Хорошо что не в школу
Какие отмазки можно придумать, чтобы не пойти в школу: 13 работающих способов
Мой тебе совет – не злоупотребляй, иначе потеряешь доверие и учителей, и родителей, прослывёшь заядлым прогульщиком, скатишься до двоек, троек и замучаешься разгребать последствия своих прогулов. Но разочек или два в четверть прогулять не грех.
Содержание:
Плохое самочувствие
Самая уважительная причина, чтобы сегодня, завтра (или всю неделю) не идти в школу – это плохое самочувствие. Именно для разыгрывания следующих ситуаций тебе пригодятся актёрские способности:
Изображая плохое самочувствие важно быть убедительным, страдая, но не переигрывая. Если обман вскроется, то в дальнейшем, когда тебе на самом деле будет плохо, родители могут не поверить. Поэтому слишком часто не злоупотребляй их доверием.
Хитрости
Предыдущим поколениям прогуливать школу было гораздо проще. Вышел вместе с родителями из дома, пошатался по району и вернулся досыпать. На следующий день поймал какого-нибудь старшеклассника, попросил написать записку «от мамы» с объяснением прогула «по семейным обстоятельствам» и дело в шляпе. В век современных технологий этот способ не работает. Стоит тебе не явиться на первый урок, учитель тут же доложит о твоём отсутствии родителям, позвонив им или написав в чате. Но не расстраивайся, несколько хитрых способов всё-таки существует.
Для великих махинаторов
Предупрежу сразу, этот способ действенный, но опасный. Если махинация вскроется, то можно нешуточно огрести, лишившись доверия, карманных денег, прогулок с друзьями и смартфона на неопределённый срок. Принцип тот же – выходишь вместе с родителями, гуляешь по округе и возвращаешься домой. Но! Сначала нужно подготовить почву. С вечера или рано утром втихаря берёшь мамин смартфон и пишешь в чате учителю: «Здравствуйте, Ваня (своё имя) завтра (или сегодня, если утром) не придёт в школу, так как пойдёт на приём к педиатру (поедем в деревню, у него болит живот, по тем же семейным обстоятельствам)». После отправки сообщение нужно удалить, но только у себя, обычно мессенджеры спрашивают «удалить у себя или у всех». Полученный ответ учителя тоже нужно удалить, чтобы скрыть следы преступления. Можно прогуливать? Не так всё просто. Дальше нужно найти дома или можно спросить в родительском чате (также с маминого телефона, но не забудь удалить, как перешлёшь к себе на телефон) образец заявления, в котором родитель должен письменно объяснить причину твоего отсутствия в школе. Писать заявление самому можно, если ты старшеклассник, можешь подделать родительский почерк и подпись. Нет, тогда попроси кого-нибудь из старших классов тебе помочь.
Маленькие хитрости
Не пойти в школу всего на 1 день можно с помощью таких хитростей, как:
Мой список хитростей иссяк. Буду рада, если ты дополнишь его своими беспроигрышными вариантами в комментариях. Напоследок посоветую: не прогуливай школу несколько дней подряд (спалишься запросто), чересчур не наглей и помни, что родители могут обидеться, раскрыв твои махинации. На этом всё. Пока.
Что делать, когда нет сил идти на учёбу
Почему иногда стоит устроить себе выходной посреди недели
Если школьник испытывает высокую учебную нагрузку, отдыха на выходных часто не хватает. Когда силы на исходе, стоит взять дополнительный день отдыха. Рассказываем, как сделать это с умом.
Разобраться в причинах
Недосып
Большинство старшеклассников с трудом просыпаетcя по утрам. Даже те, кто был жаворонком в детском саду и начальной школе, нередко с годами превращаются в сов. Профессор Оксфордского университета Пол Келли выяснил, что биологические ритмы школьников не совпадают с режимом учёбы в первую смену. По мнению исследователя, старшеклассникам следует приступать к урокам не раньше 10:00, когда их организм готов к продуктивной умственной работе. Успеваемость школьников, которые в рамках эксперимента начали учиться с 10:00, выросла на 19%. Вполне возможно, что и вы испытываете хронический недосып.
