Хорсу бег пересягнуть что означает

Хорсу бег пересягнуть что означает

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Серый Волк

Древние иранцы считали, что их правитель Кир Великий был выкормлен волчицей (или собакой), подобно Маугли из сказки Киплинга. Эту удивительную историю, правда в зашифрованном виде, пересказал греческий историк Геродот.

Действительно, неудобно было иранцам сообщать греку, что их легендарного царя вскормила собака пастуха. Вот и назвали они «Собакой» его мифическую жену. Таким образом, и приличия были соблюдены, и легенду не сильно исказили.

Известен был миф о матери-волчице и германским народам. Она вскормила своим молоком легендарного Дитриха Бернского, прототипом которого был реальный человек – король остготов Теодорих, живший в конце пятого – начале шестого веков н.э.

В славянских мифах упоминается богатырь Вырвидуб или Вертодуб, которого, якобы, вскормила своим молоком волчица.

Словом, всем индоевропейским народам и их соседям, был известен миф о матери-волчице. Николаева и Сафронов считают, что единый миф сложился в IX тысячелетии до нашей эры. Волчица стала не только эмблемой – тотемом для многих народов, но она еще и лечила людей: «Удивительное сходство обнаруживается в вере тюркских и индоевропейских народов в волчьи обереги и амулеты, имеющие лечебную силу. Например, у славянских народов и у узбеков, которые никогда не встречались, существовали в качестве амулетов зубы и кости волка. И славяне, и узбеки лечились тем, что ели волчье сердце, с той разницей, что узбеки перетирали это сердце в порошок. Казахи, принадлежащие, как и узбеки к тюрко-язычным народам, растирали болезненную сыпь на человеке волчьим хвостом. Славяне носили при себе волчий хвост от болезни».

С течением времени образ Волчицы померк и внимание людей обратилось к ее сыну, Волку – серому брату героев многих сказаний.

В древние времена в Малой Азии существовало царство хеттов со столицей в Хаттуссе. Документы тогда писали на глиняных табличках. На одной из таких табличек, относящихся к XVII веку до н.э., был записан приказ царя Хаттусилиса Первого, который призывал своих воинов «»быть едиными, как волки в стае», как «род волка».

Скандинавского верховного бога постоянно сопровождали два верных стража – волки Гери (Жадный) и Фреки (Прожорливый).

В казахских сказаниях богатырь Коблек уподобляется волку:

— Он разъярился, рассвирипел,

Скачет, истребляет врагов,

Словно волк, напавши на овец,

Рубит он их на скаку.

А в древней хакасской поэме «Албынжи» богатырь точно так же, как Иван-царевич в русской сказке, скачет, оседлав белого волка по имени Ах-Пуур:

— Встанет, Ах-Пуур, Белый волк, перед тобой,

Волк-богатырь, с гривой густой.

Он вместо коня будет тебе.

Он верным помощником будет тебе.

Ах-Пуура не надо седлать,

Сядь на него, он будет стоять.

Тогда по затылку потри шаром,

Тронется волк по простору бегом.

Чем ты сильнее будешь тереть,

Тем он быстрее будет лететь.

С ним никакого не надо коня.

Возможно, что именно наши предки, жившие на огромных евразийских просторах, были тем связующим звеном между Западом и Востоком, мостом между арийским и тюркскими мирами, по которому передавались мифы о волках-прародителях.

Во всяком случае, все как западные, так и восточные предания о волках нашли свое отражение в русском эпосе. Самый известный у нас Волк – герой сказки «Об Иван-царевиче, Жар-птице и Сером волке», ведь только благодаря его мудрости Ивану-царевичу удается совершить подвиги да и остаться в живых. Знакомство начинается с того, что Волк съедает коня Ивана и предлагает себя в качестве ездового животного: « Жаль мне тебя, Иван-царевич, что ты пеш изнурился; жаль мне и того, что я заел твоего доброго коня. Добро! Садись на меня, на серого волка, и скажи, куда тебя везти и зачем?» Иван-царевич сказал серому волку, куды ему ехать надобно; и серый волк помчался с ним пуще коня… »

Причем, гибель коня происходит вовсе не по вине Волка – царевич сам избирает тот путь, на котором того ожидала неминуемая гибель: « … В чистом поле стоит столб, а на столбу написаны эти слова: «Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется». Иван-царевич прочел эту надпись и поехал в правую сторону, держа на уме: хотя конь его и убит будет, зато сам жив останется и со временем может достать себе другого коня ».

Читая сказку, увлекаясь ее сюжетом, мы, вслед за Иваном-царевичем, отчего-то не удивляемся не только тому, что Волк разговаривает человечьим голосом, но и умению Серого оборачиваться …в королевну Елену: « Серый волк …ударился о сыру землю — и стал прекрасною королевною Еленою, так что никак и узнать нельзя, чтоб то не она была ».

Во всех делах Волк куда прозорливее Ивана, знает секреты волшебных предметов, да вот толку от его советов не много: царевич все делает по-своему и потому не раз оказывается в трудном положении. Не говоря уж о смерти от рук братьев, Василия и Дмитриями тут тоже Волк приходит ему на помощь: « Иван-царевич лежал мертв на том месте ровно тридцать дней, и в то время набежал на него серый волк и узнал по духу Ивана-царевича. Захотел помочь ему — оживить, да не знал, как это сделать. В то самое время увидел серый волк одного ворона и двух воронят, которые летали над трупом и хотели спуститься на землю и наесться мяса Ивана-царевича. Серый волк спрятался за куст, и как скоро воронята спустились на землю и начали есть тело Ивана-царевича, он выскочил из-за куста, схватил одного вороненка и хотел было разорвать его надвое. Тогда ворон спустился на землю, сел поодаль от серого волка и сказал ему: «Ох ты гой еси, серый волк! Не трогай моего младого детища; ведь он тебе ничего не сделал». — «Слушай, ворон воронович! — молвил серый волк. — Я твоего детища не трону и отпущу здрава и невредима, когда ты мне сослужишь службу: слетаешь за тридевять земель, в тридесятое государство, и принесешь мне мертвой и живой воды». На то ворон воронович сказал серому волку: «Я тебе службу эту сослужу, только не тронь ничем моего сына». Выговоря эти слова, ворон полетел и скоро скрылся из виду. На третий день ворон прилетел и принес с собой два пузырька: в одном — живая вода, в другом — мертвая, и отдал те пузырьки серому волку. Серый волк взял пузырьки, разорвал вороненка надвое, спрыснул его мертвою водою — и тот вороненок сросся, спрыснул живою водою — вороненок встрепенулся и полетел. Потом серый волк спрыснул Ивана-царевича мертвою водою — его тело срослося, спрыснул живою водою — Иван-царевич встал и промолвил: «Ах, куды как я долго спал!» На то сказал ему серый волк: «Да, Иван-царевич, спать бы тебе вечно, кабы не я…»

За съеденного коня Волк полностью расплатился с царевичем и на прощание сказал ему такие слова: « Ну, Иван-царевич, послужил я тебе довольно верою и правдою. Вот на сем месте разорвал я твоего коня надвое, до этого места и довез тебя. Слезай с меня, с серого волка, теперь есть у тебя конь златогривый, так ты сядь на него и поезжай, куда тебе надобно, а я тебе больше не слуга ».

