Хорваты что за народ
ХОРВА́ТЫ
Том 34. Москва, 2017, стр. 164-165
Скопировать библиографическую ссылку:
ХОРВА́ТЫ (самоназвание – Hrvati), 1) граждане Хорватии; 2) южнославянский народ, осн. население Хорватии. Численность 3,9 млн. чел. (2011, перепись). Говорят на хорватском яз.: лит. стандарт – на основе штокавского и новоштокавского диалектов сербскохорватского языка, на севере (жупании Меджимурская, Вараждинская, Крапинско-Загорская, Копривницко-Крижевицкая, Загребская, восток и север Сисакско-Мославинской, север Карловацкой и Приморско-Горской) распространён также кайкавский дилект, на западе (Истрийская, юг Приморско-Горской, Ликско-Сеньской жупании, острова и побережье Адриатич. м., а также градищанские Х. в Австрии) – чакавский диалект. В осн. католики. Составляют один из т. н. конституц. народов в Боснии и Герцеговине (544,8 тыс. чел. – 2013, перепись), официально признанное меньшинство на севере Сербии [74,6 тыс. чел. (2011, перепись), из них 63,5 тыс. чел. в Воеводине, включая этнографич. группу буньёвцев (16,5 тыс. чел.), в т. ч. 28,3 тыс. чел. (из них 13,8 тыс. буньёвцев) в Севернобачском и 10,9 тыс. чел. в Западнобачском округах], в Словении (35,6 тыс. чел. – 2002, перепись), на юге и западе Венгрии (23,6 тыс. чел. – 2011, перепись; в осн. в областях Баранья, Зала, Ваш, Дьёр-Мошон-Шопрон, Шомодь), на востоке Австрии (градищанские Х. в земле Бургенланд; 19,4 тыс. чел. – 2001, перепись), юго-западе Черногории [бокельские Х. – от назв. бухты Бока-Которска (Которская); 6 тыс. чел. – 2011, перепись; в осн. в общинах Тиват, Котор и Херцег-Нови], востоке Италии (молизанские Х. в обл. Молизе; 2,1 тыс. чел. – 2001, Центр. ин-т статистики), юго-западе Румынии (карашивени в жудеце Караш-Северин), в Словакии; в этих странах развивается преподавание (в т. ч. в ун-те г. Мостар в Боснии и Герцеговине) и печать на хорв. яз., в Воеводине он служит офиц. языком. Иммигранты из Хорватии проживают в США (414,7 тыс. чел. – 2012, перепись), Германии (297,9 тыс. чел., в осн. на юге и западе: в Баден-Вюртемберге – 92,1 тыс. чел., в Баварии – 76,2 тыс. чел., в Сев. Рейне-Вестфалии – 44,6 тыс. чел., в Гессене – 43,1 тыс. чел.; 2015, Федеральная служба статистики), Канаде (114,9 тыс. чел. – 2011, перепись), Швейцарии (40,9 тыс. чел. – 2005, Федеральная служба статистики), Австрии (38,8 тыс. чел. – 2001, перепись) и др.
Хорваты (племя)
Хорва́ты — восточнославянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан.
Данных о восточнославянских (прикарпатских) хорватах почти нет. «Повесть временных лет» даёт некоторые события из истории прикарпатских хорватов, но только для Х в. О более ранних веках известно только из материалов археологии.
Археологические исследования
Несмотря на значительное количество проведённых раскопок, археологические материалы, связанные с хорватами недостаточно выразительны и определённы, Они представлены прежде всего захоронениями (подплитными и бесплитными, изредка — курганами), содержащими в основном трупоположения с западной ориентировкой. Захоронения почти всегда одиночны и как правило со скромным инвентарём. Для хорватов были характерны перстнеобразные кольца с заходящими или завёрнутыми в обратном направлении концами. Иногда в могилах встречаются изделия ремесла.
История
В 907 году, согласно «Повести временных лет», хорваты приняли участие в походе Олега на Царьград. Факт вхождения хорватов в русское государства на основании этого похода остаётся спорным.
Во второй половине Х века, спасаясь от натиска печенегов в Верхнее Поднестровье, принадлежавшее хорватам переселяется часть уличей и тиверцев [10]
С уверенностью можно говорить о подчинении хорватов Руси после похода Владимира в 992. Как сообщает В. Н. Татищева в ходе похода 992 г. Владимиром был основан город Владимир-Волынский, что подтверждается археологическими материалами.
С Х века, после подчинения Киеву хорваты наряду с другими славянскими и неславянскими племенами интегрируются в состав формирующейся древнерусской народности.