Если старшеклассник учится на отлично в первую смену — это не всегда означает, что ему комфортно рано вставать. Возможно, пятёрки такой ученик зарабатывает ценой своего здоровья. Даже если школьник не признаётся, что устал или настолько привык к жёсткому режиму, что не замечает утомления, перерыв пойдёт на пользу.
Полноценно отдохнуть от учёбы и выспаться не всегда удаётся в выходные, особенно выпускникам. Курсы, репетиторы и олимпиадная подготовка часто проходят с утра в субботу и воскресенье. Единственный способ восстановить силы и прийти в себя — пропустить школу. И лучше это сделать добровольно в виде небольшого отгула, пока организм не решил взять полноценный «отпуск» с температурой.
Переизбыток общения
Посещать большой разношёрстный коллектив каждый день — уже стресс для психики. Даже самому коммуникабельному человеку рано или поздно надоедает шум, необходимость общаться, быть вежливым и терпеливым. Провести день в уединении — возможность немножко соскучиться по обществу и перезарядиться.
Конфликты
Не всегда удаётся наладить приятельские или нейтральные отношения со сверстниками и учителями. Школьник может стать жертвой травли: постоянных придирок, насмешек или даже угроз со стороны других учеников и педагогов. В какой-то момент становится невыносимо даже думать о школе — это серьёзная причина не пойти на учёбу, а поговорить с родителями или другим близким взрослым.
Отличить невинное подтрунивание от жестокого обращения бывает нелегко, особенно если школьник не уверен в себе. Главный признак ненормальности ситуации — субъективное ощущение «мне не по себе», «мне некомфортно», «мне плохо, но я не могу объяснить, что не так». Чувство дискомфорта сигнализирует, что пора обратиться за помощью.
Информационная перегрузка
В течение дня школьник воспринимает не только факты и мнения, но и эмоциональные оценки. Мозг перерабатывает информацию от всех органов чувств и ещё дополнительно расшифровывает значение взглядов, улыбок, шуток, намёков. Школа — это пространство общения, в котором нужно учиться и успевать выстраивать отношения с окружающими.
Воспринимать лекции преподавателей, разговоры с учениками, чаты и переписки весьма энергозатратно. Поэтому от учёбы и контактов с окружающими тоже нужен отдых.
Стресс от оценивания
Подвергаться оцениванию в течение дня — серьёзное испытание. Администрация проверяет соответствие внешнего вида ученика принятому стандарту, учителя-предметники оценивают качество устных и письменных ответов, сверстники наблюдают за поступками друг друга. Полезно хотя бы изредка дать себе право не соответствовать ничьим нормам и ожиданиям, а побыть собой: надеть любимую одежду, ничего не отвечать и никуда не спешить.
Усталость от однообразия
День сурка может быть занятным в кино, а в жизни навевает скуку. Если каждый день приходится куда-то идти или ехать, хочется побыть дома. Если вокруг постоянно много людей, иногда хочется уединиться. Если в школе нужно сидеть за партой, а дома за столом делать уроки, возникает желание подвигаться. После череды шумных будней появляется тяга к тишине.
Выйти из привычного жизненного цикла полезно для мозга — новые впечатления стимулируют активность нейронов. Внезапный выходной лучше всего провести на свежем воздухе, например, отправиться на длительную прогулку.
Заручиться поддержкой родителей
Намеренно не пойти в школу может любой ученик, если об этом знают родители. Бывает, силы покидают внезапно с самого утра. В этом случае нужно честно рассказать о своей состоянии родителям и вместе принять решение.
Хорошо ещё в начале учебного года договориться о праве несколько раз пропустить школу по собственному желанию.
Что делать вместо уроков
Пассивный отдых
Чтобы восстановить силы, в первую очередь, следует выспаться и позавтракать без спешки. Можно полдня читать книги или наводить порядок в вещах и бумагах, которые давно требуют внимания. Бывает, что выходить на улицу совсем не хочется, но если сделать над собой небольшое усилие, вы будете благодарны себе за прогулку. Перед сном стоит принять ванну, особенно, если обычно на это не хватает времени.
