Хорс это бог чего
По следам Великого Бога Кары. 7 Бог ХОРС
Сверкающим златокудрым Богом Солнца изображают ХОРСА (по-древнерусски Хърсъ) современные язычники. Возможно, наши далекие предки представляли его себе примерно так же. Именно ХОРС зорко следит за движением Солнца по небосводу и соблюдением законов Вселенского миропорядка. Солнечный ХОРС движется по небу днём, а ночью его путь проходит под землей, и тогда его называют Черным ХОРСОМ.
ХОРС был хорошо известен и древним египтянам под именем ХОР (Гор). Его изображения с головой сокола или в виде «крылатого солнца» часто можно встретить в росписи древних храмов и на ритуальной утвари.
КАРА переводится с персидского как «черный». Поневоле напрашивается вывод, что «светлый» златокудрый ХОРС и КАРА («злой» мрачный Чернобог) это одна и та же божественная личность. Несмотря на то, что нам Боги кажутся абсолютно противоположными друг другу.
Христианская традиция приучила людей делить Богов на «хороших» и «плохих». Многие века нам внушали, что Божество может быть либо абсолютно добрым и всепрощающим, либо совершенно злым и неспособным ни какое проявление любви. Дьявол, одним словом. Конечно, такая картина мира вызывает у мыслящих людей много вопросов и не кажется бесспорной.
Но, в любом случае, наше представление о законах Вселенского порядка – это лишь наши мысли на эту тему. Как это происходит на самом деле, мы знать не можем. И уж тем более, мы не вправе оценивать деятельность Богов, призванных следить за соблюдением Вселенских законов и делать выводы, кто из них «хороший», а кто «плохой».
Имя Бога ХОРСА не редко встречается в сохранившихся древних летописях.
В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» говорится, что Всеслав Брячиславич «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше».
Сразу стоит обратить внимание на то, что автор «СЛОВА», описывая ХОРСА, использовал эпитет «ВЕЛИКИЙ». Это показывает, каким уважением в те времена пользовался этот Бог.
Среди ученых было много споров, связанных с толкованием этого отрывка. Сейчас пришли к выводу, что «ВЕЛИКИМ ХОРСОМ» летописец назвал Солнце. И тогда этот отрывок можно перевести таким образом: «Прежде, нежели Солнце успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани».
Также про ХОРСА можно прочесть в поучениях против язычества, относящихся к 16 веку: «СЛОВО И ОТКРОВЕНИЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ» и «О ИДОЛАХ ВЛАДИМИРОВЫХ».
«. иные по оукранiамь молятся емоу проклятым болваном Переноу, Хорсоу, Мокши, виламь. » («Слово о покаянии» по списку XIVвека согласно Словарю церковно-славянскаго языка А.Х.Востокова)
А в «УСТАВЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ» 16 века находим такой обязательный исповедальный вопрос: «не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и ХОРСУ, и Мокоши, пила и ела?»
По сообщению «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» в 980 году, князь Владимир I Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».
Перечисляя кумиров в пантеоне князя Владимира, летописец называет ХОРСА вторым, после Перуна. Это означает, что в тот период ХОРС считался вторым по значимости Божеством. Как полагает Б. А. Рыбаков, идол ХОРСА находился в нише по правую руку от идола Перуна, рядом с Даждьбогом.
Немец Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идола КОРСА (ХОРСА) близ Пскова:
«Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и КОРСА, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч».
Сразу бросается в глаза, что ХОРСА немец Вундерер называет КОРСОМ. Кроме того «огненный луч», который держит в руках КОРС, в некоторых древних языках (как, например, в древнееврейском) называют «КАР». Змея под ногами идола указывает на участие КОРСА змееборческих войнах древности.
ХОРСА почитали на всех славянских землях: и в Поморье, и в Полабье, и в центральной Европе, и на Балканах, и на севере Руси.
«Бог Солнца ХОРС представлялся славянам БЕЛЫМ КОНЕМ, совершающим свой бег с востока на запад. У славян конь был священным животным. Деревянными конскими головами украшали крыши домов. В некоторых местах России до конца XIX в. сохранялись каменные изображения коней» (А.А. Ишутин. Восточнославянские боги и их имена).
Не отсюда ли появилось английское слово HORSE (лошадь)?
Посвященные ему празднования устраивают в дни солнцеворота (солнцестояния).
В летний праздник Бога ХОРСА с горы к реке обязательно скатывают большое горящее колесо, символизирующее солярный знак Солнца. Интересно, что колесо с шестью спицами является неотъемлимым атрибутом древнегерманского Бога времени КРОДО (КРОДОНА или по древнерусски Кръта).