Хорваты
ХОРВАТЫ, хрвати (самоназвание), народ, основное население Хорватии (3,71 млн. человек, 1991). Живут также в Сербии, входящей в Республику Югославия (109 тыс. человек, 1991, перепись), Боснии и Герцеговине (755 тыс. человек), Германии (150 тыс. человек), Австрии (100 тыс. человек), Венгрии (15 тыс. человек), Италии (15 тыс. человек), Румынии (8 тыс. человек), США (120 тыс. человек), Канаде (70 тыс. человек), Австралии (147 тыс. человек). Общая численность 5,65 млн. человек.
Хорваты говорят на хорватском языке южной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Диалекты — штокавский (на нём говорит основная часть хорватов, на основе его икавского поддиалекта сложился литературный язык), чакавский (главным образом в Далмации, Истрии и на островах) и кайкавский (главным образом в окрестностях Загреба и Вараждина). Письменность на основе латинской графики. Верующие — католики, небольшая часть — православные, протестанты, а также мусульмане.
Предки хорватов (племена качичи, шубичи, свачичи, магоровичи и др.), переселившись вместе с другими славянскими племенами на Балканы в VI—VII вв., расселились на севере Далматинского побережья, в Южной Истрии, в междуречье Савы и Дравы, на севере Боснии. В конце IX века сложилось хорватское государство. В начале XII века основная часть хорватских земель была включена в состав Венгерского королевства, к середине XV века Венеция (ещё в XI веке захватившая часть Далмации) завладела хорватским Приморьем (за исключением Дубровника). В XVI веке часть Хорватии была под властью Габсбургов, часть захватила Османская империя (в этот период часть хорватов приняла ислам). Для защиты от османского нашествия была создана укреплённая полоса (так называемая Военная граница); основное её население (получившее название граничары) составляли хорваты и сербы — беженцы из Восточной Хорватии, Сербии, Боснии. В конце XVII — начале XVIII вв. земли хорватов полностью вошли в состав империи Габсбургов. Со второй половины XVIII века Габсбурги усилили политику централизации и германизации, что толкнуло Хорватию на признание в 1790 зависимости от Венгерского королевства. Венгерские власти стали проводить политику мадьяризации. В 1830—40-х гг. развернулось общественно-политическое и культурное движение (иллиризм), направленное на возрождение национальной хорватской культуры. В 1918 хорваты и другие югославские народы распавшейся Австро-Венгрии объединились в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия); часть хорватов Адриатики попала в 1920 под власть Италии. После 2-й мировой войны хорваты вошли в Федеративную Народную Республику Югославию (с 1963 — СФРЮ), из которой в 1991 выделилась независимая Республика Хорватия.
Вследствие различия исторических судеб и географических условий сложились 3 историко-этнографические области, заселённые хорватами, — Адриатическая (Приморье), Динарская и Паннонская. Однако чётких границ между ними нет. Сохраняются региональные группы (загорцы, медьюмурцы, пригорцы, личане, фучки, чичи, буньевцы и др.).
Традиционные занятия — земледелие (зерновые, лён и др.), садоводство, виноградарство (особенно в Приморье), животноводство (в горных районах — отгонное), рыболовство (прежде всего на Адриатике). Ремёсла — ткачество (преимущественно Паннония), плетение кружев (Адриатика), вышивка, гончарство с особым способом обжига (в Динарской области), обработка дерева, металла, кожи.
Возникновение многих городов (Задар, Сплит, Риека, Дубровник и др.) Адриатического побережья связано с греческой и римской эпохами. Для них характерны узкие крутые, иногда ступенчатые улочки с каменными двух- и трёхэтажными домами. В равнинной Хорватии города возникали позже, в основном на перекрёстках дорог как торгово-ремесленные центры. Сельские поселения были двух типов — скученные (часть равнинной Хорватии, Приморья и островов) и разбросанные (преобладают в горах, встречаются и в Далмации). Распространены сёла с уличной планировкой, особенно в равнинной части. Традиционное жилище каменное (горные районы, Приморье, острова), срубное или каркасное с двускатной крышей. В холмистых местностях дома строили преимущественно одноэтажные на высоком фундаменте, на побережье и на островах — двухэтажные. Трубы каменных домов стремились оформить красиво, чтобы продемонстрировать достаток хозяина. Планировка в основном двухраздельная, хотя издавна бытовал и трёхраздельный дом. Для обогрева и приготовления пищи использовали духовую печь.
