Хорошо что тускнеют сугробы
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №2, упр. 687, с. 128
687. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
• Какие глаголы употреблены в переносном значении?
1. Хорошо, что тускнеют сугробы. Хорошо, что окошки блестят. (И. Кобзев) 2. А вечером снова приходит 2 зима, ручьи запирает на ключ. 5 (Е. Трутнева) 3. Скоро гости к тебе соберутся. 4 Сколько гнёзд понавьют, посмотри! (И. Никитин) 4. Всё растёт на свете, выросли и дети. (В. Инбер) 5. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазок продирает. (Пословица)
Слова с чередующимися гласными в корне:
блестят, запирает, соберутся, растёт, выросли, продирает.
В переносном значении употреблены глаголы приходит (зима), запирает.
(повеств., невоскл., распр., двусост., не осложнено)
А вечером снова приходит 2 зима, ручьи запирает на ключ. 5
(повеств., невоскл., в конце ставится точка; осложнено однородными сказуемыми, ставится запятая)
Выпишите слова с безударными гласными в корне объясните правописание этих слов
ГДЗ диктанты по русскому языку 6 класс Задание: § На небе разгорается заря Я пробираюсь узкой дорожкой
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и собираются удержать меня. Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля и кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоит присесть, и сразу увидишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. Здесь мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.
Грамматические задания:
1. Фонетический разбор слова: ягоды, колосья.
2. Выписать слова с чередующимися гласными в корне и объяснить их написание.
Выписать слова с проверяемыми гласными и подобрать к ним проверочные слова.
3. Синтаксический разбор предложения.
Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи.
С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод.
ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §112. Буквы е — и в корнях с чередованием. Упражнение №648
Решение
Выпишите слова с безударными гласными в корне объясните правописание этих слов
ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §112. Буквы е — и в корнях с чередованием. Упражнение №648
Решение
ГДЗ диктанты по русскому языку 6 класс Задание: § На небе разгорается заря Я пробираюсь узкой дорожкой
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и собираются удержать меня. Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля и кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоит присесть, и сразу увидишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. Здесь мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.
Грамматические задания:
1. Фонетический разбор слова: ягоды, колосья.
2. Выписать слова с чередующимися гласными в корне и объяснить их написание.
Выписать слова с проверяемыми гласными и подобрать к ним проверочные слова.
3. Синтаксический разбор предложения.
Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи.
С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод.
Гласные звуки
Ноя 16
Гласные звуки
Ответы к стр. 39 — 48
Упражнение 82, с. 39
82. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.
Смысл пословицы: тебе некогда будет скучать, если будешь занят делом.
Упражнение 83, с. 39
83. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы и числа.
В русском языке гласных звуков 6.
Звуки можно обозначить так: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки:
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю,я.
Упражнение 84, с. 39
84. Рассмотрите рисунки. Подпишите под рисунками названия предметов.
Упражнение 85, с. 40
85. Произнесите слова. Послушайте их звучание.
1. Клён, мост, лён: [о].
2. Мел, кекс, эх: [э].
3. Крюк, куст, трюм: [у].
4. Мяч, сад, ряд: [а].
Упражнение 86, с. 40
86. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
я, а, о, ё
Шля́па, лётчик, кáрта, моря́к, пóле.
Ёжик, óслик, я́стреб, áист.
Упражнение 87, с. 40
87. Прочитайте. Нарисуйте к стихотворению картинку.
Упражнение 88, с. 41
88. Прочитайте. Какое правило вам напомнило это стихотворение? Запишите выделенные слова без скобок.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Гóры, трáвы, мóре, дéло!
Вот теперь напишем смело!
Правило о правописании слов с безударным гласным звуком в корне.
Г о рá, тр а вá, м о ря́, д е лá.
Упражнение 89, с. 41
89. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, а, о, е
рекá — рéчка бéрег — б е регá
м о ря́к — мóре п и сьмó — пи́сьма
дождь — д о жди́ грач — гр а чи́
стр и жи́ — стриж нóжик — н о жи́
Упражнение 90, с. 42
90. Прочитайте. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
щ ё ки — щ е кá м я ч — м я чи́
з ё рна — з е рнó л и ст — л и сты́
с ё стры — с е стрá шк а ф — шк а фы́
зв ё зды — зв е здá хл е б — хл е бá
Упражнение 91, с. 42
91. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
(в е твь) в е тви́стый (кр и к) кр и кли́вый
(гл а з) гл а знóй (с ó сны) с о снóвый
(х ó лод) х о лóдный (в ó здух) в о здýшный
(в é чер) в е чéрний (д а ль) д а лёкий
Проверочные слова отвечают на вопрос что? Проверяемые — какой?
Упражнение 92, с. 43
92. Прочитайте. Распространите каждое предложение подходящим по смыслу словом из упр. 91. Впишите эти слова.
Упражнение 93, с. 43
93. Прочитайте выразительно.
Над рекой — Береги его,
родной уголок, не гаси,
А в окне — От него светлей
золотой огонёк. на Руси.
Автор говорит о том, что каждый должен беречь свою семью, своих родных, родные места. От этого станет мир лучше и светлей.
Проверяемый безударный гласный в корне слова: р е кой (р é ки), р о дной (р ó дненький), о кне ( ó кна), з о лотой (з ó лото), бер е ги (бер é чь), св е тлей (св е т). Подбираем проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
Непроверяемый безударный гласный в корне слова: зол о той. Надо запомнить.
Имя собственное: (на) Р уси. Пишем с заглавной буквы.
Упражнение 94, с. 44
94. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
(пли́тка) плитá (сáдик) сады́
(гóрка) горá (хóлмик) холмы́
(свéчка) свечá (двóрик) дворы́
(спинкá) спинá (цвéтик) цветы́
Упражнение 95, с. 44
95. Прочитайте.
1. Осенью над рекой туман. 2. На скале стоял горный козёл. 3. На дворе играют котята. 4. Лесник охраняет наши леса. 5. В норе живёт лиса.
а) подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы;
Л е сни́к охр а ня́ет на ши л е сá.
б) выпишите из предложений три слова с безударным гласным в корне. Перед каждым словом запишите проверочное.
(Р é ки) р е кóй, (ск á лы) (на) ск а лé, (к ó злик) к о зёл, (л е с) л е сни́к.
Упражнение 96, с. 45
96. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке. Обозначьте в словах ударение.
Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной, хвосточек льняной.
Сквозь полотнó проходит,
Конец себе находит.
Отгадка: иголка с ниткой. Иголка стальная, нитка льняная, игла проходит сквозь ткань, пока нитка не заканчивается.
(Нос) носóчек, (хвост) хвостóчек, (зóлото) золотáя, (сталь) стальнóй.
Упражнение 97, с. 45
97. Прочитайте. Обозначьте ударение.
что делает? хвáлит — что делать? хв а ли́ть
что делает? кóрмит — что делать? к о рми́ть
что cделает? сп и́ шет — что сделать?сп и сáть
что делает? дéржит — что делать? д е ржáть
что делает? лéчит — что делать? лечи́ть
что делает? смóтрит — что делать? смотрéть
что cделает? скáжет — что сделать? сказáть
что делает? дáрит — что делать? д а ри́ть
Упражнение 98, с 46
98. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, е, о, я, а
Ш и рóкие п о ля́, л е снáя тр о пá, ст а льнóе к о льцó, м о рскáя в о лнá, гр а чи́ное гн е здó, п о левóй цв е тóк, с о снóвые л е сá, цв е тнóй к о вёр, я дови́тые гр и бы́.
Берегите сосновые леса!
Упражнение 99, с. 46
99. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.
Упражнение 100, с. 47
100. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Впишите пропущенные буквы.
Упражнение 101, с. 47
101. Прочитайте. Отгадайте загадки. Впишите пропущенные буквы и слова-отгадки.
Клейкие почки, з е лёные л и сточки.
С белой к о рой ст о ит над г о рой.
Никто не пугает, а вся дрожит.
Упражнение 102, с. 47
102. Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним (слово, близкое по значению). Запишите его.
дети — ребята
школьник — ученик
путь — дорога
узор — рисунок
Упражнение 103, с. 48
103. Прочитайте пары однокоренных слов. Вставьте пропущенные буквы.
р и с/ýнок — р и с/овáть (надо запомнить)
р о с/á- р о с/и́нка (р ó сы)
св и ст/óк — св и ст/éть (св и ст/)
сн е ги́р/ь — сн е гир/ёк (сн е г)
с о р/и́нка — с о р/и́ть (с о р/)
сáх а р/ — сáх а р/ница (надо запомнить)
вéт е р/ — вет е р/óк (надо запомнить)
п о гóд/а — п о гóд/ка (надо запомнить)
Упражнение 104, с. 48
104. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные буквы и слова.
1. На ябл о не растут ябл о ки. 2. Гвоздь забивают м о л о тком. 3. Квакает л я гушка, в о рона каркает, а с о бака лает. 4. На л е сной п о лянке созрела з е мл я ника. 5. М а лина — ягодный кустарник. С е нтябрь — осенний месяц.
§ 112. Буквы е — и в корнях с чередованием
Определите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида?
646. Подберите и запишите однокоренные глаголы в той же форме, что и данные ниже слова.
Сдираю (раз-, про-, от-). Запереть (от-, под-). Подтереть (вы-, до-, за-, ис-, на-, с-, рас-, про-, от-, об-, пере-, по-). Перестилает (за-, на-, до-, под-, рас-, у-). Собираешь 2 (из-, за-, на-, недо-, раз-).
648. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. • Какие глаголы употреблены в переносном значении?
1. Хорошо, что тускнеют сугробы. Хорошо, что окошки блестят. (И. Кобзев) 2. А вечером снова приходит 2 зима, ручьи запирает на ключ. (Е. Трутнева) 3. Скоро гости к тебе соберутся. 4 Сколько гнёзд понавьют, посмотри! (И. Никитин) 4. Всё растёт на свете, выросли и дети. (В. Инбер) 5. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазок продирает. (Пословица)
649. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя корень во всех глаголах. Какие правила нужно применить, чтобы верно написать безударные гласные в этих корнях?
1. За всё б..рётся, да не всё уд..ётся. 2. Отл..жил на осень, а там и бросил. 3. Мягко стелет, да ж..стко спать. 4. Без заботы и репу (не)выр..стишь. 5. Шерсть стриги, а шкуру не д..ри. 6. Чего (не)пол..жил — (не)б..ри. 7. Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет. 8. Скупой зап..рает крепко, а потчует редко.
Из предложения 1 4 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне загрязнение
Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) отр..сль, сокр..щать, р..скошный
2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания
3) благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ
4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
1) д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна
2) выч..тать, д..сант, ч..рстветь
3) д..алог, зап..рать, выл..ли
4) бл..снуть, д..серт, нагр..вающий
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
1) инт..нация, м..ссажер, предл..жение
2) б..гаж, к..мбинат, накл..ниться
3) г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать
4) погл..тить, в..лейбол, прил..жение
4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) неприм..римый, кам..ра, ном..р
2) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант
3) нам..реваться, изм..рять, м..рцание
4) зам..рли, зам..рающий, сум..рки
5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?
1) к..лонна, водор..сли, б..калея
2) раздр. жать, нагр..дной, ав..нгард
3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти
4) усл..жнять, в..робьиный, прил..скать
6. Из предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.
(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.
7. Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне
(1)Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.
8. Из предложений 21—24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.
(21) Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…
9. Из предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
10. Из предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.
(6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
11.Спишите. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.
Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.
1. — 2)
2. — 3)
3. — 4)
4. — 3)
5. — 3)
6. — растут, растений, выросшие
7. — растений, неразлагающихся
8. — коснуться, касаемся
9. — поклонялись, умирала
10. — загорелых (загорелые, загорелый)
Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. • Какие глаголы употреблены в переносном значении? 1. Хорошо, что тускнеют сугробы. Хорошо, что окошки
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Выпишите слова с чередующимися безударной гласной в корне ночью
ГДЗ диктанты по русскому языку 6 класс Задание: § На небе разгорается заря Я пробираюсь узкой дорожкой
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и собираются удержать меня. Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля и кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоит присесть, и сразу увидишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. Здесь мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.
Грамматические задания:
1. Фонетический разбор слова: ягоды, колосья.
2. Выписать слова с чередующимися гласными в корне и объяснить их написание.
Выписать слова с проверяемыми гласными и подобрать к ним проверочные слова.
3. Синтаксический разбор предложения.
Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи.
С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод.
Тесты по русскому языку «Чередующиеся гласные» с вариантами ответов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕСТ №1 (3 варианта с ответами)
Чередующиеся гласные в корне слова
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?
1) сохранился, задрожал
3) движение, обращение
4) запереть, озарение
3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
6. В каком слове пишется буква А?
7. В каком слове пишется буква И?
8. В каком слове пишется буква О?
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Капли росы падали с верхушек трясунки, с головок луговых цветов, когда я пробирался полями к загородной роще. (В.Г.Короленко.)
10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.)
11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Тогда моё сердце загоралось жалостью и сочувствием. (В.Г.Короленко.)
12. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
Чередующиеся гласные в корне слова
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?
1) загораживать, носились
2) выращивать, собирать
3) перемигивались, испекутся
4) пробивался, удивиться
3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
6. В каком слове пишется буква А?
7. В каком слове пишется буква И?
8. В каком слове пишется буква О?
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Над замком зарисовался тонкий серп луны, загорелись звёзды. (В.Г.Короленко.)
10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Когда же она заметила меня, в её глазах блеснула живая искорка. (В.Г.Короленко.)
11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.)
12. В слове ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
Чередующиеся гласные в корне слова
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?
1) расчищать, выросли
2) удерживать, пробиваться
3) убираться, загорать
4) провожать, отгородить
3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
6. В каком слове пишется буква А?
7. В каком слове пишется буква И?
8. В каком слове пишется буква О?
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами. (В.Г.Короленко.)
10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Я грустно ходил по саду и с тоской смотрел по направлению к горе, ожидая, кроме того, грозы, которая собиралась над моей головой. (В.Г.Короленко.)
11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. (В.П.Астафьев.)
12. В слове ОЗАРЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
Тест №2 (1 вариант с ответами)
«Правописание чередующихся гласных в корне слова»
1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) отр..сль, сокр..щать, р..скошный
2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания
3) благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ
4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
1) д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна
2) выч..тать, д..сант, ч..рстветь
3) д..алог, зап..рать, выл..ли
4) бл..снуть, д..серт, нагр..вающий
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
1) инт..нация, м..ссажер, предл..жение
2) б..гаж, к..мбинат, накл..ниться
3) г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать
4) погл..тить, в..лейбол, прил..жение
4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) неприм..римый, кам..ра, ном..р
2) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант
3) нам..реваться, изм..рять, м..рцание
4) зам..рли, зам..рающий, сум..рки
5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?
1) к..лонна, водор..сли, б..калея
2) раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард
3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти
4) усл..жнять, в..робьиный, прил..скать
6. Из предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.
(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.
7. Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне
(1)Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.
8. Из предложений 21—24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.
(21) Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…
9. Из предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
10. Из предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.
(6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
1. — 2)
2. — 3)
3. — 4)
4. — 3)
5. — 3)
6. — растут, растений, выросшие
7. — растений, неразлагающихся
8. — коснуться, касаемся
9. — поклонялись, умирала
10. — загорелых (загорелые, загорелый)
Выпишите слова с чередующимися безударной гласной в корне ночью
1 Выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне:
Ещё спят в своих теплых норах и берлогах барсуки и медведи. Но в ясные мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают в берлогах родившиеся зимою медвежата. (Соколов-Микитов И.)
2. Выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне:
И вот, выбившись из сил, а может быть затем, чтобы освободить когти и задать трёпку сороке, сова выпустила из лап мышь. Полёвка камнем полетела вниз. И тотчас, задрав хвост и сложив крылья, за уроненной добычей помчалась сорока, быстро нагнала ее, ловко подхватила на лету и скрылась в кустах. (Носов Е.)
3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Тут птицы не вьют гнёзд, а звери приходят только на водопой. Птицы и звери обитают на соседних мохнатых горах, где широкими полосами раскинулись дремучие сосняки, пихтарники, а на вырубках между ними буйно разрослись осинники и липняки. (По Савину В.)
4. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
В следующее воскресенье соберусь снова. И буду ходить, даже когда река станет, скованная льдом, и всю зиму и весной, по первым разводьям, круглый год буду ходить. Потому что, в сущности, у рыболова не бывает пустых дней.(Носов Е.)
5. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия /отсутствия суффикса –А-:
Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения. (Носов Е.)
6. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой от наличия /отсутствия суффикса –А-:
Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другою гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. (Соколов-Микитов И.)
7. Выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне:
Деревня, казалось, еще спала. На улице ни души, все ворота заперты, собаки и те не лаяли. (Рыбаков А.)
8. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне:
В кухне света не стали зажигать, чтобы не беспокоить зверюшку, а сами перешли в столовую, закрыв за собой дверь. (Носов Е.)
9. Выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне:
Однажды после долгого хождения с удочкой по берегу реки я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей. Поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие лимонные листья. (Носов Е.)
10. Выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне:
Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил: «Ах, Пети, Пети! Глупая собака!» Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на неё и вытирал рукавом глаза — они у него слезились от ветра. (По Паустовскому К.)