поняла, что полученные знания надо проявлять на практике, иначе от этого больше проблем, чем пользы.
Наверное, единственный случай, когда мне помог перфекционизм, это когда я самостоятельно перед новым семестром села изучать греческий язык. Я пришла на занятия, зная больше того, что мы уже прошли, в результате на первой же лекции показала, что я уже освоила. И преподаватель после занятий предложила мне отправиться на стажировку в Грецию на полтора месяца. Так я впервые выехала за пределы России, изучила язык и других людей.
Если бы у меня была возможность прийти из будущего и сказать себе, что несделанное домашнее задание, невыученный экзамен еще не конец света, наверное, я по-другому бы воспринимала свою жизнь. Перфекционизм у меня везде — если сделать что-то глобальное, то это нужно сделать сразу за день, иначе возникают сомнения, стоит ли за это браться вообще.
Избавиться от перфекционизма очень сложно, но я стараюсь это делать время от времени. Где-то это помогает – выполнить все сразу идеально, где-то я распределяю глобальные цели на более мелкие. С этим можно жить, просто нужно знать, как воспользоваться этим даром, и не дать другим им злоупотреблять.
Хотя, с другой стороны, замечательно, что я прошла всю эту школу, получила горький опыт, научилась чему-то новому благодаря перфекционизму. Все, что ни делаешь, к лучшему, главное – правильно распорядиться плодами своих знаний.
История другой девушки еще более драматична. В погоне за отличными оценками она упустила то, что было куда важнее одобрения окружающих. Бессменными спутниками многолетней гонки стали комплексы и неврозы. С ними бывшая отличница борется до сих пор.
Мне 22, но я до сих пор с содроганием вспоминаю школу и сочувствую детям, для которых наступает День знаний, – у меня школьная жизнь оставила мало хороших воспоминаний.
Я всегда была «хорошей девочкой». Со стороны могло показаться – идеальный ребенок. Послушная, спокойная, тихая, не говорит, пока не спросят, выполняет все указания родителей, воспитателей в детском саду и учителей в школе. Меня воспитывали по знаменитым принципам «не высовывайся», «будь не хуже других», «делай, как я говорю».
Перед школой я умела читать, писать и считать. И все равно паниковала, что делаю это недостаточно хорошо. Первая учительница быстро заметила мои «таланты», прониклась симпатией к серьезной и молчаливой первокласснице и ставила оценки, практически не глядя, почти всегда – самые высокие. Даже по математике, в которой я, очевидно, успевала не лучше многих одноклассников. Мне, ребенку, который тянулся к похвале и одобрению, это и было нужно.
Я была лучше всех в классе по успеваемости, скорости чтения и чему-то еще, и к этой планке привыкла очень быстро. Привыкли к ней и мои родители. Ощущение того, что я лучше всех, похвала и высокие оценки, которые выводили учителя в дневнике, повышали мою самооценку и вызывали всплеск положительных эмоций – это было похоже на зависимость. В конечном счете гонка за оценками превратила меня в невротика с кучей комплексов.
Мое мнение о себе полностью зависело от того, как меня оценивают другие, в частности, учителя и родители. Поэтому позже, когда в университете просили самостоятельно оценить свою работу, я впадала в ступор.
Некоторые предметы действительно давались мне легко: почти все диктанты я писала без ошибок, с удовольствием читала все, что задавали по литературе, даже огромный список на лето. На уроках же по математике и химии я чувствовала себя беспомощной и ущербной — высокие оценки по этим предметам я получала редко, а это, напомню, было для меня катастрофой. В дни контрольных у меня были озноб, паника и страх — я не могла сосредоточиться, постоянно оглядывалась, чтобы посмотреть, сколько уже успели написать одноклассники.
Учителя с удовольствием записывали меня в списки участников олимпиад. Так я проводила за уроками еще больше времени, пропадала в школе даже на каникулах, дополнительно ходила к учительнице в другую школу, потому что моя преподавательница казалась мне недостаточно компетентной. И мне это нравилось! Я ходила в другую школу за несколько километров в дождь и сильный мороз – наверное, это какая-то форма мазохизма.
К шестому-седьмому классу за мной окончательно закрепилось и укоренилось определение «отличница», или «ботан», по-другому меня никто уже не воспринимал, в том числе и я сама. К этому времени я с ужасом понимала, что не могу подвести учителей, родителей и вдруг начать учиться хуже, чем было до того – от меня ждут результатов, на меня ставят, как на лошадь на скачках.
Постепенно на эту гонку стали наслаиваться другие комплексы: я стала стесняться того, что люблю читать, а не бегать по дискотекам, как одноклассницы, мне не нравились моя фигура, лицо, одежда. Добавьте к этому стресс от развода родителей, которого я стыдилась и старалась от всех скрыть.
Отношения с одноклассниками складывались не очень хорошо. В школе я считала, что дело во мне, но учительница на выпускном открыла тайну: многие завидовали моей «успешности», пока я завидовала их уверенности в себе, наличию парней и отсутствию комплексов.
Одиннадцатый класс стал одним из самых сильных потрясений в жизни – я как сумасшедшая просиживала дни и ночи за учебниками. Не замечала ничего, кроме книг, отменила для себя дискотеки и прогулки с друзьями. Никто из моего окружения не сомневался, что я поступлю в выбранный вуз, я же на полном серьезе боялась, что мне не хватит баллов. В списках абитуриентов я оказалась то ли первой, то ли второй по количеству набранных баллов — школьная эпопея наконец закончилась.
В университете все было по-другому: отметки обесценились, нужно было думать, анализировать и высказывать собственное мнение. Нас учили, что ошибаться не страшно, важен любой ответ — не только правильный. На первых курсах мне было сложно это принять – я привыкла к другой модели поведения. Но со временем я поняла, что вся моя гонка за оценками была бессмысленной, единственным результатом которой стал «комплекс отличницы», который до сих пор держит в постоянном напряжении. Мне по-прежнему нужно быть если не лучше всех, то не хуже других, боюсь браться за какую-то работу, если кажется, что не получится сделать ее хорошо. Я не могу назвать больше трех рабочих проектов, которыми я довольна, ведь можно было сделать лучше.
Ничего не хочу советовать родителям, потому что своих детей у меня нет, но с радостью смотрю на ребят, для которых школа — не центр вселенной, а оценки – не смысл жизни. Они не всегда послушны, но у них с детства есть своя позиция, они делают то, что им нравится, а к плохим оценкам по нелюбимым предметам относятся спокойно. По-моему, это более ценно, чем золотые медали и грамоты за успешную учебу, которые пылятся в коробках в шкафу. Свои дипломы, которые бережно хранит мама, я с радостью променяла бы на умение адекватно оценивать себя, спокойно реагировать на неудачи и чужое мнение.
Третья история – о том, как сложившаяся в детстве модель поведения разрушает жизнь повзрослевшей отличницы. Трудолюбивую девушку охотно эксплуатировали на работе, присваивая ее идеи. Стоило только ей подать голос – «слишком умную» сотрудницу уволили, попутно оклеветав.
Мне легко давалась учеба в школе, и я радовала маму стабильными пятерками и примерным поведением. Казалось, что так будет всегда. В университете тоже жилось легко. Мои ответы на зачетах и экзамена всегда были стабильно отличными. Казалось, что и дальше все пойдет по накатанной. Как бы не так!
На работе мне быстро объяснили, что я никто и звать меня никак. Чтобы чего-то добиться, мне приходилось засиживаться допоздна, вникая в суть дела, выполнять кучу дополнительной работы, в том числе за других. Я понимала, что опыт просто так не заработаешь, поэтому терпела и не роптала. Мне было тяжело, я недосыпала, практически перестала общаться с друзьями – на них у меня просто не было времени. С любимым человеком отношения тоже становились все прохладнее – я постоянно терзалась мыслями о своей неуспешной работе, была занята в выходные дни – какому мужчине это понравится?
Мне было важно закрепиться в компании и начать ползти по карьерной лестнице – я понимала, что это будет очень нелегко, учитывая количество приближенных к начальству дармоедов. Да, со временем я разглядела, кто и чего стоит в нашей компании. Основной костяк, стабильно стоящий на ногах, состоял из бездарей и карьеристов. В сущности, они были, наверное, неплохими людьми, но желание идти по головам, умение спихнуть с себя ответственность и пригрузить других своей работой заставляли меня видеть в них пусть не врагов, но уж никак не нормальных коллег.
Я мечтала однажды попасть в их орбиту и постепенно наладить работу компании. При этом я видела, что многие мои предложения, отвергавшиеся непосредственными начальниками, спустя время внедрялись в жизнь. Причем авторство теперь у них, разумеется, было другим. Это меня жутко бесило. Я понимала, что умнее и талантливее своего начальства, однако доказать это у меня не было никакой возможности.
Однажды я решила пойти ва-банк. Я записалась на прием к очень высокому начальству и пришла со своими предложениями. На следующий день мой непосредственный начальник предложил мне написать заявление по собственному желанию. Я недоумевала и не понимала, по какой причине я должна увольняться. После мне объяснили, что спустя час после моего визита в головной офис мой непосредственный начальник заявил, что эти разработки, которые я выдвинула как свои, были высказаны на общем собрании им и другими членами коллектива. Фактически я их просто доработала, присвоив авторство. Разумеется, все было не так. Меня оклеветали, причем самым подлым образом. Но кто бы стал в этом разбираться!
Так я лишилась работы. Любимый ушел, сказав, что не выдерживает конкуренции с моей привязанностью к работе. И теперь, когда бывшая отличница сидит и наматывает сопли на кулак, хочется спросить: почему так? Почему никто не сказал, что если ты неглуп и старателен, этого недостаточно, чтобы все получалось на отлично? Почему мои знания и стремление быть лучшей принесли дивиденды всем, кроме меня самой? Может, лучше было бы жить как все, не особенно напрягаясь? Сидеть в соцсетях во время работы, спать с начальником, зная, что можно быть при этом полной дурой и все равно не лишишься места, работать спустя рукава по принципу «лишь бы день прошел». Но я так не умею. Или стоит все-таки научиться?