Традиционная одежда преимущественно из домотканого льняного полотна (Паннония), сукна (Динарская область), в Приморье также из шёлковых тканей: у мужчин — туникообразная рубаха и штаны, куртки, жилеты, накидки, плащи, пояса с металлической отделкой (мужские и женские), обувь — опанки (из цельного куска кожи), сапоги; у женщин — длинная или короткая туникообразная рубаха, украшенная кружевами (Приморье) или вышивкой и тканым узором (Паннония и Динарская область), блузы, безрукавки, пояса, фартуки, широкие юбки в сборку, плащи и др. Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, кружевами, монетами и другими металлическими украшениями, особенно в Динарской области.
Основу пищи составлял хлеб (пресный или кислый), кукуруза, картофель, овощи, кисло-молочные продукты, на побережье и на островах — рыба, в областях, где было развито животноводство, — мясо; в других регионах его ели по праздникам и во время тяжёлых сельскохозяйственных работ.
У хорватов долго сохранялись общинные традиции — взаимопомощь, самоуправление и т. д. Ещё в XIX веке существовали пережитки мужских союзов, большая (задружная) семья. Разложение задруг раньше началось в Приморье, в других областях Хорватии массовые их разделы отмечались в конце XIX века.
В устном народном творчестве хорватов значительное место занимает героический эпос. Развита народная драма, элементы которой вошли в календарную (например, масленичную) и в семейную обрядность. Распространены песни типа частушек, исполняющиеся чаще всего во время танцев. Танцы хороводные (коло) или парные.
Среди современных хорватов распространена городская культура. Многие работают в промышленности, на транспорте, в сфере обслуживания. Сформировалась национальная интеллигенция.
Взгляд историка Древней Руси
Ответ. Часть 1Я сейчас думаю, что вопреки мнению ряда исследователей, с упоминаемыми у античных писателей Σέρβοι, servi Sarmatorum и подобными этнонимами, ведущими в иранскую или в индоарийскую этноязыковую среду Северного Причерноморья, славянские сербы, скорее всего, никак не связаны. Сербы как славянский народ впервые зафиксированы в «Хронике Фредегара» в 630-е гг. на крайнем северо-западе славянского мира (Fred. IV. 68) и нет никаких данных о том, что они проживали где-либо в Северном Причерноморье, или пришли оттуда. Вероятнее, данный славянский народ, как и его имя, сложился в Висло-Одерском регионе. Чем можно обосновать связь между крайним северо-западным славянским «племенем» VII в. и неким сарматским «племенем» начала н.э. Северного Причерноморья с «похожим» названием? Реально ничем. Только вязью каких-то гипотез. Сербо-хорватыЛюбор Нидерле. Славянские древности. М.: Новый Акрополь, 2010 год.М.: Новый Акрополь, 2010 год. Книга первая. История древних славян. Часть II. Происхождение южных славян. Глава VIII. Сербо-хорваты. Сведения, касающиеся происхождения хорватов и сербов и появления их на Балканском полуострове, нам оставил император Константин Багрянородный (912–959 г.г.), а именно в главах 30–33 своего сочинения «De administrando imperio» (или περί εθνών), написанного приблизительно в 950 году. В этих главах мы читаем, что, согласно представлениям и традициям, существовавшим тогда на Балканском полуострове, хорваты и сербы пришли на свои исторические места поселения с севера Европы в период царствования императора Ираклия (610–641 г.г.) и поселились здесь по его приглашению приблизительно в 630–640 годы. Пришли хорваты и сербы с севера со своей древней родины, которая называлась Белая или Великая Хорватия и Белая Сербия и находилась за Туркией (Венгрия) далеко от моря, около франкской и сакской земли на Висле, называемое Δντζνκή. Первоначальное место жительства белых хорватов Константин точно указывает – около Багибарии (Βαγι-βάρεια — Ваги-Барея; Βοῤῥᾶς «северный»), а место жительства белых сербов в земле «Боики». Как понимать это сообщение, куда поместить северную прародину обоих народов и как связать характер и время их прихода на юг с остальной историей, которая не располагает никакими позитивными сведениями об этом? Все эти вопросы издавна являлись излюбленным предметом изучения славянских, и в частности, хорватских и сербских историков1. Первоначально все эти сообщения целиком и не критично принимались, исследователи стремились