Хотсвап клавиатура что это
Собираем кастомную механическую клавиатуру, часть 1: Теория
Около шести лет назад я наткнулся в интернете на трактаты о механических клавиатурах, меня эта тема заинтересовала, просто потому что, как и любой другой человек люблю пробовать что-то новое. Но так как финансы лишними не бывают, особенно в том время, отложил это всё на когда-нибудь потом. Да и в принципе, прежде чем к чему-то приобщиться, предпочитаю сначала узнать с чем мне стоит столкнуться. Так получилось, что углубился глубже чем стоило (:D), так как информации о нижних слоях тех глубин в русскоязычном интернете я нашел не так уж много. Вернее разрозненной информации достаточно, а вот ОТ и ДО нашел я всего лишь несколько статей. Этим постом я решил поделиться той информацией накопилось в чертогах моего разума, а так же теми сложностями с которыми мне пришлось столкнуться.
Как я пришел к тому, к чему пришел
Итак, шли годы, глаз периодически косился на различные ‘MOTOSPEED’ б/у ‘RAZER’, ‘HyperX’, ‘TESORO’, но что-то всегда останавливало, например то, что хотелось полноразмерную доску, но чаще по доступной цене попадались именно TKL варианты (без цифрового блока). И вот однажды моя девушка спрашивает меня – “dsiomnainc, а что ты хочешь получить на %celebration name%”, и я такой – “Блин, %girlfriend name%, давно хочу клавиатуру, и чтобы она короче пироги пекла”. Всё вроде согласовано, осталось только выбрать. Ну и тут выясняется, что не все механические клавиатуры одинаково полезны и надо чтобы внутри были завернуты как минимум Cherry MX (далее эта тема будет раскрыта более подробно).
Итак, захожу я на несколько уважаемых мною форумов и задаю вопрос “HyperX или Tesoro”? Были разные мнения, но мнение определенной группы людей меня зацепило больше всего. В краткой литературной форме оно заключалось в том, что:
Как дальше я узнал данные люди были выходцами из “секты свидетелей механических клавиатур”. Так как я свято верю в свободу вероисповедания и в то что я каждая вера имеет право на существования, то я решил выслушать то они мне скажут, их ответ был – “Бери Leopold/Vortex/Varmilo/Ducky, если хочешь максимально цена-качество то покупай Durgod”. Я посмотрел различные обзоры и подумал – “Разумно”. В принципе для той части людей, которые не сильно хотят заморачиваться дальше можно и не читать.
Не буду долго тянуть…однажды я просто наткнулся на статью о сборке кастомной клавиатуры. Я очень люблю вещи, которые “имеют глубину”, я имею в виду те вещи, которые ты не просто купил и пользуешься, а которые ты помимо пользования дают тебе возможность проявить немного творчества, получив в итоге вещь со штрихом индивидуальности. Да, конечно же можно и самому печатную плату изготовить, да и даже просто на картоне распаять, но, пожалуй, не будем уходить так далеко, в конце концов можно научить детей самим изготавливать детали по типу LEGO…, ну короче я понял что это мой вариант.
Кстати говоря вот пара ссылок на те статьи что подтолкнули меня, так же рекомендую прочесть, может быть в определенных местах они будут даже более содержательными, но им уже несколько лет, а я тут ребята как бы из 2020го и мне тоже есть что сказать, у нас тут нейросети и коронавирус бороздит космические просторы, так что не переключайтесь.
Форм-фактор и раскладка
Итак, первое с чем нам стоит определиться, это то какого форм фактора будет наша будущая клавиатура, чтобы лучше было понятно, о чем я, приложу картинку, честно украденную из интернета:
На данный момент в интернатах можно заказать плату на любой вкус и цвет, позволяющие разместить как стандартные раскладки, так и совершенно не стандартные, например, как эти:
Лично я определился на форм-факторе в 60%, это, наверное, выглядит странно после того, как в начале я написал, что не хотел покупать клавиатуру с отсутствующим нампадом, а тут и того поменьше. Но тут хочется разъяснить – Я не тот, кто постоянно работает с цифрами, но постоянно гложила мысль о том, как я буду передвигаться в мой любимый Lands of Lore (управление там, как и во многих других DOS RPG идёт на нампаде). Конечно, эту проблему можно решить и софтово, но тогда эта мысль мне в голову не пришла. В какой-то момент была даже мысль собрать 40%, но решил что пока что это все же перебор.
При выборе раскладке стоит посмотреть какие возможности в этом плане могут предоставить рыночные PCB (платы). Изначально я хотел себе раскладку по типу клавиатуры GK64. Почему бы просто не купить уже готовую GK64? Ну вы чо, там же нет QMK! (Вот этой вещице будет посвящена, пожалуй, половина статьи, но чуть позже)
Ну вроде определились, и плату подходящую нашли, к примеру DZ60 нам вполне подходит. Но при поиске кейкапов я увидел раскладку от клавиатуры Filco Minila и после этого понял, что хочу попробовать именно это.
DZ60 мне в таком случае уже не подходила и я уже думал что не найду подходящей платы, но после долгих поисков наткнулся на YD60MQ, идеально. Конечно же не стоит думать, что это уникальная плата, было очень много PCB из США, поддерживающих туже раскладку, но нюанс был в том, что у них цена была в несколько раз выше.
А как понять, подходит ли PCB под желаемую раскладку? Ну для начала можно просто посмотреть на расположение отверстий для свичей (то бишь кнопок), но есть способ проще и лучше. Как правило продавец выкладывает ссылку на документацию, в которой указаны поддерживаемые слои раскладки. Ну или можно просто ввести в гугле что-нибудь на подобии “%PCB% supported layouts”. Как пример поддерживаемые раскладки платы DZ60:
Тут хочется отметить то, что правый SHIFT зависит непосредственно от левого. У клавиш есть определенный типоразмер, скажем у нас есть самая стандартная кнопка из тех, что может быть, просто квадратная. Такими кнопками являются буквы, цифры, стрелки. Ширина такой кнопки допустим будет 1u, ширина кнопок модификаторов отталкивается от ширины этой самой кнопки шириной 1u, скажем у нас может быть CTRL шириной 1u/1.25u/1.5u, тем же методом обозначается ширина пробела, скажем мой пробел имеет ширину 3u и равен длиннее трёх стандартных клавиш. Более стандартные пробелы обычно имеют ширину 6.25u либо 7u, так же есть и другие варианты что позволяет составить совершенно разный нижний ряд.
Но вернемся к SHIFT, общая длинна левого SHIFT составляет либо 2u либо 2.25u, длинна правого SHIFT будет соответственно либо 2u либо 2.75u, а между ними либо 10, либо 11 кнопок соответственно. Почему я заостряю на этом внимание? Дело в том что эти две конфигурацию требуют совершенно разной пластины для крепления кнопок (об этом будет чуть дальше) и если на одной и той же пластине вы сможете переставить все возможные вариации нижнего ряда будь их даже штук десять, то чтобы поменять 2.25u SHIFT на 2u SHIFT вам придется покупать новую пластину и перепаивать все кнопки.
В документации YD60MQ я, кстати, подробный перечень поддерживаемых раскладок не нашел, именно поэтому в примере я использовал DZ60. Просто повезло что в качестве примера раскладки в некоторых своих лотах, продавец привел в пример именно раскладку Minila.
Свитчи, они же кнопки
Есть множество различных типов клавиатурных свитчей, таких как ALPS или TOPRE, в данной статье я буду рассматривать только CHERRY MX подобные варианты, ибо большинство комплектующих рассчитано именно на них, да и в принципе когда речь заходит о механических клавиатурах, то люди подразумевают именно их.
Я купил себе Cherry MX Silent Black, поэтому в качестве примера приведу их:
Так из чего же состоит свитч: Верхнее и нижнее основание, шток и пружина. В основании находятся две пластины одна из которых выведена на один контакт свитча, вторая на второй. Шток находится на пружине и при опускании прижимает одну пластину к другой, после чего происходит их замыкание и соответственно срабатывание кнопки.
Выбор типа свитча даже если ограничиться CHERRY MX подобными это отдельная песня. Я бы хотел выделить несколько основных типов:
— CHERRY MX BLUE – кликают, с тактильной отдачей.
— CHERRY MX BRAWN – не кликают, с тактильной отдачей.
— CHERRY MX BLACK – не кликают, без тактильной отдачи.
Остальные типы свитчей являются ‘развитием’ этих трех типов, например CHERRY MX GREEN – те же BLUE, но с более жесткой пружиной, соответственно для их нажатия требуется больше усилий. CHERRY MX RED – те же BLACK – но тут напротив, пружина ослаблена и нажатие уже более легкое. Таким образом приходим к логическому выводу что можно превратить BLACK в RED просто поменяв пружины. Другие модификации связаны со сдвинутой точкой срабатывания и сдвинутой точкой тактильной отдачи.
Еще хочется выделить отдельно модификацию SILENT, например SILENT BLACK и SILENT RED. Шток таких свитчей в некоторых местах оборудован мягкими вставками предотвращающие резкие удары штока о корпус свитча и что способствует более тихой работе.
Помимо непосредственно CHERRY MX есть и другие производители CHERRY MX подобных свитчей:
GATERON – Считается самым качественным китайским аналогом, не уступающему по качеству оригиналу.
KAILH – Раньше читал о крайней ненадежных данных свитчей, говорят с этим делом у них со временем стало лучше, но сам я не знаю. Интересны тем что любят в эксперименты и периодически выкатывают такие продукты как KAILH BOX либо, например низкопрофильные механические свитчи.
OUTEMU – Дешевый хлам, если у вас хватает деньги только на данные свитчи, то лучше купите мембранную клавиатуру, она будет надежней в несколько раз.
Так же есть ‘проприетарные’ механические свитчи типа ROMER-G (свитчи от LOGITECH), свитчи от RAZER, но производятся они как правило всё теми же CHERRY/KAILH/GATERON.
Я бы не советовал выбирать свитчи только по описанию, лучше потратить несколько сотен рублей на тестер хотя бы из нескольких типов свитчей, например такой:
Если бы я жил один, то я бы себе купил BLUE, жать на них и слышать этот щелчок — это отдельный тип удовольствия, это как лопать пузырьки полиэтилена, но увы.
И даже здесь будут далеко не все типы свитчей, имеющихся на рынке: Aliaz, Zealio, Sakurio, Rosélio…я если честно и понятия не имею ни о чем из этого, а уж всякие Kailh Box цвета ‘Выжженного апельсина’ или ‘Нефрита’ уж и подавно, тут без 100 грамм и свидетелей секты механических клавиатур не разобраться точно.
Свитчи могут быть трехконтактные и пятиконтактные. На самом деле контактов только два, остальные контакты просто пластиковые ножки, но принято называть так. С помощью кусачек пяти контактный свитч легко переделывается в трех контактный, на тот случай если в вашей PCB нет дырочек под пяти контактные свитчи.
Кейкапы, они же красивые кнопочки
Так же кейкапы отличаются методом нанесения на них символов – лазером, сублимация, даблшоты. Не вижу смысла здесь сильно тормрозить, так как в этом моменте я еще меньший ‘эксперт’ чем в других местах этого поста, лучше прочтите статью, где это действительно подробно расписано.
От себя скажу лишь то, что только DOUBLESHOT тип кейкапов позволяет сделать просвечиваемые символы. Но большинство даблшот кейкапов делаются из ABS пластика. Еще труднее если вы планируете не стандартную раскладку, как например у меня, тогда выбор кейкапов резко сужается, у вас будет три варианта:
1. Вам повезло и есть набор кейкапов именно под эту раскладку, но тут такой момент – не смотря на тысячи различных кейкапов под мою Minila раскладку подойдут с Ali имеется ну может штук 10-15 сетов (по крайней мере PBT кейкапов).
2. Собрать свой сет из разных сетов.
3. Купить большой сет, в котором будет очень много кнопок под все нужды, например такой, влетит это в копеечку (тысяч 5-10), особенно обидно что половина этих прекрасных кнопочек просто будет пылиться в тумбочке:
Еще кейкапы различаются профилями, то есть своей формой:
Тут уже на любителя, у меня сложилось такое мнение что большинству людей удобней CHERRY профиль. Я же себе взял OEM, ибо он стоил в два раза дешевле, поменять их всегда можно.
Как можно заметить по картинке у некоторых профилей форма всех рядов одинакова, у других же разная. Да, на CHERRY или OEM у вас вряд ли получится переместить клавишу четвертого ряда скажем во второй, по крайней мере не убив эстетику. На DSA профиле это можно сделать без проблем.
Еще немного о разном
Основная часть теории пройдена, поговорим о том, что осталось. Например, нам нужны будут стабилизаторы. Стабилизаторы нужны для нормального нажатия длинных клавиш (2u и шире), чем качественней будут стабилизаторы, тем меньше будут греметь такие клавишу как SPACE и SHIFT. Рекомендуется брать стабилизаторы CHERRY, с последующей их доработкой. Я брал PCB, плейт и стабилизатором комплектом, так что не знаю какие у меня, но мне кажется, что не CHERRY, есть отличительные черты, чуть позвякивают 🙁
Стабилизаторы и свитчи для более гладкой и тихой работы лучше смазать, свидетели секты механических клавиатур говорят, что лучше смазка KRYTOX. Смазка/масло может быть разной степени вязкости, стабилизаторы в любом случае лучше смазать, со свитчами сложнее, если, например переусердствовать со смазкой BLUE свитчей то пропадет щелчок и фактически они превратятся в BRAWN. Так как у меня линейные свичи, то я не парился, смазал от души. Смазка так же позволяет подавить “эффект песка”, коим обладает, например мой DEXP RAPIER. Заключается он в том, что когда нажимаешь на клавишу, то чувствуешь небольшую шероховатость и не только чувствуешь, но также слышишь. Как небольшой наждачкой водишь. Проблема на самом деле стоит внимания, так как раздражает очень сильно, но думаю в моем случае проблема было больше в дешевых OUTEMU RED, у CHERRY MX SILENT BLACK и до смазки не ощущал ничего подобного.
Ну и еще немного про PCB. Помимо того, что различные PCB поддерживают разные слои установки клавиш, у них имеются и другие различия. Например, YD60MQ и DZ60 имеют RGB светодиоды на обратной стороне платы (на дне), что подталкивают к наличию прозрачных элементов в корпусе и может быть в дальнейшем быть запрограммировано для индикации различных событий. PCB может поддерживать Bluetooth либо из коробки либо вы в дальнейшем сами можете сами припаять Bluetooth модель и подключить аккумулятор. PCB может быть запрограммирована открытыми стандартами, такими как QMK, либо проприетарными. Если вы хотите RGB светодиоды под клавишами, то нужно найти ту на которой таковы уже распаяны на плате, я лично нашел либо дорогущие варианты из США, либо не поддерживающие нужные мне раскладки, либо QMK. А если вы все-таки приобрели такую PCB, то стоит позаботиться о том, чтобы ваши свитчи поддерживали их, то есть имели прозрачный корпус. Так же PCB может быть из коробки оснащена HOT SWAP, то есть поддерживали установку свитчей без паяльника, при желании HOT SWAP элементы можно установить самому. Лично я посчитал что припаять надежней (Но во время пайки я раз 100 подумал о том почему не взял HOT SWAP). Выглядят HOT SWAP элементы примерно так:
Ну и последнее что осталось это корпус. Самый большой выбор корпусов представлен для 60% клавиатур. Выбор материалов так же обширен – пластик, акрил, дерево, метал, метал с акриловыми вставками. Цены, кстати, на них не самые маленькие, я взял не самый дорогой, но и не самый дешевый акриловый корпус. Если совсем жаба душит всегда можно изготовить свой, например вырезав фрезером углубление в мебельном щите, а можно врезать клавиатуру прямо в стол, только двигать её и переносить тогда не очень удобно будет…в общем тут на что вашей фантазии хватит.
Следующий пост будет посвящен практической части сборки клавиатуры.
Эргономичная раздельная клавиатура. Iris
Компьютеры, железо, IT в целом это такая область, которая развивается просто невероятными темпами. Вот только клавиатуры развиваться не хотят.
Мой первый комп появился 20 лет назад, тогда у меня был огромный ЭЛТ монитор. Весил он примерно 800 тонн, при своих 15 дюймах. Если сейчас на такой посмотреть, то у вас вытекут глаза. Может быть кто-то помнит модемы из 2000 года? Это жутко медленный модем, который трещал подключаясь по телефонной линии. Сейчас у нас есть 4g даже в часах. Даже молчу про процессоры, память, оперативку. Там развитие сумасшедшее.
А что там с клавиатурами?
Да, она стала беспроводной и гораздо тоньше. Но это не такие значительные изменения. С точки зрения эргономики изменений вообще ноль. И как мне кажется это говорит о какой-то закостенелости в айти. Если вы посмотрите на клавиатуру то вы поймете что это максимально неудобная, не эргономичная вещь. Ни с точки зрения формы ни с точки зрения раскладки
Если мы возьмем самую топовую клавиатуру. Например, Logitech Craft и сравним ее с клавиатурой 20 летней давности то больших изменений мы не увидим.
Почему эти клавиатуры такой формы?
Все просто, потому что клавиатуры, которым уже 30 лет выглядели точно так же. Вот, например, IBM M Model 1985 года выпуска.
А почему IBM M Model выглядит так?
Все просто, потому что клавиатуры, которым уже 46 лет выглядели точно так же. Вот, например, Apple 1 1976 года.
А почему клавиатура у Apple 1 выглядит вот так?
Все просто, потому, что печатные машинки, которым уже 124 года выглядели точно так же. Вот, например, пишущая машина «Ундервуд» (англ. Underwood), производившаяся с 1896 года.
Почему она выглядит так? Ну, вы уже поняли. Потому, что до нее 147 лет назад был прототип пишущей машинки Шолс и Глидден, первой коммерчески успешной пишущей машинки и первой с QWERTY-клавиатурой (1873).
Так почему наши клавиатуры такой формы? А все потому, что 147 лет назад никто не думал про эргономику. На тот момент времени нужно было просто сделать прототип, который должен был просто работать. Гораздо важнее было сделать ее компактной и надежной. Сейчас у нас таких проблем нет, все наши клавиатуры надежны и компактны. Но при этом эргономики в наших клавиатурах ровно ноль.
Давайте начнем с формы. Почему наши клавиатуры такой формы? Для того чтобы было удобно. Но удобно не тем, кто за ними работает. Так их удобней производить. Еще удобно людям, которые конструируют ноутбуки. Ведь удобней просто вписать все кнопочки в прямоугольник, чем что-то там выдумывать.
Представьте себе что вы инопланетянин и вам дают какие-то предметы и вы должны понять как другие существа пользуются этими предметами. Если вам дадут перчатку то, наверное вы догадаетесь что эта штука на что-то надевается и у существа примерно такая рука. Если вам дать кроссовки то вы тоже что-то да поймете о их предназначении. По клавиатуре совсем не ясно для кого она сделана, и сколько же рук у существа, который за ней работает.
Посмотрите на вещи вокруг нас, эргономика этих вещей постоянно улучшается, они становятся удобней. Практически все вещи, которые мы имеем вокруг нас.
На беговые кроссовки, это уже произведение искусства, они настолько хорошо облегают ногу, насколько это возможно, при этом нет никаких натираний или неудобств.
Вспомните обычные наручные часы, сколько времени нужно было чтобы поменять ремешок на нем. Нужен был какой-нибудь инструмент, чтобы задеть этот штырек, который крепил ремешок к часам. Сейчас у тебя на часах кнопка нажимаешь и ремешок отстегивается. Это делается в сто раз быстрей и проще. Это эргономика.
Посмотрите как изменились наушники. Современные наушники настолько хорошо сидят в ухе, будто бы ухо делалось под наушник. Они совершенно не мешают, а еще и убирают окружающий шум.
Ради удобства даже провода меняются. Вспомните как вы подключали монитор 20 лет назад. Был этот убогий VGA кабель. Который нужно было воткнуть правильно штырьками. Потом закрутить эти два болтика. Провода поменялись в угоду эргономики. Сейчас у тебя крошечный кабель, который ты можешь легко воткнуть любой стороной. Кстати, чтобы ты не заморачивался этим же кабелем, твой ноут будет и заряжаться. Все для твоего удобства. Только вот клавиатура как была неудобной так и осталась.
Если вы положите руки на стол то вы увидите что в прямоугольник они никак не вписываются.
И я очень рад, что есть люди, которые делают что-то в этом направлении. Я сильно надеюсь на то, что клавиатуры будут меняться для того чтобы они были удобны конечным пользователям.
Мне наконец-то пришла IRIS, это ортолинейная, эргономичная, разделенная на две части клавиатура. Я в прошлом выпуске про механические клавиатуры рассказывал о том, что я в последнее время сильно запариваюсь по эргономике. Данная клавиатура нужна для того чтобы руки находились в правильном положении и не было проблем с суставами.
Например, задумывались ли вы о том, почему кнопки на всех современных клавиатурах расположены «лесенкой»? Так удобнее печатать?
Просто в печатных машинках от каждой кнопки отходит железячка в середину печатной машинки, которая и оставляет след на бумаге. И если вы расположите кнопки вертикальным рядом то вам будет сложнее расположить нормально ряд из этих железячек. Поэтому с инженерной точки зрения гораздо легче расположить кнопки лесенкой.
Хотя пальцы у людей (у большинства) ровные, а не растут лесенкой, как все современные клавиатуры.
Почему IRIS?
IRIS мне понравилась еще год назад, когда я побывал на митапе любителей механических клавиатур. Мне показалось, что у нее идеальная раскладка. В то время я ее не купил, но при этом купил две довольно похожих на нее клавиатуры.
Первой я купил клавиатуру, которая называлась Ergodone. Это клон довольно популярной и дорогой Ergodox.
Я даже научился слепой печати на ней, но не смог печатать сильно быстро.
При этом мне сильно не нравилось то, что она очень большая. Тут довольно много лишних кнопок. Кроме того, мне не нравился корпус из акрила, который во-первых сильно царапался, а во-вторых имел довольно неприятные люфты, скрипы.
Второй клавиатурой у меня была Ergo42.
Ergo42 была компактней, но я никак не мог распределить на ней всю раскладку, которую я хотел бы иметь без лишних слоев. Вы можете либо оставить нижний ряд для кнопок типа cmd, ctrl, alt, space, enter. При этом у вас не будет цифр в основном слое. Либо иметь цифры в основном слое, при этом не иметь удобно расположенных управляющих кнопок.
Есть ощущение, что создатели Ergo42 забыли, что у человека есть еще и большие пальцы, которыми он тоже может нажимать кнопки. В общем, если у вас как раз 4 пальца на каждой руке, то вам эта клавиатура отлично подойдет.
В общем к раскладке привыкал долго, но привыкнуть так и не смог. Всегда хотелось как-то иначе расположить кнопки.
Iris в этом плане казалось идеальной. С одной стороны она небольшая и я точно смогу расположить на ней все кнопки, которые мне нужны. С другой стороны удобно расположены управляющие кнопки.
Кстати, у Iris есть аналоги. Самый близкий это Lily58 Pro. У нее на две кнопки больше.
Возможно, для кого-то это будет даже лучшим вариантом чем IRIS. Ведь в этом варианте есть нормальный Hotswap. При этом сама клавиатура будет стоить дешевле. Но мне этот вариант не понравился тем, что под эту клавиатуру в момент когда я хотел ее купить был только один вариант корпуса — уродский акриловый. Если на тот момент, когда вы будете читать эту статью под нее будут хорошие корпуса в доступе, то советую присмотреться.
Для IRIS же есть довольно много самых разнообразных корпусов, но у некоторых космическая цена.
Свитчи
Я перепробовал довольно много свитчей. На данный момент в моем топе однозначно стоят Zilents v2. Мне еще хочется попробовать Holy Pandas. В эту клавиатуру я купил Zealios. Стоят они довольно дорого. Но они мне очень понравились. Изначально я думал, что они будут значительно шумнее, но нет. Как оказалось они довольно тихие, и при наборе издают довольно глухой звук «тхок». Я рекомендую их смазать и проложить в них филминги, так мы избавимся от «пластмассового» звука.
Для того чтобы смазать свитч вам нужны: Switch Opener, смазка, самая обычная кисточка.
Когда смазываете свитчи я так же рекомендую прокладывать в них филминги. Это такие прокладки между двумя пластмассовыми частями свитча. С ними звук от печати становится значительно приятнее.
Многие рекомендуют не смазывать «ушки», которые соприкасаются с металлической частью контакта в свитче. Но лично я больше люблю плавность хода и я смазывал и их тоже.
Сборка
Пришла клавиатура полностью разобранной. Сразу хочу сказать, что если вы хотите купить готовую клавиатуру это вариант не для вас. Это как конструктор для взрослых. Вам нужно будет из кучи мелких деталек собрать себе клавиатуру. При этом в 4 версии IRIS уже не нужно отдельно впаивать контроллер и входы. По сути все, что нужно впаять это свитчи (и по желанию светодиоды), а с этим вы справитесь даже если первый раз держите в руках паяльник.
Для того чтобы собрать клавиатуру нужно будет купить:
(Опционально, можно еще поставить крутилку, хотсвапы, подсветку.)
Про хотсвапы
В GK64 у меня тоже хотсвапы и с ними нет проблем. Дело в том, что там установлены нормальные хотсвапы от Kalih. Если присмотреться, то тут видно, что в хотсвапах есть довольно широкий вход и что-то типа направляющих, кроме того сам вход под хотсвапы такой же по форме как и сами контакты у свитчей. Из-за этого нет совершенно никаких проблем с тем чтобы вставить или достать свитч из этого хотсвапа.
Но в IRIS нельзя вставить эти хотсвапы. У меня вставлены хотсвапы от Mill Max.
На первый взгляд такое решение хуже, чем решение от Kalih. У них нет направляющих и они не такой формы как контакты у свитчей. Трудно попасть ровно в центр хотсвапа сразу двумя контактами свитча. И нужно приложить довольно большое усилие чтобы контакты вставились в хотсвапы. С хотсвапами от Kalih ситуация иная, тут все вставляется довольно плавно.
Из-за того, что нужно прикладывать довольно большое усилие я сломал несколько свитчей. Из-за большого усилия контакт просто проваливался внутрь свитча попутно изгибаясь внутри него. Учитывая то, что стоят они довольно дорого это очень печально. Хотя, возможно, это просто от того, что я не имел в ними опыта.
Так что если вы не планируете пробовать другие свитчи, то я бы рекомендовал сразу же впаять свитчи без хотсвапов.
Еще довольно печальная ситуация в том, что нельзя установить сразу же и подсветку для свитча и хотсвапы, так как сам светодиод проходит сквозь свитч.
Я даже не знаю, возможно, когда я точно на сто процентов определюсь со свитчами я выпаяю хотсвапы, и потом впаяю подсветку и сами свитчи. Но сейчас буду страдать без подсветки.
Корпус
Корпус я выбрал стальной и не пожалел. Полностью отсутствуют люфты и скрипы, которые у меня были в клавиатурах с корпусами из акрила. Мне нравится то как выглядит клавиатура, но сейчас я понимаю, что для того чтобы клавиатура имела более целостный вид нужно было покупать боковую панель.
По факту печатная плата держится на корпусе только на счет свитчей. Но не надо пугаться, держится это все очень прочно.
Подсветка
В самой клавиатуре на дне печатной платы есть своя подсветка. Выглядит она не очень хорошо, но я подозреваю, что должен быть какой-то акриловый корпус для того чтобы рассеивать всю эту подсветку, чтобы она смотрелась более равномерно.
Кроме того тут можно поставить подсветку в сами свитчи, но из-за хотсвапов такого варианта нет.
Подсветка светит в дно корпуса. И если бы дно было прозрачным, то клавиатура смотрелась бы интереснее. Но опять же, акрил я рассматривать не хочу. Было бы прикольно иметь корпус из чего-то типа POM пластика.
Вставляем свитчи
По сути нужно просто вставлять свитчи в плату через металлический корпус. Делать это не так-то просто из-за того, что хотсвапы ужасно узкие и вставлять их тяжело. При этом еще и ничего не видно. Делайте это очень аккуратно, старайтесь как-то убедиться что свитч попал в хотсвап, иначе можете полностью его сломать.
При сборке нам нужно будет тестировать работает ли кнопка. Рекомендую для этого вот этот софт:
Xev для линукса работает очень хорошо, показывает нажатие любой кнопки. Key Codes работает как-то странно, и некоторые кнопки не показывает, например, в моем случае не показывались модификаторы, хотя они работали.
Ощущения при печати
Изначально, я читал о том, что клавиатура в сборе будет довольно высокая, поэтому я заранее заказал на алиэкспрессе две подставки для рук. Но как оказалось, высота клавиатуры не такая уж и большая, даже при том, что у меня самые высокие кейкапы. Можно сильно уменьшить высоту если использовать DSA кейкапы.
Свитчи тоже понравились. Мне они нравятся даже больше чем Zilents v2. Могу смело их рекомендовать, если любите тактильные свитчи.
После GK64 это кажется чудом. Я могу быстро и удобно менять раскладку. Если вы выбираете себе клавиатуру, то я крайне рекомендую вам обращать на это внимание. Чтобы у нее была поддержка QMK.
Моя раскладка
Сейчас моя раскладка выглядит вот так:
Я вижу, что такой вариант довольно удобен. Все управляющие кнопки находятся на естественном положении руки. Большинство движений, которые нужно делать приходятся только на пальцы. Нужно соверашать значительно меньше движений кистью и значительно меньше движений локтем.
Капс в моем случае это переключение языка.
Единичка в правой нижней части переназначена на запятую для того чтобы в русской раскладке у меня точка и запятая нажимались без шифта.
Привыкание к клавиатуре
Привыкнуть к клавиатуре сложно. Нужно действительно потратить не мало усилий чтобы выработалась мышечная память.
Я читал разные статьи про раздельные клавиатуры, большое количество людей считают, что если вы научитесь печатать на такой, то вы потом не сможете печатать на обычных клавиатурах, если вдруг придется поработать за ноутбуком.
Скажу сразу, это так не работает, если вы умеете печатать вслепую на обычной клавиатуре, то будьте уверены ваш навык никуда не денется. Вы ведь когда переключаетесь на английский язык и печатаете на нем, не начинаете от этого забывать русскуй раскладку.
Вывод
Самой клавиатурой полностью доволен, Zealios v2 тоже произвели приятное впечатление. Количество кнопок на клавиатуре ровно такое какое нужно, мне удалось расположить все, что мне нужно, при этом есть довольно удобное переключение во второй слой. С высотой проблем нет, то если нужна высота ниже, то вполне решается низкопрофильными DSA капами. Если будете заказывать, не забудьте боковую панель.
Если вам интересна эта тема, вы так же можете посмотреть видео на моем youtube канале.