Творчество
Выплеснуть накопившееся напряжение помогает рисование, музыка, танцы и другие виды творчества. Любимое рукоделие и кулинария позволят настроиться на спокойный лад и зарядиться энергией. Неожиданный выходной стоит посвятить занятиям, которые приносят удовольствие.
Спорт
Когда основная нагрузка — интеллектуальная, тело недополучает стимулов. Качественный отдых в таком случае — это активное движение. Степень нагрузки и новизны выбирайте сами: плавание и бег или прыжки на батуте и горные лыжи. Как вариант, можно снять одежду с велотренажёра родителей или достать коврик для йоги из шкафа, чтобы позаниматься по видеоурокам.
Образование
Отдыхать от школьных уроков можно даже учась. Увлекательные олимпиадные задачи, на которые часто не хватает времени, интересные и понятные онлайн-уроки по школьной программе — этому тоже можно посвятить выходной.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Лето кончается, а ребенок не хочет идти в школу. Что делать уже сейчас?
Директор говорит: «У вашего ребенка школьная дезадаптация»
— Зачем ребенка готовить к школе? Неужели психологической диагностики недостаточно?
— Есть такое страшное явление — школьная дезадаптация. Представьте, вызывает вас директор и говорит: «Забирайте чадо. У него школьная дезадаптация!» И стоите вы растерянный, испуганный, не знаете, что делать.
Школьная дезадаптация возникает тогда, когда ребенку в школе плохо и ходить он туда не хочет. Если ребенок послушный, он начинает страдать и болеть, саботируя посещение школы. Обмороки, головокружения, слабость, тошнота, даже температура — проявлений много. В любом случае, в школу он не идет по уважительной причине.
У моего самого одаренного и перспективного из моих десятерых детей, которого я сама как психолог диагностировала на психологическую готовность к школе, была дезадаптация. Ему очень не повезло с педагогом. Он попал в класс к непростому и тяжелому учителю, который транслировал свои психологические проблемы на учеников. Сын начал болеть. У него все время кружилась голова, першило в горле, он кашлял. За учебный год из восьми месяцев был в школе всего три. Но мой сын из тех детей, которые хорошо понимают «про надо».
А есть другие — дети-жизнелюбцы. У них большой запас воли, энергии, жизненных ресурсов. Такие дети не станут издеваться над своим организмом, они в школу просто не пойдут. Лягут на пороге.
Если у родителей вдоволь энтузиазма, они дотащат ребенка до школы, но жизнелюбец тогда будет срывать уроки. Именно по поводу таких детей директора обычно и говорят: «Заберите, он другим учиться не дает».
— Какая задача стоит в этом случае перед родителями?
— Сделать все, чтобы до болезни или протеста дело не дошло. Помимо того, что родителям имеет смысл позаботиться о выборе педагога, которому они доверяют, или хотя бы вникнуть, кто с ребенком будет постоянно взаимодействовать, нужно сделать еще три вещи.
Выяснить, а есть ли у ребенка мотивация, развита ли произвольность, и, конечно, важно обратить внимание на уровень развития интеллекта ребенка. Потянет ли он ту программу и требования, которые будут жестко предъявлены ему 1 сентября и в течение последующих 11 лет?
Новый пенал и стразики не могут быть мотивацией идти в школу
— Мотивацией вы называете «хочу или не хочу идти в школу»?
— Именно, и если хочу, то ради чего? Мотивация не бывает хорошей или плохой. Она бывает адекватной или неадекватной, той, которая помогает нам что-то делать или не помогает. Ребенок может в принципе не хотеть идти в школу 1 сентября.
— Почему же?
— Во-первых, потому что у него есть личный негативный опыт, если речь идет о школьниках.
Во-вторых, если негативный опыт был у других. Например, он видел, как папа хватался за ремень, мама орала, оба родителя заставляли переписывать тетради старших братьев-сестер, а те рыдали ночью над уроками от усталости. Разумеется, ребенок, которому предстоит идти в школу, скажет: «Спасибо, не надо. Я лучше дома посижу».
