Хот хэтч что это
Как выбрать хот-хэтч
Среди быстрых автомобилей отдельную полочку занимают «горячие хэтчбэки». Это такие замаскированные гоночные болиды, которые по пути на дачу на трассе уделывают пару суперкаров, а по пути с дачи везут в багажнике два мешка картошки.
Хот-хэтчи были призваны завоевать сердца любителей практичности и быстрой езды в одном лице, и у них это получилось. Актуально сравнение с супергероями, которые по ночам спасают мир, а днем работают в офисе.
Какие хот-хэтчи всё ещё «живы» на российском рынке, как подойти к вопросу выбора такого автомобиля, и к чему готовиться, покупая «заряженный хэчтбэк»? Рассказываем в материале.
Семеро по лавкам: кто остался
В последние два года российский автомобильный рынок походил на игру на выбывание: то ушёл Opel, не локализовавший свои машины, то позиции сдал Chevrolet, оставив лишь «Ниву», Tahoe и Corvette. Словом, не самые ходовые модели.
В кризисных условиях машины с излишками уводят с рынка первыми, и «карточный домик» хот-хэтчей рассыпался моментом. Зато на вторичке эти автомобили ещё остались. Да, не битый б/у хот-хэтч при их характеристиках найти будет непросто, но все же можно.
Итак, кого мы имеем:
Собственно, и все главные игроки. Renault и Opel ещё могут похвастать выбором между маленьким и самым маленьким – для ценителей компактности остались Clio и Corsa в их заряженных ипостасях. Но эти версии мало отличаются начинкой от старших братьев Astra и Megane.
И каждый из претендентов пытается подкупить чем-то своим. Ауди – системой Quattro, французы – богатым оснащением, громким выхлопом и сидениями Recaro, Форд – невероятным «держаком» на виражах, Golf R – сочетанием полного привода и 300 лошадиных сил, которые могут всё. Но как выбирать, когда разбегаются глаза?
Как выбрать хот-хэтч для себя
Именно на этот вопрос нужно ответить себе прежде всего. Разные «заряженные хэтчбэки» лучше справляются с разными задачами. Например, переднеприводные Opel, Renault и Ford, куда больше подходят для сжигания резины на треке. В городском потоке эта «заряженная» братия не сможет эффективно отыгрывать за счет большой потери мощности на моноприводе. Им нужны идеальные условия.
Что касается Audi, то она оснащена легендарной системой полного привода Quattro, которая делает её непревзойдённой как в городе, так и на треке. И даже по аккуратному бездорожью можно прокатиться, но без фанатизма. Если хочется мощей, а опыта не достает, то лучше брать полный привод – спасёт на скользком покрытии.
Что же до Golf R, то его и вовсе признают лучшим хот-хэтчем в истории. Честные три сотни сил с полным приводом не хуже, чем у Ауди – чем не идеальный вариант как для кольца, так и для города?
Другой важный фактор выбора такого авто – это готовность тратить деньги. Сравним те же лошадиные силы, которые заложены в «горячие хэтчбэки».
Уже на этом этапе понятно, что по налогу «Астра» и «Гольф» выйдут за рамки, и будут обходиться покупателю 28-30 тысяч рублей ежегодно. Остальные автомобили удачно попали в прослойку «до 251 силы» и будут стоить порядка 10-12 тысяч в год.
Б/у «французы» чаще сталкиваются с техническими проблемами, Opel грешит подтеками разных жидкостей. Следовательно, эти авто будут чаще требовать ухода, и ремонтами и процедурами обходиться в 40-50 тысяч рублей ежегодно.
Больше топлива потребляют полноприводные Volkswagen Golf R и Audi S1. Турбина с полным приводом делают своё дело, расход в городе явно шагнёт за 20 литров АИ-98 на 100 километров, и в зависимости от интенсивности езды закладывайте хотя бы 2-3 тысячи рублей в неделю на бензин. Если у автомобиля более 80 тысяч километров пробега, следует подготовиться к замене турбины – работа и детали обойдутся порядка 100 тысяч рублей.
Главное, что нужно сделать перед покупкой машины – провести предварительную проверку. Отчёт сервиса «Автокод» расскажет всю историю автомобиля:
Вот так выглядит история одного из хот-хэтчей, который сейчас находится в продаже на вторичном рынке:
Как видим из отчета, у автомобиля была авария, правда вот страховые расчёты насчитывают всего 2,7 тысячи рублей. Пустяковая авария, а вот серьёзно то, что машина находится в залоге.
Это, скорее, счастливый случай по части техники, ведь заряженные авто чаще бьются и чаще требуют уход независимо от ДТП. Закажите выездную проверку «Автокод» – эксперт проверит «горячий хэтчбэк» специальным оборудованием и расскажет, что потребует замены в ближайшее время, и не было ли у машины серьезных аварий.
А у вас был когда-нибудь хот-хэтч? Оставляйте свои комментарии внизу текста.
Подборка горячих хэтчбеков, которые удивляют своей мощностью
Несколько удивительных автомобилей, которые объединили в себе скорость и компактность.
Впервые за более чем 45-летнюю историю своего существования это спортивно-ориентированное подразделение Mercedes-Benz решило предложить автолюбителям два высокодинамичных автомобиля с четырёхцилиндровым двигателем. Обе новые модели дают возможность открыть для себя завораживающий мир AMG. 2,0-литровый турбированный четырёхцилиндровый двигатель AMG, развивающий номинальную мощность в 265 кВт (360 л. с.) и номинальный крутящий момент в 450 Н∙м, является самым мощным в мире серийным четырёхцилиндровым силовым агрегатом. Одновременно он впечатляет своей высочайшей экономичностью и удовлетворяет требованиям экологического стандарта «EU6». Расходуя в смешанном цикле (согласно NEFZ) 6,9 л топлива на 100 км, автомобили А 45 AMG и CLA 45 AMG оказываются на вершине своего сегмента и в плане экономичности. Новую планку в отношении динамики задал спортивно ориентированный полный привод AMG 4MATIC.
Под капотом новой Хонда Цивик Type R 2016 разместился 2,0-литровый четырехцилиндровый бензиновый турбомотор VTEC мощностью 310 л.с. (при 6 500 Нм) и развивающий 400 Нм крутящего в диапазоне от 2 500 до 4 500 об/мин. Тяга передается на колеса передней оси посредством 6-ступенчатой механической трансмиссии. На разгон с места до сотни хэтчбек тратит всего 5,7 секунды, а максимальная скорость достигает 270 км/ч (быстрее всех переднеприводных конкурентов в классе).
Средний расход топлива в смешанном цикле заявлен на уровне 7,3 литра на 100 км пробега. В передней подвеске модели установлены отдельные поворотные кулаки, позволившие вдвое сократить эффект силового подруливания, по сравнению с базовым Civic 5D.
В движение автомобиль будет приводиться посредством установленного под капотом 1,4-литрового силового агрегата, мощность которого составляет 150 л.с.
Обновленный силовой агрегат будет работать в паре с шестиступенчатой механической КПП.
Под капотом новинки разместили 3,0-литровый двигатель с шестью расположенными в ряд цилиндрами, который развивает 326 лошадиных сил между 5,8 и 6,0 тысячи об/мин с доступным в диапазоне от 1300 до 4500 об/мин крутящим моментом в 450 ньютон-метров. Модель с задним приводом способна выполнить ускорение от 0 до 100 км/ч за 5,1 секунды с 6-ступенчатой механической КПП и за 4,9 с автоматической, а для версии xDrive достаточно для разгона 0-100 км/ч всего 4,7 секунды времени. Максимальная скорость всех модификаций ограничена на отметке 250 км/ч, а средний расход топлива заявлен цифрами 7,5, 7,8 и 8,0 л/100 км, в зависимости от привода и установленной коробки передач.
К 40-летнему юбилею модели Golf GTI компания VW выпустила на авторынок новую версию GTI Clubsport S.
Golf GTI еще с момента его первого появления в1976 году является типичным представителем хот-хэтчбеков и при этом таким же практичным, как и его покладистые братья. Кто, оседлав переднеприводный Golf GTI, мечтает добиться успеха также и на гоночных треках, раньше мог рассчитывать только на такие скоростные автомобили, как Honda Civic Type R.
Кстати говоря, этому спорткару до недавнего времени принадлежал рекорд данного класса на известной трассе Нюрбургринг Нордшляйфе. С апреля 2016 года на троне самого быстрого серийного автомобиля с передним приводом восседает Golf GTI Clubsport S. Гонщик и инструктор Беньямин Льойхтер (28) проехал на нем 20,8 километров по трассе «Зеленый ад» всего за 7:49.21 минуты!
Новый Focus RS 2016 получит привод на все четыре колеса и его оснастят инновационной системой крутящего момента «Twinster» от GKN. Основная «фишка» этой системы заключается в постоянном распределение крутящего момента между всеми колёсами с помощью электроники. Система имитирует эксплуатацию самоблокировки дифференциала, но с преимуществом в передачи крутящего момента на заднюю ось. Это означает, что до 70% крутящего момента может быть передано на всю ось и до 100% крутящего момента на одно из двух колес. Процедура передачи крутящего момента муфты из одного состояния в другое занимает только 0,01 секунд.
Масса новинки составила 1205 кг. Peugeot 308 GTi хэтчбек получил более модернизированную подвеску. Тормоза полностью новые. Легкосплавные диски девятнадцатидюймовые. Новая система турбонаддува с 2-ой «улиткой» турбины на ряду с системой изменения фаз газораспределения позволили сократить выброс углекислого газа до 139 г/км.
Под капотом нового Пежо расположится один из двух четырёхцилиндровых турбодвижков:
объёмом 1.6 л. с мощностью в 250 л.с.;
объёмом 1.6 л. с мощностью в 270 лошадок,
с крут. моментом в 300 Нм при 1900 — 5000 об. в минуту (для обеих вариантов).
Авто с таким агрегатом разгонится до сотки за 6.2 сек (с мощностью в 250 л.с.), и за 6.0 сек (с мощностью в 270 л.с.). Потреблять топлива обещает не более 6.0 литров в смешанном цикле на 100 км езды, вне зависимости от варианта установки движка.
Агрегироваться будут с шестиступенчатой механикой. Это единственный предложенный вариант трансмиссии.
Инженерами была доработана ходовая часть: перенастроено рулевое, доработаны амортизаторы и пружины подвески, снижен клиренс на 11 мм.
Под капотом у Kia Pro Ceed GT установлен 1.6-литровый турбированный бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива, выдающий 204 л. с. мощности и 265 Нм крутящего момента. Работает мотор в паре с 6-ступенчатой механической коробкой передач. В результате до 100 км/час автомобиль разгоняется за 7,7 секунды, а его максимальная скорость составляет 230 км/час.
Под капотом новинки расположен 1,6-литровый бензиновый турбомотор, выдающий 200 “лошадок”. Работая в паре с шестиступенчатой механикой, движок позволяет трехдверке набирать сотню с места за 7,0 секунд и разгоняться до максимальных 225 км/ч. Кроме того, Peugeot 208 GTi (2015-2016) получил перенастроенные рулевое управление и шасси с иными пружинами и амортизаторами, а также усиленные тормоза и новую систему выпуска, которая, по словам автопроизводителя, порадует сочным звуком.
Обновленный субкомпактный хэтчбек Fiat 500 был представлен еще летом 2015 года, так что очередь рестайлинга подошла и для карманной ракеты Abarth 595. Четырехцилиндровый турбодвигатель 1,4 л T-Jet начальной версии 595 теперь развивает 145 л.с. вместо 140, промежуточный вариант 595 Tourismo прокачали до 165 л.с. вместо 160, а мощность самой неистовой модификации 595 Competizione не изменилась и составляет прежние 180 л.с..
Новый Фольксваген Гольф 7 R щеголяет тонированной светотехникой (головная оптика обзавелась полоской светодиодных ходовых огней), колесными дисками Cadiz, доступными диаметром 18 и 19 дюймов, шильдиками “R”, а также хромированными корпусами зеркал заднего вида. В салоне автомобиль получил спортивные кресла, которые за доплату могут быть обиты кожей Nappa, иной щиток приборов, а также измененную мультимедийную систему. Под капотом Volkswagen Golf VII R разместился новый 2,0-литровый турбомотор мощностью 300 л.с. (на 45 сил больше, чем у предшественника) и 380 Нм крутящего момента, доступного в диапазоне от 1 800 до 5 500 об/мин. Этот же движок устанавливается на “горячий” Audi S3.
Audi RS3 Sportback
Пятидверка Ауди РС3 Спортбек 2016 в новом кузове построена на модульной платформе MQB, благодаря чему массу автомобиля удалось сократить на 55 кг (до 1 520 кг), по сравнению с предшественником. Уже в базе модели полагаются мощные тормоза (с дисками диаметром 370 мм спереди и 310 – сзади), но можно заказать и карбон-керамические.
Как и прежде, под капотом новой Audi RS3 Sportback 2 расположен 2,5-литровый пятицилиндровый бензиновый турбомотор, но его мощность составляет теперь 367 л.с. (465 Нм в диапазоне от 1 625 до 5 550 об/мин), тогда как раньше было 340 сил и 450 Нм момента.
Renault Megane R.S. 275 Trophy-R
В середине мая 2014 года компания Renault Sport презентовала “горячий” хэтчбек Megane RS 275 Trophy. Тогда же был установлен и новый рекорд Северной петли Нюрбургринга для серийных переднепприводных машин, который в начале марта отобрал у Рено топовый Seat Leon Cupra 280. Правда, о новом рекорде французы сообщили лишь месяц спустя – в середине июня. К тому же выяснилось, что установить его удалось на еще более экстремальной модификации Renault Megane RS в версии 275 Trophy-R.
MINI John Cooper Works (МИНИ JCW Купер) – вершина модельного ряда Mini. Он способен утереть нос более именитым и дорогим соперникам. Внешне компактный хэтчбек отличается эксклюзивным аэродинамическим обвесом John Cooper Works с широкими бамперами и порогами, а также оригинальным обрамлением боковых указателей поворота (Side Scuttles), которое имеет специфическую решетчатую структуру. Под капотом автомобиля – «взрывной» 1,6-литровый бензиновый двигатель с турбонаддувом, развивающий феноменальную для своего объема мощность 211 л. с.
эм, автор. у тебя в названии киа рио, а на картинке и в описании сид
Чуть не убили
Ответ avisferro в «Кто кому должен уступить дорогу?»
Про завершение обгона через сплошную, давайте я вам расскажу всю историю, как это было, а то смотрю, что даже здесь сомневающиеся до сих пор вполне в наличии.
Итак, сначала сухая теория:
— На данный момент это 100% нарушение, караемое статьёй 12.15 КоАП РФ за выезд на встречку в нарушение ПДД.
— И даже появившийся в 2017 году в правилах пункт 9.1(1) (который вроде бы и должен это явно запретить) окончательной ясности не внёс, да, движение запрещено (хотя это вроде и так понятно), но выезд, выезд-то был по правилам же?
Самая суть вот здесь:
Из диспозиции части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации следует, что административно-противоправным и наказуемым признается любой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, если он запрещен Правилами дорожного движения и за него не установлена ответственность частью 3 данной статьи. При этом наличие в действиях водителя признаков объективной стороны состава данного административного правонарушения не зависит от того, в какой момент выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, транспортное средство располагалось на ней в нарушение Правил дорожного движения.
Казалось бы точка и инспекторы стали за это массово ловить, а суды благополучно лишать.
Но доходило туго, да и см. выше, из ПДД это действительно не следовало, плюс там ещё история занятная случилась, о ней ниже будет. В 2017 это вроде бы устранили, но опять несколько косноязычно, поэтому в 2019 году на эту тему отметился уже суд Верховный, «Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20»:
При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
То есть вот вообще всё, никаких сомнений быть не может в принципе. Но уверенные в обратном до сих пор откуда-то берутся, вот поэтому я и говорю, чем страшны люди, державшие ПДД последний раз перед сдачей теории и «что-то там читавшие в интернете».
Кстати, с этим связана ещё одна история, очевидно сильно наложившая отпечаток на всё это.
И этот проект попадает в руки СМИ, опять же, если не ошибаюсь, это была Комсомолка, которая немедленно разразилась сенсационным материалом «Верховный суд разрешил завершение обгона через сплошную. 1111адинадин». Естественно, что это сразу же на все лады перепечатали все, кому не лень, собственно даже сейчас подобное легко гуглится.
Поэтому и говорю, что водителю всегда необходимо держать в голове в актуальном состоянии и ПДД, и КоАП по своей части, и подобные вот моменты, потому что тот же ВС частенько разворачивает правоприменительную практику в другую сторону, в общем-то это только один пример.
Практичный не значит скучный. История рождения хот-хэтча
Здесь и начинается вторая – более интересная часть истории. Ведь наш парень не промах, он плохого вымышленному другу не посоветует! Поэтому он говорит, что у того есть два варианта – либо нанять профессионального киллера, и тот разрешит все его проблемы, либо же… купить горячий хетчбэк! Ведь (и здесь – внимание!) хот-хетч является аппаратом, который превращает живописные изгибы дороги в путешествие, полное открытий, в котором человек получает удовольствия в самом непосредственном виде. К концу трассы ты улыбаешься от уха до уха и непроизвольно шепчешь себе: «Вот это да! Это – настоящий драйв!».
А еще друг говорит, что эти автомобили являются лучшими для понимания того, чем является «автомобиль для водителя» (иногда лучшими даже, чем спорткары). Ну а круче всего – то, что при всей своей производительности горячие хетчи могут выполнять функции, положении для их «младших» (читай – не таких «заряженных») братьев. А это для вымышленного друга важно, поскольку может наступить момент, когда бездыханное тело шефа обязательно должно поместиться в багажник.
Вот такая история. И если убрать из нее все «лирические» отступления, то останется очень даже важная информация: горячие хетчбэки – это в первую очередь автомобили, которые отличаются от стандартных моделей динамическими характеристиками, но при этом сохраняют практичность «базовых» хетчбэков. Такое определение действует как ограничитель, «подпирающий» концепцию хот-хетча с двух сторон: если мы говорим только о показателях скорости на круге, тогда эти автомобили не идут ни в какое сравнение со спорткарами, если же говорим только о практичности, тогда этим автомобилям явно не с руки тягаться с экономичными малолитражными авто в том же кузове. Получается, что автомобили из жанра hot hatch находятся где-то на грани.
Можно добавить немного остроты в дискуссию, напомнив, что 3 апреля 2017 года Honda Civic Type R проехала Северную Петлю Нюрбургринга за 7 минут 43.8 секунды, став таким образом самым быстрым переднеприводным автомобилем (без оглядки на тип кузова) на этой трассе. Можно также добавить, что Volkswagen уже не первый год выпускает модификацию модели Golf с шильдиком GTD, который в трехдверном исполнении набирает первую «сотню» за 7.4 секунды (с коробкой передач DSG), разгоняется до 230 км/ч, и при этом, благодаря дизельному 4-цилиндровому турбомотору объёмом 2 литра, показывает очень неплохой уровень экономии топлива.
Конечно, о них можно и нужно говорить, ведь они – выдающиеся продукты автомобильной индустрии, но при этом они находятся на крайних полюсах жанра, хотя и являются продуктом одного корня. Именно об истоках этого жанра и нескольких моделях, которые задавали ему тон, я и расскажу. Ведь за каждой из них – своя история.
Традиционно первыми автомобилями, которые приходят в голову поклонникам жанра при упоминании ранних моделей горячих хетчей, являются автомобили немецкой и французской марок, оба – с одинаковыми шильдиками. Это же, конечно… А, нет. Не так вот сразу. Нужно отмотать назад несколько десятилетий и сказать вслух очень спорное утверждение: первым горячим хетчбэком в современном понимании была маленькая (то есть ну очень маленькая) машинка по имени Mini Сooper.
Основой для нее служили Morris Mini и Austin Seven (один и тот же автомобиль, выпускавшийся British Motor Company: эта компания была владельцем брендов Morris и Austin). В 1956 году Суецкий кризис нанес серьезный ущерб налаженной системе поставок нефти, доходило до того, что в Британии топливо некоторое время распределялось, и свободного доступа к нему не было. Это событие внесло коррективы в автомобилестроение и создало все условия для появления суперкомпактного автомобиля. Британскому конструктору греческого происхождения Алеку Иссигонису была поставлена задача построить такой, «вместившись» в 10 футов (3 метра) длины, причем из этих десяти 6 (приблизительно 1.8 метра) должны были отводиться для пассажиров.
Маленькая команда (кроме Иссигониса – всего 8 человек) справилась с задачей, и уже в 1959 году автомобиль начали продаваться, а его внешний вид, как мы все знаем, стал культовым. Кроме того, машинка отличалась неплохими по меркам времени (а также класса и цены) характеристиками: двигатель на 848 куб. см (34 л. с.) мог разгонять автомобиль до 116 км/ч. Кроме того, автомобиль имел независимую подвеску.
А теперь – к главному. В сентябре 1961 году BMC представил две модели – Austin Mini Cooper и Morris Mini Cooper. Над их созданием Иссигонис работал вместе со своим другом Джоном Купером. Последний – владелец Cooper Car Company и производитель гоночных автомобилей для Формулы-1 – решил, что у малютки Mini есть потенциал. Mini Cooper получил новый двигатель на 997 куб. см с другие карбюраторами – и это уже 55 л. с. (при весе около 600 кг). Появились и 7-дюймовые дисковые тормоза.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? У нас есть «заряженная» версия гражданского автомобиля. Более того, этот автомобиль – как в «простой», так и в «продвинутой» версии – из-за сильных ограничений по длине и общему пространству под капотом получил нехарактерную для своего времени компоновку: поперечно расположенный двигатель с ведущими передними колесами, но именно такая компоновка характерна для большей части заряженных хетчбэков.
Тогда остается ответить на последний вопрос: можно ли считать Mini Cooper (а потом и Mini Cooper S) прародителем жанра hot hatch, если он… не был хетчбэком? Дело в том, что багажник автомобиля не был «пятой дверью»: проема в салон не было. Это решение вызвано желанием конструкторов увеличить жесткость кузова, поэтому перегородка между багажником и салоном была, и исполняла она очень важную роль.
Пусть каждый сам решит, какой статус отводить описанному автомобилю, но его влияние на автомобильную индустрию не подлежит сомнению. До того даже, что в 2004 году самый популярный британский автомобильный еженедельный журнал «Auto Express» избрал Mini (BMC) одним из трех лучших автомобилей автомобилей всех времен. Еще один из претендентов на первенство – это Land Rover Series 1. Но он, как и Mini, не стал «царем горы». Лидерство получил следующий наш герой – немец по происхождению – Volkswagen Golf GTI Mk I.
Но перед тем, как возлагать корону, нужно понять, в чем же заслуга этого автомобиля и его создателя. Во-первых, модели Golf (выпуск начался в 1974 году) немецкий автопроизводитель обязан выходу из очень шаткого экономического положения и покупке производительных мощностей в Америке (это был старый завод Chrysler в Пенсильвании, и это впервые в истории США иностранный производитель открывал свой завод на территории страны).
Во-вторых, Гольф первого поколения стал тем автомобилем, который заменил – хотя и не сразу – уже производящийся несколько десятилетий и порядком надоевший VW Beetle (факт, что он морально устарел, не требует доказательств, ведь эта модель поступила в производство еще до начала Второй мировой войны, хотя, конечно же, и претерпела ряд изменений). И третья – главная для нас – причина, почему же Volkswagen Golf является очень важной вехой в истории автомобилестроения, это Volkswagen Golf GTI Mk I.
Модель Golf с красным трехбуквенным шильдиком на решетке радиатора – это иллюстрация к изречению «через тернии к звездам». Дело в том, что идейный вдохновитель и создатель автомобиля Антон Конрад, предложив идею «заряженной» версии семейного хетчбэка, получил отказ. Но не надо забрасывать руководство VW гнилыми помидорами преждевременно: отказ был обоснованным. Его причина в том, что при продвижении модели Beetle GSR компания использовала довольно агрессивные выражения, что не понравилось покупателям; дело даже обсуждалось в парламенте Германии (это при том, что сам автомобиль имел всего лишь 50 л с.)! Поэтому VW не был намерен в ближайшем будущем выпускать более «горячие» модели.
Но история Конрада, конечно же, это не история поражения, а история успеха. Он – да-да, глава отделения по связям с прессой, а не заводской инженер – вместе с маленькой командой из шести человек разработал Golf GTI Mk I. Конрад увидел незаполненную нишу: в первую очередь автомобиль, по его мнению, был бы интересен молодежи, а также тем, кто хотел чего-то большего и, возможно, начал бы интересоваться автомобильными соревнованиями. Но даже он не ожидал, что модель ожидает такой успех! Отдел маркетинга «дал добро» на изготовление 5000 экземпляров, поэтому цена автомобиля была очень высокой. Но Golf GTI Mk I был настолько популярен, что количество собранных автомобилей равнялось 420 000!
Рядный четырехцилиндровый 1.6-литровый (немного позже – 1.8) мотор с механической системой впрыска Bosch K-Jetronic развивал 110 л. с. (вместо 75 л. с. в двигателе того же объёма на «простых» версиях) и 140 Нм крутящего момента. При 810 кг веса этой мощности хватало для того, чтобы разогнать автомобиль до первой «сотни» за 9 секунд. И хотя сейчас такими показателями никого не удивишь (и даже наоборот), в 1976 году этот автомобиль можно было считать дорожным спортивным автомобилем. Но главная причина его успеха – это все та же фольксвагеновская доступная практичность, качество и надежность, которые теперь были объединены с прекрасными динамическими показателями и выделяющимся внешним оформлением (красные вставки, обвес, детали интерьера). Именно этот автомобиль – из-за его популярности и влияния на дальнейшее развитие жанра hot hatch – ретроспективно получил титул первого «горячего хэтча» (хотя на самом деле он не был первым, но об это позже).
Если продолжать раздавать титулы, тогда следующим должен быть хетчбэк, который всегда боролся с Golf GTI Mk I за название лучшего среди «первой» волны. Это, конечно же, Peugeot 205 GTI. В чем-то они даже похожи, и я не об одинаковом шильдике, обозначающем их «большое» сердце. 205 модель Пежо стала для марки в некотором роде прорывной из-за изменения к ней отношения на европейском рынке: до презентации этой модели Пежо воспринимали как очень консервативного и порой даже «скучного» автопроизводителя, специализирующегося на выпуске больших седанов (хотя малолитражки в модельном ряду присутствовали и до того). Но 205 был совсем не такой: его полюбили как за яркий и броский вид, так и за поведение на дороге: успех в настройке ездовых качеств автомобиля инженеры Peugeot так и не смогли повторить. Кроме того, сухие цифры здесь тоже будут показательными: больше пяти с четвертью миллионов автомобилей было продано – лучший результат марки в то время. Побить этот рекорд среди моделей Пежо смог только преемник 205-го – Peugeot 206.
Так вот, о титулах. Совсем недавно – в январе 2016 года – Peugeot 205 GTI с мотором 1.6 завоевал титул «Величайшего горячего хетчбэка» по версии Performance Car Show (в жюри – журналисты из изданий Autocar и PistonHeads). И хотя такое внимание по прошествии больше 30 лет – более чем показательно, но главная награда – это, конечно же, любовь ценителей жанра, за которую тогда уже нужно было серьезно бороться. 205 GTI вышел на рынок в 1984 году, и его дебют нельзя сравнивать с зачинателем жанра Golf GTI Mk I, ведь у того, по сути, не было серьезных конкурентов. Не такая история с Пежо: уже тогда на рынок вышла вторая генерация Golf GTI, отличнейшей машиной, способной быть достойным конкурентом, был и Renault 5 Alpine Turbo с 1.4-литровый турбодвигателем на 110 л.с. Не надо сбрасывать со счетов и Ford Escort XR3i III (105 л. с.) и Escort III RS Turbo (132 л. с.). Словом, за место под солнцем нужно было бороться.
И в этом маленькому спортивному хэтчу помогли производительные двигатели (1.6 – 105 л. с. – более оборотистый и энергичный, 1.9, с 1986 – 128 л. с. – более тяговитый, но чуть более «ленивый»), небольшой вес – 875 кг, неимоверная настройка шасси и вневременный дизайн. Тот случай, когда сочетание факторов намного важнее отдельных составляющих.
А еще 205 GTI славен тем, что является родственником раллийного автомобиля из легендарной группы «В», который навсегда останется в зале славы World Rally Championship. Именно на Peugeot 205 T16 (T значит «турбо», 16 означает количество клапанов) были завоеваны победы в 1985 и 1986 году.
Правда, 205 GTI не имеет практически ничего общего с этим автомобилем, кроме названия (а по словам Джереми Кларксона – «только лобового стекла», да и то вряд ли), но слава распространяется и на «младшую» модель. Правда в том, что 205 T16 был раллийным монстром с поперечным расположением двигателя и полным приводом, с двигателем на 200 л. с. (5.8 с до «сотни») в двух сотнях омологационных версий и как минимум с два раза большей мощностью у болидов, выступавших в группе «В».
Очевидно, что эта модель, как и последующие три ее эволюции, участвовавшие в ралли (об их успехе свидетельствует тот факт, что Lancia Delta разных генераций одержала награду конструкторов шесть ряд подряд – рекорд, который остается непобедимым по сей день), были основаны на гражданских версиях автомобилей, и эти дорожные версии – наряду с раллийными автомобилями – остаются легендарными хот-хетчами.
Если попробовать выразить в словах секрет успеха ряда Lancia Delta HF, то здесь, кажется, не прозвучит ничего нового: секрет в постоянном совершенствовании системы полного привода, подвески и силовой установки автомобиля. Уже в Delta HF FWD (1986) крутящий момент передавался на колеса с помощью трех дифференциалов, а это значило постоянное присутствие момента в той точке, где сцепление с дорогой самое большое. Подвеска была, конечно же, независимой. А двухлитровый турбированный мотор наращивал количество лошадиных сил от 163 в модели Delta HF FWD до 212 в модели HF integrale Evo2.
Стоит добавить к этому запоминающийся дизайн и, конечно же, бегущую впереди машины славу победителя WRC (на четырех эволюциях Lancia Delta в сумме было выиграно 46 гонок чемпионата), и перед нами автомобиль-легенда, который всегда будет в числе лучших автомобилей в жанре hot hatch.
И напоследок. Конечно же, VW Golf GTI Mk I не был первым горячим хетчбеком (даже после Mini Cooper, если вы все же решили называть этот автомобиль «первым из первых»); эту пальму можно отдавать BMW 2000 Touring International Injection (1971), Autobianchi A112 Abarth (1971) или даже Simca 1100TI (1973). Можно. Но дело ведь не в том, что эти автомобили – несомненно, достойные внимания – были на рынке, а в том, как они влияли на рынок.
Каждая из приведенных выше (трех или четырех, решать вам) моделей имела наибольшее влияние на всю систему. А последующие использовали уже опробований путь. Так что нам остается следить за развитием жанра и успехом таких моделей, как, например, Ford RS500, Audi RS3, Subaru WRX STI или уже упомянутая Honda Civic Type R. И помнить, какими прекрасными автомобилями были заданы каноны этого жанра – hot hatch.
22 ноября 2017 года. Николай Рачок, специально для InfoCar.ua
Обсуждение статьи
Хот хетч это моя мечта, самое доступное из поновее (БУ), это Пежо 208, около 15 000 у.е. Пока что недосягаемо. особенно нравится когда заряженные авто не слишком пафосные, без спойлеров и т.д.