Во время празднования Масленица Богу Солнца как бы «подмасливают» путь, чтобы солнечное колесо быстрее катилось по небосводу.
Возможно, от имени ХОРСА в русском языке произошли слова: хорошо, хоругвь, хор, хоромы, хоровод… Все они связаны понятием КРуга и чего-то общего, объединяющего людей.
Хоровод — круг из взявшихся за руки людей идущих по КРугу, хоромы — КРуговая застройка, хоругвь — нечто объединяющее воинский КРуг.
Но кроме корня «ХОРО» существует еще корень «КОЛО», который тоже связан с КРугом. Колокол, колобок, кол, коловорот.
Связи с этим нельзя не вспомнить, что одним из символов египетского Бога ХОРА (ГОРА) тоже являлся КРуг с КРыльями, который олицетворял движение Солнца по небосводу.
Хорс — славянский Бог Солнечного Диска
Хорс (Хоре, Корс, Хорос) – славянский Бог Солнечного Диска. Важно не путать Хорса с другими солнечными Богами: Колядой, Ярило, Купало и Авсенем – эти Боги представляют солнце в разные времена года. Хорс же у славян почитался управителем колесницы, которая везет по небу солнечный диск. С именем Хорса связывают слово хоровод, ведь этот танец напоминает движение солнца по небу.
Упоминания о Боге Хорсе
Упоминания Хорса встречается в летописях. Кумир Хорса был установлен на капище князя Владимира рядом с Перуном, Макошь, Даждьбогом, Стрибогом и Семарглом. Сохранились и другие письменные источники, в которых упоминается капище, на котором установлен кумир Хорса.
Хорс в пантеоне славянских Богов
Славянский Бог Хорс создан Родом, Творцом славянского мира. Бог Хорс создан одновременно с его сестрой Дивией, Богиней Луны. Так брат и сестра сменяют друг друга на небе и редко видятся.
Бог Хорс женат на Заре-Зарянице. У Хорса и Зари-Заряницы есть двое детей: дочь Радуница и сын Денница.
Легенды и мифы о славянском Боге Хорсе
Славянские мифы рассказывают, что однажды Денница, сын Хорса захотел сам управлять колесницей, которая везет по небу солнечный диск. Хорс отговаривал сына, но не смог отказать ему в просьбе, только предупредил, что звездная дорога нелегка. Денница сел в колесницу с огненными конями, и те быстро почувствовали неумелого возницу. Кони понесли колесницу мимо звездной дороги, сжигая всё вокруг, а сам Денница упал на землю и разбился.
Хорс вместе со Сварожичами помогал освободить Перуна, который был похищен Скипер-Зверем и спрятан глубоко под землей. Когда Перуна нашли, именно Хорс принес живой воды, чтобы вернуть его к жизни. Бог Хорс и Заря-Заряница вырастили Коляду, Бога Зимнего Солнца, и Авсеня, Бога Осеннего Солнца, когда их мать Майя-Златогорка ушла в Навь.
Читайте книги сказок о славянских Богах!
Оберег – символ Бога Хорса
Хорсу, Богу Солнца, посвящено несколько славянских символов. Среди них оберег Огнивец, Колард, Солнцеворот. Обереги с солнечными знаками обладают мощной защитной силой. Подобно тому, как солнечные лучи разгоняют тьму, они изгоняют из жизни человека неудачи и беды. Кроме того, знак Хорса, Бога, который трудится от рассвета до заката, помогает найти хорошую работу и добиться успеха в ней.
Какие бывают обереги,
дающие защиту Бога Хорса?
Атрибуты Бога Хорса
Явление природы – солнце.
Животное – кони.
Треба (подношение) – блины, яйца, кутья, мед, кисель, подкова.
Хорс – Бог-покровитель
Бог Солнечного Диска Хорс станет покровителем человеку, схожему с ним характером. Прежде всего, это человек-труженик, не любящий сидеть без дела. Человек это во всём основательный, благоразумно выделяющий время для отдыха и работы. В делах стремится к порядку, четкому плану. Чтобы соблюсти план, готов действовать решительно, направлять других людей, настаивать на своем. Умеет обращаться с деньгами, живет в достатке, заботится о благополучии близких. Держит данное слово, ему доверяют.
В характере тех, кому близок Бог Хорс, есть такие черты:
Подробнее в статье Хорс — Бог-Покровитель
Хорс в северной традиции гадания и магии
На Резе Бога Хорса изображен один из его символов – Огневик.