Наша задача, если семья многодетная, никогда не разбираться со старшим в присутствии младшего, чтобы не отбить у младших желание ходить в школу.
Не критиковать учителя, даже если есть, за что. Не говорить о том, что в школе может быть плохо, опасно или трудно. Не показывать ситуации, когда со школой связаны какие-то неприятные эмоции.
— А если это уже произошло: уже ругали старших, уже хватались за ремень, уже плакали ночами?
— Это не конец света. У всех детей есть природное любопытство, они, естественно, хотят проверить сами, действительно ли там все так ужасно. На этом и надо сыграть. Задача — подогреть интерес, рассказывая про школу как про место, где будет происходить нечто полезное и замечательное, а не пугать реалиями.
Если ребенок хочет идти в школу, то важно, чтобы кроме неадекватной мотивации была адекватная.
Неадекватная мотивация — это ситуация, когда ребенку одиноко, не хватает общения, нет друзей и он хочет в школу, чтобы играть и общаться.
Общаться там ему не дадут, ведь перемены короткие, а на уроках нельзя.
Задача родителя — организовать ребенку летом интенсивное общение со сверстниками. Помогите найти ему друзей в кружке, лагере, на даче. У ребенка должен быть опыт тусовки, чтобы школа не стала единственным местом, где он, наконец, увидит детей. Он должен за лето наиграться, наболтаться и наобщаться с ровесниками.
Неадекватной мотивацией также является внешняя мотивация: хочу в школу, потому что мне купят суперский портфель, модный пенал и бант со стразиками. Поверьте опыту: стразики отваливаются, пенал надоедает за месяц, портфель пачкается и, значит, ходить в школу становится незачем. Если школа ассоциируется у ребенка с разными предметами, которыми ребенок будет обладать, надо нащупать иную мотивацию, на которую можно опереться.
— Но для многих родителей это действительно мощный аргумент: «Еще мы купим тебе портфель!» Что делать?
— Просто спросите ребенка: почему ты думаешь, что в школе хорошо? Чего больше хочешь, как себе представляешь будущий год?
Еще лучше вы поймете мотивацию ребенка через игру «директор-ученик». «Давай ты будешь директор, а я ученик, — говорите своему чаду. — Раз ты директор, то должен сделать мне расписание уроков на каждый день».
Он составит его (по собственному опыту или опыту старших детей), и если там каждый день «рисование», «музыка» и «физкультура», значит, у него нет учебно-познавательной мотивации. Значит, у вашего ребенка мотивация игровая и он ходит в школу, чтобы хорошо провести время, потому что не наигрался и не наобщался.
Мотивацию в детях убивают родители
— Как же понять, что мотивация адекватна и ребенку есть на что опереться?
— Адекватная мотивация — познавательная. Желание узнавать новое, любопытство — вещь врожденная. Не важно, к каким предметам есть любопытство, важно, чтобы хоть что-то было интересно. Но врожденная мотивация легко умирает в человеке. И убивают ее родители.
— Что-то не верится.
— Сидит ребенок и ест песок в песочнице. Что делает родитель? Бросается песок выковыривать, мыть рот с мылом и проводить воспитательную работу.
Стоите вы у подъезда, обсуждаете с соседями повышение тарифов ЖКХ, а ребенок вынимает в это время все, что есть в мусорном ящике. Что скажете? «Да что ты делаешь?! — начнете вы возмущаться. — Посмотри, в каких туфлях и рубашке я тебя на улицу вывела, а ты поросенок… Да мы в музыкальную школу шли записываться».
А если ребенок розетку вилкой ковыряет? Бросимся не только спасать, но и орать и наказывать. Или когда выясняем с мужем, куда ушел семейный бюджет, а ребенок подходит и спрашивает: «Ма, почему у вороны башка черная?» Уверяю вас, вы скажете: «Не видишь, что мы заняты? Отойди, деточка, в углу посиди тихо».
Родителям нужен спокойный ребенок, который сидит и рисует домик с солнышком, а если мы с соседкой болтаем, то стоит молча и не встревает.
А ребенок, у которого высокая познавательная активность, который проверяет мусорный бак, вкус песка, глубину луж и раскручивает розетки — такой ребенок для нас неудобный.
— Ну не разрешать же розетку разбирать?
— Принцип простой. Все, что не убивает – все можно!
«Розетку раскручивать не будем, а мусорный бак, ну что делать, проверяй. Песок не очень хорошо есть, смекту потом попьем. Ладно, узнай, какой он на вкус», — вот так правильно рассуждать.
Познавательную активность важно в ребенке поощрять.
Финляндия много лет выигрывает все мировые конкурсы по лучшей подготовке детей к школе. И тут колоссальная заслуга не только учителей, но и родителей, которые очень многое детям позволяют
На это ориентировано все: и среда, и люди. Финны выводят своих детей на улицу в клеенчатых штанах на лямках и позволяют идти измерять глубину луж. Это правильно, потому что это единственная возможность освоить мир своим телом и всеми органами чувств. Никто не кинется в Финляндии бить ребенка, если он стал есть песок. Наберитесь терпения, позвольте и вы своему ребенку осваивать вселенную.
Как до ребенка донести, что от его усилий многое зависит
— А можно ли эту познавательную мотивацию поощрять и развивать кружками?
— Я — противница раннего развития. Кружки — это хорошо, потому что прекрасно развивают произвольность (учат терпеть и смиряться). Но еще чаще они убивают познавательную активность. Если у маленьких детей больше двух кружков, то это катастрофа.
Ребенок не способен к успешному участию во всех мероприятиях. Дети с родителями связаны как сообщающиеся сосуды.
Чем выше у нас познавательная активность, чем больше мы пытаемся транслировать на детей информацию, впихнуть их в большее число кружков, тем меньше собственной активности у ребенка.
У активных родителей обычно пассивные и амебообразные дети. Родителям важно дозировать свое участие, потому что познавательная активность должна идти изнутри, а не снаружи.
— Кроме познавательной мотивации, должна же быть еще какая-то?
— Учебная. Но она практически не встречается. Если я, взрослая женщина, не умею кататься на коньках, то, как вы думаете, я вчера тренировалась? А позавчера? Хожу ли я каждый день на лед? Подскажу сразу. Нет, я и не делаю никаких усилий, чтобы исправить эту ситуацию. В этом вопросе у меня напрочь отсутствует учебная мотивация.
Учебная мотивация — это ситуация, когда человек не умеет, не может, но делает, старается, в надежде, что станет лучше. Направлена эта мотивация может быть куда угодно. Сейчас не могу, но постараюсь и когда-нибудь смогу.
Моя младшая дочь плачет на фигурном катании, потому что больно делать растяжку, сложно прыгать. И когда я ее спрашиваю: «Ну что, больше не пойдем?» – она плачет, но отвечает: «Пойде-е-е-е-ем!»
Я не могу, но преодолеваю, делая усилие. И это касается не только спорта, но и уроков. Моя малышка, у которой не получается математика, каждый вечер говорит: «Мам, давай позанимаемся».
Готовность потрудиться, чтобы похвалили, наклеили наклейку, дали медаль, позволили выступить на конкурсе — это большая редкость!
Помните, в советских школах оценивали детей по прилежанию. Ты можешь не до конца справиться с заданием, но если я вижу, что ты постарался, я тебя поощряю. У ребенка должен быть опыт преодоления и усилия, и этот опыт тоже надо поощрять.
Нужно до ребенка донести, что от его усилий многое зависит. Объяснить, что для нас не важна формальность — баллы за тест — зато важно, как он к тесту готовился. Учебную мотивацию можно взрастить через позитивное подкрепление: наше восхищение, доброе слово, подарок, свое свободное время.
У ребенка должно быть на рефлекторном уровне: если делаешь хорошее, то мы тебя поощряем. Но только не увлекайтесь деньгами, чтобы это не превращалось в бартер.