объяснить лишь загадочные Багибарию и земли Боики, которые вероятнее всего надо было отнести к баварцам (Βαγιβάρεια из Bagoaria, Baioaria) и к чехам (Боики – искаженное «Богемия»). Таковым было общепринятое в XVIII и в начале XIX века объяснение, другие объяснения представляли меньший интерес (Багибариа – река Бах, Бабья гора в Бескидах). Наряду с этой появилась другая трактовка вопроса – начиная уже с XVII века считали возможным выводить хорватов и сербов из Полабии, где истории были известны лужицкие сербы и чешские хорваты, поскольку этому противоречил язык южной ветви, отличный от языка западной ветви; представители этого второго направления – Бандури, Добровский, Катанчич, Цейс и прежде всего Шафарик искали поэтому Белую Хорватию и Белую Сербию дальше к востоку вне полабской земли. Шафарик отнёс прародину хорватов к востоку от Чехии, к Висле и далее в область восточной Галиции, прародину сербов – от средней Лабы через Польшу вплоть до Буга и Минска. По его мнению, Боики были землей карпатских бойков у Стрия и Самбора2. Притом все эти исследователи относили приход сербо-хорватов на Балканский полуостров ко времени правления Ираклия, то есть приблизительно к 630–640 годам, и вследствие этого полагали, конечно, что хорваты и сербы клином вторглись в массив славян, оккупировавших ещё задолго до этого земли от Краса и Альп до Чёрного моря. Эту точку зрения поддержали лингвисты и Фр. Миклошич3. Только Ф. Рачки в работах 1865 и 1880 годов, предложил по этому вопросу новые теории, которые позднее принял и дополнил В. Ягич. Основное содержание этих теорий состоит в том, что хорваты и сербы вообще не могли прийти с Лабы, что пришли они из более восточных областей, с Вислы и Днестра, и отнюдь не во времена Ираклия, а пришли значительно раньше, а именно, как показывает лингвистическое соотношение южнославянских языков4, вместе с теми славянами, которые в V и VI веках оккупировали Балканский полуостров. Ягич пошёл ещё дальше: он вообще отвергал существование Белой Хорватии и Белой Сербии на севере. По его мнению, они являлись лишь «Phantasielander» Константина, возникшими благодаря тому, что последний или его информатор что-то услышали о чешских хорватах и лужицких сербах и, основываясь на этих слухах, создал версию о двух больших прикарпатских державах хорватов и сербов, которые в действительности, однако, никогда не существовали5. В настоящее время, учитывая авторитет Ягича в вопросах филологии, можно без всякого колебания отвергнуть предположение о том, что оба этих южных славянских народа появились здесь только в 630–640 годы. Что же касается связи их с императором Ираклием, то она была основана, по-видимому, на иной почве: весьма вероятно, что в тот период именно сербо-хорваты свергли аварское господство, в связи с чем были активизированы старые византийские притязания на северо-западную часть полуострова, и римское владычество было здесь в известной мере восстановлено6. Хорваты и сербы пришли на Балканский полуостров в начале VI века, и сообщение источников о приходе славян к Солуни в 536 году или к Диррахию в 548 году можно уже связывать с сербо-хорватами. Что касается меня, то традиции о Великой или Белой Хорватии на севере и о Белой Сербии я не счёл бы лишь порождением фантазии византийцев. Хорваты и сербы пришли на юг как сильные племена из Прикарпатья, следовательно, покидая Прикарпатье, они представляли значительную силу. В то же время, однако, мы видим, что после их ухода там осталась ещё значительная часть племени, которая также называлась хорватами; таковы, например, хорваты в Восточной Галиции, хорваты в Силезии и на Висле, хорваты в Чехии у Крконошских (Исполинских) гор, не говоря уже о менее значительных группах7. Эти четыре хорватские группы, жившие первоначально вместе, так как и южные балканские хорваты также вышли с Вислы, я никак не могу считать отдельными народностями, отличающимися друг от друга; первоначально хорваты не разделялись на чешских, польских, русских и южных. Этому противоречат все имеющиеся в нашем распоряжении данные и прежде всего их топографическая концентрация на единой территории. Очевидно, в Прикарпатье обитало некогда единое большое славянское племя, называвшееся хорватами, название «хорваты» очень близко названию Карпатских гор8), в языковом отношении принадлежавшее к южной ветви славян, большая часть которой переселилась на юг. Оставшаяся на севере часть племени, попала в сферу чешского, польского или русского влияний, была ассимилирована под воздействием этих новых сильных факторов и утратила свой «южный» характер. Его сохранили лишь те хорваты, что ушли на Балканский полуостров. Не следует также забывать, что в IV и V веках языковые различия были минимальными. О существовании Великой Хорватии свидетельствуют, наконец, и некоторые другие северные традиции, переданные арабскими источниками IX и X веков, о большой славянской области (империи?) на севере, называемой Chordab, Dzrvab и Dzravat, Chravat, Chrvat, Churdab9. Что касается сербов, и существования Великой Сербии в Прикарпатье, то тут подобных доказательств нет10, и весьма вероятно, что Константин создал северную Великую Сербию лишь как folii к традиции о Великой Хорватии. О том, когда и как пришли хорваты и сербы с севера на юг, не известно ничего определенного. Но в конечном счёте нет ничего невозможного в том, что причиной распада Хорватской империи, а также, разумеется, разделения её на несколько частей и вытеснения хорватского ядра на юг от Карпат вплоть до Савы явилось нашествие аваров в начале VI века на территорию современной Галиции. Значительная часть славян, обитавших первоначально в Прикарпатье, достигла, конечно, Дуная уже раньше, но переселение собственно хорватов, тех, что были сгруппированы в Хорватской державе на Висле, могло начаться лишь под натиском аваров. Конечно, этот предполагаемый Пейскером натиск аваров к северу от Карпат ещё недостаточно доказан. Но если нам известно, что авары в VI веке притесняли дулебов на Волыни и что вскоре после этого они явились виновниками распада Антской империи, то нет ничего невозможного в том, что последствия аварского нашествия коснулись и областей, расположенных далее, вплоть до Вислы, приведя здесь в движение мощное племя хорватов11. О том, в каких условиях оказались сербы и хорваты после прихода на юг и в первый период обитания их на новых местах, то есть в VII и VIII веках, ничего достоверно не известно. Только в начале IX века оба эти народа — сербы и хорваты становятся известными истории, сербы – в связи с войнами против болгар, хорваты – в войнах против франков и паннонских славян. Хорватская империя быстро развивается, её история начинается уже с IX века, между тем как Сербия отстает и остается неизвестной. История Сербии начинается позднее. Те немногочисленные сведения по этому вопросу, которые сохранили нам источники IX и X веков, позволяют составить следующие представления о первоначальных условиях и поселениях обоих племён. Хорваты. Собственно хорваты, согласно традиции, пришли на Балканы в составе семи родов, но уже в X веке, по сообщению Константина, Хорватия состояла из 14 жуп: Хлебиана (Χλεβίανα), Центина (Τζέντζηνα), Имота (Ήμοτα), Плеба (Πλέβα), Пезента (Πεσέντα), Параталассиа (Παραθαλασσίου), Бребер (Βρέβερα), Нона (Νόνα), Тнена (Τνήνα), Сидрача (Σίδραγα), Нина (Νίνα), Крибаса (Κρίβασα), Лица (Λίτζα), Гуцика (Γουτζηκα) – и занимала обширную территорию, границами которой были: на севере Лабин (Альбона) в Истрии, затем реки Кульпа и Сава, за ними обитали уже кайкавские словенцы, на юге река Цетинья и на западе Адриатическое море с островами, из островов не были хорватскими лишь Раб, Крк, Крее. Установить, куда простирались в VIII–IX веках места поселения собственно хорватов и какую часть Боснии они занимали, невозможно. Различие между обитавшими здесь славянскими племенами и их соседями – хорватами и сербами – было лишь племенное, и только более поздние условия способствовали присоединению местных славянских племён либо к сербам, либо к хорватам. Только относительно южных областей известно от Константина, что в центральной части их, за Цетиньей, жупами, граничащими с сербами, были Хлевно, современные Ливно и Плива на реке Пливе. Но и здесь, как и дальше на юг от Цетиньи, отдельные роды и племена были такими же, как и боснийские. Будущее должно было решить, куда их причислить. Вне пределов очерченной территории известно лишь несколько отдаленных хорватских колоний, сохранившихся, вероятно, с эпохи великого переселения народов. Таковыми следует считать несколько хорватских поселений в Альпах, называемых в грамотах X и XII веков Crauati pagus, Chrouuat, Croudi, Chrowata, Chrowath, Kraubat, а именно в Корутании у св. Вита (St. Veit) между Крком (Турком) и Глиной (Глан), затем в фельдкирхенском и целовецком округах и в Штирии у Любна (Леобен) на Муре и у св. Флориана (St. Florian)12. В Македонии, у Нижней Прешпы, и в Греции, у Микен и около Афин, известны поселения Хървати, Χαρβάτι, возникшие, по-видимому, во время походов VI и VII веков. Ядро же хорватского народа, занимавшее территорию между Кульпой, Врбасом и Цетиньей, уже в X веке представляло собой необычайно многочисленное, сильное и воинственное племя. Это подтверждается рядом исторических известий, а Константин определяет численность войска, выставленного в его время христианскими хорватами, в 160 ООО человек и, 180 морских судов13. Такое могущество вместе с благоприятным территориальным расположением у Кварнерского залива, способствовавшим установлению связей с древней культурой Италии и Византии, затем свержение аварского ига – все это способствовало тому, что хорваты развивались быстрее и успешнее, чем иные народы; и очень скоро они умножили свою мощь, подчинив себе соседние славянские племена в Истрии, Паннонии и Боснии. И уже в X веке Томислав (904–928 г.г.) выступает как фактический хорватский император Посавья, Приморья, Боснии и Далмации.14 Из отдельных хорватских родов и племён, кроме вышеприведенных названий жуп Константина, в истории упоминается лишь один народ жупы Гуцикой, называемый позднее Гацко, севернее от Лики в Приморье, где река Гацка отделяет Капелу от Купы. Я бы отнес сюда славянских гудусканов из франкских анналов (Guduscani из славянских гадьскани), упоминаемых в 818 и 819 годах в войнах с паннонским Людевитом15. К ним относится, вероятно, также племя Gušánin, упоминаемое Масуди. Их князь Борна считается одновременно князем Далмации и Либурнии (dux Dalmatiae et Liburniae). Сербы16 также появляются на Балканском полуострове как уже сильное племя, область их первоначального распространения нельзя отождествлять ни с современной их территорией, ни с территорией, занимаемой ими в XII–XIII веках. Собственно сербы поселились первоначально на востоке от хорватов на территории, относительно ограниченной по сравнению с современной Сербией. На севере они достигали, вероятно, Посавья – сюда, по крайней мере, можно поместить сорабов (Sorabi), к которым в 822 году бежал из Сиска через реку Саву паннонский князь Людевит17, но помимо этого нам ничего не известно ни о жизни сербов в тот период, ни о том, как далеко на восток простиралась их территория. Можно лишь сказать, что древние мораване из болгарской Моравии и тимочане из Тимока в ту эпоху к собственно сербам ещё не принадлежали. На западе от Ливны и Пливы проходила граница с хорватами, на юго-востоке, на границе с болгарским государством, упоминается в IX веке сербский пограничный город Рас или Раса на реке Рашке, притоке Ибра у Нови Позара18, а поскольку и более поздние сообщения помещают ядро растущей Сербии, центр её будущей мощи и славы, в эти области, то закономерно полагать, что центр собственно древних сербов находился уже с самого начала в гористой области между реками Пливой, Тарой, Лимом и Ибром19. Постепенно распространяясь из этого центра, сербы мало-помалу подчинили себе соседние области и племена и ассимилировали их, передав им свой национальный характер и самое наименование. Процесс этот протекал безболезненно, поскольку соседние славянские племена не отличались в те времена от собственно сербов ни в языковом, ни в культурном отношении. Здесь имели место лишь родовые различия. Поэтому эти племена легко подчинились политическому и культурному влиянию сильного сербского племени, распространявшемуся до тех пор, пока оно со временем не было прекращено ещё более активной волной экспансии болгар. Первое сербское государство было образовано в XI веке военачальником Зета, ставшим родоначальником династии; но уже начиная с IX века встречаются известия о жупанах и великих жупанах в центральных частях, а С. Новакович относит период кристаллизации к концу VIII и началу IX веков20. На западе между Пливой, Бояной, Цетиньей21 и Адриатическим морем первоначально собственно сербов не было; в первой половине X века ещё Константин называет местные племена центральными сербами, но и эти племена, близкие сербам, подчинившись вскоре после сербской власти, сразу же превратились в неотъемлемую часть сербского народа. В древних собственно сербских областях нам не известны никакие отдельные племена, за исключением названий восьми жуп, упомянутых Константином — это Дестиник (Δεστινίκον), Цернобуска (Τζερναβουσκεή), Мегюрет (Μεγυρέτους), Дресниек (Δρεσνεήκ), Лесник (Λεσνήκ), Салинес (Σαληνές), Катера (Κάτερα), Десник (Δεσνήκ)). Название рошанов, лат. Rasciani, от которого произошло также венгерское наименование сербов — «рак», «рас», мн. ч. «ракок» — rácok, не что иное, как более позднее обозначение центральной части Сербии, образованное от названия главного города Расы на реке Рашке. Возник город Расы лишь в конце XII века. Вопрос об упомянутых выше мораванах, тимочанах, затем ободритах и преденецентах IX века представляется более целесообразным рассмотреть в следующей главе. Итак, остается лишь область между собственно Сербией и Адриатическим морем – на юг от реки Цетиньи вплоть до Бояна, – о которой имеются достаточно подробные этнографические сведения, относящиеся ко времени до X века. По сообщениям прежде всего Константина, здесь обитал ряд племён, первоначально отличных и независимых от сербов, а именно22: 1. Наречане (Ναρεντάνοι, Narentani, Narentini), поселившиеся у Адриатического моря между Неретвой (Narenta) и Цетиньей и на островах Мелета, Куркура, Хвар, Вис и Ластовом, следовательно, на море, которым они уже долго владели, будучи мореплавателями и занимаясь пиратством. Позднее земля их называлась также Крайна, а народ, населявший ее, – крайнянами (Craynenses, Cherenania). 2. Захлумяне (Ζαχλοΰμοι, Chulmi — Хулми), называемые так потому, что обитали за каким-то большим холмом (Błagaj?); они занимали территорию между нижней Неретвой и окрестностями Дубровника и до центральной части полуострова вплоть до Ливны, Коньицы и верхней Неретвы. 3-4. Тервуняне, травуняне (греч. Τερβουνιώται, Τερβουνιάται, Τράβουνοι, Τερβουνία, Travunia), по-славянски требинье, обитали на территории между Дубровником и Котором вплоть до Билеча и Пивы. Однако от моря их отделяла узкая полоса, заселенная племенем конавлян (Καναλΐται), называемым так от эпидаврского водопрохода, от которого окрестность Дубровника называлась Canale, Canali, славянское Канале, Конавля. 5. Дукляне (греч. Διοκλητιανοί) получили своё название от древнего города Доклеа, Диоклеа, расположенного на месте впадения реки Зеты в Морачу недалеко от Подгорицы; они обитали на территории, простиравшейся от Которского залива и реки Бояне, занимая современную Черногорию и соседнюю часть Албании. Позднее старое название Диоклеа было заменено названием Зета (лат. Zenta, Genta). Все эти племена вместе с другими неизвестными нам племенами на юге и на востоке, в Метохии, Косе и Древней Сербии, собственно сербы сумели частично подчинить себе уже в X веке, а частично позднее и образовали вместе с ними этническую общность, превратившуюся в единый великий сербский народ, территория которого протянулась впоследствии от Кульпы и Дравы до Бояна, Дрина, Призрена, Приштина и Скопье. О значении сербов для Македонии речь будет ниже. Следует ещё подчеркнуть, что и с сербами мы встречаемся иногда вдали от основной их территории. Большим сербским городом была Серблия (Σέρβλια), или Сербиа (Σερβία), на границах Фессалии у реки Быстрицы (Vistritsa), современная Серфиджия (Servia), где в XI веке существовала также отдельная собственно сербская фема с епископством; сербскими городами-памятниками, сохранившимися от походов ещё дальше на юг, можно несомненно считать также ряд сербских городов, разбросанных по Греции и Эпиру, носящих название Σέρβου, Σερβόχια, Σερβιάνικα, Σερέβιανι, Σέρβοτα и др. Наконец, сербской территорией является и Γορδόσερβα (позднее именуемая Seruochoria), упоминаемая в списке епархий VII века юго-восточнее от Никеи в Малой Азии перед Дорилаем23. 1. Обширную литературу до 1906 года по всем вопросам этой проблемы см. в моих «Slov. star.», II, 251–262. В ней первое место занимают новейшие труды: Fr. Dtimmler, I. Jber die alteste Geschichte d. Slaven in Dalmatien, Wien, 1856; F. Racki, Ocjena starijih izvora za hrvatsku i srbsku poviest sredn. vieka (Knjizevnik, I, Zagreb, 1865) и «Biela Hrvatska i Biela Srbija» (Rad, LII, LIV, Zagreb, 1880–1881), V. Jagic. Ein Kapitel aus der Geschichte d. stidslav. Sprachen (Arch. f. slav. Phil., XVII, 1895, 47–87), Т. Флоринский, Константин Порфирородный как писатель о южных славянах перед судом новейшей критики, ЖМНП, 1881, CCXIV, с. 139, К.Я. Грот, Известия Константина Багрянородного о сербах и хорватах, СПб., 1880; L. Gumplowicz, Chorwaci i Serbowie (Vars., 1902) и «Le origini storiche dei Serbi e dei Croati» (Rivista di sociol., Roma, 1902); A. Pavic, Cara Konstantina, VII, Porf. de adm. imperio glave, 29–36 (Zagreb, 1906, II изд. 1909). Ценна также статья J. Buryho, The treatise de adm. imperio, Byzantinische Zeitschr., 1906, XV. 2. П. Шафарик, «Slov. star.», II, 254, 406. 3. «Vergleichende Lautlehre» (1879), 33; «Altslovenische Formenlehre» (1874), X и далее. 4.См. об этом выше, на с. 81–82. 5. О других более новых теориях В. Клаича, В. Кетржинского, Фр. Коса, Е. Богуславского и Л. Гумпловича см. в моих «Slov. star.», II, 259. 6. «Slov. star.», II, 278. 7. См. подробнее об этом ниже, в главе о чешских, польских и русских славянах. Одним из таких остатков этих групп было хорватское поселение на реке Заале (Chruvati, современные Klein Korbetha около Детмара, III, И). 8О предполагаемой связи названия хорват и Καρπάτης ορος см., в частности, доводы Ф. Брауна, Разыскания в области гото славянских отношений, I, Петербург, 1899; (см. мои «Slov. star.», I, 297, 428; II, 122, 484), не лишенные, конечно, спорных положений. О предполагаемой связи хорватов с древними карпами, которых Галерий и Максимиан в 295 году переселили в нижнюю Паннонию, см. «Slov. star.», II, 108, 385. В общем, название хорватов остается совершенно неясным с этимологической точки зрения («Slov. star.», II, 484) А. Погодин усматривает древнейшее доказательство в записях Χορόαθος, Χορούαθος, встречающихся в надписях II–III веков н. э. из Танаиса («Сборник статей по славяноведению», Петроград, 1902, 156). Старая славянская форма была хръвате, хорвате, но харвате также старая форма (см. доказательства, собранные в моих «Slov. star.», II, 485). 9. У Гардизи, Персидского анонимного географа и у Ибн Русте (Русте и Гардизи заменяют h на ć/ż(g)). Более подробное объяснение этого см. в «Slov. star.», II, 267–270. О северных хорватах упоминает также Масуди. 10. Существуют лишь сомнительные доказательства (Zeruiani Баварского географа, русские – Σερβίοι у Константина Багрянородного, De adm. imp., IX и Surbin, Масуди). См. «Slov. star.», II, 274. 12. См. доказательства в «Slov. star.», II, 388. 14. F. Sieć, Geschichte d. Kroaten, Zagreb, 1917, 1. Названием Босона (Βόσωνα), согласно Константину Багрянородному, обозначалась тогда неплодородная Верхняя Босния. 15. Ann. regni Franc, а. 818, 819; Vita Hludowici, 32. 16. Наименование сербов в его общей форме серб появляется, по всей вероятности, уже в названии поселения Servitium, Σερβίνον у Птолемея и на Пейтингеровой карте (см. выше, с. 60). Также оно появляется и в итинерариях IV века, и в византийских источниках (Σέρβλοι, Σέρβιοι, Σέρβοι), и в первых русских источниках Серебъ, Сербъ. В сербских источниках встречается уже Сръбинь, Срьблинь, Срьбия («Slov. star.», II, 487). Этимология этого наименования опять неясна (см. «Slov. star.», II, 486), но, по видимому, оно (по крайней мере) славянского происхождения. 17. Ann. regni Franc, а. 822. 18. Constantin Porph., De adm. imp., 32. 19. Интересно, что в долине Лима ещё сохранилось название Srbliak специально для обозначения более древнего слоя населения, отличного от Vasojevicii (по Новаковичу, 441; см. след, примечание). 20. По вопросу о происхождении сербского народа см. соответствующие главы в новых трудах Б. Станоевича, «Исторщ’я српскога народа», Белград, 1908, II, 1910; К. Иречека, «Geschichte der Serben» I, Gotha, 1911 и в статье С. Новаковича «Les problemes serbes, A l’occasion du livre „Geschichte der Serben“, von Konstantin Jiricek», Gotha, 1911, Archiv f. slav. Philologie, XXXIII, 1912, 438–466, XXXIV, 1913, 203–233. Cm. также С. Станоевич и Чорович, «Одобрани извори за списку исторщ’у», 1, Белград, 1921. 21. В «Manuel», 1, 96 вместо Цетиньи упоминается Неретва. – Прим. чешек, ред. 22. Подробнее см., в частности, Иречек «Geschichte der Serben», 161 и сл.
|