Номер Резы – 8.
Реза Бога Хорса предвещает радостный, благоприятный период. В первую очередь, появление Резы Хорса указывает на то, что спрашивающему стоит заняться делами. Реза Бога Солнца появляется, когда наступает хорошее время для работы, но и от человека требуется приложить усилия, даже если это сложно. Кроме того, Реза Хорса говорит о хорошем здоровье и о том, что сейчас можно смело строить планы на будущее.
Подробнее о значении Резы Бога Хорса в гадании в статье Реза Рода Хорс
Праздники, где чествуют Хорса, Бога славян
18 августа – праздник Хорояр, день Хорса и Ярило. У славян праздник лошадей и Богов, которые им покровительствуют.
Хорс это бог чего
Солнце высоко в небе чистом и голубом. Светит оно ярко и беззаботно, оттого и на душе хорошо, что аж петь хочется. Люд в избах не сидит, кто в полях трудится с самого рассвета, кто в лесу притаился, зверя поджидая, кто на берегу речном рыбачит — все в трудах честных. И работа идёт славно, оттого как, хорошо на душе у каждого. Детки бегают, носятся по деревне, играют в игры свои замысловатые и радуются жизни. А как иначе, ведь солнце ясное любо каждому, от света его душа наполняется счастьем, да любовью. И жить хочется в день такой, и дела праведные совершать. Верят сметные, что это благодать светлого бога Хорса, на них сходит с самих небес. Любят и почитают его славяне, потому, как вместе с ними трудится бог солнечный, покуда мужик поле вспахивает, Хорс вторит ему и Небесную Сваргу вспахивает. Бог труженик он. Ведает Хорс, как тяжело живётся люду смертному, поэтому и тепло он своё людям шлёт, чтобы легче было им в тяготах всяких. И когда солнышко согревает крылечко, да порог, улыбаются люди, потому как знают, что шлёт привет им бог Хорс с самих небес, да в гости к каждому захаживает.
Славянский бог Хорс.
Сведения о данном божестве весьма скудны. Есть много противоречий и неточностей, но в общих чертах бог Хорс — это солярное, то есть солнечное божество. У читателя может вполне резонно возникнуть вопрос касательно этого утверждения, ведь по меньшей мере ещё известно несколько солнечных божеств: это и Ярило, и Даждьбог, и даже Семаргл. Автор согласен, что здесь весьма запутанная ситуация, и отделить одно божество от другого весьма сложно, потому, что образы и функции этих богов весьма размыты и имеют склонность сливаться друг с другом. В сети весьма распространено следующее объяснение солярности бога Хорса: Ярило — это бог, олицетворяющий весеннее солнце и его живительную силу для всей природы; Даждьбог — это олицетворение силы солнечного света, которая побеждает тьму и освещает весь мир Яви, то есть так называемый «белый свет»; Хорс — это жёлтый солнечный свет, который дарует людям счастье и радость, и который способствует их труду и плодородию земли. Аргументации, как таковой почти нет, но звучит довольно убедительно, если вспомнить о том, что Ярило приходит с весной и вообще олицетворяет собой всё безбашенность и страстность этого времени года, а Даждьбог сражается с тёмными силами и вечно их побеждает. Что же касается бога Семаргла, то он защитник и хранитель небесного солнца. Если говорить проще, то Семаргл своего рода телохранитель для триады солнечных богов — Хорса, Ярило и Даждьбога.
Итак, Хорс — это бог яркого солнца, что дарует людям хорошее расположение духа и призывает к труду. Почитался бог Хорс, как покровитель земледельцев. Древние славяне верили, что всё, что происходило в Явьем мире, находило свой отклик и в небесной обители богов. Если мужчина вспахивал поре, то над ним то же самое делал и бог Хорс, вспахивая бесконечность Небесной Сварги. Бог Хорс, посылал в погожий день людям свой яркий свет, согревал землю и призывал всех к труду. Но только сил бога Хорса не было достаточно, для того, чтобы сделать Матушку Сыру Землю плодородной, потому как солнце не светит без дневного света, а земля должна испить дождевой влаги, чтобы впитать в себя больше солнечного тепла. Поэтому, бог Хорс никогда не представлялся в одиночестве, его неизменными спутниками считались Даждьбог и Стрибог.
В сети, так же можно встретить ещё одно очень любопытное утверждение, согласно которому бог Хорс, являлся не только солнечным божеством, но и тем, кто приносит высший порядок во вселенную. От бога Хорса якобы зависела смена времён года, движение планет и звёзд. Считалось, что он создавал настолько сложный порядок, что чаще он воспринимался, как настоящий хаос. Бог Хорс был способен менять мир и пространство вокруг себя, и эти изменения проявлялись лишь со временем, но были долговечными даже без вмешательства и близости самого божества. Под влияние Хорса в первую очередь попадал мир Прави, и только после Явий мир, которые он изредка посещал. Но даже непрямая власть и влияние Хорса находили отклик в мире людей.
Насколько правдивы все эти утверждения, неизвестно ни автору, ни даже самым почтенным докторам исторических наук. Всё, что нам остаётся — это лишь рассуждать и предполагать.
Бог Хорс — тайна имени.
В имени бога Хорса, наш современное сознание выделит более знакомый ему корень «хор». В нашей голове тут же заработают шестерёнки и выдадут несколько ассоциаций: хор мальчиков-зайчиков, хоровод и хороший. Вообще разбираться в перипетиях этимологии того, или иного слова весьма увлекательное занятие. Давайте попытаемся проследить связь имени божества с известными нам ныне словами, и вы поразитесь на сколько всё взаимосвязано.
Самой распространённой версией о происхождении имени бога Хорса, является версия, согласно которой древние славяне позаимствовали у древних иранских народов это божество. Ссылаясь на эту версию, можно предположить, что имя бога Хорса имеет родство со среднеавестийским «Hvarə Xšaētəm», с пехлевийским «Xvaršêt», персидским «Xuršēt» и осетинским словом «Хур». Значение всех этих слов неизменно относится к слову «солнце». Согласно этой теории, древние славяне получили это божество в следствии сарматского (тюркского) влияния. Датировать данный период является непосильной задачей для учёных. Некоторые ссылаются на то, что у славянских и иранских народов были общие предки индоевропейцы и арийцы. Тогда, можно предположить, что древние славяне ничего не заимствовали, и Хорс является одним из самых древних божеств, образ которого нашёл место в язычестве, как иранских, так и славянских народов.
Давайте разберём сам корень «хоро», или «хор». Это соединение двух частиц «Хо» и » Ръ «, что означает соединение, объединение силы. Это и сосредоточие божественной, созидающей силы, и её воспроизведение. «Хор» — не просто звучание, но и множественное действие, где потоки сил сливаются в единое целое, почти как в хоре, где голоса множества людей сливаются в единое звучание и порождают энергию звука. Сам корень несёт в себе созидающее понятие, если всё на своём месте, нет бреши в единении, то всё хор-ошо. Инверсией этого корня можно считать корень «рох», от которого происходит слова «рохля», что означает что-то, что не является единым и подвергается разрушению.
Вы удивитесь, но слово храм содержит в себе корень «хор». Если расшифровать составляющие части этого слова, то мы получим сочетание трёх частиц — это «Хъ», «Ра» и «Мъ». Это место, где происходит сосредоточие и рождение жизни, обитель бога, если хотите. Слово «храм», или «кром», у древних славян это наиважнейшее место во всём поселении, ибо это вместилище света, место, где рождается животворящая сила. Здесь есть истинное богатство, именно поэтому со временем дворцы и богато обставленные дома начали называться «хоро-мами».
Пришёл ли бог Хорс к нашим предкам от иранцев, или же это был наш, исконно славянский бог — судить весьма спорно. Время умело замело в веках следы истинного происхождения этого бога, но так, или иначе, у читателя появилась пища для размышлений.
Что мы знаем о боге Хорсе?
Бога Хорса почитал сам князь Владимир Святославович, который в 980 году установил кумир этого бога в Киеве, в своём пантеоне, рядом с кумирами Перуна, Даждьбога, Макоши, Стрибога и Семаргла. Данное действие подробно описывается в «Повести временных лет».
В другом историческом источнике, «Хождение Богородицы по мукам», упоминается имя бога Хорса наряду с именами Велеса, Перуна и Трояна. О боге Хорсе говорится и в «Беседе трёх Святителей». В этом историческом трактате, архиепископ Василий Великий, называет славянского бога ангелом молний и Хорсом-жидовином. Сам термин «Хорс-жидовин», породило много суждений, согласно которому имя и образ божества был перенят от хазарского гарнизона, который был расположен в древнем Киеве. Хазарский Каганат в большинстве исповедовал иудаизм, отсюда и предположение почему Хорса посчитали жидом, то есть иудеем (евреем). В этом же трактате, вместе с жидом Хорсом, ангелом молний был назван и эллин Перун. Не стоит путать с греко-эллинами, просто раньше, в Древней Руси, так называли язычников, а для русских христианских священнослужителей все язычники и их боги, были одним и тем же. В данном трактате, согласно убеждению Вильо Мансикка, под Перуном подразумевался греческий Аполлон, а под Хорсом — Нахор, иудейский персонаж Ветхого Завета.
В «Слове о полку Игорее», рассказывается, что Всеслав Брячиславич, якобы обернувшись волком, проделал путь от самого Киева до Тмутаракани, за ночь, до того, как свой путь начал Хорс. Интерпретации и переводы данного отрывка из трактата весьма спорны и расходятся. Кто-то из исследователей предполагает, что в первоисточнике речь идёт о городе Херсоне, или Корсуне.
Упоминания о боге Хорсе можно встретить и в других источниках. Например, «О идолах Владимировых», «Слове некоего Христолюбца», «Память и похвала Владимиру» и многое другое.
Бог Хорс и как ему поклонялись.
Почитание и празднования богу Хорсу отмечались между зимним и весенним солнцестоянием. Это приходилось с 22 декабря, до 21 марта. Начало нового года в Древней Руси праздновалось именно 22 декабря. В это время, согласно преданию, рождалось новое, маленькое солнце — Хорс, который в первые дни зимы был слаб, и не имел достаточно сил, чтобы до конца созреть матушку землю. Но с наступлением каждого дня, сила Хорса росла, и злобная и холодная тьма отступала. Таким образом, согласно этой версии, Хорс был богом зимнего солнца. Это весьма спорное утверждение, так как в сети, можно встретить утверждения, якобы Хорс был олицетворением осеннего солнца, а зимнего Коляда.
Согласно некоторым убеждениям, день бога Хорса приходился на летнее солнцестояние. Двадцать второго июня, когда продолжительность дня составляет целых шестнадцать часов, силы солнца находятся в зените, но после день начинает убывать, и это символизирует то, что тьма набирает силу. Фундаментом этих суждений лежит вечное противостояние Скипера-Змея и бога Хорса. Если немного углубиться в историю, то можно обнаружить, что именно 22 июня, Наполеон, начал свою агрессию против России (эта война повлекла за собой перестановку сил во всём мире), и в 1941 году, 22 июня началась Великая Отечественная война. Довольно впечатляющие совпадения, не так ли?! В старину люди боялись приближения самой короткой ночи в году, потому, как иногда сияния бога Хорса было недостаточно, чтобы одолеть зло, и оно одерживало победу. Похоже в упомянутых выше исторических датах, зло одерживало победу. Если верить, данной теории, то в день летнего солнцестояния, когда люди прославляли бога Хорса, с горок к реке спускали горящие колёса, которые олицетворяли солнце. Водили хороводы, и пели песни вокруг костра. В требы богу Хорсу приносились круглые куличики.
Бог Хорс и его родословная.
Существует по меньшей мере две теории, о происхождении бога Хорса. Согласно первой теории, это божество являлось сыном Великого Рода, и приходилось братом богу Велесу. Вторая теория утверждает, что бог Хорс был рождён в союзе бога Ра и богини Волыни (Владычицы Океанской). Супругой для этого славянского бога, стала Заря-Зарница, богиня утренней зари. Она родила богу Хорсу двоих детей — сына Денницу (в народе поговаривали, что богиня Зарница зачала и понесла сына не от мужа своего, а от Месяца, с коим и бился бог Хорс) и дочь Радуницу. Радуница стала супругой бога зимнего солнца — Коляды, и родила она сына Радегаста, который приходится богу Хорсу внуком.
Символика бога Хорса.
В роли ещё одного символа бога Хорса выступает дерево клён. Оно является символом тёплого семейного очага, любви и взаимоуважения между членами семьи. Обереги изготовленные из клёна, способствовали уравновешиванию вспыльчивого нрава человека. В старину тем, кто находился под действием любовного и дурманящего зелья, под подушку клали листья, или маленькие ветки клёна, дабы успокоить разум человека.
Согласно некоторым утверждениям, у бога Хорса даже была своя руна — Эйваз (Ейвис). Это руна имеет весьма интересное значение. В первую очередь, Эйваз олицетворяет собой те препятствия, которые возникли на жизненном пути человека. Эта руна является сигналом того, что человек должен просить защиты и покровительства у богов. Эйваз — это руна терпения, настырности, понимания и перемен. Нужно помнить, что каждое испытание и преграда — это способ накопить жизненную и духовную мудрость.
Днём бога Хорса принято считать вторник. Его стихией является огонь (кто бы сомневался?!). Местом ночного пристанища богу Хорсу служит остров Радости, но с наступлением зари, бог покидает остров и отправляется странствовать по небосводу. Есть сведения, что бог Хорс мог принимать обличие священной птицы Алконост.
Хорс: Славянский Бог зимнего солнца, мифология и легенды, символы и обереги Бога
Божественный отпрыск Рода в священном пантеоне князя Владимира занял достойное место рядом с солярными (солнечными) богами – Даждьбогом и Ярилом. В Древней Руси считалось, что Хорс, олицетворяющий дневное светило, покровительствует всем добрым и трудолюбивым людям, которые обращаются к нему с молитвами.
Хорс в славянской мифологии
Хорс – сын могущественного Рода в древнеславянской мифологии стоит в одном ряду с Даждьбогом и Ярилом, которые у верующих людей отождествлялись с Солнцем. Эти божества олицетворяли дневное светило, однако их образы и предназначение существенно различались.
Если Даждьбог символизировал весь белый свет, а Ярило — приход весны и пробуждение природы, то Хорс — это воплощенное сияние зимнего солнца. Несмотря на то, что сила этого божества проявлялась в холодное время года, древние славяне относились к нему с благоговением.
Согласно преданиям старины, считалось, что Хорс обладал добрым нравом. Люди верили, что милосердное божество даже в самые холодные, морозные дни не оставит их без яркого солнечного света. А когда придет время, он согреет землю теплыми лучами.
Хорста наделяли большой силой и влиянием: он не только следил за движением солнечного круга по небу. Ему приписывают возможность контролировать миропорядок. Бог, олицетворяющий солнечный диск, следил за сменой времен года, дня и ночи и всего, что происходит на земле циклично.
Справка! Древние люди верили, что Хорс может защитить их от холода и голодной смерти, а домашний скот — от диких зверей. Нужно было только усерднее молить его о милосердии. А уж доброе божество услышит просьбы и снизойдет до них.
Хорс — бог чего
Бог зимнего солнца в представлении людей — это солнечный диск, круг, коло. Древние русичи верили, что Хорс разъезжает по небу в своей золотой колеснице, озаряя землю пусть холодным, но ярким светом.
Люди, уставшие от суровой зимы, долгими вечерами молились своему небесному покровителю. Постепенно дни становились длиннее, а доброе могущественное божество светило с небес все ярче и ярче. Обогретая его теплом природа начинала пробуждаться.
За что отвечает
Наблюдая за небом, древние славяне считали, что Хорс следит за их земными делами. И это благодаря солнечному богу тьма сменяется светом, а зима и холод — весной и летом. За помощью к Хорсу обращались труженики полей, молили о хорошей погоде и обильных урожаях.
Древние славяне считали, что бога нужно обязательно задобрить. Поэтому после сбора урожая они приносили в жертву дары и произносили благодарственные молитвы. Люди хотели защитить от морозов озимые посевы хлеба, а домашний скот — от диких зверей. И только Хорс своим покровительством мог им в этом помочь.
Зимой также было много поводов просить солнечного бога о милосердии. Он мог пожалеть просителей и усмирить непогоду. От него зависело, смогут ли приспешники злого Чернобога забрать души людей, умирающих от голода и болезней.
Как проявлялся для славян
Древние русичи представляли божество зимнего солнца в образе белого скакуна. Конь стремительно двигался по небу и в конце дня спускался за горизонт — туда, где заканчивались бескрайние поля. Над землей, где пробегал божественный рысак, урожай был обильным.
Если в хозяйстве крестьянина рождался белый жеребенок, это считалось большой удачей. Молодая лошадка, как будто подаренная Хорсом, становилась талисманом. Ее берегли и выводили в поле только в начале посевных работ и перед уборкой урожая.
Однако белый конь — не единственный образ Хорса. Он мог обернуться странствующим старцем или большим бродячим псом. Мудрых стариков принимали в каждом дворе, кормили и оставляли на ночлег, втайне надеясь, что это бог солнца сошел на землю.
Имена и воплощения
В древней Руси считали, что у Хорса 2 ипостаси и несколько воплощений. Зимой он — Коляда, принимавший правление на Святки, весной — это Ярило, а летом — Иван Купала. У доброго бога была репутация надежного покровителя, который, если его попросить, поможет и защитит от любых жизненных невзгод.
Однако у Хорса было два лика: светлый и темный. И когда черная сущность брала верх, то на землю приходила непогода: лютые морозы, снежные бураны. Тогда солнце скрывалось за плотными тучами, которые не пропускали ни света, ни тепла. Когда после страшной непогоды наступала оттепель, люди думали, что светлое божество одержало победу над темным.
Спускаясь на землю, Хорс мог принимать разные обличья. При этом каждый образ имел свою сакральную подоплеку:
Согласно славянским поверьям Хорс — это одно из воплощений солярных богов, отвечающих за передвижение дневного светила по небу. Зимним солнцем управлял Хорс, весной его сменял Ярило. Даждьбог освещал землю летом, а Сварог — осенью.
Атрибуты Хорса
Все предметы, имеющие форму солнца (круга), имеют сакральный смысл и являются атрибутами Хорса. Кроме того под это определение подходит само дневное светило и праздничные хороводы. Из предметов: лошади и волки белой, черной масти, подковы из серебра или червонного золота.
Справка! Стихия божества — яркий огонь, а день недели — вторник (по некоторым источникам — воскресенье).
Кому покровительствует
Бог-защитник землепашцев покровительствует честным и трудолюбивым людям. На его помощь могут рассчитывать только те, у кого чистые помыслы. Люди, которые родились с 1 по 9 июня, находятся под надежным покровительством светлого божества.
Как выглядит и когда родился
В представлении древних славян бог солнца олицетворял свет и силу. Его изображали голубоглазым и светловолосым мужчиной средних лет. На румяном лице всегда светилась улыбка. Его одеждой были светлая рубаха, брюки и небесно-голубой, развевающийся плащ. Сидя на породистом скакуне, Хорс держал в руках круглый щит и меч.
Точной даты рождения бога никто не знает. Известно только, что сын всемогущего Рода получил от отца золотую колесницу, когда тот ушел на покой. Его сестра Дивия, рожденная с ним в одно время, стала богиней Луны.
Образ славянского бога
Славянское солнечное божество всегда характеризуется только положительно. Добрый небожитель не сидит без дела, он:
Зооморфные образы славянских солнечных богов: волки, кони, львы, лебеди, пчелы.
Мифы и легенды о Боге Хорсе
Древние русичи сложили много легенд и мифов о златоглазом и светловолосом Хорсе. В этих былинных историях, больше похожих на сказки, есть повествования о том, как солярное божество являлось простым людям в разных образах.
Легенда о волках
Это история о том, как к могущественному Сварогу обратилась за помощью Девана — богиня охоты. Волки, населявшие леса, под предводительством вожака стаи Чубарса стали нападать на диких зверей, домашний скот и даже на людей. Девана не могла с ними справиться, т. к. хищники вышли из повиновения.
Молодой Хорс услышал жалобу Деваны и вызвался помочь ей. Обратившись в белого волка, он под покровом ночи отправился к Чубарсу. Предводитель стаи не принял претензий и только рассмеялся, сказав, что загрызет любого, кто встанет на его пути.
Разочарованный и разгневанный Хорс снова принял обличье бога солнца. И сказал неукротимому Чубарсу, что отныне ему вместо живой добычи придется грызть лунные камни. В эту же минуту появилась тропа, освещенная светом Луны. Ночное светило увлекло стаю волков прямо на небеса. С тех самых времен голодные волки воют, задрав голову к ночному небу. И кажется, будто бы они до сих пор оплакивают бесславную гибель Чубарса.
Легенда о сыне Хорса – Деннице
Сын Хорса, как и положено божественному отпрыску, умел превращаться в сокола. Но скучно стало молодому человеку летать как птица. Очень уж ему хотелось долететь до владений Всевышнего.
Пришел он к отцу с просьбой дать ему свою золотую колесницу. Хорс не смог отказать наследнику и уступил. Но шестеро волшебных коней не стали слушаться неопытного наездника. Повозка неслась низко над землей. Там, где она пролетала, вспыхивали пожары: горели леса, поля, земля и море.
Мать-Земля, застонав и заплакав от боли, обратилась к Сварогу с просьбой о помощи. Бог огня и справедливости запустил в неразумного юношу молнию. Тот замертво упал на землю вместе с колесницей. Из-за пожаров, вспыхнувших в этом месте, за клубами дыма с земли не было видно солнца.
Супруга и дочь Хорса — Радуница и Заря-Заряница похоронили тело сына и брата под высокой осиной. Безутешные женщины долго горевали над могилой юноши. Их горькие слезы превратились в янтарь, который до сих пор находят в лесу. Всемогущий Род сжалился над матерью и сестрой Денницы и превратил его останки в утреннюю звезду. Теперь она каждый день предвещает рассвет и начало нового дня.
Миф про амулет Хорса
Вопреки многочисленным мифам, упоминающим о существовании амулетов Хорса, эти истории не нашли документального подтверждения. В ходе археологических раскопок были обнаружены талисманы, имеющие отношение к Роду, Перуну и Сварогу.
Справка! Согласно преданиям на амулетах Хорса было изображено солнце, окруженное яркими лучами.
Миф о том что Хорс – брат Велеса
Несмотря на то, что в последнее время все чаще встречается информация о том, что Хорс и Велес — родные братья, для этого утверждения не нашлось документального обоснования. В древних летописях об этом родстве нет никаких упоминаний.
Миф кумир Хорса
О кумире —деревянном идоле солярного бога ходит много легенд. О них даже есть упоминания в древних летописях — «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве». В этих трудах было не только внешнее описание кумиров, но и указывалось точное место их расположений.
Немецкий путешественник Вундерер, посетивший Киевскую Русь в конце XVI века, в своих путевых заметках сообщал, что божество Хорс пользуется почетом. Его образ, воплощенный в деревянных идолах, встречается в большинстве крупных городских поселений. В частности он упоминает о кумире, установленном в Пскове — деревянный идол держит в руках лук и огненный меч.
Общение со славянским богом Хорсом
Святилища Хорса издавна располагались на восточных склонах холмов. Храмы божества встречались не только в лугах, но и на лесных опушках.
Капища святилищ были украшены кумирами солнечного небожителя, выточенными из древесины. В таких местах любой человек мог поклониться идолу и обратиться к нему с просьбой или благодарностью.
Ритуалы
Недаром имя Хорса связывают со словом «хоровод». Танцы в кругу — главная деталь ритуала, посвященного солярному божеству. К таким мероприятиям древние русичи готовились заранее: пекли для праздничной трапезы пироги, блины, варили брагу и медовуху.
Веселыми плясками в хороводе (на Масленицу) традиционно провожали зиму и встречали весну. Осенние праздники были посвящены уборке урожая. Среди даров, которые приносили божественному идолу, были снопы хлебных колосьев и пестрые букеты полевых цветов.
Справка! Чтобы темные силы не мешали веселью, символ солнца — зажженное колесо — катали по земле и пели обрядовые песни.
Хорс, как покровитель всех земледельцев, принимал дары, символизирующие крестьянский труд. Чтобы отблагодарить бога за щедрый урожай, люди несли: пироги и караваи, медовуху и брагу, мамалыгу и кутью. Считалось, что подкова, принесенная в дар богу, обеспечит благополучие и достаток в доме.
Справка! Лучшее время для благодарственных молитв и подношений — первые утренние часы после восхода солнца.
Символы, обереги и амулеты
Основной символ божества —это круглый знак Коловрата (Солнцеворота). Лучи оберега повторяют путь дневного светила и символизируют бесконечность этого процесса. Амулеты раскрашиваются в яркие цвета: желтый, оранжевый, алый — указывающие на силу солнечной энергии.
Другой символ — Огневица — выполняли в форме креста в круге с загнутыми внутрь лучами. Его отождествляли с солнечным светом и круговоротом природных явлений. Магический амулет часто использовали в святочных гаданиях.
Еще один символ Хорса — это Колард — мощный оберег семейного счастья и материального достатка. Его вышивали на одежде, вырезали или рисовали на деревянных, кожаных амулетах.
Справка! Магические амулеты защищали от сглаза, порчи, тяжелых болезней, диких зверей, сил Тьмы и наполняли человека энергией.
Праздники, посвященные богу Хорсу
Издавна на Руси в день зимнего солнцестояния — 21-22 декабря проводились чествования Хорса. Во время праздника люди пускали с горы горящее колесо, водили хороводы и купались в прорубях, чтобы очиститься, закалить тело и дух. Столы ломились от разных угощений.
Летом, с 21 по 25 июня также проводились народные гуляния, сопровождающиеся песнями и вождением хороводов. В праздник Ивана Купалы жгли костры и купались в водоемах. Веселье не прекращалось даже ночью.
В славянском пантеоне бог Хорст занимает одно из центральных мест. Это божество с добрым, улыбающимся лицом снискало любовь и признание людей — их щедрые подношения и благодарственные молитвы шли от чистого сердца.