Помните, на заводах раньше были доски «Мы гордимся…»? Заведите такую штуку дома. Пишите ребенку благодарственные письма, вывешивайте туда грамоты, рисунки и медали. У ребенка должно быть зримое подтверждение, что все, что он делает — не зря! Положительное подкрепление должно быть не только на слуху, но и на глазах.
— Но школа — это не только «я хочу», это еще и «надо».
— Есть еще и третий вид мотивации — социальная. Это ситуация, когда ребенок хочет идти в школу, потому что знает, что у всех в мире есть дело! Все делают что-то полезное для человечества. Папа работает, мама обеспечивает порядок и уют. А у тебя какое дело?
Важно донести до ребенка, что у него есть дело: «Ты ученик! Для всей страны важно, как ты учишься здесь и сейчас. Когда через 20 лет кому-нибудь нужно будет вырезать аппендицит, а ребята, которые плохо учились в школе, не знают, где он — справа или слева, — хочешь к такому доктору? А понравится ли тебе инспектор, который не знает ПДД? А согласишься сесть в машину, которую собирал двоечник, так и не разобравшийся, как работает двигатель внутреннего сгорания? Или если загоревшуюся в твоем доме электропроводку станет тушить водой пожарный-двоечник? Тебе понравится?
Понимаешь, как важно хорошо учиться? От этого зависит будущая жизнь нас всех! Вылечит ли нас доктор, будем ли мы в безопасности, хорошие ли дома построят и самолеты соберут. Мы тобой гордимся, если ты учишься без дураков здесь и сейчас. Ты работаешь на нас всех!»
От того, как ребенок учится в начальной школе, зависит его дальнейший путь. Начальная школа — это не запихивание знаний, не обучение чтению и письму и тому, что Москва – столица нашей родины. Это и дома рассказать можно. В начальной школе учат учиться, добывать и обрабатывать информацию, систематизировать ее.
Именно поэтому родители должны говорить о значимости роли ученика. Именно поэтому мы дарим ребенку отдельный стол, где никто не может трогать его вещи. Его стол, его портфель, его дела. Ребенку важен статус — не только обязанности, но и права, потому что тогда он становится уважаемым членом общества. И это замечательная мотивация, которая поможет ему все 11 лет в школе делать над собой усилие и идти дальше.
6 самых главных трудностей первоклассников
На что чаще всего жалуются учителя и сами дети
Елена Ульева педагог, автор книг для детей и родителей
Многим сегодняшним детям начало первого класса дается с трудом. При этом родители, вспоминая свои школьные годы, могут не придавать значения трудностям первоклашки, списывать их на адаптацию к школе. Как быть внимательным к ребенку и в то же время избежать гиперопеки? Какие особенности ребенка могут осложнить ему школьную жизнь?
Как понять, что у ребенка проблемы в школе
В новой обстановке ваш малыш может столкнуться с самыми разными проблемами. Помочь ему с ними справиться надо вовремя, не дожидаясь, когда они нарастут, словно снежный ком. Как же узнать, что у ребёнка в школе все в порядке или, наоборот, возникли трудности?
Во-первых, установите доверительные отношения. Ребенок должен знать, что в ответ на его рассказ о школьных делах вы не отругаете его, не будете стыдить, смеяться или отмахиваться.
Во-вторых, наблюдайте. Если ребенок настроен на позитив, активен, весел, не болеет, у него хороший аппетит и крепкий сон, значит, с ним всё в порядке. Какие же изменения в поведении говорят о том, что его чтото беспокоит?
В-третьих, проведите тесты на основе рисунков ребёнка. Например, его самооценку можно определить с помощью теста «Лесенка». Нарисуйте лесенку и попросите малыша расположить на ней детей из класса и его самого: наверху — самых лучших ребят, внизу — самых плохих. Где он поместит себя, а где остальных? В результате вы увидите, кто ему нравится из детей, кого он недолюбливает, как оценивает себя.
О состоянии малыша может много сказать даже обычный рисунок. Если на рисунке много чёрного цвета — психика ребёнка угнетена. Много красного — он возбуждён, не исключена агрессия. Если ребёнок себя изображает маленьким, без каких-либо деталей и частей тела, это говорит о низкой самооценке.
Бывает, ребёнку трудно высказать и сформулировать свою проблему. Помогите ему сделать это, используя «ты-предложения». Например: «Ты расстроен. Тебе тяжело. Что-то беспокоит тебя. Что-то тебя расстроило. Вспомни тот момент, когда у тебя испортилось настроение и ты расстроился». Выяснив причину, уже легче будет преодолеть саму проблему.
Не предъявляйте завышенных требований
Для родителей ребенок — самый лучший, самый умный, самый замечательный. И учиться должен лучше всех. А как же иначе?
Когда малыш вдруг начинает приносить из школы плохие оценки, у родителей случается паника. Как же так? Самый лучший ребёнок плохо учится? Не может быть! Родители, завышенные ожидания которых не оправдались, порой начинают давить на малыша, стыдить, ругать, заставлять его заниматься день и ночь, добиваясь отличного результата.
Зная, что его ждёт наказание, малыш начинает врать, отдаляться от родителей. Из-за этого страдают все. Родители не имеют душевной связи со своим ребёнком. Малыш остаётся наедине со своей проблемой, считая, что он расстраивает родителей, что они недовольны им, что для них важен не он, а его идеальные поступки и хорошие оценки. Как ребёнок в этом случае будет относиться к учёбе в школе? Как к ненавистной повинности.
Каждый ребёнок хочет быть хорошим, каждый ребёнок хочет, чтобы его хвалили. Поэтому любовь родителей должна быть безусловной. Когда малыш знает, что он самый хороший, несмотря ни на что, это мотивирует его становиться ещё лучше. А с ошибками всегда можно справиться, особенно когда родители в этом помогают.
Начните хвалить ребёнка за то, что у него получается: «Справился с этим, одолеешь и другие задания. Всё у тебя получится!» Возможно, ему не даётся какойто один предмет, но зато отличные результаты по другим.
Подскажите ребёнку алгоритмы решения задач, примеров, написания упражнения. Выработайте способ оптимального выполнения домашнего задания, и ваш ребёнок скажет вам спасибо!
Учитывайте индивидуальные особенности
Не секрет, что каждый человек приходит в этот мир особенным — ни на кого не похожим. Он не хуже и не лучше других. Но он не чистый лист! У него уже есть свой темперамент, свои особенности личности. А уж как он реализует их, будет зависеть от родителей, окружающей среды и от него самого. Сможет ли он раскрыть и развить свои способности? Как реализуются его психологические качества? Станут положительными или отрицательными? Каким человеком он станет? Конечно, каждый родитель мечтает, что его ребёнок будет идеальным. Но так не бывает.
У каждого человека есть недостатки. И каждый из недостатков неизбежно будет мешать учиться. Торопливость не будет давать возможности сосредоточиться. Изза медлительности ребёнок будет отставать. Поэтому, в зависимости от недостатка, нужно выбрать методы их исправления. Итак, ваши задачи:
Если ребенок обидчивый
Оказавшись в новом детском коллективе, ребёнок порой не понимает, как себя вести, когда тебя обижают, обзывают, отнимают твои вещи. Жаловаться? Давать сдачи? Плакать? Научите сына или дочь давать отпор обидчикам: «Меня нельзя обижать! Я хороший!», «Кто обзывается, сам так называется!», «Это моя игрушка. Надо спросить разрешения».
Объясните малышу, что не стоит обижаться на злых людей, не надо плакать. Эти люди, увидев, что тот, кого они хотят задеть, не реагирует, не плачет, что он уверен в себе и даёт им отпор, теряют к нему интерес. Играть и общаться нужно с хорошими ребятами, их тоже много, а злых оставить в стороне и не обращать на них внимания.
Как помочь легко возбудимому ребенку
Есть дети, которые ни минуты не сидят на месте. Они легко возбудимы, им трудно успокоиться. Это обусловлено особенностями нервной системы. «Перепрограммировать» её, конечно, нельзя, но вот направить энергию маленького непоседы в нужное русло, научить ребёнка контролировать себя нужно.
Помогите малышу научиться успокаиваться, когда это необходимо: делать дыхательные упражнения, контролировать эмоции, гасить агрессию, беспокойство. Подберите занятия по душе, которые приучат малыша работать сосредоточенно в течение некоторого времени (чтение интересной сказки, раскрашивание машинок, работа с конструктором). Постепенно увеличивайте время таких занятий, и сын или дочь станет более усидчивым.
Как преодолеть стеснительность
Бывает так, что ученик всё знает, но стесняется отвечать у доски, волнуется, нервничает и изза этого получает плохие оценки. Как ему помочь, например, рассказать перед всем классом стихотворение? Сначала нужно как следует выучить его. Затем вместе отрепетируйте выступление: пусть ребёнок продекламирует стихотворение перед зеркалом. Потом пусть расскажет стихотворение своим друзьям или близким (и услышит от них слова восхищения и поддержки). После всего этого он великолепно прочитает стихотворение на уроке.
Постарайтесь повышать самооценку ребёнка, внушайте, что у него всё получается, ему нечего стесняться, поддерживайте его и почаще хвалите.
Если ребенок медлительный
Первоклассник начал писать крючки и отвлёкся, так и не дорешал задачу, не смог дочитать рассказ, устал. Кто из родителей школьников не сталкивался с подобными проблемами? Как же помочь своему малышу, который, скорее всего, является флегматиком?
Флегматики — это люди, которые никогда никуда не торопятся. А зачем? Они не привыкли спешить. Но в школе необходимо всё делать вовремя. Весь класс не будет ждать, пока маленькая черепашка допишет крючки. Да и дома растягивать время плохо, нельзя же с домашней работой сидеть до ночи.
Чтобы флегматик привыкал делать всё быстрее, пробуйте устраивать соревнования, давать в помощь часы, мотивировать. Надо научить ребёнка организовывать свой учебный или трудовой процесс. Работать нужно по плану:
Как бороться с невнимательностью
Как же страдают многие первоклассники от невнимательности! Ребёнок, имеющий данный недостаток, не может ни на чём сосредоточиться. Он забывает, о чём думал только что, постоянно отвлекается. Его мысли скачут, как мячики. Как же преодолеть этот недостаток?
В начале учебного года ребенок ещё не умеет сам собираться в школу. Ему нужно сделать все задания, сложить учебники в портфель, не забыть сменку и спортивную форму. И это пока для него сложно. Поэтому заранее готовьте малыша к выполнению разных важных дел. Отработайте с ним алгоритм: сначала, потом, в конце. Научите его контролировать выполнение, проверять, что получилось. От простых дел — принести, подать, переходите к сложным — приготовить, накрыть на стол. Это научит школьника организовывать свою работу, поможет развить внимательность, стать взрослым, самостоятельным человеком.
Если ребенок слишком торопится
Некоторые дети так торопятся, делая уроки, что совершают массу ошибок. Между тем выполнение школьных заданий требует сосредоточенности, вдумчивости. И вообще, откуда берётся этот недостаток? Зачастую мы сами постоянно дёргаем малыша. «Быстрее!», «Что ты копаешься?», «Я долго буду тебя ждать?» — то и дело слышит ребёнок. И привыкает всё время спешить, торопиться, суетиться.
Поговорите с сыном или дочерью о том, что есть дела, которые важно сделать правильно, а не быстро. Есть даже такая пословица: «Быстро хорошо не бывает». Поэтому не торопите своё чадо, когда оно осваивает новые навыки, например, навыки письма, чтения, счёта. Это для нас, взрослых, читать, писать, считать очень легко и просто, а малышу нужно время, чтобы освоить эти действия.
Объясните, что, торопясь, ребёнок сделает столько ошибок, что потом придётся всё переделывать, и времени он затратит гораздо больше. Пусть привыкнет делать домашние задания не столько быстро, сколько хорошо.
Статья предоставлена издательством «Стрекоза»