Конечно, Волк – не слуга человеку, не собака, но кто… же он? Только ли лесной зверь? Но ведь звери не разговаривают и не умеют превращаться в людей!

Не нужно было языковедом, чтобы узреть сходство в имени Волка и «скотьего бога» Волоса (или Велеса). Известно, что жрецы этого бога носили в качестве «форменной одежды» волчьи шкуры. Да и некоторые из русских князей, не чуждые волшебных умений, могли обращаться в волков, подобно тому, как сказочный Волк обратился в Елену Прекрасную. Речь идет о былинном князе Вольге Всеславиче:

— Дружина спит, Вольга не спит,
Он обернется серым волком,
Бегал, скакал по темным лесам и по раменью:
А бьет он звери сохатые,
А и волку, медведю спуску нет,
А и соболи, барсы — любимый кус!
Он зайцам, лисицам не брезгивал.

Много раз – и в разных смыслах, волк упоминается в «Слове о полку Игореве»:

первый смысл: певец Боян сравнивается по быстроте мысли с серым волком и сизым орлом;

четвертый – половецкие ханы Гзак и Кончак сравниваются с серыми волками, которые, кружа, подбираются все ближе к русскому воинству, готовятся внезапно напасть;

пятый – коварный князь Всеслав Брячиславич, князь из города Полоцка сравнивается по скорости своих перемещений с волком (в «Слове» рассказывается о том, как Всеслав, внук Изяслава, враждовал с внуками Ярослава Мудрого. Он взял Новгород («оттвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу»), но вскоре Изяслав и Всеволод Ярославичи разбили его на Немиге. Убежав в Киев, Всеслав был заключен там Ярославичами в тюрьму. Но затем сами Ярославичи были разбиты половцами, и взбунтовавшиеся киевляне, освободив Всеслава, посадили его на киевский престол. Против него направился изгнанный киевлянами Изяслав Ярославич. Встреча между князьями произошла у Белгорода, но Всеслав, предвидя поражение, бежал и еще до восхода солнца был в Полоцке – драпанул, как волк, спасая свою шкуру);

шестой – упоминание об обротничестве этого князя (как у былинного Вольги): «Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь влъком рыскаше: из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хръсови влъком путь прерыскаше»,то есть, в стихотворном переводе (Николая Заболоцкого) на современный язык это звучит так:

— Тот Всеслав людей судом судил,

Города Всеслав князьям делил,

Сам всю ночь, как зверь, блуждал в тумане,

Вечер—в Киеве, до зорь—в Тмуторокани,

Словно волк, напав на верный путь,

Мог он Хорсу бег пересягнуть.

В этом переводе Всеслав блуждает ночью в тумане не в шкуре волка, а – «словно волк». Ну, невозможно было в советские времена написать об оборотничестве, что русский князь и в самом деле превращался в волка-оборотня.

В стилистически неловком подстрочном переводе смысл первоисточника все же сохранен:

— Всеслав-князь людям суд правил,

князьям города рядил,

а сам в ночи волком рыскал:

из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя,

великому Хорсу волком путь перерыскивал.

Уже цитированный нами в этой главе греческий «отец истории» Геродот подчеркивал неразрывную связь невров (академик Борис Александрович Рыбаков считал невров славянами), живущих на северных границах скифского мира с волком: «Эти люди, по-видимому, колдуны. Каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем принимает человеческий облик».

Сюжет о Волхе Всеславльевиче и его походе в Индию принадлежит архаичному слою в русском былинном эпосе. Обернувшись волком, он бегает по лесам и «бьет звери сохатые». Доходит до столицы «индийского царя», превращает своих воинов в муравьев и неожиданно захватывает город. В образе Волха Всеславича отразился славянский бог Волос-Велес, в котором есть тоже змеиные черты. Получается сочетание аналогичное Змею Огненному Волку».

Впрочем, про оборотней у нас разговор впереди. Сейчас же хотелось бы упомянуть о Егории волчьем пастыре, о котором написал в одном из своих ранних стихотворений Алексей Николаевич Толстой:

Некоторые ученые считают, что Егорий волчий пастырь – это переосмысленный в народе образ Георгия Победоносца. Вряд ли это так. Что общего, кроме имени (Егорий это, действительно народная форма имени Георгий), может быть между христианским мучеником и богом животных? Скорее, нужно искать сходство между Егорием и гиперборейским богом Аполлоном, повелевавшим волками (точно так же, как его сестра Артемида изначально была повелительницей медведей). Причем, сам Егорий был человеком или, что, весьма вероятно, оборотнем. Если вы внимательно прочитали отрывок былины о князе Волхе Всеславиче, то не могли не обратить внимания, что тот, оборачиваясь, все же не становился вполне волком; волкам-то от него больше всего и доставалось: «А и волку, медведю спуску нет». Именно таким в народных преданиях и был Егорий, которому следовало жертвовать часть урожае. Тогда он защищал крестьянский скот от набегов своего «серого воинства». Если же какой-то волк нарушал этот запрет, то хозяин карал его очень сурово: просто вбивал тому в глотку камень и волк, не способный ни есть, ни пить, умирал от голода. Но, если люди забывали о Егории, не приносили ему жертв, то у него не было повода для сдерживания волчьих стай – они резали скот, сколько их душе было угодно; больше убивали, чем ели.

А теперь – самое главное. Волчица-тотем, волк- помощник на охоте – это вполне понятно и объяснимо, а что такое «Хлебный волк», о котором довольно подробно пишет в своей знаменитой книге «Золотая ветвь» Джеймс Джордж Фрэзер: « Начнем с духа хлеба в облике волка или собаки. Такое представление о нем распространено во Франции, в Германии и в славянских странах. Так, когда волны хлеба колышутся на ветру, крестьяне нередко говорят: «По хлебам проходит волк», «Ржаной волк проносится по полю», «В поле волк», «В поле бешеная собака», «Там большой пес». Когда дети собираются в поля собирать колосья и васильки, взрослые предостерегают их, говоря: «В хлебах сидит большой пес», «В хлебе сидит волк — он разорвет вас на куски», «Волк вас съест». Детей предостерегают не от простого, а от так называемого Хлебного, Ржаного или другого подобного волка. Их, к примеру, предупреждают: «Дети, придет Ржаной волк и вас съест», «Ржаной волк утащит вас» и т. д. И все же по своему внешнему виду такой волк ничем не отличается от обычного волка».

С этим вполне согласуется поверье сербов о том, что волк приносит удачу и может предсказывать урожай. Казалось бы, с чего бы лесному жителю интересоваться созреванием колосьев? Этому есть вполне внятное объяснение: волк, агрессивный самец, охотник – воплощенное мужское начало. Сам, будучи частью природы, он может выступать как оплодотворитель природы – растительности, пассивно женской по своей сути. Чтобы наши рассуждения не выглядели произвольными фантазиями, скажем, что у «Хлебного волка» на древнерусских браслетах есть конкретное имя – Семаргл. Этого посланца богов иногда изображали в виде небесной собаки (или крылатого волка). Он так же отвечал за всхожесть семян. За Семергла пили из турьих рогов, которые украшались чеканкой с изображением волка с хвостом из растений.

(Русские пословицы о волке)

У многих народов существовала традиция давать имена по тотемному животному. Эти почетные прозвища,передававшиеся по наследству детям,внукам и правнукам, превратились в «животные» фамилии. В России, наряду с Медведевыми, Зайцевыми,Орловыми,Соколовыми,одной из самых распространенной была фамилия Волковых. Одному из старинных дворянских родов дал начало знатный литовец Григорий Волк, прибывший в Россию в начале XVI века. Дети Григория уже именовались по отцу (чьими?) – Волковыми. Так от старшего сына, Василия Ивановича Волкова пошло самое большое потомство,известное в Вологодской, Костромской, Новгородской, Московской, Санкт-Петербургской и Ярославской губерниях. Вполне оправдывая свою фамилию многие Волковы прославились в ратном деле:служили воеводами и стольниками. Так,из потомков Абрама Васильевича (внука Григория Волка), участвовавшего в 1634 году при осаде Смоленска, известны Андрей Алексеевич, убитый в сражении при Лесном (1708 год); Алексей Андреевич (1738 – 1796 годы), генерал-поручик, пермский и тобольский генерал-губернатор; Аполлон Андреевич (1739 – 1806 годы), сенатор; Сергей Аполлонович (умер в 1854 г.), попечитель Московского университета.

Нет никакой возможности перечислить всех прославленных людей,носивших эту фамилию. Но о некоторых из них мы просто не можем не упомянуть,так как их имена сами стали мифами – одни широко известными,другие – незаслуженно и преждевременно забытыми.

Надо так же упомянуть Александр Николаевич Волкова(1886-1957), российского живописца-кубиста,который прожил жизнь в Узбекистане и воспел этот прекрасный край в своих полотнах.

Источник

Объяснительный комментарий к «Слову о полку Игореве»

Хорсу бег пересягнуть что означает. Смотреть фото Хорсу бег пересягнуть что означает. Смотреть картинку Хорсу бег пересягнуть что означает. Картинка про Хорсу бег пересягнуть что означает. Фото Хорсу бег пересягнуть что означает

к «Слову о полку Игореве»

Хорсу бег пересягнуть что означает. Смотреть фото Хорсу бег пересягнуть что означает. Смотреть картинку Хорсу бег пересягнуть что означает. Картинка про Хорсу бег пересягнуть что означает. Фото Хорсу бег пересягнуть что означает

«Слово о полку Игореве» написано его автором для современников, у которых события похода Игоря Святославича были ещё в памяти, до нас дошли только копии, отдаленные от оригинала более чем на 800 лет, к тому же, в «Слове о полку Игореве» много намеков, которые были понятны современникам, но к5оторые требуют сейчас многочисленных пояснений. Вот почему обычный перевод «Слова о полку Игореве» оставляет много неясностей.

Предлагаемый объяснительный комментарий должен облегчить Вам понимание содержание «Слова о полку Игореве» (перевод Н. Заболоцкого), его идейной стороны и композиции; понять скрытый подтекст, намеки и иносказания, встречающиеся в тексте произведения.

Автор «Слова о полку Игореве» отказывается начать своё повествование в старых выражениях и хочет вести его ближе к действительным событиям своего времени; он характеризует старую поэтическую манеру Бояна.

Слово – в древнерусской письменности «словами» назывались произведения разного жанра, как церковно–учительные, так и повествовательные.

Боян – сказатель, певец, исполнитель былин.

Растекался мыслию по древу – рассказывал подробно.

И на стадо лебедей – струны.

Выпускал он соколов десяток – пальцы.

Лебедь – песнь Бояна.

Редедя – касожский князь.

Косожскою дружиной – племя, населявшее область Северного Кавказа.

Слава Ярославу – Ярослав Мудрый.

Роман Красный – Роман Святославич.

Ратным духом – воинским духом.

Внук Траянов – внук язычников.

Внук Велесов – славянский бог язычников, бог поэзии, покровитель певцов, поэтов.

За Сулою кони ржут – вражеские кони ржут за пограничной рекою.

Путивль – город, где жил Олег, сын Игоря. Входил в состав Невы – Северского княжества.

Троянова тропа – заграница.

Ярослав – Ярослав Владимирович Мудрый, родился в 978 году, умер в 1054 году. В 1015 году умер великий князь киевский Владимир Святославич («Владимир красное солнышко» русских былин). За киевское княжение началась борьба между наследниками. Одолев Святополка, захватившего киевский престол, Ярослав вокняжился в Киеве 1019 году. В борьбу с ним вступил его брат Мстислав Тмутороканский. После битвы при Листвене в 1024 году, в которой победу одержал Мстислав, братья по договору 1026 году поделили Киевскую Русь: к Мстиславу отошли земли по левому берегу Днепра (он становиться князем черниговским), а Ярославу правый берег. После смерти Мстислава в 1036 году Ярослав становиться единовластным правителем Киевской державы. При нём Киевская Русь обретает политическое единство и достигает наивысшего расцвета. Укрепляются её границы, ведется успешная борьба с внешними врагами – печенегами, в 1037 году создаётся киевская митрополия, а в 1051 году митрополичий стол занимает первый митрополит из русских – Илларион, упорядочивается судебно – правовая деятельность, ведётся большое строительство как в Киеве, так и в других древнерусских городах, усиливаются международные связи, интенсивно развивается культура – при Ярославе зарождается летописание, высокого мастерства достигает ораторское искусство, много внимания уделяется книжному делу. Поэтому эпитет «старый» дан автором «Слова…»Ярославу не только потому. Что тот дожил до 76 лет и время его жизни от времени создания «Слова…» было отдалено полуторавековой давностью, но и как обозначение мудрости, величия Ярослава.

Роман красный – сын Святослава Ярославича, князя Тмутороканского, внук Ярослава Мудрого, старший брат Олега Гориславича Черниговского – деда Игоря Святославича. Роман был убит половцами в 1079 году (год рождения неизвестен).

Владимир – Владимир I Святославич, умер 1015 году, при нём в 980-х гг. официальной религией страны было признано христианство.

Игорь – Игорь Святославич, князь Новгород-Северский, родился в 1151 году. Он был сыном черниговского князя Святослава Ольговича (Гориславича) Черниговского. Князем Новгород-Северским, небольшого города на восточной окраине Черниговской земли, Игорь стал в 1179 году, после смерти старшего брата Олега. В 1198 году, после смерти Ярослава Всеволодовича Черниговского, Игорь стал князем в Чернигове. В 1202 году Игорь умер.

Всеволод одобряет намерение своего брата Игоря выступить в поход.

Всеволод – родной брат Игоря.

Святослав – племянник Игоря.

Буй-тур – отважный, сильный (тур – дикий бык).

Куряне славные – опытные воины.

Всеволод – родился около 1155 года, родной брат Игоря Святославича, князь трубчевский и курский (умер 1196 году), был сыном Святослава Ольговича (1164), князя черниговского. Среди ольговичей Всеволод отличался особой храбростью и мужеством. Рассказывая о его смерти, летописец написал: «…во Олговичех всих удалее рожаем и воспитаемь и возрастом и всею добротою и мужьственою доблестью» (Ипатьевская летопись). Игорь ожидал Всеволода два дня на реке Осколе, так как «тот бяше шел инемь путём ис Курьска» (Ипатьевская летопись).

Печальное и тревожное начало похода Игоря.

Средь бела – дня ночная тень – солнечное затмение.

Поганых – (с латинского) язычники.

Копие хочу я преломить – сам вступить в единоборство.

Либо дону зачерпнуть шеломом – победить половцев на Дону.

Сулит – обещает, предрекает.

Выступление Игоря в поход и грозные предзнаменования.

Игорь князь во злат – стремень вступает – выступил в поход. Кличет Див над ним с вершины древа – божество восточных народов (половчан), предупреждает своих о походе русских.

Сурож, Поморье, Корсунь – все враждебные Руси юго-восточные страны.

Поморье – побережье Азовского и Черного морей.

Сурож – ныне Судак в Крыму, важный торговый центр.

Корсунь – греческая колония Херсонес в Крыму (недалеко от нынешнего Севастополя).

Болван – истукан, статуя, идол (идол какого – то языческого бога, стоявшего близ Тмуторокани).

Яруги – не проложенные дороги.

Щит червленый – щиты русских воинов (в XII в. они были миндалевидной или овальной формы) окрашивались черленью – яркой розово – красной краской, которая приготовлялась из особого насекомого – червеца.

Птицы, поднимаясь над дубами, реют с криком жалобным своим – ждут добычи на поле битвы.

Войско Игоря рассеивает передовые отряды половцев. Богатая добыча досталась войску Игоря; сам же Игорь берет боевые знаки врагов.

Червленый стяг – красный стяг (боевой знак).

Аксамиты – (вернее гексамиты, что по-гречески означает «шестинитчатый»). Эта ткань, представлявшая собой род бархата красного и фиолетового тонов; была богато украшена орнаментом – обычно фантастическими стилизованными изображениями зверей и птиц в круглых медальонах.

Япанчам – накидка, плащ.

Снова ночует в поле славный выводок ольговичей. Лирическое размышление автора о судьбе князей. Движение главных сил половцев к Дону, навстречу Игорю.

Гзак, Кончак – половецкие князья, ханы. Гзак (Кза) Бурнович и Кончак Отрокович. Особенно энергичным противником русских постоянно выступал хан Кончак, неоднократно ходивший на Русь походами. Вместе с тем Кончак неоднократно выступал союзником того или другого русского князя во время их междоусобиц. Был одно время в союзнических отношениях с Игорем. Летописец называет Кончака «окаянным, богостудным, безбожным, треклятым».

Войска половцев надвигаются. Сетования автора.

Туча надвигается от моря – со стороны Азовского моря, где располагались зимние кочевья некоторых половецких племён и откуда они двигались навстречу войску Игоря.

Кровавые зори, черные тучи – символ беды.

Четыре солнца – четыре князя: Игорь, Всеволод, Владимир (1170 – 1208), Святослав. Как мы знаем из летописи, в походе Игоря, кроме Игоря и его брата Всеволода, участвовали Святослав Ольгович Рыльский (племянник Игоря и Всеволода) и Владимир (сын Игоря).

Вот где копьям русским преломиться – в рукопашной схватке в начале битвы.

Постепенное развёртывание битвы, слитое с изображением надвигающейся грозы.

Стрибог – бог ветров.

Подвиги в битве Буй-тура Всеволода. В пылу битвы Всеволод не только не чувствует на себе ран – он забыл и феодальную честь, княжеские обязанности, любовь к жене.

О желанной Глебовне своей – Ольга Глебовна, жена Буй-тура Всеволода.

Глебовна – Ольга Глебовна, жена Буй-тура Всеволода Святославича, дочь Глеба Юрьевича Переяславского, внучка Юрия Долгорукого и сестра Владимира Глебовича Переяславского.

Лирическое отступление автора. Автор вспоминает прошлое Руси и родоначальника нынешних князей ольговичей – Олега Святославича. Олег своими походами положил начало междоусобиям в Русской земле. Страшные последствия междоусобий Олега Святославича для мирного трудового населения Руси.

Времена Трояна – века языческие.

Ковал крамолу – ссорился (ссора, предательство).

Злат-стремень – выступая в междоусобный поход.

Владимир – Владимир Мономах.

Зелен-саван – зелёная трава.

За обиду храброго Олега – за поруганную честь Олега Святославича.

Вьюк – венгерские иноходцы. Иноходцем называется лошадь, выдрессированная бежать особым аллюром, при котором одновременно выносятся сначала обе ноги правые, а затем обе левые. При таком аллюре езда на верховой лошади гораздо спокойнее. Иноходцев использовали при перевозке на носилках раненых и мертвых. Носилки прикреплялись длинными шестами к двум иноходцам, бегущим гуськом – друг за другом. Качка носилок при этом была незначительной.

Прозван Гориславичем в народе – то есть при Олеге Святославиче родоначальнике князей ольговичей, принёсшим много горя Русской земле своими воинами против Владимира Мономаха и постоянным наведением на Русскую землю своих союзников – половцев. Это – то принесённое русскому народу Олегом горе и вызвало его прозвание – Гориславич. Олег Святославич был дедом Игоря Святославича Новгород – Северского и Всеволода Буй-тура. Олег вспоминается здесь не случайно. Политику Игоря автор рассматривает как политику «родовую», ведущую своё начало от Олега. Так, ниже, говоря о половецких князьях, автор «Слова…» вспоминает их родоначальника – Всеслава. Олег Святославич – обобщающий образ всех князей ольговичей (князей крамольников), умер 1115 году.

Внук Даждь-бога – под внуком Даждьбога имеются в виду русские.

Сравнение тех ратей Олега Святославича с ратью нынешней – его потомков. Ожесточенность битвы Игорева войска.

Копья харалужные – копья булатные.

Поражение войск Игоря. Природа сочувствует несчастью русских.

Беглецов вернуть обратно к бою – Игорь возвращает бегущих ковуев.

Славный пир дружины завершили – конец битвы.

Напоили сватов до пьяна – половцев, половецких князей, которые постоянно вступали в браки с русскими княжнами. Здесь битва сравнивается со свадебным пиром. Сила этого сравнения в «Слове…» увеличивается оттого, что половецкие князья – противники Игоря – и в самом деле могли быть названы сватами: дочь Кончака, как предполагают, была просватана за сына Игоря, Владимира, еще до похода 1185 года. После поражения, в плену, Владимир женился на Кончаковне и вернулся из плена с женой. В названии врагов сватами в этом месте «Слова…» чувствуется осуждение русских князей, часто женившихся на половчанках и тем завязывавших родственные отношения с врагами родины.

Печальные размышления автора по поводу тяжёлого положения

И настала тяжкая година – тяжелые времена.

Край Троянов – край предков Игоря.

Оплакивание погибших в бою ратников Игоря. Начинается великий плач по покойным.

Карна – (от древнегреческого слова «кара», «карание», «карьба») олицетворение кары, скорби, муки. Заплакать погребальным плачем, причитать покойному.

Желя – (погребальные боги) жалость, плач, скорбь, печаль.

Потрясая искромётным рогом – размыкивая огонь в пламенном погребальном роге.

Последствия поражения Игоря. Половцы грабят. Междоусобица продолжается.

Объяснение причин, по которым поражение Игоря оказалось столь тяжелым для всей Русской земли: Игорь своим неудачным походом уничтожил плоды предшествующего победоносного похода на половцев Святослава Киевского.

Святослав – отец Игоря.

Кобяк – знатный половец, хан.

Вихрем вырвал – захватил в плен.

Кещеево седло – рабское седло.

Степь – половецкая земля.

До лукоморья – до Азовского моря.

Автор переносит повествование в Киев, к Святославу киевскому: Святослав видит тяжелый для него по-своему значению сон.

Смутный сон – непонятный, неясный.

Черная пелена – черное погребальное покрывало.

Плесенск – какая-то местность под Киевом.

Сыпали жемчуг на полотно – в народных поверьях видеть во сне жемчуг, считалось предвестием слез.

Златоверхий терем мой стоял без конька, и, предвещая горе – по древнерусским поверьям, видеть во сне дом без князька служило предвестием большого несчастья. Это была дурная примета.

Бояре Святослава объясняют ему значение его сна, рассказывая о поражении Игоря.

Два любимых чада – Игорь и Всеволод.

Опутаны в путины – заковали в кандалы.

Либо Дону зачерпнуть шеломом? – одержать победу на Дону.

С новой силой возникает тема поражения Игоря. Мысленно перенесясь в центр Руси – к Святославу в Киев, автор «Слова…» оценивает поражение Игоря на этот раз с точки зрения внешнего, международного положения Руси.

И погасли в небе два столба – Игорь и Всеволод.

Молодой Олег – Олег Игоревич (в 1185г. было 10-11 лет), сын Игоря, родившийся в 1175 году (о его участии говорится в Лаврентьевской летописи).

Святослав – Святослав Рыльский племянник Игоря (19 лет по летописи).

Хвалу хула— позор поражения заслонил собою былую славу.

Шаруканья – дед хана Кончака, разбитый Владимиром Мономахом. В 1106 году, его сына загнал на Кавказ, за Железные Ворота. Внук Шарукана и сын Отрока – хан Кончак впервые смог отомстить после поражения Игоря за бесславие своего деда и отца.

Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит своё «Золотое слово», в котором упрекает Игоря и Всеволода в нарушении феодального послушания, сетует на «непособие» ему русских князей и указывает на первое последствие поражения Игоря – нападение половцев на Переяславль – Русский.

Грозный Ярослав – Ярослав Всеволодович Черниговский (1140-1198), родной брат Святослава Всеволодовича Киевского.

Татраны, топчаны, ольберы, ревуги – отдельные племена тех степных кочевых народов тюрского происхождения, которые издавна осели в пределах Черниговского княжества, подпав под культурное влияние русских. Из этих осевших кочевников в Черниговском княжестве собирались полки, носившие название «ковуев». Черниговские ковуи были и в войске Игоря Святославича. Их прислал Ярослав Всеволодович Черниговский, и они действовали под началом боярина Ольстина Олексича.

Ярослав – принимал активное участие во многих походах Святослава, но в 80-е гг. XII в. его действия противоречат политике Святослава по отношению к половцам: в 1183 году он отговаривает Святослава и Рюрика от похода в Половецкую степь и отказывается от участия в походе на половцев 1184 году. В 1187 году по его вине сорвалось намеченное выступление против половцев.

Владимир – Владимир Глебович Переяславский (1157-1187). При осаде Переяславля на вылазке был ранен, схватившийся сразу со многими половцами. Окруженный он был ранен тремя копьями, но дружина отбила его у врагов.

На этом заканчивается «Золотое слово» Святослава, и сам автор начинает призывать князей на защиту Руси. Автор обращается к Всеволоду Юрьевичу Владимирскому с призывом выступить за Русскую землю.

Всеволод – Всеволод Юрьевич Владимиро–Суздальский.

Порадеть – порадеть киевский престол, на котором когда-то сидел отец Святослава – Юрий Долгорукий.

Сыновьями Глеба – сыновья Глеба Ростиславича, рязанские князья, Роман, Игорь, Владимир, Всеволод, Святослав, принимавшие участие в походе Всеволода на волжских болгар в 1183 году. Рязанское княжество в 80-х гг. XII в. политически зависело от Всеволода Георгиевича Суздальского.

Продавали б девок – продавать половецкую невольницу (рабыня).

Ногата, резана – название мелких монет (в гривне 20 ногат или 50 резан).

Всеволод Юрьевич Владимиро–Суздальский (1154-1212), сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха; по позднейшему прозвищу – Большое Гнездо. Выдающийся политический деятель своего времени. Один из самых сильных князей Руси XI-XIII веков, княжил 36 лет (с 1176-1212гг.). По словам летописца, Всеволод «много мужествовав и дерзость, имев на брянев показав»; «сего имени токмо трепетаху вся страны и по всей земли изыде слух его» (Лаврентьевская летопись под 1212 годом). Всеволод вел неустанную борьбу с боярством за укрепление княжеской власти. Его боялись и слушались прочие русские князья: князья-соседи и князья далёкой южной Руси. Он первый из владимирских князей принял титул великого князя и стремился утвердить за Владимиром – Залесским значения центра Руси. Он обстроил Владимир замечательными зданиями, «не искав, мастеров от немец». При нём был построен во Владимире княжеский дворец с придворным Дмитровским собором, знаменитым своими скульптурными украшениями, и расширен Успенский собор.

Автор обращается к Рюрику и Давыду Ростиславичам с призывом выступить за Русскую землю.

А не ваши ль плавили в крови золотом покрытые шеломы? – не вам ли отомстить за своих воинов.

Злат–стремень – выступить в поход.

Рюрик – Рюрик Ростиславич.

Давыд – Давыд Ростиславич.

Рюрик, Давыд – сыновья Ростислава Мстиславича, внуки Мстислава Владимировича, првнуки Владимира Мономаха.

Сын Святославича – Игорь Святославич.

Давыд – Давыд Ростиславич Смоленский (1140-1197) – брат Рюрика Святославича, внук Мстислава Владимировича. Много воевал самостоятельно и принимал участие в походах своего брата. Перед смертью добровольно постригся в чернецы. Летописец дает ему такую по-своему приукрашенную характеристику: «Се же благоверный князь Давид возростом (ростом) бе середний, образом леп (красив); всею добродетелью украшен, благонравен, христолюбив; любовь, имея ко всим… бе крепок на рати, всегда бо тосняшеться (устремлялся) на великие дела; злата и сребра не збирашеть, но давашеть дружине, бе бо любя дружину, а злыя кажня (казня), якоже подобаеть царемь творити» (Ипатьевская летопись под 1198 годом – годом смерти Давыда).

Автор обращается к Ярославу Владимировичу Галицкому с призывом выступить за Русскую землю.

Ярослав Галицкий – Осмомысл (великий разум).

Карпаты – венгерские горы.

Королю дорогу заступая – загородив венгерскому королю путь.

Бремена ты мечешь выше туч – меча тяжести через облака (Ярослав обычно посылал войска в далёкие походы, не сопровождая их сам).

С отчего стола – престол, доставшийся по наследству от отца.

И в Салтанов – сидя на своем наследственном престоле и не выступая сам в поход, посылает войска против салтана Саладина – 3-ий крестовый поход (поход состоялся в 1189-1192 гг.).

Ярослав Владимирович Галицкий (1130-1187), тесть Игоря Святославича, отец Ярославны. Княжил с 1153-1187 год. Он был князем богатого Галичского княжества и вел постоянную борьбу с местными очень сильными галичским боярством. Его княжение казалось могущественным для всех окружавших его стран, однако он не раз принужден был смиряться перед собственным боярством. Под конец жизни он взял себе в жёны простую горожанку Настасью, которую в последствии бояре сожгли на костре. Его любимого сына от этой Настасьи бояре выгнали после смерти Ярослава из Галича. Этот князь «один худою своею головою, хотя удержал всю Галичскую землю». Он принимал у себя византийского императора Андроника Комнина, который по возвращении в построенном им дворце велел написать сцены из его прошлой жизни и, между прочим, различные эпизоды охоты на зубров («туров») во времена пребывания у Ярослава. Летописец так его характеризует: «бе же князь мудр и речен языком, и богобоин, и честен в землях и славен полкы» (Ипатьевская летопись под 1187 годом). Прозвище Ярослава «Осмомысл» имеет несколько толкований: 1) от восьми его мыслей или забот; 2) от знания восьми языков; 3) оттого, что он вообще был умен за восьмерых и т. д.

Автор обращается к Роману Мстиславичу Волынскому и к Мстиславу (Пересопницкому или Городенскому) с призывом выступить за Русскую землю.

Роман – Мстиславович Волынский.

Хиновы – восточные народы.

Деремела, Ятвяги – литовские племена.

Обращение к волынским князьям остается незаконченным. Под влиянием воспоминаний о победах Романа вновь возникает тема поражения Игоря. Павших воинов не воскресить.

Сула – левый приток Днепра, южнее Киева; пограничная с половецкой степью река. По Суле шла линия укреплённых городов, среди них и Рим, захваченный половцами после поражения русских на Каяле.

Рось – правый приток Днепра, южнее Киева; пограничная с Половецкой степью река.

Возобновляя своё обращение к волынским князьям, автор перечисляет Ингваря и Всеволода Ярославичей и Мстиславичей: Романа, Святослава, Всеволода. Он призывает их выступить за Русскую землю.

Ингварь и Всеволод – сыновьяы Ярослава Изяславича Луцкого, князья волынские.

Шестокрыльцев княжеского рода – автор называет их соколами. У сокола оперение крыла делится на три части (большие маховые, малые маховые перья и крылышко). Всего у сокола как бы шесть крыльев. Отсюда название сокола «шестокрылец».

Ляшской стали – польская сталь (Мстиславичи эти были по матери полуполяками – внуками польского короля Болеслава Кривоустого. Однако дело здесь не только в полупольском происхождении мстиславичей. Автор «Слова…» намекает здесь также на ту военную поддержку, которую не раз получали волынские князья из Польши).

Обращаясь к полоцким князьям, автор, прежде всего, указывает на общую беззащитность от «поганых» южных (по Суле) и западных (по Двине – у Полоцка западных ()лоцким князьям, автор, прежде всего, указывает на общую беззащитностьязья из Польшиолод и Святославеволода на волж) границ Руси. Он вспоминает безнадежную попытку Изяслава Васильковича Полоцкого одному защитить свои границы от врагов Руси и его одинокую кончину на поле битвы.

Двина – пограничная река на северо-западе.

Поганые – грозные полочане.

Трубы Городенские поют – в знак сдачи города. Изяслав Василькович, упомянутый в «Слове…»был, по-видимому, князем Городенским (от Городно или Гродно неясно).

Описав слабость полоцких князей в защите своих собственных границ, автор обращается с призывом ко всем князьям полоцким – потомкам Ярослава Мудрого прекратить взаимную вражду, признать, что обе стороны потерпели в этом междоусобии поражение и погубили славу, перешедшую к ним от дедов.

Ярослав и правнуки Всеслава! Прекратите стяги. – призыв прекратить вековые раздоры между князьями – потомками Всеслава Полоцкого (иногда они назывались также в летописи потомками полоцкого князя Рогволода, также противопоставляясь «Ярославлим внукам»). Между ветвями этих княжеских родов шла вековая вражда, которая, как говорит автор ниже, способствовала набегам «поганых» «на землю Русскую».

Безнадежность усобиц автор показывает на примере неприкаянной судьбы родоначальников полоцких всеславичей – Всеслава Брячиславича Полоцкого.

О своей любимой загадав – под любимой здесь разумеется Киев. Решив воспользоваться в 1068 году восстанием киевлян, чтобы взойти на киевский стол, Всеслав действительно играл своей судьбой – «кинул жребий».

Синяя мгла – ночная мгла.

Немга – небольшая река, на которой стоял Минск (сейчас этой реки нет).

Дудуток – местность под Новгородом.

Хорс – славянский языческий бог, по-видимому, бог солнца. Следовательно, слова «Мог он Хорсу бег пересягнуть» означают, что Всеслав «рыскал» до восхода солнца.

В лирическом отступлении автор вспоминает первых русских князей, их многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным ему несогласиям между братьями Рюриком и Давыдом в сборах на половцев.

Прежние годины вспоминая – еще до Всеслава Полоцкого.

И князей давно минувших лет – очевидно, Олега, Игоря, Святослава, Владимира.

Старый Владимир – Владимир I Святославич, совершивший много походов на внешних врагов Русской земли.

К Киеву б его не пригвоздила – так часто он ходил в походы на недругов Русской земли.

Возвращаясь к повествованию об Игоре, автор передает плач Игоря – Ярославны

Забрало – переход городецких стен.

Ярославна – жена Игоря, Ефросинья Ярославна, дочь Ярослава Владимировича «Осмомысла», Галицкого, вторая жена (с 1184 г.) Игоря Святославича.

И рукав, с бобровою опушкой наклоняясь, в Каяле омочу – Рукава верхней одежды знати в Древней Руси делались длинными. Их обычно поднимали кверху, перехватывая обручами у запястий. В ряде церемониальных положений их спускали книзу (стояли «спустя рукава»). Такой длинны рукав легко можно было омочить в воде, чтобы утирать им раны, как платком. В древнерусском оригинале слову «белый» соответствует слово «бебрян». Слово «бебрян» имело два значения: «бобровый, опушенный бобровым мехом», и «белый, сшитый из белой шелковой ткани».

Святослава в дальние просторы до полков Кобяковых носил – Ярославна вспоминает победоносный поход русских князей на половцев 1184 года под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского. В результате этого похода объединенные ханом Кобяком силы половцев были разбиты, а сам хан Кобяк захвачен в плен.

Как бы в ответ на мольбу Ярославны, «богъ путь кажетъ» Игорю на Русскую землю

Овлур – половец, бежавший на Русь вместе с Игорем. В летописи он назван Лавр или Лавор. Игорь первоначально долго не доверял Лавру. Русский историк XVIII века на основании неизвестных нам источников сообщает, что Лавр был «муж твердый, но оскорблен от некоторых половцев, мать же его была русская из области Игоревой». Вернувшись из плена, Игорь «учинил вельможею и, крестя его, выдал за него дочь тысяцкого Рагуила, и многим имением наградил, которого дети ныне суть вельможами в Северской земли».

Описание бегства Игоря.

Носит характер народной сказки. В сказках часто герой, спасаясь бегством от колдуна, превращается в различных животных.

Разговор Игоря с рекой Донцом.

Страж ему был гоголь над водою – чуткий к приближению человека гоголь предупреждал Игоря об опасности.

Чайка князя в небе стерегла – чайки, поднимаясь с воды, предупреждали Игоря о приближении погони.

Гоголь – порода нырковых уток. Чайки, гоголи очень пугливы и издали замечают приближение человека. Игорь, скрываясь днем в зарослях у рек, мог по поведению гоголей и чаек судить, не приближается ли погоня.

Погоня за Игорем. Разговор Гзака и Кончака о том, как удержать Игоря в плену.

Соколенок попадет впросак – мы его опутаем девицей – в народной поэзии (в поэзии свадебной) опутать сокола значит женить молодца. Сын Игоря, Владимир, действительно женился на дочери Кончака, вернулся на Русь в 1187 году с женой и ребенком и здесь уже обвенчен по церковному обряду.

Все то говорили Гзак с Кончаком, а вот что сказали Боян с Ходыной о Русской земле, когда в ней нет князя.

Ходын – песнотворец Святослава Ярославича.

Исполнилось все не так, как говорили Гзак и Кончак.

Игорь вернулся на Русь.

Вьются песни с дальнего Дуная – Возвращающихся из походов князей жители обычно встречали, выходя им навстречу, пением «славы».

К Пирогощей Богородице Святой – церковь богородицы Пирогощей: была заложена в Киеве в 1132 году и завершена в 1136 году. Так названа по иконе «Пирогощей», привезенной в Киев из Константинополя.

Борис Вячеславич – внук Ярослава Мудрого, союзник Олега Святославича. Битва, в которой Борис Вячеславич был убит, произошла при следующих обстоятельствах. В 1077 году Олег Святославич (Гориславич), родоначальник князей ольговичей, лишился своей отчины – Чернигова: в Чернигове сел отец Владимира Мономаха – Всеволод Ярославич. Олег бежал в Тмуторокань, собрал там войско, в том числе и половцев, вернулся на Русь и изгнал Всеволода. В отсутствие с сыном своим Ярополком соединенными силами обступили Чернигов. Олег Святославич и Борис Вячеславич направились к Чернигову. Изяслав и Всеволод выступили против них. Олег не надеялся победить четырех князей, но Борис «похвалился вельми» один победить своих противников. Битва произошла близ Чернигова, «у села на Нежатиной Ниве», 1078 году. В битве первым пал Борис Вячеславич, на противной стороне – Изяслав. Олег с остатками дружины вновь бежал в Тмуторокань, а отец Владимира Мономаха, Всеволод Ярославич, сел на киевском столе.

Изяслав Ярославич – отец Святополка Изяславича, был убит в 1078 году близ Чернигова в той же битве на Нежатиной Ниве, где был убит и Борис Вячеславич, сражаясь против Олега Святославича и Бориса Вячеславича. Его сын Святополк в битве не участвовал. Софийская первая летопись, как и «Слово о полку Игореве», указывает место погребения Изяслава в киевском храме Софии.

Юрий Долгорукий – отец Всеволода Юрьевича. Несколько раз захватывал киевский престол военной силой и умер в Киеве 1157 году.

Ярослав – князь черниговский Ярослав Всеволодович (ум. в 1198 г.), брат Киевского князя Святослава Всеволодовича; осторожный и нерешительный, он весьма неохотно принимал участие в походах на половцев. Были, могуты, татраны, шельбиры, топчаки, ревуги, ольберы – знатные роды ковуев, тюрков по происхождению, давно осевшие в Черниговской земле и подчиненные черниговскому князю.

Всеслав Брячиславич (ум. в 1101г.) – князь полоцкий, родоначальник полоцкой династии князей. Враждовал с сыновьями Ярослава Мудрого. В 1067 г. Он взял Новгород и сжег его. Против него двинулись походом Ярославичи – Изяслав, Святослав и Всеволод. На реке Немиге 3 марта 1067 г. Разыгралась битва, в результате которой Всеслав был разбит и бежал. Ярославичи стали звать его, обещая прощение и мир, но слова своего не сдержали: он был схвачен у Смоленска, как только переправился через Днепр. Изяслав привел его в Киев и заточил с двумя сыновьями. В 1068 г. Восставшие против Изяслава киевляне освободили Всеслава и провозгласили князем (…коснулся копьем золотого стола Киевского). В 1069 г. Изяслав с помощью союзника своего, польского короля Болеслава, вернулся в Киев; предвидя поражение, Всеслав ночью тайно от киевлян бежал в Белгород, а оттуда в Полоцк. Бегло напоминая читателю известные ему события из жизни Всеслава, автор «Слова» руководствовался стремлением не столько воссоздать политическую биографию Всеслава, сколько его образ, как он тему рисовал, уже опоэтизированный преданием.

Абстрагирование – одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде.

Анализ – это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов.

Жанр (франц. genre– род, вид) – классификация произведений внутри родов и видов.

Житие – памятник древнерусской литературы. Посвящено главным образом жизни и деяниям какого – либо религиозного подвижника, святого. Может совмещать особенности жития святого и воинской повести.

Жития сложились на основе деяний апостолов (Библия) и сказаний о христианских мучениках в Римской империи. На Руси жития известны с II в.; расцвет житийного жанра относится к XVI в. В XVIII – XIX вв. к житиям неоднократно обращались русские и западноевропейские писатели (Флобер, А. Франс, Достоевский, Лесков, Л. Толстой).

Идея произведения – основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все его образы.

Композиция (лат. composition – сложение, состав) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию, т. е. нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного.

Метафора (греч. metaphora – перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком – либо отношении двух предметов или явлений: шляпка гриба, ручка двери.

Мониторинг – это постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений.

Наблюдение – в принципе наиболее информативный метод исследования.

Обобщение – одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений.

Обследование – это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач.

Олицетворение – разновидность метафоры, при которой явление природы неодушевлённые предметы наделяются свойствами живых существ: «Уж небо осенью дышало…»

Пейзаж (франц. рaysage, от рауs – страна, местность) – картина природы в художественном произведении.

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

Ритм (от греч. rhythmos – такт, соразмерность) – повторение однородных явлений через равные промежутки.

Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различий объектов.

Сюжет (франц. Sujet – предмет, содержание) – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.

Тема (греч. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении; то, о чём говорится в произведении.

Эпитет (от греч. epitheton – приложение) – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: «Месяц величаво поднялся на небо…»

1. Адриановой – Перетц о полку Игореве. – М. – Л.: Изд-во Ан СССР, 1950.

2. Адриановой – Перетц о полку Игореве. Сборник исследований и статей – М. – Л.: Изд-во Ан СССР, 1950.

3. Адриановой – «Слово о полку Игореве» и памятник Русской литературы Х1 – Х111 веков. – Л.: «Наука», 1968.

4. Аламдарова по литературе для средней школы: Учебн. Пособие для 10 – 11 кл.. – Астрахань: Изд-во Астраханского педагог. Ин-та, 1994. – 699 с.

5. К «Сну Святослава» в «Слове о полку Игореве». – в кн.: Слово о полку Игореве. Сборник исследований и статей. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

6. Ещё о тюркизмах «Слова о полку Игореве». – в кн.: Слово о полку Игореве. Памятники литературы и искусства 11 – 17 веков. – М.: «Наука», 1978.

8. Брызгалин тайны ключ. – Волгоград: Изд-во Института качеств, 1994. – 92 с.

10. Вишняков и поэмы вып. 2 Т. – М.: Изд-во «Русь», 2005 г. – 352 с.

11. Гетманец реки Каялы. Слово о полку Игореве. – Харьков: Изд-во при Харьковском государственном университете, 1989. – 164 с.

13. Дмитриев первого издания «Слова о полку Игореве» материалы и исследования. – Л.: Библиотека поэта, 1960.

14. Еремин по древнерусской литературе. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. – 206 с.

17. Ковалевская русского литературного языка: Учеб. для студентов пед. ун-тов и ин-тов по спец. «Рус. яз и лит.» – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1992. – 303 с.

18. Козырев состав «Слова о полку Игореве» и лексика современных русских народных говоров. – в кн.: Труды Отдела древнерусской литературы. т.ХХХ1 – Л.: «Наука», 1976.

19. Колесов в «Слове о полку Игореве». – в кн.: Труды Отдела древнерусской литературы. т.ХХХ1 – Л.: «Наука», 1976.

20. Гений без имени. – М.: Современник, 1986. – 288.

21. Кусков древнерусской литературы. Изд. 3, испр. и доп. Учебник для филол. фак. ун–тов. – М.: «Высш. школа», 1977. – 247 с.

22. Лихачев исторический и географический. – в. кн.: Слово о полку Игореве. – М.– Л.: Изд-во Ан СССР, 1950.

23. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – Л.: Художественная литература, 1978. – 200 с.

24. Лихачев о полку Игореве. Ист. – лит. очерк. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

25. Лихачев статья, объяснительный перевод, примечания. – в кн.: Слово о полку Игореве. – М.: Просвещение, 1979.

26. Лихачев о полку Игореве и культура его времени: монография. – 2-е изд., допл. – Л.: Художественная литература,1985. – 352 с.

31. Менгес элементы в «Слове о полку Игореве». – Л.: «Наука», 1979.

32. Моисеева – Ярославский хронограф и «Слово о полку Игореве». – Л.: Наука, 1984. – 149 с.

33. Новиков образования. – М.: «Эгвес», 2002. – 320 с.

34. «Слово о полку Игореве» и его автор. – М.: Советский писатель, 1938. – 86 с.

35. Орлов о полку Игореве. – М.– Л.: Изд-во АН СССР, 1938.

36. Орлов о полку Игореве. – 2-е изд., допл. – М.– Л.: Изд-во АН СССР, 1946.

37. Мир Игоревой песни. Этюды. – М.: «Провсещение», 1977.

38. литература Древней Руси. – М.: Изд-во «Наука», 1971. – 302 с.

39. Рез преподавания литературы. – Свердловск: Изд-во «Уральский рабочий»,1977. – 382 с.

40. «Русская земля» в «Слове о полку Игореве». – в кн.: Труды Отдела древнерусской литературы. т. ХХХ1 – Л.: «Наука», 1976.

41. Робинсон символика в «Слове о полку Игореве». – в кн.: Слово о полку Игореве. Памятники литературы и искусства Х1 – ХVII веков. – М.: «Наука», 1978.

42. Слово о полку Игореве. – М.: Художественная литература, 1985. – 224 с.

43. Рыбаков летописцы и автор «Слова о полку Игореве». – М.: «Наука», 1972.

44. Рыбаков – справочник «Слова о полку Игореве». Вып. 1. – М. – Л.: «Наука», 1965.

45. Рыбаков – справочник «Слова о полку Игореве». Вып. 5. – М. – Л.: «Наука», 1978.

46. «Слово о полку Игореве» и его современники. – М.: «Наука», 1971.

47. «Слово о полку Игореве» и его время. – М.: Наука,1985. – 415 с.

48. Слово о полку Игореве. – М.: Просвещение, 1981.

49. Степанов Святослава и «синее вино» в «Слове о полку Игореве». – в кн.: Слово о полку Игореве. Памятники литературы и искусства Х1 – ХVII веков. – М.: «Наука», 1978.

50. Слово о полку Игореве. – М.: Художественная литература, 1968. – 63 с.

51. Творогов литература. – М.: «Наука», 1980.

53. Слово Игоревой рати. – М.: Пограничник, 1987. – 96 с.

54. Читаю «Слово о полку…» книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 79 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *