Хотят прикрыть четыре солнца что это

чръныя тучя с моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца

Слово о полках князя Игоря, которые шли к Христу, а пришли к Богу.

Другаго дни велми рано
кровавыя зори светъ поведаютъ;
чръныя тучя с моря идутъ,
хотятъ прикрыти 4 солнца,
а въ нихъ трепещуть синии млънии.

Что это за 4 солнца?

До сих пор это никому разгадать не удалось, хотя думают, что разгадали.

При этом у тех, кто считал эти солнца, есть только две версии.

Основная версия ученых историков основана на Ипатьевской летописи.

Там сказано, что князей при Игоре было трое: Всеволод-брат, Владимир

Игорьевич-сын и Святослав Ольгович, племянник Игоря и Всеволода из Рыльска.

Плюс сам князь Игорь получилось четыре, вот они то и считаются этой солнечной

Вторая версия так себе, физическая и более современная, мол, это такой очень

редкий эффект, когда на Небе Солнце и еще четыре его отражения рядом же.

При этом чтобы из пяти получить четыре, они говорят, что одно отражение(пятое)

находится за горизонтом.

По-моему, они сами за горизонтом здравого смысла из блохи голенище кроят.

Солнце встает быстро, и эта версия сразу лопнет, если пятое отражение Солнца

появится до того, как тучи прикроют Солнце в их воображаемых фантазиях.

И потом здесь нет поэзии и логики, а в отгадке есть.

Бог Слово написал об этом очень поэтично.

То же самое и с первой версией.

Я уже говорил, что сначала появилось Слово о полку и Карамзин его прочёл, а уже

затем появилась Ипатьевская летопись, которую он сам и «нашел» и в которой Гзак

и Кончак это половецкие ханы, а это задница и конец-смех Христов над половцами и

этими учеными, более похожими на деревянных солдат Урфин-Джюса.

Вот в этой летописи ученые и откопали четвертое Солнце-Святослава Ольговича,

которого нет у Христа и которого и вовсе не было.

Кто такой «Святослав Ольгович» по истории урфин-джюсов?

«Сын Олега Святославича Новгород-Северского»

Но дело в том, что у Христа в Слове –Игорь Святославич и Всеволод Святославич это

дети Святослава Грозного в Слове, который жив и находится на Киевском троне.

А этого братка, Святослава Ольговича, хотят им приделать совсем от другого

запутаешься в их буреломе, двоюродным братом
;
;он считается, кажется.

И всё это против очевидной истины и против Христа, который неоднократно называет

Игоря и Всеволода сыновьями Святослава Грозного, а его их отцом.

Не говоря уже о том, что ни в Ипатьевской, ни у этих ученых нет Самого Христа-

Автора Слово о полку Игореве и Главного Действующего Лица Слова.

черные тучи с моря идут,
хотят прикрыть четыре солнца,
а в них трепещут синие молнии.

Для него и так всё ясно.

Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра.
Чтоб четыре солнца не сверкали,
Освещая Игореву рать

Четыре Солнца это у него четыре шатра.

Про само Солнце он забыл.

Хмары чорныя йдуць з мора.
Сонцы два прыкрыці хочуць,
Як дзве ясныя заранкі,
А во ў хмарах гэных чорных
Ззяюць сінія маланкі.

Солнца всего два и две хмары.

Тучи движутся,
черные,
безмолвные,
и трепещут в тучах
синие молнии.

Тучи не безмолвные, потому что это не только тучи.

чръныя тучя с моря идутъ-

это идут тучи на Небе со стороны Днепра, который Христос называет

морем, потому что Днепр в этом месте широк, как море.

И эти же черные тучи это- половцы, которые идут от туда же.

хотятъ прикрыти 4 солнца-

Тучи на Небе хотят прикрыть Солнце на Небе, а тучи половцев, оставшиеся 3 Солнца.

Князь Игорь, князь Всеволод, князь Владимир Игорьевич.

Кроме всего прочего, у князей шлемы будут сверкать на Солнце, потому что обиты

орнаментом из позолоченной меди.

Потом в поэме появятся и два месяца.

Темно бо бе въ 3 день:
два солнца померкоста,
оба багряная стлъпа погасоста
и съ ними молодая месяца,
Олегъ и Святъславъ

Теперь два Солнца это-Христос и князь Игорь, они в крови.

Христос на Кресте, Игорь раненый в плену.

Слово «Стлъпа»-центральное для произведения, по количеству слов до него и после,

что конечно, Христос сделал не случайно.

Христос на Кресте-это Центральное Событие для всего человечества.

Молодые месяцы Олег и Святослав-это малые детки Игоря, которые в бою участия не

А нам принять надо, чтобы повоевать на стороне Христа!

Яндекс Дзен «Богатейте» Байгильдин Валентин.

Источник

чръныя тучя с моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца

Слово о полках князя Игоря, которые шли к Христу, а пришли к Богу.

Другаго дни велми рано
кровавыя зори светъ поведаютъ;
чръныя тучя с моря идутъ,
хотятъ прикрыти 4 солнца,
а въ нихъ трепещуть синии млънии.

Что это за 4 солнца?

До сих пор это никому разгадать не удалось, хотя думают, что разгадали.

При этом у тех, кто считал эти солнца, есть только две версии.

Основная версия ученых историков основана на Ипатьевской летописи.

Там сказано, что князей при Игоре было трое: Всеволод-брат, Владимир

Игорьевич-сын и Святослав Ольгович, племянник Игоря и Всеволода из Рыльска.

Плюс сам князь Игорь получилось четыре, вот они то и считаются этой солнечной

Вторая версия так себе, физическая и более современная, мол, это такой очень

редкий эффект, когда на Небе Солнце и еще четыре его отражения рядом же.

При этом чтобы из пяти получить четыре, они говорят, что одно отражение(пятое)

находится за горизонтом.

По-моему, они сами за горизонтом здравого смысла из блохи голенище кроят.

Солнце встает быстро, и эта версия сразу лопнет, если пятое отражение Солнца

появится до того, как тучи прикроют Солнце в их воображаемых фантазиях.

И потом здесь нет поэзии и логики, а в отгадке есть.

Бог Слово написал об этом очень поэтично.

То же самое и с первой версией.

Я уже говорил, что сначала появилось Слово о полку и Карамзин его прочёл, а уже

затем появилась Ипатьевская летопись, которую он сам и «нашел» и в которой Гзак

и Кончак это половецкие ханы, а это задница и конец-смех Христов над половцами и

этими учеными, более похожими на деревянных солдат Урфин-Джюса.

Вот в этой летописи ученые и откопали четвертое Солнце-Святослава Ольговича,

которого нет у Христа и которого и вовсе не было.

Кто такой «Святослав Ольгович» по истории урфин-джюсов?

«Сын Олега Святославича Новгород-Северского»

Но дело в том, что у Христа в Слове –Игорь Святославич и Всеволод Святославич это

дети Святослава Грозного в Слове, который жив и находится на Киевском троне.

А этого братка, Святослава Ольговича, хотят им приделать совсем от другого

запутаешься в их буреломе, двоюродным братом
;
;он считается, кажется.

И всё это против очевидной истины и против Христа, который неоднократно называет

Игоря и Всеволода сыновьями Святослава Грозного, а его их отцом.

Не говоря уже о том, что ни в Ипатьевской, ни у этих ученых нет Самого Христа-

Автора Слово о полку Игореве и Главного Действующего Лица Слова.

черные тучи с моря идут,
хотят прикрыть четыре солнца,
а в них трепещут синие молнии.

Для него и так всё ясно.

Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра.
Чтоб четыре солнца не сверкали,
Освещая Игореву рать

Четыре Солнца это у него четыре шатра.

Про само Солнце он забыл.

Хмары чорныя йдуць з мора.
Сонцы два прыкрыці хочуць,
Як дзве ясныя заранкі,
А во ў хмарах гэных чорных
Ззяюць сінія маланкі.

Солнца всего два и две хмары.

Тучи движутся,
черные,
безмолвные,
и трепещут в тучах
синие молнии.

Тучи не безмолвные, потому что это не только тучи.

чръныя тучя с моря идутъ-

это идут тучи на Небе со стороны Днепра, который Христос называет

морем, потому что Днепр в этом месте широк, как море.

И эти же черные тучи это- половцы, которые идут от туда же.

хотятъ прикрыти 4 солнца-

Тучи на Небе хотят прикрыть Солнце на Небе, а тучи половцев, оставшиеся 3 Солнца.

Князь Игорь, князь Всеволод, князь Владимир Игорьевич.

Кроме всего прочего, у князей шлемы будут сверкать на Солнце, потому что обиты

орнаментом из позолоченной меди.

Потом в поэме появятся и два месяца.

Темно бо бе въ 3 день:
два солнца померкоста,
оба багряная стлъпа погасоста
и съ ними молодая месяца,
Олегъ и Святъславъ

Теперь два Солнца это-Христос и князь Игорь, они в крови.

Христос на Кресте, Игорь раненый в плену.

Слово «Стлъпа»-центральное для произведения, по количеству слов до него и после,

что конечно, Христос сделал не случайно.

Христос на Кресте-это Центральное Событие для всего человечества.

Молодые месяцы Олег и Святослав-это малые детки Игоря, которые в бою участия не

А нам принять надо, чтобы повоевать на стороне Христа!

Источник

Хотят прикрыть четыре солнца что это

выступая за христиан против полков нечестивых.

Князьям и дружине Слава!

Поэт и Боян, как бы состязаясь между собой, слагают зачины «песен» о походе князя Игоря против половцев в 1185 году… Но мы не должны забывать, что Бояна давно уже не было в живых и что, вполне возможно, фрагменты его «песен» сочинил Поэт — в стиле «замышления Бояню». Сравнение авторского зачина с зачинами «под Бояна» — это сравнение «старого» (XI в.) и «нынешнего» (XII в.) времён в песнетворчестве Руси, — разумеется, с точки зрения Поэта.

Поэт дал два варианта запева «под Бояна» и каждый предварил кратким вступлением.

Первый вариант: «Пети было песнь Игореви, того внуку: «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая, — галицы стады бежать къ Дону великому» («Так бы пел ты песнь об Игоре, внуке Трояна: «Не буря соколов занесла во поля широкие, а галочьи стаи, летящие к Дону великому»). Из поэзии Бояна до нас не дошло ни строки, и поэтому мы не можем однозначно ответить на вопрос: сочинил ли Поэт стихи «Не буря…» сам в качестве типичного образца бояновского творчества или взял их у Бояна? Равно вероятны оба ответа: в стихах нет ни приметы нового времени, ни языковой особенности, о которой можно было бы сказать, что к концу XII века она вышла из употребления или что в XI веке она ещё не существовала.

Запев воспринимается как отрывок из былины. Может, потому с него и начал Поэт. Здесь виден важнейший источник бояновского искусства — народное творчество. Отрицательный параллелизм и постоянные эпитеты («поля широкие», «великий Дон»), иносказательные значения «сокола» и «галок», видимо, восприняты из фольклора. «Галки» — это, как следует из текста, половцы. «Соколами» названы русские воины, несмотря на то, что в битве, которую воспевает «воскрешённый» Боян, они будут жестоко разгромлены.

В логической структуре отрицательного параллелизма мне видится один из типов предложения, соответствующий мифологической системе мышления двоичными противоположностями. Поскольку отсутствует противительный союз, то вторая часть предложения (…галицы стады бежать…) выглядит самостоятельной, грамматически будто бы не связанной с первой. Однако в частице «не», в паузе перед словом «галицы» и в ударении на глаголе «бежать» обнаруживает себя авторская мысль, побуждающая ответить на вопрос: если не буря, то что же погнало «соколов» через широкие степи? Причина далёкого полёта «соколов» Игоря, воспеваемого в духе Бояна, проста: враг бежит «к Дону великому», и, значит, его надо догнать и уничтожить. Воины, подобно соколам, подчиняются инстинктивным побуждениям, таково единство языческого мировосприятия: и птица (зверь) и человек действуют по общему стенотипу, будучи в сознании Бояна единосущностными частями Природы.

Очевидно, в предложении «Не буря…» лишь одно суждение, выраженное бессоюзным сложносочинённым предложением, в котором поведение соколов («своих») противопоставлено поведению галок («чужих»).

Второй вариант запева «под Бояна» можно, пожалуй, считать подражанием ему, сочинённым Поэтом:

Эта «песнь» имеет очевидную связь с походом Игоря против половцев: назван сам Игорь, его брат Всеволод, их отчество, их вотчинные города, Путивль, дружина которого была в войске Игоря. Если какие‑то слова и выражения взяты «из Бояна» (чего нельзя, разумеется, исключить), то и тогда «запев» резонно считать произведением Поэта, а не Бояна.

Запеву предшествует вступление Поэта: «Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь вн^че» («Или так бы надо было петь тебе, о Воян, Велеса вещий внук»). Значит, «песня», следующая за вступлением, будет иллюстрацией не народных истоков творчества Бояна, а его божественного дарования. Как видно по запеву, он получил от Велеса редкий поэтический талант «петь» просто, выразительно, звучно. Его воображение охватывает огромные пространства и соединяет в цельную картину близкое и далёкое. В фокусе бояновского изображения — князь Игорь. Поход ещё не начался, а он уже уверен в своей победе и думает о её сладких плодах. Ведь звон славы в Киеве — лишь эхо победного ржания его коней за Сулой, в Половецкой земле. Он, возможно, предвещает новую победу — овладение киевским престолом. Похоже, ради этой цели и созывают воинов трубы Ольговичей. И какой отклик, какое повиновение! Мгновенное, божественно–величественное: трубы ещё трубят, а путивльская дружина уже готова к походу. Гордым, грозным соколом виделся бы Бояну князь Игорь в этот момент. Боян так и «пишет» его образ, хотя «знает», что он потерпит сокрушительный разгром. Пером Бояна и в XII веке управлял бы языческий стереотип прославления своего князя.

И эта героическая «песнь» основана на логике двоичных противопоставлений: «Кони ржут за Сулою — звенит слава в Киеве. Трубят трубы в Новгороде — стоят полки в Путивле». Оппозиция «близкое — далёкое» выражена только интонационно, а морфологически обе части стихов вполне самостоятельны.

Основной смысл монолога Всеволода — ода Игорю и своей дружине. Кровное родство — фундамент союза Игоря и Всеволода и причина славословия младшего брата старшему. Дифирамб курянам насыщен гиперболами, возвеличивающими воина–профессионала, каким и был дружинник. Он идеальный боец, с детства закалённый и обученный ратному делу. Его цель — добыть себе честь, а князю — славу. Это поэтически возвышенное определение не соответствовало действительности. И тогда войны не были только ристалищем славы. Князья предпринимали их прежде всего ради захвата военной добычи, укрепления государства и власти. Бояну это, разумеется, было известно, но он как бы не замечал практических интересов и воспарял ввысь, возвеличивая славу и удаль.

По запевам видно, что сутью «замышления» Бояна является создание идеальных образов русских князей и воинов. Он изображает их безупречными героями даже тогда, когда их дела требуют критики. Этой задаче соответствует интонационный строй, доминанта которого — гиперболизированное восхваление «своих».

Сам Боян, разумеется, не взялся бы воспевать поход, закончившийся разгромом русского войска. Это взорвало бы изнутри «замышление»: похвала зазвучала бы насмешкой, которая становилась бы все очевиднее и злее по мере развития трагического сюжета. Образцы песен «под Бояна» Поэт поместил в «Слове», чтобы продемонстрировать ограниченность диапазона бояновекой Лиры и показать, почему он отказывается петь по его «замышлению». Вместе с тем Поэт восхищался его талантом, а потому исполнил запевы на высоком художественном уровне.

Источник

Солнечная символика (четыре Солнца) в «Слове о полку Игореве», ее роль в раскрытии идейного замысла произведения

Разделы: Литература

Слайд № 1.

Название темы.

Цели:

Методические приёмы: использование технологий критического мышления, интерактивных форм обучения; индивидуальная и групповая работа, создание проекта, словарная работа, аналитическая беседа.

Оборудование: выставка книг с переводами «Слова о полку Игореве» Д.С. Лихачёва, В.А. Жуковского и других русских поэтов, презентация, мультфильм (отрывок).

Слайд № 2.

«Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
Д.С.Лихачев

Ход урока

Введение в тему (слово учителя).

Слайд № 3. Солнце? Что для Вас значит Солнце? Ответы обучающихся.(Повторили написание синквейна). Солнце.

Теплое, золотое.
Согревает, будит, ласкает.
Солнце – это жизнь!
Звезда.

Тема сегодняшнего урока «Солнечная символика (четыре Солнца) в «Слове о полку Игореве», ее роль в раскрытии идейного замысла произведения.Постарайтесь определить цели нашего урока. (Ответы обучающихся). Сегодня мы, исследуя солнечную символику «Слова. », на примере главных героев произведения должны разобраться, как влияет природа на судьбы и характеры людей, насколько они связаны с солнцем, определить роль солнечной символики в понимании идейно-эстетической сущности литературного памятника.

I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить обучающихся к активной деятельности на уроке.

Какие вопросы можно поставить к теме нашего урока до её изучения? (Ответы обучающихся). Почему 4 солнца? Кто эти 4 солнца? Символом чего является солнце в «Слове…»? Влияет ли солнце на судьбы героев? Как? и др.)

Вот на эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся с Вами ответить.

Слайд № 4. Сколько раз в «Слове…» упомянуто солнце? (7 раз). Подтвердите текстом.

Солнце как небесное светило упомянуто автором 5 раз:

— Тогда Игорь воззрел на светлое солнце, Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых (с. 5);

— Тогда вступил князь Игорь в златое стремя И поехал по чистому полю. Солнце дорогу ему тьмой заступило (с. 8);

— Но уже для Игоря-князя солнце свет свой утратило (с. 32);

— Ты, светлое, тресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей, Что в безводной степи луки им сжало жаждой И заточило им тулы печалию?» (с. 39);

— «Солнце светится на небеси — Игорь князь в Русской земли» (с. 44).

А в каком еще значении в поэме упоминается Солнце? (Подтвердите текстом).

В поэме солнце упоминается дважды в сугубо символическом значении (обозначение князей):

— Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, И в них трепещут синие молнии. (С. 12);

— Два солнца померкли, Два багряных столпа угасли, А с ними и два молодые месяца, Олег и Святослав, Тьмою подернулись. На реке на Каяле свет темнотою покрылся (с. 25).

ВЫВОД: Используя яркие изобразительные средства, образ солнца, автор рассказывает о реальных событиях 1185 г., которые описаны в двух летописях (Лаврентьевской и Ипатьевской).

Слайд № 5. Солнечное затмение застало младших князей Ольговичей (Игоря с родственниками) на берегу Донца. (?) Это было предостережение для выступившего в поход князя Игоря, который, невзирая на затмение, решает продолжить поход (Игорь «въступи. въ златъ стремень и поѣха по чистому полю»).

Слайд № 6. Сколько раз автор описывает солнечное затмение в «Слове»? Дважды: в начале описания похода Игоря и после его встречи со Всеволодом.

Вывод. Ошибка, совершенная Игорем, как бы удваивается.

Слайд № 7. Итак, Игорь, получив предостережение, что противопоставляет ему? Чтение текста. «Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

В Киевской Руси предвестниками чего считались солнечные и лунные затмения? Это недобрые предзнаменования, предвестники беды, отрицательные знамения.

Историческая справка (сообщение обучающегося). Солнечное затмение в Древней Руси было знаковым явлением. Поэтому все солнечные затмения попадали в летописи. В том числе и солнечное затмение 1 мая 1185 г. во время похода Игоря Святославича на половцев. В судьбах черниговских князей «солнечного рода» Ольговичей затмение играло особую роль. За сто лет, предшествовавших походу Игоря Святославича, было 12 солнечных затмений, которые совпали с годами смерти 13 черниговских князей.

Слайд № 9. В «Слове…» уподобляются солнцу все князья. ПОЧЕМУ? Солнце – символ княжеской власти. Князья называются в «Слове…» потомками бога солнца, Даждь-Бога, в те времена считалось, что каждый княжеский род ведет свою родословную от того или иного небесного светила; также в «Слове…» используется эпитет «златой» (золото — устойчивый символ солнца), который применяется в «Слове…» только к предметам, принадлежащим князьям.

Слайд № 10,11. Кто же из князей, изображенных в «Слове…», является самым ярким Солнцем? Великий киевский князь Святослав. Эта запись станет центральной в «кластере«. Обосновать свое размещение князей в кластере. (Кластер (гроздь)—это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке. В центре находится «звезда» — это главное, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы).

Слайд № 12. Сообщение группы исследователей. Автор назвал в «Слове…» более тридцати князей, собирательно семь или восемь, намеками еще троих; всего же сорок князей и четыре княгини, а если подсчитать и суммировать повторительные упоминания (Игорь назван, например, тридцать три раза), то получим следующий результат: в поэме представлено восемь поколений княжеского сословия около ста раз! И ни одной генеалогической ошибки, ни одного невпопад упомянутого имени почти за двести лет истории Руси!

Слайд № 13. Вспомните сюжет «Слова…». (Ответы обучающихся, работа с картой). Князь Игорь вместе с братом Всеволодом (НАШИМ ЗЕМЛЯКОМ!) князем курско-трубчевским, племянником Святославом Олеговичем князем Рыльским, сыном Владимиром Игоревичем и дружиной, насчитывавшей около 5000 ковуев, двинулись к берегам Дона.

Слайд № 14. Первая встреча с половцами окончилась победой русских воинов. Вторая – поражением. На берегах Каялы Игорь был окружен нахлынувшими со всех сторон ордами половцев. Большая часть воинов легла на поле битвы, а князья с остатками дружин (15 человек) взяты в плен. Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира.

II стадия – осмысление, ее цель – продолжить аналитическое чтение научных (исторических) текстов, получение новой информации.

Слайд № 15.

Проследим по тексту. Автор говорит: «Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца…», почему четыре? Работа в группах. Обучающиеся рассказывают о выступивших в поход четырех князьях-светилах, которые в «Слове…» уподоблены Солнцу.

Слайд № 16.

Слайд № 17.

Слайд № 18.

Личное бесстрашие Всеволода вдохновлявшее всех курских воинов-дружинников и ополченцев, которые были окружены половцами после того, как черниговские ратники дрогнули, открыв брешь в обороне русских, было подтверждено в первую очередь Игорем Северским: ведь это он устремился на помощь брату, но в этот момент был ранен в руку и схвачен половцами; Всеволод также попал в плен к врагам. Он был «во Олговичех всих удалее рожаемь и воспитаемь и возрастом и всею добротою и мужественою доблестью». Это был человек могучего телосложения и большой физической силы. Всеволод умер в 1196 г.

Многократно в «Слове» Всеволода называют Буй Туром («ярым туром»). Почему? В те древние времена турами звали диких быков — зубров. С ними связывалось образное представление о необыкновенной силе и смелости — говорили: «храбрый, как тур». Применительно к Всеволоду это, видимо, еще означало и самозабвение в бою, яростный настрой на победу, неукротимость богатыря.

Слайд № 19.

Владимир Игоревич, (Владимир Новгород-Северский (род. 8 октября 1170[1]). Сын Новгород-Северского князя Игоря и его жены Евфросиньи Ярославны. В крещении назван Петром. Вместе с отцом, неполных пятнадцати лет от роду, в 1185 году во время битвы, описанной в «Слове…», попал в плен к половцам. Вернулся на Русь через 2 года после побега отца из плена, уже будучи женатым на дочери своего «тюремщика» — половецкого хана Кончака, Свободе, и с маленьким сыном Изяславом.

Слайд № 20.

Святослав Рыльский Святослав Ольгович (1166г.—?) — князь Рыльский, в крещении Борис, сын Олега Святославича Новгород-Северского, племянник Игоря Святославича Новгород-Северского. Он уже в юные годы был воинственным и храбрым воином. С шестнадцати лет участвовал в походах на половцев, совершавших разбойничьи набеги на русские земли и, в частности, на Рыльское княжество, лежавшее на границе с половецкими кочевьями. В 1185 году Святослав Ольгович возглавлял рыльскую дружину в знаменитом походе Игоря Святославича на половцев, после поражения войска, возглавляемого Игорем Святославичем, попал в плен. Дальнейшая судьба неясна. По некоторым предположениям он умер в 1186 году в плену, по другой версии вернулся на Русь и был Курским князем c 1196 года, после смерти Всеволода Святославича. В 1152 г.Рыльск был центром волости Новгород-Северского княжества, которая была населена постоянными жителями-земледельцами.

Слайд № 21.

Каковы были взаимоотношения между кн. Игорем и Буй Тур Всеволодом? Подтвердите текстом. Братья крепко любили друг друга, обращения братьев друг к другу исполнены самых высоких чувств: «Игорь ждет милого брата Всеволода. И сказал ему буй тур Всеволод: «Один брат, один свет светлый ты, Игорь, оба мы Святославичи!»

Игорь любуется храброй удалью брата, гордится его подвигами в бою с половцами. Автор наделяет его чертами былинного богатыря: «Ярый тур Всеволод! Стоишь ты на поле брани, осыпаешь стрелами вражеских воинов, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шеломом, там лежат поганые головы половецкие».

Составьте синквейны о князе Игоре и князе Всеволоде. Например:

Князь Игорь

Храбрый, недальновидный.

Любит, заботится, хочет прославиться.

«С вами, русичи, хочу … голову свою сложить…»

Сын своей эпохи.

Буй Тур Всеволод

Доблестный, самоотверженный.

Сражается, ранен, пленен.

«Где сверкнет золотой шлем его, там лежат головы половецкие».

Русский богатырь.

Беседа после услышанного:

– Что вы уже знали, о чем мы говорили на предыдущих уроках о князьях? Что новое узнали? Что удивило, взволновало? (Ответы обучающихся).

Слайд № 22.

В «Слове..» после поражения князя Игоря звучит «золотое слово». Кто же его «изронил»? Почему «золотое»? Текст. (Ответы обучающихся). Святослав – киевский князь, государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства. Золотой цвет – символ солнца, княжеский цвет.

Слайд № 23.

В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? «На врага не вовремя напали», «ваше сердце: закалилось в буйстве самочинном».

— К чему призывает Святослав русских князей? К объединению. Постоять » за Русскую землю, за Игоревы раны». Себя он сравнивает со старым соколом, который «никому не даст гнезда в обиду».

ВЫВОД: Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «черным вороном» — символами врагов-половцев. Образы князей в поэме, с одной стороны, идеализированы, но с другой, автор «Слова. » осуждает тех из них, кто разжигал междоусобные конфликты, стремился к личной власти и славе, забывая о том, что главной заботой князя должна стать независимость и безопасность его земель от внешнего врага. Пламенный призыв автора «Слова…»: «Загородите полю ворота!», обращенный к русским князьям, оставался актуальным на протяжении долгих лет после 1185 года.

Слайд № 24.

Почему тресветлое? В словосочетании «тресветлое солнце» отразилось народное (языческое) представление о солнце, имеющем три разных света: утренний, дневной и вечерний.

Слайд № 25,26.

Слайд № 27

Ярославна не может понять, почему же солнце, для всех такое благодатное, жестоко наказало Игоревы войска: «Всѣмъ тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладѣ вои?» Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.

Отрывок из мультфильма.

Слайд № 28.

Сразу после того, как Ярославна произносит заповедные обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу (Как?) Игорь бежал из плена.

Слайд № 29.

Вывод. В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Рассмотренная система образа-символа Солнца позволяет яснее видеть в «Слове» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы рисует живой, потрясающий образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова» как призыв к ее защите от внешних врагов». Через символику в произведении мы узнаем мир героев, их восприятие окружающей среды, их мировоззрение и веру. Образы-символы «Слова…» подчинены основной идее –

Слайд № 30.

“Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России.

Слайд № 31. В чем актуальность «Слова…»? Прошло почти тысячелетие после написания «Слова…», но оно не теряет своей свежести, мудрости, пленительности и значимости. Это бессмертное произведение русской литературы. Его можно сравнить с египетскими пирамидами, о которых говорят: все боится времени, и только время боится пирамид.

Обращение к эпиграфу урока. “Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова…”. Вот почему значение “Слова…” так безмерно выросло в наши дни. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей Родине” (Д.С. Лихачёв)

Слайд № 32. А знаете ли Вы? (О строительстве памятника в Курске).

Итоги урока: Оценка деятельности обучающихся.

Слайд № 34. Рефлексия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *